Регламент проведения ремонтных работ в многоквартирном доме

Обновлено: 01.05.2024

В целях недопущения ухудшения технического состояния МКД в Санкт-Петербурге Жилищным комитетом обобщены требования нормативных документов, регламентирующих вопросы текущего ремонта общего имущества в МКД.

Требования и нормативы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД определены:

В указанных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах определено, что должно включаться в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности МКД в любом случае должны соответствовать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.

Текущий ремонт общего имущества жилого дома - это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности и работоспособности конструкций и внутридомового инженерного оборудования. К текущему ремонту относятся систематически проводимые работы по предохранению частей здания или оборудования от преждевременного износа (профилактический ремонт), а также работы по устранению мелких повреждений в случае их возникновения (непредвиденный текущий ремонт).

Периодичность текущего ремонт следует принимать в пределах одного-пяти лет в зависимости от вида жилых зданий по материалам основных конструкций, их физического износа и местных условий эксплуатации. Однако по решению собственников помещений в МКД может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ.

Управляющими организациями должны разрабатываться краткосрочные и долгосрочные программы постановки жилых зданий на текущий ремонт (далее Планы), состав и наполнение которых определяются нормативной минимальной продолжительностью эксплуатации элементов жилых здании и корректируются в зависимости от финансовых возможностей собственника жилищного фонда. Программы должны быть увязаны с программами капитального ремонта.

Основанием для включения здания в План является результат плановых (осенних и весенних) и внеочередных осмотров.

Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.

Внеочередные осмотры должны проводиться после ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформации оснований. Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, стихийного или иного бедствия.

На основании актов весеннего осмотра на каждое здание, включаемое в План, составляется опись ремонтных работ. Во 2 и 3 кварталах текущего года в перечень выполняемых работ также включаются работы по подготовке жилого здания к сезонной эксплуатации.

Опись работ является основой для составления сметы на производство работ хозяйственным или подрядным способом. По данным осеннего осмотра описи и сметы могут уточняться.

В случаях, когда все эксплуатационные показатели элементов здания и внешнего благоустройства не могут быть приведены к проектным по причине превышения объемов их замены (по сравнению с указанными в предыдущем абзаце) или из-за недостаточности финансовых ресурсов, обязательным должно являться восстановление работоспособности конструкций и инженерных систем, как основного условия экологической и технической безопасности проживания. В таких случаях данные здания должны находиться под особым вниманием, тщательно обследоваться при очередных осмотрах и в обязательном порядке включаться в план-программу капитального ремонта.

Работы, выполняемые в рамках аварийного ремонта, должны обеспечивать оперативное устранение крупных повреждений, отказов, аварий конструкций и инженерного оборудования жилых зданий, сетей и объектов жилищного фонда.

При поступлении сигналов об аварии или повреждении магистральных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети, подземной электросиловой и сетевой сети, трансформаторных подстанций и вводных шкафов, газопроводов и газового оборудования, не относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, аварийная служба обязана сообщить в организации, осуществляющие содержание и/или аварийное обслуживание данною оборудования и проследить за выполнением необходимых работ указанными службами до полной ликвидации аварий.

Управляющая организация обязана обеспечить отдельный учет собранных и израсходованных денежных средств, предназначенных для финансирования работ, проведенных в рамках аварийного ремонта.

Работы, выполняемые в рамках аварийного ремонта, проводятся и финансируются из средств, предназначенных для финансирования работ, проведенных в рамках аварийного ремонта, без решения общего собрания собственников помещений в МКД на основании акта, составленного комиссией, состоящей из:

- заявителя или лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений на представление интересов собственников помещений в МКД;

- работника управляющей организации или аварийно-диспетчерской службы;

- инженера управляющей организации.

Расчет стоимости работ, выполняемых в рамках аварийного ремонта, осуществляется на основании сметы, выполненной согласно Основам ценообразования в строительстве.

При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров управляющей организацией должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги, металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты, и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.

Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.

При выявлении отклонений составляется план устранения нарушений. Работы по устранению нарушений включаются в предложение управляющей организации собственникам помещений в МКД и при принятии соответствующего решения органов управления МКД проводятся за счет средств текущего ремонта.

В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению.

Согласно МДК 2-04.2004 для каждого вида работ по ремонту жилищного фонда должна применяться (а при отсутствии - разрабатываться вновь) типовая технология выполнения работ, с указанием: состава операций, последовательности их выполнения, наименования применяемых материалов, инструмента, приспособлений, оснастки, механизмов.

Технология выполнения работ должна предусматривать применение наиболее эффективных и экономичных методов и способов выполнения работ, базирующихся на использовании:

- современных долговечных и экологически чистых материалов, срок службы которых должны быть не менее 15-20 лет, а качество материала - не ниже, чем у ремонтируемого элемента конструкции или инженерной системы здания;

- машин, механизмов, электрофицированного инструмента, обеспечивающих минимизацию затрат ручного труда с учетом производства работ в условиях эксплуатируемого дома.

В процессе подготовки и проведения работ по текущему ремонту управляющими организациями могут быть использованны:

Типовая технологическая документация должна быть привязана к конкретным условиям выполнения работ по текущему ремонту, с необходимым уточнением состава и объемов работ, применяемых материалов и средств механизации, калькуляции трудовых затрат, графиков выполнения работ.

При выполнении работ по текущему ремонту хозяйственным способом управляющие организации должны допускать к работе только лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям.

В случае выполнения работ по текущему ремонту подрядным способом, требования по выполнению указанных работ, обеспечивающие нормативное техническое состояние общего имущества в МКД, а также соблюдение норм технических регламентов, должны быть указаны в техническом задании на выполнение работ по текущему ремонту (далее - техническое задание).

Приемка работ оформляется актом приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2015 года № 761/пр, с приложением расшифровки объемов, видов и стоимости работ.

Управляющая организация ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет собственнику (уполномоченному представителю собственника) отчет о выполнении текущего ремонта за отчетный период.

Работы по ремонту МКД, являющихся объектами культурного наследия (далее - ОКИ), в соответствии со ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации относятся к работам по сохранению ОКН и проводятся на основании разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП), в соответствии с документацией, согласованной КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны ОКН за их проведением.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан, на следующих объектах, расположенных на территории Московской области:

1) квартиры и помещения общего пользования в многоквартирных домах, жилые дома, жилые помещения и помещения общего пользования в общежитиях;

2) помещения и территории образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные, реабилитационные, санаторно-курортные услуги, услуги по временному размещению и (или) обеспечению временного пребывания граждан;

3) территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

2. Положения статьи 2 настоящего Закона не распространяются на:

1) действия граждан, должностных лиц и юридических лиц, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

2) проведение работ по уборке территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

3) проведение массовых публичных мероприятий, в том числе официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, культурных мероприятий, религиозных обрядов и церемоний;

4) действия, за совершение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

3. Под рабочими днями в настоящем Законе понимаются дни недели с понедельника по пятницу включительно (если эти дни не относятся к нерабочим праздничным дням и дням, на которые в установленном федеральным законодательством порядке перенесены выходные дни), а также суббота и воскресенье, если они объявлены в установленном федеральным законодательством порядке рабочими днями.

2) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Требования по обеспечению тишины и покоя граждан

1. Не допускается использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, на (в) объектах торговли, общественного питания, организации досуга, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21 часа 00 минут до 08 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в рабочие дни, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в выходные дни.

2. Не допускаются крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, проведение земляных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ с применением механических средств и технических устройств, за исключением работ, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21 часа 00 минут до 08 часов 00 минут в рабочие дни, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни.

3. В течение шести месяцев со дня постановки многоквартирного дома на кадастровый учет не допускается проведение переустройства, перепланировки, ремонтных работ в жилом помещении в этом многоквартирном доме или ремонтных работ в нежилом помещении, не принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом многоквартирном доме, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21 часов 00 минут до 08 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в рабочие дни, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в выходные дни.

3) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Ответственность за нарушение настоящего Закона

4) статью 4 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

За нарушения правил содержания и ремонта МКД управляющая организация может быть оштрафована на сумму до 50 000 рублей согласно статье 7.22 КоАП РФ. Читайте о том, какие обязательные услуги должна оказывать УО и какие работы проводить, чтобы надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД.

Перечень обязательных работ и услуг по содержанию МКД

Минимальный перечень работ и услуг, которые выполняет и оказывает организация, получившая лицензию на управление многоквартирным домом, изложен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Указанные в ПП РФ № 290 работы и услуги при их надлежащем исполнении позволяют управляющим организациям содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Они касаются соблюдения санитарно-эпидемиологических и технических норм, норм пожарной безопасности и требований к защите прав потребителей.

Обязательные работы, которые это обеспечивают, можно условно разделить на группы:

  • Информационная работа.
  • Взаимодействие с собственниками помещений в МКД по вопросам содержания и ремонта общего имущества, общих собраний собственников.
  • Аварийно-диспетчерская работа.
  • Содержание и ремонт конструктивных элементов МКД (фундамент, кровля, стены, окна, двери и т.д.).
  • Содержание дымоотводов и вентиляции.
  • Соблюдение норм пожарной безопасности.
  • Содержание и ремонт газового оборудования.
  • Предоставление коммунальных услуг и содержание внутридомовых инженерных систем для предоставления КУ надлежащего качества.
  • Приборы учёта.
  • Содержание мусоропроводов и контейнерных площадок, придомовой территории, входящей в общее имущество МКД.
  • Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем.
  • Иные работы по управлению МКД.

Поговорим подробнее о каждой из этих групп, чтобы понимать, какие работы УО следует выполнять для исполнения взятых на себя обязательство по управлению МКД.

Информационная работа управляющей организации

Услуги УО по хранению и предоставлению информации можно разделить на подгруппы:

Взаимодействие УО с собственниками по вопросам содержания и ремонта МКД

  • готовить предложения по содержанию и текущему ремонту, разрабатывать перечни работ и услуг и рассчитывать финансовые потребности для их выполнения, вносить предложения по проведению капремонта и использованию общего имущества МКД третьими лицами на возмездной основе;
  • организовывать общие собрания собственников помещений в МКД и доводить до сведения собственников проекты документов, касающихся содержания и текущего ремонта общего имущества дома, контролировать исполнение решений ОСС.

Аварийно-диспетчерская служба управляющей организации

Управляющая домом организация должна организовать работу аварийно-диспетчерской службы для приёма и исполнения заявок от жителей МКД и обеспечить АДС громкоговорящей связью с МКД, причём эта связь должна быть двусторонней.

К этой группе можно отнести контроль состояния внутридомовых инженерных систем, уровня загазованности подполий и коллекторов и оперативное устранение аварий на внутридомовых инженерных системах с соблюдением сроков, установленных на проведение таких работ.

Работы и услуги по содержанию конструктивных элементов МКД

Сюда относится самый большой перечень работ и услуг, которые управляющая организация обязана выполнять в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.

  • К работам на фундаментах МКД относятся:
  • контроль за состоянием видимых частей фундамента дома, осмотр с помощью шурфов, составление плана мероприятий и проведение работ для восстановления фундамента в местах повреждений;
  • контроль за состоянием гидроизоляции фундамента, системы водоотведения и восстановление их работоспособности при обнаружении дефектов.

При осмотрах фундамента, независимо от его вида, УО необходимо обращать внимание на отсутствие коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали.

2. Для надлежащего содержания кровли, сводов, перекрытий и чердачных помещений под крышами управляющая организация должна:

  • проверять кровлю (крышу) на отсутствие протечек, контролировать состояние молниезащитных устройств, водоотводящих устройств, слуховых окон, выходов на крышу, пешеходных дорожек (при их наличии) на кровле;
  • контролировать состояние несущих кровельных конструкций, их креплений, температурных швов, внутренних водостоков, защитных бетонных плит, ограждений, дренирующего слоя, мест опирания железобетонных конструкций, окрасочного слоя металлических элементов антикоррозийными красками;
  • при обнаружении дефектов – планировать и проводить восстановительные и ремонтные работы;
  • проверять крыши на наличие мусора, грязи, снега, сосулек и наледи; при их обнаружении – проводить очистку;
  • проверять чердаки (при наличии): плотность закрытия дверей, состояние утеплителей, уровень температуры и влажности;
  • контролировать состояние перекрытий и проверять их на отсутствие трещин и коррозии, следить за состоянием их гидроизоляции, звукоизоляции, утеплителя.

3. При содержании фасадов, стен и перегородок в МКД УО отвечает за:

  • выявление любых дефектов и повреждений на стенах, перегородках и местах их соединения с другими конструктивными элементами;
  • проверку внешней отделки фасада, внутренней отделки стен и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных перепланировок и перестроек;
  • составление планов по обследованиям стен и перегородок, планов по проведению ремонтных работ по итогам осмотров и их проведение для их надлежащего содержания.

Какие именно работы должны проводиться в доме, зависит от характеристик самого многоквартирного дома и материалов, из которых он построен, поскольку для МКД из железобетонных блоков и деревянного дома работы по контролю и содержанию стен и перекрытий будут различаться.

При наличии в доме подвальных помещений УО обязана:

  • проверять состояние входов в подвалы и приямков, уровень температуры и влажности в подвалах, рабочее состояние дверей и запорных устройств на них, гидроизоляции и водоотводящих устройств, теплозащиты;
  • выявлять несанкционированные изменения в изначальной конструкции подвала, отклонения от проектных условий;
  • устранять причины нарушения температурно-влажностного режима, принимать меры, препятствующие захламлению подвалов, подтоплению и загрязнению;
  • устранять выявленные неисправности.

Если в многоквартирном доме установлен лифт, управляющей организации следует:

  • проводить техническое обслуживание лифта, в том числе аварийное, и ремонт;
  • организовывать освидетельствование лифта после его ремонта и замены отдельных элементов;
  • организовывать диспетчерский контроль и связь с кабиной лифта;
  • проводить сухую и влажную уборку полов и стен лифтовых кабин, лифтовых площадок и холлов.

Надлежащим образом должны содержаться двери, окна и лестницы в многоквартирном доме. УО должна проводить проверки этих элементов на отсутствие дефектов, поломок, нарушений целостности, сколов. При обнаружении таких проблем УО должна составить план и провести восстановительные работы. Также в обязанности УО входит уборка лестниц, мытьё окон, протирка дверей и перил.

Работы по поддержанию в рабочем состоянии противопожарной системы, вентиляции и дымоходов

Внутридомовые инженерные системы также входят в зону ответственности управляющей домом организации, поэтому УО следует принимать меры для надлежащего содержания систем вентиляции и дымоотведения:

  • проверять состояние всех элементов вентиляционной и дымоотводящих систем, в том числе на засоры, повреждение антикоррозийного слоя краски, на целостность конструкций;
  • следить за исправным состоянием систем автоматического дымоудаления, противодымной защиты;
  • проводить техническое обслуживание оборудования дымоудаления и системы вентиляции и осматривать их не реже трёх раз в год;
  • разрабатывать планы восстановительных работ при обнаружении дефектов, повреждений в системах вентиляции и дымоудаления.

Для обеспечения пожарной безопасности дома необходимо:

  • проводить осмотры состояния пожарной сигнализации, пожарных выходов, лестниц, лазов, проходов, систем аварийного освещения, систем пожаротушения и средств противопожарной защиты;
  • менять вышедшие из строя датчики, проводку и противопожарное оборудование, ремонтировать сигнализации, цепи заземления, очищать пожарные гидранты от мусора и наледи.

К этой группе также можно отнести работы и услуги, которые УО должна выполнять и оказывать для надлежащего содержания газового оборудования в доме:

  • проверять состояние внутридомового оборудования и устранять неисправности, которые могут привести к скоплению газа в доме;
  • проводить техобслуживание и ремонт систем контроля загазованности помещения;
  • принимать меры по обеспечению безопасности людей при ликвидации утечки газа.

Обязанности УО по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества

Независимо от того, является ли УО исполнителем коммунальных услуг по ГВС, ХВС, электроснабжению, отоплению и водоотведению, она отвечает за рабочее состояние инженерных систем, с помощью которых жители дома получают эти услуги. Поэтому для надлежащего содержания всех внутридомовых систем необходимо:

  • проверять исправность и проводить техобслуживание общедомовых ПУ, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), отопления (трубопроводов, измерительных комплексов, теплопунктов), энергоснабжения (в том числе изоляции проводов, устройств защитного отключения); контролировать параметры теплоносителя и воды, герметичность трубопроводов;
  • проводить гидравлические испытания, пробные топки, промывки центральных систем отопления, промывку водонапорных баков, прочистку ливневой канализации, ликвидировать засоры, удалять воздух из системы отопления;
  • планировать и проводить ремонт, устраняя дефекты, в том числе заменять неисправные контрольно-измерительные приборы, восстанавливать герметичность трубопроводов;
  • проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;
  • являясь исполнителем КУ, предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, заключая договоры с РСО, производить расчёт и перерасчёт платы за предоставленные КУ;
  • принимать от жителей МКД жалобы на коммунальные услуги ненадлежащего качества, проверять заявленные факты, информировать потребителей о причинах предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для корректного расчёта платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на содержание общего имущества МКД, управляющая организация должна:

  • организовывать установку, ввод в эксплуатацию и снятие показаний ОДПУ;
  • принимать или самостоятельно снимать показания ИПУ, уведомлять потребителей о сроках снятия показаний и проверки ИПУ, последствиях недопуска исполнителя КУ в жилое помещение для проверки ИПУ;
  • организовать техобслуживание ОДПУ.

Содержание мусоропроводов и придомовой территории

К перечню мероприятий, которые управляющая организация проводит для надлежащего содержания общего имущества МКД, относятся дератизация и дезинсекция помещений. Во избежание появления вредителей в доме УО следует в полном объёме проводить работы, касающиеся сбора ТКО:

  • следить за состоянием мусоропроводов, мусоросборных камер, вовремя очищать и промывать их, устранять засоры, проводить дезинфекцию, ремонтировать мусоропровод и отдельные его элементы при выходе их из строя;
  • организовать контейнерные площадки для сбора ТКО и обеспечить их уборку, очищать и промывать мусорные урны на придомовой территории МКД;
  • собирать опасные отходы и передавать в специализированные организации, отвечающие за их обезвреживание и захоронение;
  • вывозить отходы и сточные воды септиков из дворовых туалетов, если таковые расположены на придомовой территории МКД.

Для содержания в надлежащем состоянии придомовой территории УО должна убирать дворы и входные группы подъездов, стричь газоны, очищать дворы от снега и наледи. Также к обязанностям УО относятся работы по обеспечению доступности общего имущества МКД для инвалидов, по содержанию установленного для них оборудования в рабочем состоянии и ремонту при выходе его из строя.

Справочник РосКвартала

Полный справочник обязательных для управляющей организации работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, подготовлен РосКварталом и включает почти 277 позиций.

Перечень составляется для каждого дома отдельно, поскольку он зависит от конструктивных особенностей здания (бетонные конструкции, деревянные и т.д.), наличия или отсутствия отдельных элементов (чердаков, подвалов, мусоропроводов, лифтов и т.д.), географического расположения. Но все эти работы и услуги можно объединить в несколько больших групп:

ГОСТ Р 56535-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

УСЛУГИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Services of housing maintenance, public utilities and administration of apartment buildings. Services of current repair of common property in apartment buildings. General requirements

Дата введения 2016-04-01

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области "Стандарты управления недвижимости" при участии Государственной академии Минстроя России и Некоммерческого партнерства "Жилищно-коммунальное хозяйство - 68"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт входит в серию стандартов "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, нормативных документов по санитарно-эпидемиологическому надзору, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг), связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов, во время которого необходимо стремиться к выполнению нового порядка в управлении и содержании.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к оказанию услуг текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о проведении текущего ремонта в соответствии с настоящим стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с текущим ремонтом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций

ГОСТ 26629-85 Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования

ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости

ГОСТ Р 55000-2012 Лифты. Повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации

ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определение на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

ГОСТ Р 56501-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56533-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем холодного водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56534-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем канализации многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56536-2015 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем электроснабжения многоквартирных домов. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 51929, ГОСТ Р 56192, ГОСТ Р 56193, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 текущий ремонт: Комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.

Примечание - Восстановление имущества может проводиться путем замены или ремонта, за исключением элементов несущих конструкций многоквартирного дома, восстановление которых осуществляется в рамках капитального ремонта.

3.2 ремонтируемое имущество: Часть многоквартирного дома, по отношению к которому проводится или рассматривается возможность проведения текущего ремонта.

Примечание - Как часть имущества необходимо рассматривать отдельные конструкции, такие как балконная плита, навес, крыша, фасад, и другие, в том числе внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

3.3 косметический ремонт: Работы по восстановлению (ремонту) общего имущества, потерявшего в процессе эксплуатации архитектурно-эстетический внешний вид.

1 Косметический ремонт проводится в отношении оштукатуренных, шпаклеванных, окрашенных, декоративных, облицованных поверхностей имущества.

2 Для формирования и (или) сохранения единого архитектурно-эстетического внешнего вида косметический ремонт должен проводиться по отношению ко всему объему поверхности ремонтируемого имущества независимо от объема выполняемых работ.

3.4 подрядчик: Лицо, у которого с техническим заказчиком заключен договор на выполнение работ текущего ремонта имущества.

3.5 технический заказчик: Лицо, действующее на профессиональной основе и уполномоченное от имени собственников помещений многоквартирного дома выполнять весь комплекс услуг и работ, связанных с организацией и проведением текущего ремонта.

4 Общие требования

4.1 Услуга текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (далее - имущество) предоставляется в соответствии с настоящим стандартом, законодательством Российской Федерации, в том числе Жилищным кодексом [1], Градостроительным кодексом [2], с учетом требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 [3], технических регламентов [4], [5], Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ [6], ГОСТ Р 56192 и др.

4.2 В течение всего жизненного цикла многоквартирного дома работы текущего ремонта необходимо делать регулярными и плановыми.

В рамках текущего ремонта могут выполняться работы, проведение которых предусматривается в составе долгосрочного плана капитального ремонта, в том числе плановая, поэтапная замена частей такого имущества на новые.

Примечание - Проведение работ текущего ремонта общего имущества вместо капитального ремонта возможно только при наличии такого решения собственников, и если частичная и поэтапная замена такого имущества предусмотрена, возможна и целесообразна технологически и экономически.

4.3 Текущему ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого необходимо восстановить или модернизировать (усовершенствовать) в процессе содержания многоквартирного дома без прекращения его эксплуатации.

4.4 Состав работ и график выполнения текущего ремонта должны быть сформированы, включены в план работ и утверждены заказчиком.

Примечание - План работ формируется в соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 ГОСТ Р 56192-2014.

4.5 В рамках текущего ремонта может проводиться косметический ремонт.

4.6 Основание и необходимость проведения текущего ремонта имущества устанавливаются и определяются:

- законодательством РФ, в том числе требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями;

- технологическими требованиями, в том числе прописанными в инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (далее - инструкция по эксплуатации);

- предписаниями, выданными контролирующими и (или) надзорными органами;

- отчетами, сделанными по итогам инструментальных осмотров, обследования, мониторинга технического состояния имущества (далее - осмотры).

4.7 Обоснованность проведения текущего ремонта отдельных частей многоквартирного дома подтверждается отчетами и показателем физического износа имущества.

Примечание - Правила оценки физического износа приведены в ВСН 53-86(р) [7].

4.8 Текущий ремонт организует и проводит технический заказчик на основании проектно-сметной документации.

4.9 В исключительных случаях текущий ремонт, который проводится без изменения характеристик и показателей ремонтируемого имущества, может проводиться без составления проекта.

1 Косметические ремонты общего имущества, относящегося к путям эвакуации, проводятся на основании проектной документации.

2 Технический заказчик должен обосновать предложение о проведении текущего ремонта без изготовления проекта, при этом должно быть заключение специализированной (проектной) организации, что отремонтированное (восстановленное) или замененное на новое имущество будет удовлетворять современным требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

3 Решение о проведении текущего ремонта без изготовления проекта должно быть подтверждено собственниками.


Если вы оказались в сложной ситуации, когда со стороны соседей регулярно слышен шум по ночам, не прекращаются ремонтные работы, бегают дети, а на лестничной площадке постоянно разбросан мусор, помните, всегда есть способы решения данной ситуации.

В принципе, могут раздражать всякие действия соседей, все зависит от ситуации. Но если смотреть с точки зрения закона, но нарушением считается такое поведение:

  • Шум по ночам (если в регионе практикуется тихий час, то и в этот период).
  • Загромождение площадок, коридоров, считающихся общими.
  • Разбрасывание различного мусора на площадках и в иных местах для общего пользования.
  • Не соблюдаются требования по санитарии: основательное захламление квартиры, наличие множества домашних питомцев, которым не оказывается соответствующий уход.

Какое поведение соседей можно считать нарушением?

Сегодня наиболее частая проблема в городе – это шумные соседи. Каждый обладает собственным пониманием степени соблюдения тишины, однако, существуют специально введенные законом ограничения, которых люди, проживающие рядом, обязаны придерживаться. Если соседи по ночам включают громко музыку, не следят за своим питомцем, например, сверлят стены в позднее время, издают много шума после 23:00, то это непосредственная причина призвать к несению ответственности.

Какая степень шума для квартиры и территорий общего пользования допустима?

Согласно законодательству, шум в квартире регламентирован, существует предельно допустимая степень шума в квартирах: в СП 51.13330.2011 и ГОСТ 12.1.036-81. Однако, стоит учесть, что отражены различные показатели в этих документах, причем, условия одинаковые. Причина в том, что одну ситуацию можно рассматривать, и как нарушение, и как действие, совершаемое на законных основаниях. Но шум, превышающий наиболее высокий из всех показателей, является абсолютным нарушением.

ДЕНЬ

Это период с 7:00 до 23:00 (имеется в виду СП 51.13330.2011, в котором точно указан промежуток). В данном случае возможный уровень шума 40–55 децибел (все зависит от документа, который берется во внимание).

Например, 40 децибел считается звуком, равным негромкому разговору, 55 децибел – звук, более интенсивный, подобно двигателю автомобиля.

Допустимо шуметь в подъезде днем? Да, на протяжении разрешенного периода, но надо знать меру.

НОЧЬ

Это период с 23:00 до 7:00, который предполагает допустимый шум 30–45 децибел, иначе говоря, тихую речь или шум от бытовой техники.

В иных регионах актуальны собственные законы, предполагающие подобные правила.

Что делать если соседи шумят или мусорят? Закон о тишине в многоквартирном доме - официальный текст

Если вы слышите лай собаки у соседей и это доставляет вам сильный дискомфорт, то имеет право призвать их к ответственности. Понятно, что пес является живым существом, но владельцы обязуются воспитывать, дрессировать, чтобы его поведение было адекватным. При вызове вами сотрудников полиции, участкового, если вы пожалуетесь в Роспотребнадзор, то, возможно, владельцев обяжут пройти курс специальной дрессуры с животным.

Допустим ли шум под окнами?

Нельзя, если производить шум в течение части дня, находящейся в ограничении регионального законодательства. Необходимо придерживаться тишины, и в собственной квартире, и на территории вокруг здания. Потому, в случае шума под окнами, вы можете обращаться в полицию, после чего сотрудники обязаны, прибыв на место, поговорить с нарушителями, если возникнет необходимость, составить протокол.

Также, участковый, после обращения к нему, должен выполнить аналогичные действия. Реакция на ваше обращение должна быть своевременной, не должны иметь место дополнительные требования (например, замерить степень шума самостоятельно или произвести сравнение, превышает ли шум введенные ограничения).

До какого времени допустимо шуметь во дворе? До времени, определенного началом ночного периода региональным законодательством.

Как восстановить тишину – конкретные шаги

В момент сильного шума со стороны соседей надо сделать следующее:

  1. Позвонить в полицию или участковому, которые обязаны приехать и зафиксировать факт правонарушения. При подтверждении ваших обвинений, дебоширы будут вынуждены заплатить штраф. Если не был сразу совершен звонок, то можно позже подать заявление участковому и он проведет беседу.
  2. Подать жалобу в ТСЖ или ЖЭК, после чего с нарушителями должна быть проведена разъяснительная беседа. Но начислять штрафы данные учреждения не вправе.
  3. Подать иск в судебное учреждение, для этого надо собрать соответствующие доказательства – видео со звуком, показания очевидцев; если имеется возможность, то замерить самому степень шума при помощи специального устройства и оно подтвердит факт превышения показателей.

Чего не следует делать

Не следует пытаться разрешить проблему самостоятельно – например, осыпать угрозами, драться, писать оскорбляющие записки, пытаться испортить имущество нарушителей (коврик, дверь, замочную скважину). Вы можете стать пострадавшим, так как, соседи подадут заявление в соответствующее учреждение.

Соседи оставляют мусор в подъезде, во дворе – что предпринять?

В ситуации, когда соседи бросают мусор из окна, оставляют в подъезде или на территории общего двора, то согласно закону, их можно призвать к несению ответственности.

Соседи постоянно мусорят? Вначале попытайтесь решить вопрос, не привлекая третьих лиц: проведите беседу с нарушителем; сделайте напоминание, что подобное поведение запрещается; попросите, не повторять подобных действий в будущем.

Если предложенные методы не помогут, то соберите факты о нарушении, например, видео, фото, показания очевидцев. Осведомитесь, как зовут нарушителя, зафиксируйте частоту, выполняемых им нарушений и как часто возникает мусор.

Государственные учреждения, решающие подобные проблемы

После сбора доказательств, можно подать заявку в одно из учреждений:

  • ТСЖ. Начислять штрафы они не вправе, но провести убедительную беседу должны.
  • Участковый (полицейские органы). Обязан следить за ситуацией, блюсти порядок на вверенной территории, проводить беседу с дебоширами. Если факт нарушения доказан, то имеет право присудить штраф 1000–2000 рублей, если нарушение последовало снова, то 2000–3000 рублей.
  • Роспотребнадзор. Представители вправе оштрафовать при наличии нарушения. Найти номер телефона Роспотребнадзора своего региона.
    Могут оштрафовать согласно ст. 8.2 КоАП РФ, в этом случае надо заплатить 1000–2000 рублей, если повторное нарушение, то 2000–3000 рублей. Согласно ст. 6.4 КоАП РФ — 500–1000 рублей.
  • МЧС, в случае, если оставленный на лестничной площадке мусор является пожароопасным. Тогда сосед платит 2000–3000 рублей согласно ст. 20.4 КоАП РФ.

В любой ситуации, в том числе и с наличием шума, не стоит пытаться решить самостоятельно проблему или применять силу. Лучший вариант — обратиться в учреждение, контролирующее подобные случаи и попытаться восстановить справедливость.

Закон о тишине — официальный текст

Выберите свой регион

Читайте также: