Приказ о назначении ответственного за ведение хранение учет и выдачу трудовых книжек 2021

Обновлено: 16.05.2024

Пункт 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 предусматривает обязанность работодателя назначить специально уполномоченное лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации. Данные требования распространяются на ведение трудовых книжек на бумажном носителе и не регламентируют порядок формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности работника, формируемых в электронном виде.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 66 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, исключена обязанность работодателей вести трудовые книжки в отношении работников, подавших письменное заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Также работодатель не ведет трудовые книжки в отношении работников, которые впервые поступают на работу после 31 декабря 2020 года.

Однако, исходя из указанных положений законодательства, не исключена возможность трудоустройства к работодателю новых сотрудников, в отношении которых он обязан будет продолжать вести представленные ими при приеме на работу трудовые книжки на бумажном носителе. Соответственно, в отношениях с такими сотрудниками работодатель обязан будет выполнять требования ст. 66 ТК РФ и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в том числе назначить лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек.

Таким образом, если в настоящий момент сотрудников с бумажными трудовыми книжками в организации нет, лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации может не назначаться, но при приеме работника с трудовой книжкой на бумажном носителе, такое лицо должно быть немедленно назначено.

Прокурор Краснопартизанского района С.П. Дежин

Прокуратура
Саратовской области

Прокуратура Саратовской области

25 августа 2020, 16:40

Нужно ли издавать приказ о назначении лиц, ответственных за ведение электронных трудовых книжек?

Нужно ли издавать приказ о назначении лиц, ответственных за ведение электронных трудовых книжек?

Пункт 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 предусматривает обязанность работодателя назначить специально уполномоченное лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации. Данные требования распространяются на ведение трудовых книжек на бумажном носителе и не регламентируют порядок формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности работника, формируемых в электронном виде.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 66 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, исключена обязанность работодателей вести трудовые книжки в отношении работников, подавших письменное заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Также работодатель не ведет трудовые книжки в отношении работников, которые впервые поступают на работу после 31 декабря 2020 года.

Однако, исходя из указанных положений законодательства, не исключена возможность трудоустройства к работодателю новых сотрудников, в отношении которых он обязан будет продолжать вести представленные ими при приеме на работу трудовые книжки на бумажном носителе. Соответственно, в отношениях с такими сотрудниками работодатель обязан будет выполнять требования ст. 66 ТК РФ и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в том числе назначить лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек.

Таким образом, если в настоящий момент сотрудников с бумажными трудовыми книжками в организации нет, лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации может не назначаться, но при приеме работника с трудовой книжкой на бумажном носителе, такое лицо должно быть немедленно назначено.

В рамках т. н. регуляторной гильотины приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н утвердил новые форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек. Рассказываем, на какие изменения и новшества нужно обратить внимание.

Чем руководствоваться

Новые правила для трудовых книжек по приказу Минтруда от 19.05.2021 № 320н будут действовать до 1 сентября 2027 года. То есть, 6 лет.

Одновременно признаны утратившими силу прежние подзаконные акты по трудовым книжкам. Это:

  • Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Минтруда от 24.06.1994 № 50);
  • Инструкция по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда от 10.10.2003 № 69).

Новое в бланке трудовой книжки с 01.09.2021

Минтруд обновил бланк трудовой книжки и вкладыша в неё. Вот так они выглядят с 1 сентября 2021 года:





На титульном листе теперь есть пометка, что печать ставить нужно при ее наличии.

В трудовой книжке теперь больше страниц для сведений о работе и меньше для информации о награждении или поощрении работника. И это понятно: ведь в электронной форме трудовой книжке (СЗВ-ТД) данные о награждениях вообще не приводят.

Так, сведениям о работе в новой форме трудовой книжки отведено 14 разворотов, а не 10, как до 01.09.2021. Аналогично – для данных о награждении: стало 7 разворотов вместо 10.

Само содержание бланка и вкладыша трудовой книжки осталось прежним.

Новое в заполнении трудовых книжек с 1 сентября 2021

Записи в книжку Минтруд разрешил целиком или частично впечатывать либо вносить с помощью технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа/печати (п. 3 приказа Минтруда от 19.05.2021 № 320н).

То есть, одну запись можно одновременно и вписать, и снабдить штампом. Применимы оба способа.

Теперь лишь рекомендовано использовать перьевую или гелевую ручку, ручку-роллер, а также световодостойкие чернила черного, синего или фиолетового цвета (до 01.09.2021 делать записи нужно перечисленным).

С 1 сентября 2021 года отменено требование о заполнении трудовой книжки в присутствии работника, принимаемого на работу впервые.

Сведения о работе по совместительству можно вносить как по хронологии, так и блоками — одновременно о приеме и увольнении.

В записи об увольнении в связи с переводом сотрудника на другую постоянную работу с 01.09.2021 нужно указывать наименование юрлица или ИП, к которому он уходит.

Некоторые записи в трудовую книжку актуализированы в соответствии с требованиями новых федеральных законов или изменениями в действующие законы.

По-прежнему бумажную трудовую книжку нужно вести на каждого работника, который проработал в компании 5 дней и более.

Если работа дистанционная (на удалёнке)

С 01.09.2021 установлены особенности заполнения трудовой книжки дистанционного работника. Так, по его желанию работодатель вносит сведения о трудовой деятельности в трудовую книжку при условии ее предоставления работником. Он может это сделать в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (кроме случаев, когда по закону трудовая книжка на работника не ведется) (п. 2 нового Порядка ведения и хранения трудовых книжек 2021).

Новое в учёте трудовых книжек с 01.09.2021

Для учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также их бланков работодатель к 1 сентября 2021 года должен разработать и утвердить локальным актом свои формы соответствующих учётных книг или журналов.

Прежние формы из постановления Минтруда от 10.10.2003 № 69 (Приложения № 2 и 3) утрачивают силу с 01.09.2021, но их можно спокойно брать за основу при генерации своей формы книги/журнала учёта трудовых книжек.

Соответствующие учетные реестры нужно заверить руководителю и печатью организации (при ее наличии). А скрепление сургучной печатью и опломбировка необязательны.

Новое в ознакомлении с трудовой книжкой с 01.09.2021

Теперь сотрудников не нужно знакомить с каждой вносимой в трудовую книжку записью под роспись в личной карточке.

Также больше не нужно заверять подписью увольняемого сотрудника все записи, внесенные в книжку за время работы у соответствующего работодателя.

Новое в выдаче трудовой книжки с 01.09.2021

Установлен срок выдачи бумажной трудовой книжки работнику, который отказался от ее ведения в пользу электронных сведений о трудовой деятельности. С 01.09.2021 вернуть книжку надо не позже 3-х рабочих дней со дня подачи сотрудником заявления о предоставлении ему работодателем электронных сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Если работник подал такое заявление менее чем за 3 рабочих дня до увольнения, трудовую книжку ему выдают не позднее дня увольнения.

При выдаче бумажной трудовой книжки работодатель должен:

  1. Сделать в ней последнюю запись – о подаче работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку (ст. 66.1 ТК РФ).
  2. Заверить ее подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью компании (если есть) или кадровой службы.

Бумажные трудовые книжки на новом бланке нужно выдавать только в случае их утраты или существенной порчи. На впервые принятых на работу за свою жизнь оформлять эти книжки уже не нужно.


Кадровое делопроизводство — сложный и многофункциональный процесс, который регламентируется законодательством РФ и предполагает грамотное документальное оформление. Поэтому очень важно, чтобы этим процессом занимался штатный кадровик, который обладает соответствующим опытом.

Однако бывают случаи, когда в организации нет штатного кадровика и оформлением кадровых документов занимаются бухгалтеры, секретари, офис-менеджеры.

В маленькой организации функции по оформлению кадровых документов может выполнять сам руководитель — в таком случае дополнительное документальное оформление не требуется, поскольку в соответствии с уставом организации руководитель несет ответственность за любой аспект деятельности организации.

Назначаем ответственного за ведение трудовых книжек

Если в организации есть отдел кадров или отдельный специалист, он отвечает за большое количество важных организационно-распорядительных документов. Однако часто упускается из виду важный момент — ответственность кадровика. Инспектор ГИТ сразу выявит такие недочеты в оформлении, запросив соответствующие обязательные приказы. Исходя из этого, у работодателя возникает прямая обязанность назначить ответственное лицо для дальнейшего избегания штрафов.

На основании п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[1] один из обязательных приказов — о назначении ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек (пример 1).


За нарушения на этом участке инспектор вправе назначить административное взыскание[2]. Штраф рискуют получить не только организация или руководитель, но и сам ответственный работник отдела кадров, который ведет трудовые книжки.

Назначаем ответственного за ведение воинского учета

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за отсутствие приказа о назначении ответственного за ведение воинского учета. Указанным приказом можно установить лицо, ответственное за выполнение обязательных операций по воинскому учету (пример 2).


Если в организации отсутствует ответственное лицо за ведение воинского учета граждан, в том числе бронирование граждан, пребывающих в запасе, и хранение бланков строгой отчетности, максимальный штраф может составить 50 тыс. рублей[3]. При этом штрафуют не должностное лицо, а саму организацию.

Назначаем ответственного за обработку персональных данных


Отсутствие такого приказа приравнивается к нарушению Федерального закона № 152-ФЗ. Санкциями ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.


Назначаем ответственного за ведение табеля учета рабочего времени

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, независимо от применяемой формы оплаты труда[4].

Обязанности по ведению табеля учета рабочего времени могут быть предусмотрены трудовым договором или, что правильнее, должностной инструкцией. Если эти функции не зафиксированы в документах, необходимо составить приказ о назначении ответственного лица (пример 4).


За нарушения при учете времени, фактически отработанного работниками, возможно административное взыскание на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц работодателя — предупреждение или штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для работодателя-ИП — штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для работодателя-организации — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Уполномоченные лица должны быть ознакомлены под роспись со всеми вышеперечисленными приказами.

Наказание кадровика за нарушение должностных обязанностей

Специалист кадровой службы является должностным лицом, так как он выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Соответственно, к нему может быть применено административное взыскание.

Суды соглашаются с предписаниями по административным штрафам инспекторов ГИТ и также признают специалистов кадровой службы должностными лицами. Соответственно, их привлекают к административной ответственности, как и руководителя организации.

Инспекторы ГИТ могут оштрафовать кадровика только за нарушение обязанностей, которые установлены его трудовым договором, должностной инструкцией, приказом. Если же обязанности не закреплены и не конкретизированы в локальном нормативном акте работодателя, наказывать работника нельзя.

Кроме того, за нарушение должностных обязанностей кадровик несет дисциплинарную ответственность в виде замечания, выговора или увольнения.


[2] Часть 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Пункт 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 предусматривает обязанность работодателя назначить специально уполномоченное лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации. Данные требования распространяются на ведение трудовых книжек на бумажном носителе и не регламентируют порядок формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности работника, формируемых в электронном виде.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 66 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, исключена обязанность работодателей вести трудовые книжки в отношении работников, подавших письменное заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Также работодатель не ведет трудовые книжки в отношении работников, которые впервые поступают на работу после 31 декабря 2020 года.

Однако, исходя из указанных положений законодательства, не исключена возможность трудоустройства к работодателю новых сотрудников, в отношении которых он обязан будет продолжать вести представленные ими при приеме на работу трудовые книжки на бумажном носителе. Соответственно, в отношениях с такими сотрудниками работодатель обязан будет выполнять требования ст. 66 ТК РФ и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в том числе назначить лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек.

Таким образом, если в настоящий момент сотрудников с бумажными трудовыми книжками в организации нет, лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации может не назначаться, но при приеме работника с трудовой книжкой на бумажном носителе, такое лицо должно быть немедленно назначено.

Прокурор Краснопартизанского района С.П. Дежин

Прокуратура
Саратовской области

Прокуратура Саратовской области

25 августа 2020, 16:40

Нужно ли издавать приказ о назначении лиц, ответственных за ведение электронных трудовых книжек?

Нужно ли издавать приказ о назначении лиц, ответственных за ведение электронных трудовых книжек?

Пункт 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 предусматривает обязанность работодателя назначить специально уполномоченное лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации. Данные требования распространяются на ведение трудовых книжек на бумажном носителе и не регламентируют порядок формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности работника, формируемых в электронном виде.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 66 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, исключена обязанность работодателей вести трудовые книжки в отношении работников, подавших письменное заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Также работодатель не ведет трудовые книжки в отношении работников, которые впервые поступают на работу после 31 декабря 2020 года.

Однако, исходя из указанных положений законодательства, не исключена возможность трудоустройства к работодателю новых сотрудников, в отношении которых он обязан будет продолжать вести представленные ими при приеме на работу трудовые книжки на бумажном носителе. Соответственно, в отношениях с такими сотрудниками работодатель обязан будет выполнять требования ст. 66 ТК РФ и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в том числе назначить лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек.

Таким образом, если в настоящий момент сотрудников с бумажными трудовыми книжками в организации нет, лицо, ответственное за ведение и хранение трудовых книжек в организации может не назначаться, но при приеме работника с трудовой книжкой на бумажном носителе, такое лицо должно быть немедленно назначено.

Законодательством устанавливается, что пока работник занят по трудовому контракту, его трудовая должна храниться на предприятии, которое является его работодателем. Так как данный бланк считая БСО, необходимо правильно организовать учет поступления книжек, их хранение, и выдачу. С этой целью руководство субъекта должно издать приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек.

Для чего издается данный приказ

Приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек: обязательный ли это приказ, для чего издается, как оформить

Все трудовые, поступающих на предприятие и работающих людей, должны храниться в специально оборудованном для этого месте. За порчу или утерю данного бланка компания, а также ее руководитель, несут соответствующую ответственность. Ведь в этих документах отражается вся необходимая информация для установления работнику пенсии в будущем.

Поэтому директор организации создать все условия для правильной работы с трудовыми на предприятия. А так как у него помимо этого много других ответственных дел, руководитель выбирает должностное лицо, которому на основании изданного распоряжения вменяется ведение учета бланков трудовых.

При этом ответственность остается за руководителем, а выбранное лицо, отвечает за учет трудовых только внутри конкретного хозяйствующего субъекта. Именно он будет принимать у работников трудовые, правильно вести их учет, вносить соответствующие документам-основаниям записи, и выдавать их при увольнении сотрудникам компании.

Внимание! В случае неисполнения им своих обязанностей или исполнения их не в полном объеме, он будет отвечать перед руководством компании на основании изданного приказа о назначении этого сотрудника ответственным.

Можно ли обойтись без ответственного

Руководитель в соответствии с нормами законодательства должен назначить ответственного за ведение трудовых или же взять эту обязанность на себя. Такие требования указаны в Правилах ведения трудовых книжек.

Таким образом, необходимость установить ответственное лицо закреплено законодательно.

В случае, если оно все же не было назначено, то в соответствии с КОАП будет наложен штраф, размер которого будет достигать 50 тысяч руб. При этом данное наказание накладывается не на должностное лицо, а непосредственно на организацию.

Является ли приказ обязательным для каждой организации

Правила ведения трудовых книжек определяют, что работодатель обязан обеспечить работу с трудовыми книжками. При этом такой шаг должен делать любой субъект бизнеса — как предприниматель с наемными сотрудниками, так и компания.

В случае с предпринимателем, он обычно самостоятельно вносит записи в трудовые книжки. В компаниях эта обязанность автоматически возлагается на директора, либо он выбирает одного из принятых сотрудников.

Однако в любой из указанных ситуаций руководящее лицо должно однозначно установить ответственное лицо, как этого требуют Правила. Это можно сделать только издав необходимо распоряжение.

Внимание! При этом оформлять документ необходимо даже в том случае, когда руководитель — единственный работник компании, а потому автоматически принимает обязанность по оформлению книжек. В этой ситуации он оформляет приказ, в котором указывает, что принимает данные функции на себя.

Кого назначить ответственным

Обычно, в крупной организации за работу с трудовыми книжками отвечает кадровый отдел, а в нем — ответственный за трудовые книжки или несколько конкретных специалистов. В небольшой компании такой отдел может быть не сформирован. Поэтому, руководитель может назначить в качестве ответственного лица бухгалтера, секретаря, прочих должностных лиц.

Свое решение руководящее лицо обязательно закрепляет в форме приказа.

Если поручить данный процесс в организации некому, то ответственным за ведение трудовых считается непосредственно сам руководитель.

Закон устанавливает, что работодатель обязан организовать работу по ведению трудовых книжек. При этом он должен назначить своим приказом какое-либо лицо для выполнения таких действий.

Из этого следует, что вести работу с трудовыми может только работник, который состоит в штате компании. Даже если ведение кадрового учета передано по договору аутсорсинга, работать с трудовыми необходимо своими силами внутри компании.

Важно! При изменении ответственного лица, все имеющиеся трудовые должны быть переданы по акту приема-передачи. При этом в документе нужно указывать не просто количество документов, а перечислить их владельцев пофамильно.

Читайте также: