Работа преподавателем в вузе плюсы и минусы

Обновлено: 11.05.2024

Круто быть профессором. Все тебя уважают, прислушиваются к твоему мнению. Но чтобы стать профессором, надо пройти несколько ступеней академической карьеры. Спросили молодого преподавателя, доцента и профессора, каково это — работать в вузе.

В этой статье:

Основные ступени академической карьеры в России

Во всех российских вузах существует единая система должностей, от начальной к высшей:

  • приглашенный преподаватель — внештатный сотрудник, временная должность, но после можно стать старшим преподавателем, доцентом или профессором (если позволяет образование);
  • ассистент преподавателя — обычно в этой должности работают студенты или аспиранты, первая ступень академической иерархии;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе

Должность доцента и профессора не стоит путать со званиями, которые присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Должности подразумевают определенный набор обязанностей, а звания носят статусный характер.

О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон

— Мира Борисовна, с чего началась Ваша академическая карьера?

— Не сразу. Я хотела в аспирантуру, но попасть я туда не могла из-за того, что в Советском Союзе евреев старались не пускать в науку, а у меня еще конфликт был по политической линии. Так что претендовать я могла только на работу вне академии. Это потом уже, в новой России, все ограничения сняли. И тогда я сумела поступить в заочную аспирантуру в Институт языкознания, и то не сразу, и через три года защитила кандидатскую диссертацию. А после, уже совсем в новые времена, меня пригласили в МГУ на должность доцента.

Между всем этим было время, когда я устала от работы с бумагами и занялась практической деятельностью. Например, я работала в американском посольстве в России и организовывала университетские обмены, стажировки преподавателей и исследователей и даже участвовала в подготовке визитов президента и вице-президента США в нашу страну.

— А как Вы получили должность профессора?

— Для этого нужно было защитить докторскую диссертацию, и я это сделала, но довольно поздно. Вуз я закончила в 1979 году, в 1985 защитила кандидатскую и только в 2006 — докторскую. И вот после этого уже можно было получить должность профессора и определенные полномочия, которые с ней появляются.

— О каких именно полномочиях Вы говорите?

— Первая — читать определенное количество часов студентам. Все-таки преподавательская деятельность в университете считается первичной, и учебная нагрузка достаточно большая. Но все равно меньше, чем у преподавателей, потому что они ведут семинары. А вот профессор обычно ограничивается лекциями. Кроме того, очень важная составляющая — руководство научно-исследовательскими работами студентов: курсовыми и дипломами. Еще я — член диссертационного совета в Вышке. Это значит, что я участвую в защитах кандидатских и докторских диссертаций.

Еще я руковожу собственным научным проектом, в котором работает много студентов. И обязательно надо публиковать свои исследования. Не скажу, что меня прямо уволят, если я буду меньше публиковаться, но точно спросят, в чем дело.

— Возникают ли у Вас какие-то трудности в работе?

— Мне давно уже надо сдать одну статью. Но это очень трудно: надо, чтобы был какой-то отрезок времени, чтобы прочесть текст, сосредоточиться на нем, на идее… Но времени почти нет. И вот от этого я немножко страдаю. Я вообще люблю проводить исследования, выяснять, как что-то устроено. Но после того, как ты понял, немного скучно это объяснять другим… Не хочу сказать, что это плохо, но для меня самое важное — это поиск, а не донесение идеи.

— Что для вас особенно ценно в работе профессором?

— Университетский профессор может оказать большое влияние на судьбы молодых людей, которые у него учатся.

Такие ценные моменты в моей жизни случались: когда говорят, что я послужила для кого-то ролевой моделью, или моя статья открыла им глаза на что-то, а курс чем-то заинтересовал.

Приятно понимать, что 10, 20, 30 людям я все же как-то помогла в выборе профессии.

— Как Вы думаете, что нужно, чтобы стать профессором?

— Чтобы работать в академической сфере, вам должно быть интересно одновременно и читать, поглощать информацию, перерабатывать ее в голове и иметь желание сделать что-то свое. Еще нужно быть готовым к тому, что придется преподавать. Всегда надо быть в форме, на гребне знаний, и соответствовать требованиям молодых коллег. Надо понимать, что это работа не по часам. С одной стороны, ты хозяин своего времени, не надо сидеть в офисе с 9 до 6. Но ты также можешь работать с 6 вечера и до полуночи. Так что я советую выбирать эту профессию людям амбициозным, любознательным и любящим не рутину, а динамику.

Преподавание — престижная работа, и достигнув определенного успеха в ней, можно очень комфортно себя чувствовать. Она дает и приличное материальное вознаграждение, и, как говорится, питает ум, разгоняет кровь.

О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов

— Денис Юрьевич, как Вы оказались в сфере высшего образования?

— Почему Вы решили переехать в Россию, если все высшее образование получили за границей?

— Я планировал продолжать работу в Европе или в Англии. Но на самом деле, не так легко найти работу, как только получаешь докторскую степень. Сейчас очень много людей пишет диссертации, а вакансий в университетах открывается не так много. И вузы обычно ищут специалистов, которые могли бы и активно публиковаться, и классно преподавать. А когда ты только заканчиваешь вуз, у тебя нет опыта. Но мне повезло в этом плане: в Вышке была открыта вакансия постдока* — специально для тех, кто только что защитил диссертацию. На тот момент Вышка уже зарекомендовала себя как один из лидирующих вузов, и это тоже сыграло свою роль при переезде. А после постдока меня уже взяли доцентом на постоянную работу.

*Постдок (постдокторантура) — западная практика. Тем, кто недавно закончил аспирантуру, может понадобиться дополнительная ступенька, чтобы адаптироваться к роли полноценного преподавателя, и постдок в этом помогает.

— Что представляет собой должность доцента в рамках университета?

— В первую очередь мы в вузе для науки, поэтому самое главное — проводить свои исследования и публиковать статьи, участвовать в конференциях. На втором месте идет преподавание: ты выбираешь предметы по своему направлению и учишь студентов.

И третья часть — это административная работа: например, я переводил и оформлял сайт Вышки. Какое-то время был академическим руководителем магистерской программы. И еще бюрократические дела: отчеты, ведомости.

— Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует академическую карьеру?

— Если вы хотите посвятить свою жизнь научной карьере, берите тему для исследований, которая действительно вас волнует.

Еще нужна выдержка и целеустремленность. Нужно разрабатывать навыки коммуникации, потому что сегодня наука — это не только личные исследования, а лаборатории с разными командами, с разными университетами, с коллегами из-за рубежа. А в целом занятие наукой — это безумно увлекательный процесс: ты познаешь что-то новое и делишься этим с обществом.

О работе приглашённого преподавателя в вузе рассказывает Елизавета Крюкова

— Елизавета, почему Вы решили преподавать именно в университете?

— Я очень давно это решила, на самом деле. Наверное, на курсе втором бакалавриата, когда я стала куратором первокурсников — помогала им адаптироваться в университете. И это так меня воодушевило! Этот обмен энергетикой, когда я понимаю, что я могу чему-то научить. Студенты действительно получают эти знания, они их применяют, и они за это благодарны. И еще мне нравилась межкультурная коммуникация, которую я изучала в бакалавриате той же Вышки, и я подумала, что классно было бы это совместить, то есть преподавать что-то связанное с межкультурной коммуникацией. В принципе, сейчас так и получается. У четверокурсников я веду часть этого предмета.

— Расскажите подробнее о Вашей должности — приглашенный преподаватель. Что это значит?

— Я работаю по часам и получаю зарплату по часам, и она приходит не раз в месяц, а раз в 2-3 месяца, в зависимости от длины семестра. Еще у меня немного меньше каких-то обязанностей: я не провожу консультации студентам на постоянной основе, не могу принимать пересдачи.

— Большая ли у Вас нагрузка в целом и как Вы с ней справляетесь? Ведь Вы все-таки еще учитесь.

— Пока у меня три предмета, со второго семестра начнется еще один. Обычно я преподаю в первой половине дня, а сама учусь вечером. Но иногда занятия идут почти впритык: я веду пары студентам, отдыхаю полчаса и иду на учебу.

Наверное, я привыкла, что постоянно какая-то нагрузка есть и надо просто выживать. Уже научилась от этого удовольствие даже получать.

— Что еще входит в Вашу работу в Вышке, кроме преподавания?

— Все зависит от предмета. Иногда программа хорошо прописана, даже подготовлены презентации, так что самой готовить материалы не нужно. А бывает, что мне самой надо многое составлять: подбирать литературу, изучать тему, с нуля составлять презентацию… И еще я отвечаю за выставление оценок и слежу за посещаемостью.

— Что Вы можете посоветовать молодым преподавателям?

— Во-первых, научиться тайм-менеджменту. Потому что если не научиться это делать в первые недели две, то дальше уже не получится — только если на каникулах. Во-вторых, быть готовым к тому, что обмен энергией со студентами на занятии необходим — то есть очень важно приходить к ним бодрым. И в-третьих, надо быть уверенным в своих знаниях.

Если показать, что ты в чем-то хоть чуть-чуть не уверен, студенты могут за это зацепиться и, скорее всего, от этого и не отставать.

Если вы ещё не определились со своей будущей профессией, вероятно, вам необходимо проконсультироваться с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Чем занимается преподаватель университета

Преподаватель университета ведет лекции, семинарские и практические занятия. К любому из перечисленных форматов занятий он обязан быть хорошо подготовлен, досконально проработать как тему, так и способ подачи информации с использованием новейших технологий.

Принимает зачеты, экзамены, курсовые, практические и контрольные работы. Проверяет их и оценивает, согласно таким критериям, как обоснование выбора темы, четко проставленные задачи и цели, адекватное использование терминов и проч.

В обязанности преподаватели университета входит разработка учебных программ и участие в их модернизации, заполнение документации, формирование учебных планов.

Преподаватель университета курирует студентов во время прохождения ими производственной практики.

Преподаватель ведет научную и исследовательскую деятельность, публикует научные статьи, дает экспертную оценку авторских оригинальных статей и монографий.

препод.jpg

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества

  • Высокий социальный статус
  • Возможность реализовать творческий потенциал, заниматься научными исследованиями, посещать конференции и семинары по своей и смежным специальностям.
  • Уважение в обществе
  • Талантливый преподаватель может сделать успешную карьеру и занять должность заведующего кафедрой или ректора университета, получать гранты на ведение научной деятельности.
  • Эмоциональные нагрузки, хотя и не настолько большие, как у учителей в школе.
  • Ненормированный рабочий день, большой объем обрабатываемой информации.

Важные личные качества преподавателя университета

Преподаватель университета должен любить свой предмет, уметь мотивировать студентов к познавательной деятельности по изучаемой дисциплине. Преподаватель высшего учебного заведения – человек увлеченный, трудолюбивый и ответственный, с активной жизненной позицией. Коммуникабельность, артистические способности, умение найти контакт с аудиторией помогут построить успешную карьеру преподавателя. И, конечно же преподаватель должен уважительно относится к студентам, быть терпеливым и хладнокровным человеком.

препод универа.jpg

Обучение специалиста

Преподаватель университета должен обладать оконченным высшим образованием. Желательно, чтобы еще во время обучения, будущий преподаватель демонстрировал высокие способности в избранной специальности и вел активную исследовательскую деятельность. Следующим шагом к должности преподавателя университета станет поступление в аспирантуру, написание и защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента ученым советом университета.

Неполный перечень учебных заведений

Где работают преподаватели университета

Преподаватели работают в высших учебных заведениях, научных исследовательских центрах. Также он может совмещать преподавательскую деятельность с замещением должности заведующего кафедрой, возглавлять исследовательскую кафедру или институт.

преподаватель.jpg

Оплата труда специалиста

Заработная плата преподавателя высшего учебного заведения зависит от престижности университета, его государственного или негосударственного статуса, стоимости обучения в нем, уровня профессионализма и нагрузки педагога.

В целом, зарплата преподавателя вуза может колебаться от 20 до 100 тысяч рублей.

Что должен знать и уметь преподаватель университета

Преподаватель вуза должен обладать фундаментальными знаниями по избранной специальности, уметь работать с большим объемом информации.

Знать теорию и методы управления образовательными системами, методику профессионального обучения и способы использования образовательных технологий.

Преподаватель университета должен разбираться в основах педагогики, физиологии и психологии, а также - в законодательных документах по вопросам высшего образования.

Преподаватель ВУЗа - очень престижная профессия. Она предоставляет возможности для карьерного роста. А также является интересной. Поскольку преподаватель получает деньги за то, что занимается любимым делом. Учит своему предмету студентов.

Мы расскажем о профессии преподавателя в университете. Рассмотрим все ее особенности. А также поведаем, как освоить профессию.

Что нужно преподавателю?


Потенциальный преподаватель должен идеально разбираться в дисциплине, которую он преподает. Также, учитель должен обладать достаточными коммуникативными знаниями. Для того, чтобы увлечь студентов определенной дисциплиной. Даже если она является очень узконаправленной.

Работать преподавателем в университете нужно ответственным людям. Сюда попадают только лучшие педагоги. Чтобы трудоустроиться в ВУЗ, необходимо обладать достаточными навыками для преподавания. А также дипломом об окончании университета. Как минимум, магистерским.

Должности преподавателей университетов

Чтобы дойти до вершины карьерной лестницы в университете, подростку недостаточно будет только лишь закончить магистратуру. После поступления на работу, ему придется усердно трудиться. Постепенно взбираясь по карьерной лестнице. По одной ступеньке.

В университете есть несколько должностей. Все они идут по следующей иерархии:

  1. Ассистент. Это самый младший сотрудник преподавательского состава университета. Он является профессиональным педагогом, который окончил либо магистратуру, либо специалитет. Ассистент должен иметь стаж работы преподавателем от 12 месяцев. Если подросток отправится сначала на аспирантуру, то сможет сразу устроиться на работу в университет. Без набора одного года опыта. Ассистент имеет минимальные преподавательские обязанности. Он проводит консультации для различных групп студентов. Организовывает лабораторные и практические работы. Проводит семинары, а также помогает более старшим преподавателям принимать различные виды зачетов и экзаменов. Очень часто преподавать на кафедре берут бывших студентов, которые закончили университет на хорошие оценки. И проявили себя ответственными людьми во время обучения.
  2. Старший преподаватель. Чтобы занять эту должность, ассистенту нужно потрудиться. Необходимо иметь опыт работы в университете минимум три года. Либо, преподаватель может получить кандидата наук. В этом случае он тоже может претендовать на получение должности. Старший преподаватель может организовывать различные практики, лабораторные работы. Он может создавать свои собственные книги и материалы. Также, старший преподаватель может проводить лекции. Принимать зачеты и экзамены.
  3. Доцент. Чтобы стать преподавателем этого уровня, необходимо соблюсти несколько требований. Кандидат на должность должен иметь диплом об окончании аспирантуры. Иметь степень кандидата наук. Регулярно принимать участие в мероприятиях научного типа (например, в различных конференциях, а также симпозиумах). А еще, специалист этого спектра должен в обязательном порядке писать различные научные работы, книги. Также, в обязанности доцента входит руководство аспирантами.
  4. Профессор. Чтобы получить эту должность, специалисту нужно возыметь степень доктора определенных наук. Отработать минимум пять лет в университете. Выложить в соответсвующие журналы несколько различных видов монографий, а также научных статей. Причем, не только в российские журналы, но и в заграничные. Также, важно, чтобы эти источники были авторитетными, и являлись рецензируемыми. Доцент является крайней и самой высокой должностью иерархии университета. Дослужиться до нее можно только упорным трудом. А также регулярными публикациями огромного количества работ.

Работа преподавателем университета подойдет далеко не для всех. Стать профессором могут только те люди, которые любят свою работу. Которым нравится преподавать. И которые готовы посвящать работе в университете все свое свободное время.

Как пойти работать в университет?


Чтобы стать преподавателем университета, подростку предстоит пройти через следующий путь:

  1. Сначала подростку нужно выбрать университет, в котором он хочет учиться и работать. Здесь ему необходимо закончить бакалавриат. А после этого магистратуру. Во время учебы важно показывать хорошие оценки. Проявлять себя с лучшей стороны по специальности, которую он выбрал. А также активно заниматься различными видами исследовательской деятельности.
  2. После окончания магистратуры подростку предстоит поступить в аспирантуру. Или устроиться на работу ассистентом на своей родной кафедре. После этого тинейджер сможет защитить свою диссертацию. Получить звание кандидата наук. Если будут свободные места, то его могут повысить. Подросток получит звание старшего преподавателя. И сможет развиваться по карьерной лестнице дальше.
  3. Защита кандидатской диссертации. Это следующий этап, через который придется пройти юному преподавателю. Когда он защитит диссертацию, то университет соберет ученый совет. В его задачи входит принятие решения по поводу того, назначать тинейджера доцентом или нет. Огромное количество преподавателей останавливаются на этом шаге. И не идут учиться дальше, чтобы получить статус профессора. Если тинейджер все же захочет последнее звание, то он может пойти учиться в докторантуру. На протяжении последующих нескольких лет преподавателю предстоит регулярно писать диссертацию. А затем, в конце, защитить ее. Благодаря этому, у юного преподавателя открывается возможность стать профессором.

В одни университеты очень легко устроиться. А в другие довольно сложно. Все зависит от того, где расположен университет. Насколько престижным он является.

Например, в регионах устроиться в университет очень просто. Вакансии в ВУЗах появляются часто. А, например, устроиться на работу в МГУ будет сложно. Там свободных мест практически нет. Да и повышаться в звании там тяжело. Нет гарантий того, чтобы свободные места будут даже на должность старшего преподавателя. Банального повышения может понадобиться ждать годами. Далеко не каждый преподаватель готов пойти на такое.

Какие обязанности есть у преподавателей?


Преподаватель университета имеет ряд обязанностей. Он должен:

  1. Готовить огромное количество специализированных учебных материалов. Делает он это не только на одну пару, но и на весь семестр, а иногда даже и год.
  2. Организовывать пары, которые будут проводиться в разных видах. Чередовать лекции с практиками, а также лабораторными. Периодически нужно организовывать семинары и контрольные работы. При этом, важно использовать актуальные методики для обучения студентов.
  3. Подталкивать студентов к тому, чтобы они самостоятельно углублялись в определенный предмет. Старались изучать его.
  4. Следить за оценками студентов. За тем, понимают ли они конкретный материал. Хорошо ли усваивают его.
  5. Заниматься подготовкой различных видов материалов, в которых прописываются методики работы со студентами. Улучшение имеющихся программ по образованию для тех или иных студентов.
  6. Заниматься организацией и проведением различных видов аттестации. Начиная от семинаров и контрольных, заканчивая зачетами и экзаменами.

Каждый преподаватель университета получает учебную нагрузку, которая равна девяти сотням часам в один учебный год. Каждый университет может сам регулировать нагрузку. Однако, преподаватель должен работать в университете не больше тридцати шести часов в неделю. Его права защищены с помощью трудового законодательства.

Уровень зарплаты


Зарплата у преподавателей в университетах довольно низкая. Средний ее уровень составляет около пятнадцати тысяч рублей в месяц. В городах-миллионниках она может держаться на уровне тридцати тысяч в месяц. Профессорам платят от тридцати до сорока пяти тысяч рублей. А еще, сотрудникам ВУЗа могут выдавать различные премии и дополнительные выплаты. Это будет возможно только в том случае, если у университета есть хорошее финансирование.


Когда я окончила магистратуру на факультете культурологии в ВШЭ, была уверена, что буду работать в СМИ, писать о культуре. Но издания, в которые я приходила, стремительно закрывались, и я решила уйти из журналистики. Тогда одна из моих однокурсниц предложила пойти работать в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Почему-то я согласилась, хотя до этого у меня была абсолютно провальная преподавательская практика в университете. На занятиях меня охватывал ужас, и я даже написала пост в фейсбуке, что никогда не буду преподавать.


Николай Улинич

МАРХИ


Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Первый раз вести пары я попробовал на старших курсах специалитета: моя научница приглашала своих студентов провести единичные лекции о Франции (это был ее профиль). Потом я поступил в аспирантуру, чтобы остаться на факультете и стать преподавателем. Там прошел обязательную педпрактику и под конец уже читал не отдельные лекции, а вел курсы по истории журналистики и медиасистемам. После окончания аспирантуры мне удалось попасть в штат.


Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Раньше я работал в музее, мне это не нравилось: было скучно. В это время я случайно встретил своего бывшего репетитора по истории, мы разговорились, и вскоре он позвал меня в МИРЭА. Уже четвертый год я читаю курс по отечественной истории — обязательный предмет для первого курса.

Преподаватель должен разбираться в педагогике


Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

В аспирантуре ГИТИСа у нас была педагогика — один из самых бессмысленных предметов за время обучения. То, что нам рассказывали, ни на процент не совпало с реальностью.


Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

На курсе педагогики высшей школы, который был в моей аспирантуре, все спали. Педагогическое образование — это не главное. Либо ты профессионал и знаешь свой предмет, либо нет — студенты, какими бы раздолбаями они ни были, это очень хорошо чувствуют. Если ты даешь знания, тебя будут уважать.


Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

У меня есть диплом преподавателя истории, но нет профильного образования. А из курса в аспирантуре я вынес только то, что на занятия нужно приходить в костюме нейтрального цвета (лучше всего в черном), потому что яркая одежда может вызвать приступ эпилепсии. Я чувствую, что отсутствие педагогического образования — это пробел, так что читал материалы по теме просто для себя.

Преподаватели — сплошные отличники


Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Никогда не была круглой отличницей или старостой и вообще не очень люблю отличников. Мне всегда казалось, что люди, которые ставят себе задачу учиться на одни пятерки, не так интересны, как те, кто выбирает свою область и добивается успехов в ней. Умение забить на ненужный предмет, потому что у тебя есть свои интересы, — важное качество.


Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Среди моих ровесников и однокурсников, которые стали преподавать, никто не был круглым отличником. Я вообще в школе на тройки учился.

Преподаватели всегда мечтали вести пары


Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Раньше мне казалось, что карьера преподавателя — это что-то заоблачно крутое и недоступное молодым специалистам. Думала, что если и буду преподавать, то только под старость, и не строила планов на этот счет.


Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Я всю жизнь хотел преподавать. Моя мама — учитель. Я любил ее рассказы о том, как все устроено в школе, а в старших классах иногда вел уроки. Позже я недолго работал со старшеклассниками в частной школе — там мне не слишком понравилось, так что я решил преподавать в вузе.

Читайте также: