Приказ на исполнение обязанностей заведующего доу на время отпуска образец

Обновлено: 18.04.2024

Приказ о возложении обязанностей — это распорядительный документ, в котором работодатель на время отсутствия основного работника передает исполнение его трудовых функций другому сотруднику с его письменного согласия. В нем должен быть установлен объем работ и срок совмещения профессий или должностей.

В каких случаях понадобится

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, допускается на время отсутствия основного работника возложить его обязанности на другого сотрудника. Это делается путем совмещения профессий или должностей за счет увеличения объема работы или расширения участков, зон работы. Возложение трудовых функций оформляется распорядительным документом. Типовая форма не установлена, образец приказа о замещении на время отпуска или по другой причине работодатель вправе разработать самостоятельно.

Самые распространенные случаи, когда требуется возложение обязанностей временно отсутствующего работника на другого сотрудника:

  • уход в отпуск (очередной, дополнительный и т. д.);
  • отъезд в командировку;
  • нахождение на больничном.

Этот список не является закрытым.

На основании чего его готовят

В качестве оснований издания распорядительного акта указывают правовые нормы (ст. 60.2 ТК РФ и 151 ТК РФ), обязательно наличие письменного согласия работника (с приказом работодатель его знакомит под подпись).

На практике в таких случаях часто используется заключение дополнительного соглашения к трудовому контракту или отдельного соглашения о совмещении, в котором прописываются дополнительные обязанности работника, срок их выполнения и условия оплаты.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. В наиболее актуальных решениях суды придерживаются позиции, что заключение соглашения о работе по совмещению не является обязательным по трудовому законодательству. Все вопросы допускается урегулировать в распорядительном акте. Но это мнение не всегда разделяют контролирующие органы.

Содержание

В ТК РФ указаны условия вменения работнику дополнительной работы:

  • дополнительные обязанности выполняются в пределах рабочей смены;
  • сотрудник письменно подтверждает согласие на их выполнение;
  • заранее обговаривается срок выполнения дополнительной работы, то есть совмещение устанавливается на строго ограниченный период времени, на период отсутствия основного работника;
  • в ст. 151 ТК РФ установлено, что дополнительный объем работы оплачивается.

Все эти вопросы нужно отразить в распорядительном акте. Приказ оформляется следующим образом:

Хотя в ст. 151 ТК РФ установлена обязательность оплаты работы по совмещению профессий, некоторые суды признают право работодателя возлагать обязанности отсутствующего сотрудника на другого специалиста без доплаты при соблюдении следующих условий: у них аналогичные трудовые функции и возможность совмещения заранее установлена в должностной инструкции, являющейся приложением к контракту, или в самом трудовом контракте. Но судебная практика по этому вопросу не отличается полным единообразием.

Образец приказа на время отпуска основного работника

Негосударственный фонд помощи ветеранам

В связи с уходом табельщика Александрова А.А. с 10.11.2020 по 25.11.2020 в ежегодный оплачиваемый отпуск, на основании ст. 60.2 и 151 ТК РФ, с письменного согласия Петрова П.П.

  1. Возложить обязанности табельщика на Петрова Петра Петровича, специалиста отдела кадров, на условиях совмещения должностей. Петров Петр Петрович с 10.11.2020 по 25.11.2020 ведет табель учета рабочего времени в Негосударственном фонде помощи ветеранам.
  2. Установить Петрову П.П. доплату за совмещение должностей в размере 50% оклада табельщика.
  3. Контроль за исполнением оставляю за собой.

Директор Иванов И.И. Иванов

С приказом ознакомлен: Петров П.П.

Так выглядит приказ о возложении обязанностей на сотрудника без доплаты:

Приказ о возложении обязанностей

Порядок хранения

В соответствии с приказом Росархива № 236 от 20.12.2019, срок хранения приказов по личному составу составляет 50 или 75 лет. Первый срок установлен для документации, законченной делопроизводством до 01.01.2013, второй — для документации, законченной делопроизводством позже этого срока. Хранение производится в архиве организации, в случае ликвидации компании кадровая документация передается в государственный архив, где проводится их экспертиза.

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.

Приказ о возложении обязанностей — это документ, посредством которого руководитель поручает сотруднику выполнять работу за коллегу, оставившего полномочия, например, на время отпуска, болезни или командировки. В распоряжении необходимо четко прописать условия: виды деятельности, оплату и срок, в течение которого придется замещать отсутствующего специалиста.

В каких случаях понадобится приказ о возложении обязанностей

На любом предприятии периодически происходят ситуации, когда тот или иной работник отсутствует. Чтобы не допустить простоя производственного процесса, работодатель возлагает обязанности на коллег отсутствующего. На практике это приходится делать, если основной работник:

  • отправился в отпуск;
  • находится в командировке;
  • не работает из-за болезни.

Есть обоснованные причины, по которым за сотрудником сохраняют пост, даже если он отлучился с работы на длительный срок. Например, это касается тех, кто отправлен в служебные командировки ( ст. 167 ТК РФ ), находится в отпуске по беременности и уходу за малышом (ст. 81 , 256 ТК РФ), проходит медицинское обследование (ч. 1–3 ст. 185.1 ТК РФ ), обучение по профессии (ч. 1 ст. 187 ТК РФ ) и др.

На этот период работодатель вправе осуществить возложение обязанностей на время отсутствия основного работника на других подчиненных. Только предстоит определиться, каким способом поручить им дополнительную работу:

  • добавить нагрузку по аналогичной специальности в пределах их рабочего времени — увеличение объема деятельности или расширение сфер обслуживания ( ст. 60.2 ТК РФ );
  • доверить исполнять одновременно с собственными функциями и чужую работу по иной специальности — совмещение профессий или должностей (ст. 60.2 ТК РФ);
  • перевести на другую должность, освободив от основной работы, — временный перевод ( ст. 72.2 ТК РФ );
  • взять на временно свободную должность нового сотрудника на основе совместительства ( ст. 60.1 );
  • заключить с новичком трудовой договор на необходимый срок ( ст. 59 ).

Чтобы сотрудник совмещал деятельность на законных основаниях, руководитель прописывает все нюансы о выполнении чужих полномочий в приказе.

На основании чего его готовят

Чаще всего должности совмещают или увеличивают объем деятельности. Если нагрузка слишком велика и совмещать работу на двух постах одновременно невозможно, то оформляют временный перевод. Такой способ подходит, когда работница ушла в отпуск после рождения малыша или при замещении вышестоящих должностных лиц.

Чтобы в дальнейшем трудностей при проверке контролирующих органов не возникало, до издания приказа о временном исполнении обязанностей следует соблюдать основные требования. В первую очередь, необходимо договориться об условиях работы с человеком, которому хотите поручить функции отпускника. Просто издать распоряжение и заставить работать за другого вы не вправе.

Не забывайте: в большинстве случаев без согласия работника увеличить нагрузку или поручить дополнительные функции невозможно. Отправьте работнику письменное предложение о выполнении новых полномочий. В нем оставьте место для согласия и подписи.

На практике такое уведомление отправляют не всегда. Поскольку после устных договоренностей заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, который подписывают обе стороны. Но для контролирующих органов и судебных споров отдельное письменное согласие станет неопровержимым доказательством.

Помните: даже если человек сначала подписал такое согласие, а позже передумал, он вправе отказаться от дополнительной нагрузки. Но обязан предупредить об этом за три рабочих дня.

Вот процедура оформления при делегировании функций методом совмещения:

  1. Сначала получите согласие с работника в письменной форме.
  2. Согласуйте условия и закрепите их в дополнительном соглашении к основному договору.
  3. Если все вопросы решены, издайте приказ о совмещении.
  4. Ознакомьте с ним человека под подпись.

Порядок действий при переводе на другую должность мало чем отличается. И здесь потребуется согласие, допсоглашение (в двух экземплярах) и только затем издание распоряжения.

Закон предусматривает исключительные ситуации, когда согласие не требуется: чрезвычайные ситуации, природные или техногенные катаклизмы, несчастные случаи и аварии на производстве и др. (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ ). В этом случае необходимо только составить приказ о возложении обязанностей в связи с производственной необходимостью, прописав в нем все необходимые условия работы. Среди них новые функции, срок перевода и дополнительная оплата труда. Ее устанавливают в виде фиксированной суммы или процента от оклада ( ст. 151 ТК РФ ).

Без согласия перевести человека на другую должность работодатель вправе не более чем на один месяц. Если устранение последствий ЧС затянется, придется попросить написать согласие.

Содержание приказа

Единого шаблона для документа закон не устанавливает. Каждый работодатель составляет его в свободном виде. Но важно учитывать нормы деловой документации. Одно из требований ко всем подобным распоряжениям -— указать реквизиты предприятия (название, адрес, ОКПО, ОГРН, ИНН, КПП). Как и другие распорядительные документы, приказ о делегировании функций отпускника печатают на официальном бланке компании или на обычном листе А4. Только в первом случае реквизиты уже указаны, во втором — придется написать их собственноручно. Ниже следует указать номер, место и дату составления, название документа.

  • кому поручают чужую работу (Ф.И.О. работника и должность);
  • конкретные функции, которые предстоит выполнять;
  • способ (совмещение, временный перевод, совместительство);
  • период, на который придется замещать;
  • документ-основание (согласие, допсоглашение к трудовому договору);
  • величина доплаты.

После составления документа его необходимо заверить подписью директора, затем автограф ставит работник.

После того, как приказ подготовлен и подписан, он вступает в силу сразу, если в нем не указана другая дата. Но ознакомить с ним временного заместителя необходимо в течение трех дней.

Образец

Обратите внимание на образец приказа о временно исполняющем обязанности на время декрета сотрудницы предприятия.

о возложении обязанностей временно отсутствующего работника (в период отпуска по уходу за ребенком)

г. Санкт-Петербург 12.05.2021

В связи с отпуском по уходу за ребенком начальника кадрового отдела и в соответствии со статьями 60.2, 151 Трудового кодекса РФ

  1. Возложить исполнение обязанностей начальника кадрового отдела в порядке совмещения на бухгалтера Тихонову Таисию Тихоновну с 12 мая 2021 года на период отсутствия начальника кадрового отдела.
  2. Установить Тихоновой Т.Т. на этот срок доплату к основному окладу в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей ежемесячно.
  3. Отделу кадров ознакомить бухгалтера Тихонову Т.Т. с настоящим приказом под подпись.

Основание: дополнительное соглашение к трудовому договору от 11.05.2021 г. №777.

Генеральный директор Воронов Воронов А.В.

С приказом ознакомлен(а)

Тихонова Тихонова Т.Т.

Если речь идет об отпуске руководителя компании, то возложение обязанностей на другого сотрудника — обычная процедура. Иначе предприятие остановится. Учтите: одного приказа на время отпуска директора возложить обязанности на заместителя недостаточно. Понадобится выписать доверенность. Она необходима, чтобы заместитель получил возможность заверять документы.

Вот как выглядит распоряжение директора, поручившего исполнять его функции другому должностному лицу.

Образец приказа о замещении директора на время отпуска

Порядок хранения

Сначала приказ обязательно регистрируют в журнале учета внутренней документации компании. Затем подшивают в папку с аналогичными документами, хранят на протяжении установленного законом срока.

В соответствии с приказом Росархива №236 от 20.12.2019, такие распорядительные документы хранят 50 или 75 лет. Первая цифра — для документов, делопроизводство которых завершено до 01.01.2013, второй — для изданных позже этой даты. Обычно их хранят в архиве компании, но если фирму ликвидируют раньше этого периода, то документы передают в госархив.

фото-1

Если сотрудник уходит отдыхать, то в период его отсутствия кто-то должен выполнять за него работу. Возложить обязанности отсутствующего на другого сотрудника можно на основании распоряжения.

В статье рассмотрены особенности его оформления, когда необходимо передать полномочия рядового сотрудника, директора, главного бухгалтера.

Как возложить функции на другого сотрудника?

Если человек уходит в отпуск, то его трудовые обязанности можно возложить на другого. При этом нельзя просто на словах заставить другого работника выполнять дополнительные функции отсутствующего.

У каждого сотрудника есть должностная инструкция, в соответствии с которой он трудится. Если ему вменяются дополнительные функции, то он не обязан их исполнять, если не оформлен приказ о возложении обязанностей.

Передача дополнительной работы сопровождается соответствующей доплатой, о чем нужно указать в приказе.

Выбирая замещающее лицо, следует внимательно отнестись к его уровню знаний, опыту. Нужно сопоставить требуемый уровень квалификации с фактическим.

Некоторые должности требуют особого образования, знаний и опыта работы.

Например, главного бухгалтера может заменить руководитель и в редких случаях другой сотрудник, если он соответствует необходимым требованиям.

фото-2

Важный момент – прежде, чем переложить обязанности отсутствующего в связи с отпуском сотрудника на другого, нужно получить письменное согласие от претендента на замещение.

Нельзя заставить работника выполнять должностные обязанности другого в связи с его отсутствием.

Процедура возложения функций на время отпуска должна носить добровольный характер.

Чтобы получить согласие, следует простимулировать человека, например, доплатой или предоставлением отгулов в будущем.

Как оформить на период временного отсутствия основного работника?

Если уходит в отпуск работник не из руководящего состава, то его работу может выполнять другой специалист должного уровня и схожего уровня подготовки.

Это может сотрудник такой же или похожей должности, либо из того же подразделения, что и отсутствующий.

То есть работник должен максимально полно понимать суть обязанностей отпускника, а также должен быть согласен с возложением на него дополнительных функций.

Согласие лучше получить в письменном виде, чтобы не возникало конфликтов в будущем.

Требовать от замещающего лица исполнения обязанностей отпускника можно только в том случае, если составлен приказ об этом. При этом проведена процедура ознакомления с ним под роспись.

Если приказа нет, или не стоит ознакомительная подпись в нем, то заставлять сотрудника выполнять работу за другого не допускается.

В приказе о временном замещении на период отпуска следует указать:

Если выбранное лицо не желает замещать сотрудника и выполнять его работу, согласия не дает и приказ не подписывает, то заставить его это сделать нельзя.

Необходимо выбрать другого человека.

Оформление, если отсутствует генеральный директор

Руководитель компании выполняет специфические функции, с которыми справится далеко не каждый работник организации.

При выборе замещающего лица никаких требований по закону не предъявляется. Не нужно иметь определенный уровень образования или обладать большим опытом в сфере управления, не нужны особые знаний и умения.

Однако в интересах самого генерального директора подобрать себе временную замену наиболее правильно и грамотно, что обеспечит нормальную работу предприятия и минимизирует риски.

Обычно полномочия руководителя возлагают на его заместителя или главного бухгалтера. При этом данному лицу назначается дополнительная плата за выполнение повышенного объема работы.

В приказе о возложении полномочий директора следует указать:

  • кто выбирает замещающим лицом;
  • какие обязанности на него возлагаются;
  • на протяжении какого срока их придется исполнять;
  • какую доплату и иные привилегии получает заместитель.

Приказ утверждает директор, после чего он передается для ознакомления замещающему лицу. При согласии тот ставит свою подпись.

Также рекомендуется получить отдельное письменное согласие заместителя о том, что он обязуется выполнять обязанности отсутствующего в период отпуска директора.

При замещении главного бухгалтера

фото-4

Большая сложность с возложением обязанностей возникает в случае ухода в отпуск главного бухгалтера. У такого сотрудника специфические обязанности, с которыми справится далеко не каждый.

Лицо, выполняющее функции главбуха, должно обладать необходимым образованием, иметь знания в области налогового и бухгалтерского права.

Обычно главного бухгалтера замещает руководитель компании сам.

В редких случаях эти функции возлагаются на других сотрудников, например, на бухгалтера.

В любом случае сотрудник, которому передаются обязанности главного бухгалтера, должен быть согласен с этим. А за дополнительную работу нужно производить доплату.

Так выглядит образец:

фото-5

Так выглядит образец:

фото-6

Выводы

При уходе сотрудника в отпуск его работу можно поручить выполнять другому работнику. При этом следует получить согласие от замещающего лица.

В приказе обозначается, кто будет выполнять функции отсутствующего, на протяжении какого срока и за какую доплату.

С распоряжением обязательно следует ознакомить лицо, которому вменяется дополнительная работа.


Ежегодный оплачиваемый отпуск положен каждому сотруднику организации. Не исключение и руководитель, но в период его отсутствия необходимо предусмотреть возложение обязанностей директора, которое оформляется приказом.

На кого можно возложить обязанности директора на время отпуска?

Обязанности руководителя компании включают в себя организацию рабочего процесса, контроль за деятельностью производства в целом, подписание документации и т.д. Все эти функции на период отпуска необходимо делегировать другому сотруднику, в компетентности которого директор должен быть уверен. Назначение исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия является обязательным вне зависимости от численности организации.

Чаще всего в штате компании имеется заместитель или помощник руководителя. Именно на него он возлагает свои полномочия, но наделить правами директор может и иное лицо из штатного состава, закрепив их приказом.

Следует учитывать также требования устава предприятия относительно процедуры возложения обязанностей руководителя на время его отпуска. Если в нем оговорено, что необходимо согласование с вышестоящей организацией, советом директоров или учредителями, то соблюдается следующий порядок:

  1. Руководитель подает заявление на очередной отпуск с указанием продолжительности отдыха и даты его начала.
  2. Совет директоров (учредители) согласовывает время отсутствия директора и определяет замещающее его лицо.

При отсутствии у компании вышестоящей структуры руководитель самостоятельно решает, когда он отлучится в отпуск, и наделяет полномочиями любого сотрудника на время своего отсутствия.

Кто составляет приказ?

Замещение руководителя в обязательном порядке оформляется письменно. Для этого составляется приказ, являющийся локальным распорядительным документом по организации.

Приказ оформляет лицо, ответственное за учет кадров, на основании графика отпусков, личного распоряжения директора и решения общего собрания, если необходимо согласование с советом директоров или учредителями. Составить приказ может:

  • секретарь;
  • работник бухгалтерии,
  • работник кадровой службы;
  • иной сотрудник организации, в чьи должностные обязанности входит работа с кадровым составом.

Приказы по организации подписываются личной подписью директора или лица, его замещающего. Распоряжение в связи с отпуском руководитель подписывает лично до его наступления, затем оно согласовывается с лицом, на кого возлагаются полномочия.

Правила составления приказа

Унифицированной формы приказа законодательством не установлено. При его составлении следует руководствоваться правилами ведения делопроизводства. В документе должны содержаться следующие реквизиты:

  • полное наименование организации в соответствии с уставными документами;
  • место, дата составления и номер по порядковому учету приказов по личному составу;
  • наименование документа;
  • период нахождения директора в отпуске (дата начала и продолжительность в календарных днях);
  • сведения о замещающем лице (должность, ФИО полностью);
  • размер доплаты за выполнение трудовых обязанностей руководителя на период его отсутствия;
  • дата подписания и личная подпись директора;
  • согласование с замещающим лицом (дата ознакомления с приказом и личная подпись).

Дополнительно в приказе может быть указано основание для предоставления очередного отпуска, например, график отпусков.

Образец заполнения приказа о возложении обязанностей директора на другого сотрудника во время отпуска


Сколько и где хранится?

Все приказы по личному составу имеют длительный срок хранения. Федеральным Законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ч.4 ст.22.1) он определен в 75 лет.

Хранение распоряжений (в том числе о замещении руководителя на время его отпуска) в подлинном виде осуществляется в кадровом подразделении организации или в месте, определенном для сохранности таких документов в течение всего срока. Копии данных приказов хранятся в бухгалтерии до минования надобности.

Читайте также: