Профессия чем занимается лука

Обновлено: 09.06.2024

Святой, работы которого изучают в медицинских университетах

Приблизительное время чтения: 17 мин.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам.

Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней.

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70-х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10-11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций…

Регионарная анестезия

В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций!

Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания — регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу). Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно-Ясенецкого на эту тему, за нее будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.

Женитьба… и монашество

Женившись, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город, работая земским врачом. Радикальных перемен в жизни ничто не предвещало.

В 1919 году, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза жена Войно-Ясенецкого. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ

Жена Валентина Феликсовича Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская). Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

Лекции студентам он читал также в священническом облачении, в облачении же являлся на межобластное совещание врачей. Перед каждой операцией молился, благословлял больных. Его коллега вспоминает: «Неожиданно для всех прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“.

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Та заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.

Диспуты

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.

Зал разразился хохотом и аплодисментами!

Петерс не сдавался:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

11 лет тюрем и ссылок

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Ссылка на Ледовитый океан

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ

Хирург В. Ф. Войно–Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больнице. Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Клопы, голодовка и пытки

Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год

Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

Страшный сон

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать.

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ

Нажмите на картинку, чтобы прослушать выпуск

Архиерей в заплатанной рясе

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки. Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ

Похороны архиепископа Луки, Симферополь, 1961 год. Фотография предоставлена архивом Издательского Совета РПЦ

Мужество

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

Сочинение — Образ и характеристика Луки в пьесе На дне. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

После убийства Пепла — хозяина ночлежки Костылева — Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним — воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества — отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное — после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

На дне

Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.

Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.

Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.

Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.

Костылев

Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы. Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии, меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.

Костылев

К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.

К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.

Василиса

Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.

Василиса

Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.

К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.

Наташа

Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.

Наташа

Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Пепел — беззаконник, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.

Васька Пепел

После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.

Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.

Лука

Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.


Актер

Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.

Актер

Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.

Сатин

Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.

Сатин

При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.

Барон

Барон — бывший чиновник, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.

Барон

Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.

Настя

Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.

Настя

Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.

Бубнов

Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.

Бубнов

Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.

Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.

Клещ

После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.

Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки. Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.

Анна

По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.

Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.

Квашня

Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.

Квашня

Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.

Медведев

Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.

Татарин

Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.

Татарин

По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.

Алешка

Алешка — пьянствующий сапожный мастер. Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.

Алешка

Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.

Кривой Зоб

Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.

Кривой Зоб

Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.


Заключение

В этом произведении Горький поднимает не только остросоциальный вопрос, но и тему поиска смысла жизни, взаимопонимания и доверия, любви, правды и лжи. Здесь у каждого героя есть своя предыстория, которая привела его к жизненному падению. Цитаты героев и их мысли дают понять читателю, что даже на самом дне общества есть жизнь и надежда.


Кто жил в ночлежках?

Образы персонажей пьесы

Все обитатели имеют отдельные личностные качества, из-за которых у читателя возникает к ним сочувствие. Эти люди верят в идеализированное будущее, но поменять свое место в мире не способны. Именно здесь появляется тот самый персонаж, который полностью переворачивает устройство ночлежки — Лука.


Герой характеризует утешительную силу, это образ, который пытается поменять жизнь людей. Он предлагает Пеплу заоблачную мечту о свободе и воле в Сибири, Актеру — подходящую лечебницу, Анне — награду на небесах за терпение. Практически каждый герой получает от него утешительные слова, но все они строятся на обмане.

Когда-то герой на протяжении 5 лет отбывал срок в тюрьме. Он совершил убийство: встал на защиту собственной сестры и во время драки по неосторожности убил человека. Сатин не имеет желания возвращаться к честной жизни, он привык существовать, занимаясь шулерством.

Один из малочисленных женских персонажей — Настя, девушка, занимающаяся проституцией. Несмотря на все тяготы собственной жизни, она не впала в отчаянье, не ожесточилась на мир, не стала бездушной. Наоборот, она искренне мечтает, что встретит своего любимого. Однако в реальной действительности нет места светлым чувствам, все оценивается только бумажками, имеющими определенный номинал. Отказываясь трезво воспринимать происходящее, она выдумала себе времена, в которых у нее была большая и светлая любовь.

Настоящее имя Актера читателю не известно. Когда-то он относился к творческой интеллигенции, а в настоящее время является просто кем-то. Безымянный человек. Каждое новое воспоминание о былой славе ярче предыдущего. Спасение от горькой действительности он также находит на дне стакана.

Анна — самый несчастный и трагичный персонаж. Она страдает больше всех: больна, и с каждым днем огонек ее жизни угасает. Эта героиня являет собой собирательный образ простой женщины начала ХХ века. Ее облик можно отнести к нейтральным, который характеризует общую массу ничем не примечательных людей: не приносящих зла, но и не олицетворяющих собой ничего светлого. Она абсолютно примирилась с действительностью, надеясь лишь, что обретет счастье в загробном мире.

Единственный, у кого еще не иссякла надежда вырваться со дна — это Клещ. Да, он разгневан на всех людей, иногда жестоко обходится со своей супругой Анной. Однако только он видит, что спасение от нынешней жизни кроется в утомительном, каторжном, но честном труде.

Анализ произведения

Благодаря невероятному таланту, Горький сумел создать страшную из-за своей реалистичности картину мира того времени, людей, отверженных обществом. Беспощадная, но правдивая реальность показывает ночлежку, которой заведуют супружеская пара — Костылев и Василиса Карповна. В этом пристанище собраны разные типы личности, каждый наделен отдельной историей, своими характерами и социальным положением в прошлом, например:

  1. Обычный рабочий, который мечтает о честном заработке — Клещ.
  2. Актер с проблемами с алкоголем, который зациклен на прошлом.
  3. Девушка, торгующая своим телом, но желающая только невинной и чистой любви, — Настя.
  4. Анна, страдающая от тяжелой болезни, мучимая бесконечными мыслями.

Таких персонажей в пьесе очень много, каждый искренне старается верить, что когда-нибудь получится вернуть свою жизнь в прежнее русло. Их существование крутится сейчас вокруг подвала, той самой ночлежки, где люди перестают быть собой и постепенно сдаются.

Максим Горький старается особо сильно не расписывать своих персонажей, не затрагивает биографию, а просто приводит минимум черт, которые отлично раскрывают всю атмосферу произведения.

Страшное существование жителей ночлежки становится символом обездоленности. Однако некоторые до сих пор стараются биться за личностную стойкость. Темнота и угрюмость обиталища наполнена болью, но даже здесь звучат гордые слова о человеческом достоинстве, о невероятной силе человека.

Что погубило жизни этих людей?

Кого винят обитатели ночлежки?


Существовал ли шанс жить другой жизнью?


Бывшие люди

Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:

  1. Настя мечтает не о еде или богатстве, а о большой любви.
  2. Клещ отличается трудолюбием и честностью в работе и др.

Чем утешают себя герои?


Роль Луки в произведении

Мнение Сатина

Читайте также: