Сотрудник дпс совершил дтп

Обновлено: 19.05.2024

Количество машин на дорогах растет с каждым днем, как и количество дорожно-транспортных происшествий. Авария сама по себе – сильный стресс для водителя, а еще больше неприятных эмоций вызывает оформление ДТП. Важно знать, как правильно поступить в случае происшествия и как должны вести себя на месте аварии сотрудники ГИБДД.

Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД при аварии?

Не все ДТП требуют личного присутствия инспекторов ГИБДД. Когда можно обойтись без них?

  1. В аварии нет пострадавших.
  2. Не повреждено госимущество.
  3. Задействовано не более двух автомобилей.
  4. У участников есть действующие полисы ОСАГО.
  5. Нет споров о виновнике аварии.

Если все эти пункты сошлись, то оформить дорожно-транспортное происшествие можно и без сотрудников инспекции. В этом случае оформляется Европротокол. Если есть разногласия или несоответствия хотя бы одному из пунктов, то для оформления ДТП необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД

Если решено вызывать на место аварии представителей Госавтоинспекции, то они должны оформить аварию по следующим правилам.

  1. Инспектор ГИБДД приезжает на место происшествия.
  2. Осматривает его, принимает необходимые меры по расследованию ситуации. Он обязан опросить свидетелей, оградить место дорожно-транспортного происшествия, если это необходимо.
  3. Производятся все необходимые замеры, составляется схема дорожно-транспортного происшествия.
  4. Заполняется протокол. При этом сотрудник должен заполнять документ предельно внимательно и объективно.
  5. Протокол проверяется участниками и если они согласны с внесенными данными, подписываются ими.

Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
  • Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.

Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.

Порядок оформления аварии сотрудниками госавтоинспекции

После того как инспекторы ГИБДД прибыли на место дорожно-транспортного происшествия, они должны действовать следующим образом:

  1. Осмотреть место аварии и поврежденных транспортные средства.
  2. Опросить участников ДТП об обстоятельствах аварии, записать их данные.
  3. Зафиксировать на фото и составить схему ДТП.
  4. Составить протокол о ДТП.

Такие действия совершаются, когда у водителей нет разногласий по поводу виновника. Если такие разногласия есть, то представители ГИБДД стараются найти свидетелей аварии, а также получить записи с камер видеонаблюдения или видеорегистраторов, если таковые имеются на месте происшествия.

Что обязан сделать сотрудник ДПС при оформлении ДТП?

Правила оформления справки о ДТП сотрудниками ГИБДД

С 20 октября 2017 года справка о ДТП сотрудниками ГИБДД больше не выдается. Вместо нее потерпевшему водителю необходимо будет предоставить в страховую компанию следующие документы:

  • копию протокола об административном правонарушении;
  • копию постановления об административном правонарушении;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Особенности оформления при аварии с пострадавшими

Ситуации, когда во время дорожно-транспортного происшествия страдают люди не редкость. Если такое произошло с вами, неважно являетесь вы виновником или нет, соблюдайте следующий порядок действий.

После всех оформлений сотрудник выдаст всем участникам копию протокола ДТП. Помните, что в нем не должно содержаться никаких выводов о виновнике, так как инспекторы не уполномочены принимать такие решения, за это отвечает судебно-медицинская экспертиза.

Отказ от оформления ДТП

Могут ли сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия отказать вам в оформлении ДТП? Ответ однозначный – нет. Помните, что даже если ваша ситуация попадает под все пункты Европротокола, вы вправе вызвать сотрудников Госавтоинспекции. Они не могут вам отказать на основании того, чтобы в результате аварии автомобилям нанесен незначительный ущерб, так как они не являются экспертами и не могут определить стоимость повреждений на глаз. Нередки ситуации, когда, например, незначительная вмятина приводит к внутренним повреждениям и определить стоимость такого ущерба может только профессиональный оценщик.

Особенности оформления дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД

Если пострадали люди, госимущество или невозможно выявить виновника, то сомнений в необходимости вызова сотрудников Госавтоинспекции не остается. Даже если есть хотя бы минимальные сомнения по поводу ущерба, виновника и других обстоятельств, то лучше все же позвонить в дежурную часть ГИБДД, а не составлять Европротокол самостоятельно.

Конечно, есть свои особенности, которые можно отнести к минусам при оформлении дорожно-транспортного происшествия представителем ГИБДД.

  • Если было совершено административное правонарушение ПДД (а при авариях в большинстве случаев такие нарушения есть), то инспектор обязательно выпишет вам штраф. Если вы решили оформлять все по Европротоколу, то нарушение засвидетельствовано не будет и штраф оплачивать не придется.
  • При вызове сотрудников Госавтоинспекции вы потеряете немало времени. Иногда ожидание затягивается на целый день. При этом водителю покидать место ДТП нельзя.

Нельзя забывать, что сотрудники могут стать свидетелями в случае спорных ситуаций, например, со страховой компанией. Кроме этого, стоит помнить, что в случае обращения по КАСКО, избежать вызова ГИБДД нельзя.

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.

Что вы узнаете из статьи

  • Если покинуть место ДТП по устной договорённости с другим водителем, можно лишиться прав.
  • Страховой легче взыскать ущерб с того, кто покинул место ДТП. То есть водитель рискует также своими деньгами.
  • Оставить место ДТП можно только в четырёх случаях, в том числе если составлен европротокол.

Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав

Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.

Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.

Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД

Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой

Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.

Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.

Что писать в расписке:

  • ФИО, паспортные данные и адреса регистрации участников ДТП;
  • дату, время и адрес места происшествия;
  • краткое описание ДТП;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информацию об ущербе и его оценку;
  • сумму денежной компенсации — числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дату и подписи обоих водителей.

Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Когда можно уехать с места ДТП

Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.

Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав

Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.

  1. Остановить машину и включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки: в городе — за 15 метров от места ДТП, за пределами города — за 30 метров. Не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  2. Убедиться, что нет пострадавших, если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и, если требуется, спасателей.
  3. По возможности привлечь свидетелей и зафиксировать их данные.
  4. Провести фото- или видеосъёмку места происшествия.
  5. Если машины полностью перекрыли движение, сразу после завершения съёмки убрать их с проезжей части.
  6. Если в ДТП не более двух участников — определиться, оформлять европротокол или вызывать сотрудников ГИБДД.
  7. Подробно изложить обстоятельства в европротоколе или в протоколе ГИБДД.
  8. Известить свою страховую компанию о факте ДТП. Европротокол нужно передать в страховую компанию в течение пяти дней. Для получения возмещения ущерба потребуется оригинал европротокола. Если протокол составлял сотрудник ГИБДД, действует трёхлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.

Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.

Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО

Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру

водитель, стаж — семь лет

Случай на дороге. Как водителя, сбежавшего с места ДТП, всё равно признали виновным

Я готовился к юбилею. Мы с сестрой закупили полный багажник продуктов, и прямо в этот багажник въехал автомобиль. Было очень страшно: когда произошло столкновение, моя нога сорвалась на педаль газа, и мы понеслись вперёд. Я с огромным трудом вырулил, машина остановилась прямо перед бензовозом. Виновник ДТП сразу же убежал с места происшествия.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не смогли установить виновника, поскольку не было ни фото, ни видео ДТП, которые бы подтвердили, что за рулём в момент аварии был собственник автомобиля. Из-за этого страховая отказала мне в выплате или ремонте авто.

В общей сложности я потратил почти полгода, чтобы добиться ремонта по страховке. Мне помогли показания свидетеля и тот факт, что виновник не только скрылся с места ДТП, но и игнорировал вызовы полиции. В итоге владельца автомобиля признали виновником аварии. После этого страховая компания согласилась возместить расходы на ремонт. Впоследствии я узнал, что сбежавшего водителя лишили прав.

Министерство внутренних дел Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июля 2003 года N 928


Об утверждении Инструкции по организации работы
по оформлению и рассмотрению материалов
о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими,
выполнению неотложных следственных действий
и оперативно-разыскных мероприятий

Во исполнение требований Уголовно-процессуального кодекса РФ и в целях организации работы по выезду следственно-оперативных групп на места дорожно-транспортных происшествий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области

1. Утвердить Инструкцию по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий (см. приложение).

2. Начальникам горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

2.1. Дать указания руководителям служб ЭКО, ОУР, ГИБДД и дежурной части о проведении инструктажей личного состава и изучении прилагаемой Инструкции с принятием зачетов.

2.2. При поступлении информации из дежурной части УГИБДД в случаях невозможности неотложного прибытия сотрудников специализированного подразделения 5 отдела УОД МОБ ГУВД ответственность за своевременность незамедлительного выезда следственно-оперативных групп горрайорганов внутренних дел на места происшествий возложить на оперативных дежурных горрайорганов внутренних дел.

2.3. О проделанной работе доложить в УОД МОБ ГУВД до 31.07.2003.

3. Приказ довести до личного состава ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Начальник ГУВД
генерал-майор милиции
М.Ваничкин

Приложение
к приказу ГУВД
от 17.07.2003 N 928

Инструкция
по организации работы по оформлению и рассмотрению
материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)
с пострадавшими, выполнению неотложных
следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий


Во исполнение требований норм УПК РФ при поступлении в дежурную часть горрайорганов внутренних дел сведений о ДТП с причинением вреда здоровью гражданам информация должна быть передана в районную ГИБДД и на место происшествия незамедлительно направлен экипаж ДПС.

- определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает "скорую медицинскую помощь"; до ее прибытия или в случае невозможности вызова принимает меры к оказанию первой медицинской помощи и при необходимости организует доставку в медицинские учреждения; выясняет данные пострадавших;

- по прибытии "Скорой помощи" либо при доставлении пострадавшего в медучреждение уточняет у врача предварительный диагноз, который незамедлительно сообщает в дежурную часть УГИБДД и в ОВД по территориальности, а если ДТП произошло на территории, обслуживаемой строевым подразделением ГИБДД, то в дежурную часть строевого подразделения, приняв меры к установлению номера подстанции "Скорой помощи" и медицинского учреждения, в которое направлен пострадавший;

- устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в ДТП, и других причастных к нему лиц, обеспечивает их присутствие на месте ДТП до прибытия СОГ. В случае если водитель скрылся с места происшествия, незамедлительно информирует об этом дежурные части УГИБДД и РУВД для организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий по "горячим следам";

- выявляет очевидцев ДТП и в обязательном порядке записывает их данные;

- принимает меры к сохранности и фиксации следов и предметов, которые имеют отношение к происшествию и в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами;

- докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (следователю, дознавателю) полученные сведения и в дальнейшем действует по его указанию;

- при наличии погибших в результате ДТП по указанию руководителя СОГ через дежурную часть УГИБДД вызывает спецтранспорт для вывоза тел;

- по указанию руководителя следственно-оперативной группы (следователя или дознавателя) оказывает содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств до места их дальнейшего хранения (территориального УВД), при наличии у водителя признаков алкогольного или наркотического опьянения сопровождает его в медицинское учреждение на медицинское освидетельствование;

- организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности это сделать - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств и следов, после чего принимает меры к возобновлению движения;

- выполняет иные действия, предусмотренные Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ N 297 от 20.04.1999;

- о проделанной работе составляет рапорт на имя начальника территориального РУВД (с указанием даты, времени, места ДТП, моделей и государственных номеров участвовавших в ДТП транспортных средств и фамилий водителей, бортового номера автомашины скорой медицинской помощи (при наличии последней на месте происшествия) и наименовании медицинского учреждения, в которое госпитализированы пострадавшие, предварительный диагноз (со слов врачей), а также с указанием о том, перемещались или нет транспортные средства);

- составляет статистическую карточку по дорожно-транспортному происшествию.

2. Начальник дежурной смены УГИБДД, дежурная часть УГИБДД с учетом предварительного диагноза врача "Скорой помощи" о полученных в результате ДТП телесных повреждениях (при наличии у пострадавшего переломов костей (кроме носа и ребер), ушибов головного мозга, повреждений внутренних органов и других телесных повреждений, которые влекут за собой вред здоровью не менее среднего, а также гибель человека) направляет на место происшествия экипаж 5 отдела УОД ГУВД, а также через дежурную часть ГУВД-РУВД-РОВД на место ДТП вызывает техника-криминалиста для выявления и фиксации следов. В случае если водитель с места происшествия скрылся, для организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий "по горячим следам" на место происшествия подлежат направлению сотрудник прикомандированной группы при 6 отделе УГИБДД, а также (через дежурную часть территориального РУВД) сотрудник уголовного розыска, участковый уполномоченный милиции и инспектор по розыску районного ГИБДД.

Если в результате ДТП пострадавшему причинен вред здоровью не более легкого, дает указание инспекторам ДПС ГИБДД о самостоятельном оформлении данного дорожно-транспортного происшествия;

- в случае необходимости направляет на место ДТП сотрудников МЧС, автомобиль-эвакуатор, водолазов и т.д.

- протокол осмотра места происшествия (понятые должны присутствовать с самого начала выполнения следственного действия) - на бланке, предусмотренном приложением N 4 к УПК РФ. В протоколе обязательно должно быть зафиксировано: время суток, освещение, температура воздуха и погодные условия, место осмотра, состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, число полос для движения, наличие разделительного газона и трамвайных путей, дорожных знаков и светофоров, режим работы последних, высота бордюров, наличие разметки, обзорность из кабины водителя, наличие следов торможения, волочения и т.п., наличие осыпей грязи, осколков лакокрасочного покрытия, стекла и т.п., наличие следов соприкосновения транспортных средств с окружающими предметами и бордюрным камнем, наличие пятен крови, обрывков одежды, личных вещей пострадавших на проезжей части и примыкающей территории, наличие автотранспортных средств (модель, госномер, цвет), наличие заградительных решеток и пешеходных переходов.

Транспортные средства, следы торможения, волочения и т.п., пятна крови, положение тела, вещей пострадавшего, осыпи грязи, стекол, средства регулирования дорожного движения, пешеходные переходы привязываются к стационарным неподвижным ориентирам: жилым зданиям, мостовым сооружениям и т.п.

В том же протоколе описываются: транспортные средства с фиксацией явных видимых наружных механических повреждений, производится проверка технического состояния тормозной системы, рулевого управления, колес, осветительных приборов, проводится контрольное торможение на скорости 40 км/ч, о чем делается отметка в протоколе. Если были установлены факты наличия неисправностей тормозной системы или рулевого управления либо техническое состояние тр/средства не проверялось, то в протоколе осмотра в обязательном порядке фиксируются видимые наружные повреждения транспортного средства, наличие материальных ценностей, после чего транспортное средство доставляется к месту хранения (до принятия по нему процессуального решения) - территориальное РУВД-РОВД, где с копией протокола осмотра сдается под роспись ответственному лицу. В протоколе фиксируется информация, полученная от судмедэксперта и техника-криминалиста, после выполнения последними возложенных на них функций по работе на месте происшествия;

- схема, подписанная участниками ДТП и понятыми (ксерокопия рабочего варианта схемы в обязательном порядке приобщается к материалу проверки);

- справка о ДТП с заполнением всех предусмотренных граф, обязательным указанием установленных очевидцев.

Предметы, которые в дальнейшем могут быть признаны вещественными доказательствами, в соответствии с требованиями ч.3 ст.177 УПК РФ подлежат изъятию в ходе осмотра с обязательной фиксацией в протоколе, после чего они на месте осмотра должны быть упакованы, опечатаны и заверены подписями лица, производившего осмотр, и понятых. По возможности должны быть опрошены участники ДТП, очевидцы.

Материал о ДТП незамедлительно предоставляется оперативному дежурному территориального РУВД для регистрации в ЖУИ (рапорта инспектора ДПС о ДТП), при этом на документе указывается дата и номер регистрации, который скрепляется штампом оперативного дежурного РУВД.

В ближайший рабочий день материал о ДТП, в результате которого был причинен вред здоровью граждан, подлежит направлению с нарочным в ГАИ территориального РУВД - для проведения (после соответствующей регистрации) проверки и установления наличия либо отсутствия в действиях участников ДТП состава противоправного деяния (административного либо уголовно наказуемого).

В случае когда в результате ДТП последовала гибель его участников, сотрудником 5 отдела УОД МОБ ГУВД незамедлительно составляется рапорт в порядке ст.143 УПК РФ (приложение N 1 к УПК РФ) на имя начальника органа дознания о выявлении признаков преступления, предусмотренного ч.2 или ч.3 ст.264 УК РФ, после чего материал регистрируется в КУС территориального РУВД и с нарочным передается в УРППБД ГСУ при ГУВД СПб.

4. Оперуполномоченный уголовного розыска при работе по материалу о ДТП, повлекшем причинение не менее среднего вреда здоровью либо гибель его участников, если водитель скрылся с места происшествия, обеспечивает надлежащее оперативное сопровождение уголовных дел данной категории и проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных на:

- выявление и проверку лиц, подозреваемых в совершении преступления,

- установление и укрепление оперативных позиций на СТО, АТП, в частных авторемонтных мастерских, автостоянках, КАС, ГСК,

- установление очевидцев происшествия, а также лиц, причастных к совершению данного преступления,

- совместно с сотрудниками других служб выполняет поручения следователя о проведении иных оперативно-разыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления.

Другие члены СОГ (техник-криминалист, судебно-медицинский эксперт, инспектор по розыску ГИБДД, участковый уполномоченный и т.д.) на месте происшествия выполняют свои функциональные обязанности, направленные на выявление и закрепление всех возможных следов и раскрытие преступления, выполняют (в своей компетенции) поручения руководителя СОГ, о проделанной работе составляется рапорт на имя начальника органа дознания.

5. Инспектор по дознанию ГИБДД РУВД, получив материал ДТП, при наличии в действиях участников дорожного движения признаков нарушения Правил дорожного движения, повлекших указанное дорожно-транспортное происшествие, в соответствии с главами 26-28 КоАП РФ возбуждает административное производство и проводит по нему административное расследование, в ходе которого получает объяснения с участников ДТП и очевидцев, суждение СМЭ о степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавших, при необходимости (а в случае наезда на движущегося или внезапно остановившегося пешехода в обязательном порядке) получает суждение специалиста-автотехника (на базах ЭКУ ГУВД или Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы).

Если в результате административного расследования будут выявлены признаки преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, то в соответствии с п.п.3 абзаца 2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ выносит постановление о прекращении административного производства по делу и передаче материалов по подследственности (в орган дознания, следствие или прокуратуру), после чего в порядке ст.143 УПК РФ (приложение N 1 к УПК РФ) составляет рапорт об обнаружении признаков преступления с указанием допущенных участником дорожно-транспортного движения нарушений пунктов Правил дорожного движения, который регистрируется в КУС территориального РУВД-РОВД.

Если в ходе проведенной проверки инспектор по дознанию ГИБДД РУВД, исчерпав свои процессуальные полномочия, из-за противоречий в показаниях участников ДТП и очевидцев не установит наличие признаков противоправного деяния в действиях конкретного лица - участника дорожно-транспортного движения, рапорт в порядке ст.143 УПК РФ составляется по факту ДТП с участием конкретных водителей - участников данного ДТП. Данные материалы, а также материалы, по которым установлено конкретное лицо, нарушившее Правила дорожного движения, при наличии признаков преступления, предусмотренного ч.1 cт.264 УК РФ, после регистрации в КУС РУВД передаются начальнику органа дознания для незамедлительного поручения сотрудникам отдела дознания УВД.

Если в ходе первоначальной проверки будет установлено, что лицо, нарушившее Правила дорожного движения и совершившее ДТП, которое повлекло причинение не менее среднего вреда здоровью граждан, скрылось с места происшествия, то материал после организации разыскных мероприятий и надлежащей регистрации в КУС подлежит незамедлительной передаче в СУ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица по соответствующей части ст.264 и ст.265 УК РФ (т.к. в соответствии с ч.2 ст.223 УПК РФ дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, а в соответствии с ч.2 ст.151 УПК РФ расследование преступлений, предусмотренных ст.265 УК РФ, отнесено к подследственности органов предварительного следствия) .

Если в ходе проверки будет установлено, что причинен вред здоровью не более легкого, то инспектором по дознанию ГИБДД принимается решение о применении к нарушителю установленных законом мер административного воздействия.

6. Сотрудником ОД РУВД в срок до 3 суток (при необходимости срок проверки может быть продлен начальником органа дознания, но не более чем до 10 суток) должно быть принято решение в порядке ст.145 УПК РФ.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (либо по факту дорожно-транспортного происшествия с участием конкретных водителей) по признакам преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ, и согласования принятого решения с надзирающей прокуратурой дознаватель уведомляет об этом заинтересованных лиц, затем в установленные законом сроки проводит дознание, выполняет все необходимые следственные и процессуальные действия (допросы участников ДТП, свидетелей, осмотр и признание вещественными доказательствами изъятых предметов, а также транспортных средств, назначение и получение заключений необходимых экспертиз (судебно-медицинской, технической, дактилоскопической, автотехнической и др.), при этом с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями экспертиз своевременно (чтобы участники процесса имели возможность как заявить (подозреваемые, потерпевшие), так и рассмотреть (дознаватель) ходатайство по данному следственному действию) должны быть ознакомлены подозреваемые (потерпевшие в случае изъявления желания имеют право на ознакомление с постановлением о назначении и заключением судебно-медицинской экспертизы в отношении них), после чего по делу принимается предусмотренное законом решение: о направлении его с обвинительным актом в суд, о прекращении по основаниям, предусмотренным УПК РФ, либо о передаче в прокуратуру для решения вопроса о направлении по подследственности.

Следователь СУ (ГСУ) проводит по уголовному делу расследование в соответствии с нормами УПК РФ.

Оформление материалов о ДТП данной категории, совершенных на территории Ленинградской области, при поступлении соответствующей информации из дежурных частей ОВД-ГОВД осуществляется сотрудниками СОГ (дознавателем или следователем) территориальных УВД совместно с сотрудниками строевых подразделений УГИБДД, если ДТП произошло на обслуживаемой ими территории, либо с сотрудниками территориальных ОГИБДД. После чего проверка проводится в соответствии с п.п.3-7 настоящей Инструкции.

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Текст документа сверен по:
рассылка

Об утверждении Инструкции по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий

Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.

Что написано о спецсигналах в ПДД

Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении. Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать. Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.

В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.

Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:

  • включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
  • включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
  • специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).

При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.

Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:

    если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал , его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика).

С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.

Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.

Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:

    желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей.

Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:

  • административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
  • уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.

Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?

Не только права, но и обязанности

Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:

Согласно п. 3.1 Правил дорожного движения водители транспортных средств могут воспользоваться правом включения проблесковых маячков и специальным сигналом выполняя неотложное служебное задание. То есть исходя из установленных правил, просто так, без оснований воспользоваться приоритетом на дороге они не могут.

Правомерность пользования мигалками сотрудниками ДПС имеют право должностные лица из структуры МВД, курирующие деятельности ГИБДД и непосредственные руководители экипажей ГИБДД.

Максим Демченко, к. ю. н., заместитель декана по научной работе Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.

Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:

Если будет установлен факт использования служебного транспорта сотрудниками ДПС в личных целях, в том числе с использованием мигалок, то это будет являться поводом для проведения служебной проверки и привлечения виновного к дисциплинарной ответственность вплоть до увольнения. Более того виновный сотрудник может быть привлечен даже к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, например, если в результате неправомерного использования мигалок было спровоцировано ДТП или было остановлено транспортное средство с находящимся в нем тяжелобольным человеком, который умер, не успев добраться до больницы.

Сергей Домрачев, частнопрактикующий юрист.

  1. Административный штраф;
  2. Выговор;
  3. Увольнение!
  4. А в случае, если действиями сотрудника ГИБДД повлекли причинение вреда здоровью граждан вплоть до уголовной ответственности.

Андрей Харчиков, юрист службы Единый центр защиты.

Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.

Кто будет виноват в ДТП?

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

Читайте также: