Приказ об освобождении от работы в связи с исполнением государственных обязанностей

Обновлено: 16.05.2024

В течении 3-х месяцев исполнял обязанности руководителя отдела с выплатой разницы в окладах за фактически отработанное время без освобождения от исполнения основных обязанностей, после 3-х месяцев написал заявление об отказе исполнять обязанности руководителя, в течении 1,5 месяца после моего заявления и подписанного приказа об отмене исполнения обязанностей мне продолжали платить. И сейчас хотят удержать сумму которую мне переплатили.

Скажите пожалуйста законно ли это?

Офицер находится в распоряжении, прошел ВВК, был признан ограниченно годным к военной службе в связи с серьезным заболеванием. При выписке дословно "освобожден от исполнения обязанностей до госпитализации". По прошествии 24 дней после выписки был повторно планово госпитализирован. Командование издало приказ об отпуске на период данного освобождения. Правомерно ли это?

Я руководитель отдела, в течении 8 месяцев исполняла обязанности заместителя директора (вакансия) на основании приказа об исполнении обязанностей без освобождения от основной должности и на основании своего согласия. Доплату не получала. Подскажите положена мне была доплата и какая? Если положена, то как ее потребовать от работодателя?

Я военнослужащая, ВВК признала меня не годной к военной службе, получила свидетельство ВВК, где написано об освобождении меня от исполнения служебных обязанностей до дня исключения из списков части. Вопрос в следующем:

1. Обязана ли я ежедневно прибывать в воинскую часть по месту службы и выполнять какие-то обязанности, пока не будет приказа командира о моем исключении?

Я обратился к работодателю с служебной запиской следуещего планаСЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Я, 22,23,26,27 декабря работал один на подстанции ОСМП № 3 поселка Красногвардейский, по причине выхода второго фельдшера на больничный лист. За выше описанный период из отдела кадров (администрации) больницы документов (соглашение о выполнении дополнительной оплачиваемой работы путем увеличения объема работ по занимаемой должности) не приходили.

Прошу произвести выплату в 100% объеме от оклада, за выполнение обязанностей второго фельдшера на основании ТК РФ Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

В рамках досудебного урегулирования возникшей проблемы прошу произвести общую выплату в размере четырёх окладов от должности на которую я трудоустроен.

Законно ли просить моральную компенсацию на досудебном этапе.

15 ноября 2010 г. мной подан рапорт на пенсию по ст. 58 в (по выслуге лет) с прохождением ЦВВК. 18 ноября 2010 г. УФСИН по Московской области издает приказ по которому согласно ст. 16.1 п. г (в связи с направлением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией) меня освобождают от занимаемой должности и выводят в распоряжение. Однако согласно ст. 16.1 п. г в распоряжение могут зачисляться сотрудники направляемые на ВВК, в связи с освобождением от исполнения служебных обязанностей из-за временной нетрудоспособности более 4-х месяцев в календарном году или мене этого срока, если заболевание влечет стойкую утрату трудоспособности. И как следствие этого приказа, мне стали выплачивать денежное довольствие в размере оклада по ранее занимаемой должности, оклада по специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет. Хотелось бы знать правомочен ли приказ УФСИН и выплата денежного довольствия. Правомочен ли приказ УФСИН по Московской области об освобождении занимаемой должности и выводе в распоряжение.

Я являлась сотрудником МВД 19 июля я получила уведомление об увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов, освобождена от занимаемой должности и оставлена в распоряжении с 20 июля приказом от 5 августа. Находясь в распоряжении с 8 августа по 25 сентября мне был предоставлен отпуск продожительностью 49 дней. В период нахождения в распоряжении и отпуске я заболела и находилась на больничном 37 дней. С 27 сентября мне был продлен отпуск на период нетрудоспособности до 25 октября С 26 октября меня увоили. Согласно статьи 16.1 Положения о службе в ОВД РФ сотрудник может находиться в распоряжении органов внутренних дел сроком не более 2 месяцев. В срок нахождения в распоряжении не засчитывается период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном отпуске. Данную норму работодатель не учел. Законно ли увольнение? С какого момента начинается двухмесячный срок нахождения за штатом с моментв вручения уведомления или с момента издания приказа? В приказе была оговорка что с 20 июля. Благодарю заранее за ответ. Раиса.

Был тут такой вопрос: "Я военнослужащий ВС РФ. Должность сокращена с 1 декабря 2017 года. По настоящее время на должность не назначен и в распоряжение соответствующего командира не выведен. Стою на сокращенной должности. Положена ли мне материальная помощь за 2018 г.? Спасибо." И ответ: "Вам положена материальная помощь, а также иные дополнительные выплаты и надбавки, связанные с нахождением на сокращенной должности. Для прекращения выплат надбавок, в отношении Вас должен быть издан приказ об освобождении от должности и выводе в распоряжение." У меня ровно та же ситуация. Однако Финансовый орган который согласовывает нам документы на выплаты не согласен с выше написанным и руководствуется приказом МО РФ 2700 от 30.12.2011 г. ст. 154:"Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее в настоящем разделе — военнослужащие), при сокращении занимаемых ими воинских должностей, снижении воинских званий, предусмотренных по занимаемым ими воинским должностям (месячных окладов в соответствии с занимаемыми ими воинскими должностями), а также в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента.

Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте.

Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности, возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям или увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном пунктами 152 — 153 настоящего Порядка." т. е. "152. За период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет.

153. При возложении на военнослужащего в период нахождения его в распоряжении командира (начальника) временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, которую он не занимает, денежное довольствие указанному военнослужащему выплачивается в полном объеме по вакантной воинской должности, по которой на него возложено временное исполнение обязанностей. При этом выплаты, предусмотренные пунктом 152 настоящего Порядка, не производятся." Это правомерно?

1. Утвердить прилагаемый Порядок освобождения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью .

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Захаркину Е.Ю.

в Министерстве юстиции

12 апреля 2021 года,

регистрационный N 63069

приказом ФССП России

от 12 марта 2021 года N 86

Порядок освобождения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

1. Настоящий Порядок определяет процедуру освобождения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудник) от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

2. Освобождение сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (далее - листок нетрудоспособности) либо справки.

3. Сотрудник, которому выдан листок нетрудоспособности (справка), в течение суток со дня его выдачи сообщает посредством телефонной связи или иным доступным способом непосредственному руководителю (начальнику), а при невозможности оповестить его - прямому руководителю (начальнику) о наступлении временной нетрудоспособности, а также наименование медицинской организации, выдавшей листок нетрудоспособности (справку), номер листка нетрудоспособности (справки) и срок, на который он выдан.

4. Руководитель (начальник), получивший информацию о наступлении временной нетрудоспособности сотрудника, в течение суток сообщает об этом посредством телефонной связи или иным доступным способом в кадровое подразделение по месту службы для внесения отметки в журнал учета сведений об освобождении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (рекомендуемый образец журнала приведен в

приложении к настоящему Порядку ).

5. В случаях, когда по состоянию здоровья сотрудник не способен самостоятельно оповестить о наступлении временной нетрудоспособности, такое оповещение осуществляется им с момента появления такой возможности.

6. При продлении листка нетрудоспособности (справки) сотрудник сообщает об этом в порядке, предусмотренном

пунктом 3 настоящего Порядка .

7. В день закрытия листка нетрудоспособности (выдачи справки) сотрудник оповещает об этом по телефону или иным доступным способом непосредственного руководителя (начальника), а при невозможности оповестить его - прямого руководителя (начальника).

8. В день, когда сотрудник приступает к выполнению служебных обязанностей после закрытия листка нетрудоспособности (выдачи справки), непосредственный руководитель (начальник) сотрудника визирует листок нетрудоспособности (справку).

9. Завизированные непосредственным руководителем (начальником) сотрудника листок нетрудоспособности либо справка в течение трех рабочих дней сдаются сотрудником в кадровое подразделение по месту службы.

к Порядку освобождения сотрудника

органов принудительного исполнения

Российской Федерации от выполнения

служебных обязанностей в связи

с временной нетрудоспособностью

Журнал учета сведений об освобождении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, специальное звание (при наличии)

Период освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Номер листка освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (справки)

Законодательством РФ предусмотрены случаи, когда работник должен быть освобожден от работы, например, чтобы выступить в суде в качестве эксперта или пройти медицинское обследование в связи с призывом в армию и т.д. Все эти случаи объединены в Трудовом кодексе и названы исполнением работником государственных или общественных обязанностей. В статье рассмотрим, что относится к таким обязанностям, в каком порядке работник освобождается от работы, каким образом и за чей счет происходит оплата времени его отсутствия на работе.

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, работник освобождается от работы при наличии двух условий:
- случаи привлечения работников к исполнению государственных или общественных обязанностей должны быть предусмотрены Трудовым кодексом или иными федеральными законами;
- исполнение таких обязанностей осуществляется только в рабочее время.
При наличии этих условий за работником в первую очередь сохраняется место работы, а во вторую очередь ему выплачивается денежная компенсация.

Обратите внимание! Если исполнение государственных или общественных обязанностей приходится на выходной для работника день, предоставлять ему дополнительный день отдыха работодатель не обязан, а если на время ежегодного оплачиваемого отпуска, то в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск работнику продлевается или переносится.

Оплата (компенсация) времени исполнения государственных или общественных обязанностей

Обязанность работодателя сохранять за работниками, привлекаемыми к исполнению государственных или общественных обязанностей, средний заработок на время исполнения ими таких обязанностей Трудовым кодексом установлена не всегда. В большинстве случаев обязанность по сохранению заработка или выплате компенсаций за исполнение государственных обязанностей возложена на государственный орган или общественное объединение, которые привлекали сотрудника к работе. Рассмотрим все по порядку.
1. Оплата времени участия работника в деятельности судебных, правоохранительных и налоговых органов в качестве:
- присяжных заседателей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон N 113-ФЗ) присяжному заседателю на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Кроме того, присяжному заседателю возмещаются командировочные расходы, а также расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, которые установлены законодательством для судей конкретного суда;
- арбитражных заседателей. В силу ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ) арбитражному заседателю за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ, пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия соответствующим арбитражным судом субъекта РФ. Арбитражному заседателю также возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые предусмотрены для судей при командировании в пределах РФ. Кроме того, за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы и ему полагаются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ;
- свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов. В качестве указанных лиц работники могут быть вызваны в суд, а также в правоохранительные и налоговые органы.
В гражданском судопроизводстве в силу ст. 95 ГПК РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). При этом денежная компенсация работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и среднего заработка.
Порядок внесения денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам, установлен ст. 96 ГПК РФ. Если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, если по инициативе мирового судьи - за счет средств бюджета субъекта РФ. Если вызов указанных лиц осуществляется по просьбе сторон судебного процесса, стороны вносят денежные суммы на счет соответствующего суда. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся по выполнении ими своих обязанностей за счет средств соответствующего бюджета (ст. 97 ГПК РФ).
В уголовном процессе расходы, касающиеся производства по уголовному делу (процессуальные издержки), связанные с вызовом свидетелей, потерпевших и их законных представителей, экспертов, специалистов, переводчиков и понятых в органы следствия, дознания, прокуратуру и суд, также возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников процесса.
Что касается выплат свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, вызванным в налоговый орган, то в силу ст. 131 НК РФ налоговый орган возмещает им расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные. Кроме того, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым выплачивается вознаграждение за работу, если она не входит в их должностные обязанности, а за свидетелями сохраняется заработная плата на время их отсутствия на работе.
Аналогичные выплаты установлены для свидетелей, вызываемых в арбитражный суд (ст. 107 АПК РФ).
2. Оплата времени и расходов, связанных с выполнением воинской обязанности. На основании ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время исполнения ими воинских обязанностей освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и среднего заработка. Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы. А согласно ст. 13.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, призванным на военные сборы, выплачивается также оклад по воинской должности и воинскому званию и применяется районный коэффициент за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Изначально работодатель оплачивает все расходы и выплачивает средний заработок работнику, исполняющему воинскую обязанность, а затем компенсирует эти расходы из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны. Согласно п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ.
3. Компенсация членам избирательной комиссии или комиссии референдума. Согласно п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) за членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется место работы (должность), также ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
4. Оплата времени участия в деятельности профсоюзов. Прежде всего следует отметить, что члены профсоюза могут исполнять общественные обязанности, совмещая их с основной работой или освобождаясь от нее.
Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - на время краткосрочной профсоюзной учебы. При этом условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).
Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации или отсутствием соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной ему соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ст. 375 ТК РФ).

К сведению. Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации в соответствии с коллективным договором.

Другие гарантии работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности

Помимо сохранения за работником места работы (должности) и оплаты времени исполнения им государственных или общественных обязанностей, могут устанавливаться и другие гарантии. Это, в частности, гарантии, связанные:
- с трудовым стажем. Так, время исполнения присяжными и арбитражными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ст. 11 Закона N 113-ФЗ, ст. 7 Закона N 70-ФЗ), в общий и специальный трудовой стаж засчитывается время работы освобожденных профсоюзных работников (ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") и т.д.;
- с отпуском. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней (ст. 18 Закона N 100-ФЗ). А работникам, награжденным знаком "Почетный донор России", работодатель должен предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время (ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов");
- с увольнением. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы в связи с сокращением штата и за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, допускается только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ). Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, члены комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).

Оформление периода исполнения государственных или общественных обязанностей

Для того чтобы освободить сотрудника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, нужно основание, то есть соответствующий документ.
Так, например, основанием для освобождения от работы работника, призванного на военные сборы, является повестка по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.
Вызов работника в суд в качестве лица, участвующего в деле, в том числе свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика, согласно ст. 113 ГПК РФ, осуществляется судебной повесткой.
Если такого документа не предусмотрено (например, при сдаче крови), желательно, чтобы работник уведомил работодателя о предстоящем освобождении его от работы письменным заявлением.
При этом заявление с работника лучше запрашивать всегда: когда есть соответствующий документ и когда его нет.
Освобождение сотрудника от работы осуществляется приказом работодателя об освобождении работника от работы в связи с исполнением им государственных или общественных обязанностей, в основании которого указываются реквизиты заявления и подтверждающего документа. Если срок окончания исполнения сотрудником государственных обязанностей неизвестен, по возвращении работника придется издать еще один приказ о том, что он приступил к работе.
В свою очередь, если работнику положена компенсация, выплачиваемая из федерального бюджета органом, в который работник был вызван для исполнения государственных обязанностей, работодатель должен выдать работнику справку о среднем дневном заработке и заверенную копию трудовой книжки. Такое требование установлено, например, при участии работника в уголовном процессе.
Чтобы получить компенсацию расходов в связи с исполнением воинской обязанности, работодатель направляет в военкомат письмо, в котором указывает суммы фактических расходов, связанных с призывом работника на военную службу, размер среднего заработка работника, банковские реквизиты для перечисления компенсации. При этом расходы должны быть подтверждены заверенными в установленном порядке копиями табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении работником медицинского освидетельствования.
Освобождение сотрудника от работы фиксируется в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
В заключение еще раз напомним, что работодатель обязан освободить сотрудника от работы для исполнения государственных или общественных обязанностей. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Оснований и разновидностей освобождения от работы достаточно много. Наиболее распространенные приведены ниже на схеме 1.

Освобождение от работы (в рабочее время согласно установленному данному работнику режиму рабочего времени) как:

в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей (ст. 101 ТК)

для решения личных вопросов [1]

в связи с прохождением медицинского осмотра (обследования) в государственных организациях здравоохранения (ст. 103, ч. 6 ст. 228, ч. 2 ст. 275, ч. 5 ст. 314-3 ТК)

в связи с выполнением донорской функции (ст. 104 ТК, ст. 31-1 и 31-2 Закона о донорстве)

при внедрении изобретения или рационализаторского предложения у другого нанимателя (ч. 2 ст. 105 ТК)

в соответствии с заключением ВКК или МРЭК до решения вопроса о предоставлении беременной женщине соответствующей работы (ст. 264 ТК)

Вопрос в тему. Подпадает ли под гарантии, предоставляемые ст. 101 ТК, явка работника в суд в качестве истца или в правоохранительные органы для допроса?

Участие лица в гражданском разбирательстве в качестве истца является его правом, а не обязанностью, следовательно, нормы, обязывающие нанимателя отпускать работника в суд, на данный случай, полагаем, не распространяются. Работник может просить суд рассмотреть дело по существу в его отсутствие или вести свои дела в суде через представителей.

Чтобы лично присутствовать в суде, работник может написать заявление о предоставлении на этот день отпуска без сохранения заработной платы, а наниматель вправе как удовлетворить это заявление, так и отказать в нем.

В соответствии с частью первой ст. 101 ТК на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций. В п. 4 части третьей данной статьи указано, что средний заработок сохраняется в случаях выполнения следующих государственных или общественных обязанностей в рабочее время: явка в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участие в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

То есть наниматель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка для явки в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. В ст. 101 ТК явка в суд в качестве истца не поименована.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь указывает на обязанность явиться в суд в отношении лица, назначенного экспертом (ст. 98 ГПК), свидетеля (п. 1 ч. 1 ст. 93 ГПК), переводчика (п. 1 ч. 1 ст. 103 ГПК), понятого (п. 1 ч. 3 ст. 104 ГПК) (обязанность принимать участие в процессуальном действии).

В соответствии с частью пятой ст. 282 ГПК можно просить суд рассмотреть дело по существу в отсутствие истца. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (ч. 1 ст. 70, ч. 2 ст. 72, 73 ГПК).

Явка работника в правоохранительные органы для допроса также не является безусловным основанием, чтобы признать ее выполнением государственных или общественных обязанностей.

Алгоритм действий при вызове в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого

Шаг 1. Предоставление работником документов, дающих основание для освобождения работника от работы или, по крайней мере, информирование работником о привлечении его к выполнению государственных или общественных обязанностей.

Основанием для оформления невыхода сотрудника, привлеченного к выполнению государственных или общественных обязанностей, на работу может являться повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Несмотря на то, что уволить за невыход такого работника на работу нельзя, желательно получить (если это фактически возможно) от него заявление, чтобы узнать, по какой причине в этот день он не явится на работу.

Пример оформления заявления работника об освобождении его от работы на время исполнения им государственных обязанностей

Прошу освободить меня от работы 19 апреля 2018 г. в связи с вызовом в РОВД Шумилинского района Витебской области на допрос в качестве потерпевшего (копия повестки прилагается).

Бухгалтер Ягужи нская Е.А.Ягужинская

Шаг 2. Оформление освобождения работника от работы.

Законодательством напрямую не предусмотрена обязанность нанимателя оформлять освобождение работника в рассматриваемой ситуации приказом (распоряжением), но на практике, как правило, принято это делать.

В случае если работник заранее и надлежащим образом сообщил нанимателю о вызове его в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в орган уголовного преследования или в суд, то перед их выполнением на основании, как правило, соответствующей повестки наниматель оформляет приказ (распоряжение), в котором не указывается конечный (определенный) срок освобождения его от работы (т.е. работник освобождается на время выполнения обязанностей в органе уголовного преследования или в суде без указания конкретного срока его окончания).

Конечный срок освобождения будет известен нанимателю уже после возвращения работника из органа уголовного преследования или суда.

Пример оформления приказа об освобождении работника от работы на время исполнения им государственных обязанностей

Об освобождении работника от работы

на время исполнения им государственных обязанностей

На основании заявления работника и в соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Республики Беларусь

ЯГУЖИНСКУЮ Елену Алексеевну, бухгалтера, 19 апреля 2018 г. от работы с сохранением за ней места работы на время исполнения ею государственных обязанностей.

Основание: повестка РОВД Шумилинского района Витебской области.

Директор Федоров И.Г.Федоров

Юрисконсульт Немерчук Е.И.Немерчук

С приказом ознакомлена Ягужинская Е.А.Ягужинская

Заметим, что в Перечне типовых документов Н ационального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, прямо не указан срок хранения приказов об освобождении от работы в связи с исполнением государственных обязанностей. В данном случае необходимо учитывать их социально-практическую значимость и возможность последующего использования для установления (подтверждения) факта выполнения работником тех или иных трудовых функций, существенных условий, в которых проходила трудовая деятельность работника, в т.ч. размера оплаты труда, и т.п. Исходя из указанных критериев, для приказов по личному составу устанавливаются сроки хранения 75 лет или 3 года (после проведения налоговой проверки; если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет). 75-летний срок хранения устанавливается для приказов, на основании которых оформляются справки и иные документы о трудовом стаже, занимаемой должности, размере заработной платы, стаже работы по специальности, стаже работы с вредными условиями труда и т.п. С учетом изложенного для данного вида приказов устанавливается 75-летний срок хранения.

Шаг 3. Проверка выполнения в действительности работником государственных или общественных обязанностей.

Подтверждением того, что сотрудник действительно исполнял государственные или общественные обязанности, будет, например, повестка, только уже с отметкой из соответствующей инстанции, о явке.

Шаг 4. Учет времени освобождения работника от работы.

Согласно части первой ст. 133 ТК наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее. При этом учет явок на работу и ухода с нее согласно части третьей ст. 133 ТК ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений. В этой же части указано, что формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем. То есть и условные обозначения.

На практике многие наниматели используют условные обозначения, которые ранее были предусмотрены Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (далее – Инструкция № 80) (утратило силу с 1 января 2009 г.).

Ранее Инструкцией № 80 было предусмотрено следующее условное обозначение времени освобождения работников от работы с учетом рассматриваемой ситуации:

Наименование вида затрат рабочего времени

Дни неявок работников, освобожденных временно от работы в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных законодательством

Шаг 5. Оплата освобождения от работы в связи с выполнением работниками государственных или общественных обязанностей.

За лицом, вызываемым в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, в соответствии со ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 125 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 10.25 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ст. 131 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 101 Трудового кодекса Республики Беларусь сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с выполнением обязанностей в уголовном, гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, а также при разрешении споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Также работнику могут быть положены иные компенсации, которые определяются в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, лицам, оказывающим содействие в проведении следственного действия, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1775.

Неоднозначная ситуация. В законодательстве четко не указано, как платить за время, затраченное работником до места исполнения государственных или общественных обязанностей и обратно (например, соответственно с работы и до работы), если в повестке указано время фактического пребывания работника в органе (в который его вызвали) (имеются в виду не транспортные расходы, а средний заработок). На практике такое время включается в оплачиваемое (как затраченное в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей).

Шаг 6. Возмещение выплаченного работнику среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций.

Данная возможность в целом предусмотрена ст. 101 ТК. Рассмотрим данный шаг на примере участия (в рабочее время) работника в уголовном процессе в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого.

Согласно ст. 162 УПК по требованию нанимателя, выплатившего средний заработок, сохраняемый за лицом, вызываемым в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого, время, затраченное им в связи с вызовом в орган уголовного преследования или в суд, включается в процессуальные издержки и оплачивается по постановлению органа дознания, лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или по определению суда после выполнения лицами обязанностей в уголовном процессе из бюджетных средств, выделяемых органам уголовного преследования и суду.

Читайте также: