С чего начать работу главного врача

Обновлено: 03.05.2024

Героиня этого выпуска мечтала быть врачом, но считала себя слишком глупой для медицинского института. После двух лет колледжа, а также практики в реанимации и в отделении терапии она поступила в мед, за время учебы успела поработать в психиатрической больнице, тубдиспансере, центре по работе с трудными подростками, автобусном парке, детском инфекционном отделении. А теперь работает педиатром, руководит детской службой в частной поликлинике и ведет своих пациентов.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Поступила в медицинский колледж. Я всегда хотела быть врачом — понятия не имею, откуда это во мне: в моей семье три поколения работников РЖД. В больницах мне всегда нравился запах. Никогда не думала о зарплатах врачей — это пришло только с замужеством: задумалась о том, что мне нужно больше, чем на тушь и проезд, когда пришлось покупать квартиру, и тогда уже деньги стали иметь ценность.

Прошла первую практику в реанимации. Все по классике: смена памперсов, мытье полов и стен, уколы тяжелобольным и тем, кому уже все равно. Нас учили колоть в вену на мужчине, у которого уже давно умер мозг, — он повесился. Формально тот человек был еще жив, но уже как бы не с нами.


На практике можно было выбирать отделение, в котором нужно работать, особо впечатлительных не отправляли в реанимацию, некоторые девочки там плакали. Я — никогда, мне не было противно, плохо или не по себе. Я все впитывала как губка. И все, что мной двигало, — это интерес.


На практике можно было выбирать отделение, в котором нужно работать, особо впечатлительных не отправляли в реанимацию, некоторые девочки там плакали. Я — никогда, мне не было противно, плохо или не по себе. Я все впитывала как губка. И все, что мной двигало, — это интерес.

Устроилась на работу в отделение терапии. После первого курса во время летних каникул я вернулась в свой город на каникулы. Для справки: в моем родном городе примерно 16 тысяч жителей, а переехала в более крупный город, где живет около 250 тысяч человек.

Мне хотелось гулять, а денег у родителей просить не хотелось, и я устроилась в местную больницу в отделение терапии. Хотела прочувствовать, каково работать медицинской сестрой, потому что была уверена, что буду ей всю жизнь. Медсестер там никогда не хватало и, насколько я знаю, не хватает до сих пор.

в месяц платили на должности санитарки в городской больнице за работу сутки через сутки

Так как сертификата у меня не было, меня официально устроили санитаркой, но работала я за медицинскую сестру. Разница между санитарками и медсестрами огромная: у санитарки нет образования, она не имеет права выполнять назначения врача — ставить укол, капельницу, клизму, выдавать таблетки. Сейчас все санитарки переведены в уборщицы и, грубо говоря, они моют пол в больнице.

Я выполняла все назначения врача, а их было там по горло. Тогда же я увидела первую смерть: мужчина умер из-за рака мозга прямо в мои вторые сутки.

Еще приходилось вывозить трупы из отделения — на каталке через заднюю дверь, затем через гаражи до морга по тропинке. Однажды мы покатили труп летним днем. И знаете, никто из мужиков в гаражах не удивился. Я не знаю, живет ли еще такая практика там, но думаю да.


А-А-А-А, я тогда не понимала, какая это жесть. С годами стала гораздо брезгливее, а в то время это не было чем-то особенным.


А-А-А-А, я тогда не понимала, какая это жесть. С годами стала гораздо брезгливее, а в то время это не было чем-то особенным.

Так я работала все лето сутки через сутки и получала 3500 Р в месяц.


Ну и мама, конечно, дула мне в уши и шептала: иди-иди, стань врачом. Ей казалось, это престижно. Стоит упомянуть, она мной жутко гордится.


Ну и мама, конечно, дула мне в уши и шептала: иди-иди, стань врачом. Ей казалось, это престижно. Стоит упомянуть, она мной жутко гордится.

В медицинский институт я поступила в 20 лет.

Продолжила работать на летних каникулах. Первые два года совмещать работу с учебой в мединституте почти нереально, поэтому я работала только летом — в своем городе в терапии.

получала за работу процедурной медсестрой в городской больнице

Через два года зарплата стала уже 7500 Р , и я работала не сутками — хотя иногда все равно дежурила, — а пятидневку за процедурную медсестру. Это была адская работа: в жару ставить по 40 с лишним капельниц, бегать менять их и еще помогать постовой медсестре.


Научиться колоть в вену было преимуществом, вот я и попросилась. В итоге я это делала виртуозно и поэтому местные бабушки обожали меня. В общем, за два месяца научилась сполна — потом мне это очень пригодилось.


Научиться колоть в вену было преимуществом, вот я и попросилась. В итоге я это делала виртуозно и поэтому местные бабушки обожали меня. В общем, за два месяца научилась сполна — потом мне это очень пригодилось.

После поступления в институт отношение на работе ко мне не изменилось: меня ни в чем не упрекали ни до, ни после — я была хорошим работником и никогда не жаловалась. Все медсестры меня любили, и вообще, на последующих работах очень редко когда я не сходилась с начальством или подчиненными.

Работала в психиатрической больнице. С третьего курса все мы ломанулись работать, потому что занятия стали циклами — две недели мы изучали только один предмет. И если ты пропустишь одно занятие, ничего страшного не случится, завтра вы все повторите.

была зарплата медсестры в психиатрической больнице

Я устроилась почти самая первая в начале учебного года: в психиатрической больнице распустили отделение и набирали новый персонал. Туда не очень охотно брали студентов-медиков на должность медсестер, но меня спасло то, что у меня еще было два года колледжа за спиной.


Я мечтала стать психиатром и на третьем и четвертом курсах работала там сутки через сутки, ночами изучая истории болезни. Это было как в сериале: романтика психиатрической больницы, тусклый свет и галюны у пациентов.


Я мечтала стать психиатром и на третьем и четвертом курсах работала там сутки через сутки, ночами изучая истории болезни. Это было как в сериале: романтика психиатрической больницы, тусклый свет и галюны у пациентов.

На деле сложнее работы у меня пока не было: я получала в грудь и по рукам, пациенты сбегали через форточку и выбивали двери, я видела, как умирают в бреду, видела женщин в постродовых депрессиях, которые почти убили своих детей. Видела женщину, которая думала, что ее муж изнасиловал их общего ребенка, хоть было доказано, что ничего такого не было.

Моя неделя выглядела примерно так.

Понедельник: учеба, ночь на работе — с 15—16 дня и до утра.
Вторник: учеба.
Среда: сутки.
Четверг: учеба, ночь на работе.
Пятница: учеба.
Суббота: выходно-о-о-ой!
Воскресенье: сутки.

Могла вместо суток брать две ночи подряд — в четверг и пятницу, к примеру.

Моя зарплата началась с 16 000 Р и поднялась за два года до 21 000 Р . Потом у больницы поменялся главный врач и зарплату снова снизили до 16 000 Р , а требований стало больше. Заработок в основном зависел от ночных смен — чем их больше, тем выше.

У меня все упиралось в то, что мне постоянно приходилось меняться сменами с коллегами, чтобы не особо прогуливать занятия. Тем более я очень неожиданно вышла замуж, и мужу не нравилась эта работа. Я оставила свои мечты о психиатрии и ушла оттуда.

Поработала с трудными подростками. Устроилась в центр, где работали с трудными подростками, но пробыла там недолго — три месяца. Платили около 15 000 Р .

платили в центре, который работал с трудными подростками

Работать с детьми оказалось несложно — или я просто не успела понять за три месяца. Но однажды, например, не в мою смену сбежал подросток, толкнув медсестру и ударив другого ребенка, и нас всех зачем-то оштрафовали.

Я ушла опять же из-за графика : сутки, отсыпной, выходной — тяжело совмещать с учебой.



Нашла на пятом курсе идеальный вариант — противотуберкулезный диспансер. Там нужно было работать сутки через четверо, а ночью можно было спать. Последние два года меня мучили мигрени, и, если ночью я не спала, день превращался в ад.

была зарплата в противотуберкулезном диспансере

Я проработала в диспансере год с зарплатой около 16 000 Р , уволилась перед государственными экзаменами на шестом курсе.


После пятого курса и практики в педиатрии я решила, что буду педиатром. Дети — прекрасные создания, я их обожаю и очень хочу помогать им. От взрослых на тот момент я сильно устала.


После пятого курса и практики в педиатрии я решила, что буду педиатром. Дети — прекрасные создания, я их обожаю и очень хочу помогать им. От взрослых на тот момент я сильно устала.

Поступила в интернатуру и устроилась на самую легкую из работ. После госов я подала документы только на одно направление — интернатуру по педиатрии и успешно поступила. Стипендия была 7000 Р , жить на нее было невозможно, и я снова устроилась медсестрой — на этот раз в автобусный парк на предрейсовый осмотр водителей.

Пять дней я должна была находиться в интернатуре, но отпрашивалась на сутки в автопарк. Пока это самая легкая из моих работ: я весь день ставила печати в путевках, смотрела сериалы, болтала с водителями и у меня был бесплатный проезд по межгороду. Ночью я спала. Платили 2000 Р за смену, в среднем выходило 18 тысяч в месяц.

в среднем выходило зарабатывать в автобусном парке в месяц

Стала ездить в командировки за 100 км от города и подрабатывать репетитором. В середине интернатуры меня отправили за 100 км в больницу. Просто однажды нашему руководителю позвонила главный педиатр области и сказала, что не хватает врачей и нужны интерны. Такое случается часто, думаю, за интернатуру каждый хотя бы раз был в такой командировке — в основном в каких-нибудь деревнях или поселках.

Мы с одногруппниками пробовали отказаться, но как-то вяло сопротивлялись, и нас все равно одного за другим отправили. Пощадили только беременных и с детьми.

Я работала в приемном отделении и в детском инфекционном — наблюдала детей, а в родзале осматривала новорожденных. Однажды новорожденный у меня не задышал, а набора для интубации не было, реанимация — бежит и она только взрослая! Но ничего, откачали, задышал.

Ночью я спала редко, в основном как раз из-за новорожденных : их надо наблюдать, а если он чуть только как-то не так дышит или смотрит, то надо ночь рядом с ним ходить. И если что, вызывать санавиацию — а едут они долго.

Я месяц работала в отделении как настоящий врач и даже дежурила ночами — получила 35 тысяч. В это время в автопарке я взяла отпуск. Дальше продолжала ездить на автобусе в тот город за 100 км на ночные дежурства. Платили 3000 Р за ночь.

удавалось зарабатывать, совмещая четыре работы и учебу в интернатуре

В это время моя неделя была построена примерно так.

Понедельник: учеба, ночное дежурство в другом городе.
Вторник: учеба — опаздывала на два часа, но почти всегда могла договориться.
Среда: сутки в автобусном парке.
Четверг: учеба — с суток не опаздывала.
Пятница: учеба.
Суббота: сутки.
Воскресенье: выходной.

Иногда расписание сдвигалось. По сути, у меня было четыре работы: я еще в перерывах брала репетиторство по биологии. Но потом отказалась от него — не выдерживала.

За все вместе я получала около 45 тысяч в месяц.

Окончила институт и решила переехать на Север. После окончания интернатуры я не могла поверить, что все кончилось: больше не надо все совмещать, не надо отпрашиваться, хитрить, спать по пути на работу в автобусе, ездить дежурить за 100 км.

Я оставила одну работу — автопарк и стала думать, что делать дальше. Решила, что перееду, но не знала куда — тогда мне казалось, что я такая легкая на подъем!


Я думала, что хотела свалить от проблем, но потом оказалось, что, куда бы я ни поехала, все проблемы едут со мной в одном поезде, машине, маршрутке. Я не знала, чего я хочу, целей не было, но меня можно понять: девять лет учебы и вдруг — вот твой диплом, иди. А я такая стою и не знаю куда.


Я думала, что хотела свалить от проблем, но потом оказалось, что, куда бы я ни поехала, все проблемы едут со мной в одном поезде, машине, маршрутке. Я не знала, чего я хочу, целей не было, но меня можно понять: девять лет учебы и вдруг — вот твой диплом, иди. А я такая стою и не знаю куда.

Моя подруга тогда жила на Севере, еще севернее Мурманска, а ее муж служил на подлодке. Она давно звала нас с мужем в гости, и, съездив, мы решились на переезд.

Все было решено за два месяца: мы оставили свои работы, накопили 50 тысяч, перевезли кошек к моей маме. Я заранее подала резюме, и меня приняли заочно врачом стационара в закрытый городок на 20 тысяч человек. Муж хотел устроиться военным, но не прошел. Жилье мне предоставили от работы. Мы всерьез думали продать квартиру в своем городе и купить на Севере — как хорошо, что этого не сделали.

Работала педиатром в закрытом городе. Приехав, я приступила к работе сразу, а потом, казалось, моргнула — и пролетело полгода. Эти полгода превратились в какой-то круговорот ужаса и тлена. За это время я заработала нейродермит, постоянные головные боли, нарушение сна.

Официально, конечно, была пятидневка, но почти каждую ночь я все равно проводила в больнице. И выходные тоже.


Когда я получила свою первую большую зарплату в 90 000 Р , я лишь равнодушно на нее посмотрела и поехала на очередной вызов.


Когда я получила свою первую большую зарплату в 90 000 Р , я лишь равнодушно на нее посмотрела и поехала на очередной вызов.

Деньги тратить было некогда и некуда, на весь город было 2—3 магазина. Выехать мне было нельзя, я постоянно была на дежурстве. Мы с мужем планировали поработать там год-полтора , но уже через четыре месяца он сказал, что не может смотреть на меня. Я предупредила главного врача, что скоро уеду обратно, и в следующий месяц получила 30 000 Р — мне сняли все премии. Я пережила это молча, но отказалась от вызовов на дом. Потом были особенно тяжелые месяцы: у нас случилось два пожара, где пострадали дети, и я почти жила в больнице. Мне платили чуть больше оклада — 40—45 тысяч.

Домой — в тот город, где я училась, — я ехала с хорошей суммой в кармане. Накопила около 300 000 Р — хватило на мебель, погулять и первую часть кредита на машину.

Через год главный врач этой больницы разбился в самолете.

Устроилась в детскую областную больницу. Приехав, я, как ни странно, не впала в депрессию, а купила машину и сделала ремонт в квартире.

была зарплата в детской областной больнице

Устроилась в детскую областную больницу на ставку и спокойно работала с 08:00 до 15:20. У нас был молодой и очень мне дорогой до сих пор коллектив. Но маленькая зарплата, особенно по предыдущим меркам, — 24 000 Р . Хотя это стандартная картина. Из одногруппников многие сейчас получают столько же , но им нужно больше времени для роста — они хирурги, онкологи, анестезиологи.

Я поработала около года и ушла на выгодное предложение в поликлинику с частными инвесторами, которая при этом работает по ОМС.

Получила спокойную работу и неплохой оклад. Меня звали туда с самого открытия, где мои контакты нашли — не знаю. Первый раз я отказала, а потом все-таки перешла из-за разницы в зарплате. Там сразу предложили оклад 43 000 Р — столько я получала год за пятидневку на участке. Больше у меня не было дежурств и ночных смен, а за все переработки были доплаты.

оклад в частной поликлинике


Я не могу больше работать по ночам — с годами моя мигрень только усилилась, и сон менее шести часов мне противопоказан.


Я не могу больше работать по ночам — с годами моя мигрень только усилилась, и сон менее шести часов мне противопоказан.

Осмотр ребенка стоит 1000 Р . На вызовы езжу 1—3 раза в неделю, летом реже.

доход сейчас с учетом частных вызовов



Стратегия на будущее

В будущем я точно уйду из медицины, хотя обожаю свою работу и детей: эти искренние глаза и улыбки, их незамысловатые подарки и слова благодарности, когда они выздоравливают.

Для этого нужно работать около 4—5 лет и копить. Мы с мужем умеем экономить: уже успели приобрести помимо машины еще две квартиры, сейчас продолжаем гасить ипотеку за последнее жилье в Ленинградской области.


Безболезненно проходим путь до состоявшегося управленца в интервью с экспертом в области лидерства, сервиса и управления персоналом, преподавателем MBA в Русской Школе Управления Елизаветой Ефремовой.

В жизни руководителей есть этап своеобразной инициации: сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. Таких навыков не дают ни школа, ни институт — только жизнь.

Книга предназначена для начинающего руководителя, который еще не в полной мере владеет навыками управления персоналом. Я давно преподаю на курсе Mini MBA, сначала в программе лидерства, сейчас — на управлении персоналом. И хорошо вижу, что одним из трудных, очень личных вопросов является вхождение в должность — когда коллеги привыкли видеть в вас обычного члена команды, но при этом (как подчиненные) ждут каких-то сложных решений. А вышестоящее руководство в новой роли вас еще не знает и устраивает множество испытаний. И поговорить об этом не с кем: в семью жалобы не потащишь, на работе хочется всяческих поощрений и проявлений силы.

По сути, книга о том, как человек проходит этапы карьерного роста и становится руководителем. Я выделяю 11 параметров, часть из них профессиональные, часть — личностные и один мотивационный.

И когда мы говорим про сложности, с которыми сталкивается новоиспеченный руководитель, первая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы для адаптации к меняющимся условиям. И жизнь по правилам летит ко всем чертям. Хаос, в котором оказывается руководитель и который нельзя структурировать, — это сложно.

О трансформации компании, власти и рисках

На каждый винт — своя гайка. На разных этапах развития организации перед человеком стоят новые вызовы: вы растете вместе с компанией или приходите в нее на каком-то этапе. Иногда требуется принимать те самые непопулярные решения, идти на конфликты с близкими, которые были когда-то единомышленниками. И в какой-то момент приходится брать власть в свои руки. Но потом возникает следующий важный вопрос: как эту власть отдать. То есть создать команду, которая будет твоей дружиной.

Поэтому я считаю, что нужно учиться, ходить на курсы, читать книги. Можно подключиться к коллективному знанию и не допустить ошибок, которые уже сделаны и описаны предшественниками.

О корпоративной культуре

Руководство — это управление живым: нужно фиксировать лучшее и удалять ненужное. Когда в корпоративный организм попадает что-то новое, он сопротивляется, идет воспалительный процесс. Потом это новое или встраивается, или отторгается. И даже если новая метла будет мести по-новому, это войдет в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.

О распространенных ошибках начинающих руководителей

В книге есть глава, которая посвящена жизненному циклу руководителя. Этот цикл не уникальный, он повторяется от человека к человеку:

Первое событие — мотивационный подъем. Хорошо, когда у руководителя есть азарт, вызов, ощущение новизны и интереса. Первая точка — это желание быть у руля, может быть, иметь волю к власти. Не у всех она есть и не всем нужна, но руководитель без нее не может обойтись.

Вторая важная точка (где можно вылететь) — это так называемый кризис адаптации. Он происходит, когда человек приходит на новое место с ожиданиями, амбициями, иллюзиями и сразу сталкивается с новой неспецифической деятельностью и новыми людьми (даже если это прежний коллектив, то люди уже находятся в новых ролях). На этом этапе важно встретить реальность лицом к лицу и понять, чего не хватает, какие недостатки мешают новоиспеченному руководителю. Потому что пока вы не осознаете сферу своей некомпетентности и свои трудности, измениться очень сложно.

Потом начинается пассионарный первый год работы управленца. Он готов к изменениям, видит все свои недостатки и недоработки системы, сильные и слабые места сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно вылететь с работы: организация дает ему кредит доверия. Оценить деятельность руководителя можно, сравнив годовые показатели. Невозможно сравнить, например, в отделе продаж февраль с сентябрем — разные сезоны и цифры.

Поэтому следующая важная точка — кризис оценки, когда к концу первого года становится понятно, имели ли эффект все принятые решения. Здесь можно реально вылететь, если они не дали результатов.

По каким критериям оценивают эффективность руководителя

Традиционно таких маркера три:

Результативность по показателям, взятым на себя в начале работы.

Личностная и культурная составляющая: насколько человек соответствовал корпоративной культуре, ценностям, демонстрировал нужное организационное поведение. Например, если через год он находится в конфликте со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.

Снова мотивационная составляющая: хочет ли он быть на этом месте.

О профессиональном выгорании управленца

Потом начинается второй год, и для руководителя это довольно стабильное время. Команда собрана, процессы отлажены. Но к концу второго — началу третьего года (в зависимости от интенсивности жизни в организации) возникает кризис выбора. Когда у управленца появляется субъективное ощущение, что он решил все задачи на этом месте, ему хочется чего-то большего, стало неинтересно.

Первый вариант действий — перемещаться на следующий уровень спирали. В умных организациях специалиста просто не отпускают, подбрасывая ему новые задачи и вызовы. Второй вариант — более страшный, когда люди решают, что уже все хорошо, теряют желание трансформироваться, конкурировать, тратят энергию на посторонние проблемы.

Поэтому для конца второго или третьего года руководителю важно выходить из сложившейся зоны комфорта, как ни пошло это звучит. Под комфортом понимается состояние расслабленности, нужно быть постоянно включенным.

Об идеальном руководителе и его проблемах

Возьмем классическое определение идеальной системы по ТРИЗ: предмета нет, а функция выполняется. Поэтому у идеального руководителя все работает без него. К такому надо стремиться: те, кто делает организацию слишком зависящей от себя, очень рискует. Блокируется карьера, все ресурсы направляются на управление. На эту тему написано много.

Боли руководителя организации можно перечислять до бесконечности.

Но самое важное на трансформационном этапе — косяки в самоорганизации, когда человек не в ладу со своим временем, расписанием, стрессами. Это приводит к выгоранию, усталости, потере ресурса.

Второе — неумение выстраивать связи, коммуницировать с людьми (руководителями, коллегами).

Я вижу еще миллион проблем, но эти самые существенные.

Должен ли руководитель быть лидером

В структуре командных ролей в группе руководитель и лидер — понятия разного порядка. Руководитель — это названный лидер, с короной, погонами и всем, что нужно. Это назначаемая в группе роль.

А лидер — не назначаемый, а сформированный в группе человек с кредитом доверия. Люди в группе принимают его позицию, мнение, отношение. Поэтому руководитель вполне может и не быть лидером: он обустраивает систему управления своей группой через лидеров, которые сформировались внутри коллектива.

Но все точки власти могут сходиться и в одном человеке: тогда он будет руководителем (формальным и операционным) и эмоциональным лидером. На некоторых этапах развития команды это хороший вариант, но он не всегда срабатывает.

Что управленцу делать в начале карьеры и как избежать ошибок

Есть пять основных инструментов власти, опорных точек, которые нужно озвучить группе. Они создадут каркас взаимоотношений.

Очень важный момент — принцип, по которому будут распределяться ресурсы: как делятся клиенты, территория, отпуска.

Принцип, по которому вы собираете команду: какие люди в нее войдут, а кто отсеется.

Если вы склонны к коллективному творчеству, транслируйте эти идеи. Если вы сторонник жестких мер и рамок — так и говорите. Но эти основные моменты проговорить нужно обязательно. Когда появятся все опорные точки, коллектив на какое-то время стабилизируется. Это поможет руководителю войти в группу в новой роли, снимет часть напряжения и сопротивления.

Как руководителю снять сопротивление, если выдвинутые им ценности не совпадают с ценностями группы

Об эмоциональном лидерстве

Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Единый смысловой конструкт создает единое интеллектуальное поле в группе. Но, с другой стороны, люди также управляются эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, например, в сложный для компании период при спаде продаж активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.

Эмоциональному интеллекту нужно учиться. В больших организациях есть курсы для начинающих руководителей. Но часто они остаются со своей трансформацией один на один. Надеюсь, моя книга, и специальные курсы в Русской Школе Управления помогут ее пережить, потому что следующая трансформация еще более сложная. Если до нее вы управляли людьми, следующая задача — переход на директорский уровень, когда приходится думать не только за себя и свою группу, но и за всю организацию. Просчитывать любое изменение (про финансам, стратегии, маркетингу, персоналу).

То есть первая трансформация — от эксперта к руководителю, а вторая — от руководителя к директору. От управления организацией вы переходите на уровень управления социумом со сложными задачами. Например, вы отвечаете за жизнь города (если это градообразующее предприятие или компания с большим числом сотрудников). Вопрос в том, где вы остановитесь: у всех есть компетенции для такого роста. Но я с уважением отношусь к людям, выбирающим путь мастера — там тоже можно до бесконечности совершенствоваться. И путь руководителя — интересный, сложный.

4 совета начинающему руководителю

  • Первое — вовлекайте людей в поток своих смыслов, чтобы они четко понимали, чего вы хотите.
  • Второе — принимайте непопулярные решения ради интересов будущего группы.
  • Третье — ставьте перед собой амбициозные цели, потому что они мотивируют.
  • Четвертое — достойно несите бремя власти. Ваша функция — рушить спокойное настоящее людей ради будущих результатов, менять процессы и планы, вводить технологии.

Беседовала Марьям Ткачева.


Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей, таких как:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач - специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В примечании к номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Приведем выдержки из нормативных документов.

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);

если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

высшее медицинское образование;

послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;

сертификат специалиста;

наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. по делу № А40-180007/2013

Суд Кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по делу № Ф03-213/2015.

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО "ЛОТОС" осуществляла генеральный директор Бормотова О.А…., имеющая диплом о высшем образовании по квалификации "менеджер" по специальности "сестринское дело", полученный 15 июня 2010 года, и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что Бормотова О.А. занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А03-13309/2014.

«руководитель медицинской организации - Грицай О.В. не имеет высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"….

…лицензионными требованиями в регулируемой сфере деятельности является наличие у руководителя медицинской организации… ответственных за осуществление медицинской деятельности… высшего медицинского образования…, и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Квалифицирующим признаком при применении названной нормы права является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Вместе с тем, из представленных Обществом документов следует, что Грицай О.В. не отвечает за осуществление медицинской деятельности, в Обществе имеется два руководителя: директор и начальник медицинской службы, приказом от 09.01.2013 N 3-1 распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы.

В обязанности директора Грицай О.В. входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д.

1. Условия для прохождения периодической аккредитации в 2021 году

Завершение срока действия сертификата или свидетельства об аккредитации до 1 марта 2022 года

Наличие стажа по аккредитуемой специальности за последние 5 лет

Медицинское или фармацевтическое образование получено в Российской Федерации

Особенности:
К прохождению периодической аккредитации допускаются педагогические и научные работники, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также научные работники, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2. Сведения об образовании за последние пять лет со дня получения сертификата


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 144 часов


Программы повышения квалификации с суммарным сроком освоения не менее 74 часов + сведения об образовании, подтвержденные на портале НМФО с суммарным срок освоения не менее 70 часов за отчетный период

Сведения об освоении программ повышения квалификации и сведений об образовании, подтвержденных на портале НМФО за отчетный период заносятся в Портфолио, заполняемое по образцу, рекомендуемому приказом Минздрава России 2021, № 40н.

Обязательное заполнение всех граф портфолио.

3. Отчет о профессиональной деятельности

Должен содержать результаты работы в соответствии с выполняемыми трудовыми функциями.


На титульном листе согласовывается руководителем (или его уполномоченным заместителем) и заверяется печатью организации.

Отчет может быть не согласован руководителем в случае:

наличия мотивированного отказа в его согласовании, подписанного руководителем

если аккредитуемый является временно не работающим

4. Заявление о допуске к аккредитации специалиста

Заполнение всех граф рекомендуемого образца

Обязательно наличие даты заполнения и личной подписи аккредитуемого

Наименование специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (Приказы Минздрава России 2015 г. № 700н, 2008 г. № 176н)

5. Копии документов

Удостоверяющего личность (паспорт)

В случае изменения фамилии, имени, отчества — документа, подтверждающего факт изменения

Последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста

Трудовой книжки или иных документов, подтверждающих наличие стажа по аккредитуемой специальности

Страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (по требованиям приказа Минздрава России 2021 г № 40н – с приложениями. )

Диплома ординатуры/интернатуры или профессиональной переподготовки

если для аккредитуемой специальности определено квалификационными требованиями — приказы Минздрава России 2016 г. № 707н, 2015 г. № 83н

Удостоверений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период

Рекомендуется проверить наличие сведений о представляемых документах на официальном сайте ФРДО. В случае отсутствия сведений необходимо представить надлежащим образом заверенные копии документов.

6. Представление документов в федеральный аккредитационный центр

лично или заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование


125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

для лиц, имеющих среднее медицинское образование


107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2

по электронной почте:

для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование

для лиц, имеющих среднее медицинское образование

Обязательно соблюдение технических требований!

при копировании или сканировании (фотографировании) документов рекомендуется избегать образования на копиях затемнений, полос, пятен, теней, изображения посторонних предметов и т.п.

размер всех файлов электронного документа не должен превышать

20 Мб

каждый документ представляется в виде отдельного файла, с указанием в наименовании файла фамилии и инициалов аккредитуемого, а также вида документа и количества листов/страниц (например: Иванов И.И. заявление 1 л.)

все файлы должны быть присланы в одном из следующих форматов: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF

сканирование документа с бумажного носителя в масштабе 1:1

файлы, присланные через облачное хранилище или в виде архивов, не принимаются и не рассматриваются. Рассматриваются только файлы, приложенные во вложениях к письму

О нас

Профессия врача — одна из самых старейших: как и столетия назад, на плечах специалиста лежит ответственность за жизнь и здоровье человека. В статье мы ответим на вопросы, сколько надо учиться на врача, кто может поступить бесплатно и почему так долго длится обучение



Врач диагностирует, предотвращает и лечит заболевания и травмы. Багаж знаний профессионала постоянно пополняется: новые исследования, специализированная литература и участие в конференциях помогают повышать квалификацию. Помимо внушительной подготовки, врачу важно с понимаем относиться к пациентам, иметь критическое мышление. Эта профессия хоть и считается сложной, но при этом она интересна и важна для общества. Чтобы стать врачом, нужно запастись упорством и стремлением, а также больше узнать о том, с чего начать свой путь.

Пошаговая инструкция для 9 класса

Глава Минпросвещения Ольга Васильева отметила, что более 60% выпускников выбирают для продолжения образования именно колледжи и училища. Образование в них гораздо доступнее и готовит к реалиям будущей профессии. Предуниверситетская подготовка особенно ценится в сфере медицины.

После 9 класса можно поступить в медицинский колледж. В конце трехлетнего обучения выдается диплом о среднем общем образовании. Он не дает права заниматься врачебной деятельностью, но выпускники могут работать фельдшерами или медсестрами. А те, кто хочет получить высшее образование, должны быть готовы к сдаче внутреннего экзамена в вузе или предметов ЕГЭ, необходимых для поступления.

С чего начать

Первый шаг — выбор подходящей специальности. В медицинских колледжах и училищах есть такие направления подготовки, как лечебное и сестринское дело, акушерство и лабораторная диагностика, фармация и ортопедическая стоматология. В 2021-2022 году для поступления нужно иметь высокий средний балл школьного аттестата, а по некоторым специальностям дополнительно пройти психологическое тестирование в стенах колледжа. Также нужно собрать необходимый пакет документов. В него входят:

  • оригинал и копия паспорта;
  • оригинал и копия аттестата об общем образовании или другого документа об образовании для участия в конкурсе;
  • медицинская справка (форма 86/у);
  • 6 фотографий 3х4;
  • военный билет для военнообязанных.


Профессия врача считается сложной, но при этом она интересна и важна для общества. Фото: Thirdman/Pexels

Куда поступать

Популярность среднего образования только растет. Училищ становится все больше, и в крупных городах России найти подходящий медицинский колледж не составит труда. В Москве их восемь, а в Санкт-Петербурге семь. В счет не идут высшие учебные заведения, которые предлагают поступить после девятого класса и получить средне-специальное образование.

В колледже учат и на ортопедических стоматологов, и акушеров, но поступить на эти специальности чаще всего можно только после окончания 11 классов.

В среднем бюджетных мест в колледжах страны больше, чем платных. Это дает возможность бесплатно получить знания большому количеству желающих. Стоит отметить, что поступить в колледж можно используя преимущественное право. Полные списки лиц, которые могут рассчитывать на льготы, обычно есть на сайтах ссузов.

Вся информация для тех, кто интересуется поступлением в медицинские вузы Москвы: проходные баллы, бюджетные места и стоимость обучения, а также список популярных медицинских профессий

Пошаговая инструкция для 11 класса

Одиннадцатиклассники поступают в высшие учебные заведения на основе результатов ЕГЭ или вступительных испытаний. Медицинские вузы принимают абитуриентов уже на более широкий спектр специальностей. Первой ступенью идет специалитет, потом выпускник выбирает ординатуру по более узкой специальности или же аспирантуру, если хочет стать научным сотрудником. Есть еще и интернатура: она похожа на ординатуру, но у интерна есть руководитель. Учащийся стажируется в медицинских учреждениях и получает сертификат за первый год обучения. После этого врач может работать в частной клинике, государственной поликлинике и больнице, учебном заведении и станции неотложной помощи.

С чего стоит начать

Для поступления на большинство медицинских специальностей в вуз нужны три предмета ЕГЭ: русский язык, химия и биология. Проходной порог во всех университетах разный, но все предметы нужно будет сдать не менее чем на 50 баллов. Это необходимо для участия в конкурсе, а вот проходные баллы на бюджет выше. И бюджетных мест в медицинских вузах меньше, чем в колледжах.

Прежде чем готовиться к сдаче ЕГЭ, стоит заранее подумать над выбранной специальностью и поступлением на врача. Важно понимать, что профессия требует не только углубленных знаний, но и постоянной отдачи, желания совершенствоваться и помогать людям.

Куда поступать

В России есть и медицинские университеты, и медицинские институты, и даже академии, в которых готовят по программам специалитета и ординатуры. Среди них как крупные и рейтинговые, так и учебные заведения в регионах: у первых и вторых разные условия для поступления, стоимость обучения и проходные баллы. Например, самый известный Сеченовский университет готовит специалистов более чем по 100 учебным программам. А чтобы поступить на бюджетную форму обучения, нужно набрать не меньше 270 баллов. Условия поступления на бюджет в Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет доступнее: в среднем нужно набрать 250-260 баллов за три предмета ЕГЭ. Если брать в пример вузы из регионов, то там бюджетных мест меньше, а проходной порог на основные программы специалитета – также в районе 250 баллов.

Список учебных заведений, стоимость обучения и проходные баллы в медицинские колледжи Москвы. Вместе с экспертом разбираемся, как поступить в медицинский колледж на бюджет после 9 и после 11 класса

Для начала стоит определиться: точно ли медицина именно та сфера деятельности, в которой хочется развиваться. Это можно сделать с помощью профориентационного теста, беседы с педагогом и родителями или тем, кто уже работает врачом.

Студенты медицинских вузов довольно часто определяются с конкретной специальностью ближе к окончанию специалитета: за время обучения они больше узнают о том, какая сфера, например эндокринология или хирургия, их привлекает. Ориентироваться стоит на востребованность профиля обучения, количества открытых вакансии, но прежде всего, исходя из личных предпочтений. Для абитуриентов проводятся дни открытых дверей, лекции и уроки: на них будущий врач может больше узнать о профессии, сделав еще один шаг в сторону выбора конкретной специальности.

Поступить в медицинский вуз можно после окончания колледжа. Среднее образование после девятого класса получают три года и два месяца, а после одиннадцатого — полтора года. После этого студенты учатся в университете на специалитете пять или шесть лет. Потом их ждет ординатура — два года.

По сравнению с другими вузами и факультетами, поступление в медицинский на бюджет всегда сложнее. Даже в регионах конкурс в них всегда выше, чем на другие популярные направления подготовки.

Читайте также: