Социальная обеспечение в социальной работе это

Обновлено: 16.05.2024

В литературе правового характера понятие социального государства связано с понятием социальной защиты и с его соотношением с социальным обеспечением.

Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций таких составляющих и свойств феномена, каковые входят в число проблем, напрямую связанных с предметом одной либо другой науки. Получается, что понятие социальной защиты неоправданно сужается, и прослеживается фрагментарный подход к ее организации. Данный факт усугубляется таковым обстоятельством, что на данный момент термин социальная защита еще не имеет строгих рамок, границ, а также объема содержания.

Выделяя место социального в системе общественных процессов, а также отношений, стоит отметить, что социальные отношения отображают конкретный срез в рамках общественного. При этом социальная защита и социальное обеспечение личности весьма тесно связаны с такой категорией, как мораль.

Так, по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в социуме допустимо судить и о его моральной стороне. Получается, что данные социальные факторы выступают неким критерием зрелости конкретного общества, степенью его нравственных и юридических норм.

Понятие социальной защиты в широком и в узком смысле

В широком смысле слова можно понимать социальную защиту как некую систему социальных отношений, при которых человек может самолично позаботиться о себе, создать для себя условия духовного развития и жизнедеятельности. В таком значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий человеческих прав. Если говорить о социальной защите в узком смысле слова, то рассуждают об определенной социальной политике государства, желающего с помощью правовых мер обеспечить удовлетворительное или просто безбедное существование группам населения, находящимся в весьма сложном материальном положении и неспособным улучшить его без поддержки извне.

Соотношение социального обеспечения и социальной защиты допустимо выявить более объективно на базе имеющегося международного опыта правового регулирования данных общественных категорий.

Например, можно рассмотреть конвенцию МОТ № 102 О минимальных нормах социального обеспечения от двадцать восьмого июня 1952 года, вступившую в полную силу для РФ в 1995 году.

Данная Конвенция установила минимально возможные нормы для нескольких разделов социального обеспечения. Данные разделы включают:

  1. Медицинское обслуживание.
  2. Пособие по безработице.
  3. Денежные выплаты по болезни.
  4. Денежное пособие по старости.
  5. Семейное денежное пособие.
  6. Денежное пособие при производственном травматизме.
  7. Денежное пособие по беременности.
  8. Денежное пособие по потере кормильца.
  9. Денежное пособие по инвалидности.

МОТ были установлены виды соцзащиты в прямой зависимости от разновидности социальных, а также несоциальных факторов. Получается, что можно сделать вывод о том, что социальная защита и социальное обеспечение являются разными категориями, и, при этом, социальная защита может иметь своим объектом также общественные отношения, которые не связаны с социальным обеспечением. Естественно, конвенция МОТ № 102 не охватывает абсолютно все проблемы, которые требуют социальной защиты граждан, но она рассчитана на те государства, которые находятся на стадии позитивного (то есть нормального) социального развития.

На данный момент РФ нельзя причислить к таковым странам. России на данный момент нужна более обширная и при этом эффективная система органов социальной защиты.

Отдельные авторы отождествляют социальную защиту и общее понятие социальной политики, считая, что соцзащита в широком смысле – это некий круг мероприятий, которые нацелены на создание благоприятных условий работы, а также жизни в условиях рынка, на обеспечение улучшения жизненного уровня населения (согласно Ф.М. Фельдману).

Это довольно логично, так как социальная политика социального государства, прежде всего, должна направляться на социальную защиту своих граждан, но данный круг мероприятий только частично обозначает необходимые направления социальной защиты. За ее пределами остались таковые меры, как предупреждение, а также борьба с преступностью, защита окружающей среды и природы, меры, которые направлены на их сохранение.

Можно сказать, что создание результативной системы социальной защиты считается неотъемлемым условием развития любого общества, особенно в условиях отношений рыночного характера. Оно является необходимой платой и общества, и бизнеса за социальный мир, стабильность существующей социальной системы, а также за возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Предназначение социальной политики

Главное предназначение социальной политики любого государства – это защита всего населения в целом и каждого индивида в отдельности. При этом агрессия рыночных отношений увеличивает основания для социальной защиты и, при этом, требует увеличения внимания государства к социальной сфере. Но по мере стабилизации ситуации, а также улучшения уровня жизни населения идея социальной защиты становится менее актуальной.

В социальной политике растет интерес к существующим проблемам социального развития – усовершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Очень характерно то, что понятие социальной защиты в некоторых случаях воспринимается как уничижительное по отношению к экономически активному населению, что можно назвать в корне неверным.

Но решить проблему социальной защищенности в рамках единственной правовой отрасли не представляется возможным, так как она выходит сразу на целый ряд правовых отраслей:

  1. Трудовое право – это проблемы существующей безработицы, занятости, а также трудоустройства разных слоев населения, увеличения социальных гарантий в сфере оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в частности, по вопросам продолжительности рабочего времени и времени на отдых, охраны труда, гарантий для тех индивидов, которые совмещают работу с обучением, гарантий работникам во время рассмотрения трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных).
  2. Гражданское право – это вопросы государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки индивидуального частного предпринимательства и проч.
  3. Жилищное право – это вопросы, которые связаны с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.
  4. Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установления строго в законодательном порядке прав, а также обязанностей родителей, супругов, детей и проч.
  5. Экологическое право – это проблемы, которые связаны с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и проч.

Главные вопросы социальной защиты в РФ

При этом главные вопросы социальной защиты граждан нашей страны причисляют к праву социального обеспечения. Все институты данной отрасли права нацелены на защиту разных слоев населения от социальных рисков, таких как старость (в частности, профессиональное старение), постоянная либо временная утрата трудоспособности, потеря кормильца, материнство, младенчество, детство, безработица, рождение, смерть и проч.

Из-за этого вполне ясно, что понятие социальной защиты намного шире, чем понятие социального обеспечения, так как последнее включено в категорию первого.


Понятие

Социальное обеспечение – важнейшая отрасль права, в котором определенные нормы выступают регуляторами отношений между гражданами государства и различными подведомственными организациями.


При помощи органов соцобеспечения происходит адекватное перераспределение различных благ между всеми нуждающимися, а также структурами, работающими в данной сфере.

История

История соцзащиты на территории Российской Федерации началась еще в древности, когда племена славян заботились о своих стариках несколькими способами. Это могло быть дарение более простых для пахоты земель и поддержание жизни людей, которым требуется помощь. Подтверждение можно найти в различных преданиях, баснях и исторических записях.

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы.

Со временем данная практика развивалась. Постепенно начали появляться различные структуры, которые выполняли социальную роль. У представителей низшего сословия появился доступ к образованию (обычно дело касалось обучению грамоте) и бесплатной медицине. После распада Российской Империи на территории РСФР появился Народный комиссариат государственного призрения, которой продолжил работы по социальному обеспечению.

На данный момент контролирует соцполитику Министерство труда и соцзащиты. Орган имеет достаточно разветвленную структуру для грамотной и эффективной работы в каждом из регионов. Работы достаточно много, так как функционал у данной организации очень широкий. Ежегодно происходит модернизация имеющейся системы и постепенное ее улучшение.

Функции

Функции соцобеспечения в целом остаются неизменно, однако некоторые изменения периодически происходят. Обусловлено это конкретным направлением, в котором движется данная структура. Немаловажное влияние оказывает общество на государство и отдельные его элементы.


Основная функция заключается в поддержке тех категорий населения, которые в этом нуждаются.

Структура

Структура организации очень разветвлена и выполняет большое число разнообразных задач. Среди них – обеспечение минимального размера оплаты труда, выплаты различных пособий, страхование здоровья и жизни и разнообразная мощь всем нуждающимся. Основной особенностью является то, что для эффективной работы всех органов данной системы необходима совместная деятельность государства, различных компания и каждого гражданина в отдельности.

Большая часть финансов тратится на выплату пенсий. Свое начало данная система берет с 1980-х годов. Пенсионная система достаточно сложная и состоит из нескольких ступеней. Важной составляющей также является государственное страхование, речь о котором пойдет несколько позже.


Общественная помощь касается тех, кто не способен сам поддерживать минимально комфортный уровень жизни. Речь идет о минимальном размере оплаты труда. Эти деньги тратятся на необходимые каждому гражданину нужды и касаются не только заработной платы, но и возможности бесплатно получиться образование и медицинскую помощь, а также различные выплаты с связи беременностью и материнством, болезнью, инвалидностью и так далее.

Подведомственные учреждения

Без грамотного управления и контроля над всеми организациями, входящими в состав структуры, вся деятельность потеряет свою эффективность. Основной контроль остается за Правительством Российской Федерации, которое разрабатывает особую политику по контролю за благосостоянием граждан в различных сферах. Также Правительство следит за выполнением задач, поставленных перед нижестоящими организациями.

Контролем на региональном уровне занимаются органы государственной исполнительной власти. Среди них – Министерство труда, здравоохранения, образования и науки и многие другие. В зависимости от поставленных задач выполнение может быть передано подведомственным органам.

Формы

Социальная поддержка стоит из трех форм:

  • Соцобеспечение.
  • Соцстрахование.
  • Соцпомощь.


Первая из них является только типом господдержки, которая создана Правительством для того, чтобы каждому гражданину была доступна комфортная жизнь. Однако просто так выплаты получить не получится, должны быть определенные причины. Среди них могут быть:

  • Появление на свет малыша.
  • Наступление пенсионного возраста.
  • Болезнь или инвалидность.
  • Потеря работы.
  • Потеря кормильца.

Если одна из вышеперечисленных ситуаций случилась, а гражданин может подтвердить ее соответствующими документами, он может получить следующее:

  • Финансовые выплаты.
  • Натуральные блага.
  • Получение услуг в различных социальных учреждениях.

Государственное страхование

Социальное страхование необходимо для того, чтобы у граждан имелась возможность компенсировать различные проблемы. Среди них может быть потеря работы по различным причинам. Бюджет для этих целей формируется из выплат, которые добровольно перечисляют работодатели или индивидуальные предприниматели. По этим причинам соответствующие выплаты могут получить только те граждане, которые трудоустроены официально или имеют статус самозанятого.

Соцобеспечение из ФБ

Для соцобеспечения отдельных групп населения из федерального бюджета существуют разнообразные фонды, ведущие свою деятельность на определенном уровне. Среди них выделяют следующие:

  • Пенсионный.
  • Соцстраховка.
  • Медицинский.

Ряд экспертов говорит о том, что соцобеспечение – один из способов перераспределения ВВП. Выплаты подчиняются строгим законам и нормам, указанным в определенных документах. Это позволяет всем гражданам не переживать касательно своего статуса при возникновении проблем. Имеется еще ряд систем, которые касаются всех граждан страны:

  • Страхование моряков.
  • Страхование наемных сотрудников.
  • Организация взаимной помощи по страхованию сотрудников госпредприятий.
  • Аналогичные компании по страхованию преподавателей.
  • Нацстрахование граждан, работающих индивидуально.

Помощь маломущим

Если у жителей государства отсутствует возможность получать достаточное количество денежных средств для поддержания комфортного существования, государство оказывает дополнительную поддержку. Возможно это только после сбора гражданином особого списка документов. В таком случае могут быть положены:

  • Финансовые выплаты.
  • Бесплатные медицинские препараты.
  • Горячее питание.

Особенность данного типа поддержки не требуется осуществлять дополнительные социальные взносы. Бюджет для ведения данной деятельности формируется отдельно Правительством. Существует он специально для решения внезапных проблем, которые могут появиться у граждан. Также помощью могут заниматься:

Что такое право на социальное обеспечение?

Социальное обеспечение – это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.

кто имеет право на социальное обеспечение

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.

Согласно закону

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:

  • Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
  • Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
  • Студенты и малолетние дети, сироты.
  • Малоимущие и безработные.
  • Инвалиды.
  • Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
  • Доноры.

Помощь семьям

В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:

  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
  • Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.

право на социальное обеспечние имеют граждане

Защита детей-сирот

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:

  1. Бесплатное образование.
  2. Повышенные стипендии.
  3. Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
  4. Путевки на базы отдыха.
  5. Жилую площадь вне очереди.
  6. Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.

Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Защита прав пенсионеров

Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.

Безработные и малоимущие

лица имеющие право на социальное обеспечение

Нетрудоспособные граждане

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Военнослужащие

Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.

право на социальное обеспечение в рф имеют

Ветераны Великой Отечественной войны

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.

Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:

  • Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
  • Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
  • Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
  • Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.

Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны - имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.

имеет ли он право на социальное обеспечение

Сдавать кровь выгодно

Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.

право на социальное обеспечение каждый имеет право

Кому полагается дополнительная премия

Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:

Имеют право

граждане имеющие право на дополнительное социальное обеспечение

Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.



Разработка программ и систем социального обеспечения является одним из наиболее значительных достижений социальной политики 20-го века. Тем не менее, укрепление и расширение социального обеспечения останутся основными проблемами на ближайшие десятилетия.

Что такое социальное обеспечение?

Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.

Согласно определению Международной ассоциации социального обеспечения, социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой, являются частью системы социального обеспечения страны.

Универсальное право

Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.

Ограниченный доступ

Согласно имеющимся оценкам, около 50 процентов населения мира имеют доступ к той или иной форме социального обеспечения, в то время как только 20 процентов имеют достаточный охват социальным обеспечением.

Поэтому необходимость расширения охвата является ключевой проблемой для организаций социального обеспечения во всех регионах. Однако это может быть сделано только при решении более широких вопросов политики, включая демографическое старение населения, развитие семейных структур, последствия экономической глобализации, рост неформальных рынков труда, а также эпидемиологические и экологические изменения.

Социальное обеспечение является ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию

Социальная значимость систем социального обеспечения для общества в настоящее время широко признана. Тем не менее, существует меньшее единодушие в отношении экономической важности систем социального обеспечения. Независимо от того, что системы социального обеспечения следует понимать как производительный фактор экономического развития, эта точка зрения набирает силу.

При обосновании экономической важности обеспечения социального обеспечения европейская история социального обеспечения особенно поучительна. Многие европейские страны внедрили программы социального обеспечения на ранних этапах своего развития; прежде чем они были богатыми обществами. Европейская история также показывает, что эффективная экономика и эффективные системы социального обеспечения могут развиваться рука об руку, и что последняя не является тормозом первой. Очевидно, что все страны должны развивать свои системы социального обеспечения в соответствии со своими социально-экономическими потребностями и обстоятельствами. Тем не менее, исходя из европейского опыта, идея для развивающихся стран ясна: эффективные и действенные системы социального обеспечения являются ключом к долгосрочному социально-экономическому развитию.

Динамическое социальное обеспечение и путь вперед

ISSA поддерживает концепцию динамического социального обеспечения (DSS), которая способствует инновационному использованию комплексных, упреждающих и перспективных политик социального обеспечения с ближайшей целью создания высокопроизводительных организаций социального обеспечения. В основе этой идеи лежит мнение, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к социальному обеспечению и, в конечном итоге, для его устойчивости. Основываясь на этом первом шаге, долгосрочной целью DSS является содействие обеспечению всеобщего доступа, по крайней мере, к основным денежным пособиям и первичной медико-санитарной помощи во всех странах.

Читайте также: