Ребенок любит лепить из пластилина какая профессия

Обновлено: 10.05.2024

В этой небольшой статье мне хотелось бы ответить всем желающим приобщиться к столь увлекательному хобби, как лепка фигурок. Все ниже написанное не претендует на объективность и является лишь моим частным мнением, основанном на скромном опыте.
***
Все написанное по большей части справедливо лишь для лепки фигурок, наподобие моих. Про лепку ягодок, зверушек, кукол, украшений я знаю намного меньше, так что касаться этих направлений творчества буду осторожно.

"Привет, увидел твои работы и захотелось попробовать что-то слепить самому, с чего бы мне начать?" - наверное один из самых часто задаваемых вопросов, давайте же попробуем в нем разобраться. Для чего люди занимаются лепкой? Какие материалы нужны на начальном этапе? Какие инструменты? Что почитать и как научиться лепить правильно? - все это - весьма объемные вопросы, каждый из которых заслуживает отдельной статьи. Здесь же мне хотелось бы сделать обобщающий, кратки обзор, не углубляясь в детали. Устраивайтесь поудобней, начнем :)

1. Мотивы

И ведь действительно, что может мотивировать человека заниматься таким хобби как лепка? Давайте разберем наиболее частые мотивы людей, которые спрашивают моего совета:

1) Развлечения ради

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

"Мне просто скучно, хочу что-нибудь слепить" - достаточно сомнительное утверждение, однако встречается очень часто. Лепка - далеко не то занятие, которым можно себя развлечь и уж тем более для новичка , ведь для получение хоть каких-то убедительных результатов - в лепку придется вложить огромный труд и время.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

"Я хочу фигурку но не хочу/не могу потратить на нее n-денег, лучше слеплю" или "Если хочешь чтобы было сделано хорошо - сделай сам" - в нашем деле такой подход работает не всегда. А все потому, что за каждой красивой фигуркой, стоят часы, дни, месяцы, а порой и годы усердной работы, ОГРОМНОЕ количество израсходованных материалов ( и денег на них), за которые придется заплатить в разы больше, чем за фигурку. По инструкции или видео-уроку можно, например, починить розетку или кран, сэкономив на услугах, но в лепке такой подход не работает.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

"Я в детстве лепил/закончил худ. школу. Хочу лепить фигурки и на этом зарабатывать, особо не напрягаясь и не выходя из дома" - а кто же не хочет? Проблема лишь в том, что для того чтобы заработать на лепке придется долго и упорно трудиться, а отдача куда меньше, чем во многих других видах деятельности. Уйдет не один год прежде чем ваше занятие лепкой начнет окупать хотя бы расходники (а может и не начнет).

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

"Хочу попробовать себя в чем-то новом, возможно увлечься и обрести очень интересное хобби" - увы, с таким подходом мне пишут реже всего, однако, по большей части, именно в помощь таким людям посвящена эта статья. Лепка и/или покраска фигурок, если ей увлечься - отличный способ досуга и бескрайнее поле для самосовершенствования.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

А теперь давайте подведем небольшой итог: Лепка - очень увлекательно и ,в то же время, непростое занятие. Подойдет оно далеко не всем, однако если зацепит, то скорее всего навсегда и , возможно, именно с этой статьи начнется ваше путешествие в этот удивительный мир. На начальном этапе нашими целями будет:

- Попробовать свои силы в скульптуре (вдруг получится!)

- Получить общее представление об этом занятии на практике (рассуждать всегда легче)

- Не потратить лишних денег на материалы (не понравится - так хоть выкинуть не жалко)

3.Материалы

Раз уж мы определились с задачами, приступим к краткому обзору всего необходимого на начальном этапе.

Основание.

Иначе говоря - деревяшка, к которой мы будем крепить нашу фигуру. Лепить на весу - очень неудобное и крайне неприятное занятие, потому о подставке для нашего творения следует подумать сразу.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

Проволока для каркаса.

Важнейший элемент любой работы - каркас, служит основанием для последующего набора массы. Как скелет в нашем теле - каркас должен служить опорой и поддержкой для всей фигуры. Проволоку лучше выбирать не особо твердую, чтобы в любой момент можно было внести коррективы, не сминая все что мы уже слепили. Алюминиевая (1.5-2мм) вполне подойдет.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

Материал.

То, из чего мы будет создавать наш шедевр. На рынке доступно множество различных материалов, каждый со своими свойствами и столь великое разнообразие достойно отдельной статьи, но в нашем случае, я бы рекомендовал начинать со скульптурного пластилина (а возможно на нем и остановиться). По свойствам напоминает обычную полимерную глину, кроме того, что его нельзя запечь (отвердить). Но маловероятно что с первых работ вы создадите шедевры, которые захочется сохранить. Из преимуществ - цена, пластилин стоит примерно в 10 (!) раз дешевле полимерной глины.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

Инструмент.

Еще одна большая тема, оставим ее детальный разбор на будущее. Если в двух словах - берите то, что доступно в ближайшем магазине для творчества. Если будете заниматься дальше - докУпите еще ( а возможно и смастерите сами, под свои нужды). Из своего первого набора я до сих пор пользуюсь парой инструментов, так что лишним наверняка они у вас не станут.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

Справочная литература

Одна из важнейших составляющих. Хочу предостеречь начинающих от бездумного ковыряния материала и попыток перелепить картинку/3D модель, практическая польза будет минимальна. Теория должна стать основой вашего обучения, а лепка - средством ее закрепления. Для начала необходимо сформировать представление о пропорциях и анатомии человека. С первым проще - достаточно почитать пару статей и запомнить несколько нехитрых картинок, а вот анатомия станет предметом для изучения на долгое время. Но ведь мы только пробуем, а значит небольшой книги с поверхностным описанием основных костей, групп мышц и форм будет вполне достаточно. Здесь я могу порекомендовать книгу Кристофера Харта "Анатомия для художника: совсем просто".

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

Рабочее место

Коли уж мы только пробуем лепить - рано рассуждать о полноценном рабочем месте. Здесь я лишь хотел отметить важность хорошего освещения. Света должно быть действительно много, из нескольких источников, так вам будет намного проще замечать микро-недочеты в своих работах, избавив глаза от лишнего напряжения.

Как начать лепить? Хобби, Лепка, Длиннопост, Творчество, Полимерная глина, Ручная работа, Вдохновение, Рукожоп

А теперь, когда у нас есть всё необходимое для работы, самое время приступить. С чего же начать? Каких-то конкретных рекомендаций или выработанной программы обучения у меня для вас, к сожалению, нет. Учиться придется путем проб и ошибок. В идеале, конечно, сперва стоит полепить простые геометрические фигуры, но терпения на это хватит не у всех, да и занятие это, хоть и полезное, но не особо увлекательное. Вероятно начать следует с изучения пропорций и скелета, эти знания помогут вам правильно собрать каркас для будущей фигуры. Ну а затем наращивать массу, попутно изучая мускулатуру и формы тела.

4.Общие советы.

И напоследок хочу дать вам пару советов, от которых сам бы не отказался в начале своего творческого пути.

""Что вижу - то леплю""

И вновь предостерегу вас от бездумной лепки с монитора. Именно так я сам начинал - крутил 3D модель со всех ракурсов и пытался передать в глине то, что вижу на мониторе. Рано или поздно вы ВСЁ РАВНО придете к тому, что без знаний пластической анатомии далеко не уедешь, вот только переучиваться - сложнее чем начинать правильно.

""Не смотрите с высока""

Старайтесь устроить свое рабочее место так, чтобы работа была на уровне ваших глаз. Это поможет избежать самой распространенной ошибки всех новичков - непропорционально большой головы и маленьких ног у фигурки.

""Фотографируйте свое творение.""

При долгой работе над фигуркой глаз "замыливается" и вы уже не видите многих недостатков, которые смогли бы уловить свежим, незамутненным взглядом. Решение довольно просто - фотографируйте работу и рассматривайте на мониторе с разных ракурсов - это действительно помогает. Очень часто приходится слышать от начинающих - "В жизни она совсем другая,а на фото просто не получилась", но вынужден разочаровать - в 90% слечаев на фото фигурка именно такая, как в жизни, за исключением некоторых перспективных искажений при фотографировании сверху или снизу.

""Не в деталях счастье.""

Старайтесь работать над всей фигуркой одновременно, прорабатывать большие объемы и формы и лишь затем - переходить к малым. Зачастую приходится видеть как начинающие лепщики излишнее внимание уделяют мелким деталям, оно, безусловно, хорошо, но детали - это средство украсить и оживить правильно заложенные большие формы, они не должны становиться самоцелью работы.

""Не лепите запчасти.""

Постарайтесь не разбивать в голове (а тем более при лепке) фигуру человека на составные детали. С таким подходом вы можете получить конструктор, который ко всему прочему, может собраться не так, как хотелось бы.Постарайтесь думать о фигуре, как о чем-то целостном, а не как о наборе ног, рук, туловища и т.д. Идите от большого к малому.

""Критика лишней не будет.""

Найдите пару-тройку человек (либо ресурс, где обитают лепщики) которые смогут дать вам здоровую и обоснованную критику. Важно чтобы эти люди были погружены в изображение человека, будь то скульпторы или художники, такие люди смогут точнее указать вам на ваши ошибки и на то, с чем еще нужно поработать и на что обратить внимание.

""Не все можно спрятать за широкими штанами.""

Еще одна распространенная ошибка новичков - не пролепливать места, которые в дальнейшем будут скрыты одеждой. Результатом такого подхода становятся сосисочные конечности, больше похожие на то, что одежду просто надули как воздушный шар. Безусловно, совсем не обязательно лепить отдельно каждую мышцу ноги под джинсами, но основные объемы, создаваемые группами мышц (и не только ими) ноге нужно придать обязательно и лишь потом лепить поверх одежду.

Вот и подошла к концу моя первая статья на тему лепки, надеюсь она будет вам полезной и интересной, предостережет от ошибок, которые я успел совершить за свой недолгий творческий путь. В рамках данного текста хотелось окинуть широким взглядом это увлекательное хобби и использовать его как задел для будущих, более детальных статей, шаг за шагом помогающих новичку разобраться в хитростях лепки фигурок. Так что хватайте пластилин и скорее начинайте творить шедевры :)

Это моя первая большая статья, так что строго прошу не судить :) В зависимости от того, как она будет принята - приступлю к написанию следующей статьи, вероятнее всего на тему каркасостроения и всего с этим связанного.

Лепка из пластилина – это один из важных элементов в формировании ребенка. С помощью такого занятия к роха развивает умственные способности, мелкую моторику , усидчивость. Приступать к подобной деятельности можно с самого раннего возраста. Пластилин – мягкий и податливый материал , трансформирующейся в любую желаемую фигурку. Как научиться и что можно слепить — расскажем в статье.

Лепка из пластилина

История возникновения

Изобретение вещества для лепки приписывают 2 ученым. Франц Колб придумал материал для создания моделей в конце 19 века. Вильям Харбутт изобрел пластичную массу в 1987 году. Позже выяснилось, что оба вещества имеют идентичную структуру и применение. Поэтому они получили одинаковое название.

Это интересно! Первый пластин изготавливали только серого оттенка. Лишь спустя годы он обрел популярность и массу стали окрашивать в разные цвета.

Сейчас материал пользуется широким спросом. Его применяют в различных отраслях (моделирование, рукоделие, мультипликация, развитие детей и другое). Использование пластилина продолжается уже больше века. Множество поделок и композиций зафиксированы в книге Рекордов Гиннесса.

Польза

В большинстве стран уроки лепки– неотъемлемая часть образовательного процесса детей. Чаще всего занятия присутствуют в детских садах, чтобы обучать малышей с раннего возраста творчеству и абстрактному мышлению. Путем исследований было выявлено, что упражнения с пластичной массой развивают:

Пластилин оказывает релаксирующие и успокоительное действие. Во время занятий с ним малыш не отвлекается на внешние раздражители (телевизор, гаджеты и т.д.), а значит его головной мозг отдыхает от бесконечного потока информации на экранах.

Способы лепки

Для перехода к конкретному виду создания композиции ребенка нужно обучать поэтапно. Сначала с ним изучают отдельную методику изготовления деталей (колбаски, шарики и т.д.). После показывают, какие еще манипуляции (отщипывание, оттягивание, резка) можно совершать с материалом. Знания, полученные в ходе упражнений, закрепляются и ребенку предлагают один из трех способов работы с пластилином:

Способы лепки из пластилина

1.Скульптурный. Поделка изготавливается из целого кусочка, без добавления элементов. Дети учатся пропорционально распределять пластилин с помощью таких приемов:

  • растягивание;
  • прищипывание;
  • сглаживание;
  • раскатывание.

2. Конструктивный. Изделие собирают из разных частей. Сначала подготавливают самую крупную деталь, а после крепят на нее маленькие. Способ обучает детей отличать мелкие предметы от больших.

3. Комбинированный. Включает в себя два вышеперечисленных метода. Из цельного куска делается туловище. Другие части изготавливают отдельно и крепят к готовой фигуре.

Способы лепки разделяются на виды исходя из сюжета.

  • Предметная – изготовление отдельного персонажа или объекта.
  • Сюжетная – создание группы предметов, взаимосвязанных между собой (изображение сцен из сказок, стихов, рассказов).
  • Декоративная – форма искусства для создания композиций из народного творчества.

Чтобы легче было выполнять поделки существуют специальные приспособления. Стеки – это инструменты для лепки. С их помощью изготавливают мелкие детали, которые невозможно эстетично воплотить пальцами.

Стеки бывают металлические, пластиковые, силиконовые, деревянные. Выбор приспособлений зависит от будущего изделия.

Перед тем как приступить к занятиям продумайте, как сделать легкий и познавательный урок. Важно учитывать, что именно интересует кроху. Задействуйте дополнительные предметы (шишки, ленточки, бусинки и т.д.). Что изготавливают из пластилина:

  • Животных (мишка, слоник, собачка, улитка и другие).
  • Тематические композиции. Например, на тему лето. Трудно найти малыша, который не любит теплые деньки. Изобразите солнышко, небо, цветы, море. Проявите фантазию вместе с крохой.
  • Деревья.
  • Овощи и фрукты.
  • Сладости. Особенно детям нравится делать любимые лакомства.
  • Насекомые (бабочка, стрекоза).
  • Сказочные герои.
  • Танки, самолеты, машинки.

Важно! Перед подготовкой к уроку учитывайте возраст ребенка. Изготовление фигурок проводите поэтапно, чтобы не запутать малыша. Он должен запомнить процесс полностью. При необходимости повторите занятие.

Что лепить с детьми 2 лет

С младшей группой детей уроки проводят с воздушным и мягким пластилином. Обычная масса не подходит из-за твердой структуры. Крохе будет тяжело ее разминать неокрепшими пальчиками.

Поначалу малышам предлагают легкие задачи. Идеи занятий:

  • Покажите, как рвать на кусочки (крупные и мелкие) материал.
  • Катайте шарики. Потом расплющивайте их на бумаге или картоне.
  • Давите шарики на лепешки в ладонях.
  • Крутите колбаски. Их можно скручивать колечками.
  • Крепите палочки из пластилина между собой полукругом, чтобы образовать радугу.

После освоения элементарных манипуляций, преступайте к более сложным задачам:

  • На доске режьте крупные колбаски. Должны получаться колечки.
  • Вырезайте различные геометрические фигуры. Для этого сделайте шарик и распластайте его на картоне. Ножиком разрезайте массу на формы.
  • Размажьте на доске или бумаге пластилин. Прикрепляйте на его поверхность любые предметы (бусинки, крупы, семена).

Важно! Упражнения проводите не более 15 минут. Чтобы ребенок не переутомлялся. Для работы выбирайте 5-6 цветов. Не перегружайте кроху обилием оттенков.

Уроки для детей 3-4 лет

В средней группе малыши уже научились обращаться с мягкой детской массой. Поэтому можно выбирать обычный пластилин для работы. Ребенок уже способен изготовить поделку. Идеи занятий:

  • Снеговик. Возьмите массу белого цвета. Попросите ребенка скатать три шарика разных размеров. Соедините детали фигурки. С помощью бусинок сделайте глазки. Ротик можно сделать из массы красного цвета, а носик из оранжевого.
  • Пицца или пирог. Пусть малыш сделает коричневый шарик побольше. Потом расплющит его в лепешку. На поверхность можно выкладывать бусинки, крупу, макароны, стразы и т.д.
  • Ежик. Сделайте коричневый шарик в виде мордочки слегка приплюснутый в месте крепления. Приклейте его к задней части сосновой шишки. Вытяните носик из пластилина, а на его кончик прикрепите маленький черный шарик. Затем добавьте глазки зверьку.
  • Полянка. Возьмите маленькую крышку. На дне равномерно раскатайте пластилин зеленого оттенка. Бортики украсьте колбаской любого цвета. Сделайте белые ножки грибочкам. Закрепите на них шляпки с белыми точечками. Готовые грибы размещайте на полянке.

Подобные занятия выполняйте не более 20 минут. Но, если малыш захочет продолжить дайте ему немного времени (5-10 минут). Набор цветовых гамм к этому возрасту можно разнообразить.

Лепка с детьми 5-6 лет

Со старшей детской группой уже используют более сложные упражнения. Лепка становиться четкой и с ее помощью можно создавать целые композиции (открытки, сказочные или мультипликационные сюжеты). Идеи работ:

7. Дополнительно сделайте снеговика. Можно добавить животных или других персонажей.

8. Когда все герои будут установлены, приклейте кусочки ваты вокруг них, имитируя снег.

Проявляйте фантазию и создавайте свои уникальные поделки вместе с крохой. Различные схемы и мастер классы по изготовлению фигурок можно найти в интернете, книгах, пособиях. Если ребенок увлечется всерьез занятиями, то сейчас существуют специальные обучающие кружки, студии по работе с пластилином.

Пригодилась информация? Поделитесь в соцсетях: Размещено: 3 октября 2019 в 9:53 | Прочитано: 2491 раз (а)

Лепка из пластилина – это один из важных элементов в формировании ребенка. С помощью такого занятия к роха развивает умственные способности, мелкую моторику , усидчивость. Приступать к подобной деятельности можно с самого раннего возраста. Пластилин – мягкий и податливый материал , трансформирующейся в любую желаемую фигурку. Как научиться и что можно слепить — расскажем в статье.

Лепка из пластилина

История возникновения

Изобретение вещества для лепки приписывают 2 ученым. Франц Колб придумал материал для создания моделей в конце 19 века. Вильям Харбутт изобрел пластичную массу в 1987 году. Позже выяснилось, что оба вещества имеют идентичную структуру и применение. Поэтому они получили одинаковое название.

Это интересно! Первый пластин изготавливали только серого оттенка. Лишь спустя годы он обрел популярность и массу стали окрашивать в разные цвета.

Сейчас материал пользуется широким спросом. Его применяют в различных отраслях (моделирование, рукоделие, мультипликация, развитие детей и другое). Использование пластилина продолжается уже больше века. Множество поделок и композиций зафиксированы в книге Рекордов Гиннесса.

Польза

В большинстве стран уроки лепки– неотъемлемая часть образовательного процесса детей. Чаще всего занятия присутствуют в детских садах, чтобы обучать малышей с раннего возраста творчеству и абстрактному мышлению. Путем исследований было выявлено, что упражнения с пластичной массой развивают:

Пластилин оказывает релаксирующие и успокоительное действие. Во время занятий с ним малыш не отвлекается на внешние раздражители (телевизор, гаджеты и т.д.), а значит его головной мозг отдыхает от бесконечного потока информации на экранах.

Способы лепки

Для перехода к конкретному виду создания композиции ребенка нужно обучать поэтапно. Сначала с ним изучают отдельную методику изготовления деталей (колбаски, шарики и т.д.). После показывают, какие еще манипуляции (отщипывание, оттягивание, резка) можно совершать с материалом. Знания, полученные в ходе упражнений, закрепляются и ребенку предлагают один из трех способов работы с пластилином:

Способы лепки из пластилина

1.Скульптурный. Поделка изготавливается из целого кусочка, без добавления элементов. Дети учатся пропорционально распределять пластилин с помощью таких приемов:

  • растягивание;
  • прищипывание;
  • сглаживание;
  • раскатывание.

2. Конструктивный. Изделие собирают из разных частей. Сначала подготавливают самую крупную деталь, а после крепят на нее маленькие. Способ обучает детей отличать мелкие предметы от больших.

3. Комбинированный. Включает в себя два вышеперечисленных метода. Из цельного куска делается туловище. Другие части изготавливают отдельно и крепят к готовой фигуре.

Способы лепки разделяются на виды исходя из сюжета.

  • Предметная – изготовление отдельного персонажа или объекта.
  • Сюжетная – создание группы предметов, взаимосвязанных между собой (изображение сцен из сказок, стихов, рассказов).
  • Декоративная – форма искусства для создания композиций из народного творчества.

Чтобы легче было выполнять поделки существуют специальные приспособления. Стеки – это инструменты для лепки. С их помощью изготавливают мелкие детали, которые невозможно эстетично воплотить пальцами.

Стеки бывают металлические, пластиковые, силиконовые, деревянные. Выбор приспособлений зависит от будущего изделия.

Перед тем как приступить к занятиям продумайте, как сделать легкий и познавательный урок. Важно учитывать, что именно интересует кроху. Задействуйте дополнительные предметы (шишки, ленточки, бусинки и т.д.). Что изготавливают из пластилина:

  • Животных (мишка, слоник, собачка, улитка и другие).
  • Тематические композиции. Например, на тему лето. Трудно найти малыша, который не любит теплые деньки. Изобразите солнышко, небо, цветы, море. Проявите фантазию вместе с крохой.
  • Деревья.
  • Овощи и фрукты.
  • Сладости. Особенно детям нравится делать любимые лакомства.
  • Насекомые (бабочка, стрекоза).
  • Сказочные герои.
  • Танки, самолеты, машинки.

Важно! Перед подготовкой к уроку учитывайте возраст ребенка. Изготовление фигурок проводите поэтапно, чтобы не запутать малыша. Он должен запомнить процесс полностью. При необходимости повторите занятие.

Что лепить с детьми 2 лет

С младшей группой детей уроки проводят с воздушным и мягким пластилином. Обычная масса не подходит из-за твердой структуры. Крохе будет тяжело ее разминать неокрепшими пальчиками.

Поначалу малышам предлагают легкие задачи. Идеи занятий:

  • Покажите, как рвать на кусочки (крупные и мелкие) материал.
  • Катайте шарики. Потом расплющивайте их на бумаге или картоне.
  • Давите шарики на лепешки в ладонях.
  • Крутите колбаски. Их можно скручивать колечками.
  • Крепите палочки из пластилина между собой полукругом, чтобы образовать радугу.

После освоения элементарных манипуляций, преступайте к более сложным задачам:

  • На доске режьте крупные колбаски. Должны получаться колечки.
  • Вырезайте различные геометрические фигуры. Для этого сделайте шарик и распластайте его на картоне. Ножиком разрезайте массу на формы.
  • Размажьте на доске или бумаге пластилин. Прикрепляйте на его поверхность любые предметы (бусинки, крупы, семена).

Важно! Упражнения проводите не более 15 минут. Чтобы ребенок не переутомлялся. Для работы выбирайте 5-6 цветов. Не перегружайте кроху обилием оттенков.

Уроки для детей 3-4 лет

В средней группе малыши уже научились обращаться с мягкой детской массой. Поэтому можно выбирать обычный пластилин для работы. Ребенок уже способен изготовить поделку. Идеи занятий:

  • Снеговик. Возьмите массу белого цвета. Попросите ребенка скатать три шарика разных размеров. Соедините детали фигурки. С помощью бусинок сделайте глазки. Ротик можно сделать из массы красного цвета, а носик из оранжевого.
  • Пицца или пирог. Пусть малыш сделает коричневый шарик побольше. Потом расплющит его в лепешку. На поверхность можно выкладывать бусинки, крупу, макароны, стразы и т.д.
  • Ежик. Сделайте коричневый шарик в виде мордочки слегка приплюснутый в месте крепления. Приклейте его к задней части сосновой шишки. Вытяните носик из пластилина, а на его кончик прикрепите маленький черный шарик. Затем добавьте глазки зверьку.
  • Полянка. Возьмите маленькую крышку. На дне равномерно раскатайте пластилин зеленого оттенка. Бортики украсьте колбаской любого цвета. Сделайте белые ножки грибочкам. Закрепите на них шляпки с белыми точечками. Готовые грибы размещайте на полянке.

Подобные занятия выполняйте не более 20 минут. Но, если малыш захочет продолжить дайте ему немного времени (5-10 минут). Набор цветовых гамм к этому возрасту можно разнообразить.

Лепка с детьми 5-6 лет

Со старшей детской группой уже используют более сложные упражнения. Лепка становиться четкой и с ее помощью можно создавать целые композиции (открытки, сказочные или мультипликационные сюжеты). Идеи работ:

7. Дополнительно сделайте снеговика. Можно добавить животных или других персонажей.

8. Когда все герои будут установлены, приклейте кусочки ваты вокруг них, имитируя снег.

Проявляйте фантазию и создавайте свои уникальные поделки вместе с крохой. Различные схемы и мастер классы по изготовлению фигурок можно найти в интернете, книгах, пособиях. Если ребенок увлечется всерьез занятиями, то сейчас существуют специальные обучающие кружки, студии по работе с пластилином.

Пригодилась информация? Поделитесь в соцсетях: Размещено: 3 октября 2019 в 9:53 | Прочитано: 2491 раз (а)

Как правило, занятия лепкой нравятся малышам с самого раннего возраста. Но примерно до 3 лет дети ещё не способны самостоятельно вылепить фигурку из пластилина, они только знакомятся со свойствами пластичных материалов и учатся с ними работать (отщипывать кусочек, размазывать его по поверхности, сминать в ладонях и т.д.). А вот на четвёртом году жизни малышу уже можно предложить попробовать слепить что-то посерьёзнее улитки и плоской тарелочки.

Занятия лепкой с детьми: сначала — сюжет


Итак, скатать из пластилина шарик или колбаску для вашего ребенка уже не проблема. Приёмы "отщипывания" и "примазывания" тоже освоены. Лепить "пятнышки" на божью коровку или пирожки для куклы ему стало неинтересно. Чем же заняться теперь?

Дети в этом возрасте, как правило, уже довольно понятно говорят, знают много сказок. С ними можно обсудить будущую поделку: "Что ты хочешь слепить сегодня? Фрукты? Овощи? Зайку из „Заюшкиной избушки“ или саму избушку? Или машинку?" Стоит только начать! Как только малыш включится в процесс, он сам подскажет, что лепить дальше.

Прелесть домашних занятий в том, что тема не определена заранее (как это бывает в группах на "развивалках"), она зависит только от желания ребёнка, и это помогает дольше сохранить у него интерес к лепке. Провести же дома "занятие по всем правилам", наоборот, совершенно нереально. Малыш не будет слушать маму молча и повторять за ней, как за учителем на уроке.

Так что родителям лучше сначала изучить ВСЕ техники, которым они хотели бы обучить ребенка, и иметь под рукой (но не обязательно на виду) все возможные инструменты для их выполнения, а потом уже звать малыша лепить. Тогда по ходу занятия мама не забудет, как только настанет подходящий момент, предложить сыну или дочке попробовать самостоятельно соединить между собой детали поделки, поработать стекой, печаткой или воспользоваться природным материалом.


Например, когда я лепила с сыном, мы начинали почти всегда с того, что лепили (или вырезали формочкой из пластилина) машинку. Потом мы её всячески усовершенствовали (ставили "зимние шины", фары, лепили шофёра, торчащего из окна, делали к ней прицеп или багажник на крыше). Потом малыш решал, куда машинка поедет (на заправку, на рынок, на дачу), и мы лепили соответствующие дополнения (бензоколонку с длинным шлангом, рыночные прилавки с фруктами, сумки, которые нужно отвезти на дачу).

Дочка в том же возрасте больше любила лепить из детского пластилина сцены из сказок или просто из жизни. Например, полянку, по которой катится колобок. Мы замазывали кусочек картона зелёным пластилином — это была полянка, сбоку уголок замазывали синим — это ручеёк. На полянке — пенёк для выступлений Колобка, травка, цветочки, деревья. Около ручья камыши, кувшинки. В ручье рыбки, на деревьях птички. Дальше шли сами герои сказки: лиса, заяц, волк, медведь.

Но что бы мы ни лепили, я не забывала обучать детей различным приёмам работы с пластилином.

Какие же приёмы способен освоить ребёнок


Лепка простых фигур (столбики, колбаски, шары, овальные формы). Столбики — это ножки грибов, лапы животных, ножки стола или стула. Колбаски — стволы деревьев, сосиски в магазине, стебли и листья (если приплюснуть) цветов, ботва овощей, хвосты животных. Шары — головы животных и людей, яблоки и другие фрукты (чуть вытянуть с одной стороны — груша, с двух — лимон), снеговик, основа для чайника, чашки. Овальные формы — тела людей и животных, овощи (огурец, морковка), рыбы.

Составление фигуры из частей. Первым делом малыш должен научиться выделять эти части. Например, хочет ребёнок слепить зайчика. Спрашиваем: "Что есть у зайчика?" И пусть малыш перечислит: "Голова, туловище, передние лапки, задние лапки, хвостик, ушки, глазки, носик, усы". Если что-то забудет, помогаем.

Дальше обсуждаем, из каких простых фигур будем лепить эти части (туловище — столбик, носик — маленький шарик, усики — тоненькие колбаски или искусственная щетина и т.п.). Можно усложнять поделку из пластилина(на лапах коготки, ушки двухцветные, на животе "манишка"). Можно фигурку одеть (шапочка, ботинки, сумочка, корзинка, бантики и т.п.).

Обращаем внимание малыша на пропорции фигур и объясняем, как их достигнуть. Например, ребенок хочет слепить поросёнка. Дошли до ножек. У поросёнка все ножки одинаковые, поэтому раскатываем одну длинную колбаску, делим её пополам, потом ещё раз пополам и так получаем четыре одинаковых столбика — ножки поросёнка. А вот у зайчика, например, передние лапки короче задних, поэтому сначала делим колбаску на две неравные части, а потом большую пополам — получаем задние лапы, меньшую пополам — получаем передние.

Одновременно учимся соединять части между собой "примазывая" их друг к другу пальцами или стекой.

Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека. Сначала это может быть кукла в длинной шубке (шубка — большой конус, голова — шар, два шарика — кисти рук, две овальные формы — ступни ног, налеп — шапочка с шариком-помпоном). Куклу-мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки (штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы-мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном).

Объясните малышу, как добиться устойчивости фигурки (ступни должны быть толстые, как будто в валенках), малыш должен научиться "ставить фигурку на ноги" самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики — глаза и рот из тонкого жгутика.

Ещё учимся, вылепив основную форму руками, придавать ей чёткость и создавать мелкие части пальцами: прищипыванием (клюв у птицы, нос у человечка, пирожки, пельмени), вытягиванием (уши у мышки, ноги и уши у толстого поросёнка, голова матрёшки вытягивается из её туловища). Лепим различные полые формы (чашка, юбка, тарелка, колокольчик).


Дополняем различными деталями фигурки, вырезанные формочками для пластилина. При этом сначала обсуждаем с ребёнком, чего не хватает вырезанной фигурке (уточке — глазок, крыльев, ножек; домику — окошек, ёлочке — шишек, бабочке — усиков и головы) и как её можно украсить (бабочке — украсить крылья узорами или налепами; машине — сделать колёса другого цвета и диски на них; звёздочку — украсить, как будто это пирожное). Налепами можно сделать пятна на теле коровы, чешую на рыбе.

Очень важно также научить ребёнка смешивать пластилин, объяснить, в каких пропорциях брать цвета для смешивания, чтобы получались нужные оттенки. Не забудьте отдельно показать, как смешивать цвета, чтобы получились мраморные разводы (для этого пластилин нужно скручивать и растягивать, а не разминать).

Специальные средства

Очень нравится детям, как правило, работать со стеками и другими "инструментами" для лепки. Но этому тоже надо учиться. Соберите свой собственный арсенал, в который кроме покупных наборов стеков полезно включить:


    чеснокодавилку. С её помощью получаются замечательные волосы и бороды для фигурок из солёного теста и глины. Для этого надо просто пропустить кусочек выбранного материала для лепки через чеснокодавилку. Из полученных "макарон" можно делать травку, плести вылепленным куколкам косички или выкладывать причёски из завитков. Стволы деревьев из сплетений «макаронин" тоже получаются очень красивыми и правдоподобными.

А если протереть солёное тесто (или любую другую нелипучую массу для лепки) через сито, то получается совсем мелкая крошка, которая может изображать короткие мужские причёски, серединки ромашек и других цветов, пушистую шёрстку животных (овечек и т.п.), иголочки у ёжика или просто использоваться для декорирования (например, пирожных и тортов). Интересные детали можно получить из солёного теста и с помощью кондитерского шприца с набором насадок.

Идеи поделок из пластилина, соленого теста и глины

Детям очень нравится составлять из вылепленных фигурок композиции: большие объёмные (лужайка, аквариум) и маленькие (бабочка на цветке, тарелка с фруктами). Для этого объединяем разные работы, или повторяем одну и ту же с изменением размера (утка с утятами, кошка с котятами, снеговички водят хоровод), или дополняем (заяц с морковкой, котёнок с клубком, щенок с косточкой).


Подставка для такой композиции может быть плоской (полянка, пруд) или двухмерной (например, горизонтальная поверхность — лужайка с цветами и насекомыми, вертикальная — небо с бабочками).

Продолжайте осваивать технику изготовления плоских панно. Но теперь каждый элемент изображения (голова, крыло, дерево) — это отдельная деталь, а не мозаика из налепов, как в работах малышей

Научите малыша сочетать лепку из пластилина и другой материал: у пластилиновой птички может быть хвостик из настоящих пёрышек, у витязя — щит и меч из фольги. Домик на плоском пластилиновом панно может быть выложен из спичек, а чашечки цветов на полянке можно насадить на спичечные ножки.

Девочки обычно с удовольствием лепят украшения (бусы, кулоны, брошки). Мальчику предложите слепить украшения для мамы, сестры или подружки.

Бусины можно лепить разной величины и формы (круглые, квадратные, в виде капли и т.д.). Готовые бусины украсьте стекой и штампами, палочкой проделайте отверстие для ленточки. Если вылепить их из солёного теста или отвердевающей на воздухе массы для лепки и после просушки собрать на нитку, они будут как настоящие!

Объясните ребёнку, как правильно создавать кулон: из шара или овоида, сплющив исходную форму. Можно вырезать кулоны и брошки из пласта теста специальными формочками для пластилина или приготовления печенья. Поверхность кулона украсьте стеками (можно нарисовать солнышко, цветок, рыбку), штампами или налепами (ягодки, цветы) и не забудьте проделать дырочку для ленточки, на которой будет висеть кулон.

Развивайте фантазию малыша. Предложите ему слепить фантастический торт с кучей украшений или космический корабль инопланетян и фигурки самих пришельцев. Летающие тарелки можно украсить кусочками трубочек для коктейлей, скрепками, пуговицами, бисером и бусинами. Пофантазируйте, какие деревья могут расти на других планетах, какие животные — бродить по лесам из этих деревьев. Мальчики также обычно с огромным удовольствием лепят роботов и фантастические машины.

Немного о мотивации


Если ребёнок быстро теряет интерес к занятиям лепкой, возможно, оно слишком простое или, наоборот, сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малыш лепит груши для фруктового дерева или чтобы угостить кукол. Если это для него слишком просто, предложите дополнить каждый плод черенком с листиком. Если вытягивать из шара грушу — сложновато, пусть лепит пока яблоки, но добавляет им румянца налепом из красного пластилина.

Не стоит забывать и о том, что дети лет часто неохотно лепят ради самого процесса, их обязательно нужно мотивировать. Предварите занятие рассказом, побуждающим к лепке. Например: "Жила была одна бабочка, она не смогла уснуть зимой. Все цветы покрыл снег, и ей нечего стало есть. Давай слепим цветочную полянку — вдруг она прилетит к нам?" Предложите малышу слепить подарок для любимой игрушки, а она в конце обязательно порадуется.

Еще один прием: взрослый может вылепить первого персонажа самостоятельно, а потом начать играть в него вместе с ребёнком. Для развития сюжета обязательно потребуются ещё предметы, и в процессе игры малыш с удовольствием поможет их слепить.

Всегда ищите способы мотивировать ребёнка доделать поделку до конца (например: "Без иголок ёжик может попасться на обед лисе!" или "У зайчика большая семья. Давай слепим ему корзиночку и наполним её морковками, чтобы всем хватило!").

Занятия лепкой очень полезны для развития мелкой моторики малышей. Они развивают у детей художественный вкус и пространственное воображение. Помогите своему ребёнку полюбить этот вид творчества!

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также: