Прикладная информатика в дизайне что это за профессия кем работать

Обновлено: 27.03.2024

Практически все сферы человеческой деятельности сегодня связаны с информационными технологиями, вычислительными системами и компьютерными системами. Без компьютеризации сложно представить современный бизнес, производственную отрасль, медицину или образование. И в каждой отрасли востребованы специалисты, которые бы занимались монтажом, настройкой, обслуживанием информационных и коммуникационных систем.

Условия поступления

Ученики в компьютерном классе

Профессия требует знаний точных наук. Предметы, которые сдают выпускники школ для поступления:

  • математика (профильный),
  • русский язык,
  • информатика и ИКТ либо физика.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра может решать многие проблемы, актуальные для разных сфер. Он осваивает методологии, которые впоследствии необходимы для осуществления автоматизации предприятия. Также в его компетенции проектирование, внедрение и обслуживание информационных систем (ИС). Профессия предполагает знания многочисленных инструментов и систем. В итоге специалист может работать как исполнителем, так и менеджером сервиса либо системы, а также руководителем компании IT-направления.

Куда поступать

Выбор мест для обучения велик. Освоить направление можно в столичных вузах:

Срок обучения

После окончания 11 классов выпускник школы может поступать на очное отделение, и тогда ему предстоит учиться 4 года. При выборе заочной, вечерней или смешанной формы курс обучения составит 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа бакалавриата включает множество базовых предметов, которые впоследствии необходимы для работы по разным направлениям. Это такие дисциплины:

Приобретаемые навыки

Будущий бакалавр в процессе обучения сможет освоить такие виды деятельности:

  1. Моделирование и совершенствование прикладных и информационных процессов.
  2. Проектирование ИС.
  3. Процессы, связанные с использованием ИС: их внедрение, настройка, эксплуатация.
  4. Обучение и консультация.
  5. Оценка операционных сред, информационных технологий и средств коммуникации, а также финансовых затрат на проекты, связанных с автоматизацией и информатизацией.
  6. Подготовка аннотаций, рефератов, научных докладов, публикаций по профильному направлению.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник курса имеет широкие перспективы для профессиональной реализации. Такой специалист необходим в финансовых и кредитных учреждениях, органах власти и местного самоуправления. Также можно устроиться на работу в социальную отрасль, в инвестиционные и страховые компании.

Обладатель диплома бакалавра может работать:

Программист на рабочем месте

  • программистом и разработчиком компьютерных программ;
  • бизнес-аналитиком;
  • администратором или оператором баз данных;
  • менеджером по поддержке ИС;
  • системным инженером;
  • специалистом по обслуживанию или проектированию компьютерных/информационных сетей.

Доход молодого специалиста стартует от 25 тысяч в отечественной валюте. Максимум сложно установить: он зависит от уровня профессионализма, занимаемой должности и направления деятельности. После 3 лет работы зарплата может составлять 80-100 тыс. рублей. Очень перспективным является создание собственной фирмы для работы в сфере IT.

Преимущества обучения в магистратуре

В случае дальнейшего обучения молодой специалист значительно расширяет свои перспективы в плане профессиональной реализации. Магистерская программа предполагает наработку практического опыта и знакомство с современными процессами, протекающих в прикладных отраслях.

Степень магистра означает умение пользоваться разными методами исследований в сфере проектирования и управления информационными системами. В дальнейшем можно реализовывать себя в научных изысканиях в IT отрасли и заниматься преподавательской деятельностью.

Картинка Прикладная информатика – что это за профессия, кем работать

Кем можно работать со специальностью прикладная информатика?

Прикладная информатика является одной из самых перспективных специальностей двадцать первого века. Фактически, прикладная информатика сочетает в себе два направления: экономику и информатику.

Поступать на факультет прикладной информатики следует тем, кто интересуется компьютерами и математикой и считает, что будущее – за автоматизацией процессов и развитием технологий.

Перед специалистами данного профиля ставится конкретная задача: адаптировать технические знания к конкретной области применения.

Кроме того, у будущего специалиста должно быть развито абстрактное мышление. Значит, при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение стоит обратить внимание на такие предметы, как физика, геометрия, алгебра, информатика, а также шахматы (для развития логического мышления).

Самые распространенные вступительные экзамены по данной специальности включают в себя экзамены по математике, физике, информатик и русскому языку, в редких случаях – английскому языку.

Среди столичных вузов наиболее престижными являются Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Российский новый университет, Финансовый университет при правительстве РФ, Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).

Программа бакалавриата включает в себя такие основные дисциплины, как информатика, дискретная математика, статистика, эконометрика, экономика и многие другие.

Информатик-экономист анализирует информационные процессы и работает с информационными системами. Также его работа тесно связана со статистикой и использованием математических методов в экономике, оптимизацией информационной цепочки в процессе обработки информации, решением задач программного обеспечения, использованием мировых информационных ресурсов.

Обучаемые специалисты получают знания, касающиеся экономической теории, самой информатики и математических методов.

Возможные сферы работы выпускников факультета прикладной информатики – это государственные учреждения, отдельные предприятия, управленческие органы, коммерческие структуры, аналитические центры, консалтинговые фирмы.

По сути, автоматизация нужна в любой сфере нашей жизни, начиная от торговли в магазине, кончая заводами, медицинскими клиниками, бухгалтерскими фирмами.

Неплохо, если информатик-экономист будет владеть знаниями иностранного языка. В данном случае можно получить дополнительное образование переводчика, или же пойти на курсы по изучению иностранного языка.

В помощь молодому специалисту будут такие электронные системы как лингво и промпт. Это облегчит работу специалиста и поможет ему лучше понимать требования к информационным системам. В данном случае под иностранным языком понимается именно английский язык.

Среди конкретных вакансий для выпускника можно назвать аналитика, программиста и разработчика компьютерных программ, менеджера проектов, специалиста по обслуживанию информационных систем, оператора базы данных, системного инженера.

Кроме того, специалист может создать свою собственную фирму для работы в сфере информационных технологий, и она будет востребована.

Аналитик собирает и сортирует сведения, проводит их тщательный анализ.

Программист работает напрямую с созданием информационных программ.

Тестер или тестировщик (инженер по тестированию) проверяет качество работы программы, пытаясь выявить всевозможные сбои в ее работе.

Менеджер проекта совмещает в своей работе несколько функций, он полностью ведет проект, является главой команды.

Специалист по обслуживанию информационных систем создает и проверяет работу информационных систем, занимающихся автоматизацией работы коммерческих предприятий.

Оператор базы данных заносит в базу имеющуюся информацию, предварительно сортируя ее.

Системный инженер занимается обслуживанием внутренней компьютерной сети (установка антивирусов, обновление программного обеспечения, ремонт ПК, контроль работы компьютерных программ), обучает сотрудников по вопросам правильного использования программного обеспечения.

После окончания магистратуры есть смысл заняться преподавательской деятельностью по данной специальности.

Специалист факультета прикладной информатики учится всегда, постоянно расширяя и совершенствуя свои знания.

Среднее профессиональное образование: прикладная информатика по отраслям


Студенты, осваивающие эту программу, получают прочные знания по таким образовательным и научным областям, как:

  • математика, разделы теории вероятностей и математической статистики;
  • история, основы философии, иностранные языки;
  • вопросы правового обеспечения профессиональной деятельности;
  • экономика организации, правила и технология документационного обеспечения управления, менеджмент;
  • основы теории информации;
  • разработка программного обеспечения;
  • операционные системы и среды;
  • обработка отраслевой информации;
  • обеспечение проектной деятельности;
  • компьютерные сети и системы телекоммуникации;
  • электронно-вычислительные машины и их архитектура, вычислительные системы;
  • программное обеспечение, а также задачи его сопровождения и продвижения;
  • базы данных, языки программирования.

Процесс обучения может предусматривать участие в выполнении совместных проектов с работодателями. Они же выступают в роли экспертов в ходе проведения итоговой аттестации студентов. Стать успешным в профессии техника-программиста можно при наличии глубоких естественно-научных знаний. Существует возможность получить среднее образование дистанционно – удобная форма подготовки по этой программе.

К достоинствам этой профессии можно отнести следующие обстоятельства:

  • достойный уровень вознаграждения;
  • необходимость особого подхода к каждому проекту с связи с его уникальностью, как следствие, возможность проявления своих креативных качеств;
  • итогов деятельности не надо долго ждать – реальная польза видна сразу;
  • благодаря навыкам коммуникативного общения в процессе выполнения проектов в различных организациях, круг полезных знакомств регулярно расширяется.

Эта профессия предъявляет к человеку разноплановые требования. С одной стороны, он находится в мире знаковой информации. Это цифры, текст, наличие формул и таблиц, диаграммы и графики. С другой стороны, он работает с техникой, выполняет монтаж, сборку и наладку, вводит в эксплуатацию технические устройства. В целом же, профессия является творческой (эвристической). Программист анализирует, исследует и испытывает, контролирует и планирует. Для выполнения этих операций требуется необходимо наличие высокой эрудиции, оригинальности мышления, постоянное самообразование.

Объектами профессиональной деятельности квалифицированного техника-программиста являются:

  • участие в анализе предметной области, в проектировании и решении задач по внедрению ИТ-технологий;
  • определение состава средств информатизации (информационно-программные и аппаратные);
  • проведение адаптации компонентов, процедуры по внедрению, сопровождению и эксплуатации профессионально направленных систем, а также программной продукции на каждой из стадий выполнения работ;
  • проведение оценки надежности и параметров качества того, как функционирует информационная система.

Каждая профессия предъявляет свои требования к потенциальным специалистам, выбравшим ее. Успешную карьеру программист может осуществить, обладая:

  • организованностью;
  • склонностью к творческим видам работы;
  • выраженной склонностью к преобразованию информации;
  • выраженной способностью к концентрации внимания;
  • логическими и математическими умениями;
  • эмоциональной устойчивостью.

Техник-программист работает в следующих условиях. Работа может быть организована как в самостоятельном режиме, так и в составе коллектива из нескольких профессионалов. Как правило, представители этой профессии работают в помещениях (офисах, зданиях компьютерных фирм). В работе преимущественно используется компьютер. По характеру, это деятельность спокойная. Иногда это профессия связана с выполнением служебных командировок.

Техников-программистов работодатели приглашают работать во многих организациях. В частности, в них заинтересованы образовательные учреждения, промышленные предприятия, органы управления, научно-исследовательские центры и военные организации. В связи с этим, прикладная информатика дистанционно становится одной из востребованных в наши дни.

Техники-программисты специализируются в следующих направлениях:

  • языки программирования и их применение;
  • изучение платформ и операционных систем;
  • проектирование.

Программист может освоить и смежные специализации, позволяющие работать в качестве системного аналитика, системного инженера и т.п. Развивая управленческие умения, он может продолжить обучение в вузе и освоить профессию менеджера.

Краткая характеристика направления

Взаимосвязь экономики и информатики

Взаимосвязь экономики и информатики

Данное направление подготовки доступно преимущественно в стенах вуза на всех ступенях образования. Она способствует формированию компетентных специалистов-практиков: программистов, разработчиков компьютерных программ, бизнес-аналитиков, инженеров по поддержке информационных систем, программистов-экономистов, экономистов-информатиков.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Выпускникам данного направления подготовки посильны следующие функции:

  • Разработка и внедрение современных программ для экономической среды;
  • Проведение исследований и анализа деятельности предприятий в цифровом формате; данных в отношении располагаемого имущества и пассивов посредством задействования современных устройств и инструментов (программы. Приложения, сервисы);
  • Формирование электронного документооборота и обеспечение его безопасности, сохранности;
  • Адаптирование современных программ и инструментов под нужды фирмы, настройка ПО и приложений, защита данных и пр.

Дипломированные программисты-экономисты – специалисты широкого профиля, которые могут с легкостью и максимальной эффективностью решать любые экономические задачи, применяя современные информационные технологии.

Погружение в профессию происходит постепенно, захватывая при этом самые разные плоскости основной деятельности. Выпускники успешно разбираются в экономических и административных процессах, конструкторско-технологических, информационной сферах.

Образовательная программа основывается на следующих дисциплинах:

  • Экономический модуль: макро- и микроэкономика, менеджмент, маркетинг, экономика организации, экономический анализ, бухгалтерский учет, финансы и кредит, налоги и налогообложение, эконометрика, матанализ, матстатистика и пр.;
  • Административно-управленческий блок: финансовый, стратегический, рисковый, инновационный менеджмент, ГМУ, проектирование и планирование мероприятий, внедрение инноваций, проектная деятельность, управление проектами, управление персоналом, распределение ресурсов и пр.;
  • It-программы: информатика, программирование, базы данных. Разработка/тестирование и внедрение ПО и приложений, настройка программ и приложений/сервисов, информационная защита и безопасность, сетевые технологии, электронный документооборот, электронный бизнес и пр.
  • Правовой и гуманитарный модуль: правовые аспекты ведения электронного документооборота, право собственности на объекты IT-среды, порядок разработки и патентования ПО, использование современных программ в бизнесе, социология, психология, нормативные акты (ТК РФ, КоАП, Конституция, ПБУ и пр.).

Образовательная программа экономистов-программистов делает акцент на той сфере, где будет работать выпускник: IT — если он намерен трудиться специалистом по разработке/внедрению и совершенствованию ПО, экономические – в сфере учета и анализа данных, ведения документооборота и финансовой отчетности.

Учебный процесс построен по принципу дуального образования. На первых курсах в рамках общеразвивающей программы студенты погружаются в теорию. И выполнение простейших задач, кейсов, рефератов, курсовых работ. Далее по мере перехода к узкоспециализированному блоку объем практики возрастает. Учащиеся плавно переходят к НИР, стажировкам, лабораторным работам, кейсам, научным конференциям, преддипломным курсовым и отчетам. На долю практических занятий и научно-исследовательской деятельности отводится более 60% учебного плана.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Практические занятия призваны не просто научить новичка разрабатывать, апробировать новые системы ПО, способы обработки информации, учета данных, но и внедрять их на производстве с учетом нужд и возможностей объекта.

Раз в семестр учащиеся аттестовываются посредством сдачи обязательных письменных работ – лабораторные и контрольные проекты, рефераты и доклады, курсовые, а также сдают зачеты и экзамены (сессия). Итоговая аттестация выпускников проходит путем преодоления ГОСов и защиты ВКР.

  • Лабораторные работы, призванные лично убедиться в действии конкретного правила, механизма инструмента или оборудования и усовершенствовать его с учетом достижений научного прогресса и инициативы исследователя;
  • Курсовые работы, нацеленные на всестороннее изучение проблемы, анализ реальной ситуации/объекта и формирование проектно-организационных, технологических навыков: определение способов оптимизации ситуации, планирование мероприятий, экспериментальная часть, рекомендации по внедрению инноваций и пр.
  • Дипломная работа – проект, нацеленный на тотальное погружение в тему и подтверждение уровня подготовки автора, определение степени его профпригодности и компетентности, практических навыков по использованию оборудования/ПО и пр.
  • НИР – научный труд, миссия которого заключается в проверке фактов, явлений и тенденций, решении конкретной актуальной проблемы на основе инновационных комбинаций, разработки уникальных технологий и инструментария, методов и пр.

Выполнение НИР сводится к реализации опытно-экспериментальной части и выработке рекомендаций по совершенствованию ситуации, ликвидации проблемы или смягчению ее действия, устранению выявленных недостатков и пробелов. Для этого автору предстоит провести тотальный анализ данных, диагностировав конкретную проблему, ее симптоматику и воздействие на объект (причинно-следственные связи), а затем определить возможности по ее решению и выработать потенциальный план мероприятий, обосновав каждый шаг (прогнозирование результатов или их апробация).

Исследователю предстоит учесть каноны программирования, моделирования, проектирования, а также экономические правила (формулы, нормативы, порядок формирования документов) и пр. Притом исследование должно быть оформлено в письменном виде с приложением всей необходимой документации: проектная и техническая, программа и т.д.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рассматриваемая специальность доступна на базе экономических, технических и многопрофильных вузов в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Прием абитуриентов осуществляется на основе результатов ЕГЭ по русскому языку, математике + физике/информатике/иностранному языку/химии. Средний проходной балл в вуз с достойной репутацией достигает 150-180. Подготовка инженеров-экономистов, экономистов-программистов ведется в очном и заочном форматах, на бюджетной и коммерческой основе, по целевым программам. Ценовой диапазон на образовательные услуги вузов установился в районе 52 000 – 220 000 рублей в год. Программа доступна практически в каждом втором вузе страны. Профиль может действовать на разных факультетах: экономика и управление, IT-технологий, физмата и пр.

Читайте также: