Приказ 320н об утверждении формы порядка ведения и хранения трудовых книжек

Обновлено: 17.06.2024

В 2021 году в законодательство, касающееся ведения трудовых книжек, была внесена целая серия изменений. Рассмотрим основные новшества, которые необходимо будет учесть работодателям в ближайшее время. Чтобы трудовые книжки в компании всегда были в полном порядке, читайте разъяснения экспертов SuperJob!

Обзор изменений

Титульный лист предусматривает место для печати.

Титульный лист предусматривает место для печати при ее наличии.

Записи в книжке производятся аккуратно, перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой), световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета.

Записи могут быть полностью или частично произведены с использованием технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа (печати).

Не регламентирован порядок внесения записей о работе по совместительству.

Сведения о работе по совместительству можно будет вносить как в хронологическом порядке, так и блоками (одновременно о приеме и об увольнении).

При увольнении (прекращении трудового договора) в связи с переводом работника на другую постоянную работу к другому работодателю указывается, в каком порядке осуществляется перевод: по просьбе работника или с его согласия, и наименование организации или индивидуального предпринимателя, куда переводится работник.

Форма книги учета движения трудовых книжек и форма приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее утверждена законом.

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек.

Книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).

Вернуть трудовую книжку работнику при отказе от ее ведения в бумажном виде (переходе на электронный вариант) нужно не позже 3 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

В новых правилах примеров формулировки записи о прекращении трудового договора нет.

При прекращении трудового договора с работником, осужденным в соответствии с приговором суда к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать (какой деятельностью лишен права заниматься).

В остальном требования по заполнению трудовой книжки остались прежними.

Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н вступает в силу с 1 сентября 2021 года. С этой же даты утрачивает силу действующее сейчас Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

Можно ли использовать старые бланки?

Как видим, одним из ключевых изменений является новая форма трудовой книжки, которая вводится с 1 сентября 2021 года. До недавнего времени предполагалось, что в случае наличия в компании старых бланков трудовых книжек с 1 сентября 2021 года работодатель должен обновить запас чистых бланков и приобрести трудовые книжки уже новой формы. Однако далее произошло еще одно ключевое изменение в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 № 125.

В соответствии с данным Постановлением:

• трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 1 января 2023 г.;
• имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат;
• имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца действительны и могут использоваться без ограничения срока.

Напомним, что работникам, которые сейчас впервые устраиваются на работу, трудовая книжка в бумажном виде уже не оформляется. То же самое касается и сотрудников, которые подали работодателям заявления на переход на электронные трудовые книжки. На них работодатели только предоставляют в электронном виде сведения в Пенсионный фонд РФ. Для таких работников бланки трудовых книжек уже не понадобятся. Новые бланки могут потребоваться только для тех, кто уже имел стаж работы (кому трудовая книжка была оформлена в прошлом) и кто не отказался от ведения бумажной трудовой книжки (например, при оформлении дубликата).

На что повлияет отмена Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225?

В целом основные положения, которые содержатся в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, перешли в Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н. Однако отличия все же есть.

2) В новых правилах более подробно указан порядок оформления дубликата трудовой книжки.

4) Отдельно нужно остановиться на последнем пункте изменений. Как мы знаем, на сегодняшний день работодатели должны вести на каждого работника личную карточку по форме Т-2 (форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1). Это необходимо в следующих целях:

• ведение воинского учета в организации;
• ознакомление работника с вносимыми записями в его трудовую книжку.

Как теперь вести воинский учет в компании?

Таким образом, карточку Т-2 нужно будет вести только в целях воинского учета военнообязанных работников (и то лишь до момента, пока не будут утверждены иные формы документов). Для работников, которые не являются военнообязанными, личная карточка становится необязательной.

Тем не менее работодателю ничего не запрещает вести личные карточки на работников, как и раньше (если так удобнее). Но теперь для этого рекомендуется получить от работника согласие на обработку его персональных данных.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Показать изображения Скрыть изображения Перевести изображения в ч/б

  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью
  • Рекомендации по организации информационного сопровождения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)
  • Вакцинация нации - сила государства
  • Социальный контракт в Республике Крым
  • Список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты жилищного сертификата в 2022 году
  • Документы для назначения мер социальной поддержки
  • Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Профилактика коронавируса
  • Кадровая политика
  • Вакансии
  • Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих
  • Комитет доступности
  • Общественный совет
  • Совет многодетных семей
  • Коллегия министерства
  • Общественное обсуждение
  • Государственное управление охраной труда
  • Оплата труда, демография и уровень жизни
  • Прожиточный минимум в Республике Крым
  • Трудовые отношения и социальное партнерство
  • Производственный календарь
  • Занятость населения
  • Доступная среда
  • Пункты проката
  • Меры социальной поддержки семей с детьми
  • Меры социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки многодетных семей
  • Конкурсы и мероприятия
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Крым
  • ЕГИССО
  • Защита персональных данных
  • Противодействие терроризму
  • О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
  • Всероссийская диспансеризация взрослого населения Российской Федерации в 2019 - 2020 годах
  • Открытые данные
  • Опрос о состоянии финансовой доступности и удовлетворённости населения работой финансовых организаций
  • Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, цифровых платформ и сервисов, находящихся в ведении министерства и его подведомственных организаций
  • Координационный совет при Совете министров Республики Крым по организации доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Республики Крым
  • 75-летие Победы в Великой Отечественной войне
  • Рекомендации по организации информационного сопровождения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)
  • Вакцинация нации - сила государства
  • Социальный контракт в Республике Крым
  • Список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты жилищного сертификата в 2022 году
  • Документы для назначения мер социальной поддержки
  • Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Профилактика коронавируса
  • Кадровая политика
  • Вакансии
  • Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих
  • Комитет доступности
  • Общественный совет
  • Совет многодетных семей
  • Коллегия министерства
  • Общественное обсуждение
  • Государственное управление охраной труда
  • Оплата труда, демография и уровень жизни
  • Прожиточный минимум в Республике Крым
  • Трудовые отношения и социальное партнерство
  • Производственный календарь
  • Занятость населения
  • Доступная среда
  • Пункты проката
  • Меры социальной поддержки семей с детьми
  • Меры социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки многодетных семей
  • Конкурсы и мероприятия
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Крым
  • ЕГИССО
  • Защита персональных данных
  • Противодействие терроризму
  • О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
  • Всероссийская диспансеризация взрослого населения Российской Федерации в 2019 - 2020 годах
  • Открытые данные
  • Опрос о состоянии финансовой доступности и удовлетворённости населения работой финансовых организаций
  • Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, цифровых платформ и сервисов, находящихся в ведении министерства и его подведомственных организаций
  • Координационный совет при Совете министров Республики Крым по организации доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Республики Крым
  • 75-летие Победы в Великой Отечественной войне

В рамках т. н. регуляторной гильотины приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н утвердил новые форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек. Рассказываем, на какие изменения и новшества нужно обратить внимание.

Чем руководствоваться

Новые правила для трудовых книжек по приказу Минтруда от 19.05.2021 № 320н будут действовать до 1 сентября 2027 года. То есть, 6 лет.

Одновременно признаны утратившими силу прежние подзаконные акты по трудовым книжкам. Это:

  • Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Минтруда от 24.06.1994 № 50);
  • Инструкция по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда от 10.10.2003 № 69).

Новое в бланке трудовой книжки с 01.09.2021

Минтруд обновил бланк трудовой книжки и вкладыша в неё. Вот так они выглядят с 1 сентября 2021 года:





На титульном листе теперь есть пометка, что печать ставить нужно при ее наличии.

В трудовой книжке теперь больше страниц для сведений о работе и меньше для информации о награждении или поощрении работника. И это понятно: ведь в электронной форме трудовой книжке (СЗВ-ТД) данные о награждениях вообще не приводят.

Так, сведениям о работе в новой форме трудовой книжки отведено 14 разворотов, а не 10, как до 01.09.2021. Аналогично – для данных о награждении: стало 7 разворотов вместо 10.

Само содержание бланка и вкладыша трудовой книжки осталось прежним.

Новое в заполнении трудовых книжек с 1 сентября 2021

Записи в книжку Минтруд разрешил целиком или частично впечатывать либо вносить с помощью технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа/печати (п. 3 приказа Минтруда от 19.05.2021 № 320н).

То есть, одну запись можно одновременно и вписать, и снабдить штампом. Применимы оба способа.

Теперь лишь рекомендовано использовать перьевую или гелевую ручку, ручку-роллер, а также световодостойкие чернила черного, синего или фиолетового цвета (до 01.09.2021 делать записи нужно перечисленным).

С 1 сентября 2021 года отменено требование о заполнении трудовой книжки в присутствии работника, принимаемого на работу впервые.

Сведения о работе по совместительству можно вносить как по хронологии, так и блоками — одновременно о приеме и увольнении.

В записи об увольнении в связи с переводом сотрудника на другую постоянную работу с 01.09.2021 нужно указывать наименование юрлица или ИП, к которому он уходит.

Некоторые записи в трудовую книжку актуализированы в соответствии с требованиями новых федеральных законов или изменениями в действующие законы.

По-прежнему бумажную трудовую книжку нужно вести на каждого работника, который проработал в компании 5 дней и более.

Если работа дистанционная (на удалёнке)

С 01.09.2021 установлены особенности заполнения трудовой книжки дистанционного работника. Так, по его желанию работодатель вносит сведения о трудовой деятельности в трудовую книжку при условии ее предоставления работником. Он может это сделать в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (кроме случаев, когда по закону трудовая книжка на работника не ведется) (п. 2 нового Порядка ведения и хранения трудовых книжек 2021).

Новое в учёте трудовых книжек с 01.09.2021

Для учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также их бланков работодатель к 1 сентября 2021 года должен разработать и утвердить локальным актом свои формы соответствующих учётных книг или журналов.

Прежние формы из постановления Минтруда от 10.10.2003 № 69 (Приложения № 2 и 3) утрачивают силу с 01.09.2021, но их можно спокойно брать за основу при генерации своей формы книги/журнала учёта трудовых книжек.

Соответствующие учетные реестры нужно заверить руководителю и печатью организации (при ее наличии). А скрепление сургучной печатью и опломбировка необязательны.

Новое в ознакомлении с трудовой книжкой с 01.09.2021

Теперь сотрудников не нужно знакомить с каждой вносимой в трудовую книжку записью под роспись в личной карточке.

Также больше не нужно заверять подписью увольняемого сотрудника все записи, внесенные в книжку за время работы у соответствующего работодателя.

Новое в выдаче трудовой книжки с 01.09.2021

Установлен срок выдачи бумажной трудовой книжки работнику, который отказался от ее ведения в пользу электронных сведений о трудовой деятельности. С 01.09.2021 вернуть книжку надо не позже 3-х рабочих дней со дня подачи сотрудником заявления о предоставлении ему работодателем электронных сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Если работник подал такое заявление менее чем за 3 рабочих дня до увольнения, трудовую книжку ему выдают не позднее дня увольнения.

При выдаче бумажной трудовой книжки работодатель должен:

  1. Сделать в ней последнюю запись – о подаче работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку (ст. 66.1 ТК РФ).
  2. Заверить ее подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью компании (если есть) или кадровой службы.

Бумажные трудовые книжки на новом бланке нужно выдавать только в случае их утраты или существенной порчи. На впервые принятых на работу за свою жизнь оформлять эти книжки уже не нужно.

Утвержден новый порядок ведения трудовой книжки

Минтруд утвердил новую форму трудовой книжки, а также порядок ее ведения и хранения (приказ от 19.05.21 № 320н). Согласно этому документу, с 1 сентября записи можно будет вносить в виде оттиска штампа (печати), а заверять их при увольнении работника его подписью не понадобится. Кроме этого, работодатели будут сами разрабатывать книги (журналы) учета бланков и учета трудовых книжек и вкладышей.

В каком случае нужно оформить бумажную книжку

Напомним, что с 1 января 2021 года на всех лиц, которые трудоустраиваются впервые, заводятся не бумажные трудовые книжки, а электронные (ЭТК). Об этом сказано в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.19 № 439-ФЗ (далее — закон № 439-ФЗ).

Работайте с электронными трудовыми книжками и готовьте всю сопутствующую отчетность Попробовать бесплатно

В отношении тех работников, которые до конца 2020 года отказались от перехода на ЭТК, работодатели продолжат вести трудовые книжки на бумажном носителе. Если такому сотруднику понадобится выдать дубликат (например, в случае утраты книжки или ее порчи), то с 1 сентября его нужно будет оформить на новом бланке.

Перечень сведений, которые вносятся в дубликат, приведен в пункте 28 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного комментируемым приказом (далее — Порядок № 320н).

Как изменится форма трудовой книжки

Изменится количество разворотов. Так, для сведений о работе будет отведено 14 разворотов, а для сведений о награждениях — всего 7. (Сейчас для каждого раздела предназначено по 10 разворотов). Соответствующим образом изменится количество разворотов и во вкладыше к трудовой книжке.

ВНИМАНИЕ

В настоящее время форма и порядок заполнения трудовой книжки регулируются двумя нормативными правовыми актами. Так, сам бланк книжки, а также правила ее ведения и хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225 , а инструкция по заполнению — приказом Минтруда от 10.10.03 № 69 . В 2008 году в Трудовой кодекс была внесена поправка, разрешающая уполномоченному федеральному органу исполнительной власти утверждать форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ). Руководствуясь данной нормой, Минтруд утвердил новую форму, а также порядок ведения и хранения трудовой книжки, которые начнут действовать с 1 сентября 2021 года. Одновременно утратит силу приказ № 69. При этом постановление Правительства № 255 пока не отменено.

Что нового в порядке ведения трудовой книжки

Дистанционный работник

Использование штампов и печатей

Срок для внесения записей

Согласно Порядку № 320н, все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, награждениях нужно будет вносить не позднее 5 рабочих дней. Сейчас для этого отводится неделя (п. 10 Правил, утв. постановлением № 225).

Заверение записей при увольнении

Информацию об увольнении работника, как и ранее, необходимо вписать в книжку в день прекращения трудовых отношений. При этом в Порядке № 320н есть важное дополнение: при увольнении работника (прекращении трудового договора) записи заверяются только подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек. Также проставляется печать при ее наличии. Заверять записи подписью увольняемого работника не понадобится.

Заметим, что в настоящее время продолжают действовать Правила ведения и хранения трудовых книжек (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225). В этом документе сохраняется требование о заверении записей в трудовой книжке подписью работника (п. 35 Правил).

Оформление вкладыша

Работа по совместительству

В Порядке № 320н уточняется: если нужно внести такую запись, но в данный момент человек не работает, то он вправе обратиться к работодателю, у которого трудился по совместительству.

При этом сведения о работе по совместительству вписываются и в тех случаях, когда человек работал по совместительству до трудоустройства к работодателю, работа у которого является основной.

Выдача трудовой книжки при переходе на ЭТК

Как известно, если работник решил перейти на ЭТК, работодатель должен выдать ему на руки бумажную трудовую книжку. Однако ранее не был установлен срок для исполнения этой обязанности.

В комментируемом приказе четко сказано, что бумажную трудовую книжку нужно выдать на руки не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления о переходе на ЭТК. Процедура внесения записи в книжку в этом случае описана в пункте 35 Порядка № 320н.

СПРАВКА

В настоящее время форма и порядок заполнения трудовой книжки регулируются двумя нормативными правовыми актами. Так, сам бланк книжки, а также правила ее ведения и хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, а инструкция по заполнению — приказом Минтруда от 10.10.03 № 69. В 2008 году в Трудовой кодекс была внесена поправка, разрешающая уполномоченному федеральному органу исполнительной власти утверждать форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ). Руководствуясь данной нормой, Минтруд утвердил новую форму, а также порядок ведения и хранения трудовой книжки, которые начнут действовать с 1 сентября 2021 года. Одновременно утратит силу приказ № 69. При этом постановление Правительства № 255 пока не отменено.

Учет трудовых книжек

Комментируемым приказом отменено требование о ведении приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек. Также не придется заполнять книгу учета движения трудовых книжек по форме, утвержденной постановлением Минтруда от 10.10.03 № 69.

Но работодатель должен вести:

  • учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  • учет трудовых книжек и вкладышей в них.

При этом книги (журналы) по учету работодатель будет разрабатывать самостоятельно. Эти книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, печатью организации (при наличии). А вот скреплять их сургучной печатью или опломбировать, как это предусмотрено сейчас для приходно-расходной книги и книги учета движения трудовых книжек, не нужно.

Подтверждение стажа работы при утрате книжки

Что изменилось в форме, порядке ведения и хранения трудовых книжек?

С 1 сентября 2021 г. трудовые книжки нужно оформлять по новым правилам. Минтруд России изменил их форму, порядок ведения и хранения 1 . Расскажем, на что обратить внимание работникам и работодателям в первую очередь.

Предпосылки изменений

Для тех, кто впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 г., трудовые книжки не оформляются. Сведения о трудовой деятельности таких работников формируются в электронном виде 2 . Однако в ряде случаев работодатели все еще должны вести бумажные трудовые книжки. Например, если работник подал письменное заявление об этом до конца 2020 г. 3

Сейчас вопросы оформления трудовых книжек регламентированы двумя основными актами, утвержденными еще в 2003 г. 4 К 2021 г. многие их положения стали избыточными и устарели, поэтому акты потребовалось упростить и привести в соответствие с актуальными положениями российского законодательства.

Обновление формы

Формы трудовой книжки и вкладыша в нее существенно не изменились по сравнению с действующими. Их содержание по сути осталось прежним. Но на титульных листах уточнили, что печать работодателя нужно ставить при ее наличии 5 . Предусмотрели больше разворотов для сведений о работе и меньше – для информации о награждении. Например, в форме трудовой книжки для сведений о работе будет 14 разворотов, тогда как в настоящее время их 10.

Изменение порядка ведения трудовых книжек

Работодатель ведет трудовую книжку на работника (за исключением работодателей-физлиц, не являющихся ИП), если соблюдаются следующие условия:

  • работник проработал у него свыше 5 дней;
  • работа у этого работодателя является для работника основной;
  • ситуация не подпадает под случаи, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется.

Предусмотрено, что по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся в трудовую книжку при условии ее предоставления работником (в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением).

Внесение сведений

Записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, награждениях вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) или иного решения работодателя не позднее 5 рабочих дней, а об увольнении – в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Записи теперь можно вносить не только вручную, но и полностью или частично с использованием технических средств путем переноса красителей или в виде оттиска штампа (печати).

Рекомендуется производить записи аккуратно, световодостойкими чернилами (пастой, краской, гелем) черного, синего или фиолетового цвета и без сокращений. Сейчас использование определенных ручек и чернил – это обязанность работодателя, а не рекомендация для него.

Требования к внесению сведений о работнике существенно сократили, оставив лишь положения, которые касаются изменений таких сведений.

Расширили положения, касающиеся внесения сведений о работе. В случае если работнику потребовалось внести запись о работе по совместительству и он при этом не осуществляет трудовую деятельность, то для внесения такой записи он вправе обратиться к работодателю, у которого работал по совместительству. При этом записи о приеме на работу по совместительству, о переводе и об увольнении могут вноситься в трудовую книжку как в хронологическом порядке, так и блоками (одновременно о приеме и увольнении) после увольнения из каждой организации на основании документа, содержащего сведения о приеме на работу и прекращении трудового договора. Запись о работе по совместительству вносится также в тех случаях, когда сотрудник работал по совместительству до трудоустройства к работодателю, работа у которого является основной.

Установлено требование о ссылке не только на пункт (подпункт), но и на часть ст. 77, 81, 83, 278, 336 Трудового кодекса РФ и других федеральных законов при внесении записи об увольнении.

Знакомить работника под роспись в личной карточке с каждой вносимой в трудовую книжку записью больше не требуется.

Выдача трудовых книжек

Предусмотрено, что при подаче работником заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде работодатель выдает ему трудовую книжку на руки не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления. Если заявление подано работником менее чем за 3 рабочих дня до его увольнения, трудовая книжка выдается ему не позднее дня увольнения.

При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Она заверяется подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя или кадровой службы (при наличии печатей).

Учет и хранение трудовых книжек

С целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее работодатели должны вести:

  • учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  • учет трудовых книжек и вкладышей в них.

При этом работодатели обязаны будут самостоятельно разработать книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. Эти книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии). Требований о скреплении сургучной печатью или опломбировании не установлено.

Работодатель обязан организовать работу по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них. Такой работой занимается уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.

Ошибки юридической техники

Новые правила оставляют двоякое впечатление.

С одной стороны, многие избыточные требования отменили. Например, не нужно будет заполнять трудовую книжку работнику, принятому на работу впервые, в его присутствии.

С другой стороны, действующая в настоящее время Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее – Инструкция) составлена намного удачнее, чем новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек (далее – Порядок), содержит много показательных примеров, сформулированных корректнее и понятнее, чем в новых правилах.

К тому же некоторые положения Порядка вообще не связаны между собой, поскольку их скопировали из Инструкции без части текста, из-за чего был утрачен первоначальный смысл норм.

Например, в п. 12 Порядка указано:

«В разделах “Сведения о работе” и “Сведения о награждении” трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей не допускается.

Как видим, неясно, в каком порядке признается недействительной запись. Тогда как в п. 30 Инструкции, схожем по содержанию с п. 12 Порядка, четко указано, что изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.

Очевидно, что новые правила нуждаются в доработке.

2 Часть 8 ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ, ч. 3 ст. 65, ст. 66.1 ТК РФ.

3 Часть 2 ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ, ч. 3 ст. 65, ст. 66.1 ТК РФ.

4 Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225), Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

5 Учтены разъяснения, приведенные в Приказе Минтруда России от 31 октября 2016 г. № 589н.

Читайте также: