Система работы по формированию осознанного ответственного отношения к семье как ценности

Обновлено: 28.03.2024

Семейные ценности помогают в воспитании детей. Именно благодаря им в ребенке закладывается стержень, который ведет его по жизни.

Традиции, обычаи, духовные, нравственные и моральные ценности семьи заключают в себе связь между поколениями, поток любви по роду, что помогает не только выживать, а жить, и жить комфортно в этом мире.

О семье и семейных ценностях

Прежде чем говорить о семейных ценностях, важно понять, что такое вообще - СЕМЬЯ.

Есть много версий происхождения этого слова, одна из них говорит о том, что оно произошло от многодетных семей. В дореволюционные и послереволюционные годы в семьях было от пяти и более детей. Но есть стихи, в которых описывается другая версия происхождения слова.

семья и семейные ценности

«Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я.. . Я.. . -тихо молвила Ева,

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья.

На свадьбе сегодня бокал я свой пью

ценности семьи, семейные ценности это

Семья – это ковчег, в котором ребенок учится ходить, любить, в котором познает азы жизни. Семья – это те, кто дают путевку в жизнь и поддерживают до последнего вздоха. Это папа, мама, дитя, это бабушки, дедушки, тёти, дядья.

Это микромир родных людей, источник любви, тепла, уважения и согласия. Место, где человек растет и развивается, впитывая, как губка, все плохое и все хорошее из пространства, которое его окружает.

Ранимость и обнаженность чувств, которые дарят друг другу близкие люди, многообразие форм проявления таких чувств, особое, бережно восхищенное отношение к своему ребенку – это семья, это ее уникальность и своеобразие.

В Великую Отечественную войну много мужчин не вернулись домой, много семей остались без кормильца, появились неполные семьи, где роль и отца, и матери выполняла женщина. Ей приходилось и зарабатывать, и воспитывать, что привело ко многим огрехам. В эту пору были утеряны многие семейные ценности и традиции.

В последнее время заново появилась преемственность в профессии – это трудовые традиции: потомственный врач, адвокат, горняк и многие другие. И, наконец, начинаем понимать, что мужчина – это глава рода, это материальное обеспечение семьи, это внешний мир (вне дома) с которым он знакомит своих наследников.

Мать – это душа семьи, это та которая дает жизнь и дает любовь, это воспитание детей в традициях рода. Это внутренний мир семьи, это связь детей со всеми членами рода. Эту связь дает и поддерживает мать – женщина.

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи.

ценности семейной жизни

Основные ценности семьи

Семейные ценности и традиции это все то, что сплачивает семью. Это мелочи, которых не замечают. Ежедневная книжка, прочитываемая на ночь, сказка, рассказанная перед сном, воскресный обед, традиционный отдых с детьми летом, день рождения бабушки и дедушки, где собираются все родственники, это тепло и уют дома, в котором живете, куда хочется бежать как в радости, так и в печали.

День рождения отца, матери, детей, когда каждый именинник имеет право пригласить своих друзей, когда печется именинный торт и дарятся подарки. И еще много мелочей, которые связывают семью теплом, заботой и любовью друг к другу.

Всё это помогает воспитывать у детей внимание к окружающим, умение заботиться о ближних, любовь к близким и дальним родственникам. Именно так ребенок узнает к какому роду принадлежит, учится гордиться своим родом, своей семьей.

Некоторые ценности семейной жизни:

  • Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
  • Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своих близких.
  • Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
  • Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
  • Уважение. Полное взаимопонимание между близкими людьми возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
  • Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в дома их всегда поймут и простят.
  • Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
  • Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.

Это лишь некоторые примеры, но уже и они убеждают нас, что семья и семейные ценности, на самом деле, - лучшее, что у нас есть. Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с друзьями, образование, но семья – это спокойное и надежное счастье, доступное каждому.

семейные ценности и традиции

Влияние семейных ценностей на воспитание ребенка

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено это понятие, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома. Вот почему так важно, чтобы родовое гнездо для ребенка с самого раннего возраста было источником уюта, любви, уважения, поддержки и безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью.

Нередко общение с детьми ограничивается обсуждением, что было на обед в садике или как дела в школе и т.п. Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат! Поэтому родителям необходимо именно обсуждать с детьми прошедший день (выслушивать мнение ребенка, отвечать на его вопросы и задавать вопросы самим).

В доме у каждого должны быть обязанности, в том числе и у ребенка, так он получает опыт для будущей самостоятельной жизни.

Многие современные семьи связаны только работой и бытом, уже не хочется выйти вместе погулять и находится тысяча причин, чтобы отложить поход в кино, а досуг сводится к ежевечернему просиживанию перед телевизором.

Это очень сказывается на отношениях между самыми близкими людьми, вроде бы все вместе, но на самом деле далеко друг от друга.

Чтобы выходные не остались в памяти ребенка как самые скучные дни недели, необходимо проводить время вместе как можно чаще, можно даже просто гулять или играть в какую-нибудь игру. Главное – искренняя теплота общения в семье.

Ребенку необходимо научиться понимать: не страшно совершать ошибки, никто не застрахован от этого, даже взрослые. Поэтому родителям не стоит бояться попросить прощения у своего ребенка, если они поняли, что были не правы в какой-либо ситуации. Это очень сближает с ребенком и учит его не только прощать близких людей, но и признавать свои ошибки.

Родителям нужно совместно с ребенком переживать его неприятности и искренне радоваться его успехам. Ребенок должен усвоить, что главная ценность семьи – взаимное внимание, поддержка и любовь между самыми родными людьми в любой жизненный период.

Как формировать ценности семейной жизни (советы родителям)

Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи.

Лучшее воспитание – собственный пример. Если малыш будет расти в счастливой и дружной семье, где мама с папой любят и уважают друг друга, заботятся о своих родителях и детях, то и в свою семью в будущем он принесет такие же нормы и ценности.

Общайтесь с детьми. Сделайте традицией вечерами, когда все в сборе, делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Найдите время внимательно выслушать своих детей и узнать, чем был наполнен их день.

С самого раннего детства поддерживайте в детях стремление к доверительному и открытому общению и тогда вас минуют проблемы непонимания отцов и детей.

Если вы не живете с родителями в одном доме, то навещайте их вместе с детьми, звоните им, напоминайте детям позвонить бабушке и дедушке – поздравить с праздником, узнать о самочувствии. Пусть дети видят искреннюю заботу, которые вы проявляете по отношению к своим родителям и учатся…

Не потакайте детям во всем и не балуйте их без чувства меры. Помните о том, что в доме должны быть базовые правила, соблюдать которые должен каждый домочадец.

Эти несложные принципы помогут вашему ребенку сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ему в будущем создать счастливую семью.

ценность семьи, о семейных ценностях

Формирование семейных ценностей в школе

Школа может помочь родителям и детям осознать важность и ценность семьи для человека, увидеть какие несметные богатства хранятся в каждой из них. Необходимо организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.

Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия в самых разных формах:

ценность семьи для человека

Мероприятия должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка.

  • Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.
  • Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб, флаг, девиз, гимн). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своим родом, предками, давшими истоки. Значимым окажется воспитание чувства ответственности ребенка, как продолжателя семейных традиций.
  • Мероприятие в 6-7 классе может быть посвящено беседе о детях, живущих без родителей в детских домах. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности её членов друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах.
  • Старшеклассникам будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Интересным будет создание образа идеальной жены или мужа.

Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом детском сердечке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.

основные ценности семьи

Счастливая и дружная семья – это тыл, который позволяет жить полноценной жизнью, расти и развиваться, радоваться каждому дню.

Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Их формирование – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.

формирование семейных ценностей в школе

Сколько стихов написано про семью, сколько песен сложено про отчий дом. Вот в заключение темы пример одного прекрасного стихотворения:


Историю развития отношений между детьми и родителями принято делить на два периода: до восемнадцатого века, когда индивидуальное родительство не представляло собой социальный институт, а детей не замечали и часто бросали; и после восемнадцатого века, когда с изменением роли детей в социуме модель семьи постепенно трансформировалась в детоцентричную [2]. Неотъемлемой частью детоцентрической семьи является — осознанное родительство. В данной статье раскрывается сущность понятия осознанного родительства, а также основные способы формирования осознанного родительства в молодых семьях.

Ключевые слова: родитель, родительское поведение, осознанное родительство, материнская школа.

Как отмечает Т. В. Короткова, существуют следующие подходы к вопросу феномена родительства:

1) дуальный подход, в рамках данного подхода родительство представляет собой целостный феномен в контексте отношений между матерью и детьми, с другой стороны, родительство является самостоятельным явлением, ядро которого заключается в личностях матери либо отца (такой подход отмечен у таких авторов как Ю. Е. Скромная, Т. А. Гуреева, Г. Г. Филиппова);

2) культурно-исторический подход заключается в том, что модель семьи и семейного воспитания, семейные ценности, которые отмечаются в определенной культуре, оказывают значительное влияние на действия отцов и матерей и на их переживания (такой подход отмечен у Л. С. Выготского и т. д.);

3) биологический подход включает в себя комбинированные исследования, в которых существенная роль отведена эволюционным особенностям формирования и развития мотивационных, физиологических и поведенческих механизмов осуществления материнства;

4) в рамках этологического подхода считается, поведение родителей это более сложно устроенный с психической точки зрения и видоизмененный под действием культурных норм вариант животного поведения, которое направленно на формирование необходимых условий для полноценного развития потомства (такой подход отмечен в работах Д. Хьюбелта Дж. Митчелла, Д. Визела, Н. Тинбергена, Г. Харлоу, др.);

5) культурно-антропологический подход считает родительство как феноменом, который детерминирован культурой, изменен под воздействием факторов динамики истории и который находится под воздействием социально-экономических факторов. Отцовство считается одной из перспектив для реализации человека как личности в общественном пространстве (такой подход отмечен в работах О. Бединтера, Дж. Алена, С. Фарейстона, С. Д. Бовуара);

6) психоаналитический подход рассматривает феномен родительства в плоскости взаимодействия детей со своими родителями. Сторонники данного подхода отдают ведущую роль фигуре матери. Фигура же отца исследуется в контексте вопросов, которые связаны с эдиповой стадией развития детей, на данную стадию приходится возраст детей до поступления в школу, согласно периодизации развития детей в психоаналитике;

7) с точки зрения феноменологического подхода для исследователей интерес представляют родительские функции, специфика родительского поведения, их установки и переживания, предполагаемые ожидания. Исследователи выделяют типы и стили, характерные для поведения родителей, особенности их отношения к детям, родительские позиции;

8) с точки зрения онтогенетического подхода следует, что не только социальный статус человека и его культура определяет особенности родительского поведения, но и зависит от собственной истории развития психических процессов человека до и после рождения [3].

Осознанное родительство включает в себя такие составляющие части, как: ценностные ориентации родителей ребенка (ценности семьи); ожидания и установки родителей; отношение родителей к своим детям; их чувства и позиции; стиль воспитания в семье и позиции родителей по отношению к детям.

По Р. В. Овчаровой, каждый из представленных составляющих осознанного родительства включает в себя три компонента, а именно: когнитивную составляющую, выражающуюся в знаниях родителей, эмоции родителей (их чувства, точки зрения, суждения) и компонент поведенческий (умения родителей, их действия и навыки).

Осознанное родительство включает в себя такие компоненты как:

− осознание родителем существующих в обществе ценностей семьи, родительских ожиданий и установок, чувств и отношения родителей к детям, родительского стиля воспитания;

− понимание родителем себя, своих родительских реакций, мотивов своего поведения, осознание человеком, имеющим детей, своей родительской составляющей;

− понимание одним из супругов своего партнера, и особенностей его родительских реакций, осознание единства родительства, а не только ролей матери или отца по отдельности;

− сформированность, постоянность и комплиментарность составляющих в психологической интегральной структуре феномена родительства [1].

Для развития у семей осознанного родительства огромным значением обладает его когнитивный компонент. Ценности семейного воспитания выделяются исследователями как определенная устойчивость ценностей личности родителя.

К числу традиционных ценностей семьи относят: заключение брака, процессы рождения и воспитания в семьях детей, многодетность семей, понимание родительства как своей самореализации, высокая престижность статусов матери и отца.

Главным условием для реализации на практике модели материнской школы является грамотная организация в ней предметно-развивающей среды. Так совместное нахождение детей и родителей в такой школе должно осуществляться в специально для этого оборудованных помещениях (необходимо наличие там удобной и уютной мебели для детей и родителей, библиотеки с воспитательной литературой для молодых родителей, с разного рода дидактическими материалами, и игрушками для организации совместных игр с детьми). Необходимы игровые материалы, которые подбираются с учетом возможностей и имеющихся интересов у детей, а также иные комнаты: это могут быть зал музыки, спортивный зал, игровая площадка, бассейн и т. д.

Так, акцент в рамках модели материнской школы необходимо делать на развитие педагогической компетентности родителей через осознание ими всей важности в формировании личности ребенка их любви как родителя и установления в отношениях со своими детьми доверия, формирование положительного эмоционального фона, который поможет поддерживать дружественную и спокойную обстановку в семье.

К работе с детьми и молодыми родителями необходимо привлекать профессиональных педагогов-психологов, воспитателей, руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей, медицинских и иных работников.

Еще один способ формирования ответственного родительства в молодых семьях это педагогический патронаж, он представляет собой систему обслуживания педагогом детей от самого их рождения, а также их родителей в домашних условиях, может проводиться по запросу самих родителей, в рамках патронажа педагогом оказывается профессиональная практическая помощь родителям в воспитании ребенка. Его главная цель заключается в повышении общего уровня родительской педагогической культуры, формировании у родителей чувства ответственности и общей их заинтересованности в воспитании своих детей, формировании благоприятных условий для развития личности детей. Основная специфика такой патронажной деятельности заключается в интеграции усилий всех его участников в формировании детской личности [1].

Еще один способ формирования осознанного родительства это организация для молодых семей консультативного пункта. Главной целью такой профессиональной консультативной помощи считается дача педагогической профессиональной консультации по тому либо иному интересующему вопросу молодым родителям по развитию их детей.

Формированию осознанного родительства также способствуют организованные специалистами совместные занятия родителей и детей (ребенок — родитель — педагог), их проводят с целью налаживания взаимодействия между членами семьи и поддержки детей в их развитии.

Такие занятия как правило включают в себя:

− самостоятельную деятельность детей (специалисты и родители дают детям возможность по своему усмотрению выбрать себе игру, могут включаться в нее, если возникает такая необходимость);

Таким образом, необходимо оказывать профессиональное содействие в формировании осознанного родительства в молодых семьях, приобщать родителей к психологической и педагогической культуре, повышать педагогическую компетентность родителей.

2. Боровик В. Г. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2017. — № 8. — С. 67–74.

3. Короткова Т. Сироты под защитой // Социальная защита. — 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, материнская школа, подход, родительское поведение, семья, формирование, восемнадцатый век, педагогическая компетентность родителей, семейное воспитание.


Проблема формирования семейных ценностей обучающихся является сегодня одной из самых актуальных в нашей стране и мире.

Семья – это микромир родных людей, источник любви, тепла, уважения и согласия. Место, где человек растет и развивается, впитывая, как губка, все плохое и все хорошее из пространства, которое его окружает.

Данные независимого исследования НИИ Семьи и воспитания показали, что у 80% семей ограничено совместное времяпровождение и в 53 % семей недостаточно знают друг друга. Проведенное в феврале 2020 года мною исследование учащихся 6 класса, как классным руководителем, показали, что 64% обучающихся на первое место ставят материальные приоритеты (деньги, карьера, недвижимость), а не духовные (взаимопомощь, забота, любовь) и только 37% обучающихся главной ценностью для человека назвали семью.

Данные факты показывают и подтверждают насущность проблемы формирования семейных ценностей у детей.

В чем же причины духовно-нравственного упадка личности?

Нарушены устои семьи: иерархия семейных взаимоотношений, традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей; родовые и семейные связи между поколениями.

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Разрушается главная традиция – жить семьей. Из двух браков в России один заканчивается разводом. Молодые семьи распадаются при первых же бытовых трудностях.

Именно поэтому очень важную роль в формировании семейных ценностей играет школа.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, запечатленной в семейном архиве. Еще в начальных классах учителя посвящают много времени воспитанию личности ребенка, его правильному восприятию семьи, проводят разнообразные праздники с участием родителей, дедушек и бабушек.

Не менее важно продолжать эту работу и в основной школе. Ведь многие подростки в силу возраста смотрят на мир с юношеским максимализмом, отвергают традиционные ценности, зависят от мнения сверстников. Они подвергают все сомнению, недоверчиво относятся к взрослым. Поэтому я на уроках обществознания стараюсь аргументировано доказать учащимся мысль о ценности человеческой жизни, любви, честности, взаимопонимания, терпения, умения прощать и идти на уступки.

Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира. Семейные ценности – это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов. Семейная ценность - это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам.

К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Незнание своих предков в старину приравнивалось к отсутствию образования.

В школе основная ответственность за воспитание учащихся ложится на классных руководителей. Классные часы, беседы, организованные семейные праздники и вечера позволяют мне показать детям ценность взаимопомощи, общения, заботы в семье. Любой учитель на каждом уроке также стремиться внести свой посильный вклад в формирование личности ребенка, его отношения к окружающему обществу, в том числе и семье.

Наиболее ценными для формирования семейных ценностей у учащихся являются уроки обществознания. Почти на каждом уроке мы знакомимся с разными сторонами общественной жизни, ребята приводят различные примеры, в том числе и из личного опыта. С помощью наводящих вопросов учащиеся самостоятельно выявляют проблемы, формулируют и аргументируют правильные суждения.

На уроке, посвященном традициям разных народов России, учащиеся рассказывают о традиции, которой придерживаются в их семьях. Так ученик чувствует себя причастным к чему-то особенному, ощущает привязанность к своим близким и чувство ответственности как продолжателя семейных традиций.

Особенно важно, я считаю, надо уделять внимание атмосфере на уроке. Учащиеся должны чувствовать себя непринужденно, забыть о своих амбициях и вовлечься в процесс, раскрыться. Форма занятия должна быть интересной и увлекательной для ученика, способствовать не только получению знания, но и эмоциональному и духовному развитию личности.

Для достижения общей цели воспитания эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные и семейные ценности, что позволит, решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.

Таким образом, формирование семейных ценностей – это долгий и творческий процесс, в котором должны быть задействованы семья, школа и общество. Это процесс, благодаря которому в будущих семьях современных детей будут царить теплые и дружеские отношения, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.


-75%

Читайте также: