Приказы распоряжения руководителя организации как источник трудового права

Обновлено: 19.05.2024

Под источником права приня­то понимать:

    1. материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле);
    2. основания юридической обя­зательности нормы (источник права в формальном смысле).

    Источники трудового права различаются по тем юридическим фор­мам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные уста­новления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источ­ники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановле­ния и др., регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними или производные от них отношения. Однако к источникам тру­дового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты, принимаемые работниками и работодателем (их представите­лями). Следует иметь в виду, что таким источником является коллек­тивный договор в его нормативной части либо локальные норматив­ные акты, действующие у работодателя и принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права яв­ляются соглашения различного уровня (от генерального и региональ­ного до отраслевого либо территориального соглашения).

    Источником трудового права называется нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права, это форма выражения норм трудового права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

    Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

    Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

    Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде , которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

    Виды источников трудового права

    1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

      • международные договоры;
      • Конституция РФ;
      • законы (в т.ч. ТК РФ);
      • подзаконные акты.

      2. по сфере их действия:

        • федеральные;
        • субъектов РФ (областные, краевые);
        • муниципальные;
        • локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

        3. по органам, принявшим нормативный акт:

          • законодательной власти;
          • исполнительной власти;
          • органов местного самоуправления;
          • и т.д.

          4. по форме акта:

            • законы;
            • указы и распоряжения Президента РФ;
            • постановления и распоряжения Правительства РФ;
            • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

            5. по содержанию и целевой направленности:

            Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

              1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,
              2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
              3. указами Президента Российской Федерации;
              4. постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
              5. нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
              6. нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

              Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

              Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).

              В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

              Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

              Любовь Богданова

              Тема 1.2. Источники трудового права

              1. Понятие источников трудового права

              2. Классификация источников трудового права

              3. Общая характеристика важнейших источников трудового права России

              1.Понятие источников трудового права

              Целями трудового законодательства яв­ляются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, со­здание им благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и рабо­тодателей.

              Основными задачами трудового законодательства являются со­здание необходимых правовых условий для достижения оптимально­го согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов го­сударства, а также правовое регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений.

              Источники трудового права - нормативные правовые акты, регу­лирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.

              Источники трудового права составляют определенную сис­тему , которая включает в себя разнообразные по своему харак­теру, юридической силе и сфере действия.

              Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними от­ношений в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, федеральными конституционными законами осуществля­ется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

              настоящим кодексом;

              иными федеральными законами;

              Указом Президента Российской Федерации;

              Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти;

              конституциями (уставами), законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов РФ;

              актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права .

              Итак, система источников трудового права — это последо­вательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчинен­ности.

              2.Классификация источников трудового права

              Источники трудового права классифицируются:

              1. по юридической силе - (по мере ее убывания - сверху вниз) (ст. 5 ТК РФ):

              Трудовой кодекс РФ;

              Конституционные федеральные законы;

              2)подзаконные акты

              указы Президента РФ, имеющие нормативный характер;

              постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (например, межведом­ственные правовые акты Министерства труда и социального разви­тия РФ, других министерств и ведомств;

              конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (например, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России);

              акты органов местного самоуправления;

              локальные норматив­ные акты, содержащие нормы трудового права.

              2) по институтам трудового права;

              3) по органам, принявшим нормативный акт

              акты органов представительной власти (законы и постановления);

              акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

              4.По способу принятия нормативные акты в сфере труда подразде­ляются:

              а) на нормативные правовые акты, принимаемые государственны­ми органами и органами местного самоуправления, и локальные нор­мативные акты, принимаемые работодателем, в пределах их компе­тенции (ст. 6, 7 и 8 ТК РФ);

              б) локальные (местные) нормативные акты, заключаемые в дого­ворном порядке, - коллективные договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ).

              Трудовые договоры не содержат норм для неограниченного числа работников, поэтому к числу нормативных актов они не относятся.

              5. по форме - законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, поло­жения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и др.;

              6. по сфере действия - общефедеральные (Трудовой кодекс РФ), республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства);

              7. по степени обобщенности - кодифицированные, комплексные и текущие.

              Трудовое законодательство - совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые право­отношения.

              3. Общая характеристика важнейших источников трудового права России

              1. Конституция РФ

              Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Консти­туция Российской Федерации.

              Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положе­ний принципиального характера, которые имеют непосред­ственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности.

              Конституция закрепила:

              Права и свободы человека и граждани­на являются непосредственно действующими.

              Права определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

              Обще­признанные права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе­мы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

              Законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на воз­награждение за труд без какой бы то ни было дискримина­ции и не ниже установленного федеральным законом мини­мального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы.

              Признала право работников на индивиду­альные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку.

              Каждому предоставляет­ся право на отдых.

              Работающему по трудовому договору га­рантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодных отпуск (ст. 37).

              2. Конституционные федеральные законы

              3. Федеральные законы

              4. Законы субъектов Российской Федерации

              Таким образом, законы как источники трудового права Рос­сии по органам их принятия и юридической силе можно клас­сифицировать на следующие три группы:

              1) федеральные кон­ституционные законы;

              2) федеральные законы;

              3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

              Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время до­статочно подробно решает вопросы, возникающие между ра­ботниками и работодателями. Трудовой кодекс РФ имеет при­оритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать тру­довому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регу­лирующих трудовые и непосредственно связанные с ними от­ношения, а также играет важную роль в устранении законода­тельных противоречий. В случае противоречий между Трудо­вым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержа­щими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон при­меняется, если соответствующие изменения и дополнения вне­сены в Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ).

              Подзаконные источники трудового права

              Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ. Они обязательны для ис­полнения на всей территории России и не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Прези­дента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулиро­вания трудовых отношений. В последующем эти вопросы дол­жны быть урегулированы законом.

              Постановления Правительства РФ как источники трудово­го права издаются во исполнение Конституции РФ, федераль­ных законов, нормативных указов Президента РФ. Они пред­ставляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие под­законный характер. В юридической иерархии источников права постановления правительства стоят вслед за законами РФ и указами президента нормативного значения.

              В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления правительства — акты коллегиального органа, поскольку правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федераль­ных министров. Процедура коллективного принятия постановлений правительства, как и порядок его деятельности вообще определяется конституционным законом.

              Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации относят­ся к специфической разновидности источников трудового пра­ва, поскольку исходят от компетентного органа государствен­ного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответству­ющих указов Президента и постановлений Правительства РФ.

              Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации

              Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государствен­ного управления к числу источников трудового права относят­ся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу дей­ствия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоре­чить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах дру­гих субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

              Акты органов местного самоуправления

              В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления нор­мативные о труде. Акты органов местного самоуправления оп­ределяют режим организаций, находящихся на территории со­ответствующего органа местного самоуправления, или регули­руют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей инвалидов и др.

              Локальные нормативно-правовые акты.

              Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социаль­но-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществля­емой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемны­ми работниками.

              Соглашения о труде

              Содержание соглашений определяется сторонами, что по­зволяет в равной мере учитывать интересы друг друга.

              Акты высших судебных органов

              Акты высших судебных органов — Конституционного РФ и Верховного Суда РФ не могут быть отнесены к Источникам трудового права, так как их деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодатель­ства о труде.

              Если же Конституционный Суд РФ или Верховный Суд РФ придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу о его изменении и дополнении. Поэтому так важно понять соотношение между законодательством о труде и судебной практикой.


              Отношения в сфере труда между работниками, профсоюзами и работодателями регулируются трудовым правом.

              Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием.

              Данная отрасль права возникла на стыке XIX-XX веков и является гарантом трудовых прав граждан и по сей день.

              Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94 . Это быстро и бесплатно !

              Общая информация

              Источниками трудового права являются правовые и нормативные акты (указы, законы, постановления), регулирующие отношения в сфере применения труда.

              Особую нишу среди них занимают Трудовой кодекс и Конституция Российской Федерации.

              Необходимо отличать источники трудового права от актов правоприменения: так, Указ о награждении или присвоении работнику почетного звания источником права не является.

              Определяющим фактором является наличие нормативного характера – общих обязательных правил поведения.

              Основными видами являются международные и федеральные источники труда.

              Международные

              Международными источниками трудового права является совокупность стандартов регулирования труда, установленных международно-правовыми актами.

              Используются эти стандарты трудовым законодательством государств, присоединившихся к соответствующему договору (т. е. ратифицировали его).

              Созданием и регулированием международных стандартов труда занимаются ООН (Организация Объединенных Наций) и специализированная структура МОТ (Международная Организация Труда).

              Федеральные

              Федеральными источниками трудового права являются нормативные акты, являющиеся следствием правотворческой деятельности государства.

              Акты Конституционного, а также Верховного Судов РФ не рассматриваются как источники трудового права. Напротив, постановления Пленума Верховного Суда (а также постановления Конституционного Суда) и другие разъяснения играют большую роль в провоприменительной практике.

              Классификация

              По правовой иерархии (по юридической силе) рассматриваются:

              • Конституция РФ;
              • пакты, конвенции международного регулирования труда;
              • законы;
              • подзаконные акты;
              • коллективные договоры и соглашения о труде;
              • локальные акты.

              По форме акта:

              По характеру принятия:

              • законы и постановления, принимаемые Государственной Думой;
              • распоряжения и указы Президента государства;
              • постановления Правительства страны;
              • акты министерств;
              • акты органов местного управления.

              По сфере действия:


              • федеральные (общие) источники трудового права, регулирующие трудовые отношения всех работников на территории каждого региона в государстве, независимо от отрасли применения труда;
              • региональные (действуют в отдельном субъекте РФ);
              • отраслевые – действующие в определенном ведомстве народного хозяйства;
              • территориальные (местные и муниципальные);
              • локальные, которые действуют только для работников определенной организации или предприятия. Принимаются данные акты работодателем в соответствии с кодексом, коллективным соглашением и с учетом мнения (либо по согласованию) органа, представляющего работника.

              Локальные источники трудового права могут приниматься:

              • только работодателем (должностные инструкции);
              • с учетом мнения специализированного объединения по защите прав работника – работодатель учитывает мнение профсоюза касательно проекта, но вправе утвердить его в любом случае.

              Система

              Под системой источников трудового права подразумевается единый комплекс нормативно-правовых актов, находящихся в определенной взаимосвязи.

              Особенности системы источников трудового права:


              • Конституция, законы о труде федерального характера и положения ТК РФ имеют приоритетный характер на всей территории регионов государства;
              • содержание норм правовых актов должно соответствовать Трудовому Кодексу и повышать уровень его гарантий;
              • в систему входят не только нормативные акты федерального характера, но и правовые акты субъектов государства, а также международные акты и коллективные договоры;
              • участие профсоюзных органов, регулирующих охрану труда, в правотворческой деятельности государства;
              • регулирование труда федерального и локального характера.

              Примеры

              Международные источники трудового права:


              1. Всеобщая декларация прав человека, которая является 1-м документом международного масштаба, принятым после нарушения практически всех прав человека во Второй Мировой войне (1948). В нем отражены основные гражданские трудовые права: право на выбор работы, справедливое вознаграждение, отдых, оплачиваемый отпуск, создание профсоюзов и др..
              2. Международный пакт о культурных, экономических и социальных правах человека (1966), где более развернуто закреплены все трудовые права Всеобщей декларации. В Пакте ООН указано право на возможность заработка и получение вознаграждения независимо от пола, происхождения, расы, политических и иных убеждений, вероисповедания, языка, и прочих обстоятельств.
              3. Международный пакт о гражданских правах (1966 год, в СССР ратифицирован в 1976 году), который устанавливает, что человек не может быть принуждаться к какой-либо трудовой деятельности (за исключением работы в местах лишениях свободы; военной службы; необходимый труд при чрезвычайном положении, угрожающем жизни населения).
              4. Конвенция о ликвидации ущемления в отношении трудовых прав женщин (1979 год, в СССР ратифицирована в 1980 году), где предусмотрены меры для уничтожения всех форм дискриминации женского пола в трудовой деятельности.
              5. Конвенция о сокращении рабочего времени, которая установила международный стандарт (40 часов) рабочего времени.
              6. Конвенция о политической деятельности в области занятости (1964) провозгласила содействие государства в продуктивной занятости населения.
              7. Конвенция №95 (1949), которая обязывает государство обеспечить систематическую оплату труда.
              8. Конвенция № 52 (1936) установила ежегодные оплачиваемые отпуска.
              9. Ряд конвенций, декретов и рекомендаций, которые посвящены охране труда, правам на профсоюзы и коллективные переговоры.

              Федеральные источники трудового права:

              Договор как источник трудового права

              Договор как источник трудового права рассматривается при условии, что он является результатом соглашения после переговоров и содержит нормы права.

              В трудовом праве к источникам относятся коллективный договор и соглашения, регулирующие трудовые отношения.

              Коллективный договор имеет локальный характер – подписывается работодателем и работниками. Соглашение – более длительный процесс согласования интересов между организациями и предприятиями, являющийся результатом развития торговых отношений.

              Выделение индивидуального трудового договора как правового источника является спорным: с одной стороны та же регулятивная функция, что и у коллективного договора, с другой – признание законотворческого статуса его участников.

              В связи с активным развитием рыночной экономики трудовая система нуждается в постоянном регулировании структуры.

              Трудовое законодательство периодически корректируется, принимаются меры по оптимизации правовой базы (поправки к законам, дополнительные акты и декреты).

              Уровень совместного регулирования трудовых отношений федерального и местного характера позволяет дополнить многообразие трудовых отношений.

              Указанные источники трудового права призваны улучшить положение граждан в трудовой сфере.

              • наибольшую юридическую силу на территории нашего государства имеет Конституция РФ;
              • основными видами являются международные и федеральные источники труда;
              • акты правоприменения не являются источниками трудового права;
              • выделяются источники трудового права по форме акта, по юридической силе, по характеру и сфере влияния;
              • акты Конституционного, а также Верховного Судов РФ не могут рассматриваться в виде источников трудового права;
              • индивидуальный договор имеет двойную юридическую природу.

              Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


              Источники права — внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

              Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

              Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

              Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

              В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

              Основные классификации источников трудового права

              Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

              Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

              • Конституция РФ;
              • федеральные конституционные законы РФ;
              • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
              • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
              • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
              • Указы Президента РФ;
              • постановления Правительства РФ;
              • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
              • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
              • нормативные акты органов местного самоуправления;
              • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

              Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

              Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

              Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

              Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

              В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

              Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

              Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

              Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чеммеждународные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

              Федеральные законы

              Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс 1>Ф. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

              Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

              Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

              Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

              Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

              Постановления Правительства РФ

              Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).

              В последние годы появился качественно новый источник трудового права — Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

              На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны — работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.

              Локальные нормативные акты

              В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретаютлокальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

              Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

              Другие классификации источников носят общепринятый характер.

              1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

              Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания — коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

              2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

              3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

              4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

              5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

              Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

              Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.

              Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.

              Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т. е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.

              Специальные нормы могут предоставлять дополнительные гарантии работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться особенности регулирования груда для работников отдельных категорий (нормы-приспособления), а могут ограничивать отдельные права, изымая правомочия работников из общепринятого списка (нормы-изъятия).

              Собственно, дифференциация и приводит к необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательства о труде. Первое распространяется на всех работников, независимо от их условий труда и организационно-правовой формы предприятий, на которых они работают, второе обусловлено наличием особых условий или субъективными особенностями работника, предполагающими необходимость в законодательстве специальных норм.

              В рамках изучения источников трудового права, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть роль актов высших судебных органов.

              Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами эти решения, постановления не являются источниками российского права в полном понимании этого слова. Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают свои разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

              Суды руководствуются в своей практике в первую очередь положениями Конституции и федеральных законов. В постановлениях Пленума Верховного Суда часто можно найти разъяснения применения тех или иных норм, и это оказывает влияние на принятие решений работодателями, так как в случае судебного обжалования их действий суды прислушаются к мнению вышестоящей инстанции, и это дает уверенность в признании действий законными, если они соответствуют разъяснениям.

              Читайте также: