Социальная защита и обслуживание семей и детей что за профессия

Обновлено: 14.05.2024

В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

Описание специальности

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному
  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

На каких специальностях лучше учиться

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Профессиональный стандарт социального работника

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни



Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми

Обязанности на работе

Соцработник


К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Должностные обязанности социального работника

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования к специалисту по социальной работе 410 руб.
  • Реферат Требования к специалисту по социальной работе 270 руб.
  • Контрольная работа Требования к специалисту по социальной работе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.

ГОСТ Р 52883-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание населения

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Social service of the population. Requirements to the personnel of social service establishments

Дата введения 2009-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

6 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих Федеральных законов:

7 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), принимающему непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений.

Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52142 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов (пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498.

4.2 Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;

4.2.1 Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению.

4.2.2 Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.

4.2.3 Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.2.4 Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние.

4.2.5 Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.

4.2.6 Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.

4.2.7 Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию.

В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений.

В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

Описание специальности

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному
  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

На каких специальностях лучше учиться

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Профессиональный стандарт социального работника

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни



Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Читайте материал по теме: Патронаж над пожилыми людьми

Обязанности на работе

Соцработник


К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Должностные обязанности социального работника

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования к специалисту по социальной работе 410 руб.
  • Реферат Требования к специалисту по социальной работе 270 руб.
  • Контрольная работа Требования к специалисту по социальной работе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.

 Образовательный центр


Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Многие семьи попадают в трудные жизненные ситуации, которые могут становиться для них критическими. Разрешением этой проблемы занимается специалист по работе с семьей. Не каждый человек знает, что это за профессия. Поэтому давайте разберемся, чем они занимаются, каков план их работы, и в чем потребность выполнения этих функций. О некоторых аспектах работы данных специалистов можно прочитать в статье по ссылке.

Специалисты занимаются социально-психологической помощью и поддержкой семьи, внутри которой возникли негативные факторы:

В профессиональном стандарте выделяют основные функции, которые выполняют специалисты данной профессии:

усиление степени ответственности родителей в отношении несовершеннолетних подопечных (кровных или приемных детей).

После назначения специалиста по работе с семьей на трудовую должность, он должен выполнять ряд должностных обязанностей. В первую очередь он выявляет семьи (с детьми или без них), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этот план он выполняет поэтапно:

Специалист обязан выявить причину, по которой люди оказались в трудной ситуации. Отдельной ступенью идет выявление фактов внутрисемейного насилия.

В базу данных вносят семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Система учета действует на региональном и муниципальном уровне.

Применяют методы для выявления семей, оценки факторов риска негативных ситуаций. Подбирают приемы социальной и психологической реабилитации.


После выявления людей, попавших в трудную ситуацию, приступают к предоставлению помощи.

Это функция социального работника, которая делится на несколько этапов:

Социальный работник должен выявить потенциал семьи. На основе этого ресурса вводят программу реабилитации.

Специалист по работе с семьей осуществляет социальную, бытовую, медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую помощь. Ее предоставляют совершеннолетним лицам, детям. Важность работы заключается в своевременном выявлении лиц из группы риска, проведении профилактических мероприятий для предупреждения негативных последствий. Выявляют и устраняют тяжелые случаи, когда в семье уже возникли отклонения от нормы. Профессиональную переподготовку на специалиста по работе с семьей можно пройти здесь.

Человек должен получить высшее образование. После него проходят дополнительные профильные курсы повышения квалификации, предназначенные для социального работника.

Единственным критерием, по которому человек не допускается к работе, является наличие судимости. Причем судимость должна быть по пунктам, предусмотренному законодательством РФ.

После найма на рабочее место специалист ищет неблагополучные семьи. В группу риска входят социальные ячейки, в которых был обнаружен факт внутрисемейного насилия.

В процессе обучения работник должен получить ряд навыков, изучить нормативно-правовые документы, чтобы успешно выполнять деятельность:

Знание о потребности привлечения специалистов смежных профессий, для устранения проблемы (юрист, дефектолог, психолог).

Так как специалист по работе с семьей будет периодически проходить новые курсы повышения квалификации, его знания дополнятся.

Внедрение новых технологий по предотвращению распада семьи, формированию качественных взаимоотношений.

Создание благополучной атмосферы для встречи детей и родителей с целью обсуждения и решения проблемы.

Создание мотивационных факторов, консультирование с психологом или социальным работником, посредничество для семьи с целью ее сохранения.

Работник должен не только выявить людей из группы риска, но и помочь им предотвратить или устранить возникающие проблемы.

Недостаточно получить образование, чтобы выполнять работу по регулированию и устранению проблем внутри семей, попавших в трудную ситуацию.

Работник обязан использовать специальные умения, проводить профилактическую и регулирующую деятельность:

Оценивать самостоятельный ресурс для сохранения внутрисемейных связей и восстановления взаимоотношений с социумом.

Использовать специализированные учреждения, новые технологии для получения помощи и упрощения работы.

Специалисты должны использовать не только свои ресурсы, но и помощь от других ведомств и организаций. Это поможет решить проблемы быстрее.

Специалист по работе с семьей — это относительно новая профессия в области социальных работников. Чтобы выполнять ее, первоначально необходимо получить высшее образование в сфере социальной работы и далее пройти курс повышения квалификации. У соискателя на эту должность также не должно быть судимостей.

Основная функция специалистов данной профессии — выявлять семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и помогать им преодолеть кризисную ситуацию, предоставлять возможность самостоятельно воспитывать детей.

Читайте также: