Прокомментируйте мнение историка герасименко каждый из этих правовых актов венчал огромную работу
Обновлено: 27.04.2024
Работа с суждением историка
Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?
«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.
Проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?
1861 г., 1866 г. |
1864 г., 1874 г. |
1870 г., 1877 г. |
1871 г., 1881 г. |
Внешняя политика Александра II характеризуется
намерением с помощью вооруженного вмешательства не допустить объединения Германии |
поддержкой революционной борьбы против правительств западных стран |
стремлением вернуть выход России к Черному морю |
большими территориальными приобретениями |
Последствие отмены крепостного права в России
ускорение экономического развития страны |
быстрое разрушение крестьянской общины |
ликвидация помещичьего землевладения |
упадок русской промышленности |
Народовольчество характеризуют суждения
Участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны |
Террор нужен для дезорганизации правительства |
Крестьянство – не революционная, а консервативная сила |
В России развивается капитализм |
В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан-Стефанского мира
Россия не получила право строить крепости на Черном море |
Сербия, Черногория и Румыния получили независимость |
была уменьшена территория Болгарии |
создавалась независимая Албания |
Петрункевич и Чичерин – это
революционные демократы 1860-х гг. |
революционные народники |
первомартовцы |
либералы |
И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения
В Средней Азии Россия ликвидировала государство
Кокандское ханство |
Хивинское ханство |
Бухарский эмират |
Ташкентский эмират |
Земские управы – это
распорядительные органы земского самоуправления, избиравшиеся населением |
суды по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб. |
исполнительные органы земского самоуправления |
собрания земских гласных |
Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена.
действовали в тесном союзе с европейским рабочим движением |
возлагали главную надежду на крестьянскую революцию |
занимались террористической деятельностью |
были раскрыты и уничтожены полицией |
Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II
выборность |
независимость |
всесословность |
публичность |
1855-1858 гг. |
1863-1864 гг. |
1874-1875 гг. |
1879-1881 гг. |
Генерал Гурко командовал
подавлением Польского восстания |
взятием Ташкента |
обороной Шипки |
осадой Плевны |
Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?
А | Туркмения |
Б | Армения |
В | Камчатка |
Г | Забайкалье |
Д | Приморье |
Е | Батум |
Укажите верный ответ.
АБД | АДЕ | АВД | ВГЕ |
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь.
1862 г. | 1876 г. | 1879 г. | 1881 г. |
Последствие судебной реформы в России при Александре II
замена суда присяжных судом народных заседателей |
создание Верховного Суда |
появление прокуратуры |
создание адвокатуры |
С. Халтурин совершил покушение на императора
в ходе заграничного путешествия в 1864 г. |
во время прогулки в 1866 г. |
в Зимнем дворце в 1880 г. |
1 марта 1881 года |
Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II
Северный союз русских рабочих |
Южнорусский союз рабочих |
Союз освобождения |
Земский союз |
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________
А) денонсация Парижского мира
Б) русско-турецкая война
Г) сближение России с Наполеоном III
B2. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и тем, какие течения общественной мысли они возглавляли. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель | Течение |
1. Н.К. Михайловский | А. Бунтарское |
2. М.А. Бакунин | Б. Заговорщическое |
3. П.Л. Лавров | В. Либеральное |
4. К.Д. Кавелин | Г. Либеральное народничество |
Д. Пропагандистское |
B3. Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт.
Да, вы свое сдержали слово,
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
B4. Установите соответствие между общественным деятелем и организацией, к которой он принадлежал. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B5. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию автора.
Прочтите отрывок из письма очевидца событий и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
C1. Определите время и место событий.
C3. Какие последствия имели описанные события?
ОТВЕТЫ
Тренинг
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой
1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.
Работа с картой
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Уставные грамоты — соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли.
2. Мировые посредники — посредники из числа дворян для урегулирования земельных споров между крестьянами и помещиками.
3. Отрезки — часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 г., отошедшая к помещикам.
4. Временнообязанные — крестьяне, обязанные нести прежние повинности до перехода на выкуп.
5. Земские собрания — распорядительные органы земского самоуправления, созданные в уездах и губерниях.
6. Земские управы — исполнительные органы земского самоуправления, избиравшиеся земскими собраниями.
7. Земские гласные — депутаты земских собраний.
8. Курии — группы (разряды) избирателей.
9. Присяжные заседатели — выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности.
10. Присяжные поверенные — адвокаты (защитники) в состязательном судебном процессе)
11. Вердикт — решение присяжных (традиционные формулы: виновен; не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения).
12. Прокурор — сторона обвинения в состязательном судебном процессе.
13. Мировой суд — суд по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб. (мировой судья разбирал дела единолично).
14. Реальное училище — средние учебные заведения, уделявшие внимание естественно-научной подготовке.
15. Либерализм — идеология, сторонники которой в качестве высшей ценности провозгласили права и свободы человека.
16. Народничество — общественно-политическое движение, сторонники которого считали возможным для России прийти к социализму через крестьянскую общину революционным (революционное народничество) или мирным (либеральное народничество) путем.
Работа с источниками
К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?
1 — пропагандистское; 2 — анархистское (бунтарское); 3 — заговорщическое; 4 — анархистское (бунтарское); 5 — заговорщическое.
Читайте также: