Пять ошибок ваших коллег из за которых гит признает обучение по охране труда недействительным

Обновлено: 12.05.2024

Руководителям и работникам кадровых служб необходимо помнить об изменениях законодательства по охране труда 2021 и повести работу по охране труда в соответствие с новыми требованиями. С 1 января отмели более 60 нормативных актов, приняли 40 новых, изменились требования к проведению проверок и спецоценки.

Вот основные изменения в области охраны труда 2021 года.

Сократился перечень работ с ограничениями для женщин

Перечень работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых введены ограничения для женщин, сократили с 456 пунктов до 100.

В частности, с 2021 года женщины могут работать машинистами электропоездов, водить дрезины, автобусы с количеством мест свыше 14, трудиться в качестве газо- и электросварщиков ручной сварки, работающих в закрытых ёмкостях и на высотных сооружениях связи свыше 10 метров и верхолазных работах.

Новый перечень установлен постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 на основании приказа Минтруда России от 18.07.2019 № 512н.

Когда нужно проводить спецоценка условий труда

С 2021 года отменили повторные СОУТ без оснований. Если условия труда на рабочем месте не менялись, декларация признаётся бессрочной.

Проводить спецоценку нужно в следующих случаях:

  • на рабочем месте, которое ранее проходило СОУТ, поменялись условия;
  • организовано новое рабочее место;
  • на предприятии нашли нарушения инспекторы ГИТ;
  • в организации произошел несчастный случай;
  • хотя бы у одного работника обнаружено профзаболевание.

Ранее, помимо перечисленных условий, рабочие места необходимо было переоценивать каждые пять лет.

Как организовать проведение обучения по охране труда при приеме на работу

Работодатель обязан проверять актуальность знаний сотрудников в сфере охраны труда. Квалификацию сотрудников оценивает специальная комиссия, члены которой должны обучиться в специализированных учебных заведениях.

Проверка регламентируется документами:

  • письмо Минтруда России от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167;
  • письмо Роструда от 20.01.2021 № 87-ТЗ;
  • письмо Ростехнадзора от 26.01.2021 № 00-06-05/55.

В соответствии с локальными актами, по результатам обучения проводится экзамен или аттестацию. Ход обучения и его результаты необходимо задокументировать.

Сотрудники, которым по должностным обязанностям положены особые знания в области охраны труда, должны пройти специальное обучение в течение первого месяца работы.

Далее они обучаются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 2.3.1 порядка, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

При наличии обязательной документации организация может самостоятельно провести обучение. В иных случаях нужно прибегнуть к услугам лицензированного образовательного учреждения или учебного центра.

Появились инструктажи по ГО и ЧС

С 2021 года работников необходимо инструктировать, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Такой инструктаж необходимо проводить раз в год (Положение, утв. постановлением от 18.09.2020 № 1485).

Ввели новые противопожарные правила

С 2021 года действуют новые противопожарные правила (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479). В них прописаны новые требования. В частности — дополнительный журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Что нужно знать об охране труда дистанционных работников

Сотрудников на удалёнке необходимо инструктировать, если вы предоставляете им своё оборудование или рекомендуете работать с определённым оборудованием (ст. 312.7 ТК РФ).

Обратите внимание, что работодатель обязан:

Отчислять страховые взносы на травматизм в таком же порядке и размере, как с зарплаты очного персонала;

Выполнять предписания надзорных органов, выданных в отношении организации дистанционного труда.

Важно! В письме Минтруда от 15.01.2021 № 57-ТЗ указано, что инспекторы не вправе проверять выполнение отмененных требований. Работа самих контроллеров теперь оценивается не количеством проверок и сборами штрафов.

Следите, чтобы инспекторы при проверке не зафиксировали нарушение отменённых требований. Сверяйте действия проверяющих с изменениями нормативных актов.

Не забудьте актуализировать все документы по охране труда и разработать инструкции в соответствии с новыми правилами.

Рекомендуем

По статистике, на работодателя в ГИТ жалуется каждый пятый сотрудник. Основные причины — задержка заработной платы, принуждение к увольнению по собственному желанию при сокращении штата, несогласия с переработками и начислением премий.


Учитывая, что существенного нарушения не допущено, в данном случае достаточно устного замечания.

Необеспечение работника-водителя СИЗ влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.


В учреждении в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований ст. 221 ТК РФ и п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ)[1]: водителя не обеспечили СИЗ в полном объеме.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 данной статьи.

Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 данной статьи, установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, необеспечение работника (водителя) СИЗ влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. То есть юридическое лицо заплатит штраф не от 50 000 до 80 000 (ч. 1 ст. 5.27.1) рублей, а от 130 тыс. до 150 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27.1)

Даже если организация, которая нарушила Правила выдачи СИЗ, устранит нарушения до срока, указанного в предписании, и при этом нет негативных последствий правонарушения и учреждение ранее не привлекалось к административной ответственности, это не освободит учреждение от административной ответственности — штрафа, хотя и позволит снизить его размер в два раза.


В учреждении проведена плановая выездная проверка. В результате проверки установлено, что работодатель нарушил требования ст. 212 ТК РФ и Правил выдачи СИЗ — не обеспечил рабочих СИЗ в полном объеме:

• Г. и М. не выданы перчатки с полимерным покрытием, каска, подшлемник под каску, головной убор утепленный, перчатки морозостойкие, очки защитные;

• А. и Д. не выданы 6 пар перчаток с полимерным покрытием, щиток защитный термостойкий со светофильтром или очки защитные термостойкие со светофильтром, очки защитные, СИЗ органов дыхания фильтрующее или изолирующее;

• Е. не выданы ботинки кожаные, 12 пар перчаток с полимерным покрытием, 6 пар перчаток утепленных.

Учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как нарушены права работников на безопасные условия и охрану труда. Устранение нарушений до наступления срока, указанного в предписании и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, отсутствие каких-либо негативных последствий, а также тот факт, что учреждение ранее не привлекалось к административной ответственности, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем указанные обстоятельства следует принять во внимание как основания для изменения постановления должностного лица ГИТ в части назначенного наказания.

С учетом вышесказанного назначенное учреждению административное наказание в виде штрафа в сумме 130 000 руб. не соответствует характеру совершенного привлекаемым лицом административного правонарушения, выразившегося в невыдаче некоторых видов спецодежды, и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5. 27.1 КоАП РФ.

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Нарушение порядка проведения расследования несчастного случая — основание для привлечения к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.


В ГИТ поступило письмо из ФСС о нарушении порядка проведения расследования несчастного случая с водителем предприятия.

В ходе рассмотрения дела ГИТ установила, что предприятием нарушены требования охраны труда, содержащихся в ст. 212, 229–231 ТК РФ, Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а именно:

• руководитель предприятия не рассмотрел разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая на производстве, отраженные в особом мнении членов комиссии, срок расследования которого истек 27.11.2017 и более не продлевался;

• после завершения расследования несчастного случая на производстве акт о несчастном случае не подписали члены комиссии, не утвердил работодатель (его представитель), акт не заверен печатью (притом что она используется).

Таким образом, предприятие имело возможность выполнить все требования законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не сделало этого, поэтому обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

[1] Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (в ред. от 12.01.2015; далее — Правила выдачи СИЗ).

Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.

Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

Что проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

  • Высокий риск — раз в 2 года.
  • Значительный риск — раз в 3 года.
  • Средний риск — раз в 5 лет.
  • Умеренный риск — раз в 6 лет.

Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию

За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

Пример того, что может запросить ГИТ:

  • учредительные документы;
  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • штатное расписание;
  • приказы, например при приеме и увольнении;
  • трудовые книжки, если они есть;
  • документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
  • график отпусков;
  • расчетные листки;
  • больничные листы;
  • положение о защите персональных данных;
  • табели учета рабочего времени.

Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

За что трудовая инспекция накажет работодателя

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.

Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

К выплатам при увольнении относятся:

  • зарплата за отработанные дни;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.

Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

Права работодателей при проверке

По закону работодатель имеет право:

  • присутствовать во время проверки;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
  • ознакомляться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
  • ознакомляться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
  • обжаловать результаты проверки.

Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

Расскажем об этом подробнее.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

Что должно быть в приказе:

  • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
  • ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
  • цель проверки и срок ее проведения;
  • основания для проведения проверки;
  • список документов, которые должен представить работодатель;
  • дата начала и дата окончания проверки.

Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.

Приказ о проведении проверки трудовой инспекции

Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание

Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.

На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

Инспекторы не имеют права:

  • запрашивать документы, которые не относятся к данной проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
  • начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть доверенность;
  • незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
  • превышать установленные сроки проверки;
  • требовать оплату с работодателя за проведение проверки.

Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

Что указано в акте:

  • дата, время и место, где его составили;
  • наименование трудовой инспекции;
  • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
  • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
  • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
  • дата, время, место и продолжительность проверки;
  • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
  • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
  • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.

Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.

Как продлить срок предписания

Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

Какая информация должна быть в ходатайстве:

  • адресат — инспекция, что выдала предписание;
  • реквизиты работодателя;
  • дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
  • причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
  • срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
  • подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.

ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

Как обжаловать результаты проверки

У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

Что указать в жалобе:

  • наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
  • данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
  • указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
  • дата и номер предписания.

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда

В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

НарушениеКак накажутПовторное наказаниеОснование
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильноИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Герасименко Н. С.

В чем принципиальное отличие от действующего стандарта?

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Андрей Любимов

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала: Охране труда уделяется все большее внимание на государственном уровне и в компаниях. Это отразилось и в новом профстандарте.

В конце статьи есть шпаргалка

Уже сейчас коллеги могут спланировать свою карьеру так, чтобы в ближайшие пять-шесть лет перейти на новый квалификационный уровень. Если у вас есть диплом бакалавра, поступайте в специалитет или в магистратуру, если хотите стать руководителем службы охраны труда или экспертом.

Кто обязан применять новый профстандарт-2021, какие изменения есть в этой части?

Герасименко Наталья

Профстандарт по-прежнему является обязательным только в части квалификационных требований. Почему?

  • Это связано с тем, что если государственные нормативные правовые акты устанавливают требования к квалификации, необходимой для работы, работодатель обязан применять соответствующие положения профстандарта. Для нас, специалистов по охране труда, такие требования установлены на уровне Трудового кодекса РФ.

Что будет, если принять на должность специалиста по охране труда человека без профильного образования и профпереподготовки?

  • Пока инспекции по труду не привлекают к административной ответственности за несоответствие квалификации требованиям профстандарта, но мы рекомендуем уже сейчас пройти курсы профпереподготовки Техносферная безопасность для руководителей службы охраны труда или Техносферная безопасность для специалиста по охране труда, чтобы не попасть в будущем на штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Требования к квалификации в профстандарте-2021

  • Младший специалист по охране труда
  • Специалист по охране труда
  • Главный (ведущий) специалист по охране труда
  • Профильное высшее образование: магистратура или специалитет
  • Непрофильное высшее образование: магистратура/специалитет + профпереподготовка в сфере охраны труда
  • Руководитель службы охраны труда
  • Начальник отдела охраны труда
  • Начальник управления охраной труда
  • Эксперт по условиям и охране труда
  • Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками
  • Инструктор по условиям и охране труда
  • Профильное высшее образование: магистратура/специалитет + повышение квалификации по оценке профрисков не реже чем раз в 3 года
  • Непрофильное высшее образование: магистратура/специалитет + профепереподготовка в сфере охраны труда + повышение квалификации в сфере оценки рисков не реже чем раз в 3 года
  • Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками
  • Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации

Пример 1

Наталья Еремова — юрист по образованию, но хочет работать в охране труда. Для этого она прошла профпереподготовку 256 часов. Теперь она без опыта работы может стать специалистом по охране труда. Если впоследствии Наталья решит возглавить службу, ее опыт работы специалистом должен быть не менее 5 лет.

Пример 2

У Валентины Седовой среднее профессиональное образование, она — медсестра кабинета предрейсового медосмотра. Чтобы ее приняли на работу специалистом по охране труда, у нее есть два пути:

  • получить высшее профильное образование по техносферной безопасности и сразу приступить к работе — это займет от 3 до 5 лет; и подтвердить наличие опыта в области охраны труда не менее 3 лет.

Сделать это можно так: к заявке на профпереподготовку приложить копии приказов о назначении Валентины Седовой ответственной за проведение инструктажей по ОТ, или о назначении ее наставником стажировки, или подтвердить другой опыт в области ОТ. Не забудьте сохранить эти подтверждения для инспектора ГИТ, чтобы вас не оштрафовали.

Если же подтверждения опыта в ОТ нет, работодатель может назначить Валентину младшим специалистом по охране труда, а через 3 года — специалистом. В одиночку младший специалист работать не может, только в паре со старшим сотрудником, но опыт уже будет накапливаться.

Разработка и проведение инструктажей, контроль за безопасностью работ, ведение документации и еще десяток функций выполняет специалист по охране труда. Одна из важнейших — убеждение руководства в необходимости выделить средства на охрану труда. О том, как проводить эффективные переговоры, рассказываем в статье.



Зачем специалисту по охране труда владеть техникой эффективных переговоров?

У руководителей и СОТов может быть разное отношение к охране труда. На одних производствах оба будут заинтересованы в максимальном выполнении требований, но бывают случаи, когда руководители хотят, например, сэкономить средства, и если штраф за несоблюдение нормы будет ниже, чем ее реализация, то некоторое начальство выберет первое.

Некачественные или поврежденные СИЗ, не пройденные медосмотры, отсутствие обучения — все это причины травм и смертей работников. Поэтому СОТ сталкивается с задачей: ему нужно донести до руководителя необходимость осуществления затрат охрану труда. Не всегда статистика несчастных случаев убедительна для начальства. Тогда на помощь приходят техники эффективных переговоров, которые помогут СОТ продуктивно общаться и с начальством, и с персоналом.

Виды техник

Продажи, сделки в бизнесе, контракты по поставкам — все это достигается благодаря применению техник эффективного ведения переговоров. Специалистам по охране труда тоже нужно заключить своего рода сделку: добиться от руководства определенной суммы на осуществление своей работы. Но не все алгоритмы переговоров будут работать в этом вопросе, например, если применять метод жестких переговоров, где давление и манипуляции преобладают над диалогом и аргументацией, то маловероятно, что начальство пойдет навстречу. Поэтому специально для СОТ отобрали 5 действенных техник.

Техника регулирования эмоционального состояния

Тактика заключается в повышении и понижении психологического напряжения собственного и оппонента с помощью следующих приемов:

Позволяйте руководителю полностью высказаться, оперируйте весомыми аргументами, сохраняйте спокойствие и уверенность в разговоре, поддерживайте зрительный контакт. Данная техника сочетается и может применяться с любой другой.

Согласно этой технике, нельзя идти ни на какие уступки, пока то же самое не сделает оппонент. Любая уступка с вашей стороны предполагает ответную от собеседника, причем его предложение должно быть выгоднее.

Когда собеседник идет на уступки, нужно принимать их как должное, продолжая разговор так, будто ничего не изменилось. Задача диалога — достижение исходной цели.

Принципал — тот, от лица которого ведутся переговоры, например, в бизнесе это может быть лидер компании. Оппонент должен понять, что вы говорите от другого лица, и предлагаемые условия не можете изменить, потому что это не в ваших полномочиях.

В ситуации разговора специалиста по охране труда с руководителем принципалом можно обозначить закон, положения и требования которого неизменны. Как правило, эта техника ставит в тупик оппонента, и чаще всего он соглашается со всеми условиями.

Как тренировать техники эффективных переговоров

Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние. Если возникло чувство злости или тревоги во время переговоров, нужно восстановить внутреннее дыхание и задать себе три вопроса: что я сейчас чувствую? зачем мне такое состояние? как я хочу себя чувствовать?

Убеждение в цифрах: три приема

Техники эффективных переговоров являются вспомогательным инструментом, но основная мера убеждения в необходимости затрат на ОТ — законы и документы.

Марина Доржиева, эксперт по охране труда, предлагает следующие способы избавления от проблем финансирования ОТ:

  • Служебная записка: написать ее на имя директора с информацией о результатах проверки. В ней перечислить все нужные мероприятия, их стоимость, а рядом указать возможные штрафы за нарушения.
  • Результаты проверок на аналогичных предприятиях: нужно подкрепить свои аргументы примерами чужих ошибок. Если есть возможность, то у коллег с других предприятий можно попросить копии предписаний от инспекторов. Информация о последствиях проверок у других поможет спрогнозировать итоги проверки на вашем объекте. Также существуют результаты проверок Государственной инспекции труда, которые можно посмотреть на сайте ГИТ.
  • Выгода в цифрах: нужно объяснить руководству, как суммы, потраченные на ОТ, могут впоследствии окупиться. Например, если с помощью нового оборудования снизить уровень вредных работ на предприятии, то можно сэкономить на компенсациях.

Как воспитать в себе стрессоустойчивость

Один из важнейших факторов для работы и для успешной коммуникации — стрессоустойчивость — это качество, которое можно выработать.

    Не пытаться все контролировать.

В условиях, когда нет улучшений ситуации или, если для достижения мизерного результата приходится прикладывать большие усилия — нужно взять для себя паузу, отстраниться от происходящего на время.

Нужно уметь выбирать конкретную, наиболее важную цель в данный момент времени и направлять все мысли и действия в сторону ее достижения. Ощущение стресса и перегруженности связано с отсутствием ясности в распределении приоритетов.

Нельзя брать все функции на себя, особенно если для выполнения некоторой части есть уполномоченные коллеги и подчиненные.

Прямолинейность нужна в работе. Если на вас возлагают задачи, которые вы не можете выполнить целиком или в установленный срок, аргументированно отвечайте, почему это невозможно. Пытайтесь найти компромисс, но не соглашайтесь на невыполнимые условия.

Постоянные недосып и прерывистый сон вносит огромный вклад в возникновение стресса. Выделяйте на сон не менее 8 часов, а за 30 минут до не пользуйтесь электронными устройствами.

Читайте также: