Сценограф что за профессия

Обновлено: 20.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Театральные художники.

Какова роль художника в театре.

Направление Изобразительное искусство.

Исследовательская работа Федосеевой Елены

ученицы 8г класса

Руководитель: Пападьина Наталья Викторовна

учитель ИЗО и ИСКУССТВА

1. Введение 3-4 1.1 Актуальность.

1.2 Цель и задачи.

2. Основная часть: 4-13

2.1 Художник в театре. 4-5

2.2Какова роль художника в театре 5-7

2.3 Кто такой сценограф. 7-10

2.4 Великие театральные художники 10-13

3 Вывод 1 4.

Литература 15

Многие из нас ходили в театр и обращали внимание на то, что когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех зрителей охватывает ощущение волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно благодаря художникам, работающим в театре, которые делают спектакль более зрелищным и запоминающим. Мы мало знаем об этих людях. Мы видим игру актёров, которые играют на сцене. Мы знаем их по именам. Но не знаем кто стоит за созданием неодушевленной часть спектакля. Которая может порой оказаться и самой живой его частью, и самой красивой, и самой большой, и даже — самой яркой.

Моя работа посвящена изучению деятельности театральных художников. Этим обусловлена её актуальность .

Цель моей работы : Познакомиться с ролью художника в театре.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Углубить знания о театральном искусстве

Выяснить какова роль художника в театре.

3. Узнать какие художники работают в театре.

4. Изучить художественную деятельность сценографа;

5 Познакомиться с основными стадиями исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней

6. Подобрать материалы по данной теме для использования на уроках изобразительного искусства.

В процессе исследования использовались следующие методы :

1. Исследовательский метод.

2. Сопоставление и анализ собранного материала.

В ходе изучения материала была выдвинута гипотеза исследования . Театральный художник важнейший соавтор режиссера .От него зависит вся сценическая среда театрального действия и нужный эмоциональный настрой спектакля.

Объект исследования –театральные художники.

Предметом исследования стало изучение деятельности театрального художника.

Этапы выполнения проекта:

4 Выводы по результатам проведенного анализа информации.

Основная часть:

Театр – это волшебный, прекрасный мир. Как и любая хорошая книга, фильм – он погружает нас в абсолютно другую реальность. Заставляет на некоторое время забыть о делах, проблемах, да даже забыть о том, кто ты такой. Здесь нас всегда ждут и здесь нам всегда рады. Всё, что происходит на сцене – исключительно для нас, и от этого вдвое приятно при просмотре. Для кого-то театр – развлечение. Для кого-то тяжёлая работа. У каждого работника театра есть свое место работы. Режиссер отвечает за съемку и процесс восстановления действий, происходящих в то или иное время. Гримом каждый день занимается гример, который отвечает за каждый образ, созданный им. Костюмер создает костюмы, те самые, без которых не может быть закончен образ героя. И, конечно же, театр не может существовать без своей труппы - постоянных актеров, которые популярны и известны всем. Именно они постоянно участвуют в показах многих известных пьес, и передают нам свое мироощущение на те или иные события нашего времени. Огромные и яркие декорации, наполненное людьми фойе - все это тоже часть театра.

Театр —особый тип коллектива, в котором все его члены — высокопрофессиональные художники. У каждого своя функция в процессе создания спектакля, и каждый вносит свою лепту в результат труда и творчества всей группы.

Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.

В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.

Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.

Художник - это своего рода архитектор сцены, он должен знать ее устройство изнутри. Должен ли театральный художник быть практиком и самостоятельно изготавливать декорации и костюмы? Кое-что он может делать своими руками, но это не обязательно. Эту задачу выполняют отдельные специалисты. Но художник обязан знать, как собственноручно изготовить декорации и костюмы хотя бы для того, чтобы контролировать процесс работы и видеть, воплощается ли его творческий замысел.

Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.

В какой-то степени художник театра - это еще и культуролог, который хорошо знает историю театра, культуры, архитектуры, в особенности костюма. Художник театра — личность достаточно эрудированная, всесторонне образованная, очень многогранная. Это одна из самых творческих профессий. Над созданием пространственного оформления спектакля в современном театре —трудится большой коллектив художественно-постановочной части, коллектив мастеров разных театральных профессий:

Художник-декоратор – это театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.

Художник-бутафор - театральный художник, отвечающий за изготовление эскизов бутафорских изделий, реквизита.

Реквизит о т лат.Requisitum - необходимое

Реквизит - в театре - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм (зонт, портфель и т.п.)

Художник-гример - театральный художник, создающий оригинальный авторский грим в соответствии с замыслом художников-постановщиков.

Грим фр.Grime, от итал.Grimo – морщинистый.

Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Пастижер - специалист по изготовлению париков, накладных усов и бород.

Художник-модельер театрального костюма - театральный художник:

- исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также

- контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.

Театральный костюм от итал.Costume – обычай.

Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической.

Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.

Художник-скульптор - в театре - художник, создающий по эскизам художника-постановщика элементы объемно-пластического оформления спектакля. Художник-скульптор непосредственно исполняет детали оформления спектакля, готовит формы для отливки, маширования, чеканки и прочих способов изготовления деталей

Для обозначения сферы деятельности всех тех, кто участвует в создании пространственного оформления спектакля есть термин сценография. Можно сказать, что и художник-постановщик, и заведующий художественно-постановочной частью, и живописец-исполнитель, и бутафор, и художник по свету, и художник по костюму — все они сценографы, подобно тому, как на корабле все, от юнги до адмирала, — моряки.

Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

В Древней Греции, и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. В античном театре амфитеатр (от греч. "амфи" – "с обеих сторон", "кругом" и "тёатрон" – "место зрелищ") с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. "орхёомай" – "танцую"), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Очень многое из того, что придумали театральные архитекторы и художники в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), границы между зрительским и игровым пространством, до сих пор часто обозначают маленькими светильниками. Снабжённые специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актёров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы (верёвки), и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по прежнему считается самым надёжным. К концу XVII в. в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, какую можно встретить в театре сейчас. Особое внимание художники вплоть до конца XIX в. уделяли тому, каким способом сохранить у зрителя ощущение, что в этой коробке заключено огромное пространство. Эта так называемая итальянская сцена стала самой распространённой в европейском театре.

Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы. Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, – а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Сначала художник постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы – плоское, двухмерное изображение, а сцена пространство трёхмерное. Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик. Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик. Работает мастер в определённом масштабе – 1:20. В каждом театре есть подмакетник – уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой "коробочке" и "колдует" макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку – "прикидывает" декорации из обычной бумаги. Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет. Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными – чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей. Мягкие декорации – это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон.

Богатый художественно-исторический опыт по сей день оказывает влияние на современную практику сценографии. На разных этапах своего развития сценография вынуждена подстраиваться под определенный импульс, который ей задает история, живопись, литература, музыка. Учет исторического опыта, способствует успешному конкурентному развитию отечественной сценографии при условии внедрения компьютерных и медиа-технологий в объемно-пространственное решение сцены.

Читайте также: