С момента заключения трудового договора вожатый несет ответственность за вверенных ему детей

Обновлено: 18.05.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.

1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.

Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

2.2. Организация досуга обучающихся;

3. Должностные обязанности

Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;

3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;

3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;

3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;

3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;

3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;

3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Старший вожатый имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;

4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;

4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.7. Повышать квалификацию;

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или/ психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.


Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

С точки зрения законодательства лагеря – это организации отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

Ведомством, которое в настоящее время курирует вопросы организации отдыха и оздоровления детей является Министерство образования и науки Российской Федерации (www.минобрнауки.рф). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №444 "О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации".

Вожатому необходимо ориентироваться в большом объеме нормативно-правовых документов. Ниже приведен список тех, с которыми рекомендуем вам заранее познакомиться.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в детском оздоровительном лагере:

1. Нормативные документы (или Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение).

-Конвенция ООН о правах ребенка; (международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка)

-Гражданский кодекс; • Семейный кодекс • Трудовой кодекс; • Уголовный кодекс;

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 25.12.2018 N 840н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "СПЕЦИАЛИСТ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВОЖАТЫЙ)"

2. Организационные документы (Организационно-правовые документы содержат положения. обязательные для исполнения, и являются правовой основой деятельности предприятия): Организационные документы – это документы, устанавливающие порядок создания организации и ее работы, организующие коллективную деятельность в рамках организации. Несмотря на то, что в общем объеме документации организационные документы занимают небольшое место, они играют существенную роль в деятельности организации.

2.4. Акт приемки лагеря; 2.5. Санитарно-эпидемиологическое заключение; 2.6. Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятиях; 2.7. Договор с органом здравоохранения на оказание медицинских услуг; 2.8. Договор на поставку продуктов; 2.9. Договор на вывоз мусора; 2.10. Договор с отделом внешней охраны РОВД.

3. Локальные акты Локальный нормативный акт организации – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

3.1. Книга приказов по основной деятельности;

3.2. Книга приказов по движению детей;

3.3. Штатное расписание;

3.4. Должностные инструкции;

3.5. Правила внутреннего трудового распорядка в учреждении;

3.6. Документация столовой (примерное меню (Приложение 2), утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы);

3.7. Медицинские книжки сотрудников учреждения;

3.8. Финансово-бухгалтерские документы;

3.9. График проведения смен;

3.10. Инструкции по технике безопасности и охране труда. Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев

3.11. Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов).

4. Документы по организации воспитательно-образовательного процесса:

4.1. Программа деятельности лагеря; 4.2. План-сетка на каждую смену; 4.3. Режим дня лагеря.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ АКТЫ:

• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);

• Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года;

• Об утверждении нормативных документов по туристическо-краеведческой деятельности. Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293; • Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда. Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113;

• Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463 / 06);

• Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров). (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260);

• Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности 21 Нормативно-правовые основы вожатской деятельности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.09.2006.

Подробнее об основных НПА:

1. Конвенция ООН о правах ребенка глазами вожатого.

Одной из важных функций вожатого в любом лагере является соблюдение и защита прав детей. На сегодняшний день важнейшим международным документом по правам детей является Конвенция ООН о правах ребенка. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями этого документа. Предлагаем посмотреть на некоторые статьи Конвенции ООН о правах ребенка глазами вожатого, чтобы предупредить возможные нарушения прав детей в лагере.

При работе с несовершеннолетними необходимо знать, что с момента заключения трудового договора вожатый несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Стоит помнить о том, что бурное развитие организма в подростковом возрасте обуславливает повышенную физическую активность, значительный рост жизненной энергии, что может привести к серьезным травмам. У многих ребят наблюдаются нарушения координации и точности движений, они становятся неловкими и неуклюжими, в результате чего непреднамеренно разрушают все вокруг, могут нанести вред себе и окружающим вопреки своим желаниям.( Учитывайте возрастные особенности при планировании отрядной работы и индивидуальных поручениях детям).

Статья 2. Ребенок имеет право на имя. Очень часто дети называют друг друга, используя прозвища, иногда очень обидные. Вожатый не должен поощрять подобных обращений детей друг к другу и к самому себе. Психологи считают, что обращение по имени несет для человека, к которому обращаются, колоссальный положительный заряд. Еще до смены вожатому предстоит определиться с обращением детей к самому себе: по имени или по имени и отчеству. Важно, чтобы в лагере были приняты единые стандарты обращения. Опыт показывает, что обращение к вожатому по имени возможно, но лучше на “вы”, это минимизирует возникновение панибратских отношений детей к вожатому.

Статья 3. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Вожатому следует помнить, что подростки не всегда могут сформулировать свое мнение корректно. При составлении программы смены спланируйте мероприятия, которые помогут сформировать у детей навыки и культуру межличностного общения.

Статья 4. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

В первые дни смены вожатый должен изучить увлечения, хобби детей. Чтобы у мальчиков и у девочек в отряде были равные возможности для реализации своих способностей, при планировании отрядной работы необходимо сбалансировать количество интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий.

Статья 5. Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Поощряйте создание и деятельность в лагере, в отряде органов детского самоуправления, в которых равно представлены и мальчики, и девочки.

Статья. 17, ч. 1. Ребенок имеет право на доступ к информации. Сообщите детям и их родителям почтовый индекс, адрес и телефон лагеря, а также официальный сайт лагеря или официальные группы лагеря в социальных сетях, чтобы родители имели возможность знать о том, чем занимаются их дети в лагере. Выкладывая информацию о детях, их фотографии на сайтах, в социальных сетях, помните о защите персональных данных.

Статья ст. 16, ч. 1. Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. Вожатый не имеет права досматривать и позволять кому-то досматривать личные вещи ребенка без его разрешения. Наличие скоропортящихся продуктов у воспитанников проверяется в присутствии ребенка, вожатого и медработника лагеря. Если Вы подозреваете воспитанника в краже, досмотр личных вещей должен проводиться в присутствии ребенка, вожатого и уполномоченного директором лагеря лица.

Статья 27, ч. 1. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. К сожалению, соблюдение этого права в лагере не всегда зависит от вожатого, это обусловлено развитием материальнотехнической базы лагеря. Но защитить данное право ребенка вожатый обязан! Условия питания, проживания, отдыха детей, объектов для осуществления личной гигиены и т.п. должны соответствовать нормам санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности. Вожатый обязан познакомить детей с нормами санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности и контролировать их соблюдение. Что минимально может сделать вожатый в этой ситуации? Составить четкое расписание посещения душа, отрядных банных дней, работы постирочной и гладильной комнат, сушилки, согласовать расписание с администрацией лагеря, другими отрядами.

Статья 24, ч.1. Ребенок имеет право на медицинскую помощь. Не занимайтесь самолечением детей, при первых симптомах заболевания немедленно покажите ребенка врачу. Собираясь на прогулку, возьмите в медпункте аптечку для оказания первой медицинской помощи. Покажите каждому ребенку в отряде, где располагается медпункт. Ознакомьтесь с медицинской картой ребенка.

Статья 19, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Используйте наказание только в крайних ситуациях. Не наказывайте ребенка лишением еды, запиранием в комнате или другими формами лишения свободы. Помните, что наказание действенно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым

Статья 32, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Не заставляйте детей выполнять трудовые обязанности сотрудников лагеря (мыть полы в комнатах, убирать в туалетах, мести территорию, переносить тяжести, чистить картофель на кухне), тем более не наказывайте трудом.

2. Что должен знать вожатых о СанПиН? Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям. СанПиН – это комплекс документов, содержащих санитарные нормы и правила, принятые в Российской Федерации для санитарного контроля. Для лагерей, которые являются организациями отдыха и оздоровления детей, тоже есть свои СанПиНы, о которых вожатому необходимо знать.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН. Этими Постановлениями устанавливаются требования к: – размещению; – устройству; – содержанию; – организации режима работы лагерей; – требования к возрасту детей.

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям:

1. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.

2. Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней."

3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.

4. В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.

5. В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.

6. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.

7. В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.

8. В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.

9. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастов.

11.Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).

12. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.

13. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C.

14. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20°C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2–5 минут с постепенным увеличением до 10–15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.

15. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.

16. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Любая работа подразумевает под собой несение ответственности. Это ответственность как за процесс труда, так и результат, готовый продукт. Работа вожатым, несмотря на кажущуюся легкость, непринужденность и веселье, вдвойне сопряжена ответственностью: как за детей в вашем отряде, так и за ваши действия.

При работе в лагере вожатый должен исходить из следующего принципа: главнейшей обязанностью вожатого является сохранение физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращения случаев нанесения им ущерба другим детям. При выполнении этого основополагающего принципа вожатый заботится о физическом и духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. Основным методом воспитания ребенка является дискуссия.

При работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Самое главное в оздоровительном учреждении – жизнь и здоровье детей.

2. Вы несете уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей. прим.1

3. Вы отвечаете за жизнь и здоровье детей с момента их формальной передачи Вам 24 часа в сутки.

4. Не занимайтесь самолечением детей.

5. Обратитесь в медпункт и выясните, есть ли в отряде дети с хроническими заболеваниями.

6. Вы НЕ несете ответственность за сохранность имущества детей (хотя корпус закрывать необходимо).

7. Отдавать ребенка под расписку можно только родителям, при предъявлении паспорта.

8. Обращаться чаще к охране лагеря, не пытаться самостоятельно выяснит отношения в случае возникновения проблемы.

Формально ребенка из лагеря выгнать нельзя (предоставляется услуга и за нее заплачено). Ребенок может быть выгнан из лагеря только в случае нарушения режима в лагере.

Необходимо осознавать, что любой несчастный случай, произошедший в лагере, будет в обязательном порядке расследован. Поэтому необходимо фиксировать все произошедшие случаи травматизма, и грамотно оформлять их документально. Следует иметь ввиду:

§ для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребенка или его родителей,

§ отсутствует срок давности,

§ как правило, такие дела не подлежат окончанию в результате примирения (дело будет поддержано прокуратурой и доведено до суда).

1. Строго соблюдать инструкции.

2. При нарушении детьми лагерной дисциплины (а тем более при совершении административных правонарушений) вожатый пишет служебную записку начальнику смены. Затем необходимо потребовать от ребенка написать объяснительную записку, в которой он бы описал и само нарушение.

1. Вожатый, как должностное лицо, несет ответственность только за свои действия или бездействие в контексте надзора лагеря за вверенными ему детьми (В п.3 ст.1073 ГК РФ говорится о таких субъектах, деятельность которых предполагает систематическое или периодическое пребывание под их контролем. К таковым, к примеру, относятся государственные и частные школы, оздоровительные лагеря, больницы, а также лица, с которыми заключен договор о частном воспитании и обучении ребенка, и т.п. Субъекты, указанные в данной норме, несут ответственность за малолетних, если не докажут, что вред возник не по их вине. Под виной этих субъектов понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда (п.15 Постановления Пленума ВС РФ N 3).).

2. Родители несут ответственность только за преднамеренное действие своего ребенка, приведшее к ущербу, как за воспитание (ст. 63 СК РФ), так и за восполнение ущерба (ГК РФ).

Какую ответственность несет вожатый в лагере?

Главной задачей, которой должна быть подчинена деятельность любого сотрудника детского лагеря – это обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Соответствие уголовно наказуемые действия перечислены в Уголовном Кодексе Российской Федерации (УК РФ):

УКРФ. Статья 109. Причинение смерти по неосторожности.

УКРФ. Статья 116. Побои.

УКРФ. Статья 117. Истязание.

УКРФ. Статья 130, пункт 1. Оскорбление.

УКРФ. Статья 131, пункты 1, 2 д), 3 в). Изнасилование.

УКРФ. Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

УКРФ. Статья 135. Развратные действия.

УКРФ. Статья. 156. Не использование обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

УКРФ. Статья 286, пункт 1. Превышение должностных полномочий.

При работе в лагере вожатый должен исходить из следующего принципа. Главнейшая обязанность вожатого является сохранение физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращения случаев нанесения им ущерба другим детям. При выполнении этого основополагающего принципа вожатый заботится о физическом и духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения; основным методом воспитания ребенка является дискуссия.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.

1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.

Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

2.2. Организация досуга обучающихся;

3. Должностные обязанности

Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;

3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;

3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;

3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;

3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;

3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;

3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Старший вожатый имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;

4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;

4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.7. Повышать квалификацию;

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или/ психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.


Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на кружководов и других ответственных лиц.

2. Вожатый несет материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного е пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Какие документы обязан представить вожатый при приеме на работу?

Статья 65 ТК РФ определяет перечень документов, которые имеет право требовать работодатель при приеме на работу:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

+ санитарные книжки установленного образца

+ индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).

Трудового кодекса РФ предусматривает два вида трудовых договоров:

- на неопределенный срок,

-на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

С какими документами обязаны знакомить работника при приеме на работу?

Образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего на работу педагога со следующими документами.

2. Коллективный договор.

3. Правила внутреннего трудового распорядка.

4. Должностные инструкции.

5. Приказ по охране труда и соблюдению правил техники безопасности.

6,. Другие локальные акты, принятые в данном образовательном учреждении*

Работник письменно подтверждает, что с данными документами он ознакомлен.

Какая ответственность может наступить в случае неисполнения вожатым своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастный случай?

ОБ ИГРЕ

• Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

• Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.

• Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.

• Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

• Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

• Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

• Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами, показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу.

Все сидят (стоят) в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.

Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: «У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

„Я и мой цветок”

Каждый участник игры становится в круг, называет своё имя, характеризующее его качество на первую букву своего имени и ассоциирует себя с каким-либо цветком.

Для этого конкурса каждому участнику раздается лист бумаги и ручка. На этом листе ребята рисуют цветок, от которого должно отходить не менее 8 лепестков, в середине цветка пишут свое полное имя и его значение, если знают, а на лепестках - разные вариации своего имени. Ребята, которые за ограниченное время выполнят задние в полном объеме, проявят оригинальность, становятся победителями конкурса.

Ведущий - Ребята, а вы задумывались наш тем, что наше имя тоже влияет на наш характер? А кто-нибудь знает значение своего имени? А остальные хотели бы узнать?

Сплочение.

Коллектив - это группа объединённых целями и задачами людей.

Развитый школьный коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности выступает определяющим признаком развитого коллектива в школе.

Детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

1) потребности детей в общении и

2) задач, поставленных перед этим коллективом.

ИГРЫ НА КОНТАКТНОСТЬ

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, стопами, локтями т.д.

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.

Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.

Задание: нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.

Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Играет равное кол-во мальчиков и девочек. В комнате остаются трое - остальные за дверью. Скульптору предлагается слепить из пары статую любви - как он себе представляет, когда работа закончена он меняется с одним из стоящих ( мальчик с мальчиком), вызывается следующий скульптор - если первым лепил мальчик - второй девочка. Идеал - когда дети не подозревают, что им придется меняться.

Читайте также: