Приказ ростехнадзора о порядке подготовки и аттестации работников организаций новый

Обновлено: 02.05.2024

Дата внесения: 23.11.2014
Дата изменения: 04.01.2020

страниц: 13; таблиц: 8; иллюстраций: 0; абзацев: 280; строк: 580; слов: 3313; символов: 24438

Описание

2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

Если для отдельных категорий специалистов нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к проверке и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

3. Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

4. При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний:

  • А) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • Б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
  • В) исключен. - Приказ Ростехнадзора от 15.12.2011 N 714;
  • Г) требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
  • Д) требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
  • Е) исключен. - Приказ Ростехнадзора от 15.12.2011 N 714.

При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации.

1. Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), разработано с учетом социальной значимости обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от внутренних угроз, связанных с обеспечением промышленной, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (далее - безопасность).

2. В настоящем Положении изложены требования, учитываемые при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; объекта электроэнергетики; объекта, на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения (далее - объект), изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ.

3. Если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

4. Проверка знаний рабочих основных профессий в области безопасности проводится в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций и/или инструкций для данной профессии.

5. Исключен. - Приказ Ростехнадзора от 05.07.2007 N 450.

6. Ответственным за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний в целом по организации является руководитель организации (работодатель), а в подразделении организации - руководитель подразделения.

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365 (далее – постановление №1365) утвердило новые требования к подготовке и аттестации в области промышленной безопасности. Документ вступил в силу 06 ноября 2019 года.

Подготовка (обучение) по промышленной безопасности

Пункт 1 постановления №1365 определил категории работников, которые обязаны не реже 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 14.1 ФЗ №116) получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО;
  • члены аттестационных комиссий в организациях, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • специалисты, которые осуществляют авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;
  • работники, которые осуществляют строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте ОПО.

Перечисленные работники должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации (п. 13 положения об аттестации, утв. постановлением №1365).

Типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности утверждает Ростехнадзор по согласованию с МЧС России.

Типовые программы пока не утверждены. Согласно решению Общественного совета Ростехнадзора от 2 июля 2019 г. № 66-3, проект приказа об их утверждении прошел согласование с МЧС России.

Требования к аттестации по промышленной безопасности

1. Аттестацию должны проходить (п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365):

а) Руководители организаций (обособленных подразделений) и ИП, которые выполняют работы в сфере промышленной безопасности (виды работ – см. п. 1 ст. 6 ФЗ №116).

  • производственного контроля на ОПО;
  • авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;
  • строительного контроля при строительстве, реконструкции и капремонте ОПО.

г) Члены аттестационных комиссий по промышленной безопасности в организациях.

  • в территориальных аттестационных комиссиях (далее – ТАК) Ростехнадзора;
  • в ведомственных аттестационных комиссиях, которые сформированы Минобороны РФ, ФСИН, ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки РФ, Главным управлением специальных программ Президента РФ (для работы на объектах, поднадзорных этим ведомствам);
  • в аттестационных комиссиях организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере промышленной безопасности.
  • в аттестационных комиссиях своих организаций;
  • в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих ОПО, с которыми они работают (если это предусмотрено локальным нормативным актом такой организации).

Аудит промышленной безопасности защитит от штрафов

Перечень документов для аттестации по промышленной безопасности

Особо коснемся пакета документов, которые нужно подать в Ростехнадзор для прохождения аттестации (п. 13 положения об аттестации, утв. постановлением №1365, и п. 16-18 Временного порядка):

  • документы должны быть получены в течение 5 лет до подачи заявления;
  • обучение должно проводиться по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации.

1) Выше мы сказали, что типовые дополнительные профессиональные программы пока не утверждены. Поэтому перед подачей заявительных документов уточняйте в ТАК Ростехнадзора, подойдут ли им документы об образовании ваших работников.

Порядок аттестации в ТАК Ростехнадзора

Предполагаем, что Временный порядок и полноценный административный регламент будут мало отличаться друг от друга. Потому рассмотрим порядок аттестации по промышленной безопасности в ТАК Ростехнадзора.

Подать заявительные документы на аттестацию могут (п. 2 Временного порядка):

  • осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности (см. п. 1 ст. 6 ФЗ №116);
  • направляющие работников, категории которых определены п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365.
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность на право сдачи документов;
  • иной документ, подтверждающий право лица действовать от имени заявителя при подаче заявительных документов;

3) отсутствует опись документов.

  • о допуске к прохождению аттестации – в этом случае заявителю сообщают дату, время и место проведения экзамена;
  • об оставлении заявления без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа).
  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • на e-mail в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
  • информацию о принятом решении;
  • фамилию, имя, отчество работника;
  • название организации;
  • информацию о дате, времени и месте проведения экзамена.
  • не соблюдена форма заявления об аттестации (поэтому скачивайте образец на сайте того территориального управления Ростехнадзора, в которое хотите подавать документы);
  • документы из п. 18 Временного порядка (копии документов о квалификации, опись, доверенности) представлены не в полном объеме;
  • в госинформсистеме о государственных и муниципальных платежах нет информации, подтверждающей факт уплаты госпошлины (размер и порядок оплаты госпошлины не изменились – см. статью 333.18 и подпункт 72 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса РФ).

Организация экзамена (тестирования)

Экзамен проводится в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня приема заявительных документов (п. 17 положения об аттестации, утв. постановлением №1365, п. 11 и 52 Временного порядка).

  • председатель;
  • заместители председателя;
  • секретарь;
  • другие члены комиссии.
  • устанавливает личность аттестуемого;
  • принимает решение об аттестации или отказе в аттестации по результатам экзамена;
  • знакомит аттестуемых с правилами проведения экзамена.

1) Аттестуемый отвечает на 20 вопросов, которые случайным образом отобраны из общей базы по специфике заявляемых областей аттестации.

2) Время тестирования – 20 минут (можно завершить досрочно).

3) Чтобы сдать экзамен, аттестуемый должен ответить верно минимум на 18 вопросов (п. 58 Временного порядка).

5) Аттестуемого под роспись знакомят с листом компьютерного тестирования, который приобщается к личному учетному делу.

Обратите внимание: опоздание (неявка) аттестуемого на экзамен отражается в протоколе ТАК и не является основанием для отмены (переноса) проведения аттестации (п. 62 Временного порядка). То есть экзамен сочтут несданным (проваленным), и заявительные документы вместе с уплатой госпошлины нужно будет оформлять заново.

Результаты аттестации по промышленной безопасности

Результат аттестации оформляют протоколом заседания ТАК Ростехнадзора (автоматически формируется Единым порталом тестирования).

Протокол подписывают председатель, секретарь и все члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на экзамене (образец протокола – см. Приложение №3 к Временному порядку).

Внесение изменений, дополнений и исправлений в протокол заседания ТАК не допускается (п. 63 Временного порядка).

1.Утвердить прилагаемый Временный порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - Временный порядок).

4.Должностным лицам Ростехнадзора и его территориальных органов, ответственным за предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, руководствоваться Временным порядком до вступления в силу соответствующего административного регламента.

Временный порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - Временный порядок) определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальных органов при предоставлении государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - государственная услуга), порядок взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Связи документа

В видах работ

В новостях

В комментариях/вопросах

Оглавление

  • ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ2
    • I. Общие положения 2
      • Предмет регулирования Временного порядка 2
      • Круг заявителей 2
      • Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги 2
      • Наименование государственной услуги 3
      • Наименование органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу 3
      • Описание результата предоставления государственной услуги 3
      • Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги 4
      • Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги 4
      • Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем 4
      • Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления 6
      • Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги 6
      • Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги 7
      • Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги 7
      • Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги 7
      • Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета такой платы 7
      • Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результатов предоставления таких услуг 7
      • Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной услуги, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов 8
      • Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу 8
      • Прием и регистрация заявительных документов 9
      • Рассмотрение заявительных документов и принятие решения о допуске либо отказе в допуске к прохождению аттестации 10
      • Проверка знаний и навыков заявителя и принятие решения об аттестации либо об отказе в аттестации 10
      • Рассмотрение Центральной аттестационной комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору апелляций на решения, действия (бездействие) Территориальных аттестационных комиссий 12
      • Направление выписки из протокола заседания Центральной и Территориальной аттестационных комиссий, уведомления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц 12
      • Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах 13
      • Внесение сведений в реестр лиц, аттестованных Центральной и Территориальными аттестационными комиссиями 13
      • Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги 13
      • Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке 14

      Термины

      Термины

      (далее - заявительные документы) являются::
      заявление об аттестации работника, направляемого на аттестацию;
      заявление об апелляции на решения, действия (бездействие) Территориальных аттестационных комиссий;
      заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц;
      документы, предусмотренные пунктами 18 и 21 настоящего Временного порядка.
      см. страницу термина

      являются::
      организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, направляющие работников, категории которых определены пунктом 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 (далее - Положение об аттестации);
      ранее аттестованные лица.
      см. страницу термина

      является представление заявителем в территориальные органы Ростехнадзора документов, предусмотренных пунктами 18 и 21 настоящего Временного порядка (далее - заявительные документы)
      см. страницу термина

      является принятие структурным подразделением территориального органа Ростехнадзора решения о допуске работника к прохождению аттестации

      является представление аттестуемым лицом заявления об апелляции на решения, действия (бездействие) Территориальных аттестационных комиссий (далее - заявление об апелляции)

      являются::
      принятие решения Центральной или Территориальной аттестационными комиссиями об аттестации либо отказе в аттестации;
      поступление в Ростехнадзор заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц.
      см. страницу термина

      являются::
      несоблюдение формы заявления об аттестации работника, направляемого на аттестацию (заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц), или представление документов, указанных в пунктах 18 и 21 настоящего Временного порядка, не в полном объеме.
      см. страницу термина

      являются::
      1) представление заявления (при личном приеме) о предоставлении государственной услуги представителем заявителя в отсутствие документа, удостоверяющего личность, доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или иных документов, подтверждающих право лица действовать от имени заявителя при подаче заявительных документов;
      2) представленные заявительные документы (при личном приеме) не поддаются прочтению;
      3) отсутствует опись документов.
      см. страницу термина

      включает в себя следующие административные процедуры:
      1) прием и регистрация заявительных документов;
      2) рассмотрение заявительных документов и принятие решения о допуске к прохождению аттестации либо оставлении заявительных документов без рассмотрения;
      3) направление заявителю уведомления о дате, времени и месте проведения аттестации или об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа);
      4) аттестация работника(ов) в форме тестирования (ответы на вопросы) в электронной форме;
      5) рассмотрение Центральной аттестационной комиссией апелляций на решения, действия (бездействие) Территориальных аттестационных комиссий;
      6) направление заявителю выписки из протокола заседания Центральной или Территориальной аттестационной комиссии;
      7) направление заявителю уведомления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц;
      8) исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
      9) внесение сведений в реестр лиц, аттестованных Центральной и Территориальными аттестационными комиссиями.
      см. страницу термина

      являются::
      выписка из протокола заседания центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Центральная аттестационная комиссия) или территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Территориальная аттестационная комиссия), содержащая результаты аттестации или рассмотрения заявления об апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий;
      уведомление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре аттестованных лиц.
      см. страницу термина

      состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и других членов комиссии
      см. страницу термина

      состоит из 6 человек. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 4 членов аттестационной комиссии

      содержит информацию о принятом решении, фамилию, имя, отчество работника, название организации, информацию о дате, времени и месте проведения аттестации
      см. страницу термина

      Важно

      Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

      За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.


      Положение об аттестации работников - образец его будет представлен в нашей статье - утверждается в любой компании, которая планирует проверить своих сотрудников на профпригодность. Положение составляется в целом для предприятия, не разделяя сотрудников на руководящий, обслуживающий или иной персонал. Подробнее о порядке составления и утверждения данного локального документа вы узнаете далее.

      Обязательно ли утверждать положение о порядке проведения аттестации работников?

      В большинстве частных компаний аттестационная проверка сотрудников не является обязательным условием. Исключением из общего правила являются бюджетники (педагоги, медики) и другие специалисты, которым в соответствии с нормативно-правовыми актами необходимо периодически проходить аттестационные мероприятия.

      Основанием для проведения аттестации для многих работодателей-частников являются:

      • проведение кадровых ротаций в компании в виде повышения/понижения в должности сотрудников;
      • увольнения некомпетентных сотрудников;
      • оценка уровня профессиональной подготовки персонала с целью выяснения необходимости проведения дополнительного обучения, повышения квалификации;
      • создание дополнительных стимулов для профессионального роста сотрудников на предприятии;
      • формирование кадрового резерва из числа наиболее компетентных специалистов.

      Нужен ли приказ об утверждении положения об аттестации работников?

      После проработки и согласования содержания всех необходимых разделов положение должно быть утверждено руководителем компании. Для утверждения положения об аттестации существует два варианта:

      При этом не имеет значения, каким способом было утверждено положение, главное, чтобы его подписало уполномоченное для совершения этой операции лицо. Так, увольнение по результатам проведенной аттестации может быть признано незаконным, если само положение о порядке проведения аттестаций было подписано неуполномоченным лицом (апелляционное определение суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14).

      Структура положения об аттестации

      Единой формы положения, в которой бы описывался порядок и правила проведения аттестации, нет. Но многие работодатели предпочитают для составления собственного положения использовать нормы, прописанные в постановлении от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267. Данные нормативы утратили силу на основании постановления Правительства России от 16.11.2020 № 1850. Вместе с тем многим предприятиям привычны ключевые алгоритмы проведения аттестации, прописанные в указанных источниках, и, поскольку закон не запрещает их применять, соответствующие алгоритмы до сих пор востребованы.

      В соответствии с указанным нормативным актом, принятым в советское время, в положении о проведении аттестации на предприятии должны быть отображены такие данные:

      • цель и задачи проведения аттестации;
      • категории сотрудников, которые должны пройти аттестацию, а также те, которые не подлежат проверке квалификационных знаний;
      • сроки проведения аттестации с обязательным утверждением графика;
      • порядок проведения аттестации и состав комиссии;
      • круг лиц, ответственных за подготовку всех необходимых документов;
      • критерии оценки;
      • подведение результатов аттестации (сроки и описание процедуры).

      На предприятии принимается одно положение об аттестации, в соответствии с которым будут проверяться деловые качества и квалификация как руководящего состава, ИТР, так и всех иных работников. Для учета отдельных нюансов, например, в порядке аттестации руководителей, достаточно будет отразить эту норму для такой категории сотрудников в общем положении.

      Следует иметь в виду, что при разработке положения должно учитываться мнение представительного органа сотрудников предприятия (ч. 2 ст. 81 ТК).

      Теперь разберем подробно каждый из подразделов положения по аттестации:

      1. Цели и задачи. В этом разделе локального акта упоминаются все цели, ради которых предприятие может инициировать проведение аттестации. Так, может быть прописано:
        • внедрение системы поощрений на предприятии;
        • выявление потребности в повышении квалификации;
        • определение недостаточного уровня квалификации с целью последующего увольнения за несоответствие квалификационных навыков тем, что прописаны в должностной инструкции, или повышение успешно прошедших аттестацию сотрудников в должности.
      1. Категории сотрудников. В этом разделе следует указать, какие именно категории работников и с какой периодичностью должны проходить аттестацию. Также следует выделить круг лиц, которые не должны проходить аттестацию, это:
        • беременные женщины;
        • научные работники, которые трудятся на предприятии менее двух лет;
        • новые сотрудники, которые работают в своей должности менее года;
        • молодые специалисты, трудоустроенные сразу после окончания вуза в период своего обязательного срока отработки;
        • женщины с детьми до года;
        • неквалифицированные работники, которые работают в учреждениях культуры;
        • другие, указанные в п. 4.1 приказа ФМС от 02.04.2012 № 115, в п. 1.2 постановления правления ПФР от 15.01.2007 № 5п, п. 2 приказа Минобрнауки от 07.04.2014 № 276.
      2. Сроки и график аттестации. В зависимости от целей проведения аттестации и категории аттестуемых сотрудников устанавливаются различные сроки. Так, бывает аттестация:
        • плановая (проводится на регулярной основе — раз в 3–5 лет, в год/полгода и т. д.);
        • внеплановая (осуществляется лишь при возникновении в ней необходимости, например в случае изготовления бракованной партии продукции);
        • для сотрудников, которые по какой-то причине не смогли аттестоваться вместе со всеми, например, были на больничном или в отпуске по уходу за ребенком.

      График проведения аттестации должен содержать конкретные даты проведения проверки для различных категорий сотрудников или для работников, которые трудятся в отдельных структурных подразделениях компании. График обычно прикладывается к положению в виде дополнения — с ним также знакомят сотрудников под расписку.

      1. При установлении порядка проведения аттестации немаловажным будет определение формы проведения данного мероприятия. Выделяют такие форматы аттестаций:
        • письменный (заполнение опросников или тестов);
        • устный (обычно это собеседование);
        • смешанный, например, собеседование и анкетирование.

      Процесс формирования состава комиссии для проведения аттестации (председатель, секретарь, члены, представитель профсоюза, эксперт и т. д.) с выделением функций каждого из ее членов — также немаловажный этап подготовки к аттестации. Значимым является описание в положении порядка:

      • уведомления сотрудников о проведении аттестации;
      • ведения протокола (с обязательным указанием на то, что эта процедура является обязательной), также потребуется разработать и приложить форму такого протокола;

      В большинстве компаний принято дополнительно к положению разрабатывать некоторые формы документов (аттестационный лист, протокол аттестационной комиссии и прочее).

      Проведение аттестации в отношении отдельных профессий имеет специфику. Как в случае, например, с аттестацией медицинских работников.

      Важные моменты применения положения об аттестации

      Трудовые споры между работодателем и уволенным сотрудником часто возникают при увольнении по результатам аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса). Чтобы избежать такого развития событий и защитить свою правовую позицию, работодатель обязан уже перед проведением самой первой аттестации в компании разработать и утвердить положение об аттестации.

      Важно не забыть ознакомить всех сотрудников под расписку с текстом утвержденного положения об аттестации. При этом недостаточным будет ознакомление сотрудника лишь с приказом об утверждении положения.

      При разработке положения об аттестации важно четко прописать критерии оценивания, которые будут применяться для проверки деловых качеств и квалификации сотрудников. Если это не будет сделано, то работодатель может проиграть трудовой спор (апелляционное определение Смоленского облсуда от 24.02.2015 по делу № 33-631/2015).

      Готовясь к проведению аттестации, работодатель должен провести необходимую разъяснительную работу для того, чтобы как можно подробнее проинформировать сотрудников о цели аттестации, ее форме и системе оценивания (апелляционное определение Московского горсуда от 24.02.2015 по делу № 33-639/15).

      В случае возникновения трудового спора, связанного с оспариванием решений руководителя компании, принятых по результатам аттестации, необходимо предоставить в суд доказательства того, что сотруднику была донесена вся необходимая информация — работник был поставлен в известность о том, что его деловые качества могут быть оценены в формате проведения аттестации и что при получении неудовлетворительных результатов он может быть уволен (определение ВС РФ от 04.06.2004 № 5-В03-82).

      При этом сотрудник не может отказаться от прохождения аттестации, если его должность подпадает под категорию аттестуемых и если он был ознакомлен с положением об аттестации и уведомлен о сроках и графике ее проведения (определение Московского облсуда от 10.06.2010 по делу № 33-11194).

      Где скачать образец положения об аттестации

      В нашей статье вы сможете скачать универсальный образец положения об аттестации. Внеся в него незначительные правки, вы сможете использовать данный шаблон для себя.

      Итоги

      Если предприятие запланировало проверить квалификационные навыки и деловые качества сотрудников, оно должно разработать собственное положение об аттестации. К подготовке и разработке данного локального акта необходимо подойти очень ответственно — важно, чтобы была в подробностях описана процедура проведения аттестации и ее этапы.

      Каждого сотрудника предприятия потребуется ознакомить с текстом утвержденного положения об аттестации под расписку, а при подготовке к прохождению квалификационной проверки также лично уведомить каждого о графике ее проведения.

      По итогам аттестации руководитель принимает кадровое решение по каждому из сотрудников, принявших участие в квалификационной проверке или отказавшихся от нее. При этом надо иметь в виду, что эти результаты (в большинстве случаев — увольнение) могут быть оспорены в суде.

      В деталях ознакомиться с актуальными сведениями о проведении аттестации работников вы можете в тематической статье, подготовленной нашими специалистами.

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      Читайте также: