Сотрудник отказался предоставить инн

Обновлено: 19.05.2024

В нашей организации работают иностранные граждане, которые прибыли из визовых стран. В своей стране они имеют аналог ИНН и отказываются его получать в нашей стране. На основании какого закона мы должны обязать их получить ИНН?

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания и в налоговый орган по месту своего нахождения.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Таким образом, факт не обращения иностранного работника в налоговый орган за получением ИНН не свидетельствует о его не присвоении.

Обоснование

Пунктом 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. При этом налогоплательщиками признаются, в том числе физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Сведения миграционная служба должна получать у налогового органа самостоятельно. Исходя из абз. 4 п. 7 ст. 84 НК РФ порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее — Порядок), ИНН физическому лицу присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет в налоговом органе:

  1. По месту жительства
  2. По месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации)
  3. По месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).

ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации или физического лица (п. 12 Порядка).

В соответствии с п. 4 Особенностей постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ. Постановка на учет в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте постановки на учет по месту пребывания и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом также на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ.

Согласно нормам п. 3 ст. 85 НК РФ обязанность сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного работника возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания). Указанную обязанность они должны выполнить в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц (постановки на миграционный учет иностранного работника).

Кроме того, иностранный гражданин, не имеющий ИНН и не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей).

Работник при трудоустройстве предоставил ИНН, который проходил во всех документах в течение двух лет. При сдаче отчета по страховым взносам обнаружилось, что данный ИНН недействителен, на данный момент действующим является другой ИНН. Оказалось, что у работника было два ИНН, один из которых он аннулировал, не сообщив об этом работодателю. Ошибочный ИНН был указан в формах 2-НДФЛ и СЗВ-М.

Что делать с налоговой отчетностью, которая была сдана с неверным ИНН? Если пересдавать, то какая конкретно отчетность подлежит пересдаче? Какие штрафы могут быть наложены на организацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Представление формы 2-НДФЛ с указанием ошибочного ИНН физического лица может повлечь привлечение организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126.1 НК РФ, в размере 500 рублей.

В аналогичном размере ответственность предусмотрена и за представление формы СЗВ-М с ошибочным ИНН.

1. В части налоговой отчетности сообщаем.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ (далее - форма 2-НДФЛ) за этот налоговый период по каждому физическому лицу, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Применяемая в настоящее время форма справки 2-НДФЛ, а также порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.

Согласно разделу IV Порядка в разделе 2 формы 2-НДФЛ в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается ИНН налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе РФ.

Пункт 1 ст. 126.1 НК РФ предусматривает ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

По мнению представителей официальных органов, изложенному в письмах Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/13012, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, представление формы 2-НДФЛ с указанием, в частности, некорректного ИНН физического лица является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое определена п. 1 ст. 126.1 НК РФ.

Одновременно работники финансового и налогового ведомств обращают внимание на положения п. 2 ст. 126.1 НК РФ, в силу которых налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126.1 НК РФ, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Следовательно, если Ваша организация самостоятельно выявит указанную ошибку и представит налоговому органу уточненную форму 2-НДФЛ до момента, когда ей станет известно об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленной форме 2-НДФЛ сведений, то организация - налоговый агент будет освобождена от налоговой ответственности.

2. В части индивидуального (персонифицированного) учета сообщаем.

На основании п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (далее - форма СЗВ-М).

Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, в частности, что за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Ни один из нормативных правовых актов, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, не расшифровывает понятие "недостоверные сведения".

По общему правилу под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов, сведения, не соответствующие действительности.

Таким образом, можно предположить, что к недостоверным сведениям могут быть отнесены фактически представленные сведения, но содержащие неточности (искажения).

С учетом изложенного, на наш взгляд, к недостоверным сведениям может быть отнесено в том числе и указание в форме СЗВ-М некорректного ИНН сотрудника.

В этой связи мы не исключаем, что в случае выявления органом контроля данного факта к Вашей организации может быть применена ответственность, предусмотренная частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Аналогичные разъяснения дают и представители контролирующих органов (смотрите материал: "Приняты поправки в персонифицированный учет и отчетность" (интервью с О. Прыговой, заместителем управляющего Отделения ПФР по г. Москве) (С. Последовская, журнал "Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2016 г.)).

Вместе с тем, как разъясняется в письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Ошибки при оформлении СЗВ-М и их исправление.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

5 апреля 2017 г.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Обязателен ли ИНН при приеме на работу , интересует в первую очередь тех, кто устраивается на новое место. Что по этому поводу говорит трудовое законодательство? Ответ на данный вопрос вы найдете в статье далее.

Свидетельство о присвоении ИНН и обязательные документы при приеме на работу

  • трудовую книжку (при условии, что это не первое место работы);
  • документы об образовании/специализации;
  • паспорт (либо другой документ, удостоверяющий личность);
  • СНИЛС;
  • военный билет (военнообязанным);
  • иные документы и справки (например, о наличии/отсутствии судимости).

Не знаете свои права?

ИНН при приеме на работу в 2017-2018 годах

Итак, законодательно представление ИНН при приеме на работу в большинстве случаев не требуется. Кроме того, данное обстоятельство (отсутствие свидетельства о присвоении ИНН) не является препятствием и для работодателей в деле исполнения ими обязанностей налогового агента.

По этой причине работодателям предпочтительно наряду с обязательными документами запрашивать при трудоустройстве и ИНН во избежание неприятных моментов при взаимодействии с ФНС и внебюджетными фондами.

Заключение

Так требуется ИНН при приеме на работу в 2017-2018 годах или нет? Ответ однозначен: законодательство говорит, что никто, за редким исключением, о котором говорилось ранее, не может требовать от вас при трудоустройстве представления свидетельства о присвоении ИНН. Также при выполнении других обязательных требований отсутствие данного документа не может служить и поводом для отказа в приеме на работу.

Что делать, если работник не предоставил инн?

Т.о. ИНН не является обязательным документом при приеме на работу и сроков когда сотрудник должен его получить тоже нет, он его может не получать вовсе. Поэтому Вы можете смело начислять и выплачивать такому сотруднику зарплату и перечислять в бюджет НДФЛ с нее в налоговую инспекцию по месту регистрации организации.

Справку 2-ндфл не примут без инн: что делать бухгалтеру

пункт 2 Если сотрудник оформляется на работу впервые). А вот относительно ИНН, то такой документ организация для сотрудника запросить в налоговой не вправе. Отсутствие ИНН у работника не может служить препятствием для принятия его на работу.

Возможна ли сдача отчетности сзв-м без инн?


ч. работающие по договорам ГПХ), получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета индексации, в отличие от неработающих пенсионеров. Это новшество является частью антикризисной программы Правительства на 2016 год.
Для возможности оперативного мониторинга информации о таких пенсионерах и введена ежемесячно представляемая в органы ПФР форма СЗВ-М.

Онлайн журнал для бухгалтера

Можно ли сдать расчет по страховым взносам в 2017 году по сотруднику, если у него нет ИНН? Если можно, то как заполнить такой расчет? Может ли ИФНС отказаться принимать расчет при отсутствии ИНН? Что делать, когда у работника два ИНН? Давайте разбираться. Подписывайтесь на бухгалтерский канал в Яндекс-Дзен!

Отчетность по взносам в 2017 году С 2017 года расчет и уплату страховых взносов администрируют ИФНС (гл.
34 НК РФ). С отчетности за I квартал 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно представлять в налоговые инспекции.

Обязательно ли предоставлять инн при трудоустройстве?


9 Порядка, утв. приказом ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/435):

  • по месту жительства;
  • по месту пребывания (при отсутствии у физлица места жительства в РФ);
  • по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физлица места жительства или места пребывания в РФ).

Прием на работу сотрудника без инн и снилс

Штраф за отсутствие инн: казнить, нельзя помиловать?

Более того, в ч. 3 ст.

Какой штраф платит организация если у сотрудника нет инн

Заверение было оформлено в привычном для Минфина эпистолярном жанре от 18.04.16 № 03-04-06/22209. Согласно действующим правилам, все налоговые агенты должны регулярно подавать сведения о доходах физлиц и сумме перечисленного в бюджет налога. Делать это необходимо не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - так написано в статье 230 Налогового кодекса. Подавать сведения необходимо по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 30.10.15 № ММВ-7-11/ Раздел IV документа ясно дает понять, что при отсутствии у налогоплательщика ИНН, соответствующее поле в документе должно оставаться пустым.

Можно ли сдать расчет по страховым взносам в 2017 году по сотруднику, если у него нет ИНН? Если можно, то как заполнить такой расчет? Может ли ИФНС отказаться принимать расчет при отсутствии ИНН? Что делать, когда у работника два ИНН? Давайте разбираться.

Отчетность по взносам в 2017 году

С 2017 года расчет и уплату страховых взносов администрируют ИФНС (гл. 34 НК РФ). С отчетности за I квартал 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно представлять в налоговые инспекции.

Расчет по страховым взносам обязаны сдавать в ИФНС организации или ИП, если у них есть:

  • сотрудники, работающие по трудовым договорам;
  • генеральный директор – единственный учредитель;
  • исполнители по гражданско-правовым договорам – физические лица.

Где в расчете указывают ИНН

Форма единого расчета по страховым взносам на 2017 год утверждена Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551. При его заполнении расчета в некоторых его полях может потребоваться указать ИНН физических лиц, сведения о которых включаются в расчет. Так, к примеру:

  • в приложении 9 к разделу 1 нужно отражать данные об иностранцах, временно пребывающих в России, если с их выплат в 2017 году начисляются взносы на социальное страхование по тарифу 1,8 процента (подп. 2 п. 2 ст. 425, абз. 2 п. 2 ст. 426 НК РФ). По строке 50 нужно указать ИНН иностранцев, выплаты которым в отчетном периоде облагались страховыми взносами;
  • в приложении 1 к разделу 2 указываются сведения на каждого члена крестьянко-фермерского хозяйства (КФХ). По строке 040 нужно указывать ИНН;
  • в подразделе 3.1 раздела 3 расчета нужно указать персональные данные сотрудника, которому выплачивали доход. По строке 060 – нужно указать его ИНН.

ИФНС обязана принять от организации или ИП расчет по страховым взносам даже если у физического лица нет ИНН. Отказать в приеме расчета налоговики не вправе.

ИНН присваивается физическому лицу при первичной постановке на учет в качестве налогоплательщика (п. 9 Порядка, утв. приказом ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/435):

  • по месту жительства;
  • по месту пребывания (при отсутствии у физлица места жительства в РФ);
  • по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физлица места жительства или места пребывания в РФ).

Если несколько ИНН: проблемная ситуация

У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов) (п. 7 ст. 84 НК РФ). Однако в реальной жизни у работников или подрядчиков бывает два (или более) номера. Такое может быть, если, допустим, человек, проживающий в одном регионе и состоит на налоговом учете по месту жительства, приобретает недвижимость в другом регионе. ИФНС по месту нахождения недвижимости, получив сведения о регистрации прав на эту недвижимость, поставит физлицо на учет. Если при этом в базе ИНН номера нет, налоговики присвоят ему еще один ИНН.

Некоторое время был спорным вопрос, обязательно ли указывать ИНН в справке 2-НДФЛ, и какие возможны последствия? Расскажем, как он разрешился.

Двойственный момент

По законодательству работодатель может запросить ИНН у сотрудника при приеме на работу. Однако, в Трудовом кодексе ИНН не внесен в перечень сведений, обязательных для предоставления в отдел кадров при трудоустройстве. Работник имеет право на законных основаниях не предоставлять ИНН работодателю.

В налоговое законодательство регулярно вносят изменения и дополнения. Зачастую, появляются письма и рекомендации, после публикации которых у бухгалтеров и специалистов в сфере налогообложения возникает ряд вопросов. А иногда некорректное заполнение документов влечет за собой начисление штрафов или необходимость повторно сдавать отчетность.

Так, в конце осени 2015 года налоговики опубликовали письмо, в котором речь шла об изменениях при сдаче отчетности по форме 2-НДФЛ. Предполагалось, что ИНН в справке 2-НДФЛ в 2016 году будет обязательным. В разъяснениях говорилось, что при заполнении документа обязательно внесение ИНН в 2-НДФЛ для физического лица. В противном случае сдача отчетности невозможна. Справка без указанного ИНН не пройдет форматно-логический контроль и будет возвращена налоговым инспектором.

Когда сдавать отчетность

Сдавать отчетность по форме 2-НДФЛ за 2016 год нужно будет только в 2017 году. ИНН в 2-НДФЛ за 2016 год сейчас указывать не надо. Специалисты советуют повременить с заполнением справок, ведь до начала отчетного периода могут опять произойти изменения в законодательстве или появятся новые разъяснения.

Отчет по форме 2-НДФЛ сдают в налоговые органы работодатели. Он содержит суммы доходов, полученных работниками в течение года.

Законодательством установлены сроки сдачи отчетности по форме 2-НДФЛ. Когда она содержит данные обо всех доходах и работниках, необходимо подавать ее до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если же работодатель перечислял работнику доход, но при этом НДФЛ не смог удержать, сдать отчетность необходимо до 1 марта года, следующего за отчетным.

ФНС России вводит обязательный контроль наличия и корректности ИНН в справках о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Для компаний это значит, что без ИНН справку инспекция не примет. За отчетность, не представленную в срок, грозит ответственность по статье 126 НК РФ - 200 руб. за каждый документ. Срыв срока весьма вероятен, если учесть, что до недавнего времени указывать ИНН в форме 2-НДФЛ было не обязательно.

Основанием для ужесточения правил проверки сведений в формах 2-НДФЛ послужило письмо Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России от 23.11.2015 № 11-2-06/0733. Документ вводит восемь новых дополнительных правил контроля, из которых выделим два:

Спрашивается, в чем суть проблемы? Дело в том, что законодательство не обязывает граждан ни узнавать свой ИНН, ни сообщать его работодателю при трудоустройстве. Статья 65 ТК РФ не упоминает свидетельство о постановке на учет в инспекции среди документов, которые следует представить, заключая трудовой договор. Никаких рычагов воздействия на работника с тем, чтобы тот узнавал и сообщал свой ИНН, у бухгалтера не имеется.

Времени не так много: 1 марта предстоит сдавать справки 2-НДФЛ по работникам, с которых невозможно удержать налог, 1 апреля - по всем работникам организации.

ИНН или идентификационный номер налогоплательщиков в некоторых случаях работодатели требуют для предъявления при приёме нового сотрудника на работу. Но так как его получение не является обязательным для граждан РФ, возникает вполне логичный вопрос: насколько правомерны подобные требования работодателя?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к действующему в 2017 году трудовому законодательству, а именно к 65-й статье ТК. В указанной статье даётся полный перечень необходимых для приёма на работу документов, которые обязан предоставить в кадровом отделе соискатель вакантной должности.

Что говорит закон?

законодательство

В указанной выше статье ТК в качестве документов, требующихся для трудоустройства, указан:

  • документ, удостоверяющий личность претендента на вакантное место (чаще всего, это паспорт);
  • СНИЛС;
  • военные документы для лиц, подлежащих призыву (военный билет или приписное удостоверение);
  • документы о полученном данным работником образовании; , если таковая имеется у претендента на рабочее место (если человек трудоустраивается впервые в своей жизни, книги у него ещё нет);
  • другие документы и справки (их перечень зависит от конкретной должности, например, будущий сотрудник полиции обязан подтвердить отсутствие у него судимости).


Очевидно, что индивидуального номера налогоплательщика в этом законодательном документе не указано.

То есть, подавляющему большинству трудоустраивающихся граждан предъявлять его не нужно.

В каких случаях необходимо предъявить?

Исключением является трудоустройство на государственную службу. Эта категория работников должна предъявить в кадровом отделе присвоенный ИНН (согласно ФЗ под номером 79, принятому в июле 2004 года).

Документация

Для остальных категорий работников наличие или отсутствие указанного номера не может являться препятствием для трудоустройства.

Некоторая законодательная путаница в данном вопросе связана с предпринимательской деятельностью и деятельностью юридических лиц. Налоговая служба в отдельном письме, составленном в декабре 2015 года, указала на невозможность принятия отчётных сведений при отсутствии ИНН. Но уже в следующем письме под номером БС-4-11/1068, отосланном в январе 2016 года, подтвердилось, что данный документ требовать при приёме на работу необязательно.

Ещё один не до конца ясный момент содержится в Федеральном законе под номером 385, который со второго квартала 2016 года обязывает указывать номер налогоплательщика при отправке отчётов в местное отделение Пенсионного фонда. Такой отчёт подаётся физическими и юридическими лицами ежемесячно.


По указанным выше причинам работодатели предпочитают перестраховываться и требуют номер у всех новых работников при подписании с ними трудовых контрактов.

Такая мера позволяет избежать проблем с налоговой службой и внебюджетными фондами.

документы для оформления пенсии по старости

Доплаты и надбавки к заработной плате в нашей интересной статье.

Все нужные вам сведения об оформлении пенсии вы найдете здесь.

О том, как будет происходить нашумевшее повышение пенсионного возраста, читайте в этой статье.

Что делать, если работодатель требует ИНН?

На текущий момент 65-я статья ТК даёт однозначный ответ: требовать номер налогоплательщика при устройстве на работу нового сотрудника работодатели не вправе. Отсутствие номера не может служить основанием для отказа при заключении трудового договора.

При этом 57-я статья ТК содержит требование указывать ИНН только для работодателей (за исключением работодателей-физических лиц, не являющимися частными предпринимателями). Поэтому работодатель согласно данной статье не имеет права требовать ИНН от будущего работника.

В трудовое законодательство были внесены изменения касающиеся номеров, присваиваемых налогоплательщикам. Они вступили в силу с 1 июля 2016 года, но при этом не коснутся 65-й статьи ТК (разночтения в этом вопросе сохранятся!).

Деловые бумаги

Работник может через информационную систему налоговой службы узнать свой номер. Проблема заключается в том, что отдельным гражданам он не был присвоен. Соответственно, работодатель не может требовать от работника номера, который на деле не существует.

Дело в том, что новый закон, обязывающий получать данный номер, так и не был принят. Поэтому принуждать работника к получению ИНН работодатель не имеет права. Но одновременно с этим налоговая служба изменила порядок подачи деклараций. В 2017 году этот реквизит является обязательным для этой службы. Чтобы избежать проблем с отчётностью бухгалтерия вынуждена требовать соответствующее свидетельство у нового работника.

В этой ситуации работник может принять следующие решения:

  • Получить свидетельство. Если номер присвоен, с этим не возникнет никаких проблем.
  • Отказаться от предъявления номера, так как он не был присвоен.
  • Настаивать на получении номера налогоплательщика работодатель не может. Никаких штрафных санкций за отсутствие номера у одного из работников на юридическое лицо не налагается.

Этот нюанс прямо разъяснён налоговой службой. Если человек отказался от получения номера (написал отказ) или он ему не был присвоен, декларация принимается без указания номера. Никаких последствий от такого заполнения указанного документа для работодателя не будет (штрафа за это действие законодательством не предусмотрено).

Читайте также: