Приказ устанавливающий порядок проведения контроля за состоянием условий труда на рабочем месте

Обновлено: 03.05.2024

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль ( п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль. Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль. Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль. Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Какие документы разработать для трехступенчатого контроля

Чтобы внедрить трехступенчатый контроль на предприятии, разрабатывают ( пп. 4 , 56 Положения о СУОТ):

· приказ о введении контроля,

· положение о порядке проведения трехступенчатого контроля,

· формы журнала и акта проверок.

Приказ о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии по охране труда. Его издает руководитель организации. В приказе указывают:

· ответственных за проведение проверок на каждом этапе;

· сотрудника, уполномоченного руководить и координировать действия;

· состав комиссии по охране труда;

· периодичность проведения контроля;

· перечень локальных актов, которые необходимо разработать.

В качестве основания для приказа укажите статью 212 ТК и Положение о СУОТ. Сотрудников знакомят с приказом под подпись.

Положение о порядке проведения трехступенчатого контроля. Его разрабатывают, чтобы установить структуру, обязанности и ответственность на каждом уровне контроля. В положении определяют основные мероприятия, конкретные параметры контроля, например, исправность рабочего инструмента, уровень освещенности на рабочих участках и т. д.

На практике чаще всего положение разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. Положение нужно согласовать с профсоюзом или иным органом, который представляет интересы работников, при его наличии.

Чтобы внедрить в организации трехступенчатый контроль соблюдения требований охраны труда, не обязательно разрабатывать отдельное положение. Порядок проведения контроля можно сделать составной частью СУОТ.

Журнал трехступенчатого контроля соблюдения требований охраны труда. В журнале регистрируют нарушения, которые обнаружили при проверке на каждой ступени контроля. В нем указывают ответственного за устранение выявленных нарушений, необходимые мероприятия и сроки их выполнения. С помощью информации в журнале можно просмотреть динамику нарушений охраны труда и проконтролировать, как ответственные лица провели установленные мероприятия.

Обязательной формы журнала нет, но есть рекомендованные образцы. Количество журналов работодатель определяет на свое усмотрение в зависимости от структуры организации. Удобное решение — завести отдельный журнал для каждого подразделения. В этом случае он будет доступен для проведения ежесменных проверок на первой ступени контроля. Ответственным за ведение и хранение журнала трехступенчатого контроля назначают руководителя подразделения. При проведении следующих ступеней контроля журнал запрашивают у ответственного.

Закон не требует пронумеровывать, прошнуровывать и скреплять печатью журнал трехступенчатого контроля, каждая организация решает это для себя. Такое оформление журналов вызывает меньше вопросов у инспекторов при проверках, так как исключает возможность фальсификации данных. Форму журнала можно утвердить положением о трехступенчатом контроле.

Акт проведения III ступени контроля за состоянием охраны труда. Форму акта работодатель разрабатывает самостоятельно. Документ составляет комиссия после проведения III ступени контроля. В нем фиксируют выявленные нарушения, определяют необходимые мероприятия для их устранения, назначают ответственных и сроки выполнения.

Кого назначить ответственными за трехступенчатый контроль

Трехступенчатый контроль даст результаты, если в нем будут участвовать все сотрудники — от руководителя организации до рядовых работников

Если к выбору ответственных подойти формально, то контроль соблюдения требований охраны труда проведут некачественно. Таким образом, нарушения вовремя не выявят и не устранят, что может стать причиной несчастных случаев или аварий на предприятии.

Ошибки, которые чаще всего совершают работодатели при назначении ответственных:

· привлекают к контролю сотрудников, у которых нет достаточного производственного опыта или знаний в области охраны труда, чтобы своевременно выявить нарушения;

· назначают недостаточное количество ответственных, чтобы полноценно провести контроль всех структурных подразделений организации;

· не создают систему заинтересованности и мотивации в проведении качественного контроля для ответственных.

Назначьте ответственными сотрудников, которые:

· компетентны как специалисты;

· имеют большой стаж работы;

· прошли обучение по охране труда по программе для руководителей и специалистов.

Для работников, которых назначат ответственными, проведите занятие, на котором расскажите об основных принципах процедуры и порядке проведения. Дополнительные обязанности, связанные с контролем, пропишите в должностных инструкциях. Установите для ответственных бонусы за дополнительную работу.

Чем завершают проведение каждой ступени контроля

На I ступени работники устно сообщают своему непосредственному руководителю обо всех нарушениях. Ответственный, который проводит контроль, следит, чтобы выявленные нарушения немедленно устранили. Если силами участка это сделать невозможно, то о нарушениях докладывают начальнику цеха.

О каждом нарушении ответственный делает запись в журнале трехступенчатого контроля. Под записью расписывается и представитель профсоюза, если он принимал участие в проверках.

На II ступени ответственный фиксирует нарушения в журнале трехступенчатого контроля, а группа проверяющих следит, чтобы их немедленно устранили.

После проведения III ступени комиссия оформляет акт. Все выявленные нарушения также фиксируют в журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором ее проводили. Комиссия совместно разрабатывает мероприятия для устранения нарушений, назначает исполнителей и сроки выполнения.

Чтобы система трехступенчатого контроля работала эффективнее, руководитель может привлечь к дисциплинарной ответственности работников, которые допустили нарушения по охране труда. И наоборот, поощрить тех, кто добился положительных результатов в работе по охране труда, например, выписать премию.

Роль комиссии по охране труда и профсоюза в организации трехступенчатого контроля

Комиссия по охране труда нужна, чтобы согласовывать действия всех сторон при проведении контроля. Она сообщает работникам результаты проверок, собирает предложения к разделу Коллективного договора об охране труда. Численность комиссии зависит от размера организации, ее определяют по взаимной договоренности работодателя и работников ( ст.218 ТК ).

Для качественной организации трехступенчатого контроля подключите профсоюз, если он есть в организации. Представители профсоюза участвуют на всех уровнях контроля и ведут переговоры с руководством от лица работников. Если на предприятии нет профсоюза, организовать контроль можно и без него.

Акт о результатах проведения третьей ступени контроля за состоянием безопасных условий и охраны труда — это свидетельство того, что, нормы трудового права выполняются, на рабочих местах контролируется состояние условий и охраны труда.

Рассмотрим обязательные элементы акта и особенности его оформления.

Для организации контроля состояния условий и охраны труда на предприятии утверждается ЛНА — Положение о ступенчатом контроле, об административно-ступенчатом контроле, трехступенчатом контроле (далее — Положение о ступенчатом контроле). Как называется это Положение, не особенно важно. Важна его цель — контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих места.

Ступенчатый контроль предусматривает активное участие всех работников в обеспечении безопасности труда с учетом их уровня ответственности и прав и позволяет руководителю подразделения оценить состояние условий труда в подразделении и принять решение о выдаче заданий на рабочий день, допуске к работе бригад, работников и начале производства работ и т. п.

Для контроля состояния состояний условий и охраны труда создается комиссия по проведению ступенчатого контроля. В состав комиссии, как правило, входят главные специалисты по всем направления производственных процессов в организации: главный инженер, главный энергетик, главный механик, руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда) и др.

Результатом ступенчатого контроля, как правило, является акт о результатах проведения третьей ступени контроля за состоянием условий и охраны труда.

Практика работы в службе охраны труда говорит о том, что мало предприятий, на которых соблюдаются все требования охраны труда. Поэтому наличие такого документа — первый шаг к исправлению замечаний.

В Положении о ступенчатом контроле должно быть регламентирована форма акта, кто акт подписывает, кто утверждает и как в дальнейшем он должен быть отработан для исправления выявленных замечаний.

Основные разделы акта:

1. Содержание замечаний (существо выявленных нарушений).

Требования охраны труда прописаны в законодательстве в виде различных правил по охране труда, законов и инструкций. Чтобы акт не превращался в литературное произведение, а был документом, отражающим требования действующего законодательства, в данном разделе рекомендуется сослаться на норму права, которая была нарушена на данном рабочем месте или в подразделении.

2. Рекомендации по устранению выявленных нарушений (проект плана мероприятий).

Данный раздел необходим для того, чтобы ответственный исполнитель однозначно понимал, что нужно сделать, чтобы устранить нарушения требований охраны труда. Проект плана мероприятий лучше обсуждать в процессе составления плана. После утверждения его нужно выполнять.

3. Срок устранения выявленных нарушений (дата)/ответственный за исполнение.

Это обязательный раздел акта. Если его не будет, по результатам акта придется оформлять еще один документ — план мероприятий по результатам устранения выявленных замечаний в акте. В противном случае трудно будет от кого-либо добиться устранения выявленных замечаний.

4. Общий вывод по результатам проверки, оценка руководителя.

Здесь дается общая оценка проверяемого подразделения и, соответственно, оценка работы руководителя в вопросах обеспечения здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в подразделении.

Рекомендации по оформлению акта:

  • акт должны подписать члены комиссии, участвующие в проверке подразделений. Минимальное количество членов комиссии, которые могут участвовать в проверке, должно быть определено Положением о ступенчатом контроле. Общий и наиболее распространенный подход — 3 чел.;
  • так как в акте есть замечания, рекомендации по устранению, указаны ответственные лица, то акт должен утвердить один из руководителей, который по своим должностным обязанностям выше всех лиц, указанных в акте (чтобы они акт приняли к исполнению), и обладает необходимыми полномочиями. В небольших организациях это, как правило, директор, в больших это может быть технический директор, руководитель подразделения и т. д.;
  • в акте обязательно указывают дату его утверждения для его идентификации во времени. Если организация большая и в ней часто проходят проверки ступенчатого контроля, есть много актов ступенчатого контроля, целесообразно акты еще и нумеровать, чтобы потом легче было их находить;
  • ознакамливают с актом всех ответственных и заинтересованных лиц, в первую очередь — тех, которые должны исправлять недочеты, и тех, кто нарушает нормы охраны труда.

В. А. Сенченко,
ведущий специалист по охране труда

Эксперт SRG-ECO подробно рассмотрел тему проведения производственного контроля за условиями труда: что относят к объектам ПК, что входит в программу ПК, как часто проводить замеры и другие важные вопросы о процедуре.

Что такое Производственный контроль (ПК)?

Производственный контроль (ПК) за условиями труда – комплекс обязательных мероприятий, включающий лабораторные исследования и испытания, для контролирования соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах.

Нормативная база

Необходимость проведения производственного контроля устанавливают:

Штрафы и санкции

Непроведение производственного контроля, а именно – отсутствие протоколов лабораторных исследований или программы ПК, считается административным правонарушением (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения), за совершение которых установлены штрафные санкции:

  • для должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объекты ПК

  • Санитарно-защитные зоны
  • Зоны санитарной охраны
  • Производственные и общественные помещения
  • Отходы производства и потребления
  • Готовая продукция
  • Сырье и полуфабрикаты
  • Оборудование, транспорт, техпроцессы
  • Рабочие места.

Программа ПК (ППК)

Программа производственного контроля (ППК) – это локальный акт, в соответствии с которым организация или ИП проводит производственный контроль. Этот документ составляется до начала деятельности, а в ходе деятельности постоянно актуализируется в зависимости от вида деятельности и технологии производства.

ППК утверждается руководителем организации, ИП или уполномоченным лицом.

  • Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания с учетом специфики деятельности организации;
  • Перечень работников, на которых возложены функции по осуществлению ПК;
  • Перечень факторов, а также объектов производственного контроля, подлежащих исследованиям, с указанием точек и периодичности;
  • Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • Перечень осуществляемых организацией работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
  • Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, а также процесса выполнения работ и оказания услуг;
  • Перечень форм учета и отчетности;
  • Перечень возможных аварийных ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, Роспотребнадзора;
  • Прочие мероприятия.

Рекомендации к условиям труда

Рекомендации содержат дополнительные требования к ППК, касающиеся только условий труда. Так, согласно этому документу, программа должна содержать:

  • перечень должностных лиц (работников) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля ;
  • перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;
  • информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий).

Исчерпывающий перечень источников информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам:

  1. Основой является документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые в технологическом процессе.
  2. В обязательном порядке применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Важно: отсутствие факторов в одном из источников информации не является основанием для его исключения из производственного контроля, в случае если он был идентифицирован в другом источнике информации.

Факторы, подлежащие измерениям на рабочих местах

Также на рабочих местах могут быть измерены:

  • Химический фактор: содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
  • Аэроионный состав воздуха;
  • Биологический фактор: содержание микроорганизмов в объеме воздуха;
  • Ионизирующие излучения.

Периодичность измерений

1. Физические факторы​

Контроль проводится только в отношении факторов, которые не соответствуют гигиеническим нормативам, а также после реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда:

Согласно МР 2.2.0244-21, периодичность лабораторного контроля физических факторов, подпадающих под критерии, установленные п.2.7 СП 2.2.3670-20, в случае отсутствия установленных требований законодательства и национальных стандартов, принимается один раз в год .​

Отмечается, что минимальная частота проведения замеров ​тяжести и напряженности трудового процесса требованиями санитарных правил не установлена. ​

Учитывая положения п.1.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, допускается использование результатов оценки тяжести и напряжённости трудового процесса, полученных в ходе проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

Напоминаем, что частота проведения специальной оценки условий труда установлена требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” – не реже 1 раза в 5 лет.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

  • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;
  • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;
  • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;
  • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;
  • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);
  • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

Раздел Содержание
Общие положения Цель, нормативная база
Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;
  • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;
  • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
  • гарантии прав работников на охрану труда;
  • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;
  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
  • планирование мероприятий по охране труда;
  • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда Общества;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;
  • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
  • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;
  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: