С какими категориями граждан ведет работу социальный педагог

Обновлено: 02.05.2024

Должностная инструкция социального педагога – это документ, в котором чётко обозначены права и обязанности работника. Разработан он на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но директор школы имеет право увеличить перечень обязанностей входящих в должностную инструкцию, если для этого есть основания.

Профстандарт

Согласно профстандарту, специалисты должны иметь навыки, знания, способности, соответствующие занимаемой должности. Все они установлены в документе.

Профстандарт применим для:

  1. Оформления трудового договора.
  2. Распределения педагогических функций.
  3. Определения системы оплаты.
  4. Определения критериев аттестационных оценок.
  5. Разработки учебных программ.
  6. Написания должностных инструкций.

Внимание! Условия профстандарта не являются окончательными. Их разрешается видоизменять и адаптировать к конкретной организации.

Кто должен разрабатывать ДИ данного работника школы?

Администрация школы занимается разработкой должностной инструкции социального педагога. К администрации относят руководящий состав – это директор и его замы в различных сферах (завучи).

В обязательном порядке данный документ согласовывается с работниками юридической и кадровой службы. После согласования и подписания инструкции составителем её утверждает директор.

Разработку должностной инструкции необходимо проводить, руководствуясь Трудовым Кодексом РФ:

  • в ст.21 ТК РФ перечисляются права и обязанности работника;
  • в ст.22 ТК РФ – права и обязанности работодателя, которые возникают и реализуются в процессе трудовых отношений.

При необходимости используются и другие нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Правила оформления

Должностная инструкция социального педагога является локально-нормативным актом и относится к организационно-распорядительным документам. Требования к ней закреплены в ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Текст должен быть представлен отдельными пунктами, пронумерованными арабскими цифрами. На каждый раздел свой номер. Структура текста должна соответствовать требованиям, предусмотренным Единым квалификационным справочником и состоит из обязательных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права работника.
  4. Ответственность.

Общие положения

В общих положениях указываются:

  • Наименование должности – социальный педагог.
  • Категория – специалист.
  • Подчиненность – директору учреждения.
  • Квалификационные требования к образованию – обязательно высшее, стажу работы – на усмотрение руководителя.
  • Законы, которые обязан знать и использовать при исполнении своих обязанностей социальный педагог.
  • Лицо, замещающее педагога на время болезни, отпуска.

Работник обязан обладать такими личными качествами, как:

  • любовь к детям;
  • доброжелательность;
  • терпимость;
  • психологическая устойчивость;
  • самообладание;
  • коммуникабельность.

О должностной инструкции педагога-психолога можно узнать в этой статье.

Обязанности

Данный раздел устанавливает нормы, действующие на постоянной основе, соблюдать которые является обязанностью работника в трудовой деятельности. Также предусматривается право работодателя требовать от работника исполнения трудовой функции, содержится перечень обязанностей социального педагога. В этот раздел включены не только пункты и подпункты, предусмотренные ТК РФ, но и предусмотренные нормативно-правовыми документами, действующими у работодателя.

Помимо стандартного перечня обязанностей о соблюдении внутреннего трудового распорядка школы, выполнении указаний и распоряжений директора, о неразглашении служебной информации и соблюдении техники безопасности, в данный раздел входят обязанности социально-психологического характера направленные на организацию взаимодействия и объединения усилий школы, семьи, общественности, для поддержки и оказания всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

  1. Социальный педагог должен участвовать в развитии всесторонней личности у ребенка.
  2. Защищать интересы подопечных.
  3. Организовывать полезную деятельность и досуг.
  4. Обеспечивать здоровый микроклимат в социуме школы.
  5. Оберегать детей от жесткости и, в некоторых случаях, жестокости родителей.
  6. Иметь тесный контакт с родителями (опекунами).
  7. Самой важной задачей является принятие решения о том, какая помощь требуется детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

К профессиональным обязанностям относится:

  • Работа с трудными детьми, оказание им социально-психологической помощи, помощь в организации быта ребенка, сбор сведений о семье.
  • Профилактика по устранению нарушений прав несовершеннолетних.

Права

В должностной инструкции помимо обязанностей указаны и права работника, а также обязанность руководителя создать все условия для выполнения этих прав и гарантировать их исполнение.

Права – это полномочия социального педагога, которыми он наделяется при исполнении трудовых обязанностей.

В должностной инструкции не может быть меньше прав, чем предусмотрено ТК РФ. Предоставление более расширенного списка полномочий, происходит на усмотрение руководителя школы.

Ознакомьтесь с другими материалами наших экспертов об обязанностях работников сферы образования. Узнайте об особенностях должностных инструкций у воспитателя детского сада, педагога организатора и педагога дополнительного образования, методиста, а также классного руководителя и учителя начальных классов.

Ответственность

За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей социальным педагогом предусмотрена ответственность по ТК РФ. Это может быть выговор, административное взыскание и увольнение.

Содержание и формы ответственности работника за последствия своей деятельности или бездеятельности, за её результаты, за несоблюдение требований, за ненадлежащее исполнение обязанностей (например, применение насилия и грубости к учащимся) установлены в данном пункте должностной инструкции работника.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Должностная инструкция социального педагога в школе является локальным нормативным актом продолжительного срока действия. Много внимания в ней уделено контактам с родителями, с другими педагогами, представителями детских и молодежных организаций, так как вся деятельность социального педагога направлена на социализацию детей в обществе.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.

Главная задача социального педагога - помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.

Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики, с составления социальных паспортов классов. На их основе составляется социальный паспорт школы, который позволяет определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с классными руководителями определяется, кто из детей заслуживает большего внимания. На детей “группы риска” ведется социальная карта (в нее входят: характеристика, акт обследования семьи учащегося, четвертные оценки учащегося; пропуски учащегося за каждый месяц с объяснением причин пропуска; данные о работе с обучающимся и семьей; результаты обязательно проводящихся социально-педагогической службой диагностик, анкетирования, тестирования; рекомендации по работе с подростком классному руководителю, учителям; социальная карта семьи учащегося; могут быть вложены докладные, объяснительные и др. документы, свидетельствующие о проводимой индивидуально-профилактической работе с учащимися).

Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.

Структура профессиональной деятельности

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием деятельности. Объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин). Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обуславливает и многообразие ее средств.

Направления деятельности социального педагога

Цель деятельности социального педагога:

· создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

· оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

· Защита ребенка в его жизненном пространстве.

· по согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

- проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; - определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

Социально-педагогическая защита прав ребенка

- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

сосредоточение внимания педагогов школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями

Поддержка социальной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

- забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с младшими школьниками; - другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Функции деятельности социального педагога

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Социальный педагог востребован в различных сферах образовательной, воспитательной, социальной деятельности – это полиция(33%), школы(25%), детские дома(18%), приюты(12%), детские сады(8%) и другие социальные учреждения(4%).

Заключение

Социальный педагог – это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно в сфере, окружающей личность – общаться с семьей, трудиться на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д.

Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

Социальный педагог

Среди множества профессий, существующих в наши дни, такая специализация, как социальный педагог, занимает не последнее место. Желающим заняться подобной работой обязательно следует изучить будущие обязанности в школе согласно профстандарту, должностную инструкцию. Внимание следует уделить также обучению и переподготовке.


Кто это такой?

Профессия социального педагога зародилась относительно недавно — она вошла в перечень официальных профессий только в 2000 году. Раньше те же функции выполняли директора учебных заведений и их заместители по учебной части, по внеучебной работе. Однако сложность работы с учениками и их родителями заставила выделить особый профиль, специалисты по которому готовы общаться с самыми сложными школьниками и не только с ними. Социальные педагоги своевременно обнаруживают обусловленность педагогической запущенности в конкретном случае и другие возможные трудности при обучении отдельных школьников. Эти специалисты таким образом, вопреки популярному мифу, занимаются не только хулиганами, отстающими и проявляющими преступные наклонности либо химические зависимости.

Социальный педагог обязан четко понимать все личностные, возрастные и социокультурные особенности всех школьников. Он отвечает и за правовую защиту, и за социальную поддержку детей и их семей. Его обязанностью будет предотвращение всех негативных воздействий на развитие детей. Социальные педагоги разрабатывают полные сценарии работы с конкретным ребенком. Они выступают координаторами воспитательной работы для других работников школ. Такие специалисты просто обязаны владеть самыми разными психологическими методиками и педагогическими методами. Им приходится искать подход к любым учащимся, даже к тем, которые демонстрируют безнадежно запущенное поведение и открыто игнорируют все авторитеты.

Такая работа весьма непроста и может порой не давать долгое время видимого результата. Приходится сталкиваться с самыми неприятными сторонами жизни.


О том, чтобы сидеть в кабинете, настоящим профессионалам остается только мечтать — приходится постоянно ходить и по домам, и по местам, где собираются подростки. Порой требуется работать не просто с грубыми и циничными детьми. Возникает необходимость помогать тем, кто находится в совершенно некультурных обстоятельствах. Работать придется на стыке педагогики, психологии, юридической помощи. А также весьма важно проявлять участие и творческий подход, демонстрировать выдающийся уровень эмпатии.

Когда профессионал приходит на свое рабочее место, ему нужно прежде всего проводить диагностику и составлять паспорт учебного класса или группы. Обязательно производится также исследование обстановки в семьях. Работа идет в тесном взаимодействии с классными руководителями (или с аналогичными сотрудниками в дошкольном и профессиональном образовании). Внимание приходится уделять:

  • малой успеваемости;
  • трудным социальным условиям;
  • внутрисемейным взаимоотношениям;
  • проблемам со здоровьем;
  • трудностям в межличностном общении.

Разумеется, социальные педагоги занимаются и борьбой с агрессивным поведением учеников, и это очень важная составляющая их деятельности. Они контролируют эмпатию воспитуемых, применяя для этой цели специальные тесты и методы проверки.


Для профилактики агрессии и асоциального поведения прибегают к различным мерам, в том числе поощряют занятия физической культурой. Поле деятельности касается не только учебных заведений в узком смысле, но и частной, семейной жизни, дружеского общения учащихся. Все это придется тщательно контролировать.

Плюсом профессии социального педагога можно считать высокое общественное значение. Именно он предотвращает, по сути, развитие и усугубление многих асоциальных проявлений. Количество вакансий достаточно велико. Появляется потенциальная возможность давать консультации. Но есть и выраженные минусы, среди которых:

  • высокие психологические и эмоциональные нагрузки;
  • вероятность конфликтов с детьми, их родственниками и опекунами;
  • высокий уровень ответственности;
  • ненормированный график;
  • сложность работы при разногласиях с администрацией и другими педагогами;
  • сравнительно малые доходы.


Должностная инструкция

Обязанности

Эталона должностной инструкции по деятельности социального педагога не существует. В каждом учебном заведении администрация формирует такой документ индивидуально, учитывая особенности подхода и конкретной ситуации. В любом случае, однако, социальный педагог относится к категории специалистов. Он подчиняется напрямую директору учебного заведения (или иному лицу, руководящему образовательной организацией). Только директора могут назначить такого сотрудника или снять его с должности.

Все свои задачи социальные педагоги выполняют сообразно действующему законодательству и предписаниям органов управления образованием. Они обязаны также выполнять непосредственные распоряжения директоров и других представителей администрации (но только в части, не противоречащей законодательству). Важнейшими документами, чьи положения также следует исполнять, являются:

  • уставы учебных заведений;
  • правила внутреннего распорядка;
  • положение о профессиональной этике;
  • нормы постановки на внутришкольный учет;
  • нормы реагирования на несчастные случаи и правонарушения;
  • инструкции по пожарной, электрической безопасности и по антитеррористической защите;
  • ФГОС;
  • учебный план.


Функции социальных педагогов тоже разнообразны. Но все они, так или иначе, сводятся к 4 главным направлениям:

  • принятие мер для образовательной и воспитательной работы, общего развития учащихся;
  • выявление проблем и назревающих конфликтов на ранней стадии, подготовка рекомендаций для родителей, других педагогов, сторонних заинтересованных организаций по работе с проблемными учениками;
  • постоянный мониторинг социальных характеристик всего сообщества школьников, его отдельных представителей и возникающих групп (в том числе, и даже в первую очередь, неформальных);
  • взаимодействие с органами социальной защиты.

Такой специалист должен не просто овладеть в совершенстве технологией убеждения детей и подростков, методами корректировки их поведения. Он непрерывно взаимодействует с семьей и прочими работниками школы одновременно, выступает в роли связующего звена. При этом любая социально-педагогическая работа не может восприниматься даже и как сплошное воздействие на нарушителей порядка, пусть даже совместно с другими людьми.

Соблюдение прав и свобод граждан, включая и учеников любого возраста, будет еще одной непременной обязанностью.


Кроме всего сказанного, социальные педагоги занимаются:

  • организацией и выполнением мероприятий, которые вовлекают учеников в полезную деятельность;
  • поддержкой разумных инициатив школьников и студентов, в том числе за счет привлечения внимания администрации, местного самоуправления и общественности;
  • поддержанием психологического комфорта в учебных коллективах, поиском и устранением причин, по которым он нарушается;
  • помощью ученикам при обращении в различные инстанции, при отстаивании материальных интересов и гражданских прав;
  • сотрудничеством с социальными службами, органами опеки, волонтерами для оказания помощи, в том числе при решении жилищных проблем;
  • консультированием прочих педагогов, родителей и иных родственников по возникающим у тех сложным вопросам.

Важно обратить внимание и на нормы профстандарта. Он указывает на необходимость прежде всего формировать у учащихся опыт деятельности, значимой с социальной и личностной позиций. Профессиональный стандарт требует учитывать индивидуальные нужды и склонности, а также развивать не только интеллектуальные, но и физические, и духовно-нравственные аспекты. Дополнительно специалисты обязаны:

  • педагогически сопровождать деятельность детских общественных объединений;
  • организационно и методически развивать социально-педагогическую поддержку;
  • помогать в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности;
  • заниматься тьюторским сопровождением;
  • анализировать жизненные ситуации учеников;
  • разрабатывать меры по социальной адаптации;
  • содействовать развитию социальной и личностной компетентности;
  • овладеть навыками первой помощи и по мере надобности оказывать ее.


Квалификационные требования

Помимо всего указанного, важно охарактеризовать необходимую квалификацию. Она может быть получена на уровне среднего или высшего профессионального образования. Требований к стажу работы для кандидатов обычно не предъявляется.

Но на усмотрение администрации конкретных учебных заведений оставляется возможность повысить планку требований. На высшем разряде обычно требуется предварительно отработать не менее 10 лет по специальности.

Знания и навыки

Социальный педагог обязан владеть:

  • собственно общей педагогикой;
  • нормативными актами различного уровня, регулирующими работу образовательных структур;
  • основами социальной педагогики и ключевыми ее методиками;
  • основами трудового, семейного, гражданского, административного, уголовного, административно-процессуального и уголовно-процессуального права;
  • концепцией социальной политики РФ;
  • возрастной психологией;
  • базовыми сведениями из области психиатрии.

Дополнительно придется изучить:

  • основы здорового образа жизни;
  • основы работы на ПК;
  • нормы документооборота;
  • методы диагностики конфликтов;
  • социально-психологическую диагностику;
  • конвенцию о правах ребенка;
  • социальную гигиену;
  • методы работы с мультимедийным оборудованием.


Права

Полномочия социальных педагогов включают выстраивание взаимодействия по своему усмотрению (с поправкой на законы и политику учебного заведения) с другими структурами, включая:

  • прочие учебные заведения;
  • учреждения культуры;
  • спортивные учреждения;
  • органы социально-психологической помощи;
  • общественные организации;
  • органы местного самоуправления;
  • региональные администрации;
  • правоохранительные органы;
  • коммерческие структуры;
  • международные организации;
  • просветительские объединения.

Социальный педагог вправе требовать от других сотрудников учебных заведений помощи в выполнении своих обязанностей. Но есть два условия: эта помощь, действительно, нужна, и ее может оказать конкретный человек. А также в пределах своей компетенции можно отдавать распоряжения обучаемым и подсобному персоналу. А также дозволено:

  • требовать создания нормальных условий для своей работы;
  • добиваться необходимых корректировок в учебном процессе, в методах работы педагогического коллектива;
  • принимать решения в пределах своих функций с учетом уровня компетентности.

Но у социальных педагогов есть и ответственность:

  • за несвоевременное и неполное исполнение своих обязанностей;
  • за разглашение охраняемой законом тайны или передачу ее посторонним лицам;
  • за нарушение техники безопасности;
  • за неисполнение правомочных поручений руководства и нормативных документов;
  • за несоблюдение трудового распорядка.


Образование

Для обучения социальных педагогов открыты даже места в ряде средних специальных учебных заведений. Речь идет прежде всего про:

За пределами Москвы и Петербурга также есть средние учебные заведения, которые готовят социальных педагогов. Среди них выделяются в первую очередь:

  • авиационный технический колледж Нижнего Новгорода;
  • отделение среднего профессионального образования при НГТУ (Новосибирск);
  • колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства;
  • Омский гуманитарный колледж;
  • социально-педагогический колледж Самары;
  • Северный педагогический колледж в Екатеринбурге;
  • профессионально-педагогический колледж в Перми;
  • социально-педагогический колледж Волгограда;
  • Истринский профессиональный колледж.


Но можно пройти первичное обучение и в высшем учебном заведении. Хорошим примером является Московский государственный областной университет. А также можно поступить в:

  • ОмГУ;
  • СКФУ;
  • Московский гуманитарный университет;
  • Московский педагогический университет;
  • РГПУ имени Герцена;
  • Волгоградский институт искусств и культуры;
  • Югорский государственный университет;
  • медицинский университет Казани;
  • Рязанский государственный университет;
  • Тульский педагогический университет;
  • Владимирский университет имени Столетовых;
  • Орловский государственный университет;
  • государственные университеты Костромы, Адыгеи, Сочи;
  • Ярославский педагогический университет.


Стоит отметить, что, независимо от выбранного учебного заведения, очень важную роль играет и самообразование. Им предстоит заниматься постоянно в течение всего периода профессиональной деятельности. Социальные педагоги должны быть в курсе актуальных сведений касательно:

  • законодательства;
  • образовательных стандартов;
  • молодежной моды и субкультур;
  • популярных в молодежной среде культурных явлений;
  • педагогических и методических подходов;
  • психологии и ряда других сфер.

Самообразование ведется в соответствии с индивидуально разработанным планом. А также может практиковаться освоение дополнительных навыков и знаний в коллективном режиме. Очень важную роль играет налаживание неформальных контактов с более профессиональными педагогами. Дополнительно стоит пользоваться дидактическими материалами и педагогическими публикациями. Крайне актуально еще и изучить основной свой опыт, допущенные ошибки и полученные достижения.

Ряд учебных заведений предлагает пакеты по переподготовке социальных педагогов. Такие услуги есть у:

  • Академии бизнеса и управления системами;
  • Центра дополнительного профессионального образования и дистанционных технологий обучения;
  • Международной академии экспертизы и оценки;
  • Национальной академии дополнительного профессионального образования;
  • института РОПКиП;
  • Северо-западной академии дополнительного профессионального образования и профессионального обучения;
  • Национального университета современных технологий.


Место работы

Уровень востребованности этой профессии весьма велик. Она актуальна в любой школе, в техникумах, училищах и колледжах, в университетах, академиях и институтах. А также можно устроиться в:

  • дошкольные учебные заведения;
  • систему дополнительного образования;
  • учреждения Министерства юстиции и МВД;
  • центр профориентации;
  • службы занятости;
  • органы социальной защиты;
  • органы опеки;
  • молодежные организации.

Заработная плата

Несмотря на высокую востребованность профессии, ожидать больших ставок не приходится. Начинающие специалисты обычно получают доход в районе 15000 рублей. При повышении категории, при выслуге стажа или получении специальных доплат зарплата достигает постепенно 30000 рублей. Наиболее продвинутые специалисты могут получать заметно больше — до 60 тысяч в среднем по России. В Москве ставки варьируются от 35 до 95 тысяч, однако получать наибольшие суммы крайне непросто.

Доплата за особую сложность работы составляет 35% базового оклада. Поработав 2-5 лет, можно будет получать добавку 10%. При стаже не менее 20 лет доплата составит уже 30%.

Могут применяться надбавки за квалификационный уровень, персональные коэффициенты, компенсационные доплаты, выплаты за сверхурочную работу.

Речь об относительно новой профессии. Чтобы понять, кто такой социальный педагог в школе и чем он занимается, заглянем в профстандарт специалиста в области воспитания, утвержденный Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ №10н от 10.01.2017. Там сказано, что основными направлениями работы такого специалиста в школе являются:

  • духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое воспитание учеников;
  • социализация школьников в современном мире;
  • развитие и поддержка в обучающихся позитивных общественных инициатив с учетом их индивидуальных потребностей.

На человеческом языке это значит, что главная задача — помощь детям в прохождении тернистого пути многолетнего обучения в школе, выстраивании гармоничных отношений со своим окружением и в поиске своего места в жизни.

А основные направления в работе:

  1. Выявление детей, не получающих от родителей должного воспитания и внимания. Восполнение этого пробела для предотвращения антиобщественных и противоправных поступков школьников.
  2. Развитие навыков у школьников с разным уровнем жизни и материальным достатком в семье жить в мире и согласии с самими собой и окружающим миром. Психологическая поддержка учеников в трудных жизненных ситуациях.
  3. Контроль и помощь всестороннему развитию личности ребенка.

Вот как выглядит описание должностных обязанностей в должностной инструкции:

Должностные обязанности соц. педагога в школе в Должностной инструкции

Какие у них есть права

Специалист имеет обширные полномочия, предполагающие участие во всех сферах жизни школьников. Он может:

  1. Беседовать с отдельными учениками по вопросам адаптации, общения, конфликтных ситуаций дома и в школе.
  2. Проводить общие классные встречи с учащимися по острым вопросам, поскольку работа социального педагога с классом является одним из приоритетных направлений деятельности.
  3. Проводить мероприятия по профилактике правонарушений, употреблений наркотических средств и др.
  4. Помогать учащимся в выборе будущей профессии.
  5. Беседовать и консультировать преподавателей школы по вопросам воспитания и поведения школьников, потому что работа социального педагога с учителями является важной частью работы такого специалиста. Они первыми замечают тревожные сигналы, на которые необходимо реагировать.
  6. Консультировать родителей по вопросам воспитания и понимания ребенка.
  7. Посещать родительские собрания, уделять внимание поведению отдельных учеников.
  8. Принимать участие в педсоветах, предлагать пути решения межгрупповых и межличностных конфликтов.
  9. Собирать и анализировать информацию о неблагополучных семьях.
  10. Посещать неблагополучные семьи, проводить воспитательные беседы с родителями и учениками в домашних условиях.
  11. Контролировать жилищные и санитарные условия проживания проблемных детей, проводить опрос соседей, живущих рядом с такими семьями.
  12. Важную роль играет правовая работа социального педагога, поскольку в рамках своих полномочий он имеет право представлять учеников в органах опеки, комиссиях по делам несовершеннолетних, полиции, судах, медучреждениях и взаимодействовать с этими органами.

В инструкции это закреплено так:

Права при работе социального педагога в общеобразовательной школе с детьми

За что отвечают социальные педагоги

  • за психологический комфорт и нравственно здоровые отношения внутри школы;
  • за проведение мер по воспитанию и развитию детей, защите их прав;
  • за своевременное выявление психологических проблем у школьников, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, и своевременную помощь в их решении;
  • за посредничество между учащимися и их родителями, семьей, учителями, представителями разных соцслужб и административных организаций;
  • за обеспечение учащихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей соцгарантиями (патронат, обеспечение жильем, трудоустройство, предоставление пособий, пенсий);
  • за охрану жизни и здоровья учащихся в период обучения.

В рамках Должностной инструкции ответственность обозначается следующим образом:

Ответственность в работе школьного социального педагога в рамках Должностной инструкции

В целом Должностная инструкция очень объемная. Изучив ее, разговоры о том, для чего в школе социальный педагог нужен вообще, прекратятся сами собой. Зато появится чувство глубокого уважения к людям, рискнувшим посвятить себя такому сложному делу.

Какие требования к соц. педагогам

В 2005 г. закончила СПб Институт управления и права, направление "Менеджмент организации", в 2008 г. специализация "Трудовое право и кадровое делопроизводство". С 2008 года работаю на предприятии прецизионной механообработки.

Читайте также: