Работа нейропсихолога с детьми в чем заключается

Обновлено: 17.05.2024

Профессия нейропсихолога. Где пройти обучение и куда устроиться на работу?

В современном мире болезни постепенно перестают быть приговором для человека. Если раньше парализованный после инсульта взрослый или родившийся с ДЦП ребенок в большинстве случаев были лишены шанса на полноценную жизнь, то сегодня они успешно проходят реабилитацию. В решении этой непростой задачи им помогают специалисты, в том числе нейропсихологи.

Нейропсихолог – кто это? Чем занимается специалист?

Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.

Ваша заявка отправлена!

Хотите работать психологом и вести частную практику?

Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.

Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту

С какими проблемами обычно обращаются к нейропсихологам?

Детские нейропсихологи чаще всего занимаются реабилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:

Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).

Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Проблемы в эмоциональной сфере.

Проблемы с социализацией.

Трудности в освоении школьной программы и т. д.

Нейропсихологи работают и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и ЦНС. Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.

Чем отличается нейропсихолог от психолога?

Объект профессионального интереса психолога – это эмоционально-волевая сфера человека, его эмоциональные и личностные проблемы, поведение человека. К специалисту обычно обращаются те, у кого не получается наладить отношения с людьми, возникают страхи, комплексы, нарушения поведения и т. д.

Нейропсихолог же изучает связь психических процессов с разными участками головного мозга. Он проводит нейропсихологическую диагностику и на основе полученных данных составляет комплекс коррекционных упражнений, направленных на развитие отстающей или повреждённой психической функции.

Где учат на нейропсихологов?

Выучиться на нейропсихолога можно по программам высшего образования. Это займет 4-6 лет. Для поступления на нейропсихолога нужно сдавать математику, русский язык и биологию. Но так как специальность пока новая, она есть лишь в нескольких российский вузах, большая часть из которых находится в Москве. Жителям регионов гораздо удобнее получить диплом психолога, медика или другое высшее образование, а затем пройти обучение на нейропсихолога по программам профессиональной переподготовки. Тем более они реализуются и в дистанционном* формате.

При выборе программы обучения учитывайте вашу специальность, уровень подготовки. Также важно понимать, какие знания и навыки вам нужно получить, в какой области вы собираетесь работать.

340 часов (4 мес.)

Для поступления необходимо иметь:

высшее психологическое образование;

высшее медицинское образование и диплом интернатуры или ординатуры по неврологии или невропатологии;

любое высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по психологии в объеме более 1000 часов.

Продолжительность курса – 4 месяца. В ходе обучения вы узнаете:

актуальные принципы нейропсихологии ;

клиническую картину локальных поражений мозга;

порядок работы мультидисциплинарной бригады врачей (МДБ);

задачи нейропсихолога при реабилитации людей с разными поражениями головного мозга;

классификацию реабилитационных методов нейропсихологии;

порядок помощи пациентам с диффузным поражением мозга и многое другое.

По окончании дистанционных* курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Он позволит вам претендовать на должность нейропсихолога в государственных и коммерческих учреждениях.

Если вы уже получили образование нейропсихолога в вузе и хотите освежить, актуализировать или углубить знания в конкретной профессиональной области, вам подойдут короткие программы повышения квалификации:

Окончив эти курсы, вы получите удостоверение о повышении квалификации.

108 часов (1 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Где работать с дипломом нейропсихолога? Сколько зарабатывают специалисты?

В основном специалисты работают в различных учреждениях системы здравоохранения – нейрохирургических клиниках, реабилитационных центрах. Детский нейропсихолог может устроиться на должность педагога-психолога в учреждения образования, в медико-психологические центры. Также можно оказывать услуги психологического консультирования, диагностики, терапии в частном порядке.

В Москве нейропсихологам предлагают зарплату от 40 000-50 000 до 80 000-100 000 рублей в месяц. В регионах вакансий меньше, а уровень заработка находится между 20 000 и 40 000-45 000 рублей в месяц. Частные специалисты проводят консультации по цене от 400 до 2 000-3000 рублей в час в зависимости от уровня образования, стажа, наличия рекомендаций.

Нейропсихология – активно развивающаяся наука, в которой очень много направлений для профессионального роста и развития. Можно вести не только практическую деятельность, но и заниматься научными исследованиями, например, изучать взаимосвязь мозговых функций с самыми разными болезнями – от потери памяти до СПИДа. Поэтому специалистам, которые работают в области медицинской психологии, стоит уже сейчас задуматься о знакомстве с этим перспективным направлением.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Чем занимается нейропсихолог и чем он может помочь дошкольнику

Чем занимается нейропсихолог

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми

— Чем нейропсихолог отличается от невролога, психолога, логопеда, дефектолога?

— Психологи занимаются в основном эмоциональными проблемами, эмоционально-личностной сферой ребенка, реже — познавательными процессами: памятью, вниманием, мышлением.

Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия. В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка.

Но, к сожалению, большинство логопедов ставят звуки и на этом работа с ребенком заканчивается. Многие компоненты речевой системы оказываются неразвитыми. И иногда к нейропсихологам приходят такие дети, мы помогаем им научиться говорить связно, грамматически верно, лексически красиво.

Врач назначает медикаментозную поддержку, если это нужно. Я некомпетентна даже БАДы предлагать — рыбий жир, витамины. Могу рассказывать только о различных педагогических воздействиях или каких-то других развивающих методиках.

— Во время беременности записываться к нейропсихологу точно не нужно. Нейропсихолог — специалист, к которому обращаются, если действительно что-то беспокоит в развитии и обучении ребенка.

И большинство нейропсихологов работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста. Довольно мало специалистов, которые работают с ранним возрастом, это особая специфика.

Что лечит нейропсихолог?

— Какой самый, скажем так, бессмысленный повод обращения к нейропсихологу вы запомнили?

— Например, мама приходит, чтобы определить, правша ребенок или левша. Собственно, она сама может разобраться, наблюдая за ребенком и видя его предпочтения: какой рукой он берет игрушки — правой или левой? Для этого специального теста не нужно. И это не дает никакой важной информации ни для развития, ни для коррекции.

— Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия.

— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет.

И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.

— Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?

— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.

Когда показать ребенка нейропсихологу

— А когда нужно вести ребенка к нейропсихологу? Что должно родителей насторожить?

— В этом всегда нуждаются дети с особенностями в развитии — речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, генетическими аномалиями. У каждого ребенка, и особого, и нормотипичного, есть свои механизмы трудностей. И с точки зрения нейропсихологического подхода мы их довольно четко вычленяем. И работая с ними, всегда можно добиться более эффективного и интересного результата.

Если мы говорим про речевые задержки, — скорее, да, тоже понадобится нейропсихолог. Речевая система опирается на разные зоны мозга. И если мы четче понимаем, в каком месте или с каким механизмом связана проблема ребенка, мы можем ему быстрее помочь.

То есть ребенок не понимает, как мозгу подать сигнал нашим артикуляционным органам что-то сократить, что-то расслабить или как-то поменять артикулирование. Поэтому первое, что должно быть сформировано в речи — умение чувствовать свое тело и артикуляционный аппарат.

И наша помощь логопеду может быть в определении этих недостаточно сформированных факторов и в их запуске. Не только в речи, но и в движениях, в поведении в целом. Логопеду на фоне этой работы уже будет проще звуки поставить и автоматизировать.

— А поведенческие проблемы?

— Не все поведенческие проблемы наши. Сейчас у нас есть некий культ ребенка, когда все трясутся над своими детьми, все им позволяют, боятся их фрустрировать, расстроить и так далее. К сожалению, дети вырастают очень избалованными и безответственными.

— Перед школой всех детей нужно показывать нейропсихологу? Или это тоже зависит от того, какой ребенок?

— Перед школой действительно хорошо показать ребенка нейропсихологу, чтобы понять, какие проблемы возможны и где можно соломку подстелить. Конечно, лучше зимой, за полгода до первого класса показаться для того, чтобы был люфт времени для занятий.

Например, родители могут заметить, что ребенок с трудом осваивает навык чтения. Сейчас многие родители уже с пяти, а то и с четырех лет стараются научить ребенка читать — знакомят с буквами, учат соединять их в слоги и слова. Иногда на этот процесс уходит 2–3 года, а ребенок так и не научился читать даже по слогам.

Это бывает из-за несформированности некоторых механизмов нашей психической деятельности — у каждого своих. Может быть, процессов переработки зрительной информации, может быть, слухо-речевой, а может — из-за трудностей переключения от буквы к букве, от слога к слогу или из-за недостаточности оперативной памяти.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом


Психолог и нейропсихолог: отличия

Многие родители не знают, чем отличается психолог от нейропсихолога. Между этими специальностями огромная разница. Психолог никакого отношения к медицине не имеет. Это гуманитарий, способный помочь разобраться в себе, выявить истоки проблем в личной жизни.

Нейропсихолог — это клинический психолог, работающий с отклонениями в развитии функций индивидуума. В его задачи входит их выявление и дальнейшая нейрокоррекция без применения лекарственных препаратов.

Иными словами, жалуемся на судьбу психологу, а учимся мыслить с нейропсихологом.

Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога

Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека. Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог.

Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.

Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.

В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Методика лечения

Нейрокоррекция включает в себя две части: двигательную и когнитивную. Первая похожа на лечебную физкультуру, вторая — на занятия с дефектологом или логопедом. Занятия рассчитаны в общем случае на 40–60 минут. В программу входят игры, упражнения и задания, подобранные в зависимости от специфики трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

На первой встрече нейропсихолог проводит диагностику в целях определения уровня развития маленького посетителя. Доктор дает юному посетителю задания. Решая их, ребенок раскрывает особенности мышления и речи, памяти и пространственного восприятия, уровня самоконтроля и т.д.

По результатам специалист подбирает комплекс упражнений и игр, стараясь каждое занятие превратить в увлекательное путешествие, дать ребенку полезную информацию об окружающем мире.

Форма занятий

Мы практикуем парные и индивидуальные занятия для детей дошкольного возраста. Иногда малышей объединяют в небольшие группы. Они пользуются большой популярностью, поскольку дети учатся работать в команде и уважать свою личность, общаясь в коллективе на равных.

На первом занятии может присутствовать один из родителей. Он может принять активное участие в процессе. Для ребенка возможность побыть с мамой или папой в кругу незнакомых людей очень важна: так ему проще приспособиться к новым условиям.

Длительность курса нейрокоррекции

Родителям надо знать, что во время коррекции возможны временные ухудшения либо полное отсутствие прогресса. Это объясняется усталостью мозга, его активным сопротивлением изменениям. В такие моменты важно поддержать ребенка и ни в коем случае не бросать занятия. Незавершенная перестройка мозга может привести к возврату проблемы и нередко в худшем проявлении.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы.


Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Нейропсихологический анализ у нейропсихолога позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и(или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказывать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развития психических функций и обучение данного малыша.

Ранняя нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) ребенка — важнейшее средство профилактики дизадаптационных проявлений в будущем.

В нашем Центре психологии и нейропсихологии Вы можете пройти нейропсихологическую диагностику (нейродиагностику) у нейропсихолога (клинического психолога с дополнительным профессиональным образованием по нейропсихологии), которая позволит выявить весь спектр нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемых функций, а также определить зону ближайшего развития этих функций. Анализ результатов тестирования соответствующей функции позволяет увидеть ее сильные и слабые стороны. В коррекционной работе мы опираемся на сильные стороны функций.

Программа нейрокоррекции

Коррекционная работа (нейрокоррекция) предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии

Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.

Если ваш ребенок

  • несобран,
  • неусидчив,
  • не любит читать или испытывает трудности при чтении,
  • не может подружиться с математикой,
  • имеет гиперактивность,
  • тяжело адаптируется к школе или детскому саду,
  • имеет проблемы с речью

Мы советуем вам обратиться к нейропсихологу и пройти полную нейродиагностику, для выявления проблемных мест в развитии ребенка (память, мышление, внимание, логика, проблемы поведения и трудности обучения).

Все эти и другие нарушения успешно решаются нашими специалистами — нейропсихологами, психологами и дефектологами в рамках проводимой нейрокоррекционной программе.

Наш центр оборудован всем необходимым для проведения нейрокоррекционных двигательных (сенсомоторная коррекция) и когнитивных (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнений.

Наши преимущества:

  • Индивидуальный комплексный подход с учетом личностных особенностей развития
  • Сочетание сенсомоторной и когнитивной коррекции
  • Непрерывный контроль и оценка динамики коррекционного процесса
  • Уникальные нестандартные подходы к диагностике и коррекции
  • Авторские методики всесторонней коррекционной работы
  • Работа с детьми с особенностями развития, начиная с раннего возраста
  • Беремся за самые сложные и тяжелые случаи

Стоимость услуг нейропсихологической диагностики (нейродиагностики) и нейропсихологической коррекции (нейрокоррекции)

Полная комплексная нейродиагностика ребенка или взрослого может занимать от 1 часа до 1 часа 30 минут.
На основании нейродиагностики составляется коррекционная программа, по которой в дальнейшем будем проходить нейрокоррекция и отслеживаться динамика.
В процессе нейрокоррекции в рамках занятий или при окончании курса нейрокоррекции будет дополнительно проведена нейродиагностика и даны рекомендации по дальнейшим занятиям с нейропсихологом.
Один курс нейрокоррекционных занятий (нейрокоррекция с нейропсихологом) состоит минимум из 20-25 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитии ребенка, исходя из результатов нейродиагностики.

Читайте также: