Работники аппарата мирового судьи могут являться

Обновлено: 10.05.2024

Базовые знания:

государственного языка Российской Федерации (русского языка);

Конституции Российской Федерации;

законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе;

законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

Устава Московской области;

основ делопроизводства и документооборота;

Базовые умения:

соблюдать этику делового общения;

планировать и рационально использовать служебное время;

совершенствовать свой профессиональный уровень;

в области информационно-коммуникационных технологий.

Умения исходя из специфики должностных обязанностей:

работать в стрессовых условиях;

Управленческие умения:

руководить подчиненными, эффективно планировать работу и контролировать ее выполнение;

оперативно принимать и реализовывать управленческие решения;

вести деловые переговоры;

владеть приемами мотивации и стимулирования подчиненных;

владеть приемами работы с людьми по недопущению личностных конфликтов.

Профессионально-функциональные знания и умения:

Профессиональные знания в области федерального законодательства и законодательства Московской области:

Закон Московской области от 11.02.2005 N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области";

Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области";

Уголовное, гражданское, жилищное, земельное, семейное, административное и процессуальное законодательство;

Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области;

Инструкция по судебному делопроизводству у мирового судьи Московской области;

Нормативно-правовые акты по делопроизводству, архивному делу и ведению судебной статистики.

Функциональные знания:

программного принципа управления компьютером, структуры и основных элементов интерфейса операционной системы, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

порядка работы с прикладными информационными системами, обеспечивающими поддержку выполнения основных задач и функций (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.);

возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного электронного документооборота;

правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;

представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы:

использования информационных технологий;

обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов;

предоставления государственных услуг населению и организациям в электронном виде;

защиты конфиденциальной информации и персональных данных.

Функциональные умения:

ведения деловой переписки;

грамотной письменной речи;

машинописи со скоростью не менее 160 ударов в минуту;

составления отчетной документации;

использования современных методов сбора, обработки и анализа информации;

работы в операционной системе, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;

работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;

работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с программой обнаружения компьютерных вирусов, подготовка презентаций, использование графических объектов и диаграмм в электронных документах, управление электронной почтой;

работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;

обработки информации посредствам прикладных информационных систем, обеспечивающих поддержку выполнения основных задач и функций Управления (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.).

Должностные обязанности:

В должностные обязанности по должности руководителя аппарата мирового судьи Московской области входят:

организация работы аппарата мирового судьи, обеспечение ведения делопроизводства (общего и судебного, на бумажных носителях и в электронном виде) и судебной статистики (на бумажных носителях и в электронном виде), работа архива на судебном участке.

составление и сдача статистических отчетов, и иных отчетов, установленных Управлением;

осуществление приема документов от граждан и представителей юридических лиц;

осуществление приема, первичной обработки, регистрации, аннотирования обращений граждан, запросов пользователей информацией, контроля за соблюдением сроков их рассмотрения, а также предоставление справочной информацию о ходе и результатах их рассмотрения;

осуществление приема, первичной обработки, регистрации, аннотирования внепроцессуальных обращений, размещение информации в сети Интернет, а также предоставление справочной информацию о получении обращений и о размещении информации в сети Интернет;

подготовка и размещение информации на официальном сайте мирового судьи Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

составление номенклатуры дел и документов, образующихся в деятельности мирового судьи;

осуществление контроля за соблюдением порядка формирования нарядов;

осуществление подготовки проектов внутренних распорядительных документов мирового судьи, их оформление и учет;

ведение работы по подбору и систематизации законодательства, обобщении судебной практики;

осуществление работу по подготовке запросов, справок, иных документов, связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям, контроля за ходом их исполнения;

ведение учета частных постановлений и определений, организация и контроль их исполнения;

взаимодействие с гражданами и организациями, органами власти по вопросам, входящим в его компетенцию;

осуществление контроля за обращением к исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений и постановлений мирового судьи;

направление запросов (напоминаний) в уполномоченные органы, ответственные за исполнение судебных актов;

осуществление контроля за использованием бланков исполнительных листов;

обеспечивает работы архива мирового судьи;

осуществление приемки в архив дел, журналов, карточек, нарядов в соответствии с действующим законодательством, обеспечение их учета и хранения;

осуществление выдачи архивных справок, дел и документов из архива, изготовление их копий;

осуществление подготовки и передачи архивных дел на государственное хранение, отбор архивных дел для уничтожения;

принятие участия в работе экспертной комиссии у мирового судьи соответствующего судебного участка;

оказание помощи мировому судье в осуществлении контроля над процессуальными сроками по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях;

оказание помощь мировому судье в осуществлении контроля над своевременным и качественным исполнением сотрудниками аппарата мирового судьи своих должностных обязанностей;

ведение табеля учета рабочего времени;

осуществление контроля за своевременным представлением в Управление отчетной и платежной документации, связанной с обеспечением деятельности судебного участка, за правильным и своевременным ведением материально-ответственным лицом книг, журналов учета материальных ценностей судебного участка, за наличием инвентарных номеров на материальных ценностях;

по поручению Управления представление его интересов по всем вопросам взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти муниципального образования, а также с иными органами власти, действующими на территории судебного участка;

предоставление по устным (в том числе по телефону) и письменным запросам граждан и организаций информации о местонахождении и границах судебных участков Московской области и иной общедоступной информации;

организация работы автотранспортных средств, закрепленных за судебным участком, и осуществление контроля за их эффективным использованием в установленном порядке;

использование в своей работе ПЭВМ как средства автоматизации документационного обеспечения мирового судьи;

выполнение иной работы по поручению вышестоящего и непосредственного руководителя в пределах своей компетенции;

соблюдение установленного Служебного распорядка Управления, исполнение настоящего должностного регламента и порядка работы со служебной информацией;

уведомление начальника Управления и органы прокуратуры или другие государственные органы о факте обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

осуществление информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов в пределах судебного района;

осуществление контроля за отправкой почтовой корреспонденции мирового судьи и оплатой соответствующих услуг;

исполнение обязанностей секретаря суда или секретаря судебного заседания на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь, иные уважительные причины).

Права:

Для выполнения возложенных должностных обязанностей гражданский служащий, замещающий должность руководителя аппарата, также вправе:

вносить на рассмотрение мирового судьи и начальника Управления предложения по совершенствованию форм и методов работы в области организации деятельности аппарата мирового судьи;

взаимодействовать со всеми отделами Управления, отделами Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области (далее – Управление Судебного департамента) - в части, касающейся организации судебного делопроизводства, архива и судебной статистики у мирового судьи и в пределах своей компетенции;

требовать создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности мирового судьи;

требовать от секретаря суда и секретаря судебного заседания аппарата мирового судьи доработки документов, подготовленных с нарушением установленных правил их составления и оформления.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей:

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего:

Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, замещающего должность руководителя аппарата, определяется на основании достижения (учитывается степень участия в достижении) таких показателей как:

отсутствие нарушений и запретов, требований к служебному поведению и иных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе;

качество выполненной работы;

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями, полное и логичное изложение материала, юридически грамотное составление документов, отсутствие стилистических и грамматических ошибок;

количество возвратов на доработку ранее подготовленных документов;

наличие поощрений за безупречную и эффективную службу;

оценка профессиональных, организаторских и личностных качеств по результатам профессиональной служебной деятельности и с учетом аттестации, сдачи квалификационного экзамена или иных показателей;

выполняемый объем работы и интенсивность труда, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдение служебной дисциплины;

своевременность и оперативность выполнения поручений, рассмотрения обращений граждан и организаций, соотношение количества своевременно выполненных поручений к общему количеству индивидуальных поручений;

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;

способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, самостоятельность выполнения должностных обязанностей;

отсутствие обоснованных жалоб граждан, организаций на действия (бездействие) гражданского служащего, замещающего должность руководителя аппарата.

Условия прохождения гражданской службы в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Аппарат мировых судей является структурным подразделением департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области (далее – департамент).

Функциями (полномочиями) аппарата мировых судей в соответствии с разделом 3 Положения об аппарате мировых судей, утвержденного приказом начальника департамента от 26 сентября 2011 г. № 145, является:

- принятие и выдача (отправка) документов,

- удостоверение копии судебных документов,

- вручение документов, уведомлений и вызовов,

- контроль уплаты пошлин и сборов,

- осуществление организационно-подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию,

- обеспечение ведение протоколов судебных заседаний,

- ведение учета движения дел и сроков их прохождения в суде,

- обеспечение обращения к исполнению судебных решений,

- осуществление хранения дел и документов,

- участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу,

- осуществление приема граждан.

Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется департаментом по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Деятельность работников аппарата мировых судей регулируется должностными регламентами, утверждаемыми начальником департамента.

Специалисты аппарата мировых судей замещают должности государственной гражданской службы помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания, специалиста 1 разряда и специалиста 2 разряда.

Согласно должностному регламенту, помощник мирового судьи осуществляет подбор нормативных правовых актов, материалов по судебной практике, необходимых для рассмотрения дел мировым судьей; готовит проекты процессуальных документов, обеспечивает их соответствие федеральному и областному законодательству; участвует в приеме мировым судьей граждан, представителей, физических и юридических лиц; оказывает помощь мировому судье в подготовке дела к судебному разбирательству; осуществляет контроль ведения судебного и общего делопроизводства на судебном участке, ежедневно проводит проверку своевременности сдачи дел в канцелярию, исполнения решений по гражданским делам, приговоров (постановлений) по уголовным делам, постановлений по административным делам.

В должностные обязанности секретаря судебного заседания входит извещение лиц, которым необходимо явиться в судебное заседание; проверка явки лиц в судебное заседание, извещение о лицах, не явившихся в судебное заседание и о наличии сведений о причинах их отсутствия; подготовка и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; составление протоколов судебных заседаний (отдельных процессуальных действий), ознакомление с ними лиц, участвующих в деле; оформление уголовных, гражданских, административных делах и материалов после их рассмотрения; выполнение необходимой работы при приеме судьей граждан.

Согласно должностному регламенту, специалист 1 разряда организует работу канцелярии; осуществляет регистрацию и обработку корреспонденции; ведет учетно-статистические карточки по уголовным, гражданским, административным делам соответственно движению дела; составляет полугодовые и годовые статистические отчеты по формам № 01, 2, 1-АП, 4; регистрирует уголовные, гражданские, административные дела и материалы на учетно-статистических карточках и в журналах в соответствии с Инструкцией; готовит документы по исполнению приговоров, решений, определений, постановлений и судебных приказов.

Работник аппарата суда, осуществляя служебную деятельность, должен в полной мере выполнять возложенные на него обязанности, высоко ставить верность принципам правосудия и гражданской службы; обязан не совершать поступки, порочащие его честь, достоинство и умаляющие авторитет судебной власти.

Помощник мирового судьи – что за профессия?

Выбор будущей профессии – дело сложное и порой, длится на протяжении всей жизни. Зачастую, совсем, неважно выпускник вы школы или же специалист с высшим образованием. Профессиональное самоопределение, выбор лучшего места работы или же поиск призвания дело серьезное и не зависит от возрастных рамок. Ведь от того, кем и где вы будете работать, во многом зависит, будет ли ваша жизнь счастливой и успешной. Как же выбрать профессию, которая принесет удовлетворение и хороший материальный доход? Вопрос, которым рано или поздно задаётся каждый человек.

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с профессией помощника мирового судьи.

Кто такой помощник мирового судьи?

Итак, кто же такой помощник судьи? Это государственный гражданский служащий, входящий в состав аппарата мирового судьи и наделенный определенными полномочиями.

Примечателен и тот факт, что данная должность в Российской Федерации введена относительно недавно в результате судебной реформы, с целью разграничения обязанностей судьи для того, чтоб он мог вершить правосудие, а помощник ему в этом способствовал, выполняя работу с документами и делами.

На стимулирование и широкое внедрение в штат судебных участков данной категории сотрудников уделяется большое внимание со стороны судебных и исполнительтных органов власти.

Чем занимается помощник мирового судьи?

Помощник мирового судьи выполняет весьма обширные и значимые обязанности, помогает судье руководить аппаратом на судебном участке, в штат которого, как правило, входят секретарь суда, секретарь судебного заседания, курьер.

Основная деятельность в данной должности заключается в организации судопроизводства и подготовки процессов. Кроме того, профиль деятельности помощника разнообразен и позволяет постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, разбираться в нормативно-правовой базе, делать подборки законов, актов и материалов по судебной практике. Тщательно изучать все поступающие к судье исковые заявления, жалобы, а также вносить предложения по ним, готовить проекты судебных решений. Осуществлять контроль над исковыми заявлениями и жалобами, оставленными без движения, а также за теми делами, производство по которым отложено или приостановлено.


Помощник мирового судьи судебного участка № 33 Читинского судебного района г. Читы Ирина Есикова является не только профессионалом своего дела, но и отличным наставником для молодых специалистов.

Кроме того, помощник мирового судьи принимает активное участие в процессе подготовки дела к рассмотрению. Оказывает содействие судье в организации слушания дела, проводит собеседование и предварительное судебное заседание с учетом того, что помощник судьи не вправе осуществлять какие-либо действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Возможен ли карьерный рост?

Помощник мирового судьи, можно сказать, находится на финальной ступени лестницы к судейскому креслу. Так как работа в данной должности приближена к профессиональной деятельности судьи, то помощники более полно, чем кто-либо из судебной системы владеют необходимыми знаниями и компетенциями, а также личностными качествами, необходимыми для работы в должности судьи. Имея за плечами опыт работы в судебной системе, 5 лет юридического стажа, желание и целеустремленность можно попробовать свои силы и сдать экзамен на должность судьи.


Помощник мирового судьи судебного участка № 1 Центрального судебного района г. Читы Ксения Углова после окончания Забайкальского государственного университета в 2014 году устроилась на работу на судебный участок № 10 Черновского судебного района на должность секретаря суда. В 2016 году была назначена на судебный участок № 1 Центрального судебного района г. Читы. С 2018 года занимает должность помощника мирового судьи того же судебного участка.

Ксения Углова

Как стать помощником мирового судьи?

Для того чтобы претендовать на должность помощника мирового судьи необходимо иметь оконченное высшее юридическое образование, достаточно и степени бакалавра, а также стаж работы по специальности 1 год или же государственной гражданской службы.

Лучше всего начать карьеру с секретаря суда (судебного заседания) или делопроизводителем в том месте, в котором вы хотите продолжить карьеру.

Для того чтобы попробовать свои силы в устройстве на работу на должность помощника мирового судьи, нужно обратиться в кадровую службу Департамента по телефону 8 (914) 499-34-31/35-02-96 или обратиться лично по адресу: г. Чита, ул. Горького, 43, 3 этаж. Специалисты предоставят необходимую информацию о требованиях к кандидату на должность, условиях труда, а также расскажут о текущих вакансиях.

В настоящее время в Департаменте открыта вакансия помощника мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района. Мы ждем целеустремленных, ответственных, готовых работать на результат специалистов юридического профиля.


Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100


Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.



В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

Читайте также: