При раскрытии преступления огромную роль имеет оперативность работников уголовного розыска ошибка

Обновлено: 28.03.2024

Выявление преступлений и установление лиц их совершивших, возможно путем личного сыска и оперативного поиска, в ходе которых проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах.


  • выявления и устранения причин и условий совершения преступлений (общая профилактика);

  • выявления лиц, замышляющих и подготавливающих противоправные деяния, и склонения их к отказу от преступных намерений (индивидуальная профилактика).

Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить наступления вредных последствий. Решение этой задачи в оперативно-розыскной деятельности, как правило, связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на преступление.


  • организация засад в предполагаемом месте совершения преступления;

  • установление наблюдения за проверяемыми лицами и объектами, которым угрожает опасность;

  • подмена предмета преступного посягательства, (например, приведение оружия в негодность) и т.п. действия.

  • возбуждение уголовного дела;

  • задержание с поличным;

  • применение уголовно-процессуальных мер пресечения и т.д.

  • обеспечение оперативно-тактической готовности ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях;

  • организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений;

  • осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах.

На сегодняшний день существующая система статистической регистрации позволяет относить к числу раскрытых преступлений оконченные производством по ним уголовные дела, которые направляются прокурору для утверждения обвинительного заключения в отношении виновного.

Розыскная работа является логическим продолжением ОРД, тесно связана с предупреждением, окончательным и полным раскрытием преступлений, обеспечением неотвратимости наказания за содеянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, находятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, замышляющие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп. Наличие лиц, находящихся в розыске, существенно осложняет оперативную обстановку.


  • быстрое обнаружение места нахождения разыскиваемых;

  • установление негативных фактов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении, укрывательству преступников;

  • в случае необходимости их задержание.

Под уклоняющимися от уголовного наказания понимаются осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы, а также осужденные, в отношении которых вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбывания наказания.

Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых для окружающих неизвестно, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дома и медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками.

Необходимость осуществления ОРМ при розыске без вести пропавших вызывается тем, что причины безвестного отсутствия неред­ко связаны с преступлениями. Поэтому обстоятельства исчезновения людей требуют оперативной проверки с использованием негласных возможностей органов внутренних дел.

Что касается добывания информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, то в отличие от других эта задача не носит универсального характера и касается, прежде всего, деятельности органов ФСБ. Все остальные субъекты ОРД при реализации своих непосредственных задач обязаны оказывать всяческое содействие ФСБ в добывании такой информации.

Таким образом, подводя итоги по второму вопросу можно сделать следующие выводы, что значение оперативно-розыскной деятельности ОВД состоит в том, что благодаря проведению оперативно-розыскных мероприятий, применению специальных сил, средств и методов появляется возможность:

а) своевременно выявлять подготавливаемые преступления, предотвращать или даже пресекать замышляемые;

б) не допускать совершения новых преступлений, чтобы потом не затрачивать массу усилий на их раскрытие;

в) обеспечивать быстрое и полное раскрытие совершенных преступлений;

г) разыскивать скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

д) эффективно влиять на состояние оперативной обстановки.


  1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совершенствование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в организационно-тактическом аспекте является одним из основных факторов повышения эффективности борьбы с преступностью. В связи с этим очевидной представляется потребность не только обобщить положительный опыт этих аппаратов, но и теоретически осмыслить появляющиеся здесь закономерности. Последнее выполняет теория оперативно-розыскной деятельности. Сложившаяся как самостоятельное направление науки, теория оперативно-розыскной деятельности решила основные стратегические проблемы своего развития, но в силу постоянного изменения социально-экономических и политических условий перед ней встают все новые организационно-тактические проблемы, требующие разрешения.


  • связь между тайными способами подготовки и совершения преступлений и негласными методами их выявления, предупреждения и раскрытия;

  • связь между действиями преступников при подготовке и совершении преступлений и действиями, тактическими приемами оперативных работников по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений;

  • пределы использования возможностей оперативно-розыскной деятельности в допроцессуальной и в процессуальной сферах;

  • правоотношения в ходе оперативно-розыскной деятельности, урегулированные нормами отношения, возникающие между: оперативным работником и разрабатываемыми ими, оперативным работником и негласным сотрудником, оперативным работником и руководителем и др. 1

  • криминалистика имеет с уже совершившимся преступным действиями, тогда как в ходе оперативно-розыскной деятельности проводятся и разведывательно-поисковые мероприятия;

  • уголовный процесс функционирует исключительно в процессуальной сфере, в то время как ОРД осуществляется преимущественно в не процессуальной области;

  • криминология рассматривает преступность как явление в целом, а оперативно-розыскная деятельность – лишь те аспекты, которые необходимы для реализации задач оперативно-розыскной деятельности.

Сотрудники оперативных аппаратов как работники милиции наделены властными полномочиями и административное право позволяет им иметь представление о круге таких полномочий, которые могут быть использованы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Что же касается криминалистики, то в ходе ОРД широко используются сформированные на основе ее научных положений средства и методы. Прослеживается и обратная связь, поскольку криминалистическая тактика и методика разрабатывается с учетом возможностей ОРД.

На основании изложенного теорию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел можно определить как отрасль научного знания о закономерностях возникновения фактических данных, отражающих постановку и совершение неочевидных преступлений, организацию и тактику выявления таких данных с использованием возможностей ОРД в установленных правовых рамках для последующей реализации в целях борьбы с преступностью.

Теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел формируется посредством использования различных методов научного познания, к основным из которых относятся – общенаучные методы: эмпирический (описание, эксперимент, опрос); логический (сравнение, анализ); специфические методы: скрытое наблюдение представляющих оперативный интерес явлений и процессов; оперативное распознание – установление в наблюдаемом явлении ранее смоделированного; оперативное выведение – побуждение источника непроизвольно к даче информации, представляющий оперативный интерес (как разновидность данного метода может быть использован оперативный контакт, при котором источник осознанно передает имеющуюся информацию).


  1. теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел содержащая самостоятельный предмет и специфические методы исследования позволяет вычленить ее в самостоя­тельную отрасль научных знаний, имеющую очевидное практическое значение для борьбы с преступностью;

  2. наличие в теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел соответствующей системы и задач, органической связи с рядом смежных юридических и других научных дисциплин предопределяет необходимость дальнейшей планомерной научной ее разработки.

  1. Дознание, осуществляемое на первоначальной стадии в форме наблюдения (эмпирического восприятия) обстоятельств, представляющих оперативный интерес (следов преступления, отражающихся в материальном мире и сознании людей);

  2. Рациональное (абстрактное) мышление , когда на базе имеющейся информации уясняется сущность явлений и ведется проверка и оценка фактических данных.

  • усвоить основные принципы, понятия и категории ОРД ОВД;

  • познать закономерности оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью;

  • изучить историю становления и развития ОРД ОВД;

  • изучить организационно-тактические основы ОРД ОВД;

  • изучить особенности организации и тактики борьбы с различными видами преступлений.

2. итоговая контрольная работа по окончании 6 семестра и экзамен по окончании 7 семестра для слушателей специальности 030501.65 – Юриспруденция.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел

Сайт Юридическая психология

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ РАБОТНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

В советской психологической науке основой для исследования мышления служит учение классиков марксизма-ленинизма о природе психических процессов и явлений.

По мнению советских психологов, мышление является необходимой предпосылкой всякой другой психологической деятельности. Мышление продолжает и развивает ощущение, восприятие и представление, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга 30 .

Наряду с изучением закономерностей мышления в рамках общей психологии, в юридической психологии проводились исследования профессиональных качеств следователя, в том числе и интеллектуальных. Например, А. Р. Ратинов выделяет следующие интеллектуальные качества следователя: наблюдение и наблюдательность; знания, умения, навыки, память, язык и речь; воображение, ум, который в силу специфики следственного мышления отличают такие качества, как: глубина, мобильность, быстрота, самостоятельность, целеустремленность, критичность, гибкость 31 .

Исследуя профессионально важные психологические качества следователя, Д. П. Котов и Г. Г. Шиханцов приходят к выводу, что мышление следователя является практическим, а его основные компоненты представляют собой дискурсивное и интуитивное мышление 32 . Характеризуя свойства мышления следователя, авторы, по существу, выделяют те же интеллектуальные качества, что и А. Р. Ратинов

Все указанные авторы приходят к единодушному заключению, что стержнем профессиональных способностей следователя "является способность к творческому мышлению, которое понимается ими как процесс решения следственных задач. С такими положениями нельзя не согласиться, однако необходимо отметить, что мыслительная деятельность следователя была объектом теоретического изучения перечисленными авторами.

Впервые экспериментально исследовала процесс решения следственных задач, описала психологическую характеристику мыслительной деятельности следователя Н. Л. Гранат 34 .

К сожалению, других экспериментальных исследований мышления представителей юридических профессий, в том числе и работника уголовного розыска, не предпринималось. Безусловно, между мышлением следователя и работника уголовного розыска много общего, так как и тот и другой занимаются раскрытием преступлений, решают аналогичные задачи, хотя и различными средствами и методами.

Изучение мышления работников уголовного розыска проводилось нами путем экспериментального моделирования ситуаций, воспроизводящих специфику профессиональной деятельности. С этой целью была разработана экспериментальная задача по раскрытию преступления. В основу ее легли материалы реальных уголовных дел. Экспериментальная задача, во-первых, воспроизводила ситуацию неочевидного преступления, во-вторых, не содержала в исходных условиях всех необходимых для ее решения данных. Очевидно, что естественный эксперимент, т. е. непосредственное воспроизведение деятельности работника уголовного розыска по раскрытию преступлений, в наших условиях невозможен. Возможен лишь ретроспективный подход, т. е. лабораторный эксперимент с приближением к реальным условиям деятельности по раскрытию преступлений.

В этом состоит принципиальное отличие разработанной нами экспериментальной задачи от задач, использовавшихся ранее в исследованиях специфики профессионального мышления. В традиционных исследованиях мышления условия задач, предлагаемых испытуемым, содержали все необходимое для их решения, требовалось лишь переформулировать условия в соответствии с целью задачи. Такими готовыми проблемными задачами в нашем эксперименте воспользоваться не представлялось возможным в связи с особенностями задач по раскрытию неочевидных преступлений.

Экспериментальная задача имела сквозную фабулу, весь ее текст был разбит на так называемые вводные, которые предъявлялись испытуемым по мере продвижения их в решении задачи.

В экспериментах приняло участие 338 человек. Эксперимент считался законченным, когда испытуемые приходили к решению, т. е. раскрывали преступление либо когда они полностью исчерпывали свои возможности и отказывались от дальнейшего решения задачи.

Нужно отметить, что практически у всех испытуемых обнаружилась достаточно высокая положительная познавательная мотивация при решении задачи. Сами испытуемые расценивали опыты как своеобразную проверку своих знаний и способностей, активно стремились к достижению положительного результата, т. е. решению задачи.

При проведении эксперимента нас в первую очередь интересовали не различия, а общие особенности мышления, которые, пусть выраженные в разной степени, но присущи всем специалистам — оперативным уполномоченным уголовного розыска независимо от их возраста и стажа работы. Прежде всего предстояло определить основные стадии мышления при решении задачи по раскрытию преступления, дать их описание, затем попытаться выявить те интеллектуальные качества, которые влияют на эффективность решения.

Рассмотрим, как развертывается процесс мышления в ходе решения экспериментальной задачи по раскрытию преступления (убийство с расчленением трупа).

Испытуемые, ознакомившись с содержанием задачи, для установления личности погибшей (или погибших) с большей или меньшей полнотой формулировали новые задачи, т. е. подзадачи по отношению к исходной, условия которых были заложены в первоначальной информации, но их необходимо было выявить. Эти задачи были выражены в виде следующих вопросов:

1) являются ли обнаруженные части тела принадлежностью одного тела?

2) кому принадлежат предметы упаковки (погибшей или преступнику)?

3) где находятся место совершения преступления и место расчленения трупа?

4) в чем причина смерти жертвы?

5) какими орудиями совершено убийство?

6) когда наступила смерть?

7) каким способом совершено расчленение?

8) каков возраст жертвы?

9) каким способом доставлены части трупа на места их обнаружения?

10) имеются ли свидетели совершенного преступления? Как только задачи были сформулированы, испытуемые

начинали выдвигать замыслы по их решению, т. е. способы достижения искомых целей. Если какой-либо способ действия по достижению искомой цели испытуемому неизвестен, способ становится целью действия: происходит уже описанное нами формирование новых задач.

В этом отношении более опытные работники уголовного розыска превосходят своих менее опытных коллег: обладая большим запасом практических знаний о задачах аналогичного типа, они стремятся в той или иной мере использовать эти знания в определенном, прямом или несколько преобразованном, виде при решении новой задачи.

Следует отметить, что опытные работники уголовного розыска с большим стажем работы (5 лет и более) в основном затрачивали больше времени на решение задачи — в среднем 2,2 часа, тогда как для молодых работников этот же показатель равен 1,4 часа. Это объясняется тем, что опытные работники предлагали наиболее полные, подробные и развернутые рассуждения на каждом этапе решения. Они выдвигали наибольшее количество версий, каждая из которых подробно обосновывалась имеющимися данными, предлагали одновременно

несколько вариантов проверки выдвинутых версий, указывали конкретные способы отработки предложенных вариантов. Обнаружено, что чем больший стаж имеет работник уголовного розыска, тем большую осведомленность он проявляет в отношении следственной работы, и там, где молодежь зачастую не замечает возможностей формирования новых профессиональных подзадач и процессуального закрепления получаемых сведений, опытные работники быстро находят нужные решения.

Экспериментальное исследование позволило выявить наличие различных форм мышления работника уголовного розыска в деятельности по раскрытию преступлений.

К ним относятся:

дискурсивное (рассудочное) мышление, которое характеризуется построением рассуждений по готовым логическим формулам (алгоритмам);

интуитивное мышление, в основе которого лежит профессиональный опыт, хорошая память и развитое воображение,

творческое мышление, проявляющееся в ситуациях, разрешить которые с помощью алгоритмов, логическим путем невозможно, требуется создание новой схемы действия, нахождение новых способов решения задачи.

Таким образом, познавательная деятельность при решении задачи, направленной на раскрытие преступления характеризуется взаимосвязью дискурсивного, интуитивного и творческого мышления. Анализируя процесс решения испытуемыми экспериментальной задачи, нетрудно заметить значительное развитие дискурсивного и интуитивного мышления у опытных работников. Однако решение проблемных заданий, предполагающих включение творческого мышления, оказывается одинаково сложным для оперативных уполномоченных с различным стажем работы в уголовном розыске.

Теперь проанализируем этапы мышления работника уголовного розыска в ходе решения задач по раскрытию преступлений.

Таков процессе ознакомления с содержанием предложенной экспериментальной задачи испытуемые определяют, что им дано и что остается неизвестным Выделение неизвестного, точнее, ряда неизвестных, преобразует исходную задач) в систему промежуточных задач, целью каждой из которых является нахождение этих неизвестных.

Испытуемые перечисляют искомое (поставленные вопросы), т е формулируют задачи Первый этап завершается формированием системы дополнительных задач

Уже на этом этапе могут возникнуть проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности по формированию системы специальных подзадач со своими подцелями Основной особенностью задач по раскрытию неочевидных преступлений является то, что окончательное их решение осуществляется преимущественно путем разрешения целого ряда взаимосвязанных подзадач.

Осознание проблемной ситуации и профессиональное формулирование задач во многом зависит от способностей и профессионального опыта работника уголовного розыска Проблемная ситуация не может быть осознана, когда у оперативного уполномоченного в силу отсутствия профессионального опыта просто не возникает мысли о том, что в данной ситуации имеется нечто неизвестное, которое необходимо найти Разрешение проблемной ситуации всегда совпадает с процессом становления и развития новых профессиональных качеств мышления специалиста.

Вторым этапом мышления работника уголовного розыска в ходе решения задачи является этап формирования замысла решения. Поскольку условия задач по раскрытию преступлений имеют многоплановую характеристику и отличаются значительной неопределенностью, процесс их решения состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе необходимой информации. Существенной особенностью мышления при раскрытии преступления является то, что обычно происходит формирование нескольких замыслов по нахождению одного искомого. Так, например, по ознакомлении с содержанием экспериментальной задачи испытуемые выдвигали следующие замыслы:

I. По установлению личности потерпевшей

1) ориентировать личный состав работников ОВД,

3) дактилоскопировать труп и проверить по дактилоскопическим учетам,

4) назначить судебно-медицинскую экспертизу по идентификации частей трупа, установлению времени, причины смерти, возраста потерпевшей и т.п.

II. По установлению лица (лиц), доставившего вещи к местам их обнаружения:

1) исследовать вещи на предмет обнаружения отпечатков пальцев с последующей их проверкой по дактилоскопическим картотекам,

2) установить способ совершения убийства с последующей проверкой по картотекам НТО,

3) проработать запаховый след,

4) выявить возможных очевидцев, видевших лицо (лиц) доставившее вещи на места их обнаружения.

Следующим (третьим) этапом решения задачи является этап реализации замыслов и их проверки, их адекватности по отношению к исходной задаче.

Разумеется, как уже указывалось ранее, решение задач по раскрытию преступлений возможно различными вариантами Так или иначе, испытуемые приходили к конечному решению исходной задачи (в ряде случаев с помощью экспериментатора). Здесь речь идет лишь о том, насколько оптимальны избираемые ими варианты, какие затраты сил, средств и времени необходимы для их реализации.

Мы предполагаем, что при решении задач по раскрытию преступлений в основном действует следующий психологический механизм решающий задачу стремится перевести ее из плохи определенной в хорошо определенную, т е при анализе условий задачи выявить такие признаки, элементы ситуации, которые позволили бы при сопоставлении их выдвинуть замысел решения задачи. Сопоставление этих элементов ситуации с другими элементами в различных соотношениях позволяет выдвинуть еще ряд замыслов. На данном этапе решения задачи главное, что преследует работник уголовного розыска,— обнаружить как можно больше связей и отношений, существующих между признаками, элементами, составляющими условия задачи с тем, чтобы выдвинуть как можно больше замыслов. Однако последующая реализация этих замыслов становится специальной, самостоятельной задачей (рядом задач), в которой каждый замысел превращается в цель соответствующей задачи. Если способ решения этих подзадач (задач второго порядка) по отношению к основной задаче (по раскрытию преступления) для испытуемого неизвестен, последний может разбить их еще на ряд подзадач, и так до тех пор, пока он не переведет проблему в совокупность задач, которые способен решить.

Когда испытуемые понимали, что избранный ими способ решения задачи не эффективен, они подвергали имеющиеся данные более глубокому анализу, выявляли и сопоставляли новые свойства, связи, отношения, заключенные в условиях задачи, расширяли зону поиска адекватного замысла решения.

Вышеизложенное позволяет выделить следующие особенности профессионального мышления работника уголовного розыска:

1. Созидательность — способность к самостоятельной постановке задач и нахождению способов их решения.

2. Гибкость — умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений.

4. Полинаправленность — умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта. Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.

5. Критичность — соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные.

6. Избирательность — умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных.

7. Оперативность — умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.

8. Проницательность — умение разобраться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки.

Следует отметить, что названные качества мышления работника уголовного розыска не являются врожденными, данными от природы (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у профессионалов с больший опытом работы указанные качества сформированы значительно лучше, чем у новичков), их можно успешно развивать как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки.

Мышление оперативного уполномоченного уголовного розыска — это творческое мышление, имеющее сугубо практическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.

Б. М. Теплов, сравнивая деятельность теоретика и практика, отметил, что работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается беспрерывному испытанию ею. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей практического ума 37 .

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых работником уголовного розыска, можно с полным основанием отнести его познавательную деятельность к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Изученные особенности мышления работника уголовного розыска могут служить основой для разработки дидактических приемов и методов обучения в системе профессиональной (служебной) подготовки, направленных на формирование у оперативных уполномоченных уголовного розыска профессионального мышления и производных от него качеств ума.

29 Ленин В И Материализм и эмпириокритицизм —Поли собр соч , т 18, с 137

30 См Рубинштейн С Л Бытие и сознание — М Изд-во АН СССР, 1957 —328 с, его же О мышлении и путях его исследования — М Изд-во АН СССР, 1958 — 147 с , его же Основы общей психологии. — М., 1946 — 703 с, Тихомиров О К Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования) — М: Изд-во МГУ, 1969, с 127, Пономарев Я А. Психология творческого мышления / Под ред. А. Н..Леонтьева. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1960—352 с, Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика — М.: Мысль, 1970 — 191 с., Славская К. А. Детерминация процесса мышления — В кн. Исследование мышления в советской психологии —М.. Наука, 1966, с 175—224, и др.

31 См Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей — М., ВШ МООП СССР, 1967, с 112—113

32 См Котов Д П, Шиханцов Г. Г. Психология следователя. — Воронеж, 1977, с 63

33 См Васильев В. Л. Юридическая психология —Л., 1974, с 29

34 См. Гранат Н Л Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения. Автореф. канд. дис. — М , 1973 — 23 с

35 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии — М.: Изд-во АН СССР, 1959, с. 112.

36 См. Данилов В А, Богданов В. М. К исследованию мышления инспектора уголовного розыска — В кн. Мышление и общение в производственной деятельности. — Ярославль, изд. Ярославского ун-та, 1981, с. 68—73.

По словам сотрудника уголовного розыска вночь с 25 на 26 была совершена кража у мужчины золотой цепочки,якобы 28 он это вспомнил и пришёл написал заявление,указывая на визитку которая у него осталась после пьянки,но он не помнит ничего,но думает,что кражу совершили именно эти девушки,хотя на момент кражи у девушек есть алиби,так как они находились в других местах и это могут подтвердить камеры видеонаблюдения.Сотрудник звонит одной из девушек в 3 часа ночи и сообщает о том что нужно встретиться именно сейчас и это не телефонный разговор,эта девушка вышла на встречу и объяснила где и с кем находились на данный момент и сама потребовала встречи с потерпевшим в отделении полиции,на что сотрудник согласился и предложил провести время за распитием спиртных напитков,девушка ему отказала,в 11 часов дня они встретились в отделении полиции ,сотрудник не предоставив протокола о краже ,взял показания девушек и они указали их алиби на иу ночь и предложили проехать и проверить камеры видеонаблюдения,так как у них небольшая вместительность и более трёх-четырёх дней они не хранят информацию,после составленного осведетельствования девушек,сотрудник предложил одной из девушек попить пиво и провести часик вместе(в контексте-если не согласишься,пожалеешь) девушка ему отказала.Аосле чего девушки решили уточнить о нахождении потерпевшего на тот момент в кафе ,но в кафе об этом ничего не знают,так как сотрудник не счёл нужных выехать на место преступления,а по собственным догадкам и предположениям пострадавшего начинать опрос подозреваемых.Скажите пожалуйста или я чего-то не понимаю,разве так должен работать сотрудник уголовного розыска

Здравствуйте.
Согласно ФЗ N 144-ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
(часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Человек, являясь сотрудником уголовного розыска, обратился к предпринимателю с предложением передать ему в качестве взятки 100 000 долларов , за это он пообещал предпринимателю не возбуждать на него уголовное дело за уклонение от уплаты налогов. Предприниматель согласился. В момент передачи сотруднику первой части денег в сумме 10 000 долларов США они были задержаны сотрудниками ФСБ. Подлежат ли участники уголовной ответственности?

Примерно в 10 часов вечера возвращался домой и меня окликнул мужчина, представился сотрудником уголовного розыска, показал удостоверение, но сам был в гражданской форме. После этого опросил где живу, откуда иду, сколько лет и прочие стандартные вопросы. Попросил документы, к счастью они у меня оказались с собой, после проверки попросил вывернуть карманы. В это время к нам подошли еще 2 мужчины в гражданской формы, ничего не говоря, просто стали рядом и наблюдали. После того, как я вывернул карманы, он сам начал обыскивать карманы, ощупывая их. После чего извинился и удалился. Может ли такое быть, что сотрудник уголовного розыска в такое время без формы подошёл без причины? Или же это были самозванцы? Что делать в таких ситуациях, если такое произойдёт снова?

здравствуйте могут ли сотрудники уголовного розыска преследовать преступника по моей частной собственности я им этого не разрешал я военный, мы сидели в гараже, у меня частный дом, со мной находился человек который находится в розыске, подьехали сотрудники уг розыска увидели его и побежали через гараж в мой огород по гряткам по кустам ходили там светили фонариком искали его и не нашли я их еле выгнал. говорил им щас спущу собаку они мне сказали имеют право престрелить ее на моей территории. законны ли ихнее действие

Добрый день!Попали с подругой в очень неприятную ситуацию!Оказались в большой компании,где у человека украли золотую цепочку,следовательно под подозрением оказались и мы!уже больше года таскали нас по допросам,на которые мы естественно являлись,так как скрывать нам нечего!Но по стечению обстоятельств,через пол года после самого происшествия моя подруга забеременела и не так давно родила.Весь этот декретный период ,как мы поняли, её поставили на главного подозреваемого.Мы все проходили полиграф ,который естественно ничего не мог показать,потому что мы не причастны к данному делу,но сотрудники уголовного розыска пытались на нас надавить ,говорили что полиграф показал что или знаем кто или сами взяли это золото,пытались морально задавить.Меня на время оставили в покое,но мою подругу начали давить основательно!Вызывали на допросы когда им вздумывается,на все просьбы и уговоры,чтоб перенести допрос на другое время,по той причине,что грудного ребёнка оставить нескем,сотрудники увд начинали грубить и угрожать,что закроют её,привозили повестки,в которых выделяли,что если не появится в нужное время,то будет насильный вывод!Написали мы в смс письмо оперополномоченному,который собственно и пытался насильно заставить приехать,о просьбе перенести допрос на другой день.В конечном итоге с этим согласились.Но буквально сегодня,моя подруга сама перезвонила оперативникам и сказала что может приехать.Приехав в отделение она получила новую волну агрессии!Оперативники начали откровенно говорить,что она виновна в этом преступлении и на то есть доказательства,якобы полиграф дал сомнительную реакцию на два вопроса из заданных(либо знаете кто,либо это вы),предоставили ей какой то документ для ознакомления.На месте кражи были установлены её отпечатки(после того как хозяин золота обнаружил пропажу ,он собрал всех и показал руку,для ювелирных украшений,где висело золото,те кто находились там,собственно и моя подруга осмотрели эту руку,на ней ,по рассказам,остались висеть очень красивые ювелирные серьги),но об этом всём оперативники уже и слышать не хотят.В том месте происшествия находились ещё две девушки,собственно по нашим предположениям которые и могли взять данное украшение,и они косыми намёками указывали на мою подругу,оперативники сочли что этого достаточно для обвинения человека,хотя данные две особы очень сомнительные!В конечном итоге,моей подруге предложили сознаться иначе её закроют на 20 суток до выяснения всех обстоятельств!Дали ей время три дня для раздумья!Предложили или сознаваться ,или нанимать адвоката.Помогите,как нам вести себя в данной ситуации? Имеют ли правно сотрудники увд обращаться так с нами,тем более моя подруга кормящая мама с двухмесячным ребёнком?!Мы ни в чём не виноваты,а пытаются повесить дело!

Здравствуйте! у меня друг иностранец, он имеет вид на жительство в России, имеет бизнес как ИП в России и имеет свое жилье в России, недавно к нему домой пришел сотрудник уголовного розыска для проверки документов, может ли сотрудник уголовного розыска на дому проверять документы у иностранца ничего не обьясняя? Заранее спасибо!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Приказа МВД России "Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших" (подготовлен МВД России 13.12.2017)


Обзор документа

Проект Приказа МВД России "Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших" (подготовлен МВД России 13.12.2017)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(1) и частью 5 статьи 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(2) - приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

2. Руководителям (начальникам) оперативных подразделений центрального аппарата МВД России, главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, ответственного за деятельность оперативных подразделений.

Министр
генерал полиции Российской Федерации
В. Колокольцев

Приложение
к приказу МВД России
от . .2017 N

Положение
о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет полномочия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации*(3) по назначению вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и порядок его выплаты гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства*(4).

Действие настоящего Положения не распространяется на граждан, оказывающих содействие полиции на конфиденциальной основе.

2. Правовую основу назначения и выплаты гражданам вознаграждения полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящее Положение.

II. Объявление о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

3. В случае возникновения у полиции необходимости обращения к помощи граждан в целях раскрытия преступления и задержания лица (лиц), его совершившего (совершивших), принимается решение об объявлении о назначении вознаграждения с обязательным предварительным согласованием в финансово-экономическом департаменте МВД России*(5) вопроса о наличии денежных средств на эти цели.

4. Решение об объявлении о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, за исключением вознаграждения лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, в системе МВД России принимают:

4.1. Министр внутренних дел Российской Федерации*(6).

4.2. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственный за деятельность оперативного подразделения центрального аппарата МВД России*(7), в сфере деятельности которого возникла необходимость в объявлении о назначении вознаграждения.

4.3. Руководитель (начальник или его заместитель - начальник полиции) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

5. Решение об объявлении вознаграждения, независимо от его размера, лицам, оказавшим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, в системе МВД России принимают Министр или первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

6. Объявление о назначении вознаграждения действует с момента его размещения на официальном интернет-сайте МВД России и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в органах внутренних дел Российской Федерации*(8) и до его удаления с официального сайта МВД России в сети "Интернет".

7. Объявление о назначении вознаграждения, кроме официального сайта МВД России в сети "Интернет", может быть размещено (опубликовано) в средствах массовой информации, на официальном сайте территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях*(9), а также на информационных стендах территориальных органов МВД России.

8. Объявление о назначении вознаграждения должно содержать:

8.1. Ориентирующую информацию о преступлении, в случае объявления о назначении вознаграждения за помощь в задержании лица, объявленного в розыск, а также информацию о данном лице.

8.2. Сведения о размере вознаграждения и условиях его выплаты.

8.3. Сведения об оперативном подразделении, участвующем в раскрытии преступления, в связи с которым объявляется назначение вознаграждения*(10) (с указанием местонахождения и контактных телефонов).

9. Размер суммы вознаграждения устанавливается в следующих пределах:

9.1. До 500 000 рублей - по решению руководителя (начальника или его заместителя - начальника полиции) территориального органа МВД России.

9.2. До 3 000 000 рублей - по решению заместителя Министра.

9.3. Свыше 3 000 000 рублей - по решению Министра.

10. Изменение размера суммы объявленного вознаграждения осуществляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения. При этом началом действия объявления о назначении нового размера суммы вознаграждения является день его размещения на официальном интернет-сайте МВД России в сети "Интернет".

11. Оплата расходов на размещение (опубликование) объявления о назначении вознаграждения (о назначении нового размера вознаграждения) производится за счет текущего финансирования на содержание органов внутренних дел по соответствующему коду бюджетной классификации.

III. Основания и условия выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

12. Представляемая гражданами в целях получения вознаграждения информация о преступлении и о лицах, его совершивших, принимается, регистрируется в порядке, установленном пунктом 54 Наставления*(11).

13. Вознаграждение выплачивается гражданину в случае инициативного представления им достоверной информации в период размещения объявления на официальном интернет-сайте МВД России в сети "Интернет", которая привела к раскрытию преступления и (или) задержанию лиц (а), его совершивших (его).

14. Решение о выплате вознаграждения принимается после задержания лица, за розыск которого объявлено вознаграждение, а также после предъявления обвинения лицу, причастность которого к преступлению установлена по информации, представленной гражданином, либо после принятия по уголовному делу в отношении данного лица одного из следующих решений:

14.1. О прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основанию, предусмотренному пунктами 3 и 4 части первой статьи 24 УПК.

14.2. О прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 27 УПК.

15. При наличии оснований, указанных в пункте 14 настоящего Положения, составляется заключение (приложение N 1 к настоящему Положению), в котором отражается содержание представленной информации с выводом о ее результативности.

16. Заключение, согласованное с соответствующим подразделением собственной безопасности, утверждается должностным лицом, принявшим решение об объявлении назначения вознаграждения, и является основанием для издания приказа руководителем (начальником или его заместителем) подразделения центрального аппарата МВД России или руководителем (начальником или его заместителем - начальником полиции) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне территориального органа МВД России*(12) о выплате (об отказе в выплате) вознаграждения с обязательным уведомлением ФЭД МВД России о принятом решении.

17. Заключение приобщается к материалам соответствующего номенклатурного дела, приказ хранится в подразделении делопроизводства и режима органа внутренних дел, а выписка из него направляется в финансово-экономическое подразделение органа внутренних дел для организации выплаты вознаграждения в установленном порядке.

18. При передаче информации, которая в совокупности привела к раскрытию преступления и задержанию лица (лиц), его совершившего (совершивших), несколькими гражданами размер суммы выплачиваемого вознаграждения определяется руководителем с учетом меры их личного участия в раскрытии преступления и задержании лица (лиц), его совершившего (совершивших).

IV. Организация выплаты вознаграждения гражданам за представленную информацию

19. Денежные средства на выплату вознаграждения, зарезервированные в ФЭД МВД России, перечисляются в территориальный орган МВД России целевым назначением после поступления заявки и копии приказа, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения*(13).

20. Гражданин, оказавший помощь в раскрытии преступления и задержании лица (лиц), его совершившего, уведомляется руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение-инициатор, о принятом решении о выплате вознаграждения не позднее 14 дней со дня издания соответствующего приказа.

В случае принятия решения об отказе в выплате вознаграждения гражданин письменно уведомляется о принятом решении в течение 7 дней со дня утверждения заключения.

21. Для выдачи денежных средств в наличной форме в финансовую службу центрального аппарата или территориального органа МВД России представляется служебная записка за подписью начальника подразделения - инициатора. В служебной записке указываются реквизиты заключения, приказа, выплачиваемая сумма и данные уполномоченного сотрудника оперативного подразделения, ответственного за получение денежных средств под отчет и выдачу их гражданину.

22. Выплата вознаграждения гражданам наличными деньгами осуществляется соответствующим руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение - инициатор, под расписку, написанную гражданином собственноручно (приложение N 2 к настоящему Положению).

23. После осуществления выплаты в наличной форме подразделением центрального аппарата МВД России либо территориальным органом МВД России, в состав которого входит подразделение - инициатор, которым произведено вознаграждение гражданину, формирует акт о произведенных выплатах*(14) (приложение N 3 к настоящему Положению ).

К акту прилагается расписка о получении денежных средств, справка о произведенных выплатах*(15), которая составляется в двух экземплярах (приложение N 4 к настоящему Положению) (экз. N 2), заключение, приказ.

23. Для списания подотчетной суммы, числящейся за уполномоченным сотрудником оперативного подразделения центрального аппарата МВД России либо территориального органа МВД России, в состав которого входит подразделение - инициатор, которым произведено вознаграждение гражданину, в ФЭД МВД России или финансовую службу территориального органа МВД России представляется авансовый отчет с приложением справки (экз. N 1).

24. В справке в обязательном порядке указывается номер номенклатурного дела, к которому приобщен акт.

25. При перечислении вознаграждения в безналичной форме гражданин представляет соответствующему руководителю подразделения, в состав которого входит подразделение - инициатор, оригинал договора, заключенного гражданином с банком об открытии банковского счета на его имя и содержащего реквизиты банковского счета.

26. Перечисление вознаграждения в безналичной форме осуществляется ФЭД МВД России на основании служебной записки подразделения - инициатора с приложением к ней заявления гражданина с указанием реквизитов банковского счета, заявления о согласии на разглашение его персональных данных в части, необходимой для учета и перечисления суммы на указанный им банковский счет, оригинала договора, заключенного гражданином с банком об открытии банковского счета на его имя и содержащего реквизиты банковского счета.

27. После перечисления денежных средств на банковский счет гражданина заверенная руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение - инициатор, копия договора об открытии банковского счета, заключенного гражданином с банком, подшивается в номенклатурное дело. Оригинал указанного договора возвращается гражданину.

Приложение N 1
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь
в раскрытии преступлений и
задержании лиц, их совершивших

"Утверждаю"
Министр (заместитель Министра),
руководитель (начальник или его заместитель -
начальник полиции) территориального органа
МВД России, специальное звание, подпись, ФИО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"____" ________г. г. ____________

(указывается краткая фабула дела)

____________________________________________________________________ _____________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, документ, удостоверяющий личность)

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________. (указываются конкретные действия гражданина (ки) по оказанию помощи в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, в том числе информация, которая способствовала раскрытию преступления и задержанию лица, его совершившего)

____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________ _______

(о результативности помощи гражданина)

специальное звание ______________________ ______________________

Приложение N 2
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь в
раскрытии преступлений и задержании
лиц, их совершивших

РАСПИСКА N ___
о получении денежных средств

Я, фамилия, имя, отчество, (год рождения, паспортные данные гражданина) получил сумму цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей.

" ____" ____________г. ____________ ____________ (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение N 3
к Положению о назначении и выплате полицией
вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений
и задержании лиц, их совершивших

"Утверждаю"
расход денежных средств в сумме
(цифрами, прописью) Министр (заместитель Министра),
руководитель (начальник или его заместитель - начальник полиции)
территориального органа МВД России,
специальное звание, подпись, Ф.И.О.

АКТ N ___
о произведенных выплатах

" ___" __________ г. г. ____________

Гражданину "Ф.И.О.", (год рождения, паспортные данные гражданина), выдано вознаграждение в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Приложение. 1. Расписка о получении денежных средств на

2. Справка о произведенных выплатах (экз. N 2).

3. Заключение о выплате вознаграждения гражданам.

4. Приказ о выплате вознаграждения гражданам.

специальное звание ________________ _______________

" __ " _____________ г.

Приложение N 4
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь в раскрытии
преступлений и задержании лиц, их совершивших

СПРАВКА N _____
о произведенных выплатах

Гражданину, оказавшему помощь в раскрытии преступления и задержании лиц, их совершивших, выдано вознаграждение в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей.

Утвержденный акт (дата, номер) о произведенных выплатах находится в номенклатурном деле N ______.

должность, _____________ ______________

специальное звание (подпись) (Ф.И.О.)

Расходы в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей

Министр (заместитель Министра),

руководитель (начальник или его

заместитель - начальник полиции)

территориального органа МВД России,

" ___ " ______________ г.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2015, N 27, ст. 3964.

*(4) Далее - "граждане".

*(5) Далее - "ФЭД МВД России".

*(6) Далее - "Министр".

*(7) Далее - "заместитель Министра".

*(8) Далее - "сеть "Интернет".

*(9) Далее - "территориальный орган МВД России".

*(10) Далее - "оперативное подразделение".

*(12) Далее - "руководитель".

*(13) Подразделениям центрального аппарата МВД России ассигновании выдаются из кассы ФЭД МВД России на основании рапорта, утвержденного руководством МВД России.

*(15) Далее - "справка".

Обзор документа

Разработано положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Определяются, в частности, полномочия должностных лиц российских ОВД и порядок выплаты вознаграждения. Положение не будет распространяться на граждан, содействующих полиции конфиденциально.

Объявление о вознаграждении размещается (публикуется) на сайте МВД России, на сайтах и информационных стендах его территориальных органов, в СМИ.

Вознаграждение до 500 тыс. руб. устанавливается по решению руководителя (начальника или его заместителя - начальника полиции) территориального органа, до 3 млн руб. - по решению заместителя Министра внутренних дел РФ, свыше 3 млн руб. - по решению Министра.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: