Саунд дизайнер что это за профессия

Обновлено: 28.04.2024

Монолог саунд-дизайнера о своей профессии, отчаянии и пользе скучных городов.

Я из маленького провинциального города. Друзья говорят, что я нашёл там, где нет плюсов, один большой плюс: мне здесь никто не мешает. И я учился играть на инструментах, что-то пытался сводить. Просто не на что было распылять время. Раньше я учился в художественной школе, потом занялся музыкой, звуком и думал, как бы это соединить. И когда четыре года назад дело дошло до саунд-дизайна, решил, что это близко к тому, что искал.

Ещё пару лет назад про саунд-дизайн мало кто знал. Сейчас это вроде бы на слуху, но конкретно, что это такое, по-прежнему понимают не все. Это не человек, который портит продукты или скачивает музыку и звуки из интернета и подставляет их. В идеале саунд-дизайнер разбирается в физике звука, знает теорию музыки, умеет записывать, работать с DAW (Digital Audio Workstation — цифровой рабочей станцией). Это ответвление звукорежиссуры — шумовое оформление.

Когда я накопил на подержанный рекордер, стал записывать всё подряд. И так обнаружил, что если из стороны в сторону дёргать шнурок, получится звук, похожий на звук крутящихся лопастей вертолёта. При помощи швейной машинки делал звук движущегося поезда.

Мы часто не замечаем, что вещи могут обладать необычными свойствами.

Саунд-дизайну я учился сам. Для начала достаточно знать какие-то базовые вещи. Разумеется, всего я не знаю, но основные принципы улавливаю. Я — гугл-самоучка: я разобрался, как работать с синтезаторами, просто вбив это в поиске и посмотрев. Есть такой плагин — Reactor, с помощью которого можно создать собственный синтезатор почти с нуля. Но для этого надо примерно понимать, что ты делаешь, потому что если неверно соединять элементы, ничего не получится.

Начинаешь разбираться в основах синтеза: что такое Oscillator, Enveloper и другие штуки, в итоге что-то да выходит. А начиналось всё с синтезатора Moog, точнее, с его виртуальной копии. Из аналоговых синтезаторов у меня пока только Korg, а ещё есть гитара. А так саунд-дизайнеру из техники достаточно рекордера, ноутбука и MIDI-клавиатуры.

Шаурму принеси, чайку разогрей, провода смотай – такие вот вещи я делал.

За это мне давали возможность посмотреть, как сводят звук, а когда было свободное окошко, мог сам что-то попробовать делать. Когда стало выходить, стали помогать и советовать, как сделать лучше.

На студии я многое для себя открыл. Проблема саунд-дизайна в том, что нет чёткой формулы, как это надо делать. По крайней мере, я пока не встречал. Чтобы свести музыкальные инструменты, можно найти референсы (примеры, на которые можно ориентироваться — прим. TJ), есть базовые правила. Здесь же всё не так однозначно.

Во Владимире работа саунд-дизайнера до сих пор не востребована. Поэтому я работаю с заказчиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Иногда что-нибудь из-за рубежа пришлют, но такое пока было всего пару раз.

В какой-то момент подумал, что, в общем-то, всё: я попробовал, не получилось — и до свидания.

Под конец я стал публиковать информацию о себе в соцсетях под постами о поиске саунд-дизайнера. В тот же день всё изменилось. Я уже ехал на последние деньги устраиваться на работу — и тут несколько ребят написали, что им срочно нужно сделать ролики. Я развернулся, поймал попутку и поехал домой делать саунд-дизайн.

Раньше я много сидел над каждым роликом, но теперь работа занимает не больше суток. Роликов у меня немного сейчас, где-то 7 в месяц. Их могло бы быть гораздо больше, но я только недавно начал это делать продуманно и перестал работать забесплатно. То есть, я бы работал, но, как правило, у бесплатных проектов и денег нет, и они недоделанные.

Есть и свои нюансы. Всё зависит от того, какой заработок ты предпочитаешь. Если хочешь стабильности, отчислений, налогов и вот этого всего по-взрослому, то тут так не получится. Можно открыть ИП, но тогда и зарабатывать надо соответствующе. Некоторые так и делают. Но в целом это всё-таки проектная работа. Есть возможность работать по субподряду. То есть, работать с компанией, к которой приходят клиенты за анимацией, и тебе все ролики перенаправляют на звук. Как правило, студии с большой конверсией могут предложить такое. Студии поменьше могут предложить фриланс, если будут заинтересованы в тебе.

Работа интересная хотя бы потому, что позволяет оставаться ребёнком. Ты не теряешь вкус к жизни, сохраняешь любопытство, потому что всё время находишься в поиске новых звуковых решений.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Саунд-дизайнер: плюсы и минусы, специфика профессии

Саунд-дизайнеры трудятся в любой сфере, где есть видео, которое сопровождается музыкой. Довольно востребованная профессия требует определенных профессиональных навыков. Можно получить диплом об окончании высшего учебного заведения и начинать карьеру. Профессия саунд-дизайнера, как и любая, имеет свои преимущества и недостатки.

Специфика профессии

Саунд-дизайнер занимается творческой и ответственной работой. Специалист должен уметь придумывать звуки, управлять ими. Важно и умение распознавать аудиоэлементы. Саунд-дизайнер создает мелодии для определенных задач и целей, особенно это важно, если требуется вызвать определенные эмоции у людей, которые будут смотреть видеоряд.

Известно, что аудиосопровождение сильно влияет на настроение, может привлекать или отталкивать внимание. Технологии звукового дизайна развиваются и совершенствуются. Стоит отметить, что важной частью работы является создание элементов. Звуковой дизайнер должен сымитировать звучание несуществующего объекта так, чтобы зрители не усомнились в его реальности.

Профессионал может погрузить зрителя в определенную атмосферу и вызвать нужную гамму чувств. При сведении звуков выделяется самое главное на общем фоне. Например, звук тормозов накладывается на звучание города. Звуковой дизайнер должен уметь выбрать самое основное из общей массы.


Востребованность профессионалов связана с тем, что мозг воспринимает только полную картинку. Видеоряд без звука не будет интересным и понятным. Если аудио не соответствует изображению, то внимание зрителя не остановится на таком произведении. Качественно проделанная работа гарантирует востребованность фильма, игры или простого рекламного ролика.

Плюсы и минусы

Саунд-дизайнеры востребованы в современном мире. Профессия довольно популярна и имеет такие преимущества:

  • рынок быстро развивается, специальность довольно перспективная;
  • профессия творческая и позволяет развиваться, показывать потенциал;
  • высокая заработная плата;
  • можно работать не по графику, а так, чтобы уложиться в определенные сроки.

Молодая и перспективная специальность не является идеальной. Недостатки профессии:

  • специализация узкая, можно реализоваться только в конкретной сфере;
  • не существует четких параметров, по которым можно оценить качество конечного продукта, звуковой ряд может по-разному восприниматься саунд-дизайнером и его руководством;
  • требует большое количество врожденного таланта;
  • довольно свободный график не подходит людям, которые не умеют организовывать свою деятельность и имеют слабый характер.


Личные качества и должностные обязанности

Специфическая и необычная профессия требует довольно большого количества особых навыков. Специалист должен не только любить звуки и уметь их воспринимать.

  1. Хороший музыкальный слух. Он может быть неидеальным, однако довольно развитым. Специалист должен уметь различать ноты. Важно услышать звук и понять его источник. Без этого не получится создать качественный фоновый шум города, например.
  2. Следует понимать, как звучат разные инструменты, и уметь их отличать. Это важно для создания аудиоэлементов. Большим преимуществом будет умение играть на каких-либо музыкальных инструментах.
  3. Понимание физики звука. Это необходимо для того, чтобы уметь смоделировать звучание в определенных условиях. Например, падающая ложка создаст разный шум в маленькой комнате или на пустом заводе.
  4. Знать особенности восприятия звука человеческим ухом. Такие навыки необходимы для умения смоделировать определенную атмосферу или для создания особого настроения у слушателя.
  5. Умение использовать программы аудиоредакторы. Самыми распространенными считаются Nuendo, Cubase, Adobe Auditi.
  6. Использование аппаратуры для записи звука.
  7. Уметь находить нестандартные способы для решения различных задач.
  8. Усидчивость имеет большое значение в такой сфере. Необходимо делать много рутинной работы.
  9. Внимательность к деталям, организованность и умение правильно распределять время. Обычно специалисты не имеют графика работы, зато есть сроки сдачи готового проекта.

Обязанности саунд-дизайнер зависят от того, в какой сфере ведется работа. Специалист должен уметь создавать звуки и объединять их определенным образом. Важно, чтобы аудиоэлементы соответствовали картинке видеоряда. Причем звуковой дизайнер может использовать готовую фонотеку или создавать звуки полностью самостоятельно.


Обучение и зарплата

Многие профессионалы уверяют, что система образования по данной специальности сильно устарела. Все же есть высшие учебные заведения и частные школы, где обучают саунд-дизайнеров. Впервые дисциплина появилась около 16 лет назад, ее преподавали в рамках режиссуры. Это доказывает, что сама профессия довольно молодая, но прогрессивная.

На помощь приходят частные школы и специализированные курсы. На пользу пойдет работа в качестве стажера в сфере постпродакшен. Там можно получить ценный опыт и узнать мнение специалистов о своих способностях. Стоит отметить, что без врожденных музыкальных навыков в данной профессии успехов не достичь даже после долгих лет практики. Именно поэтому специальность является настолько сложной и высокооплачиваемой. Где можно работать:

  • киностудии;
  • театры;
  • создание игр;
  • медиакомпании и постпродакшен-студии.


В России специалисты зарабатывают от 40 000 до 160 000 рублей в зависимости от сферы деятельности, умений и опыта. При определенных условиях можно зарабатывать порядка 200 000 рублей. Обычно такой оклад получают работники кино. Довольно популярной является удаленная деятельность.

Стоит отметить, что звуковой дизайнер должен учиться в течение всей трудовой деятельности. Технологии развиваются быстро, их нужно осваивать. Более того, профессионал должен уметь выбрать лучшее между тем, что есть. Некоторые старые программы и наработки могут оказаться намного качественнее, чем новые.

Антон Деникин, звукорежиссер, доцент ГИТР им. Литовчина, кандидат культурологии

Как практикующему звукорежиссеру телевидения и радио мне часто приходится подбирать и записывать разнообразные шумы, эффекты, музыку и выполнять их редактирование. Это творческая работа, она полна интересных и неожиданных открытий, поскольку позволяет самыми необычными способами экспериментировать со звуками, добиваясь того или иного эффекта, синтезировать новые звуки для фильма, видеоролика или спектакля.

Последнее время все чаще в титрах к фильмам указываются имена звуковых дизайнеров (англ. Sound Designer). И если собственно профессия дизайнер, ставшая столь популярной в наше время, уже не вызывает ни у кого удивления, то профессия дизайнер звука пока необычна.


Звуковой дизайн отличается от конструирования реальных объектов тем, что он связан с художественным творчеством и созданием объектов не материальных, а аудиовизуальных: звуковых образов на экране, в видеоиграх и т.д. (Под аудиовизуальным проектом понимается законченное произведение, в котором объединены звук и изображение. Понятие аудиовизуальный проект включает кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, а также работы, выполненные с применением современных цифровых технологий (видеоигры, мультимедийные приложения, сетевые проекты и пр.).

Дизайнер интерьера создает окружающее предметное пространство в соответствии с определенными требованиями моды, стиля, пожеланиями заказчика. Так же и дизайнер звука моделирует звуковое окружение, звуковое пространство, насыщает его различными звуковыми элементами, при этом соблюдая особенности конкретного проекта и его жанра, специфику экранного повествования, особенности действующих персонажей, художественного и образного строя и пр.

Звуковой дизайн используется в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, в рекламе на телевидении и радио, в театре и современных жанрах музыки.

Последние два десятилетия кино- и видеоиндустрия сделала значительный шаг вперед в том, что касается качества изображения в кино, видеографике и визуальных спецэффектах. Как результат возникли и новые подходы к звуковому решению фильмов, телепередач, видеоигр, мультимедиа-продукции.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание новых необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки.

В нашей отечественной киноиндустрии за создание сферы звуковых образов фильма традиционно отвечает звукорежиссер. В его задачу входит весь спектр работ по озвучению экранного действия, начиная с организации записи звука на съемочной площадке, заканчивая работой над монтажом и микшированием звука в монтажно-тонировочный период. В работу звукорежиссера входит, в том числе, подбор и запись звуковых эффектов и шумов для фильма.

Дизайн звука может рассматриваться как составная часть профессии звукорежиссера, но с некоторыми оговорками. Дело в том, что в американском и европейском кинопроизводстве профессия звукорежиссера в том виде, как ее понимают в отечественном кино, давно не встречается. Звук в современных блокбастерах, видеоиграх, мультимедиа-проектах настолько разнообразен, что один специалист, даже очень хороший, физически не сможет выполнить в срок весь массив работ по озвучению экранного действия. Поэтому эти обязанности разделены внутри большой команды специалистов по звуку –звукооператоров первичной записи звука на съемочной площадке, звукорежиссеров студийного озвучания, звукорежиссеров записи музыки, операторов перезаписи, монтажеров звука, саунд-дизайнеров, инженеров и техников по эксплуатации оборудования и др. Ими руководит супервайзер, выполняющий административные функции. Такое разделение на практике позволяет достичь большей мобильности производства, скорости и качества выполнения работ.

Большое количество технологически сложных фильмов, в том числе фантастических, звуковые треки которых особенно насыщены шумовыми эффектами, обусловило выделение дизайнера звука в самостоятельную специальность.


Она находится на пересечении специальностей монтажера звука, звукорежиссера и звукооператора. Дизайнер занимается и проведением звукозаписи, и редактированием (монтажер и музыкальный редактор), и микшированием звука (звукорежиссер перезаписи). Но если звукооператор отвечает за качество звукозаписи (например, во время съемок на съемочной площадке), звукорежиссер перезаписи отвечает за качество финального микширования звука, то работа саунд-дизайнера заключается в разработке, отборе и организации звукошумового материала, размещении звука в структуре аудиовизуального проекта.

Специфика звукового дизайна как профессии заключается в стремлении дизайнера средствами проектирования, синтезирования и записи звука найти адекватные решения задач, связанных со звуковым оформлением визуального ряда, причем предоставить практический результат в строго определенный производственными требованиями срок.

Необходимо отметить, что в наше время профессия саунд-дизайнера получила должную оценку и поддержку. Ряд авторитетных международных организаций, институтов и фондов ежегодно вручают призы за лучший звуковой дизайн аудиовизуальных проектов, видеоигр, мультимедийных программ, театральных постановок, и конечно, за звуковой дизайн в кинематографе.

Среди крупнейших зарубежных и отечественных премий с номинацией в области звукового дизайна можно выделить следующие:

Премии и награды в области звукового дизайна в России и ближнем зарубежье:

Средствами дизайна создается звуковая информация самой разной сложности и назначения – от краткого рекламного объявления на радио до полноценной звуковой дорожки кинофильма, от нескольких звукошумовых эффектов для видеоигры до звукового сопровождения для огромного сетевого портала. Для этого используются средства звукотембрального синтеза, монтажа, обработки звука.


Монтаж нескольких пластов записей выстрелов и обработка каждого пласта в программе Pro Tools
для создания единого эффектного выстрела из пушки

Многослойность звуковых пластов – один из отличительных признаков звукового дизайна. Реализация многослойности в звуковой дорожке кинофильма стала доступна благодаря технологическому усовершенствованию систем звукозаписи и звуковоспроизведения. Стандартизированные по акустическим параметрам звукоусилительные комплексы современных кинозалов позволяют с высоким качеством воспроизводить широкий спектр звуковых частот, создавая эффект достоверного реалистичного звучания. Одной из основных сложностей для дизайнера является подбор гармонично сочетающихся друг с другом звуковых пластов, частотные диапазоны которых мало пересекаются.

Дизайнер, используя библиотеки звуков, записывает, обрабатывает и монтирует звукошумовые эффекты, экспериментируя и добиваясь наилучшего сочетания визуальной и звуковой выразительности в проекте. Дизайнеры звука могут создавать композиции, как монтируя и обрабатывая записанные ранее звуковые фрагменты и музыку, так и синтезируя совершенно новые звуки. Подбирая и объединяя отдельные звуковые компоненты, дизайнер получает наиболее эффектный звук.

Зрители обычно обращают внимание на то, как эффектно в современных фильмах и видеоиграх звучит взрывы, рукопашный бой, акустические фоны и пр. Все это – благодаря их многослойной фактуре, состоящей из точно отобранных дизайнером звуковых элементов.

В условиях, когда звуковая дорожка проекта состоит из самых разных, подобранных раздельно компонентов, важная задача дизайнера звука – заставить зрителя поверить, что звуки и экранное действие являются единым нераздельным целым. Дизайнер воссоздает такое звуковое пространство, которое поможет перенести зрителя в реальность, создаваемую экранным действием.


Еще одна задача – это стилистически точное и жанрово обусловленное оформление звукового пространства аудиовизуального проекта. Создавая те или иные звуковые элементы для проекта, дизайнер должен учитывать его формат и технические установки, а также художественную концепцию проекта – его жанр, стиль и предметную среду периода, к которому относится экранное действие, и т.п.


В работу дизайнера входит поиск способов усиления при помощи звука выразительности экранного действия, в том числе путем замены звуков, записанных во время съемок, на созданные искусственно, но более эффектные и выразительные.

Впоследствии этот звук стал настолько популярен, что превратился в звуковое клише, кочующее из фильма в фильм – с 1951 по 2010 годы этот звук использовался более чем в двухстах кинофильмах, анимационных лентах, видеоиграх. (The Wilhelm Scream)

Востребованность профессии в современной медиаиндустрии способствует развитию звукового дизайна как инновационной специальности наряду с традиционными сферами профессиональной деятельности в области звука, такими, как звукорежиссура, звукооператорство, аудиопродюсирование и др.

Звуковой дизайн – чрезвычайно интересный и творческий процесс работы над озвучением экранного действия. Он требует от специалиста особых навыков и комплексных знаний. Качественный и продуманный звук оказывает значительное влияние на привлекательность экранного продукта для зрителя. От успешно выполненного звукового дизайна во многом зависит успех на рынке каждого нового экранного проекта!


Особенности профессии

Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.

Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.

Где работает саунд дизайнер:

  • телевидение;
  • радио;
  • театр;
  • киностудия;
  • студия аниме и мультипликации;
  • рекламное агентство;
  • звукозаписывающая студия.

Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.

Что входит в обязанности саунд дизайнера

Основная часть работы специалиста включает:

  • разработку, поиск и создание требуемого по проекту звукового материала;
  • внедрение созданного аудиоконтента в аудиовизуальный ряд;
  • командное взаимодействие с другими специалистами, участвующими в проекте;
  • работу над совершенствованием аудиоматериала.

Хороший саунд дизайнер должен обладать не только музыкальным вкусом, но и разбираться в точных и естественных науках. Например, физика нужна для понимания того, как возникает и распространяется звуковая волна. Физиология — чтобы учитывать психофизиологическое воздействие звука на слушателя. Устройство и принципы работы звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры нужны, чтобы технически грамотно записывать, трансформировать и экспортировать аудиоматериалы. Программирование необходимо для того, чтобы создавать собственные скрипты, упрощающие работу или расширяющие функционал программного обеспечения.

Плюсы и минусы профессии

  • востребованность на рынке труда;
  • высокая заработная плата;
  • интересная творческая деятельность;
  • карьерные перспективы;
  • широкая универсальность в выборе места работы.
  • сложности с получением профильного образования;
  • ненормированный рабочий день;
  • сидячий образ жизни;
  • напряженный рабочий график с частыми дедлайнами.

Направления деятельности

Современный саунд дизайнер может работать по нескольким востребованным направлениям:

Профессия Sound Designer постоянно развивается. Появляются новые направления деятельности, растут требования к квалификации специалистов. Учитывая, что визуальным контентом пространство реальное и виртуальное перенасыщено, звук начинает выходить на передний план. Человек лучше и быстрее воспринимает информацию на уровне слуховых анализаторов. Поэтому, например, пилоты самолетов важнейшие сигналы получают в формате аудио, а не видео.

Это же относится и к виртуальной среде. Слишком большое количество изображений и видео привели к рождению подкастов как закономерной попытки человека снизить напряжение от потребления большого потока видеоинформации. Поэтому саунд дизайнеры находятся как бы на передовой борьбы за внимание пользователя — от их профессионализма в большей степени, чем от самой интригующей картинки зависит выбор человеком того или иного контента.

Где получить образование

Для овладения профессиональными навыками будущие саунд дизайнеры могут пойти несколькими путями:

  • обучение в университетах и колледжах за рубежом;
  • онлайн-курсы;
  • наставничество у действующего специалиста;
  • самостоятельное изучение основ профессии;
  • оффлайн обучение в России.

К сожалению, узкоспециализированных программ обучения в РФ очень мало. Факультет саунд дизайна есть только у Московской школы кино. Единственный профильный образовательный центр — Институт звукового дизайна. Дистанционные курсы есть у ведущих онлайн-университетов страны. Некоторые ВУЗы в учебный план звукорежиссуры и режиссуры включают изучение саунд дизайна в качестве спецкурса.

Самообразование — путь долгий, как и наставничество. Стать ассистентом действующего саунд дизайнера непросто — нужно убедить специалиста в своей увлеченности профессией и несколько месяцев бесплатно работать помощником, в процессе осваивая азы профессии.

Самый быстрый и эффективный путь — обучение на онлайн-курсах. Но отдавать предпочтение стоит тем, которые приглашают в качестве наставников действующих саунд дизайнеров. Иначе есть риск получить устаревшие знания и навыки, поскольку специальность динамичная и изменения в ней происходят очень быстро.

Заключение

Современный мир обогатился большим количеством новых профессий. Одна из самых интересных, востребованных и полезных — саунд дизайнер. Создателей новых звуков и оформителей звукового пространства ждут не только в музыкальной, радио, рекламной или киноиндустрии. В специалистах испытывают недостаток и крупные холдинги — автомобильные, строительные, проектные. Разработчики мобильных приложений и игр нуждаются в саунд дизайнерах едва ли не больше, чем в программистах. И это только начало. Перспективы у профессии самые радужные. Но и требования к профессионалам высокие. Необходимо обладать не только развитым слухом и музыкальным вкусом, но и знаниями в самых разнообразных областях — от физики до психологии.

Читайте также: