Работа со списком избирателей штраф

Обновлено: 26.04.2024

РФ представлено демократичным и правовым государством, в котором действует республиканская форма правления. Такие сведения приводится в 1 статье Конституции. Благодаря демократии у каждого человека имеется право голоса во время принятия важнейших решений для всей страны.

Для этого проводятся честные и открытие голосования, по результатам которых выбираются представители органов власти. При этом любой гражданин может баллотироваться на место депутата, а после победы осуществлять власть.

Любые мероприятия или действия, направленные на создание препятствий для людей в отношении их избирательных прав, являются противозаконными. Поэтому за них предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Понятие права голоса

Лица, достигшие совершеннолетия, имеют право голоса для участия в различных выборах. Любой человек независимо от социального положения или иных характеристик может стать Президентом, но требования предъявляются исключительно к возрасту и образованию.

Бесплатная консультация Юриста

На практике к кандидатам в Президенты или чиновники предъявляются более жесткие требования. Для этого нужно подготовить специальную документацию, собрать подписи и получить финансирование от инвесторов, хотя даже такие действия не всегда гарантируют возможность баллотироваться на какой-либо политический пост.

У каждого совершеннолетнего гражданина имеются право голоса и свободы, к которым относится:

  • право избирать кандидатов на какой-либо пост в органах власти;
  • право самостоятельно выдвигать собственную кандидатуру на выборах;
  • право на финансирование какой-либо избирательной кампании одного кандидата или всей гонки;
  • право ознакомиться с полным перечнем избирателей.

Все свободы закреплены в Конституции и других федеральных нормативных актах.

Внимание! В России проводятся исключительно тайные голосования.

У каждого человека имеется активное избирательное право, позволяющее ему баллотироваться на ту или иную должность. Если гражданин самостоятельно участвует в выборах, то это считается пассивным правом.

Кто вправе обжаловать решения избирательной комиссии?

Закон содержит большой перечень лиц, кто имеет право обратиться в суд, в случае нарушения его избирательных прав, фактически это все лица, каким-либо образом участвующие в выборах или имеющие право на участие в них, то есть и избиратели, и кандидаты. Помимо них вправе обратиться с жалобой доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, а также наблюдатели

Даже не смотря на внешнюю простоту процедуры выборов — обжалование нарушений избирательных прав граждан РФ является очень сложный и трудоемкий процесс. Часто требуется еще и обжалование решения гражданского суда. Вот почему обращение к нам за юридической услугой – Ваш правильный выбор.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители выбирают нашу организацию в помощники, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получайте БЕСПЛАТНО совет адвоката по любому вопросу

Нормативное регулирование

Существует много законодательных актов, имеющих отношение к избирательному праву каждого россиянина.

Но наиболее полезная и полная информация содержится в следующих документах:

  • Конституция РФ, включающая основные права и свободы россиян;
  • ФЗ №67, описывающий гарантии избирательных прав, а также включающий право людей на участие в референдумах;
  • КоАП РФ, содержащий данные об административных мерах наказания, которые применяются к лицам, нарушающим избирательные права;
  • УК РФ, включающий информацию об основаниях для привлечения граждан к уголовной ответственности за такие преступления.

На основании ст. 32 Конституции РФ россияне могут выбирать и избираться, а также принимать участие в референдумах, которые касаются наиболее важных вопросов для страны. Исключением выступают лица, официально признанные недееспособными или находящиеся в тюрьме.

Предотвращение и исключение негативных последствий нарушений на выборах является задачей государственных структур, в том числе и системы МВД. Российским законодательством четко определено, что является нарушением в этой сфере, как в Кодексе об административных правонарушениях, так и в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Так, КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений, посягающих на порядок проведения публичных акций, избирательных кампаний, а также осуществления предвыборной агитации.

Нарушения избирательного законодательства, которые наиболее часто выявляются сотрудниками полиции, можно подразделить на следующие категории: нарушения при распространении кандидатами и избирательными объединениями агитационных печатных материалов, порча и уничтожение агитационной продукции; подкуп избирателей; проведение агитации лицами, которым это запрещено законом; проведение агитации вне агитационного периода. Также выявляются и другие нарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных за данные виды нарушений, относится к компетенции сотрудников органов внутренних дел. Стоит обратить внимание, что за нарушения КоАП РФ в части ряда статей предусмотрены наказания в виде штрафов до 500 тысяч рублей.

На сегодняшний момент сотрудники клинской полиции следят за соблюдением избирательного законодательства, в случае выявления нарушений виновные своевременно будут привлечены к ответственности.

Н.А. Полякова, пресс-служба ОМВД России по Клинскому району

Основные разновидности нарушений

Существует много противозаконных действий, которые нарушают избирательные права человека. Одни правонарушения ведут к привлечению к административной ответственности, а за другие в избирательном праве назначается уголовная ответственность.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относится:

  • формирование каких-либо препятствий для граждан, которые в результате таких действий не могут проголосовать за выбранного кандидата;
  • использование преимуществ на основании службы или должности для избрания на высокий пост;
  • подделка подписей кандидатов, которые якобы принимают участие в выборах;
  • принуждение людей к голосованию за определенного кандидата;
  • предоставление недостоверной информации о претендентах на пост;
  • нарушение правил работы СМИ;
  • намеренное нарушение правил функционирования избирательной комиссии или совершение противоправных действий по отношению к наблюдателям;
  • использование неправомерных приемов привлечения граждан во время агитации;
  • подделка документации, имеющей отношение к голосующим лицам или их подписям.

Справка! Вышеуказанные нарушения относятся не только к каким-либо выборам, но и к проведению референдумов.

Административное наказание

За мелкие нарушения граждане привлекаются к административной ответственности. Основные виды правонарушений приводятся в главе 5 КоАП. Обычно они связаны с организацией выборов, а также к функционированию избирательных участков.

Во время таких проступков не затрагиваются конституционные права россиян. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с деятельностью избирательной комиссии, финансированием кампании или с результатами выборов.

Самыми яркими примерами административных проступков являются:

  • отказ от предоставления или передача с опозданием сведений, в которых указываются суммы и источники денежных поступлений в избирательный фонд (ст. 5.17 КоАП);
  • нарушение условий, которые предъявляются к кандидатам, занимающихся предвыборной агитацией (ст. 5.8 КоАП);
  • использование неправомерной рекламы работы или службы кандидата (ст. 5.9 КоАП);
  • уничтожение или нарушение целостности агитационных материалов, представленных в печатном виде (ст. 5.14 КоАП);
  • использование подкупа в отношении участников референдума или избирателей (ст. 5.16 КоАП);
  • предоставление бюллетеня без соблюдения определенных правил (ст. 5.22 КоАП).

За такие проступки нарушителю приходится уплачивать штраф, размер которого определяется индивидуально. Если нарушение считается незначительным, например, если не были своевременно поданы данные об избирателях, то физлица уплачивают штраф от 1 до 5 тыс. руб.

Если же обнаруживается подкуп, то к гражданам применяются более серьезные меры наказания, представленные денежной санкцией в размере до 25 тыс. руб.


Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о выборах?

6 сентября 2018

Действующим законодательствам о выборах предусмотрено несколько видов юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах: конституционно-правовая, административная и уголовная. 1. Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций. К ним относятся: предупреждение; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными; отмена решения о признании кандидата избранным и т.д.

2. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ: • за нарушения установленных законами о выборах правил информирования избирателей и проведения предвыборной агитации предусмотрена ст.ст. 5.5; 5.8 — 5.16; 5.48; 5.49; 5.51; 5.52; 5.38; • в сфере финансового обеспечения выборов ст. 5.17 — 5.21; 5.50; • в сфере работы с избирательной документацией и сведениями относятся нарушения, предусмотренные ст.ст 5.1; 5.4; 5.22 — 5.25; 5.46; 5.47; 5.56; 5.58; • в сфере осуществления законной деятельности избирательных комиссий, членов избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса ст.ст. 5.3; 5.6; • за нарушение иных прав участников избирательного процесса и принципа их равноправия административная ответственность установлена ст.ст 5.7; 5.45.

3. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно-опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права. Статьями в уголовном законодательстве, посвященных посягательствам на избирательное права граждан, являются: • воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 Уголовного кодекса РФ); • нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ); • фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ); • фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

Подготовлено прокуратурой Советского района г. Рязани

Вернуться к списку

Уголовное наказание

Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

  • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
  • нарушение тайны голосования;
  • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
  • обязательные работы на 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года.

2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

  • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
  • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
  • использование преимуществ служебного положения;
  • совершение ОПГ.

Если будут доказаны данные обстоятельства, то применяется наиболее жесткая мера уголовной ответственности, которая заключается в тюремном сроке до 5 лет. Если человек пользовался своим служебным положением для требований, касающихся регистрации кандидатов или подсчета голосов, то он лишается свободы на срок до 4 лет.


Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность

рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов.

Санкциями в отношении указанных субъектов являются:

− аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов);

− отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности

, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

3) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

4) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

Уголовная ответственность

является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (ст. 141.1 УК РФ);

3) фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ);

4) фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.

Судебная практика

Проступки и преступления, касающиеся избирательных прав граждан, встречаются довольно редко. Обычно они выявляются во время региональных выборов, когда избираются депутаты в местную администрацию.

В качестве примеров приводятся дела:

  • в Республике Марий ЭЛ учащийся колледжа подкупил избирателей, которые вынесли с участка пустые бюллетени, поэтому по ст. 141 УК преступник был лишен свободы условно на 1 год;
  • в Тамбовской области 3 руководителя избирательных комиссий подделали перечень кандидатов и их подписи, поэтому лишились условно свободы на 1 год по ст. 142 УК.

Наиболее часто встречаются административные правонарушения, а не уголовные преступления относительно избирательных прав.

Защита прав кандидатов

В рамках защиты прав кандидатов можно предложить вам широкий спектр юридических услуг, наши юристы не только могут помочь вам обратиться с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата, но и осуществить полную процедуру юридического сопровождения предвыборной компании. В суде также возможно оспорить отказ в регистрации вас в качестве кандидата.

Особый интерес составляет юридическое сопровождение предвыборной компании, которое может включать в себя:

  • сопровождение регистрации кандидата
  • заключение и составление письменного договора на рекламу предвыборной компании, соглашений со сборщиками подписей и иные соглашения;
  • пресечение незаконной и противоправной деятельности иных кандидатов, путем подачи жалоб и обращений в суд;
  • контакты с компетентными органами по поводу проведений выборов;
  • если компетентные органы не будут реагировать, то будет составлена жалоба в прокуратуру на бездействие полиции или других должностных лиц;
  • работа со СМИ.

Данный перечень указывает лишь малую часть той работы, которую способен провести наш квалифицированный юрист по защите избирательных прав граждан.

Читайте также: