Срок давности по административным наказаниям в виде обязательных работ

Обновлено: 17.05.2024

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.

Постановление судьи о назначении обязательных работ вступает в законную силу и подлежит принудительному исполнению по истечении сроков, установленных ст. 31.1. КоАП РФ.

Возбуждение исполнительного производства до истечения срока на обжалование постановления судьи о назначении обязательных работ не допускается.

В связи с этим особое внимание необходимо уделять наличию на постановлении судьи о назначении обязательных работ отметки о вступлении его в законную силу.

Предъявленный для исполнения исполнительный документ в отношении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должен соответствовать требованиям, установленным ст. 13 Закона.

Постановление о назначении обязательных работ предъявляется по месту жительства или месту пребывания должника. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника – по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

Судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии со ст.ст. 30, 31 Закона.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в постановлении о возбуждении исполнительного производства не устанавливается.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель определяет вид работ и организацию, в которой лицо должно отбывать обязательные работы, разъясняет порядок и условия их отбывания, а также ответственность за уклонение от отбывания данного вида наказания.

Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель разъясняет лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, право обратиться с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются должнику, взыскателю, в суд, выдавший исполнительный документ, и орган местного самоуправления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения, путем выхода по адресу регистрации, проживания, пребывания должника судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо истребовать у должника сведения о месте его регистрации и жительства, месте его работы, учебы, а также контактные телефоны.

Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вручает должнику памятку, в которой разъясняются порядок и условия отбывания обязательных работ, а также предупреждает его об административной ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ).

Также судебному приставу-исполнителю необходимо составить анкету должника, в которой отразить сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны.

Кроме того, должнику рекомендуется предложить сообщить о наличии заболеваний, затрудняющих отбывание административного наказания в виде обязательных работ, а также иные сведения, имеющие значение при отбывании обязательных работ.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.

В случае отсутствия сведений о местонахождении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, судебный пристав-исполнитель объявляет его в розыск в соответствии со ст. 65 Закона.

При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства организует взаимодействие с органом местного самоуправления путем направления письма в орган местного самоуправления о необходимости определения вида и места работы для должника (шаблон письма прилагается).

Судебный пристав-исполнитель согласовывает с органом местного самоуправления вид обязательных работ и организацию, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

При определении должнику вида обязательных работ и организации учитывается его место жительства, график основной работы или учебы, состояние здоровья и иные обстоятельства.

После определения организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы, судебный пристав-исполнитель направляет в данную организацию копии исполнительного документа, постановления о возбуждении исполнительного производства, направления для отбытия обязательных работ, предварительно уведомив администрацию организации о данных должника и согласовав дату приступления к работе.

В срок не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, письменно разъясняет порядок и условия отбытия обязательных работ, ответственность за уклонение от обязательных работ, вручает направление в организацию, в которой данное лицо будет отбывать обязательные работы, а также требование о явке в данную организацию для отбытия обязательных работ.

Судебный пристав-исполнитель приобщает к материалам исполнительного производства копию приказа о приеме лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на работу. Контроль за явкой данного лица в организацию, в которой будет отбывать обязательные работы, осуществляется судебным приставом-исполнителем в день, установленный для приступления к работе, путем выезда в данную организацию и составления акта совершения исполнительных действий, который приобщается к материалам исполнительного производства.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по вызову судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль за отбытием обязательных работ лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в том числе за поведением таких лиц, а также ведет суммарный учет отработанного ими времени.

Судебный пристав-исполнитель контролирует своевременное поступление информации от администрации организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка организации, уклонении от отбывания обязательных работ, количестве отработанных часов.

При этом администрация организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, осуществляет контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ. Администрация организации ежемесячно уведомляет судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов путем направления судебному приставу-исполнителю табеля учета рабочего времени, еженедельно – о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка и незамедлительно – об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В целях контроля за поведением лица, отбывающего обязательные работы в нерабочие дни, исполнительные действия в рамках исполнения указанной категории исполнительных производств могут совершаться также и в нерабочие дни.

Для совершения исполнительных действий в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава или его заместителя, которые незамедлительно уведомляют об этом главного судебного пристава.

В структурных подразделениях судебных приставов составляется график проверок организаций, в которых должники отбывают обязательные работы, который в обязательном порядке утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель осуществляет не реже двух раза в месяц посещение организации для проверки поведения должников по месту работы с составлением акта совершения исполнительных действий. В акте совершения исполнительных действий отражается информация о виде выполняемой должником работы и иные сведения, имеющие отношение к исполнению исполнительного документа.

Учет отработанного должником времени осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с табелем учета рабочего времени, поступившим из администрации организации, в которой должник отбывает обязательные работы. Табель учета рабочего времени приобщается к материалам исполнительного производства. При необходимости дополнительная информация может быть получена посредством телефонной связи.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа о назначении обязательных работ судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.

В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, признания должника инвалидом I или II группы, а также наступления беременности судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику либо его законному представителю право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства суд выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона после отбытия должником установленного времени обязательных работ в полном объеме, что подтверждается табелем учета рабочего времени или справкой организации, в которой он отбывал обязательные работы.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.

Время создания/изменения документа: 03 октября 2013 15:15 / 03 октября 2013 15:18

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиевой А. на постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 7 апреля 2016 г. директор муниципального казенного образовательного учреждения "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - образовательное учреждение) Алибекова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Данное постановление обжаловано Алибековой С.А. в Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от 19 мая 2016 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Алибекова С.А. обратилась с жалобой на указанные судебные акты в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. названные постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиева А., направившая дело на рассмотрение судье, просит об отмене постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., ссылаясь на его незаконность.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив с учетом положений данной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Основанием для привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужил выявленный в рамках проверки, проведенной должностным лицом Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в период с 3 по 11 февраля 2016 г., факт несоответствия педагогического образования работников образовательного учреждения А. и Х. преподаваемому предмету и занимаемой должности.

Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился.

Вместе с тем заместителем председателя суда республики принятые мировым судьей и судьей районного суда решения отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.

Отменяя указанные судебные акты, заместитель председателя суда республики исходил из того, что в ходе производства по делу нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела.

При этом, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, заместитель председателя суда республики, руководствуясь положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратил дело на новое рассмотрение, необоснованно оставив без внимания следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет 3 месяца.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. дела об административном правонарушении, были выявлены 11 февраля 2016 г.

Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 11 февраля 2016 г. и истек 11 мая 2016 г.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На момент вынесения заместителем председателя суда республики 12 августа 2016 г. постановления об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления об отмене вступивших в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении в связи с допущенными процессуальными нарушениями производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при отмене 12 августа 2016 г. по результатам рассмотрения жалобы постановления мирового судьи и решения судьи районного суда производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.

Однако в нарушение указанных выше норм 12 августа 2016 г., то есть за пределами срока давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности, заместитель председателя суда республики, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, возвратил дело на новое рассмотрение мировому судье.

С учетом изложенного постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. подлежит отмене в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г., вынесенное при новом рассмотрении настоящего дела, также подлежит отмене.

При этом оснований для отмены постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в остальной части не имеется.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.

Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Отмена постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

В связи с тем, что срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора МКОУ "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье.

В остальной части данное постановление оставить без изменения.

Постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Обязательные работы — это бесплатные общественно-полезные работы, которые назначаются по решению суда за совершение некоторых административных правонарушений.

В постановлении суда должны быть приведены мотивы назначения именно обязательных работ, а не другого наказания (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28).

Кому могут назначить обязательные работы

На самом деле — никому, если речь о санкции за мирные митинги. Конституционный суд РФ запретил назначать обязательные работы по статьям 20.2 и 20.2.2 КоАП, за исключением случаев, когда противоправными действиями был причинен вред здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.

Однако Постановление Конституционного суда периодически игнорируется судами. Если вам назначили работы по статье 20.2 или 20.2.2 КоАП, это нужно обязательно обжаловать в апелляции, а если не получится там — в кассации.

Кроме того, в ч. 3 ст. 3.13 КоАП указано, что обязательные работы не применяются к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Верхней планки по возрасту нет — то есть по КоАП назначать работы могут даже пенсионерам (если нет инвалидности и других исключений).

Лицо, которому назначены обязательные работы, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от них — в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ (ч. 7 ст. 32.13 КоАП).

Как и когда назначают

Время и порядок прохождения обязательных работ назначает судебный пристав-исполнитель по месту жительства должника. По получении документов из суда он должен возбудить исполнительное производство и вынести постановление, в котором укажет, где, когда и в каком порядке надо отбывать работы.

Как правило, пристав вызывает должника на прием, чтобы вручить и разъяснить постановление, а также заполнить на должника анкету. В этой анкете пристав отразит сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, наличие специальных познаний, медицинских противопоказаний, а также иных сведений, имеющих значение при отбывании обязательных работ. Лучше сходить на прием — возможно, удастся повлиять на выбор работ.

Назначенное наказание также может отобразиться в Госуслугах (но далеко не всегда).

На практике приставы могут не выносить постановление месяцами (бывали случаи, когда работы назначали через полгода-год). На исполнительное производство закон отводит 2 года — если за это время пристав не возбудит его, или вы не успеете пройти обязательные работы по вине пристава, производство подлежит прекращению.

Как проходят обязательные работы

В каких организациях

В постановлении пристава будет указана организация, в которой надо отбывать работы, и дата, не позже которой надо туда явиться и приступить к работе.

Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации (например, фабрики, заводы).

Какие работы

Примерный перечень обязательных работ указывается в приложении к соответствующему постановлению администраций муниципального образования. Как правило в нем — благоустройство территорий, строительство и ремонт дорог, уборка улиц, дворов, парков от мусора, побелка деревьев, уход за газонами, уборка общественных туалетов и свалок, расчистка тротуаров от снега, уход за больными и тому подобное.

Выбрать работы на свой вкус не получится, хотя вы можете сообщить о своих предпочтениях приставу. Исключение:

  • вы не можете выполнять данные работы по состоянию здоровья (о чем имеется медицинское подтверждение),
  • для выполнения данных работ нужны специальные познания, которых у вас нет (ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ).

Что подписывать при приеме на работы

Организация, в которую вас направили, должна издать приказ о приеме вас на работу, ознакомить вас под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии. Никакие другие бумаги обязанности подписывать нет. Заключать срочный трудовой договор с вами организация не обязана. Соглашение о конфиденциальности вы подписывать не обязаны.

График работ

Обязательные работы должны производиться в свободное от работы, службы или учебы время. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить отработать в течение недели меньшее количество часов. График должен быть следующий:

  • до 4-х часов в свободные от основной занятости дни. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 8 часов;
  • до 2-х часов в рабочие дни — после окончания работы, службы или учебы. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 4-х часов;

расписание устанавливает сама организация. Можно попробовать договориться с ней об удобном для вас варианте;

Начальник организации в конце дня делает отметки об отработанных часах в ежедневном табеле. Лучше это проверять — были случаи, когда организация проставляла неправильно и должник потом не мог доказать отработанное.

Условия труда

Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе (ч. 8 ст. 32.13 КоАП РФ).

Закон предусматривает следующие обязанности должника при выполнения обязательных работ (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ):

В нормах об обязательных работах ничего не сказано про то, какие условия труда обязана обеспечить организация. Однако в силу общего запрета на унижающее достоинство человека обращение при применении мер административного принуждения (ч. 3 ст. 1.6 КоАП) и норм Трудового кодекса (ТК РФ), следует требовать, чтобы:

  • организация обеспечила работника необходимой спецодеждой в случае работы, предполагающей загрязнения, особый температурный режим и пр. (ст. 221 ТК РФ). Список работ и требуемой для них спецодежды можно посмотреть в Типовых нормах Минтруда (они обязательные).
  • работы не проводились в ночное время (с 22:00 до 06:00) применительно к категориям лиц, указанным в ст. 96 ТК РФ (родителям-одиночкам детей до 5 лет, несовершеннолетним, др.).
  • соблюдались требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ.

Это позволит вам доказать впоследствии, что ваш отказ выполнять работы был обусловлен уважительными причинами — на случай, если вас будут привлекать к ответственности за уклонение.

По той же причине, если вы не могли выполнять работы по состоянию здоровья — соберите медицинские справки и противопоказания, представьте их копии администрации и приставу, храните их на случай суда.

Окончание исполнительного производства

Организация-работодатель должна сама сдать приставам табели учета, подтверждающие отработку положенных часов. Вы можете предложить передать документы самостоятельно, если хотите ускорить процесс. По получению документов пристав должен закрыть исполнительное производство.

Можно ли выезжать за границу

Сам факт вынесения судом наказания в виде обязательных работ или даже возбуждения исполнительного производства приставом не означает, что вам нельзя выезжать за границу.

Для такого запрета пристав должен вынести отдельное постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации (которое пристав затем передаст в ФМС).

Пока пристав не возбудил исполнительное производство (даже если он не сделал этого спустя год после суда), ограничения на выезд быть не может.

После окончания отбывания обязательных работ запрет на выезд (если его вводили) должны отменить. Правда, информация об этом не сразу доходит до ФМС (может уйти несколько недель), поэтому если нужно срочно уехать, требуйте у приставов ускорить процесс и просите документы, подтверждающие снятие ограничений.

Что будет, если уклониться от работ

Во-первых, за уклонение могут привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП и назначить штраф до 300 000 руб. или арест до 15 суток. Это возможно, только если вы:

неоднократно отказались от выполнения работ или неоднократно не вышли на работы без уважительных причин,

Поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность замены данного административного наказания другим, составление протокола и привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ не освобождают должника от обязанности дальнейшего отбывания обязательных работ. Если по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ назначат арест, судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об отложении исполнения обязательных работ.

Во-вторых, если вы не выходите на обязательные работы, не появляетесь по месту регистрации и не являетесь по вызову пристава, пристав может объявить вас в розыск (ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).

В-третьих, пристав с большой вероятностью ограничит ваш выезд за границу.

О красочном опыте прохождения обязательных работ другими задержанными на акциях вы можете почитать на нашем сайте тут.

установление сроков давности

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

кодекс об административных правонарушениях

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

В отдельных случаях административные санкции могут быть сведены к порицанию (КоАП ст.2.9). К административной ответственности может быть привлечён любой гражданин от 16 лет (КоАП ст.2.3).

Административное наказание

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

исковая давность

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Длящееся правонарушение

длящееся АП

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

штраф ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Читайте также: