Развитие больничного дела в византии было тесно связано со становлением какой религии

Обновлено: 08.05.2024

Глава 4. МЕДИЦИНА ПЕРИОДОВ РАННЕГО (V—X вв.) И РАЗВИТОГО (XI—XV вв.) СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Смотрите также:

Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, поэтому хронологические рамки средних веков (так же, как и других периодов истории) являются весьма условными. Так, в Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 г. — год падения Западной Римской империи.

В странах Востока феодализм зародился значительно раньше. В Китае он укреплялся в III в., в странах Закавказья — в IV в., в Византии и государствах Средней Азии — в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в.

В Европе эпоху средневековья условно делят на три периода: раннее средневековье (V—XI вв.), развитое средневековье (XI—XV вв.) и позднее средневековье (XV—XVII вв.).

Конец средних веков современная историческая наука определяет временем первых буржуазных революций, среди которых общеевропейское значение имела английская буржуазная революция 1640—1649 гг. Год ее начала условно считается границей между историей средних веков и новым временем.

МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395—1453)

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Предыстория ее начинается во времена правления императора Великой Римской империи Константина (306— 337), который известен, в частности, введением христианства в качестве государственной религии и созданием новой столицы, которую он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой древнегреческий городок Византии на западном берегу Босфора.

Западная Римская империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством Одоакра свергли последнего за-паднорИмского императора Ромула.Ав-"густула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

Иная судьба была-у Восточной Римской империи со столицей Константинополем. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась . высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных- изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией,

^странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской Русью, началось взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи— Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

Санитарно-технические сооружения

Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Каменистая почва, на которой располагался древний г. Византии, не давала населению необходимого количества воды. Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была непригодна для питья. Поэтому одной из важнейших, задач при создании новой столицы, которое длилось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах—цистернах. Наибольшее число гидротехнических сооружений Константинополя было построено при Константине Великом, Валенте (364—378) и Юстиниане I.

Двухъярусный акведук Валента ( 63) является одним из самых древних среди сохранившихся византийских сооружений Константинополя. Его строительство началось во II в. при императоре Адриане и завершилось в IV в. при императоре Валеите. Аркады акведука высотой 23 м протянулись на 625 м, пересекая город из конца в конец и проходя над крышами домов и улицами. К выдающимся гидротехническим сооружениям этого периода относится также акведук, построенный во времена Юстиниана. Его четырехъярусные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м.

В силу своего географического положения и исторического значения в решении судеб Востока и Запада Константинополь часто подвергался длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись (и имеются сегодня) в подземных цистернах города. Архитектурное и техническое решение этих подземных водохранилищ сделало их уникальными памятниками византийского зодчества. Некоторые цистерны сохранились до наших дней, в частности цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого — Дворец, провалившийся под землю, 64). Размеры его огромны: длина 1!2 м, ширина 61 м, высота 13,5 м. Своды спираются на 336 колонн. И по сей день в цистерне частая вода/ (В настоящее время Йеребатан-сарай является филиалом музея храма св. Софии, рядом с которым он находится.)

Константинополь

Византийская наука и религия

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокий-цев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Развитие медицинских знаний

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных ргхтений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего рцзви-тия в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). .

Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, ^последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Бурная эпоха IV—VII вв. оставила . гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии (схема 5). Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пер-гама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время.врач Зенон с о. Кипр.

В нем он. обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

Больничное дело

Go временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий Великий закрепил это в составленном им Уставе киновитских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том . числе и на Руси.

Монастыри производили также жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить, переписать и прокомментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средневековой учености, впоследствии неразрывно соединившей себя со схоластикой (см. с. 171).

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Образование и медицина

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Ориба-сий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала ' работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образова-ни. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.

Система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Виднейшие деятели церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах империи.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Ох-риде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

Византийская империя возникла в IV веке, на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. В правление императора Константина (306-337) христианство стало государственной религией, а столица империи из Рима была перенесена в город Визáнтий и переименована в Константинополь. В 395 г. восточная часть империи окончательно отделяется от западной и провозглашается самостоятельной Восточной Римской (или Византийской) империей. В еë состав вошли Греция, Центральные и Восточные Балканы, Малая Азия, Сирия Палестина и Северная Африка. Своего наивысшего могущества и расцвета Византийская империя достигла во времена правления императора Юстиниана I (527-565). Величайшим достижением византийской культуры является изобретение в IX веке славянской азбуки – кириллицы, положившей начало славянской письменности. Вплоть до XII в. Византия – самое просвещëнное государство Европы. В 1453 г. Византийская империя прекратила своë существование в результате захвата Константинополя турками, но влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих веков. Особенно большое религиозное и культурное влияние Византия оказала на славянские народы, принявшие христианство.

Византия во многом сумела сохранить древнюю культуру античного мира и передать еë другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе.

Медицина в Византийской империи является преемницей и продолжением медицины Древней Греции и Древнего Рима.

При строительстве и благоустройстве городов и прежде всего Константинополя учитывался многовековой опыт древнего Рима. Сооружались акведуки (водопроводы), позволяющие пополнять запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах. Повсеместно строились бани, которые со временем утратили одну из форм времяпрепровождения, как это имело место в древнем Риме. Бани по-прежнему оставались местом врачевания. Врачи предписывали больным посещение бани 1 – 2 раза в неделю в зависимости от заболевания.

В эпоху средневековья химии как науки ещë не существовало. Накапливались количественные и качественные сведения о свойствах разнообразных веществ, прежде всего красителей и лекарств.

Алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века, способствовала накоплению и расширению знаний о химических процессах и методах их изучения.

Византийские врачи, составляя обширные энциклопедические труды, обращались не только к античному наследию, но также использовали опыт арабоязычной медицины. Например, на греческий язык переводились арабские прописи лекарственных средств.

С историей Византии тесно связано как возникновение, так и развитие монастырских больниц и больничного дела.

Первый монастырь был основан в начале IV века в Египте. Затем монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других провинциях Византийской империи.

Со временем монахи монастырей, ушедшие от мирской жизни для служения богу и исполнения церковных обрядов, стали принимать участие в общественных заботах. Прежде всего, в годы лишений и войн монастыри стали принимать под свою опеку стариков и детей, раненых и больных. Так возникли приюты для калек и больных путников – прообразы будущих монастырских больниц. Постепенно в монастырях, помимо прочих дел, стал проводиться отбор церковной и светской литературы, которую комментировали, переписывали и сохраняли для будущих поколений.

Первые монастырские больницы для бедных, калек, немощных и чужестранцев были основаны в IV веке в Кесарии, Севастии и других провинциях Византийской империи. Уставы монастырей, в которых были больницы, предусматривали порядок наблюдения и лечения больных, содержали подробное описание хозяйственного распорядка, элементы обучения медицинскому делу и прочее.

Монастырские больницы Византии послужили прототипом для создания подобных лечебных заведений в странах Востока и Запада в эпоху средневековья.

Образование в Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, которые славились медицинскими школами, Афины – известной риторской и философской школами, Бейрут являлся центром юридического образования. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями. В высших школах богословие не преподавалось, оно изучалось в семьях и в христианских храмах.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.

Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Она изучалась по сочинениям великих медиков античности. При этом особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

Таким образом, Византия оказала глубокое воздействие на культурное развитие многих народов мира. Наиболее сильное влияние византийские культурные традиции проявились в странах, где утвердилось православие, а именно: Болгарии, Руси, Сербии, Армении, Грузии и др. В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество.

Медицина в Западной Европе (V-XV века)

В эпоху средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. В середине XI века произошëл раскол христианской церкви на западную (или католическую) и восточную (или православную). Каждая церковь обособилась и стала независимой друг от друга.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (греч. scholasticós – школьный, учëный) – религиозная философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Для схоластики характерны три черты:

3) полное и сознательное пренебрежение к опыту.

Роджер Бэкон (Roger Bacon, ок. 1214 – после 1294) – английский философ и естествоиспытатель, одним из первых выступил с критикой схоластики и провозгласил опыт единственным критерием знания. Только посредством опыта, как утверждал Р. Бэкон, возможно познание окружающей природы.

Истоки алхимии следует искать в Древнем Египте. Так, древнеегипетские жрецы владели искусством изготовления сплавов различных металлов, в состав которых входило и золото. В папирусах содержатся сведения о получении различных химических веществ.

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в XI веке, способствовал бурному развитию алхимии в Западной Европе. В результате чего западноевропейские алхимики в XII-XVI веках открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и еë соединения, освоили способы получения бумаги и пороха. Они разработали множество химических методов и создали соответствующую своему времени теорию вещества.

В периоды раннего и развитого средневековья алхимия и медицина тесно соприкасались друг с другом: врачи и фармацевты были также и алхимиками.

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая из них – Салернская медицинская школа, основанная в IX веке. Эта школа имела светский характер, продолжала лучшие традиции античной медицины и являлась научным центром, распространявшим прогрессивные идеи, далëкие от схоластики. В начале XIII века Салернская школа была преобразована в университет.

В первоначальном виде университеты (лат. universitas – совокупность) представляли собой объединения (корпорации) преподавателей и учеников, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, что соответствовало цеховому делению общества средневековой Европы.

Становление университетов в средневековой Западной Европе обусловлено ростом городов, развитием ремëсел и торговли, насущными потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В XII-XIII веках статус университетов получили высшие школы в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Париже, Падуе, Лиссабоне, Праге, Вене, Кëльне и др.

Каждый университет имел четыре факультета (лат. facultas – способность, умение, талант): подготовительный и три основных – богословский медицинский и юридический. После завершения обучения в университете студенту (лат. studere – воспринимать, учиться) присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета. Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Набор студентов на одну специальность редко превышал 10 человек и проводился из числа богатых людей с весьма высоким положением в обществе. Для руководства ими из состава студентов избирался староста десятки – декан (лат. decanus, первоначально – начальник десяти человек). Возглавлял университет ректор (лат. rector – управитель). Эти должности занимали лица, имевшие высокий духовный сан.

С 1600 года в средневековых университетах Европы (впервые в Оксфордском университете) появляется звание профессор (лат. professor – преподаватель), заимствованное из древнего Рима. Профессорами стали называть преподавателей – магистров (лат. magister – начальник, наставник, учитель) и докторов (лат. doctores – учитель, учëный).

У средневековых университетов была автономия: они управлялись собственными законами, имели свой суд и полицию.

Опытов и экспериментов не проводилось.

Книги были большой редкостью и стоили очень дорого.

Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов, поэтому знания студентов о строении человека были поверхностными.

Первые вскрытия умерших стали проводиться в XIII-XIV веках в наиболее передовых университетах Западной Европы (Салерно и Монпелье) при наличии особого разрешения монархов.

Для вскрытия трупов и изучения анатомии человека при университетах стали строиться анатомические театры. Первый анатомический театр был построен в 1490 году в Падуе анатомом Александром Бенедетти(Allexandro Benedetti, 1460-1525).

Хирургия в университетах не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Вместе с тем она развивалась как отрасль практической медицины в связи с многочисленными войнами, бушевавшими в средневековой Европе. Хирургией занимались банщики, цирюльники и хирурги без университетского образования, и врачами их не признавали. Обучали хирургии в госпиталях непосредственно у постели больного по принципу ремесленного ученичества. Хирурги объединялись в сословно-цеховые сообщества (гильдии), что являлось отражением общего сословно-цехового деления общества средних веков.

Среди хирургов были не только невежды и шарлатаны, но и добросовестные практики, которые могли оказывать необходимую хирургическую помощь. Особенно сказывалось преимущество хирургов на полях сражений, где академическая медицина с её схоластическим методом лечения оказывалась бесполезной. На основе огромной хирургической практики впоследствии выросла хирургическая наука.

Во времена крестовых походов широкое распространение имела проказа(или лепра), которая считалась неизлечимой и особо заразной болезнью. Больного проказой изгоняли из общества, лишали прав и помещали в приют для прокажëнных (лепрозорий). Следует отметить, что ещë в VI в. в Западной Европе возникла идея изоляции прокажëнных от общества. Так, монахи ордена святого Лазаря (Италия) взяли на себя обязанность ухода за прокажëнными. Отсюда и убежища для прокажëнных получили название лазаретов.

Больного лепрой обязывали носить специальную, заметную одежду и иметь при себе трещотку (или колокольчик), звуки которого предупреждали окружающих о приближении прокажëнного.

Для предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями в крупных портовых городах средневековой Европы (Венеция, Генуя, Неаполь и др.) стали создаваться противоэпидемические учреждения – карантины (итал. quarantena от quaranta gironi – сорок дней). В них в течение сорока дней содержали людей, которые прибыли из заморских стран, где могли быть опасные инфекционные заболевания. Первые карантины появились в портовых городах Италии в середине XIV века.

Одной из мер общесанитарного характера по борьбе с распространением инфекционных заболеваний является обеспечение городов чистой питьевой водой.

По примеру арабоязычных халифатов в городах Западной Европы стали строиться светские больницы, до этого больницы, как и в Византийской империи, создавались при монастырях.

Таким образом, наиболее характерными чертами развития медицины в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья являются следующие:

- влияние церкви на все сферы жизни общества и господство схоластики в науке;

- впервые появляются высшие школы, впоследствии преобразованные в университеты;

- хирургия в университетах не преподавалась и развивалась как отрасль практической медицины;

- возникновение крупных эпидемий инфекционных болезней и организация первых противоэпидемических мероприятий.

Иванов А. Г.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Оставаясь язычником, Константин увидел в христианстве прочную опору абсолют­ной власти. В 313 г. в г. Медиолане Константин и Лициний (старший август) подписали эдикт, согласно которому христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами Империи, а в 325 г. созванный императором Кон­стантином 1-й Вселенский Собор в малоазиатском городе Никее (Никейский Собор) принял церковный христианский календарь и признал христианство государственной религией Римской империи.

Долгое время христианство оставалось религией меньшинства. В 380 г. эдик­том императора Феодосия I (347 — 395 гг.) христианство было принято госу­дарственной религией Римской империи.

С историей христианства тесно связано возникновение и развитие мона­стырских больниц и больничного дела.

История становления монастырей корнями своими уходит в начало IV в., когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человече­ского общества, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для много­численных подражателей.

Со временем монахи стали принимать участие в общественных делах и занятиях. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди про­чих дел) читали, переписывали, переводили и писали книги.

Монастыри проводили жесткий отбор того минимума церковной и свет­ской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить и про-

комментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средне­вековой учености (см. с. 256).

Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников — ксенодохии (греч. xenodochio — гостиница; от xenos — гость и dochio сосуд, вместилище) — прообразы буду­щих монастырских больниц. Впоследствии это было закреплено в Уставе кино-витских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том числе и на Руси.

Первая больница в западной части Римской империи была создана в Риме в 390 г. на средства кающейся римлянки Фабиолы, которая отдала все свое бо­гатство на сооружение благотворительных учреждений. В это же время появляют­ся и первые диакониссы (лат. deaconesses — служительницы; от греч. diakonein — служить) — христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными.

Больничное дело в восточных провинциях Римской империи стояло на бо­лее высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи — преемнице античного культурного наследия Средиземноморья.




В IV в. воинственные племена франков, бургундов, вандалов, готов и других народов, живших вдоль северных римских границ, находились на стадии раз­ложения родового строя и становления раннеклассовых отношений. Богатство Римской империи побуждало их к постоянным набегам на ее северо-западные территории.

Одновременно в IV—V вв. произошло невиданное по своим масштабам так называемое Великое переселение народов — движение племен и племенных союзов Восточной и Центральной Европы к восточным и северным границам Римской Империи. Оно оказало огромное влияние на падение Западной Рим­ской империи и все последующее развитие Европы и региона Средиземномо­рья, приблизив конец античной цивилизации.

В 395 г., после смерти императора Феодосия, некогда могущественная Им­перия окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империю, которая пала под натиском варварских племен в 476 г., и Восточную Римскую империю (Византию), которая существовала еще тысячу лет до 1453 г.

Падение античной рабовладельческой системы Западного Средиземномо­рья ознаменовало начало нового периода истории человечества — Средних веков и характерного для них нового общественного устройства — феодализма.

Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в слож­ных экономических, социальных и политических условиях. Однако при всех трудностях развития ее важнейшим истоком были достижения великих циви­лизаций Древнего мира, которые составили основу всего последующего раз­вития человечества.

Вопросы для самоконтроля

1. Периодизация истории медицины Древней Греции.

2. Источники информации о врачевании и медицине в Древней Греции

3. Древнегреческая мифология о врачевании и врачевателях.

4. Храмовое врачевание в Древней Греции. Асклепейоны.

5. Философские основы древнегреческой медицины.

6. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, косская.

7. Гиппократ II Великий Косский; его жизнь и деятельность.

12. Эллинистическая культура и медицина. Александрийский мусейон в истории
медицины.

13. Достижения анатомии и хирургии в эпоху эллинизма.

14. Периодизация истории и медицины Древнего Рима.

15. Источники информации о развитии медицины в Древнем Риме.

17. Санитарно-технические сооружения во владениях Древнего Рима на разных эта­
пах его истории (клоаки, акведуки, термы).

18. Первые врачи— профессионалы в г. Риме.

19. Положение врача в Древнем Риме на этапах истории (врачи-рабы, врачи-отпу­
щенники, свободные врачи).

20. Становление медицинского дела в городах и провинциях Римской империи.

21. Становление военной медицины в Древнем Риме.

22. Философские основы медицины Древнего Рима; развитие материалистического
направления и его выдающиеся представители.

23. История жизни Галена.

24. Философские воззрения Галена. Дуализм его учения.

25. Вклад Галена в развитие анатомии, физиологии, фармакотерапии.

26. Становление христианства и развитие больничного дела в Римской империи.

значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись в подземных цистернах города. В ранневизантийских городах везде существовали бани.
Со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни.
Старые термы были слишком роскошными и переделывались под христианские храмы. Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались.
В них подавалась горячая вода. В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1— 2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).
4)Использование знаний других народов.
Через Византию пролегали важнейшие торговые пути,следовательно, она имела тесные связи со многими государствами и могла перенимать их знания и традиции.
Также можно отметить,что,на протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим.
Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, славян, половцев, арабов и др.).
Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.
Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология.
5)Сохранение античной культуры.
Преемницей Восточной Римской Империи стала Византия. Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции Древнего Рима:
1. строительство храмов,
2. одежду,
3. спорт,
4. латинский язык – язык медицины,
5. различные церемонии.


3)Охарактеризовать основные виды медицинской помощи Киевской
Руси.
В Киевской Руси существовали три основные формы врачевания:
1) народное врачевание(Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями);
2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);
3) светская (мирская) медицина(появившаяся во время правления
Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной)(.
Итак,
1)Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.
По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и до принятия христианства.
С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи.
Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина. Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.
Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком. Боялись их потому, что люди верили, что они могут обратить таинства природы как во благо, так и во вред человеку.
Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д.
Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.
Так например, народные лекари умели делать:
1. кровопускания,
2. трепанации черепа,
3. лечить травмы (накладывать лубки),
4. лечить раны с помощью различных мазей, прижиганием.


Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры.
Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования.
Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.
3)Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава
Мудрого.
Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям.
Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе
Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины.
Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.


4)С вашей точки зрения , как повлияло христианство, на развитие
медицины Византийской империи и Киевской Руси.
Медицина средневековой Европы развивалась в христианской культуре.
Библейские тексты содержат множество гигиенических предписаний, упоминаний о различных болезнях и эпидемиях, профилактике болезней и рекомендаций по сохранению здоровья.
В Священном Писании зачастую Бог сравнивается с врачом.
1)Так в христианской культуре сформировалось представление о том, что
Господь карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия.
Так же,значительное влияние на разные аспекты Византийской и
Киевской культуры, в том числе на развитие медицинских представлений и восприятие врачебного искусства оказали богословские тексты и термины.
Примеры:
1)Лука, один из четырех евангелистов, был врачом.
2)Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений, о которых повествуют библейские свидетельства.
Однако это совсем не значит, что средневековая медицина уповала только на молитвы. В разных случаях применяли разные методы лечения, известные монахам из медицинских книг.
Так,уже в период раннего средневековья монастыри, на территории которых находились скриптории и библиотеки, стали центрами книжной культуры.
3) В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. В приюте св. Бернарда, расположенном в ущелье Апеннинских Альп, монахи-августинцы оказывали помощь тем, кто решался перейти заснеженные горные вершины.
Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь.
Но,а,если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, то его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах.
4) В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить.


5) Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения.
Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень и сел, могли получить совет и помощь.
Одним из наиболее известных центров врачевания начала IX в. был монастырь в Сен-Галлене.
6)Больница рассматривалась как место, которое находится под покровительством и защитой церкви. Среди множества духовных лиц, посвятивших себя медицине,причем некоторые занимали достаточно высокое положение.
Например, папа римский Иоанн XXI до своего избрания в 1276 г. с большим успехом практиковал в Лионе как врач под именем Петра
Испанского.
7)Хоть и в европейских городах появлялись больницы,которые были основанны светскими лицами, до с середины XIII в. они обычно находились в ведении монашеских орденов.
В таких приютах, расположенных на окраине города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были:
1. чистые постели;
2. хорошая пища;
3. тщательный уход за больными.
Спустя некоторое время,в больницы стали назначать врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену.
8) В XIII-XIV вв. больница перестала быть церковным учреждением в строгом смысле слова, НО продолжала находиться под покровительством церкви, поэтому ее имущество считалось неприкосновенным.
Это имело большое значение для организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность.
Больницы имели возможность приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать запасы зерна в случае неурожая.
9)После принятия христианства, основные меры помощи,а именно:
1. детям-сиротам;
2. неимущим;
3. калекам;
4. немощным;


Первая большая христианская больница была построена в Кессарии в
370 г. Василием Великим.
Считаю что, христианство в Византийской империи и Киевской Руси, так же как и милосердие, на протяжении многих веков было одним из основных принципов жизни. Это повлияло на формировании врачебной этики и определении ценностей жизни каждого человека, так как служить человеку – это служить Богу. Так же можно сказать,что принятие христианства Киевской Русью имело,как важные политические,так и медицинские следствия,так как после принятия христианства в Руси начали развиваться монастырские больницы и монастырская медицина.

МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395—1453)

История

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Западная Римская империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством Одоакра свергли последнего западноримского императора Ромула.Ав-густула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

. Иная судьба была у Восточной Римской империи со столицей Константинополь.. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией,

странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской Русью, началось взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи— Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

Развитие медицинских знаний

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных ргхтений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего рцзви-тия в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). .

Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, ^последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Бурная эпоха IV—VII вв. оставила . гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии (схема 5). Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пер-гама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время.врач Зенон с о. Кипр.

В нем он. обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

Больничное дело

Сo временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий Великий закрепил это в составленном им Уставе киновитских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том . числе и на Руси.

Монастыри производили также жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить, переписать и прокомментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средневековой учености, впоследствии неразрывно соединившей себя со схоластикой (см. с. 171).

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Образование и медицина

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Ориба-сий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала ' работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образова-ни. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.

Система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Виднейшие деятели церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах империи.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Ох-риде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

Читайте также: