Профессия специалист что это

Обновлено: 16.05.2024

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Отличие профессии от должности

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

Чтобы разобраться, чем отличается специальность от профессии, предлагаем подробно рассмотреть на примерах отличительные особенности каждого понятия.

Что такое специальность

Специальность – конкретное направление подготовки, после успешного освоения которой учащемуся присваивается специальная квалификация (младший специалист, бакалавр, либо специалист, магистр). Под этим термином также понимается отдельная образовательная программа, по которой передаются специфические знания.

Чем определяется специальность

По сути это узконаправленная деятельность в рамках одной профессии. К примеру, есть профессия врача (общее направление). Специальность в этом случае будет означать уточненное направление деятельности медицинского работника (врач хирург, терапевт, анестезиолог, дерматолог и другие).

Специальность не стоит путать со специализацией.

Специализация – это получение специальных навыков, знаний, умений в отдельно взятой области знаний. По сути, это выделение конкретного направления будущей деятельности в рамках отдельно взятой специальности. К примеру, если ваша специальность журналист печатных СМИ, то в качестве специализации будут доступны фотожурналистика, периодическая печать, деятельность информационных агентств.

Поэтому относительно специальности целесообразно выделить такие моменты:

  • чтобы ее получить в обязательном порядке необходимо пройти специальное обучение;
  • специализация подтверждается свидетельством, дипломом;
  • человеку приваривается квалификация;
  • может распространяться на различные типы профессий.

Помните, специальность получают в ВУЗах, либо других специальных учебных заведениях, после прохождения курса обучения и сдачи экзаменов (защите диплома).

Что такое профессия

Профессия – направление (род) деятельности, для выполнения которой необходимо иметь определенные знания, опыт, практические навыки. Получить их можно в процессе специальной подготовки, либо обучения. По своей природе профессии – это направление деятельности, объединяющее множество различных специальностей.

К профессиям относят такие направления: учитель, врач, юрист, водитель, экономист, строитель, инженер, водитель и другие. Каждую из профессий можно развернуть на множество специальностей. К примеру учитель может быть математики, химии, биологии, языка, физкультуры и т.д. То же водитель может оказаться мотоциклистом, водителем грузовика, автобуса, легкового автомобиля. И если специальность требует достаточно узкого направления подготовки, то профессия включает в себя общие обширные знания, охватывающие конкретно взятое направление.

Среди наиболее распространенных направлений, в которые объединены профессии, выделят:

  1. Технические. В основе находятся фундаментальные знания точных наук и физических (химических) процессов.
  2. Экономические. Ориентированы на элементарные правила математики и психологию людей.
  3. Строительные. Здесь также преобладают точные науки (математика, физика, химия, а также специфические объединённые знания).
  4. Педагогические. Базируются на психологии, искусству коммуникации, специальным углубленным знаниям в конкретной области.
  5. Медицинские. Изучается биология человека, анатомия, химия, другие связанные с жизнедеятельностью людей навыки и знания.

Помните, профессия – это направление деятельности, которое каждый конкретный человек выбирает самостоятельно. В дальнейшем профессия постепенно переходит в выбор специальности, а дальше в практическую специализацию.

Должность

Должность – служебное положение в компании, в рамках которого на сотрудника возлагаются обязанности и обязательства, что он обязан выполнять в процессе своей трудовой деятельности, обусловленной трудовым договором. Обычно иерархия должностей указывается в штатном расписании компании.

Чтобы занять определенную должность работник обязан иметь необходимую специальность, практический опыт работы (иногда специализацию), подтвержденные навыки, рекомендации (не обязательно).

Должности могут быть:

Что такое должность

  1. Рабочими. На них требуются граждане, с минимальным опытом работы, навыками, образованием (дворник, уборщица, курьер). Возможно обучение непосредственно на производстве.
  2. Инженерно-техническими, экономическими. Здесь требуются сотрудники, имеющие определенную квалификацию, а также специализацию по направлениям деятельности.
  3. Руководящими. Обычно на эти должности претендуют наиболее всесторонне подготовленные в конкретном коллективе сотрудники, имеющие организационные, коммуникационные, а также лидерские качества.

Помните, чтобы достичь карьерных высот в рамках конкретной специальности, квалификации, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, получать богатый практический опыт и пользоваться этими знаниями в процессе работы.

Квалификация

Квалификация – это полученный в процессе обучения и подтвержденный установленным порядком уровень подготовки. Показывает, насколько глубоко и профессионально человек разбирается в конкретном вопросе. В процессе обучения в ВУЗах выпускникам, успешно прошедшим выпускные испытания присваивают квалификации (с припиской по направлению обучения):

  • бакалавра;
  • специалиста;
  • магистра.

Квалификация присваивается не только по окончанию ВУЗа. Ее могут получить работники непосредственно на производстве (например, повышающие разряды слесарей, столяров, техников, сантехников, электриков), либо в специализированных заведениях (пример, обучение водителей для открытия новых категорий прав).

Но в любом случае это делается через специальное испытание (экзамен), с последующим предоставлением официального документа (свидетельства, приказа, удостоверения).

Помните, квалификация показывает готовность человека выполнять работу определённой сложности, где требуется специфические углубленные знания, а также практические навыки.

Профессиональная принадлежность

Помните, профессиональная принадлежность определяет предрасположение человека к конкретному направлению деятельности, а также наличия у него определенных знаний в этой сфере.

Основные отличия и пример

Теперь на конкретных примерах предлагаем рассмотреть основные отличия этих терминов, чтобы в дальнейшем не путаться на практике.

  • профессия – юрист;
  • специальность – международное право;
  • квалификация – специалист юрист;
  • должность – начальник юридического отдела;
  • профессиональная направленность – юрист.
  • профессия – строитель;
  • специальность – инженер строитель;
  • квалификация – специалист (по направлению инженер строитель);
  • должность – архитектор;
  • профессиональная направленность – строитель.

Помните, базовые знания терминологии, четкого значения каждого термина важно для рекрутера. Это позволяет минимизировать риски назначения для выполнения несвойственной и незнакомой для человека работы, даст возможность избежать ошибок, браков, убытков в компании.

Специальность VS Профессия. Кем вы станете когда вырастете?

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Выбор профессии — это одно из самых ответственных решений в жизни человека, и каждый принимает его по-своему. Кто-то руководствуется личным интересом к профессии, кому-то важен престиж или доход, а кому-то — востребованность


Вы когда-нибудь задумывались, сколько всего на свете существует профессий? Тысяча? Две, пять? На самом деле точной цифры никто не знает: одни говорит, что 40 тысяч, другие – 50, и все по-своему правы. Причина в том, что посчитать точное количество профессий и не получится, ведь они появляются, исчезают или меняются вместе с миром и рынком труда.

Профессии можно условно разделить на две группы. К первой относятся те, что существуют с давних времен и вряд ли когда-нибудь исчезнут, например врач и педагог. Да, конечно, со временем меняются методы лечения или преподавания, но суть профессии остается та же и спрос на нее будет всегда.

Профессии второй группы обречены на вымирание. Они появляются в связи с необходимостью и исчезают, когда из-за технического прогресса и модернизации необходимость в них пропадает. Так, например, исчезла профессия оператор телефонной станции, или по-простому телефонистка.

Популярные профессии

Каталог профессий по отраслям

Как выбрать профессию

Ответственный выбор профессии приходится делать слишком рано, еще учась в школе. В 15-16 лет подростки часто не понимают, чем хотели бы заниматься в будущем, не ориентируются в рынке труда и не могут проанализировать востребованность той или иной сферы. Те, кто с детства знают, кем хотят стать, настоящие счастливчики – они уверенно идут к своей цели и добиваются больших успехов. Другие прислушиваются к советам родителей и друзей и выбирают профессию по степени ее престижности, уровню зарплаты. Или потому что просто надо куда-то поступать после школы. В этом случае ошибки нередки, и работа вместо любимого дела превращается в мучительную пытку. Чтобы этого не произошло, нужно подойти к выбору профессии осознанно и системно.

Определите свои сильные стороны

Парадоксально, но сложность, с которой можно столкнуться при выборе будущей специальности, заключается в широком кругозоре. Человеку интересно все, и ему сложно сконцентрировать внимание на каком-то одном направлении – он просто не может выбрать его из всего многообразия. Прислушайтесь к себе и определите свои сильные стороны. Если вам нравится рисовать или придумывать истории, вам вряд ли будет интересна работа бухгалтера. А вот в качестве художника или сценариста вы наверняка добьетесь успеха. Если в школе нравятся биология и химия, возможно, медицинские профессии – то, что вам нужно.

Пройдите программы профориентации

Сейчас много мероприятий посвящено профориентации: экскурсии по предприятиям, ярмарки вакансий, встречи с представителями разных отраслей экономики, мастер-классы. Все это однозначно заслуживает внимания: так можно увидеть изнутри рабочий процесс, пообщаться с профессионалами из разных областей, узнать из первых уст об особенностях, плюсах и минусах той или иной работы.

Думайте на перспективу

Список профессий каждый год расширяется: появляются новые, которые еще несколько лет назад и представить было невозможно. Например, инженер 3D-печати или специалист по машинному обучению. Звучит немного непонятно, но именно эти профессии входят в список востребованных, высокооплачиваемых и перспективных. Кроме того, они еще и очень интересные. Изучите, какие профессии появились в последние годы, что они из себя представляют. Скорее всего, в ближайшие несколько лет именно на них и будет большой спрос на рынке труда. Многие новые и быстро развивающиеся профессии можно освоить с нуля достаточно быстро, причем в любом возрасте. Например, стать аналитиком, веб-дизайнером или программистом можно, закончив профильные курсы.

Популярные вопросы и ответы

Кого больше всего ищут в России?

Эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы в список самых востребованных профессий в России: сегодня первенство принадлежит врачам. Однако если судить по количеству вакансий в обычное время, на рынке труда больше всего нужны продавцы. С одной стороны, это можно объяснить развитием сферы продаж, а с другой – большой текучкой кадров из-за не очень высокой заработной платы.

Какие специальности нужны в мире?

Тенденции в России во многом схожи с общемировыми. В мире наиболее востребованной сферой сегодня является IT и такие профессии, как программист, разработчик программного обеспечения и аналитик данных. Кроме того, во многих странах есть спрос на медицинских работников и инженеров.

Какие профессии подойдут для удаленной работы?

Еще одной общемировой тенденцией является переход на удаленную работу. Процесс перехода начался давно, но сегодня идет особенно быстро. Работать из дома могут практически все, чья работа связана с интеллектуальным трудом и не требует каких-либо специальных условий – места, техники и так далее. Согласитесь, без лаборатории и оборудования химику будет не просто проводить свои исследования, а врач по видеоконференции не сможет провести операцию. Но у представителей других профессий – бухгалтеров, переводчиков, программистов, маркетологов, дизайнеров, преподавателей и других – проблем с переходом на удаленную работу не возникнет. Нужно только проявить гибкость, найти удобный для себя режим работы и научиться пользоваться теми возможностями, которые нам открываются благодаря новым технологиям.

Мы поговорили с психологами, коучами и предпринимателем, чтобы найти ответ на один из самых сложных вопросов — что сделать, чтобы определить цель в жизни

Специалист службы поддержки клиентов

Специалист службы поддержки клиентов и пользователей – человек, который осуществляет коммуникацию с применением дистанционных технологий. Профессия связана с постоянным общением, контролем и развитием. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Особенности профессии

Специалист службы поддержки клиентов и пользователей – профессия, которая имеет невысокий порог вхождения. Нередко компании принимают в штат специалистов, которые не имеют профильного образование или являются студентами. В этом случае работодатель предоставляет наемному сотруднику возможности для обучения или прикрепляет к нему наставника, который курирует деятельность новичка на первых этапах. Специалист службы поддержки клиентов и пользователей решает следующие стратегические задачи:


Специалист службы поддержки клиентов и пользователей должен быть в курсе всех обновлений, безупречно разбираться в услугах и предложениях компании. Он может работать как в дневное, так в ночное время. Можно выбирать удобный график, что позволяет совмещать трудовую деятельность с обучением, например, в вузе.


Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Плавающий график, который специалист службы поддержки клиентов и пользователей может адаптировать под свои требования.
  2. Профессия не требует сложных профессиональных навыков, необходимые знания можно освоить в течение первых 2-3 недель под эгидой представителей компании работодателя.
  3. Перспективы карьерного роста, ведь специалист может занять должность руководителя службы поддержки клиентов, однако в этом случае ему потребуется ВО.
  4. Неплохой уровень оплаты труда, ведь ставка может превышать 25-30 тыс. руб. в месяц, что зависит от графика и фактически отработанных часов.
  5. Большое количество вакансий, ведь в этих специалистах заинтересованы многие работодатели.
  6. Возможность получить работу в компании, являющейся гигантом рынка.
  7. Некоторые компании нанимают специалистов службы поддержки клиентов и пользователей для работы в удаленном офисе.
  8. Работа подходит для людей с ограниченными физическими возможностями.

Минусы

  1. Постоянные стрессовые ситуации, претензии со стороны клиентов, которые обвиняют в сложившейся ситуации специалиста, принимающего жалобы и обращения.
  2. Работа сидячая и малоподвижная.
  3. График может быть неудобным, однако в этом вопросе все зависит от работодателя.

Важные личные качества

Специалист службы поддержки клиентов и пользователей обладает высоким уровнем терпеливости. Он склонен к малоподвижной работе, имеет грамотную речь и умеет обрабатывать большие массивы информации. Для ведения деятельности в этой сфере потребуется хорошая память, умение четко излагать свои мысли и анализировать обращения.

Обучение на специалиста службы поддержки клиентов и пользователей

Работодатели не выдвигают особых требований к уровню образования специалиста службы поддержки клиентов и пользователей. Преимуществом станет наличие диплома ссуза или вуза, но это требование не является обязательным. В большинстве случаев обучение проводится на местах, ведь специалист должен не только быть уверенным пользователем ПК, но и хорошо разбираться в продуктах, сервисных предложениях, специфике работы компании.


Курсы

Русская школа управления


Место работы

Специалисты службы поддержки клиентов и пользователей могут найти вакансии в транснациональных компаниях, IT-агентствах, сервисах по вызову такси, бронированию номеров и поиску авиабилетов. В них заинтересованы доски платных и бесплатных объявлений, мобильные разработчики – компании, которые постоянно принимают и обрабатывают обращения клиентов.

Заработная плата

Специалист службы поддержки клиентов и пользователей получает заработную плату по итогам выполненной работы. Для тарификации может использоваться фактическое количество трудочасов или обработанных заявок, некоторые компании практикуют фиксированную ставку с премиями за выработку.

Читайте также: