При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ппсп обязаны

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин Алексей Викторович

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин Алексей Викторович

Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД РФ к деятельности в экстремальных ситуациях

Значение фотосъемки и видеозаписи как средств фиксации административных правонарушений в правоприменительной деятельности полиции

Предупреждение сотрудниками патрульно-постовой службы полиции виктимности лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающейобстановке

On the basis of the analysis of normative legal acts regulating the activity of police patrol officers, statistical data and scientific literature, the author of this article proposed to improve the legal framework that determines their powers in the proceedings on administrative offenses. The author proposes to give the patrol officers the authority to resolve the reports of administrative offences registered in the administrative code of criminal procedure, which they are eyewitnesses.

О совершенствовании отдельных правовых норм, определяющих процессуальные полномочия полицейских патрульно-постовой службы органов внутренних дел Российской Федерации на месте выявления административного правонарушения

Равнюшкин Алексей Викторович,

Крымский филиал Краснодарского университета

МВД России, кандидат исторических наук

On the improvement of specific legal norms defining the procedural powers of the police patrol service of the Lаw Enforcement Agencies of the Russian Federation at the place of revealing of administrative offences

Ravnushkin Alexey Viktorovich, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Historical Sciences

On the basis of the analysis of normative legal acts regulating the activity of police patrol officers, statistical data and scientific literature, the author of this article proposed to improve the legal framework that determines their powers in the proceedings on administrative offenses. The author proposes to give the patrol officers the authority to resolve the reports of administrative offences registered in the administrative code of criminal procedure, which they are eyewitnesses.

Key words: patrol and inspection service of the police; the proceedings on administrative offences; administrative offence; check and permit statements and reports on administrative offences.

По данным МВД России, наряду с сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными полиции должностные лица патрульно-постовой службы полиции являются теми основными силами правопорядка, которые выявляют и пресекают большинство административных правонарушений. Только в 2016 г. сотрудниками территориальных органов (полиции) пресечено более 95,4 млн административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской

Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Из них сотрудниками ГИБДД выявлено 84 324 057 административных правонарушений, остальные 12 185 452 - полицейскими патрульно-постовой службы полиции, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками дежурных частей1.

1 Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспечению охраны общественного

В 2017 г. количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений составило более 8,5 млн. При этом в учет не брались данные о правонарушениях, пресеченных сотрудниками ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения1. Почти половина (4,1 млн) пресеченных административных правонарушений принадлежит сотрудникам патрульно-постовой службы полиции2. За первое полугодие 2018 г. количество пресеченных полицейскими патрульно-постовой службы административных правонарушений уже составило почти 2 млн.

порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУО-ООП МВД России, за январь - декабрь 2016 г.

1 Сводный отчет по России. Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г.

4 См.: Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации

0 возбуждении дела об административном правонарушении либо его отказе, не может. Единственным законным поводом для возбуждения дела об административным правонарушении для сотрудников патрульно-постовой службы полиции является непосредственное обнаружение правонарушения, а моментом возбуждения дела - составление протокола об административном правонарушении либо применение мер обеспечения производства. Согласно пункту п. 6.4 данной Инструкции ее положения не распространяются на самостоятельно выявленные непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административные правонарушения, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях, вынесены постановления по делу об административном правонарушении о назначении наказания в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ об административных правонарушениях. Составленные протоколы и постановления и другие материалы дел об административных правонарушениях не нуждаются в регистрации в КУСП, если, как указано выше, по результатам выявления административных правонарушений были составлены данные протоколы и вынесены постановления.

asp?id=28802474 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).

3 См.: Преступность и правонарушения (2013-2017): статистический сборник. М., 2018.

Проблема правового характера проявляется и при реализации лицом, участвующим в осуществляемом полицейскими данной службы производстве по делу об административном правонарушении, права, указанного в ст. 24.4 КоАП РФ. Согласно данной статье лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, имеет право заявлять ходатайства. Ходатайства могут подаваться на любой стадии производства, в том числе возбуждения дела, и по любым вопросам. В данном случае представляют интерес ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства правонарушителя. Как и любое другое, указанное ходатайство заявляется в письменной форме, подлежит обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, в производстве которого находится дело. Согласно ст. 23.3 КоАП РФ сотрудник патрульно-постовой службы полиции не является должностным лицом, рассматривающим дела об административных правонарушениях, но на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет право удовлетворить ходатайство о рассмотрении им составленного протокола по делу и иных материалов по месту жительства. Принимая во внимание, что личность правонарушителя установлена, в соответствии со ст. 28.8 и 29.5 КоАП РФ протокол и иные материалы дела направляются на рассмотрение по месту жительства. В этом случае начальник территориального органа либо лицо, его заменяющее, которые правомочны сами рассмотреть дело по месту совершения правонарушения, автоматически лишаются данного права, т. к. вместо них их подчиненный полицейский фактически принял решение о направлении дела на рассмотрение по месту жительства участника производства. Единственным положительным моментом для сотрудников патрульно-постовой службы полиции при удовлетворении указанных ходатайств является то обстоятельство, что необходимость в доставлении лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, отпадает, т. к. личность правонарушителя установлена. Однако при таком подходе могут страдать полнота и качество материала, так как иные доказательства кроме признательных показаний в таких материалах, как правило, отсутствуют либо ненадлежащим образом оформлены и рассматривать дело будут должностные лица не по месту совершения, а по месту проживания участника про-

изводства. Поэтому целесообразно в ст. 24.4 КоАП РФ внести следующее дополнение:

«Статья 24.4. Ходатайства

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

1. Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспече-

1 См.: Трифонова К. А., Чуприкова О. В. Устное замечание как вид освобождения от административного наказания: природа, основания, перспективы развития [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел: сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. Астрахань, 2017. С. 116. 1Ж1.: НПрБ://еПЬгагу.гиЖет.аБр?^=32514087 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).

нию охраны общественного порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУОООП МВД России, за январь - декабрь 2016 г.

2. Сводный отчет по России. Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г.

3. Преступность и правонарушения (2013-2017): статистический сборник. - Москва, 2018.

1. Informatsionno-analiticheskiye materialy ob itogakh sluzhebnoy deyatelnosti GUOOOP MVD Rossii. a takzhe o sostoyanii obstanovki po obespecheniyu okhrany obshchestvennogo poryadka i profilaktike pravonarusheniy. rezultatakh sluzhebnoy deyatelnosti podrazdeleniy politsii. realizuyushchikh zadachi i funktsii. otnesennyye k kompetentsii GUOOOP MVD Rossii. za yanvar-dekabr 2016 g.

2. Svodnyy otchet po Rossii. Svedeniya ob administrativnoy praktike organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii za yanvar-dekabr 2017 g.

3. Prestupnost i pravonarusheniya (2013-2017): statisticheskiy sbornik. - Moskva, 2018.

4. Svatenko S. V. Puti sovershenstvovaniya patrulno-postovoy sluzhby politsii territorialnogo organa MVD Rossii na rayonnom urovne [Elektronnyy resurs] / S. V. Svatenko, A. V. Vankov // Aktualnyye voprosy taktiki okhrany obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoy bezopasnosti: sbornik materialov

Читайте также: