С какими трудностями перикл сталкивался в процессе работы в должности первого стратега

Обновлено: 18.05.2024

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обя­занности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

Введенная Периклом система оплаты труда на выборных должностях прежде всего была выгодна беднейшим гражданам, которые зачастую уклонялись от жеребьевки на выборные должности, поскольку имели собственные дела и заботы — должны были зарабатывать средства для своих семей.

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Анаксагор — знаменитый ученый, друг и учитель Перикла. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни.

Фидий — знаменитый скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Являлся руководителем возведений храмов и статуй на Акрополе. Также он знаменит своими скульптурными работами, среди которых самыми известными являются:


Предпо­ложите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.


Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Самый известный храм, созданный древними греками — Парфенон, расположенный на вершине Акрополя. Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Полагаю, любая система обучения должна служить определенным целям и выполнять заказ общества. Поэтому если спрашивать, какая система воспитания детей — в Спарте или в Афинах — более правильная, сразу нужно уточнять — более правильная для чего? Тогда ответы будут более осмысленными и объективными. Таким образом, можно сказать, что система воспитания мальчиков в Афинах более правильная для создания гармоничного, духовно и физически развитого человека. Система воспитания в Спарте более правильная для создания профессионального воина, чья единственная задача — сражаться, убивать и быть убитым.

После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции.

В своем доме Перикл собирал наиболее выдающихся ученых, писателей, художников. Известно, что он поддерживал близкие отношения с софистом Протагором, трагиком Софоклом, скульптором Фидием, историком Геродотом и др.

Уже в самом начале своей политической карьеры Перикл примкнул к тем верхним слоям рабовладельческой демократии — судовладельцам, купцам, средним землевладельцам, ремесленным предпринимателям, которые были заинтересованы в усилении мощи Афин на море и, следовательно, в расширении торговых связей.

Начиная с 443 года Перикл был очень популярен в широких кругах граждан. В течение 15 лет он ежегодно избирался на должность стратега. Популярность Перикла объяснялась прежде всего тем, что его политическая деятельность, направленная на укрепление демократического строя, на усиление Афинской морской державы и вообще могущества Афин, отражала интересы большинства афинских граждан.

Последовательная демократизация государственного строя Афин — такова была главная задача, стоявшая перед Периклом и его единомышленниками в борьбе с олигархами. В отличие от более ранних единовременных реформ (типа реформ Солона или Клисфена) в середине V века был предпринят ряд законодательных мероприятий, вводивших новые порядки или отменявших старые законы, ограничивавшие демократию.

Бывало, старые законы формально не отменялись, но их просто переставали соблюдать. Так, например, хотя цензовое законодательство Солона формально не было отменено, но в 457 году впервые на должность архонта был избран зевгит — представитель среднего слоя демоса. В дальнейшем зевгиты и беднейшие граждане — феты получили доступ почти ко всем государственным должностям.

Старый способ выборов путем голосования все чаще стал заменяться жеребьевкой, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином права занимать любой пост в государстве. Исключение составляли лишь несколько высших должностей (например, должность стратега), для которых требовались специальные знания. Эти должности по прежнему замещались путем голосования в народном собрании.

Возникла необходимость ввести оплату должностных лиц из государственной казны, чтобы рядовые граждане на деле смогли занимать ответственные должности. Начало было положено установлением жалованья гелиастам (заседателям В афинском суде) в размере двух оболов за заседание.

Денежные пособия обычно были очень невелики. Но все же они обеспечивали дневное пропитание и, значит, давали возможность малоимущим гражданам активно участвовать в государственной деятельности. Например, гелиэя с этого времени стала в значительной мере комплектоваться из среды наименее обеспеченных граждан. Для многих из них участие в судебных заседаниях было важным источником существования.

Как уже говорилось, афиняне пользовались материальными благами не только за счет эксплуатации труда рабов, но и за счет эксплуатации других греческих городов — членов морского союза, фактически ставших подданными Афин. Афинские граждане понимали, что в случае увеличения их общей численности сумма получаемых каждым из них материальных благ может уменьшиться. Поэтому в 451–450 годах по предложению Перикла афинское народное собрание приняло особый закон, согласно которому только тот считался гражданином, чьи отец и мать были гражданами Афин. Этот закон, ставивший целью ограничить численность привилегированной группы полноправных граждан во имя эгоистических интересов каждого из них, ярко свидетельствует об узости античной полисной демократии. Кстати, от этого закона едва не пострадал сам Перикл. Впоследствии ему стоило большого труда добиться предоставления гражданских прав его сыну от милетянки Аспасии.

Перикл, первый среди равных

Перикл

Перикл [Перевод С.И. Соболевского] 1. Говорят, что однажды Цезарь[1] увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухой щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей? Этими словами, вполне достойными правителя, он дал

ПЕРИКЛ (ок. 495–429 до н. э.)

17. Перикл Афинский

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

ГЛАВА Х ПЕРИКЛ ОЛИМПИЕЦ

ПЕРИКЛ ВО ГЛАВЕ АФИН

ПЕРИКЛ

ПЕРИКЛ Афинский стратег Перикл стал вторым после Фемистокла деятелем, который в полной мере понимал значение морского флота и сделал его основой мощи государства.Перикл родился около 490 года до н. э. Он происходил и с отцовской, и с материнской стороны из домов,

Кимон и Перикл в Афинах

Кимон и Перикл в Афинах Со времени окончательной победы над персами у Евримедона Кимон стал признанным проводником политики Афин. Когда восстали илоты в Спарте, он убедил афинян послать ей на помощь войска, согласно условиям военного союза, образованного на острове

Перикл (Ок. 490–429 гг. до н. э.)

Глава 6 ПЕРИКЛ (продолжение)

Глава 6 ПЕРИКЛ (продолжение) Годы испытанийВ предыдущей главе упомянуто, что в то время, как Афины были заняты своим строительством и богатели на морской торговле, тучи на Западе сгущались. К концу четвертого десятилетия атмосфера стала предгрозовой. Нарастало напряжение

Перикл (род. ок. 490 г. до н. э. – ум. в 429 г. до н. э.)

Перикл (род. ок. 490 г. до н. э. – ум. в 429 г. до н. э.) Афинский стратег (главнокомандующий) и вождь афинской демократии. Руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.). Перикл родился около 490 г. до н. э. или, возможно, в середине 90-х гг. Его

Аспасия и Перикл

Конспект по теме урока

Создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умения характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега, сравнивать управление в Афинах и в Древнем Египте

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-инсценировка

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Расцвет афинской демократии. Избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н. э.). Перикл в должности стратега. Афинская демократия при Перикле. Оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, референдум, драхма

Образовательные ресурсы

Организационная структура урока

Формы,
методы, методические
приемы

характеристика
основных видов
деятельности

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

– У всего на свете есть начало. Когда что-то происходит впервые, это называется премьерой. У нас сегодня премьера.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Слушают учителя, формулируют учебные задачи урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа по вопросам

III. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какова была форма правления в Афинском государстве?

– Что такое аристократия?

– Если написано слово по-гречески, где оно родилось?

Характеризуют форму правления
в Афинском государстве. Объясняют значения терминов

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Первый стратег Перикл. Демократическое устройство Афинского государства

Коллектив-ная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Беседа, работа с картиной, схемой, инсценировка, рассказ

– Давайте перенесемся в Древнюю Грецию.

– Представим… все необычно, подходим к Акрополю, стоит человек, одетый в тогу. Пустим вперед прессу (см. Приложение 1).

С помощью схемы рассказывает о демократическом устройстве Афинского государства (см. Приложение 2)

- В 5 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала демосу.

- Перикл – знаменитый вождь афинского демоса.

Чем занималось народное собрание

- Участвовали мужчины – граждане с 20 лет.

- Собиралось 3-4 раза в месяц.

- Решало важные государственные дела:

- избирало 10 стратегов на год,

- утверждало мирные договоры,

- утверждало расходы стратегов.

Первый стратег:

- руководил войском и флотом,

- ведал отношениями с другими государствами.

- Перикл с 443 г. до н.э. избирался стратегом 15 раз первым стратегом.

- Любой мог выступить с предложением.

- Предложение обсуждал Совет 500, а потом за него голосовали на народном собрании.

Деятельность Перикла

- По его предложению возводили храмы, статуи, портики.

- На должности избирались путем жеребьевки (тянули бобы).

- Первоначально за государственные должности денег не платили.

- По предложению Перикла приняли закон, по которому за исполнение должностей из казны платили деньги.

Участвуют в ин-сценировке, выполняют проблемное задание, схематично изображают государственное устройство в Древнем Египте

и правление аристократии. Характеризуют афинскую демократию при Перикле.

Запоминают дату 443 г. до н. э.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка

Инсценировка, схемы, проблемное задание

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с текстом, беседа

– Что объединяет все эти статьи?

Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, беседа

– Какую неточность вы заметили в объявлении?

При затруднении предлагает обратиться к п. 1 § 40.

– Гражданами не были женщины, переселенцы, рабы, они не ходили на Народное собрание.

– Чем занимались женщины? Это было справедливо?

– Голосование было тайным или открытым, наглядным?

– Как у нас проходят референдумы, выборы?

– Рука вверх, в урну листы опускать – голосование из Древней Греции.

Рассказывает о голосовании в Древней Греции

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план
и способ действия.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Анаксагор, Софокл,
Фидий

Парная. Практический, словесный. Работа с текстом, тезисный план

Предлагает прочитать п. 3 § 40, найти в тексте, кто такие Анаксагор, Софокл и Фидий, записать в виде тезисов, чем каждый из них прославился

Перикл, его друзья и враги

- У Перикла было очень хорошее образование.

- Друзья: - Софокл – драматург,

- Жена – Аспасия (стр. 19).

- Враги клеветали на Перикла и его друзей:

- Анаксагора должны были судить за то, что не верил в богов (говорил, что Луна и Солнце – это раскаленные камни).

- Фидия обвинил в утайке золота при создании скульптур.

Афинский мудрец Сократ

- Обвинил богачей в том, что они заботятся о деньгах, а не о душе и доблестях.

- Очень острый язык.

- Сократа обвинили в том, что он не почитал богов.

- Приговорили к смерти.

- Сократ выпил яд.

Характеризуют исторические личности. Составляют тезисный план

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; структурируют знания

V. Закрепление знаний

и способов действий

Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с таблицей

– Прослушайте фрагмент текста, в котором рассказывается о Перикле (см. Приложение 4).

– Какие черты характера позволили ему на протяжении девяти лет управлять Афинами?

Рассказывают
о правах и обязан-

ностях стратега, разбирают таблицу

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию

VI. Информация о домашнем задании

Комментирует задание.

§ 40. Задания 41 в рабочей тетради.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

§ 40, задания в рабочей тетради, карточки

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Журналист. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста!

Председатель. Председатель Народного собрания.

Журналист. Ребята, я попрошу всех вас быть моим диктофоном. Чем занимается Народное собрание?

Председатель. 1) Оно объявляет войну и заключает мир. 2) Принимает законы. 3) Ведает казной. 4) Выбирает первого стратега сроком на 1 год. Он руководит войском и флотом, стоит во главе всего управления Афин.

Журналист. Какой последний вопрос решался на Народном собрании?

Председатель. Был принят закон, по которому судьям, сборщикам налогов и другим должностным лицам, избранным из числа граждан, будут ежедневно платить деньги из казны.

Журналист. Спасибо за интервью.

Перикл. Я, стратег Перикл, 15 лет стою во главе Афин, так как меня Народное собрание выбирает первым стратегом. За эти годы по моему предложению в Афинах были возведены великолепные храмы и другие постройки, а также красивые статуи.

Аристократ. Сколько денег он потратил зря! Зачем нам это строительство?

Перикл. Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?

Аристократ. Да! Да! Слишком много!

Аристократ. Еще чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идет любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твое имя должно стоять на них?

Перикл. В таком случае утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши.

И Народное собрание проголосовало так, как хотел того Перикл.

Когда человек говорит о себе, он может скрыть что-то нелестное о себе. Давайте обратимся к научному сотруднику.

– Как Перикл предлагал использовать деньги союзных государств? Какие цели он преследовал? Как вы оцениваете его деятельность?

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

Введенная Периклом система оплаты труда на выборных должностях прежде всего была выгодна беднейшим гражданам, которые зачастую уклонялись от жеребьевки на выборные должности, поскольку имели собственные дела и заботы — должны были зарабатывать средства для своих семей.

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Анаксагор — знаменитый ученый, друг и учитель Перикла. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни.

Фидий — знаменитый скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Являлся руководителем возведений храмов и статуй на Акрополе. Также он знаменит своими скульптурными работами, среди которых самыми известными являются:

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Предположите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

При этом не стоит забывать, что Протагор был софистом. И его отличительной чертой была способность убедить кого-угодно в чем угодно. Поэтому его позиция о главенстве человека в мироздании и познании мира имеет подвох. С одной стороны он утверждает, что как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле, а с другой стороны говорит, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины. В этом случае можно поставить под сомнение центральное место человека в мироздании, поскольку наше познание относительно и субъективно. А это противоречит его же утверждениям.

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Самый известный храм, созданный древними греками — Парфенон, расположенный на вершине Акрополя. Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Полагаю, любая система обучения должна служить определенным целям и выполнять заказ общества. Поэтому если спрашивать, какая система воспитания детей — в Спарте или в Афинах — более правильная, сразу нужно уточнять — более правильная для чего? Тогда ответы будут более осмысленными и объективными. Таким образом, можно сказать, что система воспитания мальчиков в Афинах более правильная для создания гармоничного, духовно и физически развитого человека. Система воспитания в Спарте более правильная для создания профессионального воина, чья единственная задача — сражаться, убивать и быть убитым.

Читайте также: