Приказ о внесении изменений в порядок обучения по охране труда

Обновлено: 17.06.2024


Скачайте полезную подсказку для специалистов по охране труда:

Проект нового порядка обучения по охране труда: обзор документа

C 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция Х раздела ТК, знаменующая собой переход от реагирования на произошедшие аварии и профзаболевания к раннему выявлению предпосылок к ним и превентивным мерам.

Минтруд, стараясь успеть к этой дате подготовить новый Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, опубликовал на официальном портале проектов нормативных правовых актов свое видение этого важнейшего документа. Ознакомиться с этапами обсуждения проекта можно по ссылке ID проекта 02/07/01-21/00112477.

Планируется, что с 1 марта 2022 года действующее Постановление Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 утратит свою силу, прослужив более 18 лет. Учитывая важность принятия нового порядка для обеспечения охраны труда работающего населения и национальной безопасности в целом, утверждение нового Порядка передано Правительству Российской Федерации. Ранее утверждением Порядка № 1/29 совместно занимались Минобразования и Минтруд России.

Краткий обзор истории разработки нового порядка обучения по охране труда

20 января 2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместили проект с идентификационным обозначением (ID проекта) 02/07/01-21/00112477. Ответственным разработчиком от Минтруда России является Светлана Владимировна Белькова, начальник отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда.

Состав рабочей группы по разработке проекта:

Различные проекты нового порядка обучения на портале проектов НПА публиковали уже не один раз. Были попытки продвижения этого документа, но они не проходили на разных этапах процедуры публичных обсуждений, оценки регулирующего воздействия, поэтому снимались с публикации.

Важно! По состоянию на 15 сентября 2021 года проект 02/07/01-21/00112477 находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) — это оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования для возможности отклонения или отправления на доработку нормативных актов, дающих негативный эффект. ОРВ считается ядром регуляторной политики.

С учетом общественных обсуждений был сформирован новый релиз проекта от 20 августа 2021 года. С ним вы можете ознакомиться здесь >>>

Все мы с нетерпением ждем, чем закончится этап ОРВ, так как бизнес заинтересован в сокращении издержек, а государство – в качественной подготовке работников по охране труда, а следовательно, и в снижении уровня травматизма и профзаболеваемости.

Основные нововведения в порядке обучения по охране труда: что изменилось по сравнению с 1/29

Действующий на сегодняшний день Порядок обучения № 1/29 вступил в силу 5 марта 2003 года, спустя год после вступления в законную силу самой первой редакции Трудового кодекса Российской Федерации (1 февраля 2002 года). Таким образом, мы проработали по Порядку № 1/29 уже 18 лет.

Важность нового Порядка обучения трудно переоценить. От скрупулезного следования каждому пункту этого документа зависит, сможет ли теперь работодатель сам проводить обучение по охране труда для своих нужд, или придется отдать этот процесс учебному центру. Следовательно, затраты возрастут и ощутимо. Законодатели настолько сильно усложнили процедуру внутренней подготовки по охране труда, что начинаешь поневоле завидовать тем, кто сегодня ничего не делает для обучения, пребывая в счастливом неведении.

Давайте рассмотрим основные нововведения в порядке обучения, и за основу для этого возьмем редакцию проекта от 20 августа 2021 года. Если и эта редакция будет изменена, мы вам обязательно и своевременно сообщим и прокомментируем.

Сравнительная таблица по изменениям в порядке обучения работников с 1 марта 2022 года с комментариями эксперта


Как подготовиться к вступлению в силу нового Порядка проверки знаний по ОТ

✓ До 1 марта 2022 года специалисты по охране труда, помимо указанных в нашей таблице обязательных мероприятий, должны составить Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности, подлежащих обучению требованиям охраны труда по программам, указанным в подпункте 3 пункта 43 Порядка-2022. Такой документ должен утвердить работодатель или его уполномоченное лицо. Мы считаем необходимым согласовать этот документ с представительным органом работников .

✓ Также нужно составить Перечень профессий и должностей работников, подлежащих обучению. Это – основной документ, определяющий, кто должен обучаться в УЦ, кто может обучаться в организации работодателя при условии подачи уведомления и создания личного кабинета на портале Минтруда.

Перечень должен включать в себя следующую информацию:

  • наименования профессий (должностей) работников в соответствии со штатным расписанием организации;
  • коды профессий (должностей) работников по ОКПДТР (при наличии);
  • наименования структурных подразделений организации работников;
  • номера рабочих мест по данным СОУТ и (или) ОПР (при наличии);
  • количество работников на рабочих местах в соответствии со штатным расписанием организации;
  • наименования программ обучения работников по охране труда;
  • наименования организации, проводящей обучение по охране труда (работодатель или организация, оказывающая услуги обучения по охране труда);
  • наименования локальных нормативных актов работодателя по организации стажировки на рабочем месте;
  • наименования локальных нормативных актов работодателя по организации первичного инструктажа по охране труда.

✓ Уже сейчас вы можете попросить кадровиков сформировать в кадровом учете перечень всех должностей с указанием кода профессии (должности). Профессии рабочих начинаются на 1, а руководителей, специалистов, служащих – на 2. Перечень должностей должен содержать сведения не только о коде профессии, но еще и № карты СОУТ.

Напротив каждой должности нужно указать количество работников на рабочих местах по штатному расписанию. Поэтому срочно дружите с отделом кадров – нам без никуда. Укажите в Перечне наименования программ обучения работников по охране труда.

Лайфхак: все, у кого проставлен код ОКПДТР, начинающийся с 1, подлежит обязательному обучению оказанию первой помощи. Все, у кого в личных карточках указаны СИЗ 2 класса, в том числе очищающие и смывающие средства защиты кожи, должны проходить обучение применению СИЗ.

Таким образом вы уже сейчас сможете не только определить, сколько человек учить в УЦ, а сколько у себя, но и запланировать бюджет по охране труда на 2022 год с учетом вступления в силу нового порядка обучения.

✓ Придется переделывать журналы регистрации вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте. Но это самое легкое из всех изменений, которые нам предстоят.

✓ В свободное до марта время можно начать разработку программ инструктажей, стажировок и обучения по охране труда. Работа эта сложная, и провести ее в одиночку не под силу. Привлекайте для этого ведущих специалистов, руководителей структурных подразделений, но не самоустраняйтесь.

Новый порядок обучения – документ сложный, требующий вдумчивого изучения, долгого привыкания, но нужно отметить его четкую структурированность, отсутствие недосказанности, витиеватых поворотов от физики к лирике, то есть ко всему тому, к чему мы привыкли за эти долгие, но прекрасные 18 лет с прежним порядком обучения.

Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.

Управление здоровьем

Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.

Управление обучением


Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.

Управление документами

Сервис находится в разработке.

Наши проекты

Вечером 31 декабря не все смогут оказаться за праздничным столом — кому-то предстоит встретить Новый год на работе. Психологи рассказали, как подготовиться к работе.

Публикации


Пилоты, бортинженеры и бортпроводники работают в особых условиях труда, их здоровье подвержено влиянию целого комплекса вредных факторов. Поэтому вопросам безопасности и охране Профессиональные риски.

Статистика

Большинство опрошенных россиян (65%) сообщили, что используют социальные сети в течение рабочего дня исключительно для выполнения служебных обязанностей. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного.

Специальная оценка условий труда


Основным профессиональным заболеванием, связанным с вредным воздействием акустических факторов на современных промышленных предприятиях является нейросенсорная тугоухость. В практике медицины труда дано определение данного профессионального.

Проект приказа Минтруда России, Минобрнауки России "О внесении изменения в Порядок обучения по охране труда"

20 апреля 2017 г.

Предлагается скорректировать отдельные положения Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29

Предлагается скорректировать отдельные положения Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29


В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2016 г. № 143 Минтрудом России совместно с Минобрнауки России разрабатываются изменения в действующий нормативный правовой акт, регулирующий порядок обучения по охране труда.

Предусматривается внесение следующих корректировок:

– выдачу работнику, прошедшему обучение и проверку знаний требований охраны труда в образовательных учреждениях, документа (удостоверения) действительного в течение срока его действия, в том числе при смене работником места работы;

– при обучении работника по охране труда непосредственно самой организацией, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, оформление результатов проверки знаний требований охраны труда работников только протоколом, без выдачи удостоверения;
– увеличение периодичности прохождения обучения по охране труда для руководителей и специалистов организаций, не реже одного раза в пять лет.

Планируется, что изменения в Порядок обучения по охране труда вступят в силу в феврале 2017 года.



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст. 3477), подпунктом 5.2.23 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710; № 26, ст. 3577; № 29, ст. 4160; № 32, ст. 4499; № 36, ст. 4868; 2015, № 2, ст. 491; № 6, ст. 963; № 16, ст. 2384; 2016, № 2, ст. 325; № 4, ст. 534; № 23, ст. 3322; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4812; № 47, ст. 6659),

На бесплатном вебинаре SRG-ECO руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO Панин Константин рассказал о новых проектах нормативно-правовых актов в рамках изменений десятого раздела Трудового кодекса РФ, который посвящен охране труда.

С 1 марта 2022 года начнет действовать новая редакция Трудового кодекса РФ, в том числе актуализированы раздел, регламентирующий охрану труда, и подзаконные к нему акты. Так, в новом году планируется вступление свыше 30 новых документов по охране труда.

В этом материале мы рассмотрим пять проектов нормативно-правовых актов, которые связаны со специальной оценкой условий труда (СОУТ) и вступят в силу уже с 1 марта 2022 года.


Панин Константин

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO;
  • разработчик методических программ;
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ.

Сразу отметим, что все нижеперечисленные документы – всего лишь проекты, поэтому вероятность изменений очень высока. Здесь вы найдете информацию, которая есть на момент публикации статьи.

Рассмотрим ключевые изменения:

Получите видеозапись вебинара

Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.

Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.​

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц​.

Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).

Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

В действующей редакции данных сведений нет.

Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

​Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

  • Сертификат эксперта будет электронным. ​
  • Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.​

На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.

Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов​.

Часть 4 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. ​

Уточнено, что разногласия не будут рассматриваться Минтрудом, если:

  • на основании результатов оспариваемой экспертизы качества СОУТ уже принято и опубликовано решение судебного органа;​
  • при поступлении разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, проведенной в отношении отчета о проведении спецоценки у работодателя, утвержденного более чем за два года до даты начала проведения указанной экспертизы качества специальной оценки условий труда.​

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

Основанием для принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре является:​

  • несоответствие заявления требованиям к его содержанию и оформлению;​​
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.​

Отдельно прописываются и критерии, когда деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда подлежит приостановлению.

А именно, в случае:​

  • привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  • приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации; ​
  • выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;​
  • выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

Кроме того, установлены и случаи, когда организация подлежит исключению из реестра:​

  • прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда; ​
  • прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации; ​
  • прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;​
  • неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;​
  • по решению суда.​

Проект приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком ​ (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).​

Другие пункты остались без изменений:

  • Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы. ​
  • Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями. ​
  • Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается. ​
  • Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. ​
  • При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда. ​
  • Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
  • Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.​
  • Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников. ​
  • Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
  • Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
  • Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.​
  • Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.​
  • Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.​

Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.

Проект приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Документ определяет перечень видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Всего проект насчитывает 3 296 пунктов. Их стало больше по сравнению с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 46н, в котором было 3 223 пункта.​

Отличительная особенность нового проекта – подробно расписан пункт внесения изменений и дополнений в Перечень. Изменения могут вноситься на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов и объединений работодателей с предоставлением соответствующих обоснований.​

Конкретизировано, что лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на такой работе не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания указанных работников с временной утратой трудоспособности без госпитализации.​

Выдача лечебно-профилактического питания производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (для труднодоступных регионов при отсутствии столовых) перед началом работы.​

​Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, не производится.​

Кроме того, уточнили, когда лечебно-профилактическое питание не выдается:​

  • в нерабочие дни;​
  • в дни отпуска, кроме отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, имевшим до наступления указанного отпуска право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания;​
  • в дни служебных командировок при отсутствии в эти дни предусмотренных Перечнем работ;​
  • в дни учебы с отрывом от производства;​
  • в дни выполнения работ на участках, где бесплатная выдача лечебно-профилактического питания не установлена;​
  • в дни выполнения работ, связанных с исполнением общественных и государственных поручений;​
  • в период временной нетрудоспособности при заболеваниях общего характера;​
  • в дни пребывания на лечении в медицинском учреждении, в том числе санаторного типа.​

Проект установил, что не допускается выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за неполученное своевременно лечебно-профилактическое питание, за исключением случаев неполучения лечебно-профилактического питания по вине работодателя. ​

Порядок возмещения работникам не полученного своевременно лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя разрабатывается с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включается в коллективный (трудовой) договор.​

Проект приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Документ корректирует предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную​, а именно:

Характер работы​Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки) ​
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой ​(до 2 раз в час)​10 кг​
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены​7 кг​
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать:​с рабочей поверхности ​с пола ​​ 350 кг​175 кг​

Отмечается, что при перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.​

Подводя итог, несмотря на то, что изменений не много и они незначительные, необходимо их иметь в виду в процессе ведения деятельности, чтобы исключить риск возникновения нарушений. Кроме того, до вступления проектов в силу остается еще достаточно много времени, поэтому есть вероятность внесения новых корректировок.

Специалисты SRG-ECO будут держать вас в курсе всех изменений и предоставят новые обзоры документов. Следите за обновлениями!

Напоминаем, что SRG-ECO регулярно проводит бесплатные вебинары, на которых, в частности, рассматривает законодательные изменения. Анонсы всех мероприятий вы можете найти здесь.

Вы всегда можете обратиться к экспертам SRG-ECO за бесплатной консультацией:


Охрана труда 2021 - новые правила и основные поправки, которые внедрены в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности, добавили много работы ответственным за эту область сотрудникам. В статье перечислены новые правила, изданные Минтрудом и действующие с 2021 года. Рассмотрим, что появилось нового и как действовать работодателям с учетом изменений.

Список, опубликованных правил

Минтруд в июне 2020 года в ходе регуляторной гильотины сообщил о совершенствовании законодательства в области защиты здоровья рабочих. И уже к концу 2020 года издано и опубликовано 40 приказов, утверждающих Правила по охране труда. Основные цели, которые преследовал законодатель, — сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве, снижение нагрузки на работодателя.

Ранее на практике работодатели устраняли ситуации, опасные для жизни и здоровья сотрудников, уже после произошедшего несчастного случая. Направленность была на недопущение впредь травм на предприятии. Сейчас работодателей призывают к своевременной оценке рисков и предотвращению возможности несчастных случаев.

Министерством проведена инвентаризация 113 нормативно-правовых актов. В результате упразднено 83 документа, которые приняты до 2012 года, поскольку они не соответствуют современным условиям. Тридцать документов, принятых или измененных в период с 2012-го по 2019 год, пересмотрены с учетом риск-ориентированного подхода и соответствия уровню технологического развития.

40 новых правил, которые нужно учесть работодателям с 2021 года

В удобной таблице представим перечень нормативных актов по охране труда и срок их действия:



Внимание! Акт для работников портов не имеет ограничительного срока в отличие от остальных 39 документов. А работникам метрополитена до 31.08.2021 следует придерживаться старых правил, поскольку новые вступают в силу с 01.09.2021 и будут действовать до 01.09.2026.

Что же изменилось

Новое законодательство по охране труда в 2021 году станет нормативной основой требований, предъявляемых к работникам при соблюдении безопасности на производстве.

Изменились требования к комплекту нормативно-правовых актов, которые содержат правила безопасности на предприятии в соответствии со спецификой деятельности. Инструкции, программы обучения, информационные материалы должны быть актуализированы.

Исчезли из нормативных актов перекрестные ссылки на другие документы. Из документов убрали ограничения по возрасту, переадресацию на СанПиН, ПДД, технические регламенты.

Сложные для понимания многотомные пособия преобразовали в легко читаемые инструкции, не перегруженные лишней информацией. Остались сведения по существу.

Охрана труда 2021 года претерпела существенные сокращения в перечне должностей и работ, на которых ограничивалась занятость женщин. Существовал список из 456 должностей и работ — сейчас осталось всего 100 пунктов, где могут работать только мужчины.

Так, например, женщины теперь могут работать водителями автобусов для перевозки пассажиров количеством более 14 мест, газосварщиками ручной сварки в закрытых пространствах или быть членами палубной команды судов всех видов флота.

Специальная оценка условий труда — изменения-2021

Изменения коснулись и порядка проведения специальной оценки условий труда. Теперь декларация соответствия условий труда действует бессрочно, пока не наступят обстоятельства, предусмотренные ч. 5 ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Декларация прерывает срок действия, если:

  • произошел несчастный случай;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание;
  • найдены нарушения нормативных требований к безопасности на рабочем месте.

Работодатель обязан реагировать на каждый такой случай и проводить внеплановую оценку на рабочем месте. Кроме этого, работодатель должен на системной основе проводить профилактические мероприятия и анализ профессиональных рисков рабочих мест.

Что ждет работодателей

В письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд указал работодателям на порядок действий с учетом новых правил. Министерство напоминает, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны провести внеочередную проверку работников на предмет знаний предъявляемых требований, а также привести в соответствие комплект документов, отражающих правила охраны труда.

Подробности см. здесь.

Результаты внеочередной проверки никак не влияют на сроки и результаты очередной проверки — она не отменяется, не продлевается и не заменяется.

Работодателям разрешено вносить дополнительные требования в соответствии со спецификой производства. В новых актах введены соответствующие пункты.

Итоги

При этом приняты не все запланированные правила по охране труда в 2021 году. А значит, ожидаем новых приказов от министерства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: