Профориентационное занятие что такое профессия

Обновлено: 17.05.2024

Разработка воспитательного занятия по профориентации. Разработна для коррекционных школ старших классов.

Содержимое разработки

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям и возможностям каждой личности.

Образовательные — расширить кругозор обучающихся о мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся; расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Воспитательные — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, раскрыть творческий потенциал обучающихся; воспитывать позитивное отношение к труду.

Коррекционно-развивающие — развитие коммуникативных умений и навыков, развитие стремления к познанию нового о мире профессий, развитие умения работать в команде.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Основная часть.

слова: выбор профессии

- Ребята, а как вы думаете, почему именно эту тему я выбрал для сегодняшнего нашего занятия?

Ответы учащихся

Беседа

- Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду. В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.

- С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.

«Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

ответы учащихся

- В ответах каждого рабочего прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
ответы учащихся

- Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

- О выборе профессии вы уже говорили и на классных часах, на воспитательных занятиях. Обсуждали эту тему с социальным педагогом, педагогом – психологом. Неоднократно посещали различные учебные заведения, в которых вы можете продолжить свое образование. Да и дома с родителями неоднократно, наверное, обсуждали эту тему. И сегодня на занятии мы обобщим наши знания.

- Ведь пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

- А что вы понимаете под словом профессия?

ответы учащихся

- Так же есть такое понятие как специальность. А что вы понимаете под этим словом?

ответы учащихся

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

- Понятно? Приведите примеры профессия-специальность

ответы учащихся

Проблемная ситуация.

- Я знаю, что вы уже все определились с выбором профессии

- Чем вы руководствовались при выборе профессии?

- Что вы понимаете под ним?

- Что понимается под этим условием?

- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?

«надо, профессия должна быть нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда

- Итог, рассказать о единстве 3 составляющих оптимального выбора.

- А сейчас я предлагаю вам рассказать о выбранной вами профессии, опираясь на эти 3 условия.

- Пожалуйста, кто начнёт?

учащиеся рассказывают о профессии портной, садовод, каменщик, парикмахер

- Спасибо, ребята. А сейчас я попрошу вас с оставить рассказ об одном типичном дне из жизни какого-либо работника, используя только имена существительные.

- Например, день жизни учителя: будильник-подъём-дорога-школа-звонок-журнал-вопрос-ответ-оценка-перемена-методкабинет-завуч-звонок-тетради-дом-готовка-ужин и т.д.

- Чтобы вам было легче, работать будем в командах: команда справа и команда слева от меня.

Микроитог.

- Молодцы, справились с заданием. Работать не одному, а в команде, наверное, проще, не правда ли? Почему?

оценка деятельности в коллективе

- Но в жизни иногда бывает и так, что не всегда, получается, устроиться на работу по полученной профессии. Давайте представим, что вы вынуждены заниматься другим делом.

- У меня в мешочке лежат листочки с названиями разных профессий. Вы вытаскиваете листочек, называете профессию и объясняете, могли бы вы заниматься этой деятельностью.

- Если не можете заниматься этим делом, то какие действия вы можете предпринять, чтобы работать по этой профессии?

- Верно. Ведь можно овладеть несколькими профессиями. Даже обучаясь по основному профилю, который выбрали в училище или техникуме, вы можете параллельно получать вторую профессию. А после окончания учебного заведения вы также можете постоянно повышать свою квалификацию, свой профессиональный уровень, а иногда даже овладеть новой профессией. Как вы знаете, учиться никогда не поздно.

встаньте из-за парт. Если названную мной профессию могут выбрать девочки, то поднимите руки вверх, если мальчики – присядьте, а если и те и другие – хлопните в ладоши.

(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)

Работа по профилям.

- В нашей стране есть множество разных профессий: юристы, экономисты, логисты, программисты, дизайнеры, финансисты и много других. Но самыми востребованными являются рабочие профессии. Перечислите те, которые есть у нас в школе.

(дворник, рабочий по обслуживанию зданий, прачка, техничка, повар, электрик)

- Как вы знаете, в нашем классе вы обучаетесь по двум профилям труда: это швейное дело и сельскохозяйственный труд.

- А знаете ли вы, какие профессии есть в этих направлениях? Я предлагаю нашим командам посовещаться и написать на листочке, какие есть профессии в швейном деле и сельском хозяйстве.

- Молодцы, вы хорошо знаете, какие профессии есть в вашем профиле обучения и каждая из них очень нужна и важна.

- Давайте послушаем маленькую историю:

читает учащийся

«Из подъезда вышел директор магазина Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

- Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны так называемых "престижных" профессий?

- Давайте представим, что вы уже отучились, получили диплом, что же вы будете делать дальше? Порядок ваших действий?

- Вы должны будете устроиться на работу. И здесь вы сталкиваетесь с таким понятиями как: вакансия, соискатель, работодатель, трудовой договор. Знакомы ли вам эти слова?

- Кто такой соискатель? Вакансия? Работодатель? Трудовой договор?

- А где можно узнать про вакансии, где вы будете искать их?

- После того, как вы нашли вакансию, что вы делаете? (звоните работодателю)

- А давайте с вами попробуем проиграть это действие, кто из вас желает?

- А после этого? (проходит собеседование, если успешно, то заключается трудовой договор)

- Ребята, как вы думаете, какой нормативно – правовой документ регулирует трудовые отношения, т. е. на какой документ опираются при составлении трудового договора?

Трудовой кодекс РФ

- Как вы думаете, легко ли пройти собеседования для устройства на работу?

ответы детей

- А сейчас я предлагаю вам пройти собеседование для устройства на работу. Давайте представим, что я являюсь работодателем, а кто-то из вас соискатель. И вы пришли ко мне на собеседование. Кто из вас желает попробовать? Я буду задавать вопросы, а он должен отвечать на них, а остальные тоже могут ему помочь в ответе.

Что вы можете рассказать о себе?

Что вы можете рассказать о своих слабых и сильных сторонах?

У вас есть опыт работы в данной сфере профессии?

Чем именно вызвала у вас интерес наша компания?

Какую заработную плату вы хотели бы иметь на данной должности?

По каким критериям вы выбираете работу?

Почему мы должны взять вас на эту должность?

Возникли ли у вас ко мне вопросы?

Обобщение по теме.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Каждый человек после окончания школы задумывается о своем жизненном пути и сталкивается, с выбором профессии необходимой для успешного будущего. Поэтому так важно человеку сделать правильный выбор. Эта викторина направлена на знакомство и самоопределение в огромном мире профессий.

Содержимое публикации

План - конспект

профориентационной викторины

для учащихся 5-9 классов обучающихся по адаптированным программамVIII вида

Выполнил педагог-психолог:

Лукашук Виктория Константиновна

г. Уссурийск, Приморский край

Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий.

Задачи:

общеобразовательные

формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему

развивающие

информирование воспитанников об особенностях выбора профессии.

воспитательные

воспитывать доброжелательное отношение к выбранным профессиям.

Актуальность проблемы

Каждый человек после окончания школы задумывается о своем жизненном пути и сталкивается, с выбором профессии необходимой для успешного будущего. Поэтому так важно человеку сделать правильный выбор. Эта викторина направлена на знакомство и самоопределение в огромном мире профессий.

Ресурсное обеспечение:

Ход викторины

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психофизические особенности ( показ карточки )"могу". А также необходимо учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо"( показ карточки).

Ребята, как вы понимаете, что же такое профессия?

Ответы детей.

Психолог обращает внимание ребят на настенный экран.

На настенном экране – картинка с определениями:

Людям, каких профессий надо трудиться?

Правильно ребята: Трудиться надо всем.

Профессий много на земле

И каждая важна и нужна.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)

Знает точно детвора,

Кормят вкусно …. (ПОВАРА)

Под весенний птичий свист

Пашет землю . (ТРАКТОРИСТ)

Груши, яблони, крыжовник,

Посадил в саду ….. (САДОВНИК)

Очень тщательный уход

За животными ведёт:

За коровами - (ДОЯРКА)

А за свинками – (СВИНАРКА)

Хочешь свежих помидоров –

С недостатком витаминов

Справится …. (ОВОЩЕВОД)

Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам …. (ПРОДАВЦЫ)

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)

Послезавтра, в понедельник,

Смелет всё зерно нам…. (МЕЛЬНИК)

Сапогам больным помощник,

Каблуки прибьёт…. (САПОЖНИК)

Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу я лихо,

Потому что я ….. (ПОРТНИХА)

Строю школы, строю бани,

Строю новые дома.

Строю новые деревни,

Строю даже города.

Знает каждый в доме житель

Этот дом возвёл ….. (СТРОИТЕЛЬ).

Молодцы, ребята. Вы знаете профессии поэтому быстро отгадали загадки. А сейчас предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение Джанни Родари.

Беседа-рассуждение.

Стихи Джанни Родари "Чем пахнут ремёсла?"

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Почему безделье не пахнет никак?

Ответы детей.

А теперь выполните задание с карточками:

Правила. на столе лежат карточки с атрибутами различных профессий, ваша задача – выбрать атрибут, соответствующий названию профессии в вашей карточке.

1.Повар(колпак, белый фартук, половник, ножи, кастрюля, скалка, печь)

2.Швея(швейная машина, платье, нитки, иголки, ножниц, наперсток)

3.Почтальон(сумка, газеты, журналы, письма, открытки, квитанция, посылка)

4.Техничка и помощник воспитателя (тряпка, ведро, халат, швабра , резиновые перчатки, моющие средства )

5. Дворник (метла, рукавицы, совок, лопата, мусорный бак, носилки, газонокосилка)

6.Продавец( деньги, весы, ценники, калькулятор, прилавок, кассовый аппарат, счеты)

7.Цветовод(оранжерея, почва, горшок, секатор ,семена, цветы, лейка)

8.Парикмахер (фен, расчёска, краска для волос, ножницы, бритва, бигуди, шампунь)

9.Тракторист (поле с пшеницей, трактор, сеялка, бензин, зерно, сено)

Молодцы ребята, справились! А сейчас у нас упражнение

Правила.На столе у психолога лежат карточки, на каждой карточке написаны названия профессий. Ученики по очереди берут по одной карточкеи с помощью невербальных средств общения (мимика, поза, жесты, походка) показывают представителя профессии, остальные участники должны угадать – какая это профессия.

Правила.На листе бумаги дети изображают с помощью фломастеров и цветных карандашей, профессию которую они выбрали или атрибуты профессии ( Например повар- кастрюля, печка, маляр- кисть, краска и т. д) После выполнения работы совместное обсуждение изображенных профессий (Ребята высказывают свое мнение о том какими качествами должен обладать, что должен уметь представитель данной профессии).

Упражнение мне понравилось сегодня. Каждый участник говорит, что ему понравилось на занятии.

Список используемой литературы.

Аленкина О. О. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью // Психология обучения. - 2007. - N 11. - С. 110-122.

Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. - 2006. - № 5. - C. 75-78.

Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 79-80.

Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. - 2009. - N 5. - С. 75-80.

Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 81-82.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Формы проведения:

Занятия включают в себя беседы, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, используются методы моделирования; методы групповой работы (“мозговой штурм”, дискуссия); использование диагностических методик.

Тема: Что такое “профессия”

Занятие является вводным, ориентировочным.

- знакомство учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”;

- рассмотреть классификации профессий по характеру труда, по уровню квалификации;

- повышение уровня психологической компетенции учащихся;

- пробуждение потребности в самосовершенствовании.

- карточки на каждого учащегося;

- таблицы классификаций профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие.

Участники образуют круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т .д (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.

2. Основная часть.

Вводное слово ведущего.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора. На занятиях вам будут предложены различные тесты. Вы познакомитесь с новыми профессиями, с факторами выбора профессии и т.д.

Беседа по теме занятия .

- На уроках истории вы говорили о том, что у первобытных людей не было профессий, но мужчины охотились, строили жилище, женщины готовили пищу, содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти знания и навыки передавались людьми из поколения в поколение. Так появились определённые профессии.

Но не каждая трудовая деятельность является профессиональной.

Она будет таковой , если человек имеет уровень квалификации – это знания, умения, которые подтверждаются документами (аттестатами, дипломами и т.д.).

Существует также понятие “специальность” - это вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия – врач. Специальности – врач-окулист, врач-хирург и т.д.

Практическая работа.

Сейчас я вам предлагаю поработать с карточками, где указаны названия профессий и специальностей. Задание вы прочитайте каждый в своей карточке, выполните самостоятельно, а потом мы обсудим все вместе.

Примеры карточек.

Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают профессии: инженер, художник – конструктор, парикмахер, учитель рисования, директор магазина, токарь.

Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают специальности: шахтёр, химик-теоретик, столяр, литературный критик, инженер-дизайнер, фотограф.

Для того , чтобы сориентироваться в мире профессий, необходимы, прежде всего, о них знания. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми классификациями профессий, которые представлены в таблицах.

Деление профессий по характеру труда

Физические (исполнительные) профессии

- работа по заданному образцу

Кассир, телефонист, агент, продавец, машинист

Умственные (творческие) профессии

- принятие нестандартных решений и т.д.

Врач, педагог, менеджер, юрист, физик

Деление профессий по уровню квалификации

Профессии, требующие высшего образования

Врач, инженер, архитектор, режиссёр, экономист

Высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования

Бухгалтер, наладчик, оператор

Квалифицированные массовые профессии

Продавец, токарь, агент

Грузчик, подсобный рабочий

Для закрепления данного материала учащимся предлагается выполнить следующее задание:

Руководствуясь таблицами, найдите место каждой перечисленной профессии, например:

экономист – по характеру труда относится к умственным профессиям, а по уровню квалификации к профессиям, требующим высшего образования (каждый учащийся получает по одному названию профессии и анализирует вслух по образцу).

На следующем занятии мы рассмотрим классификации профессий

по уровню жёсткости требований, предъявляемых человеку;

по отраслям хозяйства;

по предмету труда.

Игра “Пессимисты и оптимисты”

Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется “Пессимисты и оптимисты”, для этого мы делимся на 2 группы. Группа оптимистов описывает достоинства, например, профессии библиотекарь, а группа “пессимистов” описывает все её недостатки. Один учащийся берёт на себя роль “арбитра” и после приведения “минусов” и “плюсов” каждой группой, подводит итоги и даёт характеристику положительных и отрицательных моментов, связанных с данной профессией.

3. Рефлексия занятия.

- Что понравилось на занятии, а что нет?

- Что узнали нового?

- Чего ждёте от следующих занятий?

Заключение.

Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.

4. Прощание. (В группе традиционно принято аплодировать друг другу в конце занятия)

Подготовить учащихся 11лласса к обдуманному выбору профессии.

развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции учащихся.

воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду.

Оборудование:

6. Таблички с типами профессий.

Если вы удачно выберете труд и вложите

в него душу, то счастье само вас отыщет.

I.
Вступительное слово(2 мин.)

(Слайд 1 – Классный час)

Труд – великое дело. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано трудом, руками людей разных профессий. И нам бы хотелось, чтобы эти люди были мастерами своего дела. Тогда дома будут надёжными, поездки на транспорте – безопасными, продукты – вкусными и полезными… Хотелось бы, чтобы в вашей будущей профессии вы стали хорошими специалистами. Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию, и уметь трудиться, и иметь характер. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно выбрать для себя профессию и не ошибиться.

(Слайд 4)

Не всякий труд называется профессией. Что же такое профессия?

— деятельность, направленная на пользу обществу,

— деятельность, требующая профессионального обучения,

— деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Итак, профессия – трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.

Мир профессий огромен. Их насчитывается более 50 тысяч, причем постоянно одни профессии появляются, другие исчезают и видоизменяются. Легко ли правильно сделать свой выбор?

(Ответы ребят)

Конечно, не просто. А ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.

(Ребята отвечают)

О некоторых профессиях мы упоминали, когда выполняли другие задания.

(Ответы ребят)

(Слайд 5 – хочу – могу – надо)

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга — очень много точек соприкосновения. Как вы думаете, какой вариант самый удачный? (№3)

Организация профориентационной работы в школе

Для осуществления грамотной профориентационной работы в школе очень важна выстроенная и стабильно функционирующая структура, в которой задействованы практически все сотрудники учебного заведения. Мягко взаимодействуя со школьниками на протяжении всего времени обучения, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными, можно успешно помочь им сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиля обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.

Стоящие перед школой задачи профориентации школьником всегда целесообразно решать с использованием множества видов деятельности, в которых так или иначе задействованы ученики. Это могут быть познавательные виды деятельности, игровые, коммуникативные, общественно-полезные и другие на усмотрение школьного руководства, психологов и учителей.

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

(Учащиеся определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

V. Интересы и склонности. (7 мин)

Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать, другому – работать на компьютере, третьему – общаться с людьми. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Надо помнить, что интересы могут меняться.

Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности. Чтобы выявить склонности, мы свами ответили на вопросы дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов). Это помогло определить, какой тип профессий вам подходит.

(Слайд 7)

Чтобы легче ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов

в зависимости от предмета труда:
(каждое – на доску)

; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Главное в этих профессиях — общение между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если вы любите общаться, контакты с людьми будут вас радовать, если нет— будут утомлять.

; к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно–художественной, актерско–сценической деятельностью.

; люди этого типа работают с техническими устройствами. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием любой техники.

; к этой группе относятся все профессии, связанные с природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.

; к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является “знаковая система”, то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

(Слайд 8)

Давайте посмотрим, какие профессии относятся к каждому типу профессий.

агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог.

инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей.

: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.

: экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, нотариус.

художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель, кроме профессиональных знаний и умения общаться, должен обладать артистизмом.

Вывод №1: при выборе профессии необходимо учитывать свои интересы и склонности. (вывод – на доску)

Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили. (предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, фотограф, швея, врач, воспитатель, военный)

Способности — это индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся заболеваний или возникновение новых?

(Слайд 10)

Кроме того, профессии каждого типа требуют от человека определённых качеств. Прочитайте следующие качества и скажите, к какому типу профессий они относятся. Какое требование повторяется для профессий всех типов?

Человек – природа:

трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;

Человек – человек:

трудолюбие, интерес к людям, доброжелательность, взаимопонимание, выдержка, вежливость, общительность;

Человек – природа:

трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;

Человек техника:

трудолюбие, точность, аккуратность, организованность, исполнительность, интерес к технике, выносливость;

Человек – художественный образ:

трудолюбие, творческий подход, художественный вкус, творческие способности, наличие фантазии, таланта.

Человек – знаковая система:

трудолюбие, аккуратность, точность, усидчивость, особые требования к мышлению, памяти, вниманию;

(Слайд 11)

Какое же требование повторяется для профессий всех типов?

(Учащиеся отвечают)

Правильно, все профессии требуют от человека трудолюбия.

(Слайд 12)

Вывод №2: при выборе профессии необходимо учитывать свои способности и состояние здоровья. (вывод – на доску)

VIII. Востребованность на рынке труда (5 мин.)

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.

В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

(Слайд 13 – вопрос)

Назовите профессии, которые нужны для производства, например, хлеба. (Ответы детей.)

(Слайд 13 – список)

Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает — это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и… (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в.

Вывод №3: при выборе профессии необходимо учитывать потребности общества в кадрах. (вывод – на доску)

X. Заключение (3 мин.)

(Слайд 15)

Успешный профессиональный выбор

– это такой выбор профессии, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности и потребности общества в кадрах.

(Слайд 16)

Удачи вам в выборе профессии!

Среда инженерной культуры

Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.

Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:

  • Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
  • Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
  • Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
  • 3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.

Внедрение проекта инженерно-технологического класса

Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.

Читайте также: