Прокомментируйте мнение историка герасименко каждый из этих правовых актов венчал огромную работу

Обновлено: 27.04.2024

Работа с суждением историка

Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?

«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?

1861 г., 1866 г.
1864 г., 1874 г.
1870 г., 1877 г.
1871 г., 1881 г.

Внешняя политика Александра II характеризуется

намерением с помощью вооруженного вмешательства не допустить объединения Германии
поддержкой революционной борьбы против правительств западных стран
стремлением вернуть выход России к Черному морю
большими территориальными приобретениями

Последствие отмены крепостного права в России

ускорение экономического развития страны
быстрое разрушение крестьянской общины
ликвидация помещичьего землевладения
упадок русской промышленности

Народовольчество характеризуют суждения

Участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны
Террор нужен для дезорганизации правительства
Крестьянство – не революционная, а консервативная сила
В России развивается капитализм

В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан-Стефанского мира

Россия не получила право строить крепости на Черном море
Сербия, Черногория и Румыния получили независимость
была уменьшена территория Болгарии
создавалась независимая Албания

Петрункевич и Чичерин – это

революционные демократы 1860-х гг.
революционные народники
первомартовцы
либералы

И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения

В Средней Азии Россия ликвидировала государство

Кокандское ханство
Хивинское ханство
Бухарский эмират
Ташкентский эмират

Земские управы – это

распорядительные органы земского самоуправления, избиравшиеся населением
суды по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб.
исполнительные органы земского самоуправления
собрания земских гласных

Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена.

действовали в тесном союзе с европейским рабочим движением
возлагали главную надежду на крестьянскую революцию
занимались террористической деятельностью
были раскрыты и уничтожены полицией

Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II

выборность
независимость
всесословность
публичность

1855-1858 гг.
1863-1864 гг.
1874-1875 гг.
1879-1881 гг.

Генерал Гурко командовал

подавлением Польского восстания
взятием Ташкента
обороной Шипки
осадой Плевны

Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?

А Туркмения
Б Армения
В Камчатка
Г Забайкалье
Д Приморье
Е Батум

Укажите верный ответ.

АБД АДЕ АВД ВГЕ

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь.

1862 г. 1876 г. 1879 г. 1881 г.

Последствие судебной реформы в России при Александре II

замена суда присяжных судом народных заседателей
создание Верховного Суда
появление прокуратуры
создание адвокатуры

С. Халтурин совершил покушение на императора

в ходе заграничного путешествия в 1864 г.
во время прогулки в 1866 г.
в Зимнем дворце в 1880 г.
1 марта 1881 года

Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II

Северный союз русских рабочих
Южнорусский союз рабочих
Союз освобождения
Земский союз

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________

А) денонсация Парижского мира

Б) русско-турецкая война

Г) сближение России с Наполеоном III

B2. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и тем, какие течения общественной мысли они возглавляли. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

Деятель Течение
1. Н.К. Михайловский А. Бунтарское
2. М.А. Бакунин Б. Заговорщическое
3. П.Л. Лавров В. Либеральное
4. К.Д. Кавелин Г. Либеральное народничество
Д. Пропагандистское

B3. Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт.

Да, вы свое сдержали слово,

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

B4. Установите соответствие между общественным деятелем и организацией, к которой он принадлежал. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

B5. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию автора.

Прочтите отрывок из письма очевидца событий и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

C1. Определите время и место событий.

C3. Какие последствия имели описанные события?

ОТВЕТЫ

Тренинг

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Работа со схемой

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

Работа с картой

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Уставные грамоты — соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли.

2. Мировые посредники — посредники из числа дворян для урегулирования земельных споров между крестьянами и помещиками.

3. Отрезки — часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 г., отошедшая к помещикам.

4. Временнообязанные — крестьяне, обязанные нести прежние повинности до перехода на выкуп.

5. Земские собрания — распорядительные органы земского самоуправления, созданные в уездах и губерниях.

6. Земские управы — исполнительные органы земского самоуправления, избиравшиеся земскими собраниями.

7. Земские гласные — депутаты земских собраний.

8. Курии — группы (разряды) избирателей.

9. Присяжные заседатели — выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности.

10. Присяжные поверенные — адвокаты (защитники) в состязательном судебном процессе)

11. Вердикт — решение присяжных (традиционные формулы: виновен; не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения).

12. Прокурор — сторона обвинения в состязательном судебном процессе.

13. Мировой суд — суд по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб. (мировой судья разбирал дела единолично).

14. Реальное училище — средние учебные заведения, уделявшие внимание естественно-научной подготовке.

15. Либерализм — идеология, сторонники которой в качестве высшей ценности провозгласили права и свободы человека.

16. Народничество — общественно-политическое движение, сторонники которого считали возможным для России прийти к социализму через крестьянскую общину революционным (революционное народничество) или мирным (либеральное народничество) путем.

Работа с источниками

К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

1 — пропагандистское; 2 — анархистское (бунтарское); 3 — заговорщическое; 4 — анархистское (бунтарское); 5 — заговорщическое.

Читайте также: