Срок избрания по конкурсу и срок трудового договора

Обновлено: 18.04.2024

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности .

Комментарий к статье 18 ТК РФ

Комментируемая статья конкретизирует одно из оснований возникновения трудовых отношений, перечень которых предусмотрен ст. 16 ТК: конкурс и трудовой договор.

Должности, замещаемые по конкурсу, предусмотрены в законе, ином нормативном правовом акте или в уставе (положении) организации. В этих случаях трудовому договору предшествует избрание по конкурсу. Если работник, подлежащий избранию по конкурсу, не избран, то с ним нельзя заключать трудовой договор. Заключение трудового договора при отсутствии конкурса, требуемого по закону или в соответствии с иным нормативным правовым актом, уставом (положением) организации, не влечет возникновения трудового отношения.

Конкурсы проводятся на замещение:

старших, ведущих, главных и высших вакантных государственных должностей федеральной государственной службы, учреждаемых федеральными органами государственной власти или их аппаратами, иными государственными органами, образованными в соответствии с Конституцией РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"); всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должности декана факультета и заведующего кафедрой; должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами; должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, (см. коммент. к ст. 332);

должностей заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников научно-исследовательских учреждений (Постановление Президиума АН СССР и ВЦСПС от 14.12.1962 "Об утверждении Инструкций о порядке замещения должностей научных работников и об аттестации старших инженеров научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий, высших учебных заведений, министерств и ведомств").

Замещение должностей по конкурсу может быть также предусмотрено уставом (положением) конкретной организации. В этих случаях работодатель утверждает положение о проведении конкурса на замещение должностей, предусмотренных уставом (положением) организации.

- наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении организации;

- требования, предъявляемые к претенденту на замещение соответствующей должности;

- дата, время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

- адрес места приема заявок и документов;

- перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

- дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;

- способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса.

Вся работа по проведению конкурса и подведению его итогов возлагается на конкурсную комиссию. При подведении итогов комиссия выносит решение простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

С победителем конкурса работодатель заключает трудовой договор. Срок его заключения - не позднее месяца со дня объявления результатов конкурса. Все вопросы, касающиеся конкурса, определяются соответствующими положениями.

Другой комментарий к статье 18 ТК РФ

§ 1. Данная статья предусматривает такое основание возникновения трудового отношения, как акт избрания по конкурсу и заключение трудового договора. Трудовые отношения возникают из сложного юридического состава.

Следовательно, трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации четко определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

§ 2. В результате избрания по конкурсу осуществляется прием на работу:

научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования. В этой связи следует руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и, кроме того, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 6 августа 1999 г. Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования;

руководителей федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г., которым было утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373);

научных работников (главных, ведущих, старших и младших) научно-исследовательских учреждений на основании Постановления Президиума Академии наук СССР от 14 декабря 1962 г. "Об утверждении Инструкции о порядке замещения вакантных должностей научных работников" (Бюллетень Минвуза СССР. 1963. N 3) и др.

§ 3. Следует знать, что замещение по конкурсу также может быть предусмотрено уставом или положением организации. В этом случае работодатель должен утвердить положение о проведении конкурса на замещение должностей, которые предусмотрены уставом или положением организации. Конкурс можно объявлять на вакантные должности. Проведение конкурса возлагается на конкурсную комиссию. Все сведения, необходимые для проведения конкурса, носят гласный характер. Конкурс объявляется в печати не позднее чем за тридцать дней до объявленной в нем даты проведения.

Решение по подведению итогов выносится простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляется протоколом, который подписывают все члены комиссии. С лицом, победившим в конкурсе, работодатель заключает трудовой договор не позднее одного месяца со дня объявления результатов конкурса.

Основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор. В части 2 ст. 16 ТК РФ перечислены особые случаи возникновения трудовых отношений, когда заключению трудового договора предшествует прохождение определенных законодательством процедур. К их числу относится: 1) избрание на должность (ст. 17 ТК РФ); 2)избрание по конкурсу (ст. 18 ТК РФ). В указанных случаях имеет место сложный состав возникновения трудового правоотношения, который представляет собой совокупность юридических фактов, происходящих в определенной последовательности, главным из которых является заключение трудового договора. А какие правовые последствия влечет неизбрание на должность? Попробуем разобраться.

Полетаев Ю.Н.,
доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА

особые случаи возникновения трудовых отношений

Статья 17 ТК РФ не называет конкретные случаи, при которых для возникновения трудовых отношений необходим сложный фактический состав - трудовой договор и акт избрания на должность. Главное условие для возникновения трудовых отношений в этом случае - это возможность выполнения определенной трудовой функции лишь на основе избрания на соответствующую должность. Такому избранию обычно предшествует согласие гражданина выставить свою кандидатуру на выборах.

Случаи и порядок возникновения трудовых отношений на основании трудового договора в результате избрания на должность могут быть установлены нормативными правовыми актами самого различного уровня - законом, иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации, в которых предусматриваются соответствующие выборные должности.

Статьей 17 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" предусмотрено положение, согласно которому текущее управление производственным кооперативом осуществляет председатель кооператива, который избирается на общем собрании членов кооператива.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент) избирается общим собранием участников общества на тот срок, который определен его уставом. Затем между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, заключается трудовой договор. От имени общества он подписывается председательствующим на общем собрании участников общества или тем участником общества, который уполномочен на это решением общего собрания.

В силу ст. 20 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон от 22.08.96 № 125-ФЗ) заключению трудового договора с деканами факультетов, заведующими кафедрами образовательного учреждения высшего профессионального образования предшествует избрание их на соответствующую вакантную должность.

В соответствии с уставами высших учебных заведений выборы ректора проводятся на общем собрании (конференции) работников, а затем Министерство образования и науки заключает с ним трудовой договор на указанный срок.

Избрание на должность служит основанием для занятия должности в руководстве профсоюзных организаций разного уровня с освобождением от основной работы. Круг должностей и порядок избрания определяется уставом профсоюза (объединения профсоюзов), положением о первичной профсоюзной организации.

На основании ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, которые предшествуют заключению трудового договора с руководителем организации: проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия предшествует прохождение конкурса.

Условие о проведении конкурса и избрания на должность, предшествующих заключению трудового договора с руководителем, может быть предусмотрено также региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, такое условие может быть закреплено в учредительных документах организации. От имени работодателя трудовой договор заключают:

  • с руководителем казенного предприятия - федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления;
  • с руководителем унитарного предприятия - собственник имущества унитарного предприятия;
  • с руководителем иной коммерческой организации, а также некоммерческой организации - высший орган управления этой организации.

категории работников и должности, подлежащие замещению в порядке избрания по конкурсу

Эффективная оценка трудовой деятельности работников является основой целого ряда процедур: приема на работу, перевода внутри организации, увольнения, зачисления в состав резерва на выдвижение, морального и материального стимулирования, применения санкций, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации труда, приемов и методов работы, улучшения структуры управленческого аппарата организации.

Одним из центральных вопросов при проведении различных видов оценки работников (испытание при приеме на работу, аттестация, конкурсный отбор, квалификационный экзамен и др.) считается вопрос о том, что оценивать. Иначе говоря, необходимо определить круг критериев и качеств, подлежащих оценке для каждого работника. Первое, на что следует обратить внимание, - это качества работника, подлежащие оценке (профессиональные, деловые).

Один из видов оценки работников связан с конкурсом. Конкурс есть не что иное, как соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшую работу (ее показатели, результаты). Конкурс является особым порядком подбора работников на определенные должности согласно решению соответствующего коллегиального органа (ученого совета, конкурсной комиссии и т. п.). Решение данного органа об избрании на должность по результатам конкурса обязательно для исполнения работодателем и является основанием для заключения трудового договора.

В соответствии со ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. При этом рецшаются вопросы о процедуре создания конкурсной комиссии, процедуре голосования и др. Следовательно, избрание по конкурсу служит основанием возникновения трудового отношения, когда работник претендует на занятие должности, подлежащей замещению в таком порядке.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности предусмотрено в отношении:

  • научно-преподавательских работников высших учебных заведений (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой) (ст. 332 ТК РФ; ст. 20 Закона от 22.08.96 № 125-ФЗ);
  • руководителей федерального государственного унитарного предприятия;
  • заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, старших и младших научных сотрудников в научно-исследовательских учреждениях Российской академии наук (приказ Минвуза СССР от 08.01.63 № 14 "О порядке замещения должностей научных работников и об аттестации старших инженеров научно-исследовательских учреждений высших учебных заведений");
  • должностей государственной гражданской службы (Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 01.02.05 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации");
  • должностей в таможенных органах РФ (ст. 11 Федерального закона от 21.07.97 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; приказ ГТК РФ от 28.11.97 № 707 "О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должностей в таможенных органах Российской Федерации, занимаемых на конкурсной основе").

Указанный перечень не является исчерпывающим. Существуют иные федеральные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок избрания на должности отдельных категорий работников, принимаемые субъектами РФ. Эти нормативные правовые акты предусматривают категории работников и должности, которые подлежат замещению в порядке избрания по конкурсу, а также процедуру проведения самого конкурса.

Уставами (положениями) организаций (ст. 18 ТК РФ), как правило, предусматривается избрание по конкурсу руководителей, так как именно на них возлагается ответственность за результаты работы организации в целом.

общие правила избрания по конкурсу

На основе анализа действующих нормативных правовых актов сегодня можно выделить следующие общие черты избрания по конкурсу:
1. Решение об избрании по конкурсу и оценка кандидатов на соответствие предъявляемым требованиям осуществляется коллегиальным органом. В качестве такого органа может выступать конкурсная комиссия, ученый, научно-технический, художественный или иной совет.

Так, согласно п. 6 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. приказом Минобразования России от 26.11.02 № 4114, обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводится на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

2. Решение, принятое коллегиальным органом, является для работодателя обязательным, и он на основании данного решения должен заключить с избранным кандидатом трудовой договор.

4. К участию в конкурсе допускаются только лица, прошедшие предварительный отбор. Требования к тем, кто может быть допущен к участию в конкурсе, определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими соответствующий вид деятельности. Если в ходе предварительного этапа конкурса будет обнаружено несоотстветствие лица предъявляемым требованиям, то его к участию в конкурсе не допускают. Лица, прошедшие предварительный этап и допущенные к участию в конкурсе, становятся кандидатами на замещение вакантной должности.

5. Должность, на замещение которой проводится конкурс, должна быть вакантной, т. е. никем не занята, или срок полномочий по ней истекает.

К примеру, Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (пп. 3, 11) устанавливает одинаковые требования при объявлении конкурса на вакантные должности, а также на должности, по которым истекает срок трудового договора (не позднее чем за два месяца до начала проведения конкурса и не менее чем за два месяца до окончания срока трудового договора). Это позволяет отнести должности, по которым истекает срок, к вакантным.

6. Оценка кандидатов носит формализованный характер, т. е. форма оценки осуществляется на основе представленных кандидатом на замещаемую должность документов.

Так, Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (пп. 12, 13) предусмотрено представление на конкурс программы деятельности предприятия и прохождение тестового испытания.

Обратите внимание! В большинстве нормативных правовых актов общение кандидата с конкурсной комиссией не предусмотрено

Конкурсная комиссия, следовательно, принимает решение о соответствии кандидата на основании формализованных признаков: документов, представленных на конкурс, результатов тестирования, представленной программы деятельности предприятия. В основе оценки лежат такие критерии, как опыт работы, знания, образование, квалификация.

повышенные требования к работникам, занятым общественно значимым трудом. критерии оценки

Трудовой кодекс РФ не содержит ни определения понятия "избрание по конкурсу", ни процедуры его проведения. Более того, не определен круг лиц, в отношении которых конкурс может проводиться, и круг лиц, которые могут быть не допущены к участию в конкурсе. Из статьи 18 ТК РФ только следует, что избрание по конкурсу является основанием для возникновения трудового правоотношения и предшествует заключению трудового договора.

Исходя из действующих отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения по проведению конкурса, становится очевидным, что он проводится в отношении должностей работников, к которым предъявляются повышенные требования при их замещении. Именно сам вид трудовой деятельности предопределяет повышенные требования к кандидатам на замещение соответствующей должности. Научно-педагогическая деятельность, руководство государственным унитарным предприятиям, работа в таможенных органах и т. п. - все эти виды трудовой деятельности, на которых предусмотрено избрание по конкурсу, признаются общественно значимыми для государства и общества. Следовательно, к кандидатам на замещение таких должностей вполне справедливо и законно предъявляются повышенные требования, которые предполагают наличие повышенной ответственности за выполнение должностных обязанностей, ибо неквалифицированное и непрофессиональное осуществление трудовых обязанностей и принимаемые решения могут иметь негативные последствия для работодателя, государства и общества в целом.

Исходя из сказанного выше, определение "избрание по конкурсу" можно сформулировать так: "Избрание по конкурсу - это предшествующая заключению трудового договора организационно-правовая процедура, предусматривающая порядок оценки коллегиальным органом на предмет соответствия определенным требованиям профессиональных и иных качеств кандидата на замещение вакантной должности или должности, по которой истекает срок полномочий".

При избрании по конкурсу целесообразно определять (оценивать) деловую квалификацию (уровень профессиональной подготовки: компетентность и профессионализм, стремление к повышению квалификации) работника. Качества, требуемые от работника, должны определяться с учетом сферы конкретного вида выполняемой работы и соответствующих трудовых обязанностей работника по должности, на которую он претендует.

В Положении о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должностей в таможенных органах РФ, занимаемых на конкурсной основе (п. 2), указывается, что целью конкурса является отбор лиц, способных по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья к службе в системе таможенных органов. Следовательно, появляется еще одно качество - физическая подготовка.

В соответствии с названным актом под "деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Представляется целесообразным при оценке личности кандидата, участвующего в конкурсе на замещение соответствующей должности, рассматривать не его отдельно взятые качества (деловые, в определенных случаях состояние здоровья), а в совокупности. Наличие и преобладание тех или иных качеств при оценке лица в зависимости от должности, на которую оно претендует, будут меняться, но неизменным остается то, что они будут в каждом конкретном случае относиться к категории профессионально важных качеств, т. е. к определенному набору свойств кандидатов на занимаемую должность в порядке конкурсного отбора, обусловленных трудовой функцией по этой должности и необходимых ему для успешного выполнения будущей работы по определенной профессии, специальности, квалификации, должности.

заключение трудового договора с победителем конкурса

С лицом, победившим в конкурсе, работодатель заключает трудовой договор не позднее одного месяца со дня объявления конкурсной комиссией результатов конкурса. Такой договор заключается на определенный срок в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор, заключенный в результате избрания на должность, носит, как правило, срочный характер (не более пяти лет). Следовательно, прекращение такого договора может осуществляться по правилам ст. 79 ТК РФ. Эти правила сводятся, главным образом, к следующему: работник должен быть предупрежден работодателем о прекращении срочного трудового договора письменно не менее чем за три дня до увольнения.

Прекращение действия трудового договора в связи с истечением его срока не влечет применения каких-либо дополнительных гарантий для работника. Следовательно, расторгнуть такой договор возможно в любое время, в т. ч. и в период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске или в период его временной нетрудоспособности.

Прекращение трудового договора в связи с неизбранием на должность (п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) как одно из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон этого договора, применяется при увольнении работника, занимавшего выборную должность, в случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации. При этом следует полагать, что термин "неизбрание" относится к двум предусмотренным ТК РФ случаям, когда трудовые отношения возникают на основании трудового договора:
1) избрание на должность (ст. 17 ТК РФ);
2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ).

Таким образом, основание увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ применяется к выборным работникам, которые не были избраны (по итогам выборов или по конкурсу) вторично на занимаемую ими должность, хотя и претендовали на нее (подавали заявление). Если же выборный работник не подавал заявление для избрания его на занимаемую должность, он увольняется в силу истечения срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон этого договора не потребовала их прекращения.

Увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно только в тех случаях, когда перевыборы проводятся до истечения полномочий (т. е. до истечения срока трудового договора) или после истечения срока трудового договора, когда трудовые отношения с работником фактически продолжались, а в результате проведенных выборов он не был избран на новый срок. При этом должны соблюдаться правила расторжения таких договоров, установленные ст. 79 ТК РФ.

Нередко в объявлениях о приеме на работу указывается, что отбор кандидатов производится по конкурсу. Однако чаще всего такая формулировка применяется для создания имиджа организации. Вместе с тем избрание по конкурсу как одно из оснований для заключения трудового договора является процедурой, регламентированной законодательством. Избрание по конкурсу для замещения вакантной должности устанавливает для работника ряд гарантий, а работодателю позволяет в спорных ситуациях обосновать сделанный выбор.

В настоящей статье рассмотрим, в чем состоят особенности заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу, какими нормами права регламентирован порядок проведения конкурса, в том числе государственных гражданских и муниципальных служащих.

Правовая регламентация проведения конкурса

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. Одно из оснований заключения трудового договора - избрание по конкурсу на замещение вакантной должности (далее - конкурс) (ст. 16 ТК РФ), призванному оценить профессиональный уровень претендентов. По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

ТК РФ не дает общего примерного порядка проведения конкурса. В ст. 18 ТК РФ указано, что для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены:

  • перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;
  • порядок конкурсного избрания на эти должности.

В настоящее время порядок проведения конкурса установлен лишь в отношении отдельных категорий работников и служащих:

  • для педагогических работников - ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114;
  • для государственных гражданских служащих - Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации". Им установлены общие положения о порядке проведения конкурса. Согласно п. 16 данного Указа состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Так, в качестве примера можно привести Приказ ФСКН России от 30.04.2008 N 155 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сроков и порядка работы конкурсных комиссий". В настоящее время таких правовых актов принято более пятидесяти;
  • для муниципальных служащих порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ст. 17 Закона N 25-ФЗ ). Например, Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 20.03.2008 N 67/13 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы администрации Мытищинского муниципального района".

Указанные правовые акты содержат в том числе диспозитивные нормы, которые устанавливают возможность выбора одного варианта из нескольких. В связи с этим рекомендуем работодателям, желающим проводить отбор работников по конкурсу, нанимателям гражданских и муниципальных служащих органов, в которых проведение конкурса для замещения отдельных должностей обязательно, составлять локальные нормативные акты (служебные регламенты) о порядке его проведения.

Порядок проведения конкурса

Большинство правовых актов, регламентирующих данный вопрос, устанавливает примерно одинаковый порядок проведения конкурса. Поэтому определим общую схему его проведения на примере норм, регламентирующих порядок проведения конкурсного отбора для замещения должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях РФ. Отметим, что согласно ч. 2 ст. 20 Закона N 125-ФЗ особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.

Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Напомним, что такие порядок и перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Также следует предусмотреть список должностей, для замещения которых не проводится конкурс. В соответствии с ч. 5 ст. 332 ТК РФ к ним относятся должности:

  • декана факультета и заведующего кафедрой (поскольку согласно ч. 11 ст. 332 ТК РФ эти должности являются выборными);
  • научно-педагогических работников, занимаемые беременными женщинами;
  • научно-педагогических работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Кроме этого, обязательно нужно установить квалификационные требования по соответствующей должности. В силу ст. 331 ТК РФ образовательный ценз для лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности, устанавливается типовыми положениями. Например, согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства N 71 , к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Постановление Правительства от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)".

Может быть также установлен возрастной ценз. Например, по норме ч. 12 ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

При установлении квалификационных требований по различным должностям можно ориентироваться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

В ст. 331 ТК РФ установлен перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке ;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Аналогичный перечень могут предусмотреть в своих локально-нормативных актах и другие учреждения и организации с учетом специфики деятельности.

Итак, проведение конкурсного отбора будет иметь следующие этапы.

  1. Объявление о конкурсном отборе в периодической печати или других средствах массовой информации. Законом, а в случае отсутствия норм локально-нормативным актом руководителем организации определяется и закрепляется лицо, ответственное за такое объявление, а также срок его подачи. Как правило, объявление делает непосредственно руководитель организации (или его заместители).

В п. 3 Положения указано: конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза не менее чем за два месяца до его проведения.

  1. Прием заявлений для участия в конкурсном отборе. Законом или локально-нормативным актом может быть установлена обязанность представить вместе с заявлением документы, подтверждающие личность претендента, его образование, стаж работы, отсутствие заболеваний, препятствующих замещению вакантной должности, и т.д.

Согласно п. 4 Положения прием заявлений осуществляется в течение месяца со дня опубликования объявления о конкурсе. При этом претенденту может быть отказано в приеме заявления в случае его несоответствия квалификационным требованиям по соответствующей должности или нарушения сроков подачи заявления.

  1. Оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, сведений о стаже и т.д. Кроме того, могут проводиться личное собеседование, анкетирование, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой претендуют кандидаты.
  1. Отбор претендентов конкурсной комиссией. В соответствии с п. 6 Положения обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования, с заполнением бюллетеня, образец которого приведен в Приложении к Положению. Прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. Если претенденты получили равное количество голосов, проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета (совета) (п. 7 Положения).

Конкурсный отбор может быть признан несостоявшимся, если не было подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета) (п. 8 Положения).

По результатам конкурсного отбора с работником заключается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу.

Внимание! Государственным гражданским служащим следует руководствоваться, кроме названного в начале статьи Указа Президента РФ N 112, ведомственными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения конкурсного отбора.

Установление испытательного срока лицам, избранным по конкурсу

Согласно абз. 1 ч. 4 ст. 70 ТК РФ лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, испытание при приеме на работу не устанавливается.

Вместе с тем в законодательстве, регулирующем деятельность государственных гражданских служащих, не все столь однозначно. В ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) содержится перечень оснований, при наличии которых при поступлении на гражданскую службу испытательный срок не устанавливается. Избрание по конкурсу в этот перечень не входит. Однако п. 5 ч. 3 ст. 27 указывает, что испытание при поступлении на гражданскую службу не устанавливается в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. В связи с этим существует две точки зрения. Согласно одной из них, поскольку ТК РФ является федеральным законом, положение ст. 70 распространяется и на отношения между нанимателем и гражданским служащим и, как следствие этого, позволяет не устанавливать испытательный срок лицам, поступившим на гражданскую службу по конкурсу. Существует и обратная точка зрения. Об этом свидетельствует, например, анализ положений Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". В частности, п. 10 ст. 24 устанавливает: если гражданский служащий принят на гражданскую службу и замещает должность гражданской службы по результатам конкурса, решение о признании результатов испытания неудовлетворительными представитель нанимателя принимает с учетом мотивированного мнения конкурсной комиссии.

В данной ситуации обратимся к ст. 11 ТК РФ, установившей, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Данная норма действует с 01.02.2002.

В то же время следует обратить внимание на ст. 73 Закона N 79-ФЗ, указывающую, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Эта норма, как и ст. 27 Закона N 79-ФЗ, была принята позднее и вступила в силу с 01.02.2005.

В связи с указанным, учитывая, что Закон N 79-ФЗ вступил в силу позднее, нежели ТК РФ, и допускает, что другие правовые акты, в том числе федеральные законы, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, можно сделать вывод: при приеме на гражданскую службу по результатам конкурса служащему можно установить испытательный срок.

Иначе обстоит дело с заключением трудового договора с муниципальными служащими. Согласно ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса должны быть опубликованы его условия (сведения о дате, времени и месте его проведения, а также проект трудового договора). Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. С кандидатом, отобранным конкурсной комиссией, представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает его на должность муниципальной службы.

Закон N 25-ФЗ не содержит положений о порядке установления муниципальным служащим срока испытания. Поэтому, руководствуясь ст. 11 ТК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, указывающими, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ, считаем, что при поступлении гражданина на муниципальную службу и заключении с ним трудового договора по результатам конкурса применяется положение ст. 70 ТК РФ. То есть наниматель не вправе установить в данном случае испытательный срок.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

Части двенадцатая - пятнадцатая утратили силу с 1 июля 2020 года. - Федеральный закон от 25.05.2020 N 157-ФЗ.

Трудовые договоры, заключенные до 01.07.2020 на неопределенный срок, подлежат приведению в соответствие с требованиями ст. 332.1 (в ред. ФЗ от 25.05.2020 N 157-ФЗ ) до 31.07.2020, а уставы ранее созданных организаций - до 31.12.2021.

Читайте также: