Работники со средним медицинским образованием не могут быть допущены к практической деятельности

Обновлено: 13.05.2024

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

определенные виды медицинской и фармацевтической

Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации.

В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.

Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании сертификата специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой.

Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действия осуществляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицинской помощи или положениям, закрепленным настоящими Основами. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении оснований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти и (или) в суд.

Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.

Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом.

Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.


Аттестация медицинских работников на категорию — это право, а не обязанность. Для чего нужна такая аттестация и как она проводится, расскажем в нашей статье.

Аттестация — это не повышение квалификации

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах: правовые основы

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах так же, как и ранее, регулируется специальным НПА — приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, который определяет порядок и процедуру получения категорий.

Рассматривается проект нормативного акта, устанавливающего новый порядок аттестации медработников. Основные нововведения (в сравнении с порядком по приказу № 240н):

  • появление возможности подачи заявления на аттестацию вне зависимости от времени работы в медорганизации;
  • установление нормы, по которой отчет о работе будет предоставляться за период, который ранее не оценивался при прохождении аттестаций;
  • появление возможности для отправки документов в аттестационную комиссию в электронном виде.

Публичное обсуждение проекта должно завершиться к 22 ноября 2021 года.

Так или иначе, пока действует порядок по приказу № 240н, единый для лиц с высшим и средним образованием. При этом:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием аттестуют согласно номенклатуре специальностей из приказа Минздрава России от 07.10.2015 № 700н;
  • специалистов со средним медобразованием — согласно номенклатуре из приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н;
  • специалистов, имеющих иное высшее профобразование,— по должностям согласно номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Полученная категория действует на протяжении пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. Сдавать экзамен на более высокую категорию специалист может не ранее чем через три года после получения действующей.

В начале 2021 года Минздрав выпустил приказ — от 02.02.2021 № 41, регламентирующий прохождение медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории. В соответствии с п. 1 документа, прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2022 года (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 01 января по 31 декабря 2021 года.

Всего квалификационных категорий 3:

Для каждой из них приказом № 240н закреплены требования к стажу, знаниям и умениям специалиста медицинского профиля.

Общие правила аттестации врачей и медработников среднего звена

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

Итоги

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Поскольку статья объемная и касается различных категорий медицинских работников – от выпускников до действующих врачей-специалистов, мы сделали содержание по разделам, которым вы можете воспользоваться ниже:

1. Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

Какая же точка зрения верная?

Следовательно, если мыслить по аналогии, то Приказ Минздрава № 327н также установил запрет (приостановление, отсрочку) получения сертификатов и свидетельств об аккредитации.

Единственный источник, в котором нам удалось найти подтверждение второй позиции, это Википедия и некоторые юридические словари. В частности, в Википедии со ссылкой на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждается, что мораторий — это право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке.

В конце концов, если исходить из той логики, что Минздрав не планировал устанавливать запретов и на самом-то деле хотел предоставить медицинским работникам и образовательным организациям право на прохождение/проведение сертификации или аккредитации, то он скорее всего не стал бы вводить пункт о моратории, а просто продлил бы действие сертификатов и уточнил, что свидетельства об аккредитации будут выданы позже.

Поэтому все указывает на то, что Минздрав до конца года ввел не что иное как запрет на получение сертификатов и свидетельств. Отсюда назревает следующий вопрос:

3. Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?

Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.

Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.

Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).

В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:

4. Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления . Приведем аргументы:

К слову, мы уже направили соответствующий запрос. Чтобы не пропустить ответ, подписывайтесь на нас в социальных сетях. Это можно сделать по следующим ссылкам: ВКонтакте, Facebook и Telegram.

В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.

5. Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял

Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, а также является одним из квалификационных требований , указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).

6. Что делать тем, у кого сертификат специалиста истек раньше 6 апреля и на кого продление срока действия сертификата не распространяется?

  • Наличия документов об образовании и (или) квалификации , подтверждающих получение образования по медицинской специальности;
  • Соответствие полученного образования квалификационным требованиям (это вышеупомянутые Приказы Минздрава № 707н и 83н).
  • Диплом о среднем профессиональном образовании;
  • Диплом о высшем образовании;
  • Диплом об окончании ординатуры;
  • Документ о повышении или присвоении квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (удостоверение о ПК, диплом о профессиональной переподготовке).

Таким образом, специалисты как с высшим, так и средним медицинским образованием смогут легально работать по своей специальности на основании вышеуказанных документов об образовании без наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации (при условии фактического соответствия уровня образования специалиста Приказам № 707н или № 83н).

К слову, аналогичный вывод касается и тех, кто в этом году заканчивает ординатуру . Между тем, в профсообществе сложилась иная точка зрения , согласно которой вышеуказанные документы об образовании не свидетельствуют о получении образования по медицинской специальности . В связи с этим якобы медицинские работники с истекшими сертификатами и те, кто окончит ординатуру, в следующем году смогут устроиться только на должность врачей-стажёров. Однако данная позиция юридически неверна и далее объясним почему.

* Судя по комментариям в социальных сетях, больше всего вопрос допуска к работе волнует именно лиц, окончивших ординатуру. Однако дальнейшие выводы в равной степени относятся и к выпускникам ВУЗа , которые планировали работать на врачебных должностях в первичном звене, и к среднему медицинскому персоналу , с учетом соответствующих квалификационных требований (например, для работы на должностях среднего медицинского персонала без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации допуском будет являться диплом о среднем образовании).

  1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих , допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности .

Сначала рассмотрим аргументы наших коллег о том, почему данный пункт не распространяется на лиц, окончивших ординату, а позже приведем свою позицию.

Итак, основной аргумент заключается в том, что специалисту необходимо предоставить документы об образовании, подтверждающие получение образования по медицинской специальности , перечисленной в Приказе Минздрава № 700н или 176н.

При этом, диплом о высшем или среднем образовании, равно как и диплом об окончании ординатуры выдается по специальностям, указанным в Приказах Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 и от 29.10.2013 № 1199. Условно назовем данные специальности образовательными или учебными .

Названия медицинских специальностей (по Приказам № 700н и 176н) и образовательных специальностей часто очень похожи, но есть и некоторые отличия. Однако сейчас не об этом. Фактически, мы получаем следующую ситуацию:

Если таких документов не существует, то каким же тогда образом все это время выдавались сертификаты специалиста? Давайте посмотрим в Порядок выдачи сертификатов специалиста, утвержденный Приказом Минздрава № 982н. Цитируем пункт 5:

Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам .
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации…

Обращаем внимание на первое условие, где сказано о документах, подтверждающих соответствие образования квалификационным требованиям. Как следует из сноски, такие требования утверждены в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, который как раз и устанавливает требования в разрезе медицинских специальностей , установленных Приказом № 700н.

  • Наличие документов , подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности, перечисленной в Приказе № 700н (кстати, примерно такая формулировка и была в первой редакции Приказа № 982н).

Далее в пункте 15 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, указано, что для сдачи сертификационного экзамена специалисты в том числе предоставляют диплом о высшем (среднем) образовании, диплом об окончании ординатуры и т.д. Это лишний раз подтверждает вывод о том, что в Приказе № 327н речь шла именно об этих документах.

К слову, одним из условий зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) также является « наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (пункт 9 Приложения к Приказу Минздрава от 03.08.2012 № 66н).

Что же получается, ДПО все это время также не могло проводиться, так как не существовало документов, подтверждающих получение образования по медицинской специальности?

Кстати говоря, здесь мы подобрались к самому важному вопросу, а именно к глобальному пониманию сути сертификации и аккредитации.

Почему после окончания ВУЗа и ординатуры можно работать врачом-специалистом?

В свою очередь, смысл Приказа № 327н была в том, чтобы позволить в период коронавируса специалистам не подтверждать свое соответствие медицинской специальности. Именно этот этап допуска и был упразднен в условиях эпидемии коронавируса.

В приказе № 327н говорится о том, что на данный момент специалистам достаточно подтвердить тот факт, что им было предоставлено все образование, необходимое для работы по медицинской специальности , и объем этого образования соответствует квалификационным требованиям по этой же специальности.

Тут мы снова возвращаемся к тому, что диплом о высшем (среднем) образовании и диплом об окончании ординатуры свидетельствуют о получении образования по специальностям Минобрнауки, а не по медицинским специальностям. Однако это не так.

Диплом о высшем образовании по образовательной специальности + Диплом об ординатуре по образовательной специальности = Соответствие объема образования медицинской специальности

Приказ № 327н вопреки заблуждениям не требует предоставить документы , в которых бы была ссылка на получение образования по специальности из Приказа № 700н. Это все домыслы и совершенно неверная трактовка законодательства, которая противоречит смыслу и духу Приказа № 327н.

Говорить, что диплом о высшем образовании и диплом об окончании ординатуры не подтверждают соответствие образования медицинской специальности НЕ ВЕРНО . Верно, что данные дипломы выдаются не по медицинским, а по образовательным специальностям , но именно это и подтверждает, что образование специалиста соответствует медицинской специальности , так как требованием к получению медицинской специальности является прохождение образования по специальностям Минобрнауки.

Таким образом, совершенно очевидно, что выпуск 2020 года сможет работать на должностях среднего медицинского персонала, а также на должностях врачей-специалистов (а не врачей-стажеров) при условии, что ОБЪЕМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ соответствует тем требованиям, которые указаны для соответствующей медицинской специальности в Приказах Минздрава № 707н и № 83н.

8. Смогут ли лица, окончившие медицинский ВУЗ, в 2020 году поступить в ординатуру?

В связи с введенным мораторием на выдачу свидетельств об аккредитации у многих возникает вопрос смогут ли они в этом году поступить в ординатуру? Ответ – смогут.

На сегодняшний день, если в Приказ № 327н не будет внесено изменений, то проблем с поступлением быть не должно. Несмотря на мораторий на выдачу свидетельств, сама процедура аккредитации не отменена (об этом см. выше). Поэтому фактически, для таких лиц ничего не меняется. Они по-прежнему будут проходить первичную аккредитацию, только вместо свидетельства получат выписку из протокола аккредитационной комиссии, которая, как мы указали выше, при поступлении в ординатуру является альтернативой свидетельству.

Кстати говоря, свидетельства об аккредитации каждый год выдают с задержкой (некоторым выпускникам их до сих пор не выдали), и выпускники прошлых лет спокойной поступали в ординатуру не основании выписок из протокола.

Заключение

В заключение отметим, что Приказ № 327н вступит в силу только через 2 дня – 26 апреля 2020 года. Следовательно, его еще могут изменить или вовсе отменить. Поэтому внимательно следите за нашими обновлениями.

UPDATE: Приказ вступил в силу без изменений. Однако он по-прежнему вызывает некоторые вопросы, поэтому вполне вероятно, что Минздрав еще будет вносить изменения в Приказ или иные подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие допуск медицинских работников к профессиональной деятельности в 2020 году. Мы будем держать руку на пульсе и информировать обо всех изменениях в наших соцсетях.

Также мы направили запросы в Минздрав с просьбой разъяснить некоторые спорные положения Приказа и, в частности, подтвердить нашу позицию о возможности допуска специалистов после окончания ординатуры к должности врача-специалиста. После получения ответа Минздрава, мы опубликуем его в наших соцсетях. Чтобы не пропустить его и оставаться в курсе всех событий, подписывайтесь на нас во ВКонтакте, Facebook и Telegram.


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Комментарий к постановлению Минздрава от 28 мая 2021 г. № 70


О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения

Минздравом учтены вопросы и предложения, поднимаемые специалистами практического здравоохранения, общественными медицинскими объединениями (ассоциациями), представителями союзов предпринимателей и нанимателей в сфере здравоохранения.

В Республике Беларусь лицензирование каждого медицинского работника не предусмотрено, в связи с этим, принято решение совершенствования системы присвоения и последующего действия квалификационных категорий медицинских, фармацевтических работников.

Постановлением закрепляются основные задачи проведения профессиональной аттестации:

оценка уровня теоретической подготовки работников,

уровень практических навыков и умение применять их,

ответственность работников за выполнение профессиональных обязанностей,

стимулирование, в том числе материальное, профессионального роста работников,

решение иных задач кадрового обеспечения здравоохранения.

Определено, что аттестация проводится на присвоение или подтверждение квалификационной категории - второй, первой и высшей, присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно.

Срок действия квалификационной категории - пять лет.

Важно: впервые установлено, что аттестация на присвоение второй квалификационной категории и подтверждение квалификационной категории является обязательной.

Ответственность за направление работника на аттестацию и подготовку соответствующих документов возложена на кадровую службу учреждения (организации), а также руководителя учреждения (индивидуального предпринимателя).

Определены лица и условия, при которых допускаются случаи исключения из общего порядка при присвоении и подтверждении квалификационной категории.

Категории лиц, освобожденных от прохождения обязательной аттестации, и сроки, в течение которого не проводится аттестация:

работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года,

работники, принятые на прежнее место работы после прохождения военной службы по призыву, альтернативной службы,

работники, находящиеся на длительном (более четырех месяцев) излечении,

работники, находящиеся в заграничных командировках более четырех месяцев,

лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Предусмотрены льготные условия для присвоения (подтверждения) квалификационных категорий для работников, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и внесших большой вклад в развитие отрасли, а именно:

работники, которым присвоена квалификационная категория, перешедшие на новую должность служащего, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории по новой должности служащего через 2 года со дня работы по новой должности служащего. В течение этого срока квалификационная категория, присвоенная по прежней должности служащего, считается действующей.

Важно: квалификационные категории медработникам будут присваиваться последовательно по каждой занимаемой должности.

Определены условия для получения подтверждения квалификационной категории. Дополнительно для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием, претендующим на высшую квалификационную категорию, или для подтверждения высшей категории за последние 5 лет необходимо наличие - не менее одной публикации или выступления. Речь идет о статье, тезисах, материалах выступлений на съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых в целях совершенствования профессиональных знаний. Также можно представить документы о проведении мастер-классов или о внедрении новых методов оказания медицинской помощи, освоении новых технологий в фармацевтической промышленности. Распорядительные документы о назначении аттестуемого руководителем врачами-интернами, провизорами-интернами, резидентами-ординаторами, аспирантами, докторантами.

Справочно: современное развитие медицинского и фармацевтического образования на всех этапах, развитие в республике университетских клиник, образовательных центров государственных медицинских научных организаций требует практико-ориентированности и участия практикующих врачей-специалистов, провизоров-специалистов в образовательном процессе.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность назначения руководителями интернов, резидентов-ординаторов, аспирантов, докторантов специалистов практического здравоохранения высокой квалификации. В связи с чем, врач-специалист, провизор-специалист, который привлекается к участию в образовательном процессе или к руководству вышеуказанных лиц, должен иметь высшую квалификационную категорию и иметь опыт выступлений, публикаций, проведения мастер-классов и др.

Также предусмотрено, что аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее чем 0,25 ставки.

Уточнены образовательные мероприятия (включаемые в объем времени профессиональной подготовки) для присвоения, подтверждения квалификационной категории.

Впервые: закреплено право учитывать часы за участие в образовательных мероприятиях, проводимых с использованием современных технических средств обучения в удаленном доступе и дистанционных технологий; мероприятиях, организуемых по инициативе медицинских, фармацевтических общественных объединений, подтвержденные сертификатом участника.

Инструкцией утвержден перечень аттестационных документов, представляемых в аттестационную комиссию для аттестации, порядок их регистрации и рассмотрения.

Отменено требование выдачи заключения на отчет о профессиональной деятельности главными внештатными специалистами Минздрава или регионов.

Аттестационный экзамен состоит из двух этапов и проводится в виде компьютерного тестирования и собеседования с демонстрацией практических навыков и решением ситуационных задач. Для демонстрации практических навыков может быть использовано симуляционное оборудование лабораторий по отработке навыков.

Определено, что высшая квалификационная категория подтверждается по результатам только экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности работника, аттестационный экзамен для подтверждения высшей квалификационной категории не проводится.

Определен порядок принятия решения аттестационными комиссиями (подкомиссиями), условия снижения или отмены квалификационных категорий, его оформления и утверждения, порядок и условия повторной аттестации, а также обжалования принятого решения.

Проект постановления был вынесен на общественное обсуждение, в результате которого поступили комментарии от 18 участников.

Поступившие замечания и предложения всесторонне проанализированы и частично учтены в проекте постановления, а именно:

пересмотрены основные задачами аттестации, исключена оценка деловых и личностных качеств;

снижен объем времени профессиональной подготовки со 120 часов до 80 часов для средних медработников;

предусмотрен учет времени профессиональной подготовки и отработки практических навыков с использованием симуляционного оборудования для всех образовательных мероприятий;

предоставлено право профессиональным общественным объединениям медицинских, фармацевтических работников проводить образовательные мероприятия с выдачей сертификата участника.

Дополнительно в целях защиты медицинских, фармацевтических работников, имеющих действующие квалификационные на день вступления в силу настоящего постановления квалификационные категории, будут проходить профессиональную аттестацию на ее подтверждение по истечении четырех лет и девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, т.е. в 2025-2026 гг.

Главные темы месяца

Медсестра не работала по профессии 20 лет можно принять на работу если последняя запись в трудовой была в 1989 году? Спасибо.

На работу принять-то можно, но перед этим работник должен будет сдать экзамен на профпригодность (подтверждение квалификации),только после успешной сдачи такого экзамена ему можно будет приступить к выполнению своих обязанностей.

Об утверждении Положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности"

ПРИКАЗ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.12.94 № 286 (Извлечение)

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

1. Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности (приложение № 1).
2. Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи сертификатов специалиста (Приложение № 2).

1. Руководителям органов управления здравоохранением, субъектов, входящих в состав Российской Федерации, учебных и научных заведений, учреждений, предприятий, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения Российской Федерации обеспечить соблюдение порядка приема на врачебные и провизорские должности, должности среднего медицинского и фармацевтического персонала лиц, получивших специальную подготовку и звания в учебных заведениях в соответствии с Положением о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности.
2. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 13 июля 1989 т. № 418 "Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовки и получении звания, которые дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. № 990, приложением 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. № 460 "О порядке направления на стажировку врачей и их последующего допуска к врачебной деятельности" на территории Российской Федерации не применять.

п.2 О допуске к практической (медицинской и фармацевтической) деятельности врачей, провизоров, средних медицинских работников и фармацевтов, не работавших по своей специальности более пяти лет.

1. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки (переподготовки) и подтверждения сертификата специалиста или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
2. Направление специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием на дополнительную подготовку (переподготовку) в медицинские и фармацевтические образовательные и научные учреждения, осуществляющие последипломное образование производится территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой по представлению руководителя учреждения (организации, предприятия).

Продолжительность дополнительной подготовки (переподготовки) в виде циклов общего усовершенствования определяется учебными планами и программами обучения в зависимости от специальности врача (провизора). На время дополнительной подготовки (переподготовки) специалист зачисляется на должность врача (провизора) - стажера в учреждение здравоохранения (аптечной службы). Время дополнительной подготовки (переподготовки) засчитывается в стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы.
3. По окончании дополнительной подготовки (переподготовки) специалисты сдают экзамены по специальности экзаменационной квалификационной комиссии.
4. Специалистам, сдавшим экзамен, выдается (подтверждается) сертификат специалиста.
5. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной систем здравоохранения и аптечной службы, сдачи квалификационного экзамена в экзаменационной квалификационной комиссии и получения (подтверждения) сертификата специалиста. На время обучения среднее медицинские и фармацевтические работники зачисляются в учреждение здравоохранения и аптечной службы на соответствующие их базовому образованию должности с обязательным испытательным сроком в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации.
6. Лицам, не выдержавшим экзамен, выдается соответствующая справка (Приложение 5). Врачи и провизоры могут работать на должностях врача (провизора) - стажера, а средние медицинские и фармацевтические работники - на должностях, соответствующих их базовому образованию.
7. Материальное обеспечение иногородних лиц, проходящих дополнительную подготовку, производится по нормам, предусмотренным для иногородних слушателей, направленных на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за счет средств направляющего учреждения.

Читайте также: