Психологические особенности труда водителей такси мегаполиса

Обновлено: 07.05.2024


Вообще, с появлением агрегаторов сама по себе профессия таксист перестала существовать — теперь в моем понимании это что-то типа самозанятого, даже машины теперь своей иметь не нужно — арендуй, скачивай приложение, и погнали! Точнее, Поехали! Так что будем держать в уме этот факт — перечислю встречавшиеся мне типажи таксистов, которые сегодня на линии, а завтра могут оказаться в амплуа пассажиров и попасть уже в другой обзор. Специфика автопарка согласно восточной части страны.

Итак, наш ответ Чемберлену.

Тип 1. Везу тебя, тварь


Оптимальная тактика: смирение и принятие. Тем более придраться особо не к чему. Самое неприятное последствие — низкая оценка в приложении пассажиру, если прикрыть окно вы все-таки попросили.

Тип 2. Стахановец


Может приехать на вызов как днем, так и ночью. Мне в основном попадались хорошо за полночь. Характерная черта — полное отсутствие эмоций и желания общаться. Главная причина — за рулем уже почти сутки без передыха, ибо нужно зарабатывать, а иных вариантов не знает. Соответственно, накопившаяся усталость и потеря концентрации приводят к многочисленным ошибкам за рулем и постоянным аварийным ситуациям — опасные перестроения, позднее торможение, повороты не туда, проезд на красный сигнал светофора. Про знаки приоритета вообще молчу. Зачастую у подвыпившего пассажира (при условии, что пассажир часто ездит за рулем) реакция на дорожную обстановку даже лучше, чем у такого переработавшего таксиста.

Оптимальная тактика. Если нет возможности поменять водителя или отменить вызов (например, находитесь за городом), то придется немного поработать штурманом — жизнь дороже. Можно попробовать завести какой-то диалог, чтобы водитель не заснул за рулем. Ну и следить за дорогой — такое вот такси с эффектом присутствия и вовлеченности.

Тип 3. Во все тяжкие


За рулем тактика аналогичная — не думать о секундах свысока! Объехать всех на светофоре встать за стоп-линию? Легко! Проехать прямо по ряду, предназначенному для поворота направо? Не обсуждается! Развернуться через двойную сплошную, чтобы не ехать лишний квартал? Почему бы и нет! В исключительных случаях (например, авария на дороге и, как следствие, серьезная пробка) какие-то из подобных маневров и впрямь позволяют выиграть и 10, и 20 минут. Но в большинстве ситуаций реальный временной профит составляет не более пяти минут. Такой себе бонус, если просто едешь на посиделки с друзьями и никуда особо не торопишься.

А еще такой тип частенько прямо в движении начинает мониторить следующие заказы, причем внимания этому процессу уделяет больше, чем управлению машиной. Даже как-то обидно — едешь в такси, а таксист уже о тебе не думает.

Оптимальная тактика. Кому-то такая манера езды и поведения привычна и не то что не вызовет протеста — даже получит одобрение! При этом есть такой психологический феномен, когда водитель в одной ситуации воспринимает такси или маршрутный транспорт как каких-то назойливых, наплевавших на ПДД дорожных врагов. Однако стоит оказаться по ту сторону баррикад, как синхронизируешься уже с водителем такси или автобуса — и вот ты уже так же негодуешь, что тебя не пропускают, подрезают, а иногда даже и откровенно матерят. Тут лучше действовать по ситуации. Если никуда не торопишься, можно прямо об этом сказать — кто-то на это реагирует болезненно, кто-то адекватно, но чаще всего ехать начинают действительно аккуратнее. А в некоторых случаях можно даже подсказать водителю оптимальный маршрут, поскольку за рулем может оказаться и не местный человек, и вчерашний выпускник автошколы, и тот, кто раньше никогда не ездил по каким-то местам в городе, а сейчас по воле случая вынужден открывать для себя спальные районы.

Тип 4. Бизнесмен


Оптимальная тактика. С таким водителем можно интересно поболтать по дороге — о работе, о бизнесе. Спецподготовки не требуется.

Тип 5. Утилизатор машин


Такие, видимо, имеют связи в определенных кругах и умудряются за банку сгущенки выкупить подлежащие утилизации автомобили прямо из-под пресса. Машины в просто удручающем состоянии — вне зависимости от марки и модели. Салон, который даже после мойки вроде как номинально чистый, на деле — что мебель из квартиры с почасовой арендой. Засаленный, прокуренный, весь в каких-то пятнах, дырках от сигарет, с дешевыми пластиковыми ковриками. Обязательный атрибут — затертое в матовое состояние лобовое стекло со множеством сколов и трещин. Ходовка — гремит, коробка пинается, машина раскачивается на каждой кочке. Ужас. Однажды ехал в Toyota Corolla Spacio первого поколения примерно в таком же техническом состоянии. Но тут водитель (девушка) даже позаботилась о пассажирах. Средний ряд был сложен, а ехал я на третьем ряду. Простор для ног — царский! Только посадка, мягко говоря, неоптимальная — с ушами, зажатыми коленями.

Оптимальная тактика. Отменить заказ. На таком автомобиле ехать и неприятно, и небезопасно. Тем более существует некоторая связь между тем, как к машине относятся и как ею управляют. Благо сейчас тарифы с повышенным комфортом стоят ненамного дороже, и по заявке приезжают нормальные новые автомобили В и С класса.

Тип 6. Консультант


Оптимальная тактика. В замкнутом пространстве, коим машина является, от назойливого общения с водителем спасут наушники с музыкой. Прямо говорить о нежелании общаться или, упаси господи, ставить под сомнение экспертность оппонента не стоит — может и обидеться. А вообще, если вы человек открытый к новой информации, можно разговор и поддержать — кто знает, может, такая информация когда-то и пригодится, ведь мир — это бездна.

Тип 7. Шансонье


Почему-то такой тип чаще всего встречается в Тойотах — возможно, в автомобилях именно этой марки заложен какой-то русский протестантско-конформистский ген. На панели — минимум одна иконка, из колонок сипло доносится про вертухаев, этапы и нелегкую воровскую жизнь. Большой плюс этого типа — необщительность. Я даже готов 10–20 минут слушать про нары и конвой, если это помогает водителю сконцентрироваться на вождении.

Оптимальная тактика. Музыка — один из частых камней преткновения между таксистом и пассажиром. Даже с учетом того, что таксист оказывает услугу, и акустический комфорт — одна из неотъемлемых ее частей, — можно войти в положение водителя, для которого любимая музыка на работе, возможно, единственная отрада. Поэтому можно либо вежливо попросить ехать в тишине, либо опять же воспользоваться наушниками.

Тип 8. Казанова


Оптимальная тактика. Порадоваться за парней и в случае необходимости указать, что неплохо бы внимательнее следить за дорогой.

Тип 9. Ровные пацаны


В салоне на зеркале — боксерские перчатки или четки, в колонках играет что-то из русского рэпа. Стиль езды — дерзкий или умеренно дерзкий.

Тип 10. Цезарь-техногик


Тип 11. Решала


У этого типа поездка за рулем с пассажиром, видимо, единственная возможность решить какие-то вопросы по телефону. В принципе, невозмутимости таких водителей можно только позавидовать. Они могут по телефону обсудить не только деловые вопросы (помним про Тип 4), но и душевно поболтать с другом о том о сем, отчитать ребенка или даже поругаться с женой или подругой. Наличие или отсутствие посторонних рядом, как вы понимаете, для них вообще не имеет значения. От дороги разговоры водителя, как правило, отвлекают не больше, чем тех же техногиков и казанов.

Тип 12. Кандидат в президенты


Тип 13. Международный уровень


Тип 14. Исчезающий вид


Как и в любой профессии, есть те, кто просто любит свою работу. А тот, кто ее любит, по определению не может делать ее плохо.

Оптимальная тактика. Хотя это и противоречит правилам агрегаторов (коих сейчас в большинстве) и требованиям налогового законодательства для тех, кто получает доход, можно обменяться контактами и взаимодействовать напрямую.

Какой тип вам встречался чаще всего? Возможно, типажи даже имеют региональную специфику и не все отражены в статье — делитесь своими наблюдениями. 😊


Используя статистические данные ГИБДД в Российской Федерации за 2013г. рассмотрена необходимость учета психофизиологических особенностей водителя при проведении профессионального подбора и отбора, а также мероприятий с использованием поощрительных механизмов за безаварийную работу, т. к. принимаемые в настоящее время меры не в должной мере способствуют повышению уровня безопасности дорожного движения.

Ключевые слова:водитель, безопасность дорожного движения, психофизиологические особенности водителя, маршрутные такси.

В перевозочном процессе большая степень ответственности за безопасность движения относится к водителю. По статистическим данным ГИБДД в 2013 году в РФ совершено 204000 ДТП, что на 0,2 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, изменение законодательства повлияло на количество ДТП, где водители скрылись с места происшествия. Таких ДТП в 2013 году произошло 9761, что на 18,3 % больше, чем годом ранее. Ужесточаются законы, принимаются программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, но каждый год в России десятки тысяч получают травмы различной тяжести, погибает порядка 30 тыс. человек:

в 2012 -27991человек;

По тем же статистическим данным по вине водителей совершается около 87 % ДТП (так в 2013 году произошло 179 017 ДТП, что на 0,9 % больше, чем в 2012-м) [1].

1. Водитель маршрутки должен знать тарифы и выполнять обязанности кондуктора (прием денег, денежные расчеты). Кроме того, несмотря на имеющуюся информацию о тарифах в салоне, он по просьбе пассажиров дополнительно информирует о стоимости проезда до определенной остановки.

2. Повышенный шум в салоне (разговоры по мобильным телефонам, разговоры между пассажирами и т. п.)

3. Остановки по требованию пассажиров, а не по установленным остановкам данного маршрута.

Выполнение данных операций параллельно с управлением транспортных средством приводит к тому, что:

- водители менее эффективно выполняют торможение;

- увеличивается время реакции;

- ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Все перечисленные ситуации влияют на психическое состояние водителя в данный момент, что приводит к росту вероятности возникновения ДТП.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге, неопределенности поступающей к нему информации, т. к. он не может предвидеть поведение других участников движения, изменения дорожной обстановки. Необходимо учитывать и такие факторы как:

- высокая температура летом, в том числе и духота, холод — зимой;

- состояние дорог, часто несоответствующие безопасному движению ТС;

- возможные такие явления, как туман, снег;

- неработающие дождевые канализации.

Все перечисленные факторы создают предпосылки для совершения ошибок в сложной дорожно-транспортной ситуации, затрудняют процесс восприятия и переработки информации. Кроме того, водитель маршрутных такси работает в отрыве от своего трудового коллектива, т. е. он должен самостоятельно принять необходимое решение в данной дорожной ситуации, а это также влияет на психическое состояние водителя.

Водителю, осуществляющему перевозки людей, необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, что позволит своевременно реагировать на дорожную ситуацию и выбирать правильное решение, а иногда и единственно правильное решение

При приеме на работу водителя маршрутного такси допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «D« и возраст не менее 21 года, стаж управления автомобилем или стаж работы в качестве водителя не менее трёх лет. Лицо, принимающее водителя на работу, чаще всего действует по интуиции. Таким образом, при приеме на работу не учитываются качества важные для надежного вождения. Практика показывает, что за рулем нередко оказываются лица, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить безопасность движения. Также следует отметить, что отсутствует взаимосвязь между результатами расследования ДТП и компетентностью водителей из-за отсутствия методики психофизиологического анализа причин аварий.

Психофизиологический отбор — выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы: предрасположенные или склонные к ДТП, нейтральные или индифферентные водители, безопасные или надежные водители.

Количество ДТП по вине водителей можно уменьшить, если наконец-то начать учитывать психофизиологические особенности водителей, а для этого периодично проводить психофизиологические экспертизы среди водителей. Открытие психофизиологических классов по оценке состояния водителей, в которых они будут учиться концентрировать внимание, овладевать другими приемами биоуправления, позволит в дальнейшем водителю маршрутных такси и другого общественного транспорта длительно сохранять психофизиологическое состояние и соответственно наиболее качественно и быстро воспринимать информацию. В настоящее время, с целью определения наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе, используя определенные методы, проводятся предрейсовые медицинские осмотры. В обязательном порядке контролируют артериальное давление и пульс. Но в настоящее время, ни в одной организации водителей не проверяют на предмет тремора и усталости, хотя данные факторы зачастую становятся основными причинами аварий. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Кроме того, если проводить ежедневный предрейсовый контроль времени реакции у водителя, то водитель ежедневно перед рейсом будет знать текущее (на данное время) время реакции, и он сам может себе дать рекомендации по наиболее безопасному вождению. Данный параметр, в процессе будет восприниматься также естественно, как и замер пульса, и артериального давления.

У водителей маршрутных такси должен быть полноценный отдых. Надеяться, что будут осуществляться профилактические мероприятия руководством фирм, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров не приходится, так как ими рассматривается приоритет бизнес — задач над безопасностью. В этом случае должны быть определены мероприятия, которые будут способствовать укреплению здоровья, в том числе и психического состояния водителей. Должны работать программы, которые позволят исключить текучесть кадров, повысить квалификацию водителей и в то же время позволят почувствовать водителю преимущество его работы, т. к. исход аварийной ситуации в подавляющем большинстве случаев зависит от действий водителя.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации.-М.:Эксмо, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, время реакции, дорожная ситуация, ДТП, психофизиологическая особенность водителя, работа водителя, такси, артериальное давление, дорожная обстановка.

Уроки русского и москвоведение

— В начале ноября этого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал документ о создании цифровой платформы для обучения водителей такси. В рамках программы водителей познакомят с транспортным законодательством и особенностями дорожного движения, правилами пассажирского сервиса, а также с москвоведением и правилами русского языка. Нужно ли водителям действительно погружаться в историю Москвы и проходить дополнительные курсы по русскому языку?


— Водитель такси должен знать районы, основные магистрали, точки притяжения и, что более важно, историю города, в котором работает. Москва — не просто региональный город нашей необъятной страны, а ее столица. А водители такси зачастую являются первыми лицами, которые встречают ее гостей — иностранцев и внутренних туристов. Водитель, конечно, не должен быть гидом, но обязан знать основные факты истории, главные достопримечательности Москвы.

Также стоит отметить, что в такси города работают не только граждане России, но и Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других стран. Я считаю, что возможность пройти курс русского языка позволит водителям проверить свои знания, почувствовать себя увереннее в общении с пассажирами.

— В регионах водителями такси обычно работают местные, однако в Москве много водителей-мигрантов. Почему это так? Сколько водителей с гражданством РФ работает в такси Москвы?

— Москва — это огромный мегаполис, в котором найдется рабочее место для каждого. И сфера перевозок — не исключение. Сейчас спрос на работу в такси очень высок, а местные жители не всегда готовы заниматься извозом. По нашим данным, в Москве более 55% водителей такси — граждане России.

— Какие обязательные требования предъявляют сейчас к водителям, работающим в такси?

Цифровой ID для борьбы с переработками


— Сколько водителей отстранили от работы после регистрации в системе? Например, из-за переработок, отсутствия медосмотра или техосмотра?

— Эту систему разработали не для контроля заработной платы водителей такси, а для повышения уровня безопасности перевозок, для проверки соблюдения режима труда и отдыха у таксистов.

Важно, чтобы водители отдыхали перед сменой, а не работали до изнеможения, больше 12 часов в день. Поэтому агрегаторы должны гарантировать своим сотрудникам достойный уровень зарплаты при соблюдении адекватных условий труда. На мой взгляд, зарплата таксиста должна быть не меньше, чем у профессионального водителя автобуса у городского перевозчика. При этом ради достойной оплаты труда таксист не должен перерабатывать.

Стресс и жадность агрегаторов

— Как вы оцениваете условия труда водителей такси сегодня? Часто бывает, что во время разговора в дороге водители жалуются на большие проценты, которые платят агрегаторам.


— Недовольство водителей такси вполне объяснимо: сейчас комиссия агрегатора с каждой поездки составляет 20-27%. Это огромный процент. Для сравнения: в США и Европе комиссия с заказа — всего 10-15%.

Зачастую агрегатор выступает лишь в качестве посредника между водителем и пассажиром, то есть не берет на себя никакой ответственности за работника, забирая значительную часть заработка водителя. Эту ситуацию можно изменить только на уровне законодательства. Агрегаторы должны нести за своих водителей такую же ответственность, как и таксомоторные парки, в том числе и за их трудоустройство, обеспечивать официальные выплаты и максимальную безопасность поездок. Кроме того, работодатель должен обеспечивать водителям социальные гарантии — страховку и пенсию.

— Во время пандемии в обществе значительно возросло напряжение, которое зачастую жители города выливают на водителей такси. Готовят ли таксистов к стрессовым ситуациям? Возможно, их тестируют на стрессоустойчивость?

— Профессии, связанные с работой с людьми, — одни из самых сложных. Иногда водителей втягивают в словесные перепалки, а бывает, что на них нападают с кулаками. Сегодня у нас нет данных о тестировании водителей на стрессоустойчивость, но мы не исключаем, что в таксомоторных компаниях есть такая практика. Также подчеркну, что все зафиксированные случаи нападок на водителей проверяют в территориальных подразделениях полиции.

Беспилотники и форма для таксистов

— В Москве давно существует единый стандарт для цвета машины такси. Планируют ли власти ввести единую форму для водителей?


— Желтый цвет машины говорит человеку, что к нему приехал легальный водитель, то есть трудоустроенный в компании, имеющий необходимый стаж вождения, прошедший медицинский осмотр, а его автомобиль технически исправен. За стилем одежды водителей должны следить таксомоторные компании. Наши же основные приоритеты — безопасность пассажиров и комфортное передвижение по городу. Поэтому мы внимательно следим за тем, чтобы в такси работали только водители с необходимыми квалификацией и опытом.

— Москвичи часто жалуются на рост цен на такси во время дождей или снегопада. Понятно, что в непогоду увеличивается спрос на услуги. Но есть ли механизмы, позволяющие сдержать изменение цены?

— К сожалению, мы не можем повлиять на ценообразование в такси. Механизмов, сдерживающих или регулирующих тарифы на перевозку пассажиров в такси, у нас нет. Компании работают в свободной конкурентной среде, где стоимость поездки связана со спросом. Однако мы регулярно обращаемся к таксомоторным компаниям и агрегаторам с просьбой не завышать цены, особенно в дни, когда такси особенно нужно городу, — в непогоду, праздники и выходные.

— Когда в Москве завершится тестирование беспилотного такси и можно будет совершить на нем поездку?

— Для нас важно, чтобы тестирование было безопасным для всех участников дорожного движения, поэтому внедрение беспилотных автомобилей будет проходить постепенно. С 2018 года мы тестировали беспилотные автомобили, которые ездили по городу с водителем за рулем. Но уже сейчас идет подготовка к переходу на новый этап, когда по Москве начнут передвигаться такси без водителя.

Мэр Москвы поставил перед нами задачу, которую мы считаем самой главной, — все сервисы и внедряемые инновации должны быть безопасными. Поэтому мы запустим тестирование поездок на беспилотниках только после того, как убедимся в безопасности устройств. Тестирование будет проходить на территориях, которые заранее определили совместно с правоохранительными органами.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины".

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: