С какими болезнями нельзя работать водителем скорой помощи

Обновлено: 16.05.2024

Профессиональные болезни водителей. Особенности профзаболеваний. Особенности профзаболеваний

Особенности профзаболеваний

Существует такое понятие как профзаболевания — профессиональные заболевания. Это патологии, которые развиваются вследствие многолетнего занятия какой-то деятельностью, включающей в себя негативные для здоровья факторы. При этом:

  1. гиподинамия в сидячем положении, то есть малоподвижность, длительное время нахождения в одной позе — сидя;
  2. вдыхание выхлопных газов, которые содержат примерно 200 токсичных веществ (оксид азота NO, угарный газ CO, формальдегид, бензапирен, фенол, тяжёлые металлы и пр.);
  3. регулярные, длящиеся много лет стрессовые нагрузки — особенно это касается дальнобойщиков, тех, кто вынужден длительное время находиться в дороге без сна и отдыха.

Профзаболевания водителей

Эти три фактора влекут за собой целый букет водительских профзаболеваний:

Остеохондроз. Дегенеративное заболевание позвоночника, точнее межпозвоночных хрящевых дисков. Этиология данного заболевания сложная, мультифакторная. Разумеется, немалую роль играет генетический фактор, однако суть всех основных теорий сводится примерно к следующему: хондроциты начинают в меньшей степени синтезировать протеины межклеточного матрикса, а их собственная пролиферация замедляется, при этом усиливаются процессы апоптоза (естественная гибель хондроцитов). Это многолетний процесс, но постепенно хрящевая ткань истончается, теряет свои амортизирующие свойства. Позвонки начинают пережимать истончающиеся межпозвоночные диски. Это приводит к ущемлению нервов, межпозвоночным грыжам, а также к тому, что позвонки начинает сильнее давить друг на друга. А это приводит к постепенному разрушению уже костной ткани. Конечно, данный процесс длится многие годы и десятилетия, а скорость и интенсивность его протекания строго индивидуальны. Но помимо генетического фактора значительную роль играют и экзогенные факторы, условия и образ жизни. Межпозвоночные диски сами по себе имеют очень бедную васкуляризацию, приток крови к ним слабый. Соответственно, и трофика слабая. Большое влияние у фактора двигательной активности. В движениях позвонки периодически расходятся, ослабляя давление на диски. Движение способствует усилению притока крови, образованию новых капилляров. Это тормозит дегенеративные процессы. Такой же мощный, только негативный обратный эффект оказывает хроническая гиподинамия. Водитель длительное время находится в сидячем положении. В таком положении позвонки всё сильнее и сильнее сдавливают хрящевые диски. Это заметно ускоряет их разрушение. К тому же здесь присутствует комплекс негативных факторов, действующих опосредованно — остеохондрозу способствует плохая экология и постоянный стресс.

Респираторные и кожные заболевания. Выхлопные газы содержат множество канцерогенов, но в первую очередь они вызывают раздражение кожных покровов и воспаление слизистой оболочки дыхательных путей. У водителей часто развивается аллергический дерматит профессионального характера. В некоторых случаях формируется атопическая триада: ринит, бронхиальная астма, дерматит. Фрагменты сажи и другие жесткие частицы выхлопных газов оседают в бронхах и альвеолах. Постепенно они обрастают фиброзными капсулами. И если таких капсул становится слишком много, функциональная легочная активность снижается. У водителей со стажем флюорограмма часто показывает наличие подобных включений в легких.

Артериальная гипертензия. Как и остеохондроз является сложным мультифакторным заболеванием. Повышенное давление напрямую связано с малой двигательной активностью. Ключевую роль здесь отводят тому, что малоподвижный образ жизни приводит к уменьшению силы сердечных сокращений и их учащению (тахикардия ).

Ожирение. Вероятно, здесь даже не нужны какие-то комментарии. По статистике в России каждый второй человек со стажем регулярного вождения больше 5 лет страдает той или иной степенью ожирения.

Важно упомянуть, что практически все профессиональные заболевания хотя бы частично, но связаны между собой. Яркий пример: остеохондроз, артериальная гипертензия и ожирение.

Поэтому водителям рекомендуется не пренебрегать периодическим медицинским осмотрам и следить за своим здоровьем!

WhatsApp

Правовые акты на сегодняшний день предусматривают ряд противопоказаний к управлению авто. Среди них в большинстве психические расстройства, нарушения зрения, отсутствие конечностей и остро и внезапно проявляющиеся заболевания преимущественно связанные с головным мозгом. Но есть и разного рода ограничения и особые показания. В этой статье мы рассмотрим полный перечень самых распространённых заболеваний, выясним, можно ли ездить с ними за рулём, далее приведём полный перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами, актуальный на 2021 год и разрешим вопрос, с какими болезнями водить машину точно можно.

Медицинские противопоказания – что говорит закон?

В автомобильном праве 2021 года есть всего один настоящий закон, который регулирует возможность вождения в зависимости от наличия тех или иных болезней. Это Федеральный закон "О безопасности транспортных средств", конкретно, его статья 23. При этом, вы не найдёте в этой норме конкретных указаний на те или иные противопоказания – к примеру, диабет, эпилепсия, астма, состояния после инсульта, беременность и другие.

Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, но и там нет конкретных заболеваний, при которых нельзя водить машину. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10. Но ниже мы выясним, можно ли управлять автомобилем при конкретном заболевании, которое интересует вас.

Обратите внимание, что, помимо противопоказаний, есть ещё 2 вида предписания для состояний и болезней. Таким образом, в общей сложности их 3:

  1. к управлению транспортными средствами – это заболевания, при которых запрещается вождение любых ТС,
  2. медицинские к езде – это особые условия, только при соблюдении которых вы можете сесть за руль: наличие медицинских приспособлений, помогающих управлять, конструктивных элементов (например, подрулевого переключателя скоростей или парктроников),
  3. к управлению – они, соответственно, ограничивают право вождения только на определённых категориях авто (например, на мотоциклах, фурах или всех грузовых машинах).

Здесь следует отметить, что есть всё же ещё и столь популярный нормативный акт – ПДД, который запрещает нам (пункт 2.7) управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии. Да, это практически недоказуемо инспектором, и штрафов и других видов наказаний за это нет (кроме состояния опьянения). Поэтому выбор под вашу персональную ответственность.

Вождение и заболевания

Как запрещают водить авто при болезнях?

Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2021 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.

То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.

Но законодательно вообще отнять у вас право управления может только суд. В целом же, возможны 3 варианта, когда у вас не будет такого права:

  • если вы не получали права никогда,
  • если вас лишили прав,
  • если суд постановил прекратить такое право из-за появившегося медицинского противопоказания к управлению (статья 28 ФЗ О БДД).

Почему в последнем случае отнять такое право может только суд, а оно не прекращается автоматически? Потому что именно на это указал Верховный суд в одно из своих недавних Постановлений Пленума:

Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истёк, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.

Большинство медицинских организаций, в том числе частной системы здравоохранения, оказывают своим пациентам услуги скорой медицинской помощи. Отметим, что этот вид деятельности является лицензируемым и требует получение лицензии в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года. Наличие автомобиля скорой медицинской помощи предполагает и наличие водителя.

Законодательство РФ предъявляет специальные требования к квалификации водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Эти требования содержаться в следующих нормативных актах:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года;

Рассмотрим требования указанных документов подробней.

Единый квалификационный справочник устанавливает квалификационные характеристики в отношении таких должностей как:

Фельдшер – водитель скорой медицинской помощи.

Санитар – водитель.

Требования к квалификации.

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. в Приложении № 12, не конкретизируя наименование должности, устанавливает дополнительные квалификационные требования к водителю бригады скорой медицинской помощи. Приказ говорит о том, что на должность водителя бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1 - 2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам транспортировки (п.1.2.Приложения № 12).

Требования о наличии специальной подготовки не случайны.

В обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи входит выполнение функций, требующих специальных познаний. Например, в своей работе он обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных. Это следует из п.2.5. Приложения № 12 Приказа.

Под специальной подготовкой по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим следует понимать обучение в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Постановлением Правительства РФ № 876 от 15 декабря 2007 г. (п.2 Положения).

Подготовку производят только учебные организации, получившие соответствующую лицензию.

Относительно новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года в редакции, действующей с 1 июля 2016 года, утвердил новый состав выездной бригады скорой медицинской помощи, исключил из перечня работников, входящих в состав бригады, должности:

общепрофильные/специализированные: анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; педиатрические; психиатрические; экстренные консультативные; авиамедицинские;

врачебные/фельдшерские.

Квалификационные требования к этой должности порядок не содержит.

Таким образом, помимо общих документов, установленных ТК РФ, водитель, претендующий на должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, обязан иметь при себе:

Медицинское заключение о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами по форме № 003-В/у;

Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Права и обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. (Приложение № 12) устанавливает помимо квалификационных требований, права, обязанности и ответственность водителя автомобиля скорой медицинской помощи.

Дополнительно обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в Приказе Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года. Этот документ частично дублирует положения Приказа Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г.

Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан (п.16 Приложения № 2 к Приказу Минздрава № 388Н от 20 июня 2013 года в ред. от 1 июля 2016 года):

подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;

знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;

обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;

отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;

содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);

обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.

Назначение и освобождение водителя от должности.

Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля скорой медицинской помощи производится:

руководителем станции скорой медицинской помощи или главным врачом больницы, в структуру которой входит подразделение службы скорой медицинской помощи;

при использовании автомобилей на договорной основе - руководителем автохозяйства.

В силу прямого указания в законодательстве для водителя обязательно оформляется должностная инструкция.

Водитель бригады скорой медицинской помощи несет ответственность за:

Своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции;

Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях


Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки. Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд, изучивший материалы дела. Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав. В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия для других граждан. Классификация последствий и ущерба определяется законодательством России.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Рассмотрим самые распространенные заболевания, которые разрешают, полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению.

Постинсультное состояние

В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия. C такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза установлен запрет на управление транспортным средством.

Эпилептические расстройства всех форм и видов

Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции, поскольку припадок может случиться непосредственно при управлении транспортным средством. Эпилепсия относится к заболеваниям, официально входящим в федеральный перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Болезнь Паркинсона

Заболевание само по себе не является противопоказанием в медицинской сфере, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции любой степени, которая ограничивает возможность управлять любыми транспортным средством.

Психические расстройства любой формы

Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, аффективные и бредовые расстройства, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации (в т.ч. слуховой разновидности), расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга входят в число медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Некоторые заболевания психической и центральной нервной системы могут стать следствием других проблем со здоровьем:

  • инсульт;
  • поражения головного и спинного мозга любого происхождения;
  • нейросифилис;
  • некоторые бактериальные и вирусные инфекции;
  • эпилепсия.

Шизофрения

Наличие шизофрении является абсолютным запретом к вождению автомобилей и других транспортных средств. Болезнь официально входит в перечень противопоказаний, утвержденный Правительством РФ. Это скорее международная норма, чем требование отечественного законодательства.

Болезни настроения и депрессия

Также запрещают управление ТС. В число медицинских болезней настроения входят любые расстройства личности, психозы и маниакальные состояния, депрессия и линия панических атак.

Умственная отсталость

В том числе аутизм и синдром Дауна. Несмотря на то что недуг вызывает социальные проблемы, в Законе об этих болезнях и синдромах ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.

Невротические состояния

Законодательством введен запрет к управлению лишь при наличии некоторых из них – фобии, стрессовые и диссоциативные расстройства, включая ОКР. Точнее может сказать лечащий врач, поскольку не все состояния исключают управление транспортным средством.

Изменения психики из-за приема медикаментов


Некоторые органические лекарства значительно влияют на психику. В результате изменений запрет на управление транспортным средством может быть установлен как при первичной медицинской комиссии на водительские права, так и после их получения. Назначая препятствующий управлению медицинский препарат, врач обычно предупреждает пациента об этом.

При отдельных показаниях к приему медицинских веществ, лучше поинтересоваться у специалистов, имеется ли какое-либо установленное ограничение. Эту же информацию можно найти в инструкциях к препаратам. Там есть отдельное указание о возможности управления транспортом.

Стоит обратить внимание, что запрет является временным и почти всегда распространяется лишь на период, связанный с употреблением медпрепаратов и некоторое время после окончания курса. Но, прежде чем сесть за руль, стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

Слепота

Дальтонизм и ахроматопсия

Одним из самых спорных медицинских диагнозов долгое время остается дальтонизм. На множестве ресурсов можно найти информацию о полном запрете вождения авто со ссылкой на Приказ Минздрава №302. Однако, в документе прописаны лишь обязательные медицинские осмотры для тех, кто трудится на вредном производстве. К водительским правам они не имеют никакого отношения. По сути вопрос остается вне рамок правового поля.

Единственным официальным и, в общем-то, логичным противопоказанием на управление авто является такая разновидность дальтонизма, как ахроматопсия (код по МКБ 10 – H53.5), при которой человек различает только черные и белые цвета. Во всех остальных случаях запретов нет.

Астигматизм

Данная проблема со зрением в основном никак не исключает управление ТС, хоть острота зрения и становится ниже. Но даже при наличии среднего или большого уровня нарушения рефракции, но с оговоркой. Допуск к управлению можно получить только при обязательном ношении оптических систем, направленных на изменение и восстановление рефракции. Это могут быть очки или контактная линза.

Как и при снижении остроты зрения, постановление требует, чтобы в графе 12 водительского документа дополнительно проставлялась пометка GCL, предписывающая управление машиной только в оптических системах – очках или контактных линзах. В связи с этим придется всегда ездить в очках или линзах. Их отсутствие будет являться нарушением и поводом к назначению штрафа.

Склероз и ослабление памяти

Людям, страдающим склерозом в любом возрасте, стоит отказаться от вождения авто, несмотря на отсутствие такого заболевания в официальном перечне медицинских противопоказаний. Болезнь характеризует не просто забывчивость, а ухудшение мозговой деятельности в целом. Человек рискует забыть удостоверение дома, несознательно проигнорировать те или иные дорожные знаки или вовсе дезориентироваться во время движения.

Но в случае, если склеротическое состояние не влияет на память, психику и другие качества, необходимые для управления транспортным средством, водить машину все-таки можно. Важно проконсультироваться с врачом, чтобы убедиться в возможности сесть за руль.

Онкология

Наличие онкологических проблем со здоровьем не является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством. Однако сопровождающееся поражение тканей, которое вызывает онкология, а также некоторые лекарства, полностью исключают вождение машины. Запрет может быть как временным (на период терапии и реабилитация), так и специальным, если осложнения не поддаются эффективному лечению.

Диабет, астма, энцефалопатия, сердечные и сосудистые заболевания

При данных болезнях никаких ограничений нет, даже при выраженной симптоматике. Больной должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание.

Проблемы с давлением (гипертония и гипотония)

Головная боль и температура

Головная боль и температура выше 37 градусов в норме проходят в течение нескольких дней. Иногда они возникают отдельно друг от друга, но всегда не являются самостоятельной болезнью, а относятся к симптомам других проблем со здоровьем.

К слову, даже хроническая головная боль не станет преградой на пути к управлению авто. Важно отказываться от вождения лишь на период сильных приступов, которые длятся (обычно) 1-7 дней.

Сотрясение мозга и другие черепно-мозговые травмы

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Ведь часто ЧМТ являются медотводом от службы в вооруженных силах.

Если да, то гражданин не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается. В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины. Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Переломы физических конечностей (рука или нога в гипсе)

Даже при открытых переломах можно водить машину. Врачи ничего не скажут даже при проведении медосмотра, ведь временная травма конечности не является противопоказанием к вождению. Не имеет значения, перелом какой именно конечности случился – руки или ноги, правой или левой. Если шофер здраво оценивает свои возможности и гипс не мешает использованию органов управления транспортного средства.

Беременность

Версию запрета вождения для беременных обсуждают в информационной сети интернет давно. Тем не менее официально для беременных женщин никаких противопоказаний не существует. Причем не имеет значения срок или другие сопутствующие факторы положения. Даже при показаниях к приему большинства лекарств (например, при хронических заболеваниях) во время беременности можно водить машину. Но, прежде чем сесть за руль, важно оценить общее самочувствие и возможные проблемы, с которыми можно столкнуться в пути.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя


Обнаружить болезнь для прекращения прав официально могут в 2 случаях:

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

Штраф утвержден по части 1 статьи 12.7 КоАП Российской Федерации предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок. Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам нарушитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай. При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.

Читайте также: