Психологическое обеспечение организационной работы в коллективе включает в себя проведение тренингов
Обновлено: 18.05.2024
На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Цели и принципы организации и проведения психологического тренинга
1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга
Список литературы
Цели и задачи тренинговой работы
Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
- развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].
Таблица 6. Цели и задачи тренинга
- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
- осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих ффективной коммуникации
- развитие способности прогнозировать поведение другого человека
- развитие способности к самоанализу и пониманию других
- разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
- развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
- развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других
Развитие личности участников
- формирование адекватного представления о себе
- освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
- коррекция неадаптивных личностных установок
- снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
- формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций
- коррекция и развитие самовосприятия
- развитие способности к самоанализу и рефлексии
- осознание и преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания
Развитие
психических
процессов
- развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
- развитие памяти (овладение мнемотехниками)
- развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)
Понятие о принципах психологического тренинга
Организационные принципы психологического тренинга
Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
- Принцип комплектования группы тренинга - при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
- Принцип физической закрытости - тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
- Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы - продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.
Принципы создания среды тренинга
Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
- принцип системной детерминации - воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
- принцип реалистичности - создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
- принцип избыточности - создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.
Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы
Этические принципы психологического тренинга
Этические принципы - правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
- Принцип конфиденциальности - информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
- Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию - недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
- Принцип ненанесения ущерба - предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.
Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.
Что такое психологический тренинг
Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:
- на повышение социально-психологической компетентности участников;
- на приобретение социально-психологического опыта.
С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.
Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.
Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.
В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:
- развитие эмпатии; и другого человека;
- раскрытие человеческого и личностного потенциала;
- обучение сопереживанию и общению.
Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.
Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.
Виды тренингов
По типу групп выделяют следующие тренинги:
В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.
Тренинг жизненных умений
Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.
Тренинг социальных перцепций
На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.
Интерактивный тренинг
В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.
Семейный тренинг
Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.
Тренинг артпсихологии
Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.
Принципы тренинга
Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:
Проведение тренинга
Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.
Дискуссия
Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:
- аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
- через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
- учатся видеть проблему с разных сторон;
- предотвращать и разрешать конфликты;
- работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
- удовлетворяют потребность в признании и самореализации.
Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.
Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:
- умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
- качества лидера;
- умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
- аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
- способность планировать и рационально расходовать время;
- умение оценивать и анализировать свои решения;
- способность находить выход из нестандартных ситуаций.
Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).
Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:
- снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
- условны;
- способствуют раскованности;
- развивают креативность;
- позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
- расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.
Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.
Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).
Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.
Упражнения
Среди упражнений используется несколько типов:
- Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
- Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
- Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
- Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
- Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
- На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.
Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.
Другие методы
Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.
Сценарий
Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:
Результаты
Человек, прошедший социально-психологический тренинг:
- умеет устанавливать эмоциональный контакт;
- организовывать пространство для общения;
- определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
- создавать благоприятный психологический климат;
- выслушать и понять;
- контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
- аргументировать свое мнение и позицию;
- решать конфликтные ситуации.
Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
-
(инструктор, режиссер);
- психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
- руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
- руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
- один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).
Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
- ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
- гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
- открытость к другим мнениям;
- способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
- способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
- энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
- сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
- уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
- развитое воображение и интуиция;
- высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Послесловие
Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.
В задачи любого руководителя предприятия входит не только постоянное повышение уровня эффективности деятельности компании, но и всяческая поддержка рабочего персонала и создание благоприятных условий для его труда. Любой работник – это отдельная личность, имеющая свою мотивацию и взгляды на мир. Чтобы каждая кадровая единица стремилась работать на благо предприятия, руководящий состав должен быть знаком с таким понятием, как психология управления персоналом.
Суть психологии работы с сотрудниками
Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:
- комфортные условия для работы>
- наличие перспектив в карьере работника>
- хорошие взаимоотношения в коллективе>
- приемлемая заработная плата>
- возможности развития – как профессионального, так и личностного.
Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.
Психология управления персоналом дает руководству компании возможность наглядно увидеть то, какой должна быть мотивация рабочего коллектива предприятия.
В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.
Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.
Пирамида Маслоу
Первый и самый основной уровень в пирамиде Маслоу состоит из обычных физических потребностей человека, к которым относятся голод, жажда, нужда в одежде и прочее. На втором уровне располагаются потребности в защите от различных неблагоприятных факторов и уверенность в будущем. Второй уровень пирамиды выражается в основном в том, что человек стремится иметь хорошее здоровье и не испытывать материального недостатка.
Третий уровень пирамиды Маслоу включает в себя нужды социального характера. Любой человек хочет быть признанным и причастным к общности или отдельному социальному слою населения. Он требует создания условий, в которых будет необходим людям, иметь привязанность к чему-либо и ощущать поддержку со стороны окружающих.
На четвертом уровне стоит потребность в уважении. Она проявляется в стремлении человека к похвалам за все, чего он смог добиться в жизни или на работе. На последнем уровне находится потребность самовыражения, и она включает в себя стремление совершенствовать свои знания и самореализовать внутренний потенциал, творческие способности и прочее. Эти потребности появляются, когда все более низшие полностью удовлетворены. Иными словами, человек не испытывает жажды творчества, если ему не хватает на еду или, например, он мерзнет в обуви не по сезону.
Перечисленные потребности человека – основа, от которой зависит вся психология в управлении персоналом. Поэтому возникает вопрос о том, как применить данные механизмы в мотивации персонала организации. Отвечать за это должен специалист, который чаще всего занимает пост менеджера по работе с коллективом. В перечень его обязанностей включается проведение тестирования кадровых ресурсов организации и выполнение анализа их нужд. Далее, после обобщения полученной информации, менеджер обязан разработать концепции, гарантирующие воплощение моделей мотивации для сотрудников в жизнь предприятия.
Способы повышения мотивации трудящихся
На практике при помощи психологических программ управления рабочим коллективом можно применить следующие подходы, обеспечивающие повышение мотивации работников к трудовой деятельности.
Организационный
Организационный подход состоит из обеспечения взаимодействия работников на основе трех компонентов: обучение, мотивация материального и нематериального характера. Самое главное при использовании организационного подхода – обеспечение совпадения характеристик поведения сотрудников со взглядом руководящего состава на рабочий процесс и культуру отношений в коллективе.
Личностно-деятельностный
В основу личностно-деятельностного подхода к повышению мотивации кадров предприятия закладывается технология, способствующая развитию потенциала, которая называется коучинг. Данная технология разработана с целью диагностирования стиля мотивирования не трудящихся, а руководства организации и обеспечения развития его самомотивирования. Это объясняется тем, что чем реалистичнее и грамотнее руководство разбирается в вопросе касательно мотивации своих подчиненных, тем легче ему будет выбрать модель дальнейшего взаимодействия с рабочим коллективом и быстро сменить вариант, если он окажется неработоспособным.
Потребностно-материальный
Личностно-ориентированный
Личностно-ориентированный подход является одним из социально-психологических аспектов управления сотрудниками и включает в себя предварительное диагностирование типа работников, которые трудятся на благо компании. В основном специалисты выделяют несколько категорий сотрудников в зависимости от их потребностей. Например, некоторые трудящиеся обладают стремлением к власти, а некоторые хотят денег, признания или стабильности. Определяя преобладающий слой людей, работающих на предприятии, можно более точно разработать необходимый подход, который будет стимулировать их мотивацию к труду.
Обучение основам психологии управления персоналом
Любой владелец бизнеса осознает, что основным ресурсом, от которого зависит развитие и успешность компании, является его рабочий коллектив. Чтобы создать сплоченную команду, состоящую из организованных сотрудников, нужно привлечь в штат работников специалиста, который обладает знаниями в сфере психологии руководства персоналом.
Умение управлять коллективом достаточно востребовано на современном рынке труда, и найти настоящего квалифицированного менеджера очень тяжело. Нынешние агентства, специализирующиеся на подборе персонала для организаций, стали предлагать совершенно новые вакансии, к которым относятся:
- руководитель внутренних коммуникаций>
- HR-менеджер>
- директор учебного центра>
- управляющий отделом кооперативной культуры>
- менеджер по внутреннему пиару>
- специалист по культурной организации, коммуникациям и вовлечению.
Обучение менеджера по работе с персоналом
Все фирмы, которые предоставляют владельцам компаний услуги подготовки менеджеров по работе с сотрудниками, работают в основном по единой программе, которая ориентирована для следующих специалистов:
- работающих в сфере HR без базового образования (специалист по кадрам, специалист по управлению персоналом, специалист по другим кадровым вопросам)>
- занимающих руководящие должности на любых уровнях и направлениях деятельности предприятия>
- владеющих своим личным бизнесом и понимающих всю важность создания правильной и эффективной системы кадров.
В обучение менеджера по работе с коллективом входят мероприятия, направленные на быстрое развитие необходимых компетенций в сфере управления рабочим персоналом, а именно:
- создание и проведение бизнес-тренингов>
- коучинг (психология HR)>
- правильная организация и управление учебным центром>
- организационный консалтинг, в состав которого входит создание организационной структуры, диагностирование кадровых ресурсов и последующее консультирование по вопросам профессиональной деятельности.
Все методики обучения основываются на вовлечении слушателя в процесс учебы, состоящий из лекций, практических занятий, тестирования, игр делового характера, просмотра обучающих видео, case-study, мастер-классов и тренингов.
Цель: Сплочение коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.
Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Форма проведения: тренинг.
Регламент работы: 1час
Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из13 человек.
Правила проведения тренинга:
- отключить мобильные телефоны;
- активное участие в предлагаемых занятиях и упражнениях;
- четко выполнять инструкции;
- уважать друг друга выступать по одному;
- быть терпимым и доброжелательным;
Ожидаемые результаты:
-улучшится психологический климат в коллективе.
-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-сформируется умение работать в команде.
-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Ход тренингового занятия: Звучит музыка.
Приветствие:
Добрый день, дорогие участники тренинга!
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.
В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу. Всем ясно, что каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.
Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.
Так чем же мы сегодня займемся! Выполняя различные задания у нас появиться возможность самопознания.
-Развивая способности понимания своего состояния и состояния других людей, улучшится психологический климат в коллективе.
-Улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-Сформируется умение работать в команде.
Цель: активизация личностной динамики, усиление рефлексии, обеспечение большей вовлеченности в работу.
Психолог: разносит в коробочке листочки для бейджиков. Участники самостоятельно выбирают форму и цвет бейджика. Ведущий просит участников придумать и написать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.
Затем участники прикалываю себе бейджики к груди.
Примеры, если есть затруднения
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.
У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.
Психолог: а теперь вам предоставляется такая возможность как понять какое у вас в данный момент настроение. Кто, какой цвет выбрал - посмотрите значение на экране.
Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Оранжевый - внутренняя энергия, оптимизм, добродушие, коммуникабельность
Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Голубой - доверия, впечатлительность, привязанность к людям, успех.
Синий - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
Предлагаю ознакомиться с результатами проведенной диагностической работы. (Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н.Лутошкина)
Какие выводы вы для себя сделали?
Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.
После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.
Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
Психолог: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
Цель: образование единого командного духа.
Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.
Цель: умение действовать организованно.
людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время
выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой
Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет
сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не
умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
- Тома, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Итог: обратите внимание, как легко это вам удалось. Значит ли это что вы хорошо знаете друг друга (пауза) Вам легко создавать хорошее настроение друг другу, а это и есть психологический комфорт в коллективе легко вам давались комплименты?
Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности.
Психолог: и так, каждый из вас нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. И конечно-же является ценностью для коллектива.
Цель: сплочение коллектива.
Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: у каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю вам создать сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце, возьмите сердечко и запишите на нем позитивное пожелания коллегам, а теперь приклейте маленькое сердечко к контуру большого сердца. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок
Цель: дописать неоконченные предложения.
Я была удивлена тем, что
Я была разочарована тем, что…..
Самым важным для меня было….
Психолог: спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о себе и о своих коллегах. Вы молодцы, я попрошу Вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа.
Читайте также: