Профилактика правонарушений в молодежной среде как направление социальной работы

Обновлено: 16.05.2024

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени может преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность.

Между тем, совершенно очевидно, что эффективная предупредительно-профилактическая работа возможна лишь при повышении требовательности к любому виду отклоняющегося от общественно признанных форм поведения, к последовательному применению все более жестких мер воздействия по мере увеличения степени отклонения.

Изложенное выше придает актуальность вопросу о необходимости целенаправленного подхода к проблеме борьбы с правонарушениями, не являющимися преступными, а также с теми или иными отклонениями от требований общественной морали, которые являются питательной средой преступности. Таковы пьянство, мелкое хулиганство, наркомания, мелкие хищения, аморальные поступки. Каждое из этих проявлений может быть малозначительным но, когда подобные нарушения следуют одно за другим, когда для определенного лица (или группы лиц) они становятся повседневными, сливаясь в сплошную цепь неправомерного поведения происходит переход количества в качество. Совокупность малозначительных нарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться юридической статистикой в масштабе всей страны, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, негативное поведение такого рода должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено, как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.

Правонарушение - явление социальное, его социальный характер обусловлен массовостью нарушений требований норм права в обществе, что наносит значительный моральный и материальный вред. В социальном смысле главное в этом поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Социальная характеристика правонарушений содержит, по крайней мере, четыре существенных момента:

Правонарушение всегда общественно вредно. Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям. Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений.

Отношения, подвергаемые правовому регулированию очень многообразны, и соответственно настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением. Вред может быть материальным и моральным, измеряемым и не измеряемым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым. Формы проявления вреда, стадии его развития многообразны. Поэтому вред общественным отношениям причиняется не только тогда, когда уничтожаются какие-либо материальные ценности, причиняется моральный вред, но и тогда когда, например, сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен подложный документ, не используемый пока по своему назначению.

Таким образом, правонарушением является не только противоправное деяние, повлекшее наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.

Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений.

Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей.

Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющих собой определенные элементы социальной психологии, получающее проявление в искаженных потребностях и интересах - именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения. Итак, правонарушение это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного субъекта.

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних.

Предупреждение преступности - это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности. Предупреждение преступлений предполагает: осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер; проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений; своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка. Вопросы предупреждения преступности должны находиться в центре внимания общества и государства. Предупреждение преступности может и должно планироваться. Однако планы должны носить не декларативный характер, а конкретный, с учетом материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительной системы.

Для успешной работы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями. Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.


Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления:

предупреждение совершения правонарушений;
последовательная реализация юридической ответственности за уже совершенные правонарушения.
Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.


Основными задачами профилактики правонарушений являются:

формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
устранение причин и условий совершения правонарушений;
недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.
Основные направления профилактики правонарушений:

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.


Общая профилактика правонарушений:

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;
анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других, связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;
прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений:

профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
оказание помощи профилактируемому лицу;
осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
привлечение родственников, других лиц к воздействию;
другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Данная статья представляет собой исследование, в котором рассмотрены вопросы воспитания, а так же причины правонарушений в молодежной среде. Излагаются традиционные и инновационные методы аудиторного обучения, вопросы правового воспитания молодежи как средство профилактики правонарушений. Раскрыта роль государства, образовательных учреждений и других организаций в профилактике правонарушений в молодежной среде. Сделан сравнительный анализ, комплексного подхода правового воспитания несовершеннолетних, обучающихся и молодежи. В заключении предложены рекомендации для эффективной деятельности организаций по профилактике правонарушений в молодежной среде.

Ключевые слова: правовое воспитание, учебные заведения, образование, правонарушения, профилактика, молодежная среда, государство.

Ismailova L.M.

PhD in Philosophy, Chechen State Universiti

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS AS A MEANS OF CRIME PREVENTION IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Abstract

This article presents a study which examined the issues of education, and the causes of crime among young people. Presents traditional and innovative methods of classroom teaching, the issues of legal education of youth as a means of crime prevention. The role of the state, educational institutions and other organizations in crime prevention in the youth environment. A comparative analysis, an integrated approach of legal education of minors, students and youth. In conclusion, the proposed recommendations for the effective operation of organizations on crime prevention in the youth environment.

Keywords: legal education, educational institution, education, delinquency, prevention, youth, state.

Так сложилось исторически, что проблемные явления в молодежной среде носили приоритетный характер на любом этапе развития общества. Молодая категория населения является основой общества и рассматривается как одна из важнейших не только на уровне сферы образования, но и на государственном уровне тоже. Главной причиной нарушения норм поведения молодыми людьми, по мнению специалистов, является отсутствие у них знаний в области права, а так же представления о последствиях этого правонарушения. Многие считают, что большую роль в поведении молодого человека играет психологический и возрастной фактор. В этом возрасте молодые люди легко попадаю под влияние, как положительное так и к сожалению отрицательное. Правонарушения, в молодежной среде, вызывают тревогу, так как по сравнению с взрослой, преступность в молодежной среде, отличается высокой степенью активности и динамичности. Совершив правонарушение в юном возрасте, молодые люди трудно поддаются коррекции, становясь потенциалом для взрослой преступности.

Проблема связанная с регулированием системы правового воспитания несовершеннолетних, заключается в том, что несмотря на последовательную работу в учебных заведениях, на практике фактически не падает преступность в молодежной среде. Хотя нельзя не учитывать тот факт что в студенческой среде мы наблюдаем правонарушения исключительно в редких случаях и это результат деятельности, думаю со мной согласятся многие, прежде всего педагогов и воспитателей.

Для всестороннего изучения данной проблемы и обобщения опыта профилактики правонарушений требуется на мой взгляд решение следующих важных задач: Это исследование закономерностей и особенностей, определяющих проблему подростковой преступности; Выявление основных причин способствующих росту преступности в молодежной среде; Изучение особенностей назначения наказаний несовершеннолетним; Обобщение и выделение наиболее эффективных мер по профилактике правонарушений в молодежной среде; Разработка обоснованных предложений по совершенствованию работы направленной на профилактику правонарушений.

Несомненно, в образовательных учреждениях, в силу своих возможностей и способностей, проводится воспитательная работа по профилактике правонарушений, разрабатываются программы, проводятся конкурсы проектов, работают комиссии, созданные из специалистов, педагогов, воспитателей, психологов.

Исследование и анализ данной проблемы подтверждает необходимость совершенствования форм и методов проведения гражданско-правового воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.

В учебных заведениях немаловажно сформировать ту среду, которая позволит студентам гармонично развиваться как личностям творческим, здоровыми жизненными убеждениями, этическими принципами, социальной ответственностью и гражданской позицией.

Так к примеру с целью формирования установок на здоровый образ жизни в Чеченском государственном университете начиная с первых дней обучения проводится целый комплекс внеаудиторных мероприятий, направленных на привитие обучающимся традиций родного вуза и края.

Еще на первом курсе обучения в нашем вузе организуются тематические встречи и беседы студентов с представителями правоохранительных органов, религиозных объединений, а так же внеаудиторные мероприятия и занятия в форме ролевых игр с решением задач приближенных к проблемным жизненным ситуациям. Итогом такого общения становится повышение качества организации воспитательной работы. Данная форма легла в основу системы организации воспитательной работы Чеченского государственного университета. Все звенья учебного и воспитательного процесса в ЧГУ направлены на удовлетворение интересов и способностей личности, а так же подготовки конкурентоспособных специалистов.[2, С-35].

Изучение проблем преступности в молодежной среде, всегда требовала учета политической и социально-экономической ситуации, что непосредственно влияет на криминогенные процессы. Особенно чувствительно реагируют на эти процессы оказывая негативное воздействие молодежная и подростковая среда.

Еще не может не вызывать тревогу то обстоятельство, что в общей структуре преступности, опережающими темпами растет рецидив.

Более того криминализация молодежной среды происходит и на фоне таких негативных явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества.

Несомненно, государство располагает разнообразными средствами профилактики предупреждения преступности несовершеннолетних, экстремизма и шовинизма в молодежной среде. Это такие мероприятия как социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, правовое предупреждение. Существующие специальные профилактические проекты, скоординированная работа с молодежью, единая система воспитания, несомненно, являются способствующим фактором реализации государственной политики предупреждения экстремистских явлений [1. C- 136].

С одной стороны, цель такой политики защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой защита общества от преступных посягательств с их стороны. Но к сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в области профилактики правонарушений.

Сегодня этой экспансии негативных проблем необходимо противопоставить задачи, которые ставит перед собой современное гражданское общество – здоровый образ жизни, отказ от наркотиков, семейные ценности, культура любви и человеческих взаимоотношений, правовая культура.

В связи с тем, что молодые люди больше подвержены влиянию в период перехода в категорию взрослых, создание благоприятных условий для артодоксального и культурного развития стало еще более важным.

Молодому поколению всегда необходимо чувствовать, что они нужны, их ценят, ими дорожат. Так, например занятия спортом, музыкой, танцами, литературой и театром помогают молодым людям постичь себя, определить свою способность взаимодействовать с другими. Социальные молодежные проекты, начатые и управляемые собственно молодыми людьми, помогают приобрести чувство самоуважения и независимости. Такие досуговые мероприятия и отдых способствуют борьбе с национальными и расовыми предрассудками, объединяя молодых в более широкую общность.

Таким образом, необходимо отвлечь молодых людей от антагонистического настроя и ситуаций, ведущих к правонарушениям, оказать им поддержку в выборе жизненных преференций.

В связи с этим конечно возрастает и внимание к воспитательной работе, но на практике мы часто встречаемся с тем, что разбрасываем воспитательную работу на комплекс мероприятий, по которым работаем каждый в отдельности. Количество профилактических мероприятий, как нам известно, сдерживают и даже снижают дефиниции негативные явления, но для предупреждения правонарушений в молодежной среде на сегодня этого не достаточно. Исторический опыт подводит нас к пониманию, что проблемы в становлении личности и социальная гармония могут быть достигнуты не только развитием науки и техники, но и продуманной системой воспитания. То есть к такой системе, в которой установилось бы поколение, способное к выполнению долга из творческого импульса. Жизненный опыт подтверждает, что предназначение человека – самый главный жизненный вопрос, который находится на стыке его уникальных способностей и талантов. А реализация предназначения есть естественная программа развития человека.

Сегодня как никогда необходимо, чтобы было единое совместное видение системы воспитания молодого поколения.

И чтобы добиться продуктивного, эффективного результата необходимо перейти от комплекса мероприятий к единой системе воспитания, к совместной и скоординированной работе всей сети услуг для молодых людей – системы образования, занятости, социальное обеспечение, занятости в часы досуга и культурные мероприятия и других систем, организаций, причастных к воспитанию молодого поколения.

Говоря о системе образования хочется отметить, что положительно скажется и совершенствование воспитательной работы в учебных заведениях (создать комиссии по профилактике правонарушений, разработать проекты программ профилактики правонарушений, сделать ее эффективнее методами разнообразия организации досуга молодежи).

Необходимо объединить, скоординировать деятельность всех организаций структурных подразделений причастных к воспитанию молодого поколения.

На городско , региональном и федеральном уровнях разработать положения о проведении конкурса работ, проектов, программ по профилактике правонарушений в молодежной среде с дальнейшими рекомендациями и внедрением лучших работ в воспитательный процесс учебных заведений.

На мой взгляд, сегодня как никогда возникает острая необходимость в разработке программ по перевоспитанию несовершеннолетних в местах заключения, через воспитательные трудовые работы. А так же появилась острая необходимость в подготовке воспитателей, психологов и других специалистов в работе со специфическим контингентом молодежи, то есть с девиантным поведением. В соответствии с законодательством РФ одним из основных принципов наказания является перевоспитание правонарушителя.

Конечно же, хотелось бы отметить, что эффективность мер по профилактике правонарушений в молодежной среде в системе воспитания, и значимость этой системы в целом зависит от эффективного применения на практике каждого ее составного элемента и на всех уровнях воспитания

Консолидации образовательных учреждений, комитетов по делам детей и молодежи, различных религиозных конфессии, следственных органов по делам несовершеннолетних и других подразделений задействованных в воспитания молодого поколения.

Работа по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде системно проводится во всех муниципальных образованиях Тверской области.

Проведение массовых молодежных мероприятий занимает значительное место в работе Комитета по делам молодежи Тверской области. Спектр проводимых массовых мероприятий широк и разнообразен. Все эти мероприятия, в свою очередь, позволяют организовать отдых и досуг молодежи и являются действенным элементом работы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде путем вовлечения в позитивную деятельность.

В числе таких мероприятий – многочисленные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни, а также мероприятия, стимулирующие развитие интеллектуальных и творческих способностей молодежи.

Исходя из положительного опыта предыдущих лет, одной из целесообразных форм практического приобретения молодежью профессиональных навыков и одновременно вовлечения их в общественно полезную деятельность является организация трудоустройства в составе трудовых молодежных отрядов. На территории Тверской области работают сельскохозяйственные студенческие отряды, биологические, сервисные, социальные и т.д. Активная работа ведется Тверским областным штабом студенческих трудовых отрядов, который тесно взаимодействует со штабами студенческих трудовых отрядов, действующих на базе высших и среднеспециальных учебных заведений Тверской области.

Подавляющее большинство массовых молодежных мероприятий, проводимых Комитетом по делам молодежи Тверской области, реализуется в период летних каникул, что позволяет проводить их в форме палаточных лагерей.



Огромное значение в профилактике асоциальных явлений среди молодежи имеет патриотическое воспитание, вовлечение молодых людей в деятельность военно-патриотических клубов, общественных объединений правовой и правоохранительной направленности, участие в военно-спортивных играх, экспедициях по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В целом, на территории Тверской области успешно работают более 300 детских и молодежных общественных объединений, что является важным звеном в системе социальной адаптации молодежи. Это способствует снижению роли неформальных молодежных объединений и групп, формированию у граждан, в том числе подростков и молодежи, толерантности как основы стабильности жизни и развития общества, объединению и консолидации общества на основе нравственных ценностей, а также препятствует распространению межнациональных (межэтнических) конфликтов в молодежной среде.

По рекомендации Антинаркотической комиссии в Тверской области при Комитете по делам молодежи Тверской области создан Координационный центр волонтерского антинаркотического движения Тверской области .




Социальные видеоролики:





Информация о вреде наркотиков, психоактивных веществ, энергетических напитков и о том, как обезопасить себя и своего ребёнка от употребления данных веществ!
Жизнь - это священный дар и нужно правильно ею распоряжаться - ведите здоровый образ жизни и берегите себя и своих близких!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, а также социальными институтами детства. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности, часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

I. Общая характеристика асоциального поведения среди молодежи

1.1 Предпосылки возникновения преступности среди молодежи

Первое, что со всей очевидностью бросается в глаза, - это тот факт, что синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит соответствующее число девочек в отношении 10:1. Однако следует отметить, что среди мальчиков преобладают также и другие расстройства поведения, не имеющие антиобщественной направленности. В этих случаях преобладание мальчиков менее выражено, но пропорция всё-таки сохраняется в отношении 3:1.

Отдельные антиобщественные поступки слишком часто совершают подростками и поэтому не имеют большого значения. Даже среди несовершеннолетних, которые были осуждены за антиобщественные поступки, около половины никогда более не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств поведения.

Из группы подростков с асоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии отличается психическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в четвёртой части случае были выявлены психопатические расстройства личности. Эти довольно плохие последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребёнка. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом. Следует также отметить, что в тех случаях, когда дети воруют только в собственной семье или всего лишь прогуливают школу, прогноз значительно лучше.

Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них отмечают такие особенности темперамента, как импульсивность и непослушание. Агрессивность, самоуверенность и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже частые явления. В проведённых исследованиях установлено, что у агрессивных мальчиков в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрения.

Для детей с хроническими расстройствами типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.

Дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих по крайней мере четырёх или пять детей. Причины того, почему в таких случаях дети особенно подвержены риску, пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большей вероятностью разногласий в большой семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями.

Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьёзное отставание в усвоении знаний в школе и в других учебных заведениях. Факт неуспеха обучения приводит некоторых подростков к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.

Интеллект многих подростков с расстройством поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди подростков с ограниченной травмой мозга. Другими словами, ограниченная травма мозга увеличивает риск возникновения расстройства поведения у подростка, но это справедливо лишь по отношению к незначительному меньшинству молодых людей.

Создаётся впечатление, что это в какой-то степени зависит от царящей в школе атмосфера, от стиля принятой в ней системы преподавания или дисциплины, которые либо предполагают к совершению асоциальных поступков, либо препятствуют их возникновению. Но до сих пор практически ничего не известно о том, что представляет собой эти влияния и насколько сильный эффект они оказывают.

1.2 Классификация видов отклоняющегося поведения

Асоциальное (аморальное) поведение.

Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Антисоциальное (делинквентное) поведение.

Поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

1.3 Факторы и особенности отдельных форм девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

2.1 Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения - объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно - досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно - досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно - досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Читайте также: