Сотрудники фсин россии как субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения

Обновлено: 16.05.2024

1. Право человека на социальное обеспечение в международных европейских актах.

2. Конституционные основы социального обеспечения.

3. Система государственного социального обеспечения.

4. Негосударственные формы социального обеспечения.

5. Понятие права социального обеспечения как отрасли и науки. Значение права социального обеспечения в деятельности ФСИН России.

6. Предмет права социального обеспечения.

7. Методы правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.

8. Система права социального обеспечения.

9. Принципы права социального обеспечения.

10. Источники права социального обеспечения. Специальные нормативные акты ФСИН России как источники права социального обеспечения.

11. Общая характеристика нормативных актов по вопросам социальной защиты инвалидов.

12. Общая характеристика нормативных актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми.

13. Общая характеристика нормативных актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.

14. Общая характеристика нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.

15. Локальные акты как источники права социального обеспечения.

16. Пенсионный фонд Российской Федерации: правовой статус, порядок образования.

17. Правоотношения в сфере социального обеспечения: виды, классификация. Сотрудники ФСИН России как субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.

18. Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению. Осужденные как специальные субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.

19. Общая характеристика процедурных правоотношений в сфере социального обеспечения. Роль Европейского Суда по правам человека в реализации процедурных правоотношений.

20. Понятие трудового стажа и его классификация. Учет трудового стажа при назначении пенсии осужденным к лишению свободы.

21. Общий трудовой стаж: понятие, значение, исчисление.

22. Непрерывный трудовой стаж: понятие, значение, исчисление.

23. Специальный трудовой стаж: понятие, значение, исчисление.

24. Доказательства трудового стажа.

25. Пенсии по старости на общих основаниях. Правила выплаты пенсии осужденным к лишению свободы.

26. Льготные основания для назначения пенсии по старости.

27. Льготные условия, определяющие право на пенсию по старости.

28. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии.

29. Понятие инвалидности, ее группы, причины и юридическое значение.

30. Пенсия по инвалидности от общего заболевания.

31. Трудовое увечье и профессиональное заболевание: понятие, юридические последствия.

32. Пенсионное обеспечение инвалидов.

33. Размер пенсии по инвалидности. Надбавки к пенсии.

34. Пенсия по случаю потери кормильца: условия назначения, круг лиц, обеспечиваемых пенсией.

35. Пенсионное обеспечение сотрудников ФСИН России.

36. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии.

37. Пенсия за выслугу лет: понятие; круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией, условия назначения.

38. Размеры пенсий за выслугу лет. Надбавки к пенсии.

39. Пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу.

40. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией: условия назначения, размеры, надбавки к пенсии.

41. Исчисление пенсий. Состав заработка и периоды, за которые он определяется при назначении пенсий.

42. Повышение пенсий.

43. Перерасчеты пенсий.

44. Обращение за пенсией в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Деятельность территориальных органов ФСИН России в реализации пенсионного обеспечения сотрудников ФСИН России.

47. Выплата пенсий работающим пенсионерам.

48. Общие и специальные правила выплаты пенсий.

49. Понятие пособий и их классификация.

50. Пособие по временной нетрудоспособности: условия назначения, размеры, сроки выплаты, лишение пособия.

51. Пособия гражданам, имеющим детей.

52. Пособия по материнству.

53. Пособие по безработице.

54. Пособие на погребение.

55. Компенсационные выплаты.

56. Права граждан в области охраны здоровья.

57. Обязательное медицинское страхование.

58. Лекарственная помощь.

59. Понятие социального обслуживания и его виды.

60. Организация социального обслуживания.

61. Основные формы социального обслуживания.

62. Содержание детей в детских учреждениях.

63. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

64. Предоставление гражданам протезно-ортопедической помощи.

65. Обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения.

66. Обязательное государственное страхование сотрудников ФСИН России.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации.

2. Функции социального обеспечения.

3. Понятие и виды социальных рисков.

4. Понятие и виды материальных отношений, образующих предмет права социального обеспечения.

5. Понятие и виды процедурных отношений, образующих предмет права социального обеспечения.

6. Особенности метода права социального обеспечения.

7. Принципы права социального обеспечения.

8. Всеобщность права на социальное обеспечение.

9. Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска.

10. Дифференциация социального обеспечения.

11. Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни.

12. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения в России.

13. Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения.

14. Государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.

15. Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления.

16. Возникновение и развитие социального обеспечения в России.

17. Современная концепция реформы социального обеспечения в Российской Федерации.

18. Пенсионная реформа в Российской Федерации.

19. Виды правоотношений по социальному обеспечению.

20. Понятие и виды стажа в системе социального обеспечения.

21. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования и его юридическое значение при назначении трудовых пенсий.

22. Трудовые пенсии по старости.

23. Досрочные трудовые пенсии по старости.

24. Пенсии за выслугу лет.

25. Трудовые пенсии по инвалидности.

26. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца.

27. Обращение за пенсией и порядок ее назначения.

28. Назначение и перерасчет трудовых пенсий.

29. Приостановление, прекращение и восстановление выплаты пенсий.

30. Понятие и виды социальных пенсий.

31. Негосударственное пенсионное обеспечение.

32. Дополнительное материальное обеспечение лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.

33. Пенсионное обеспечение судей и работников прокуратуры.

34. Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.

35. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.

36. Пособие по безработице.

37. Пособие по временной нетрудоспособности.

38. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

39. Государственная система обязательного медицинского страхования.

40. Гарантированная бесплатная медицинская помощь и ее виды.

41. Обеспечение населения лекарственными средствами медицинского назначения.

42. Социальное обслуживание: понятие и виды.

43. Стационарное социальное обслуживание.

44. Протезно-ортопедическая помощь.

45. Понятие и виды государственной социальной помощи.

46. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

47.Соиальное пособие на погребение.

48. Ежемесячные денежные выплаты.

49. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

50. Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Базовый учебник

1. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / под ред. Е.Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

Основная литература

2. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров/ В.А. Агафонов [и др.]; под ред. В. Ш. Шайхатдинова; Урал. гос. юрид. акад. - М.: Юрайт, 2012. - 573 с.

3. Право социального обеспечения: учебное пособие / А. В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2010. - 179 с.

4. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров/ Е.Е. Мачульская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 575 с.

5. Право социального обеспечения: учебник для студ. вузов, обуч. по юрид. спец. / Г.В. Сулейманова. М.: Юрайт, 2011. 559 с.

6. Удалова А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2008. С.190.

Дополнительная литература

7. Акчурин А.В. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 27.

8. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: Юрайт, 2006. С. 201.

9. Собченко О.В. Некоторые правовые проблемы занятости населения в РФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 30.

10. Стрелкова Л.В. Труд и заработная плата на промышленном предприятии. Учебное пособие. М., 2009. С. 351.

Периодические издания

11. Акатнова М. Субъекты права на социальное обеспечение в международных актах и законодательстве России // Социальное и пенсионное право. 2009. № 2. С. 16-20.

13. Гусева Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России // Социальное и пенсионное право. № 3. 2009. С. 9-12.

14. Дубенкова М.Б. Принципы социального страхования от несчастных случаев на производстве // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. №4. С.121-123.

15. Ермаков Д. Негосударственные пенсионные фонды: участие в реализации региональных социальных проектов // Социальное и пенсионное право. 2009. № 2. С. 20-24.

16. Заводчиков Н. Государственное пенсионное обеспечение сотрудников УИС, уволенных со службы и членов их семей: общие положения законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших службу в УИС и членов их семей // Преступление и наказание. 2007. №1. С.37-39.

17. Заводчиков Н. Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении сотрудников и граждан, уволенных из УИС // Уголовно-исполнительное право. 2007. №1. С.16-21.

18. Захаров М. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журнал российского права. № 6. 2009. С. 30-41.

19. Ковалева И., Ушков Ф. Социально-правовая защита сотрудников, пострадавших на службе, и оказание помощи их семьям // Ведомости УИС. 2009. № 4. С. 2-5.

20. Кулаков В. Состояние работы и проблемы социальной защищенности личного состава территориальных органов и учреждений УФСИН России по Уральскому федеральному округу // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. №5. С.14-17.

21. Кулаков В. Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. №1. С.14-16.

22. Мишанова Е.В. Вопросы социально-правовой защиты работников (рабочих и служащих) уголовно-исполнительной системы и членов их семей
// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 3. С.22-27.

Интернет-ресурсы

Нормативные правовые акты

39. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

40. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

41. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 18 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. Ст. 4831.

42. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 06.06.2011, № 23, ст. 3266.

43. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 18 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

44. О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 30 июня 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4920.

45. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в российской федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ // Российская газета. 30 июля 2002.

46. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // Российская газета. 2008. № 4665.

47. Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, обладающим, правом на дополнительную жилую площадь: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817 (в ред. от 25 августа 2008 г.) // Российская газета. 29 декабря 2004.

48. О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 (ред. от 13.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 51. Ст. 6374.

49. О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01 августа 2007 г. № 514 // Российская газета. № 258. 2007.

50. Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 177н, ФСС РФ № 91 от 16 апреля 2008 г. // Российская газета. № 111. 2008.

51. Об утверждении Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2009 г. № 245н // Российская газета. № 121. 2009.

52. Об упорядочении условий оплаты труда работников органов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 25 января 2008 г. № 9 (ред. от 03.02.2009) // Российская газета. № 36. 2008.

53. Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 30 декабря 2005 г. № 258 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 9. 2006.

54. О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 мая 2005 г. № 397 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 25. С. 37-38.

55. О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих: Российская газета: Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 // Российская газета, № 214.

56. Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2012 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца: Постановление Правительства РФ от 25.01.2012 № 4 // Российская газета, 01.02.2012, № 20.

57. О размере выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей в организации отдыха и оздоровления в 2011 году: Приказ ФСИН РФ от 18.05.2011 № 315 // Российская газета, 10.06.2011, № 125.

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Читайте также: