Психологическое консультирование что за профессия

Обновлено: 19.04.2024

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.

Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) -это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Профессиональные навыки психолога консультанта

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект - осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.
  • Активное слушание - уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.
  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.
  • Критическое мышление - использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.
  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.
  • Суждение и принятие решений - рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.
  • Активное обучение - понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.
  • Письменная речь - эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.
  • Мониторинг - мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.
  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.
  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.
  • Решение сложных проблем - выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.
  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.
  • Координация - корректировка действий по отношению к действиям других.
  • Стратегии обучения - выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.
  • Научный подход - использование научных правил и методов для решения проблем.
  • Оценка функционирования систем - определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.
  • Тайм-менеджмент - Управление своим временем и временем других.
  • Управление кадровыми ресурсами - мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.
  • Системный анализ - определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.

Личные и стилевые характеристики деятельности психолога - консультанта

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом. На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства (Norcross & Guy, 2007).

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта. Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного консультанта по Р. Кочюносу (1999).

Модель Римаса Кочюнаса описывает следующие основные профессонально-важные качества личности консультанта:

Более широкую эмпирическую модель личности эффективного консультанта предлагает профессор социальной работы и консультирования Калифорнийского государственного университета Джеральд Кори (2009). Представленный им перечень качеств должен служить ориентиром и стимулом, чтобы начинающие консультанты могли направлять свое личностное развитие для их обретения, чтобы иметь возможность существенно менять жизнь других людей в лучшую сторону. Профессор Кори предлагает развивать эти черты, рассматривая их в континууме, ставя долговременные цели для личностного роста, развивая собственную концепцию того, какие черты личности, по мнению каждого специалиста, необходимо развить ему лично.

  • Индивидуальность. Эффективный консультант знает, кем он является, кем он способны стать, чего он хочет от жизни в целом и что является существенным, а что — нет.
  • Самоуважение и самооценка. Эффективный консультант способен черпать силу и любовь и собственного чувства достоинства и осознания своей силы. Он чувствует себя адекватным рядом с другими людьми, и позволяют другим чувствовать себя сильными рядом с ним без ущерба для собственной самооценки.
  • Открытость к переменам. Эффективный консультант имеет готовность и мужество выйти из привычной и знакомой зоны безопасности, если он принимает решение, что ему необходимо измениться. Он активно работает над тем, чтобы стать таким, каким бы он хотел стать.
  • Жизнеориентированность. Эффективный консультант делает выборы, ориентированные на меняющуюся жизнь. Он не являются заложником раннее принятых решений, так как он готов пересмотреть их, если возникла такая необходимость. При этом он стремятся жить полной жизнью, а не довольствоваться простым существованием.
  • Подлинность, искренность и честность. Эффективный консультант не прячется от себя, коллег и клиентов за масками, защитами, идеальными ролями или фасадами.
  • Позитивно-критичное (с чувством юмора) отношение к себе. Эффективный консультант не разучился смеяться, особенно над своими собственными слабостями и противоречиями.
  • Признание своих ошибок. Эффективный психолог не отмахивается от своих ошибок и заблуждений, но и не фиксируется на допущенных промахах.
  • Жизнь в моменте настоящего. Эффективный психолог не привязан ни к прошлому, ни к будущему. Он способен полностью присутствовать вместе с другими в настоящем.
  • Уважение многообразия культур. Эффективный консультант ценит и уважает многообразие ценностей, поддерживаемых другими культурами. Они знакомы с уникальными различиями клиентов, возникающих из-за различий социального происхождения, расы, сексуальной ориентации и пола, принятия определенных религиозных или философских взглядов.
  • Гуманистическая ориентация. Эффективный психолог искренне заинтересован в благополучии других людей. Эта забота основана на уважении, заботе, доверии и реальной оценке других людей.
  • Мастерство межличностного общения. Эффективный консультант способен войти в мир других людей, не теряясь в этом мире, стремясь к созданию равноправных отношений с другими, на основе принятия позиции другого человека для совместной работы для достижения согласованных целей.
  • Эффективный консультант способен глубоко погружаться в свою работу и извлекать из нее жизненные смыслы. Он может принимать вознаграждение за свою работу, но не становится рабом своей работы, а получаемые доходы не становятся самоцелью.
  • Эффективный консультант страстен. У него есть мужество следовать своим позитивным страстям, полностью увлекаясь своей работой и жизнью.
  • Эффективный консультант способен поддерживать здоровые личные границы. Хотя консультант стремится быть полностью вовлеченным в проблемы и задачи своих клиентов в часы работы. Он не берет свою работу на дом и знает когда сказать "нет", чтобы сохранить здоровый баланс в своей жизни.

Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.

Модель личности эффективного психолога консультанта

В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль игранет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.

Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся:

Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?

  • Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи.
  • Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации.
  • Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.
  • Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.
  • Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.
  • Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения.
  • Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры.
  • Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру.
  • Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения.
  • Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса.
  • Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.

Противопоказания к работе психологом

Литература

Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999. - С. 25-32.

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. - October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Thomson Brooks/Cole, 2009.

Lambert M., Barley D. (2002). Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patient needs (pp. 17–32). New York: Oxford University Press.

Neukrug Е. The World of the Counselor. Brooks/Cole:Belmont, CA. - 2012.

Norcross J., Guy J. (2007). Leaving it at the office: A guide to psychotherapist self-care. New York: Guilford Press.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. - February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Wampold B. (2010). The research evidence for common factors models: A historically situated perspective. In B. L. Duncan, S. D. Miller, B. E. Wampold, & M A. Hubble (Eds.), The heart and soul of change (2nd ed., pp. 49–82). Washington, DC: American Psychological Association.

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.

Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) -это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Профессиональные навыки психолога консультанта

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект - осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.
  • Активное слушание - уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.
  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.
  • Критическое мышление - использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.
  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.
  • Суждение и принятие решений - рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.
  • Активное обучение - понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.
  • Письменная речь - эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.
  • Мониторинг - мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.
  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.
  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.
  • Решение сложных проблем - выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.
  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.
  • Координация - корректировка действий по отношению к действиям других.
  • Стратегии обучения - выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.
  • Научный подход - использование научных правил и методов для решения проблем.
  • Оценка функционирования систем - определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.
  • Тайм-менеджмент - Управление своим временем и временем других.
  • Управление кадровыми ресурсами - мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.
  • Системный анализ - определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.

Личные и стилевые характеристики деятельности психолога - консультанта

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом. На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства (Norcross & Guy, 2007).

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта. Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного консультанта по Р. Кочюносу (1999).

Модель Римаса Кочюнаса описывает следующие основные профессонально-важные качества личности консультанта:

Более широкую эмпирическую модель личности эффективного консультанта предлагает профессор социальной работы и консультирования Калифорнийского государственного университета Джеральд Кори (2009). Представленный им перечень качеств должен служить ориентиром и стимулом, чтобы начинающие консультанты могли направлять свое личностное развитие для их обретения, чтобы иметь возможность существенно менять жизнь других людей в лучшую сторону. Профессор Кори предлагает развивать эти черты, рассматривая их в континууме, ставя долговременные цели для личностного роста, развивая собственную концепцию того, какие черты личности, по мнению каждого специалиста, необходимо развить ему лично.

  • Индивидуальность. Эффективный консультант знает, кем он является, кем он способны стать, чего он хочет от жизни в целом и что является существенным, а что — нет.
  • Самоуважение и самооценка. Эффективный консультант способен черпать силу и любовь и собственного чувства достоинства и осознания своей силы. Он чувствует себя адекватным рядом с другими людьми, и позволяют другим чувствовать себя сильными рядом с ним без ущерба для собственной самооценки.
  • Открытость к переменам. Эффективный консультант имеет готовность и мужество выйти из привычной и знакомой зоны безопасности, если он принимает решение, что ему необходимо измениться. Он активно работает над тем, чтобы стать таким, каким бы он хотел стать.
  • Жизнеориентированность. Эффективный консультант делает выборы, ориентированные на меняющуюся жизнь. Он не являются заложником раннее принятых решений, так как он готов пересмотреть их, если возникла такая необходимость. При этом он стремятся жить полной жизнью, а не довольствоваться простым существованием.
  • Подлинность, искренность и честность. Эффективный консультант не прячется от себя, коллег и клиентов за масками, защитами, идеальными ролями или фасадами.
  • Позитивно-критичное (с чувством юмора) отношение к себе. Эффективный консультант не разучился смеяться, особенно над своими собственными слабостями и противоречиями.
  • Признание своих ошибок. Эффективный психолог не отмахивается от своих ошибок и заблуждений, но и не фиксируется на допущенных промахах.
  • Жизнь в моменте настоящего. Эффективный психолог не привязан ни к прошлому, ни к будущему. Он способен полностью присутствовать вместе с другими в настоящем.
  • Уважение многообразия культур. Эффективный консультант ценит и уважает многообразие ценностей, поддерживаемых другими культурами. Они знакомы с уникальными различиями клиентов, возникающих из-за различий социального происхождения, расы, сексуальной ориентации и пола, принятия определенных религиозных или философских взглядов.
  • Гуманистическая ориентация. Эффективный психолог искренне заинтересован в благополучии других людей. Эта забота основана на уважении, заботе, доверии и реальной оценке других людей.
  • Мастерство межличностного общения. Эффективный консультант способен войти в мир других людей, не теряясь в этом мире, стремясь к созданию равноправных отношений с другими, на основе принятия позиции другого человека для совместной работы для достижения согласованных целей.
  • Эффективный консультант способен глубоко погружаться в свою работу и извлекать из нее жизненные смыслы. Он может принимать вознаграждение за свою работу, но не становится рабом своей работы, а получаемые доходы не становятся самоцелью.
  • Эффективный консультант страстен. У него есть мужество следовать своим позитивным страстям, полностью увлекаясь своей работой и жизнью.
  • Эффективный консультант способен поддерживать здоровые личные границы. Хотя консультант стремится быть полностью вовлеченным в проблемы и задачи своих клиентов в часы работы. Он не берет свою работу на дом и знает когда сказать "нет", чтобы сохранить здоровый баланс в своей жизни.

Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.

Модель личности эффективного психолога консультанта

В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль игранет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.

Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся:

Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?

  • Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи.
  • Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации.
  • Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.
  • Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.
  • Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.
  • Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения.
  • Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры.
  • Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру.
  • Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения.
  • Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса.
  • Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.

Противопоказания к работе психологом

Литература

Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999. - С. 25-32.

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. - October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Thomson Brooks/Cole, 2009.

Lambert M., Barley D. (2002). Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patient needs (pp. 17–32). New York: Oxford University Press.

Neukrug Е. The World of the Counselor. Brooks/Cole:Belmont, CA. - 2012.

Norcross J., Guy J. (2007). Leaving it at the office: A guide to psychotherapist self-care. New York: Guilford Press.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. - February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Wampold B. (2010). The research evidence for common factors models: A historically situated perspective. In B. L. Duncan, S. D. Miller, B. E. Wampold, & M A. Hubble (Eds.), The heart and soul of change (2nd ed., pp. 49–82). Washington, DC: American Psychological Association.

Как мы видим вас:

Курсы переподготовки психологов на базе Института супервизии и групповой терапии – это самая короткая и интересная дорога в ваше новое профессиональное будущее.

  • 200 часов разносторонней теоретической подготовки по 28 основным академическим дисциплинам (общая, возрастная, специальная психология, основы психодиагностики, психология семьи, история психологии), а также проверенным подходам в психологическом консультировании и психотерапии;
  • 216 часов практических занятий по ведущим направлениям психологического консультирования, признаваемым современным профессиональным сообществом;
  • не менее 70 часов стажировки и самостоятельной работы под супервизией;
  • 50 часов личной и групповой терапии;
  • написание дипломной работы.

Что вы получите на выходе?

Почему нам можно доверять?

Программа обучения:

  • Модуль 1. История психологии.
  • Модуль 2. Введение в общую психологию.
  • Модуль 3. Психология личности.
  • Модуль 4. Возрастная психология.
  • Модуль 5. Социальная психология.
  • Модуль 6. Основы психодиагностики.
  • Модуль 9. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.
  • Модуль 10. Педагогическая психология и психология родительства.
  • Модуль 11. Введение в клиническую психологию.
  • Модуль 12. Личностные расстройства.
  • Модуль 13. Психология экстремальных состояний.
  • Модуль 14. Психология травмы, утраты и горя.
  • Модуль 15. Детская и подростковая психология.
  • Модуль 16. Психология семьи и семейная психотерапия.
  • Модуль 17. Профилактика и психологическая коррекция зависимого поведения и созависимостей.
  • Модуль 18. Групповая психотерапия и тренинги.
  • Модуль 19. Психосоматика и психология телесности.
  • Модуль 20. Психология межличностной коммуникации.
  • Модуль 21.Бизнес-консультирование.
  • Модуль 22. Политическая психология.
  • Модуль 23. Психология преступного поведения.
  • Модуль 24. Психология управления персоналом.
  • Модуль 25. Ведение в психоанализ.
  • Модуль 26. Введение в когнитивно-поведенческую терапию.
  • Модуль 27. Введение в экзистенциально-гуманистическую терапию.
  • Модуль 28. Введение в трансперсональную терапию.

IV. ПРАКТИКУМЫ

  • Модуль 29. Практикум по арт-терапии.
  • Модуль 30. Практикум по ведению тренингов.
  • Модуль 31. Практикум по кризисному консультированию.
  • Модуль 32. Практикум по использованию метафорических ассоциативных карт.
  • Модуль 33. Практикум по психоаналитической терапии.
  • Модуль 34. Практикум по групповому психологическому консультированию.
  • Модуль 35. Практикум по дистантному консультированию.
  • Модуль 36. Практикум по супервизии в психологическом консультировании.
  • Модуль 37. Практикум по гештальт-терапии.
  • Модуль 38. Практикум по экзистенциальной терапии.
  • Модуль 39. Практикум по психодраме.
  • Модуль 40. Практикум по когнитивно-поведенческой терапии.
  • Модуль 41. Практикум по семейной (супружеской, парной терапии).
  • Модуль 42. Практикум по травма-терапии.
  • Модуль 43. Практикум по работе с психосоматическим симптомом.
  • Модуль 44. Практикум по семейно-системным расстановкам.
  • Модуль 45. Практикум по группанализу.
  • Модуль 46. Практикум по юнгианской песочной терапии, песочной терапии в других подходах.
  • Модуль 47. Практикум по телесной терапии.
  • Модуль 48. Практикум по развитию творческих способностей в работе со взрослыми и детьми.
  • Модуль 49. Введение в нейропсихологию.

Итого – не менее 600 а.ч. (12 месяцев обучения, включая написание дипломной работы).

ВИДЕО

Основы групповой психотерапии

Психология общения и проблемы межличностной коммуникации

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ О ПРОГРАММЕ

С уважением, Екатерина Григорович.

С уважением, Ольга Магомедова.

Какими нас видят наши студенты?

График занятий:

Уточняйте у администратора Института.

Стоимость:

16 000 руб. в месяц с удобным графиком ежемесячных платежей и фиксацией суммы на весь срок обучения или оплата всего курса с 10% скидкой - 172 800 руб.

Форма обучения: очно / он-лайн.

Контакты Института Супервизии и Групповой терапии:


Нажмите и задайте свой вопрос об обучении у нас в WhatsApp

26_1_1.jpg

Сегодня специальность семейного психолога-консультанта держит одну из самых высоких позиций по шкале востребованности. Но профессия эта непростая, ведь речь идет, ни много ни мало, о сохранении семьи и ее благополучии.

Как освоить это направление и начать эффективно работать с проблемами семей? Какими качествами необходимо обладать? Нужно ли иметь специфическое образование и где его получить? На эти вопросы мы и ответим.

Психолог – что это за профессия?

Психолог – специализация непростая даже не с точки зрения необходимых компетенций. Она сложна в плане эмоциональном: приходится общаться с разными людьми, не всегда приятными и адекватными, порой пропускать через себя боли, страхи и проблемы пациентов. Часто нуждающийся сам приходит на прием к консультанту, но кого-то приводят принудительно, а потому сложностей в некоторых ситуациях не избежать.

Но великий гуманизм этой профессии, очевидная польза и повсеместная востребованность услуг психолога покрывают все минусы.

В обязанности психолога входит:

проведение консультаций и тестирований для определения личности клиента и состояния его психики, выявления ключевой проблемы и ее влияния на эмоциональное и физическое состояние;

изучение и анализ причин и последствий болезни;

психологические тренинги и консультационные интервью в процессе лечения и коррекции психоэмоционального состояния человека;

адаптация к новому образу жизни и профилактика рецидивов.

Психолог востребован всюду, где есть люди:

    в компаниях для решения конфликтов взаимодействия руководителей с подчиненными;

в образовательных учреждениях, чтобы следить за здоровьем детей;

в семьях на предмет решения детско-родительских и супружеских конфликтов;

в военных и судебных организациях, тюрьмах и других специфических учреждениях.

Зачем нужен семейный психолог?

Создание гармоничной счастливой семьи – это целое искусство и огромный труд, освоить которые не всегда под силу человеку непосвященному в тонкости психологии. Ссоры, противоречия и конфликты часто сопутствуют семейной жизни. Супруги, дети и родители во многих семьях не могут найти взаимопонимания, бесконфликтно организовать свой быт и досуг, наладить доверительные и/или сексуальные отношения. По официальным данным Росстата в 2019 году на 1000 заключенных брачных союзов пришелся 621 развод, то есть, более половины пар не смогли найти взаимопонимания и урегулировать внутрисемейные конфликты. Возможно, этим парам просто некому было помочь в трудную минуту.

Обращение к семейному психологу способно:

устранить противоречия, неизбежные в семье;

помочь найти компромиссы в самых сложных спорах;

совладать с последствиями супружеской измены;

скорректировать дискомфорт в интимной жизни;

помочь в воспитании детей и решить проблемы во взаимоотношении поколений;

избежать стресса при разводе.

26_1_2.jpg

В последнее время семейное консультирование становится все более востребованным и семьи доверяют свою судьбу опытному профессионалу, надеясь не только на его знания, но и на сочувствие и поддержку.

Необходимые личные качества психолога

Какие качества ожидают клиенты в своем психологе? Без каких черт характера не получится стать успешным консультантом?

В первую очередь, это черты характера и поведения, которые помогут установить с пациентами доверительный контакт. Конечно, каждый клиент знает, что конфиденциальность его истории строго сохранится, но изначально он ищет неподдельного участия в своей сложной ситуации и, если не почувствует со стороны специалиста поддержки, вся работа психолога просто сойдет на нет.

Также необходимо помнить, что и психологу требуется полноценный отдых и умение переключиться с чужих проблем на свою жизнь, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Поэтому необходимый набор личных особенностей семейного консультанта выглядит следующим образом:

непогрешимая уверенность в своих силах и профессиональных способностях;

оптимистический взгляд на мир;

умение выстроить диалог, коммуникативные навыки;

тактичность, умение сопереживать и слушать;

толерантность, лояльное отношение к разным категориям людей и их особенностям;

интеллект, желание учиться, хорошая память;

твердый характер и сила воли;

Высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье людей, за благополучие семей предполагает постоянное эмоциональное напряжение, поэтому именно умение противостоять стрессам и абстрагироваться от чужих переживаний – будут главными профессиональными навыками консультанта, работающего с семейными проблемами.

Задачи семейного консультанта

Практически любой специалист в психологии умеет решать разнообразные межличностные конфликты. Эта профессия в принципе подразумевает устранение проблем, которые люди создали себе сами.

Но семейный консультант – это узкая специализация, которая требует не только отличного знания людской психологии, но и такта, безграничного терпения и позитивного опыта именно в семейных отношениях. Все эти качества и помогают гармонизировать семейное взаимопонимание:

выяснять ключевые причины ссор и недопонимания супругов;

помогать в поисках взаимных компромиссов;

определять факторы, которые мешают гармонии в семье и нейтрализовать их;

найти причины сексуальной неудовлетворенности супругов и найти решения для нормализации близких отношений;

знать и уметь применять меры налаживания детско-родительских конфликтов.

Часто супружеская пара не способна самостоятельно предотвратить ссору, конфликт затягивается и совместное существование оказывается невозможным, начинают страдать самые незащищенные члены семьи – дети. В таком случае семейный консультант окажет помощь в процессе развода с наименьшей травматичностью для обоих супругов.

26_1_3.jpg

Как стать успешным психологом-консультантом?

По признанию самих же психологов, две трети из них пришли в эту профессию, чтобы избавиться от собственных тяжких психологических проблем.

С чего начать? Где учиться? Как стать успешным?

Способствовать приобретению должного опыта будет участие в волонтерских программах, нацеленных на помощь людям, оказавшимся в кризисной ситуации.

Также необходимо постоянно повышать свою квалификацию на курсах семейного консультирования и психотерапии.

Помните, что успешно работать семейным психологом могут люди, которые, в первую очередь, стремятся помочь другим, изменить мир. Это увлекательнейшая, но трудная профессия. Выбрав призвание однажды, психолог безвозвратно меняет свою жизнь. А с опытом – и жизнь своих клиентов.

Читайте также: