Приказ об утверждении положения о порядке ведения личных дел работников
Обновлено: 24.04.2024
Приказ об утверждении положения о персональных данных – относительно новый кадровый документ, который обязан составлять работодатель во исполнение требований законодательства о защите личной информации. Этот документ позволяет обеспечить порядок в организации документооборота предприятия и осуществлять законную обработку личной информации о сотрудниках.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Правовая основа
Принимая на работу сотрудника, работодатель получает от него следующие данные личного характера:
- Ф.И.О.;
- адрес регистрации и места проживания;
- серию и номер паспорта;
- номер свидетельства ИНН;
- СНИЛС;
- о количестве детей, датах их рождения;
- о семейном положении;
- о предыдущей работе, сроках, причинах увольнения.
Согласно ст. 86-90 ТК РФ организация-работодатель должна придерживаться правил:
- обработки личной информации сотрудников;
- хранения и пользования данными;
- передачи личных данных работников.
Приложение может включать образцы заявлений работников:
- о согласии с обработкой своих личных данных;
- о согласии получения дополнительных сведений в отношении работника.
Типовой вариант такого документа по указанию руководства может быть разработан:
- специалистом по кадрам;
- юристом компании;
- помощником руководителя.
Положение о персональных данных является принадлежащим к категории локальных актов предприятия. Его структура не должна противоречить действующему законодательству РФ.
Работодатель обязан не просто разработать документ, регламентирующий порядок хранения и использования информации о сотрудниках, он должен ввести его в действие. Именно для этого работодателем составляется распоряжение об утверждении разработанного положения.
Содержание приказа
Приказ должен включать в себя следующие элементы:
- Вводную часть, в которой будет указываться:
- наименование работодателя;
- номер, название и дата приказа;
- город места составления;
- основания вынесения.
- Основную часть, в которой прописываются:
- факт утверждения положения по личным данным работников;
- срок, с которого положение вводится в действие;
- должностное лицо, допущенное к работе с личной информацией;
- указание ответственного за выполнение приказа лица;
- обязанность довести до сведения работников положения о персональных данных, взять их согласие в письменной форме на обработку сведений;
- подпись руководителя или надлежащим образом уполномоченного заместителя;
- дату ознакомления и подпись должностного лица, ответственного за выполнение распоряжения.
Только после утверждения Положения об обращении с данными работников оно вступает в силу и должно быть доведено до всеобщего сведения под роспись. Для действующих сотрудников подпись проставляется в журнале (реестре) ознакомления. Соответствующий пункт об ознакомлении для новых сотрудников включается в трудовой договор. В качестве отдельного документа целесообразно составить согласие на обработку личных данных, которое должно быть подписано всеми работниками.
Ошибки
При работе с Положением о данных в отношении работников работодатели допускают некоторые ошибки:
- При разработке документа не составляется приказ о его утверждении. При этом работодатель заблуждается в том, что разработка Положения равнозначна введению его в действие или согласию работников на сбор личной информации. На работодателя, который осуществляет обработку таких сведений без письменного согласия субъекта, может быть наложена санкция в виде штрафа в размере:
- до 70 тысяч рублей (для юридического лица);
- до 5 тысяч рублей (для ИП).
Если Положение о персональных данных не доведено до всеобщего сведения, на работодателя может быть возложена ответственность по КоАП РФ в размере до 30 тысяч рублей. При привлечении к ответственности работодатель может наказать сотрудника, отвечающего за сбор и хранение информации на рабочем месте (например, объявить выговор). При повторном нарушении соответствующий работник может быть уволен.
- обусловлено требованиями законодательных актов (например, при поступлении на службу в органы полиции, прокуратуры и т.д.);
- необходимо по запросу контролирующих органов (полиции, прокуратуры и т.д.);
- производится с добровольного согласия работника, предоставленного в письменном виде.
Сроки хранения документов
Приказ Министерства культуры России от 25.08.2010 №558 устанавливает, что сами сведения в отношении работников, в том числе личные дела, заявления, личные карточки, хранятся в течение 75 лет, в отношении руководителей – постоянно. Результаты обработки информации о среднем возрасте, об образовании, стаже сотрудников государственной службы хранятся постоянно.
Читайте также: