Профессия является чем для человека

Обновлено: 23.04.2024

“Все работы хороши, все профессии важны” - верно ведь? Необходима ли работа в принципе? И как определиться с выбором, когда ты такой разносторонний?

К счастью или сожалению, мир людей устроен так, что рано или поздно нам приходится узко профилировать свою деятельность, во имя зарабатывания денег, ну или самореализации - что гораздо реже случается. Эволюция подарила нам мозг, способный и ориентированный на занятость сложными\не очень вещами, эволюция общества разделила Труд на всевозможные виды деятельности. Сомневаться в естественности данного феномена не приходится, по моему. Каким бы интеллектуально развитым ты ни был (или наоборот) - всем необходимо фокусировать свои мыслительные и/или механические усилия на определенную точку, время от времени. Наверное все же, можно жить одним только потреблением, или созиданием, но я не уверен.

Что касаемо вопроса о необходимости работы для высокоинтеллектуальных личностей, тех самых созидателей, то здесь нет однозначного ответа. Увы, меня это мало касается, я бы и хотел, но не могу отречься от окружающей действительности и сопутствующих ее обязанностей. На ум приходят несколько примеров подобного человека, но почти все они сковываются вопросами о понятии слова “работа”. Один же пример из реальной жизни, всплывает от образов монахов-буддистов или других не сильно испорченных религий. Но опять же, и здесь воображаются только образы вероятных людей. Перенося все это на реальную жизнь, думается, что жизнь без заработка, тем или иным способом (или с тем или иным “заработком”), нереальна.

Однако, вовсе не значит, что не стоит стремиться к сознательной отстраненности от мирского. Как Анархизм - утопическая, невозможная концепция идеального общества, тем не менее, является ориентиром для движения в правильную сторону, при построении чего-то реалистичного, в сфере устройства масс человеческих.

Раз уж мы выяснили, что когда вы не доктор Манхэттен или будда, так или иначе придется обеспечивать себя.

Рассмотрим вопрос о приемлемости тех или иных профессий с разных точек зрения.

В плане актуальности профессий, избыточность мнений, может рассудить только рынок - если есть необходимость в той или иной деятельности, она и будет присутствовать, пусть даже если это будет перекладывания листков бумаги из одной стопки в другую.

Со стороны собственных убеждений, профессии отличаются разными степенями законности, моральных установок и вкуса. Полно людей, для которых убивать или торговать наркотиками, вполне нормально. Здесь все зависит от того, как сильно вас стукнуло головой по жизни. Что же касается вкуса, люди по тем или иным причинам, отказываются\соглашаются и ненавидят определенные виды работ. К примеру я совершенно не переношу сферу обслуживание других людей. Работая, когда-то, барменом, достаточно насмотрелся на обитателей нижнего мира, в непосредственной близости. Или же отвращение к армии, правоохранительным органам, чиновникам, всем тем кто считает дозволенным попирать права людей, без каких либо на то оснований.

Даже не было восемнадцати в то время, когда меня поставили перед, изначально ограниченным, выбором будущей профессии, сразу же после школы. Всего одно лето на это, мозг ребенка совершенно не воспринимал всю серьезность происходящего до конца. Не могу сказать, что из своего времени в вышке, не изъял ничего хорошего, но выкручиваться и искать позитив можно во всем, само собой, тем не менее, в плане самореализации в профессиональном плане это был достаточно протяженный тормоз. Все же исключений не исключаю. Однако, мне не повезло встретить людей, удовлетворенных своим выбором. В то же время, переезд от родителей, начало какой либо самостоятельности - вот, самое лучшее и важное во всем происходящем. Университет, в этом плане - лайт версия взрослой жизни. Ты вроде бы уже и один на один со своей жизнью, но все еще, время от времени, находишься под присмотром старших.

Вопрос: зачем вообще идти в высшее учебное? Ответ: исключительно для мотивации, вовлеченности, обязательств, ну и (местами) корочки. Мы живем во времена интернета, общедоступных библиотек - в универ совершенно не обязательно ходить, чтобы обучиться какому либо навыку.

“Никогда не поздно учиться!” - С возрастом все с большим трудом вбивается данная истина в голову, тем не менее логики не теряет никогда. Учиться, совершенствоваться, менять работу, должность, место жительства - дико сложные задачи, конечно, но нет в этом мире ничего важного и простого, в то же время. Единственное, что действительно всегда не во время, это - отказ от действия.

Страх смерти состоит не в том, как много ты боишься потерять, а в том сколько всего

Двадцатые! Столько интересных профессий, так много всего подсветил интернет. Действительно, иногда разрываешься на части: “куда вложить свое время?” За что основательно взяться, чтобы удовлетворить в будущем потребности и не умереть со скуки?

Хочется уяснить один момент сразу - нет ничего невозможного, ты можешь быть кем угодно, если однажды этим был другой человек. Тем не менее, любое начинание или событие подчиняется Вероятности. Самая предпочтительная работа из всех имеющихся - доступна для нас (в том или ином виде), однако вероятность ее заполучить далеко не всегда равна 99%. Не буду пытаться выводить конкретную формулу, со всеми переменными, по типу возраста, сложности в обучении и тому подобного, однако хотел бы остановиться на важности Действий. Конечно, есть миллионные доли вероятности, что на тебя свалится мешок с деньгами, или позвонит Цукерберг, попросит занять его место, но по сути, достижение цели - это результат повышения шанса на успех.

Везет лучшим! Поэтому, для получения желаемого необходимо действовать, повышая вероятность удачного стечения обстоятельств.

Каковы твои шансы научиться делать заднее сальто с места? Если, у тебя нет существенных ограничений в движениях - шанс уже не нулевой. В зависимости от стартовых значений (возраста, физических данных, ловкости) ты будешь иметь, в хорошем случае, 20% вероятности на удачный трюк с первого раза. Как повысить данное значение? Очевидно изменяя остальные переменные функции: уровня физических данных, времени практики, прочитанных и просмотренных материалов по теме. Пройдя определенный путь развития, мы повышаем шанс на успех. Абсолютно то же самое со всей нашей жизнью. У всего есть своя причина и следствие. Человек мечтающий стать художником, не станет им только от желания.

Есть несколько претендентов на выбор, куда хочется инвестировать свое время и усилия? Потрать сначала один день, одну неделю, один месяц, на то чтобы определиться с выбором, а иначе можно за всю жизнь не решить эту задачу. Лист бумаги, документ на компьютере - распиши плюсы и минусы данных проектов, оцени свои шансы на успех.

Есть две крутых фразы на памяти, в тему. Ничего нового не привносят, тем не менее, что-то красивое, можно будет запомнить из данной статьи.

“Дорогу осилит идущий”

“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”

Если я, идущий, стучащий, просящий определился с выбором объекта максимального вливания внимания, как же быть со всем остальным миром, таким разнообразным? Научиться любому делу можно относительно быстро, все зависит от вложенных усилий в каждую минуту обучения и общее время занятий в целом. Никто не обязывает (я конечно сомневаюсь в реальности такого) вас, с первого дня обучения и до конца жизни, без какого либо отвлечения, заниматься одним только делом и ничем другим. Можно быть и смотрителем зоопарка и преподавателем и музыкантом в одном лице.

Если ты уже дочитал до этого места, скорее всего понимаешь откуда растут ноги у подобного рода вопросов. Неопределенность в будущем, метания от одного дела к другому, с перерывами на прокрастинацию и постоянные копания в себе. Возможно у тебя уже есть какая то работа, но чертовски хочется оттуда сбежать, но не ясно куда. Быть может поздно уже что-то менять?

В нашей жизни есть только одно рано - время до нашего рождения. Есть одно поздно - когда умрем. В промежутке между этими странными событиями можно делать что угодно. Даже совершенствоваться!

Зачем выбирать профессию?

Привет, друзья! Меня зовут Эльмира Давыдова, я — профориентолог. В прошлый раз мы говорили о том, что такое профориентация. Теперь я хочу поделиться с вами накопленным опытом и облегчить вам задачу — выбор профессии. Моя же задача — помочь вам выбрать ПРАВИЛЬНУЮ профессию, исходя из ваших потребностей и жизненных обстоятельств. Уверена, вы попали в эту статью не случайно. Не пугайтесь её размеров, информация очень полезна и даст вам пищу для размышления. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Поговорим сегодня о том, зачем выбирать профессию.

зачем выбирать профессию

Профессия и работа

Сначала скажу, что такое Профессия. Профессия — это деятельность, требующая длительной подготовки. А что же такое работа? Работа — это практические действия в рамках определенной профессии. Впрочем, не всегда работа делается в рамках профессии. Есть работы, которые могут выполнять люди и через несколько дней учебы. Например, профессия продавца в магазине, оператора ПК не нуждается в длительной подготовке. Внимание: эти работы я уважаю, они трудны и требуют внимания , но им долго не учатся. Любой способный к ней человек может начать эту работу сходу.

Но долго задерживаться на такой работе, не требующей подготовки — опасно.Чтобы крепче стоять на ногах в жизни надо приобрести профессию , и уже в ее рамках двигаться от одного работодателя к другому. Или открыть свое дело.

Говоря образно, профессия — это нить, на которую нанизаны бусы — работы.

Когда мы говорим о выборе профессии — мы, значит, говорим о выборе такой деятельности, к которой надо долго идти — от нескольких месяцев до нескольких лет. Слово " выбирать" предполагает активное поведение самого выбирающего и отсев всего того, что не подходит ему.

Что будет, если не выбирать профессию?

Итак, зачем же выбирать -то? Нельзя, что ли, не выбирать?

Представим себе обратное — вы не выбираете профессию.

Что будет? Вот варианты сценариев:

1. Выбор родителей

За вас это сделает кто-то другой. Например, мама или папа или даже тетя

Так нередко и бывает. Старшие в семье могут исходить из каких-либо соображений, никак не связанных с вашими желаниями и способностями.


Старшие иногда руководствуются прагматикой.

Василий, 17 лет. Производит впечатление вялого человека, безынициативного. Родители работают в реальном секторе экономики, в торгово-экономическом. Когда дошло дело до вопроса, а умеет ли Василий рисовать — то произошло чудо, и мне показали фантастические рисунки Васи! Вася был художник. Его учили в художественной школе, да. Но и природные данные просто очевидны! Поверьте мне: мне есть с чем сравнивать! Я же всем этот вопрос задаю. И прошу нарисовать или хотя бы срисовать. А тут — редкий случай! Как вы думаете, ценит ли данная семья этот талант своего сына? Ценит. И определяет для него место в жизни Васи: хобби. Не хотят они, чтобы Вася двинулся в сторону дизайна или архитектуры! Нет. А почему? Потому что думают, будто архитектор это несерьезная профессия. То ли дело проектировщик инженерных систем зданий. На это согласились. Это серьезно. Этим заработаешь. Вот таков прагматический подход.

Сделаю тут пометку на полях. По-моему, если человек чем-то одарен, очевидно одарен, то эта одаренность требует к себе внимания. Она хочет прорасти. И этим она будет, возможно, мешать и беспокоить. Человек нередко чувствует смутную тоску.

Вот случай, когда девушка поддалась маме и не пошла в психологи, а пошла во врачи. Мама владеет медицинской клиникой. Мама, конечно, хочет работать с дочерью. Как я ее понимаю! Вдвоем легче. Но нет. Дочь поступила в институт, проучившись год, начала прогуливать, скрываясь от мамы, стыдясь этого, была отчислена, восстановилась и снова сорвалась. Так она оказалась у меня. Мы нашли другую профессию, близкую к медицине. Но — что сказать маме! И вот вторая встреча — уже с мамой и дочерью. Это уже была сессия семейной терапии. Не беспокойтесь, я училась и семейной терапии тоже. Все разрешилось благополучно. То есть мама узнала чувства дочери. А дочь мамины чувства. Да, бывают у моей профориентационной консультации продолжения. В данном случае мы работали над семейными отношениями. Бывают случаи, когда человек хочет уточнить направление движения или сделать резюме, обсудить поведение на собеседовании. Жизнь идет! Она ставит новые вопросы.

Старшие руководствуются не прагматикой, а своими детскими мечтами.

То есть они хотят, чтобы вы совершили то, чего не совершили по какой-либо причине они.

Мама очень хотела стать гимнасткой, но не стала, ей не дали, не сложилось. Она всеми силами заставила сына заняться этим видом спорта. Он достиг определенных успехов, выступил на чемпионате страны, занял там седьмое место. Ему уже 25, ему и стыдно, и не интересно. Ну, пора бы уже остановиться. Он хочет остановиться. Но не может. Мама не дает. Сильная мама. Мы нашли другую профессию. Совсем далекую. Он пошел учиться на инженера по наладке медицинского оборудования. Было в нем инженерное зерно, которое мама не замечала. Парень пошел учиться. Тайно от мамы. Мамы.

Не путайте себя с вашими детьми!

Старшие иногда руководствуются чужим примером.

"А вот Юля, помнишь Юлю — она учится на пиарщика . Ей нравится!" В этом случае не просматривается сугубой прагматики, она есть, конечно, но она не главное. Здесь, по-моему, корень в другом : мы совсем не понимаем, к чему способен наш ребенок. И родители с детьми стараются кругом ходить и всё смотреть. Они активные — дети нет. На днях открытых дверей могут завлекать: идите к нам, вы будете управлять страной! Вы будете аналитиками!

И я привожу в примеры биографии сегодняшних лидеров стран, рассказываю, кто где учился и в какой момент и почему стал влиятельным лицом. Сложно ребенку, очень сложно представить себе, что профессиональная дорога — это длинный путь. И что подарки судьба делает человеку трудолюбивому. Выбирая профессию ребенку, я приглашаю родителей, они во время нашего совещания служат заземлению, они делают выбор более реалистичным.

Я поняла: очень прагматичным быть не прагматично. Потому что одними деньгами не проживешь. И силу взять негде на профессию, которая неприятна.

Скажу исключение. Иногда приводят детей с мозговыми нарушениями. И о больших заработках речь не идет. И мы выбираем деятельность посильную в причудливом порой месте, но это защищенность, это работа. Жаль, в России нет системы трудоустройства таких детей.


2. Выбирают за вас друзья, приятели

профессию выбирают друзья

Потому что, как ни крути, а все же вы особенный. Они, может быть, могут такое, чего не можете вы. А вы можете такое, чего не могут они. Например, вам работать с людьми лучше, чем с техникой, они вам понятнее. А им ничего не стоит разобраться в двигателе внутреннего сгорания. Они даже не знают, откуда они его знают, этот двигатель автомобильный. Они знают. А вы нет. С трудом что-то вы вспоминаете из учебника физики. В общем, все люди разные, даже если они дети одних родителей. И надо торить свою дорогу, как вода в песке торит свой путь. Если вы не любите физику или химию — в этом нет ничего постыдного. Надо только понять, с каким материалом или предметом вам радостнее работать.

Объект и действие

А какие есть предметы или материалы? Вот какие: люди (а среди них дети) персонально, группы людей, ткани, дерево, техника (какая), растения, животные, ткани живых ( или бывших живыми) организмов, картинки, документы, числа, иные знаки, чертежи, слово (текст), звук, мука и мясо.

Выбрать профессию — это значит выбрать вот этот самый предмет для себя. И потом уже действия с этим предметом. Если вам не нравится с цифрами производить манипуляции, то так себе и скажите: не хочу этого. Есть другие, как видно, объекты — ищите себе объект. И скажите себе: да, вот он, мой объект: животное.

Но только имейте в виду: вам придется иметь дело с объектом каждый день. Не всегда, выбирая профессию, люди помнят это.

Стоит спросить себя: какое животное? И стоит спросить: а что я буду с ним делать? Делать с ним можно вот что: лечить ( резать, уколы делать, даже усыплять иногда), дрессировать, разводить, объезжать, фотографировать, исследовать их, пасти, закупать и продавать, готовить к выставкам, стричь .


выбрать правильную профессию значит быть в своей тарелке

Нужно выбрать правильную профессию, чтобы не заниматься цифрами или чертежами целый день, если вы этого не хотите. Или не работать с людьми целый день, если вы от этого устаете.

Кстати, я сразу вижу такого человека, который от людей устает, его взор направлен не на собеседника. И я редко в этом ошибалась. И если мне такой человек говорит, что он хочет работать с людьми, я сразу же понимаю, что это он заблуждается. И вскоре человек тоже начинает понимать это.

Бывает, что человек о себе говорит: я креативный. И я ему даю задачку на креативность. И всё обнаруживается. По цвету лица я не могу определить степень креативности. Хотя по характеру одежды много чего можно понять. Но человек сложен, сложен, сложен, загадочен и непостижим. На этом настаиваю.

Итак, зачем выбирать профессию? А вот затем, чтобы оказаться в своей тарелке (среди своих по духу людей) и делать то, что хочешь делать с тем объектом, с которым хочешь это дело делать.

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Отличие профессии от должности

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий определённого комплекса специальных знаний, практических навыков, приобретаемых в результате профессионального обучения и накопленного опыта, которые дают возможность осуществлять работу в определённой сфере производства. Иначе говоря, это обособленный (очерченный) в рамках общественного разделения труда комплекс действий, который требует соответствующих знаний и образования.

Профессия в жизни каждого человека является одной из основных категорий, поскольку во многом определяет его дальнейшую судьбу и самореализацию. При профессиональном выборе будущий специалист руководствуется уже имеющимся у него личностными убеждениями, установками и ценностями, которые можно отнести к абсолютным.

Социально-исторические аспекты становления профессий

Социально-исторические аспекты становления профессий

  • наследования (крестьянин, ремесленник);
  • обета (солдат);
  • служебной клятвы (чиновник);
  • рукоположения (священник) и др.

К древнейшим раннеисторическим профессиям относятся кузнец, воин, плотник, целитель, жрец, гонец, шут, трубадур и др. Большинство профессий – результат прогрессивного разделения труда. Они часто имеют многовековую традицию, поскольку многие достижения, необходимые или желаемые обществом, по существу оставались постоянными. Отсюда и бросающийся в глаза социальный облик профессиональной наследственности.

В античном мире было всего три профессиональных области:

  • духовенство;
  • медицина;
  • право.

Эти три профессиональные области держались на конкретных кодексах этики. Почти везде требовалось, чтобы кандидат в профессию принимал определённого рода присягу, что тот будет придерживаться этих этических принципов. Эти три профессии также предлагали и требовали от своих членов непрерывного и интенсивного обучения (в зависимости от значимости, ценности и важности каждого из них).

В средние века богословы, рассматривали профессию в двух частичных аспектах:

Мартин Лютер обобщил оба аспекта, потому что христиане следовали внутреннему и внешнему призванию в любой деятельности. Это внутреннее призвание делает любую деятельность, в том числе и в семье, профессией. Vocatio interna – это внутреннее призвание человека к священной должности (священника или монаха), исходящее от Бога. Внутреннее призвание – это занимаемое духовное служение, внешнее призвание. Оно касалось светских сословий.

В некоторых профессиях особое внимание уделялось так называемому призванию человека (например, священник, врач, учитель, фармацевт, судья).

В рамках последующей секуляризации религиозные составляющие исчезли, а социальная приверженность сохранилась в рамках разделения труда. Профессии и профессиональное образование контролировали ремесленную деятельность и представляли сословный общественный порядок.

К современным профессиям относятся, в частности, медсёстры, архитекторы, инженеры, программисты, социальные работники и др. Профессии сегодня подвергаются более или менее сильным изменениям, особенно в отношении условий труда.

Социально-экономическое содержание, признаки и критерии профессий

Признаки и критерии профессий

В социальных науках на протяжении многих лет преобладала точка зрения, происходящая из парадигмы функционализма. Согласно этой точке зрения, профессии возникают для удовлетворения определённых потребностей общества и обеспечения высокого уровня услуг. Отсюда профессионализм определяется высоким уровнем выполнения конкретного действия. Сегодня часто, однако считается, что профессия – это процесс, в котором определённые социальные группы и профессионалы приобретают контроль над процессом работы, а, следовательно, это процесс получения социальной власти.

К возможным критериям профессионализации, в частности, относятся:

  • принцип лицензирования (свидетельство, диплом о высшем образовании и т. д., подтверждающее право на занятие определённой профессией), выполнение критериев формального образования необходимо для принадлежности к профессии независимо от фактической знаний и навыков;
  • социальное согласие на право принятия решения за кого-то, навязывания ему своей воли (например, врач принимает решение за пациента о сроке визита и т. п.)
  • широко признанное право инициирования контактов (право потребовать от клиента, чтобы тот явился в указанный им срок);
  • отсутствие права на забастовку, когда представитель профессии имеет обязанности в отношении своих начальников, но не имеет права выражать свои взгляды или возражения в виде забастовки (например, военные);
  • этический кодекс (свод этических норм и нравственных ценностей, характерный для данной профессии):
  • профессиональные ассоциации (профессии часто объединяют своих членов в корпорации; членство в корпорации, может, наоборот, быть условием права на профессию).

Профессия определяется содержанием и характером выполняемой работы в процессе производства, выполняемой задачей. Для профессии характерны объединения в профессиональные ассоциации, создание собственных этических кодексов, а также ограничение доступа к юридической практике в отношении лиц, не принадлежащих организации.

Существенными признаками профессии являются:

  • обширная подготовка и обучение для реализации профессиональной практики;
  • интеллектуальная составляющая;
  • общественная полезность и важность для государства;
  • профессиональные организации;
  • самостоятельность в работе и принятии решений;
  • корпоративные ценности и др.

Существуют тысячи профессий. У каждого государства есть свой собственный перечень существующих профессий (классификаторы). Профессии классифицируются по определённым критериям:

  • в зависимости от применяемых средств труда (машинист, автоматчик);
  • в зависимости от предметов труда (машиностроитель, шахтёр);
  • по способу воздействия на предмет труда (бурильщик, формовщик) и др.

По своему положению относительно профессии выделяются 2 важнейших субъекта:

  • работодатель – это человек, который управляет собственным бизнесом, государственной организацией или независимым делом с определённым интересом и нанимает одного или нескольких сотрудников;
  • сотрудник – это человек, который работает на работодателя в государственном или частном секторе и получает вознаграждение в виде зарплаты, комиссионных, вознаграждений в денежной или натуральной форме.

Конституции большинства стран мира гарантируют право свободного выбора профессии, места работы и обучения. Под профессией конституционно понимается любая долгосрочная человеческая деятельность, направленная на систематическое получение дохода. Это набор работ и рабочих задач, которые по своему содержанию и типу задач организационно и технологически настолько взаимосвязаны, что их выполняет один исполнитель. Этот исполнитель имеет соответствующие знания, умения и навыки.

С точки зрения государственной статистики, профессия подразумевает работу (рабочее место), которую осуществляет человек с целью приобретения средств на жизнь.

Профессия, идентификация и социальный статус

Профессия и социальный статус

Профессия также представляет собой совокупность относительно устойчивых, грамотно и систематически осуществляемых видов деятельности, которые во многом определяют социальный статус человека. Она предполагает контроль над определёнными приёмами, рабочими операциями и манипуляциями, а также соответствующие теоретические знания.

Содержание профессии, помимо получения дохода и приобретения пенсионных накоплений, заключается исторически в личных интересах, ценностных представлениях, целях, конкретной социальной оценке и социальном престиже.

Профессионал может идентифицировать себя как со своим работодателем, так и со своей профессией. Если деятельность важна для самооценки человека, то это называется идентификацией с профессией (вовлечённостью в работу). Высокая профессиональная идентификация может способствовать более высоким целям в производительности труда.

Профессия является важным механизмом социального статуса человека. При этом профессиональный статус в современных обществах считается лучшим индивидуальным показателем социального статуса человека. Престиж профессий зависит от квалификации и полученного дохода. Формальный статус вытекает из деления на рабочих, служащих, чиновников и самозанятых, в то время как материальный статус обычно сводится к уровню дохода.

Профессия по-прежнему является доминирующим аспектом в описании развития рынка труда. Сегодня профессиональная подготовка (содержание, продолжительность) в большинстве стран мира устанавливается и регламентируется государством. Но государственная регламентация выбора профессии находит свои ограничения в основном праве на свободу профессии.

Читайте также: