Сколько отпуск у стюардесс

Обновлено: 02.05.2024

Они – словно богини в небе. Потому что заботятся о нас, когда мы летим высоко над землей. Кто они, стюардессы – прекрасные ангелы или такие же люди, как и все мы? О нюансах небесной профессии “КАРАВАНУ” рассказывает бортпроводница одной из казахстанских авиакомпаний Яна ЕСИПЕНКО.Универсальные солдаты

– Для начала – что входит в обязанности стюардессы?

– Бортпроводники прежде всего отвечают за безопасность и комфорт на борту самолета. Мы должны быть готовы ко всему. К примеру, может произойти возгорание в печи или в проводке видеосистемы. Нужно немедленно приступить к тушению, чтобы не допустить неконтролируемого огня и дыма в салоне. Самолет полностью выгорает за 90 секунд, а в полете это происходит еще быстрее, поэтому промедление в таких случаях недопустимо. Безопасности полета может помешать неприемлемое поведение пассажиров. Люди, теряющие контроль над собой, могут быть опасны для всех. Бортпроводник в таких ситуациях выступает в роли психолога и громоотвода. Если же ситуация выходит из-под контроля, приходится действовать быстро и жестко. Нас обучают правилам самозащиты и специально готовят к обезвреживанию таких пассажиров. А если кому-то станет плохо, бортпроводники обязаны оказать доврачебную помощь. В самолете для этого имеется все необходимое, в том числе и дефибриллятор. Нас обучают даже принимать роды. Мы, как универсальные солдаты, сочетаем в одной профессии сразу несколько – это пожарные и спасатели, психологи и няни, служба безопасности и скорой помощи. Кроме того, помогаем мамам присмотреть за детьми, предлагаем детские наборы и журналы, чтобы занять их на время полета. Есть пассажиры, которые боятся летать, – пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, беременные женщины. К таким должен быть специальный подход. В общем, необходимые качества бортпроводника – сдержанность и спокойствие, контактность и терпимость в общении с пассажирами.

– Эта работа – мечта детства?

– Да, я мечтала о небе с детства, не осознавая, кем именно хотелось быть. Раньше мне казалось, что стать стюардессой – это недостижимая мечта. Но узнав, что в компании есть вакансии, я отправила резюме. Когда меня пригласили на собеседование, была в восторге, а когда прошла по конкурсу, счастью не было границ.

На первом месте – язык

– Как проходит отбор в стюардессы?

– На первом этапе проверяется знание языков – казахского, русского, английского, а также умение работать в команде, коммуникативные навыки. Знание других иностранных языков приветствуется. Пройти этот этап мне помогло то, что я по профессии – филолог, преподаватель английского и немецкого языков и литературы. Следующий этап отбора – врачебно-летная комиссия.

– Даже в самую свирепую армию попасть, наверное, легче…

– Наверное. Если в армию практически всем ставят штамп “годен”, то у нас учитывается малейшее отклонение от нормы. Даже если ты получил эту работу, нужно каждые три месяца проходить медкомиссию. Чтобы человек следил за своим здоровьем и всегда был в тонусе. Еще бортпроводнику необходимо обладать крепкими нервами и устойчивым вестибулярным аппаратом.

– Как небесная жизнь бьет по здоровью?

– Главный минус – нагрузки на организм: постоянная смена часовых поясов, перепады давления, разорванный график сна и бодрствования, болезни вен из-за постоянной работы на ногах, низкое давление из-за ранних рейсов. К тому же в салоне самолета особый кондиционированный воздух – в нем гораздо меньше кислорода, чем на земле, и всего 20 процентов влаги. Сами бортпроводники подшучивают, что из-за недостатка воздуха в самолете они выглядят моложе своих лет и не стареют. Поэтому многие стюардессы, которым уже за 50, выглядят на много моложе своих сверстниц.

– За 50? Разве в этом возрасте не отправляют на пенсию?

– В России в 45 лет уходят. В Казахстане мы идем на пенсию, как все. Принимают в бортпроводники с 20 до 32 лет, а сколько ты проработаешь, зависит от здоровья.

88 часов

– Как проходит рабочий день стюардессы?

– Рабочий день начинается с прибытия в аэропорт за полтора-два часа до вылета. Скажем, если вылет в 6 утра, надо явиться на предполетный брифинг в 4.00–4.30 утра. Как и пилоты, бортпроводники проходят медицинский контроль перед рейсом. Даже с насморком в небо не выпустят. Затем проходим досмотр службы безопасности. Уже на борту – предполетная подготовка. Ответственные за питание принимают еду, сверяют количество порций, наличие всего необходимого – от посуды до салфеток. Другие проверяют аварийно-спасательное оборудование, контролируют, все ли закреплено на местах, работает ли система освещения. Проверяется борт и на наличие посторонних предметов. После полета, когда пассажиры покинули самолет, мы обязаны осмотреть салон – не забыл ли кто пиджак или сумку, все ли двери и прочее оборудование исправно работают, нет ли подозрительных предметов. Только после этого борт сдается наземным службам. Затем в офисе проводится послеполетный брифинг, где разбирается, как прошел рейс.

– И сколько рейсов в неделю?

– От двух до пяти. Самое главное – надо быть готовой к жизни на колесах. В месяц проводишь в среднем 88 часов в небе – больше не рекомендуется по медицинским показателям.

– А сколько выходных?

– В месяц у нас семь законных выходных. Также между рейсами есть определенные дни – так называемый резерв, когда должен быть готов к тому, что в любой момент вызовут в рейс, если кто-то из коллег не допущен к полету – например, из-за того же насморка.

– Всегда ли есть возможность посмотреть страну, в которую вы летите?

– А это в зависимости от рейса. Часть международных рейсов – разворотные. Это когда у нас стоянка в другой стране всего полтора-два часа, и мы летим обратно. А бывают эстафетные рейсы – когда мы меняемся на борту с другой бригадой. В этом случае едем в гостиницу, отдыхаем минимум 12 часов, максимум – до недели. Тогда и есть возможность посмотреть город, в который прилетели.

Ни капли звездности

– За 7 лет своей работы бортпроводницей не пожалела о своем выборе?

– Ни разу. Эта профессия – самая небесно-романтичная. Ты не знаешь, в каком городе или стране можешь оказаться завтра. В этом есть свое очарование! Плюс возможность посмотреть мир. А отпуск у нас – 60 дней.

– Знаменитых людей встречаешь?

– Очень часто. Особенно когда летишь в Москву или из Москвы. Например, летали с “Иванушками”, Анитой Цой, Надеждой Бабкиной, Геннадием Хазановым, Львом Лещенко… Частые гости – звезды казахстанской эстрады. Ни с кем не было проблем. Они идут на контакт, дают автографы, не против сфотографироваться. В общем, никаких признаков звездной болезни!

– Судя по тому, что у вас нет мыслей уходить из профессии, зарплата вас устраивает?

– Вопрос зарплаты – коммерческая тайна. Скажу только, что она состоит не только из месячного оклада – оплачивается каждый час, проведенный в небе, плюс суточные, когда мы находимся за границей или в другом городе Казахстана – то есть “вне базы”.

Известная персона

Поставить бы памятник

Роман АЛЬМАНСКИЙ, казахстанский шоумен, актер:

– Я считаю, что в каждом городе надо поставить памятник стюардессам! Потому что ни у кого нет столько выдержки, сдержанности, бесстрашия и человеколюбия, сколько у этих прекрасных созданий. Они должны улыбаться, хорошо выглядеть, не бояться высоты и всегда оставаться эталоном спокойствия.

На моей памяти произошла такая история. В соседнем кресле сидел мужчина, стюардесса пять раз приносила ему воду. Он, не допивая очередную порцию, требовал принести свежую в новом стакане. Вы бы видели счастливые глаза бедной девушки, когда этот пассажир уснул!

Плохо работающих стюардесс я просто не встречал! Они – умнички! Если бы моя дочка решили пойти в эту профессию, я бы, безусловно, согласился.

МИФЫ О СТЮАРДЕССАХ

‰ Главное требование – модельная внешность и фигура. На самом деле рост бортпроводницы должен быть не ниже и не выше среднего – чтобы она могла без труда достать до верхних полок для багажа. И главное все-таки – не внешность, а профессионализм и опыт.

‰ У стюардесс есть парашюты, которые спрятаны в спинки их кресел. Парашюты не предусмотрены ни для стюардесс, ни для пассажиров. Просто ремни безопасности для бортпроводников, которыми они пользуются при взлете и посадке, отличаются от пассажирских и напоминают ремни от рюкзаков.

‰ Бортпроводник – не мужская профессия. Как правило, на каждом борту есть стюарды. Чтобы, например, помочь пассажирам разместить тяжелый багаж, перетащить контейнеры, тележки с питанием или усмирить буйного пассажира.

‰ Стюардессы уходят в декрет сразу, как только узнают о своей беременности. Как только стюардессы узнают о своем положении, их переводят на “земную”, офисную работу. В декрет они идут, как и все, – в семь месяцев беременности.

‰ Бортпроводницы – те же официантки, только в самолете. На самом деле разносить питание по время полета – лишь один из пунктов сервиса и отнюдь не основная обязанность.


Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Бортпроводники на воздушном транспорте


Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот самолёта, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:

  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту

Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:

Инструкция перед вылетом

  1. Приветствие. При входе в салон самолёта пассажира нужно встречать с доброжелательными словами.
  2. Проверка билетов. Важно тщательно просмотреть все данные в документе.
  3. Проверка инвентаря. Перед каждым взлётом следует убедиться в наличии всех аптечек, кислородного баллона, огнетушителя, а также необходимого количества продовольствия, посуды, одеял.
  4. Инструкция перед полётом. Перед взлётом необходимо рассказать пассажирам о правилах безопасности в случае аварийной ситуации, о правильном применении средств защиты, об этичном поведении. Также нужно осведомить людей об их возможностях, например, о том, что в любой ситуации они могут обратиться к бортпроводнику за помощью, спросить об обедах и прочих нуждах.
  5. Команды к действию. Важно уметь владеть ситуацией и держать пассажиров под контролем. В случае возникновения проблемы стюардесса говорит, что нужно сделать, либо вежливо принуждает людей соблюдать правила поведения на борту.
  6. Устранение конфликтов. Большое количество людей, сидящих близко друг к другу, а также стресс из-за боязни перелётов могут спровоцировать ссору или драку. В обязанности бортпроводника входит урегулирование недопониманий.
  7. Консультирование. На любые возникающие вопросы пассажиров следует отвечать и помогать в решении возникшей проблемы.
  8. Медицинская помощь. Нередки случаи, когда человеку становится плохо. Возможны и травмы. Поэтому все работники на борту проходят подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
  9. Другая помощь. Достать багаж, принести прессу или вытереть пятно на кресле – всё это может понадобиться.
  10. Обслуживание. Раздача еды и напитков тоже является задачей для проводника. После обеда он же собирает посуду и мусор.
  11. Взаимодействие с пилотом. Это необходимо в отдельных случаях, когда пассажирам требуется донести информацию, касающуюся возможной аварии или турбулентности.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать

Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.

Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.

Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?

  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать

Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:

  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии

В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

В США

Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.

В 1930 году в Соединённых Штатах возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а на тот момент любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Первой авиастюардессой в истории обычно называют Эллен Чёрч из Сан-Франциско, вышедшую на работу 15 мая 1930 года. Её наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты.

Со временем, когда авиапутешествия сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Стюардессы в 1940-х и 1950-х позволяли авиалиниям показать, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным: и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника

Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

В военной авиации

СССР и РФ на всех типах воздушных судов, в том числе на транспортных, пассажирских, штабных и литерных должности стюарда не предусмотрено как таковой; за пассажирами и порядком в салоне (грузовой кабине) контроль осуществляется одним из членов экипажа: борттехником АДО, бортмехаником, оператором и т. п. Все пассажиры находятся полностью на самообслуживании, в том числе самостоятельно и заблаговременно беспокоятся о своём питании на протяжении полёта. Все без исключения пассажиры воздушного судна подчиняются командиру экипажа (корабля) и обязаны беспрекословно выполнять все требования членов экипажа воздушного судна. Независимо от званий и должностей, никто из пассажиров не имеет право давать указания или вмешиваться в работу экипажа.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

График работы и условия труда бортпроводника

Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.

Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:

  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем

Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Стереотипы, юмор

Данную профессию принято считать женской, несмотря на то, что самыми первыми бортпроводниками были мужчины.

Работа стюардессы накладывает свой отпечаток на поведениев обычной жизни. Качества, присущие стюардессам: улыбка, спокойствие и невозмутимость, возможность оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации, всегда выглядеть стильно и опрятно.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)

Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.

Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.

Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.

Личностные качества профессии бортпроводник

Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:


33-летняя Юлия, старшая бортпроводница крупной российской авиакомпании, откровенно рассказывает о своей работе.

Я отправила резюме, фотографии в полный рост и портрет. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Конечно, было страшно. К тому же мне казалось, что на бортпроводников где-то учат, чуть ли не в летном училище. Оказалось, все не так. Со мной разговаривали, в том числе на английском языке, уровень Intermediate обязателен для работы. Потом пригласили пройти обучение, стажировку. Стюардесс вообще постоянно учат. У нас много и психологической подготовки, и информации о том, как вести себя в нештатной ситуации. Даже как нужно выглядеть: макияж, каблуки, прическа, украшения — всё строго регламентировано . Когда приглашали на собеседование, еще рост спрашивали: ниже 160 см не берут, нужно ведь доставать до багажных полок. Была медицинская комиссия, вот ее пройти действительно сложно. Я смеюсь: здоровье должно быть как у космонавта. Ради работы я переехала из Челябинска в Москву.

Когда я только начала работать, жила в квартире от компании, нам предоставляли. Через лет 5 купила свою в Подмосковье. Правда, не все деньги мои: помог мужчина, с которым я долгое время встречалась. С началом работы я потеряла его: он живет в Санкт-Петербурге, переехать в Москву не может, там бизнес. Я же должна жить в столице. Пришлось пойти на жертву ради карьеры.


Пассажиры, конечно, очень разные. Нет особой разницы, международный это рейс или внутренний. Бывает, человек не выспался, не в настроении, свои негативные эмоции на нас перекидывает. Другие, наоборот, с добром относятся, благодарят. В бизнес-классе к одному подошла, спросила, что желает, как к нему обращаться. Он так рявкнул, что у меня слезы брызнули.

Зато в другой раз мужчина солидный мне улыбался. У него жена через проход сидит, а он мне знаки внимания оказывает, на планшете картинки любовные показывает. Я ему тоже глазки состроила, отвечала на вопросы, любезничала. Забираю чашку из-под кофе, а под ней — пакет бумажный: чаевые. Открыла — там тысяча долларов. Взяла, конечно, я не гордая, очень рада была.

У меня есть подруга Вера, мы с ней вместе жили в квартире от компании. Ей вообще иномарку подарили! Тоже вот так, совершенно посторонний незнакомый пассажир бизнес-класса. Разговорилась с ним, он всё интересовался, где живет, сколько времени до работы добирается, есть ли семья. Она сказала: права есть, машины нет. Пожаловалась, что встает в 2 ночи, если рейс, допустим, в 7 утра. Нам нужно быть за два часа на месте, а еще же успеть собраться, накраситься, доехать. Такси вечно подводят, опоздать смерти подобно. Он пообещал подарить машину. Она, конечно, всерьез не восприняла, мало ли таких обещалкиных попадается. Телефончик все же дала ему. Он позвонил, пригласил встретиться в автосалоне. В общем, человек более чем богатый, оформил на нее автомобиль за полмиллиона. Вера до сих пор на нем ездит.

Вообще мнение, что мужчинам нравятся девушки в форме, мне кажется верным. Как и женщины любят военных и полицейских. Меня хотят все мужчины. Шучу, конечно. Не все. За все годы со мной пытались познакомиться много кавалеров, я только с одним согласилась продолжить знакомство. Он мне внешне и в общении понравился. Встретились два раза, на этом всё. Оказалось, он женат, искал себе развлечений. Но это не мой случай.

Нам нельзя обсуждать компанию. Зарплату, какие-то внутренние законы, установки, правила — это все выносить на люди нельзя, могут уволить. Не приветствуют и соцсети. Нет, их вести можно, но никогда не следует хвалиться своими возможностями, доходами, странами, в которых побывал. Даже не рекомендуется выкладывать фото в форме. Я видела, девчонки некоторые фотографируются в салоне самолета. Я — нет, нельзя так нельзя. Если бы узнали, кто так откровенничает с журналистом, сразу бы уволили.

Раньше, когда летала, как все, в отпуск раз в год, не видела пожилых стюардесс. Работая в компании, узнала, что это заблуждение. Да, нам начинают выплачивать пенсию с 45 лет, но летать после этого, если соответствуешь внешне и пройдешь врачей, не запрещено. Самой опытной нашей стюардессе больше 55 лет, то есть она уже официально на пенсии по старости, но продолжает работать. А вот беременных стюардесс не бывает: никаких 7 месяцев мы не работаем, уходим в декретный отпуск сразу, как только узнаем о своем положении. Это, конечно, хорошо. Я бы хотела ребенка, но пока не получается: не от кого, некогда.

Конечно же, запрещено грубить пассажирам, поддаваться на провокации. Ты обязана всегда улыбаться, помогать, следить за эмоциональным состоянием. По правилам к перелетам не допускается выпивший пассажир. Но мы снимаем с рейса, если человек совсем в неадеквате. Просто с запахом перегара — конечно, нет. Тогда бы самолеты летали пустыми.

Катастрофа Ан-24.

Мы, экипаж, едим несколько другую пищу, чем пассажиры. Горячее такое же, как в бизнес-классе. Но для нас это необходимость, это как перерыв на обед в офисе. Мой офис же теперь в небе.


Была везде, но стран не видела

Меня часто спрашивают, не считала ли я, сколько стран посетила. Нет, не считала. У нас в компании по большому счету разницы нет, внутри страны ты летишь или за рубеж, это обычная работа, расписание вылетов составляется дважды в неделю. Вот завтра я лечу в Испанию, но рейс этот разворотный. Мы называем так короткие вылеты, туда-обратно. Максимум часов 6 бываем в точке прибытия. Что я увижу за это время в Мадриде? Конечно, ничего. Самолет осматривается, всё проверяется — и назад летим. Бывают, конечно, эстафетные рейсы, длинные, когда остаешься в стране или городе, куда прилетел, а после оттуда выдвигаешься в другое место. Твой же самолет вернется с другим экипажем. Но именно в нашей компании это редкость. Если очень долгий перелет, как в Америку, там да, дают отдохнуть некоторое время перед вылетом назад. Последний раз это было 12 часов. Что успеешь за 12 часов? Спать хочется, джетлаг этот вечный. Но несколько фоток из США у меня все-таки есть.

Кстати, интересный момент. Для вылетов в США, например, нам делают рабочие визы, а в Европу — нет. То есть шенгенов у нас ни у кого по работе нет, мы пересекаем границу стран Европы по другому порядку.


Спать и спать

Иногда меня спрашивают: какая у вас отличительная черта? Может, стюардессы увлекаются английским? Или любят фотографироваться, читать? Не знаю, но по опыту скажу точно: мы любим спать! Спать, спать и спать. Потому что недосып вечный — это постоянный символ профессии. А выглядеть надо веселой и улыбаться всегда, несмотря на твое настроение и то, сколько часов ты спала сегодня.


33-летняя Юлия, старшая бортпроводница крупной российской авиакомпании, откровенно рассказывает о своей работе.

Я отправила резюме, фотографии в полный рост и портрет. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Конечно, было страшно. К тому же мне казалось, что на бортпроводников где-то учат, чуть ли не в летном училище. Оказалось, все не так. Со мной разговаривали, в том числе на английском языке, уровень Intermediate обязателен для работы. Потом пригласили пройти обучение, стажировку. Стюардесс вообще постоянно учат. У нас много и психологической подготовки, и информации о том, как вести себя в нештатной ситуации. Даже как нужно выглядеть: макияж, каблуки, прическа, украшения — всё строго регламентировано . Когда приглашали на собеседование, еще рост спрашивали: ниже 160 см не берут, нужно ведь доставать до багажных полок. Была медицинская комиссия, вот ее пройти действительно сложно. Я смеюсь: здоровье должно быть как у космонавта. Ради работы я переехала из Челябинска в Москву.

Когда я только начала работать, жила в квартире от компании, нам предоставляли. Через лет 5 купила свою в Подмосковье. Правда, не все деньги мои: помог мужчина, с которым я долгое время встречалась. С началом работы я потеряла его: он живет в Санкт-Петербурге, переехать в Москву не может, там бизнес. Я же должна жить в столице. Пришлось пойти на жертву ради карьеры.


Пассажиры, конечно, очень разные. Нет особой разницы, международный это рейс или внутренний. Бывает, человек не выспался, не в настроении, свои негативные эмоции на нас перекидывает. Другие, наоборот, с добром относятся, благодарят. В бизнес-классе к одному подошла, спросила, что желает, как к нему обращаться. Он так рявкнул, что у меня слезы брызнули.

Зато в другой раз мужчина солидный мне улыбался. У него жена через проход сидит, а он мне знаки внимания оказывает, на планшете картинки любовные показывает. Я ему тоже глазки состроила, отвечала на вопросы, любезничала. Забираю чашку из-под кофе, а под ней — пакет бумажный: чаевые. Открыла — там тысяча долларов. Взяла, конечно, я не гордая, очень рада была.

У меня есть подруга Вера, мы с ней вместе жили в квартире от компании. Ей вообще иномарку подарили! Тоже вот так, совершенно посторонний незнакомый пассажир бизнес-класса. Разговорилась с ним, он всё интересовался, где живет, сколько времени до работы добирается, есть ли семья. Она сказала: права есть, машины нет. Пожаловалась, что встает в 2 ночи, если рейс, допустим, в 7 утра. Нам нужно быть за два часа на месте, а еще же успеть собраться, накраситься, доехать. Такси вечно подводят, опоздать смерти подобно. Он пообещал подарить машину. Она, конечно, всерьез не восприняла, мало ли таких обещалкиных попадается. Телефончик все же дала ему. Он позвонил, пригласил встретиться в автосалоне. В общем, человек более чем богатый, оформил на нее автомобиль за полмиллиона. Вера до сих пор на нем ездит.

Вообще мнение, что мужчинам нравятся девушки в форме, мне кажется верным. Как и женщины любят военных и полицейских. Меня хотят все мужчины. Шучу, конечно. Не все. За все годы со мной пытались познакомиться много кавалеров, я только с одним согласилась продолжить знакомство. Он мне внешне и в общении понравился. Встретились два раза, на этом всё. Оказалось, он женат, искал себе развлечений. Но это не мой случай.

Нам нельзя обсуждать компанию. Зарплату, какие-то внутренние законы, установки, правила — это все выносить на люди нельзя, могут уволить. Не приветствуют и соцсети. Нет, их вести можно, но никогда не следует хвалиться своими возможностями, доходами, странами, в которых побывал. Даже не рекомендуется выкладывать фото в форме. Я видела, девчонки некоторые фотографируются в салоне самолета. Я — нет, нельзя так нельзя. Если бы узнали, кто так откровенничает с журналистом, сразу бы уволили.

Раньше, когда летала, как все, в отпуск раз в год, не видела пожилых стюардесс. Работая в компании, узнала, что это заблуждение. Да, нам начинают выплачивать пенсию с 45 лет, но летать после этого, если соответствуешь внешне и пройдешь врачей, не запрещено. Самой опытной нашей стюардессе больше 55 лет, то есть она уже официально на пенсии по старости, но продолжает работать. А вот беременных стюардесс не бывает: никаких 7 месяцев мы не работаем, уходим в декретный отпуск сразу, как только узнаем о своем положении. Это, конечно, хорошо. Я бы хотела ребенка, но пока не получается: не от кого, некогда.

Конечно же, запрещено грубить пассажирам, поддаваться на провокации. Ты обязана всегда улыбаться, помогать, следить за эмоциональным состоянием. По правилам к перелетам не допускается выпивший пассажир. Но мы снимаем с рейса, если человек совсем в неадеквате. Просто с запахом перегара — конечно, нет. Тогда бы самолеты летали пустыми.

Катастрофа Ан-24.

Мы, экипаж, едим несколько другую пищу, чем пассажиры. Горячее такое же, как в бизнес-классе. Но для нас это необходимость, это как перерыв на обед в офисе. Мой офис же теперь в небе.


Была везде, но стран не видела

Меня часто спрашивают, не считала ли я, сколько стран посетила. Нет, не считала. У нас в компании по большому счету разницы нет, внутри страны ты летишь или за рубеж, это обычная работа, расписание вылетов составляется дважды в неделю. Вот завтра я лечу в Испанию, но рейс этот разворотный. Мы называем так короткие вылеты, туда-обратно. Максимум часов 6 бываем в точке прибытия. Что я увижу за это время в Мадриде? Конечно, ничего. Самолет осматривается, всё проверяется — и назад летим. Бывают, конечно, эстафетные рейсы, длинные, когда остаешься в стране или городе, куда прилетел, а после оттуда выдвигаешься в другое место. Твой же самолет вернется с другим экипажем. Но именно в нашей компании это редкость. Если очень долгий перелет, как в Америку, там да, дают отдохнуть некоторое время перед вылетом назад. Последний раз это было 12 часов. Что успеешь за 12 часов? Спать хочется, джетлаг этот вечный. Но несколько фоток из США у меня все-таки есть.

Кстати, интересный момент. Для вылетов в США, например, нам делают рабочие визы, а в Европу — нет. То есть шенгенов у нас ни у кого по работе нет, мы пересекаем границу стран Европы по другому порядку.


Спать и спать

Иногда меня спрашивают: какая у вас отличительная черта? Может, стюардессы увлекаются английским? Или любят фотографироваться, читать? Не знаю, но по опыту скажу точно: мы любим спать! Спать, спать и спать. Потому что недосып вечный — это постоянный символ профессии. А выглядеть надо веселой и улыбаться всегда, несмотря на твое настроение и то, сколько часов ты спала сегодня.

Читайте также: