При оценке пенсионных прав за какие периоды учитываются общий трудовой стаж и заработок

Обновлено: 14.05.2024

Здравствуйте! Сегодня, как и обещал, я расскажу как рассчитать свою будущую пенсию за период до 2002 года. Эта часть пенсии является одной из основных составляющих вашей пенсии. Основная сложность оценки пенсионных прав заключается в том, что за время трудовой деятельности большинства граждан, пенсионное законодательство поменялось несколько раз. Поэтому формулы и правила расчета для разных периодов оказались совершенно разными и расчет пенсии приходиться проводить отдельно для периода до 2002 года, для периода с 2002 по 2014 год и периода после 01.0.2015 г. Причем, для каждого из них этих периодов - по своим правилам.

С 2015 года, пенсионные права, сформированные гражданами, измеряют не в рублях, а величиной индивидуального пенсионного коэффициента – ИПК. Вот его и надо рассчитать, а затем умножить на стоимость одного пенсионного балла в год выхода на пенсию.

Очень рекомендую внимательно прочитать статью до конца и тогда вам станет всё понятно и легко рассчитаете свою пенсию за период до 2002 года.

Пенсионные права, сформированные вами до 2002 г., определяются размером так называемой расчетной пенсии (РП), заработанной за периоды до 2002 года. Вначале ее рассчитывают в рублях с учетом валоризации и индексации на 01.2015 г., а затем переводят в баллы, определяя величину ИПК до 2002 г. Для этого рублевый размер найденной страховой пенсии, заработанной до 2002 г., делят на 64,1 рубля.

Для расчета пенсии до 2002 года необходимы следующие данные:

1. Продолжительностью страхового стажа до 2002 года (лет) – Стаж до 02.

2. Среднемесячным заработком гражданина либо за 2000—2001 годы, либо за любые 60 месяцев (5 лет) подряд в период до 01.01.2002 г. (выбирается то, что выгоднее) – ЗР . Это нужно для определения коэффициента средней зарплаты - КСЗ .

3. Продолжительностью страхового стажа до 1991 года (лет) - Стаж до 91 .

Неверный учет, также недооценка любого из этих параметров приведёт к занижению размера начисляемой пенсии.

При расчете пенсии стаж до 2002 года учитывается не напрямую, а через, так называемый, стажевый коэффициент – СК . Его вычисляют так:

- для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года больше (равен) 25 лет:

СК = 0,55 + 0,01 за каждый год стажа свыше 25 лет;

- для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года менее 25 лет (Стаж до 02

- для женщин, чей страховой стаж до 2002 года больше (равен) 20 лет:

СК = 0,55 + 0,01 за каждый год стажа свыше 20 лет,

- для женщин, чей страховой стаж до 2002 года менее 20 лет (Стаж до 02

Величина стажевого коэффициента СК ограничена законом. Он не может превышать 0,75. Это значит, что если при расчете, стажевый коэффициент - СК окажется больше, чем 0,75, то его примут равным 0,75.

Среднемесячный заработок за период 2000-2001 гг. или за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. учитывается через специальный коэффициент (коэффициент среднемесячной зарплаты) КСЗ - отношение среднемесячного заработка ( ЗР ) за выбранный вами период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период ( ЗП ):

Как правило ваша зарплата в период 2000-2001 гг. зафиксирован в Пенсионном фонде и не требует документального подтверждения. Но в случае, если такой информации нет, или вам выгоднее применить коэффициент, вычисленный за другие периоды (чем он больше, тем лучше), то придется представить в ПФ подтверждающие зарплату документы. Если для расчета вы выбрали период 2000 – 2001 гг., то коэффициент среднемесячной зарплаты КСЗ вычисляется делением вашей средней зарплаты ЗР в этот период на 1494, 5 (средняя зарплата в РФ за этот период).

КСЗ = ЗР/ЗП = ЗР / 1494,5.

Если для подсчета КСЗ выгоднее применить другой период (какие-либо 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г.), то расчеты придется выполнить или самостоятельно. По Закону коэффициент не может быть больше, чем 1,2. Исключение по ограничению КСЗ величиной 1,2 сделано только для тех, кто работал до 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера. У них, в зависимости от районного коэффициента, КСЗ колеблется от 1,4 до 1,9.

Согласно ФЗ-173 пенсионные права, сформированные вами за периоды трудовой деятельности до 2002 года (по состоянию на 1 января 2002 года) учитываются стажевым коэффициентом ( СК ) и отношением заработков ( КСЗ ). Эти права пересчитываются в расчетную пенсию ( РП на 01.2002 г. ) по следующим формулам:

- Ваш стажевый коэффициент СК > 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. - 25 и более лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. - 20 и более лет)

РП на 01.2002 г. = СК х КСЗ х 1671 – 450.

Но если при расчете окажется, что величина РП=СК х КСЗ х 1671

РП на 01.2002 г. = 660 - 450 = 210 руб.

- Ваш стажевый коэффициент СК = 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 25 лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. составил менее 20 лет)

РП на 01.2002 г. = (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 25) - для мужчин;

РП на 01.2002 г. = (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 20) - для женщин.

Но если при расчете окажется, что величина РП=0,55 х КСЗ х 1671

РП на 01.2002 г. = 210 х (Стаж до 02 : 25 ) - для мужчин;

РП на 01.2002 г. = 210 х (Стаж до 02 : 20) - для женщин.

Стаж до 2002 - фактический ваш стаж до 1.01.2002 года.

Рассмотрим это на конкретных примерах:

- Женщина имеет полный стаж до 2002 г. - 32 года (т.е. более 20 лет до 2002 г.). Величина СК - 0,67, отношение заработков (КСЗ) – 0,9. Поскольку СК > 0,55. то используем следующую формулу:

Рассчитываем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,67 х 0,9 х 1671 = 1007,61. РП получается > 660.

Теперь посчитаем расчетную пенсию на 01.2002г:

РП на 01.2002 г . = СК х КСЗ х 1671 – 450 = 0,67 х 0,9 х 1671 – 450 = 557,61 руб.

Это величина будет браться для дальнейших расчетов.

- Мужчина имеет до 2002 г. неполный стаж - 19,5 лет (менее 25 лет), КСЗ – 1,2. Так как стаж неполный, то СК=0,55 и для расчетов используем уже другую формулу:

Считаем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1102,86 руб. Получили РП > 660 руб.

Считаем расчетную пенсию на 01.2002г:

РП на 01.2002 г .= (0,55 х КСЗ х 1671 – 450) х (Стаж до 02 : 25) = (1102,86 – 450) х (19,5:25) = 509,23 руб.

- Мужчина имеет стаж до 2002 г. - 2,5 года (т.енеполный). КСЗ – 0,2. Так как стаж неполный, то СК=0,55. Используем такую формулу:

Считаем размер РП: РП = СК х КСЗ х 1671 = 0,55 х 0,2 х 1671 = 183,81 руб. Получили РП

Теперь считаем РП на 01.2002 г .= (660 – 450) х (Стаж до 02 : 25) = 210 х (2,5:25) = 21 руб.

Но это не всё. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 213-ФЗ, когда была проведена процедура валоризации (разового увеличения) расчетных пенсионных капиталов, имевшихся на лицевых счетах граждан на 1 января 2002 года. По этому закону сумма валоризации составляет 10% от величины расчетного пенсионного капитала, и кроме того, по 1% от величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. В пересчете на месячный размер пенсии - РП на 01.2002 г . это означает, что сумма валоризации ( СВ ), или полагающаяся вам добавка – составляет 10% от величины РП на 01.2002 г. и кроме того, по 1% от РП на 01.2002, за каждый полный год вашего общего трудового стажа до 1 января 1991 г. Вот поэтому так важно наличие стажа до 1991 г. Этот стаж влияет на пенсионные права, заработанные до 2002 г.

Формула для расчета суммы валоризации (СВ) при наличии стажа до 1991 г. такая:

СВ = РП на 01.2002 х (0,1 + 0,01 х Стаж до 91) .

Но если у вас стаж до 1991 г. отсутствует, то добавка составит 10% от РП на 01.2002 г.:

СВ = РП на 01.2002 х 0,1 .

Пример расчета суммы валоризации:

- Расчетная пенсия на 01.2002 года - 510,42 руб, стаж до 1991 года – 9 лет. Сумма валоризации:

СВ = РП на 01.2002 х (0,1 + 0,01 х Стаж до 91) = 510,42 х (0,1 + 0,01 х 9) = 510,42 х 0,19 = 96,98 руб.

Размер вашей месячной страховой пенсии за период до 01.2002г ( СП на 01.2002 г. ) будет состоять из суммы расчетной пенсии и суммы валоризации:

СП на 01.2002 г. = РП на 01.2002 + СВ.

Но и это не всё. Если сумму (СП на 01.2002 г.) умножить на 228 месяцев (19 лет – срок дожития), то получим величину вашего пенсионного капитала, который сформировался у вас на 01.2002 г. До конца 2014 года все пенсионные отчисления формировали пенсионный капитал. И поскольку пенсионные капиталы ежегодно индексировались, то к концу 2014 года и пенсионный капитал и СП на 01.2002 г. выросли. Величина индекса для пересчета пенсионного капитала (пенсии) начала 2002 года в капитал (или пенсию) конца 2014 года – index=5,6148 . Таким образом, страховая пенсия – СП до 2002 г., заработанная за периоды до 2002 года, на 01 января 2015 года увеличивается за счет индексации:

СП до 2002 г. = СП на 01.2002 г. х index = (РП на 01.2002 + СВ) х index .

Или в более проще:

СП до 2002 г. = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 (рублей) .

Это и есть ваш пенсионный капитал в рублевом эквиваленте, заработанный за периоды до 2002 года. Осталось только перевести его в индивидуальный пенсионный коэффициент ( ИПК ). Для перевода в баллы (для определения величины ИПК до 2002 г.) необходимо полученную сумму разделить на 64,1. Где 64,1 - величина постоянная для всех.

ИПК до 2002 г. = СП до 2002 г. : 64,1 = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 : 64,1 (баллов).

Расчетная пенсия на 01.2002 года (РП) = 560,60 руб., сумма валоризации СВ – 135,5 руб. Рассчитаем размер части страховой пенсии, заработанной до 2002 года с учетом индексации и валоризации по состоянию на 01.2015, а также ИПК за этот период.

СП до 2002 г. = (РП на 01.2002 + СВ) х 5,6148 = (560,60 + 135,5) х 5,6148 = 3908,46 руб.

ИПК до 2002 г. = СП до 2002 г. : 64,1 = 3908,46 : 64,1 = 60,974 (баллов).

Осталось баллы умножить на стоимость ИПК в год выхода на пенсию. В 2018г. ИПК = 81 рубль 49 копеек.

Пенсия заработанная за период до 2002 г. = 60,74 х 81,49=4949,70.

Вот и всё. Если всё понятно, ставите свои данные в формулы и получаете свой результат. Формулы даны в хронологическом порядке: в следующую формулу вставляем результаты предыдущих. При желании разберётесь, это в ваших интересах.

Пока всё, как просчитать всю пенсию и что влияет на её увеличение - в следующих публикациях.

Для определения расчетного размера трудовой пенсии необходимо произвести оценку пенсионных прав застрахованных лиц. Сделать это можно разными способами, установленными Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). Как рассчитывается пенсия при использовании различных вариантов оценки пенсионных прав, покажем на примерах.

Первый вариант

Первый и наиболее популярный вариант оценки пенсионных прав изложен в п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ. Напомним, что определение расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с данным пунктом производится исходя из общего трудового стажа до 1 января 2002 г., в который включаются периоды:

  • работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации;
  • работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
  • работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;
  • индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
  • творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому),
  • пребывания в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
  • временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
  • пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Комментарий специалиста. Л.А. Скаридова, начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ГУ ОПФР по Нижегородской области:

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по его выбору в порядке, установленном либо п. 3 настоящей статьи, либо п. 4, либо п. 6.

Приведем расчет размера пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Пример 1. За назначением пенсии 08.04.2010 обратился мужчина (дата рождения - 10.04.1955). Его стаж состоит из следующих периодов:

  • 01.01.1973 - 31.12.1974 (два года) - служба в Советской Армии;
  • 01.01.1975 - 31.12.1984 (десять лет) - работа;
  • 01.01.1985 - 31.12.1999 (пятнадцать лет) - работа в районах Крайнего Севера (г. Воркута);
  • 01.01.2001 - 31.12.2001 (год) - период получения пособия по безработице;
  • 01.01.2002 - 31.12.2008 (семь лет) - работа;

Итого страховой стаж, дающий право на пенсию, - 35 лет; общий трудовой стаж до 01.01.2002 - 28 лет. По данным персонифицированного учета сумма страховых взносов, имеющихся на лицевом счете, составляет 150 000 руб.

Примечание. Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате (ЗП) в Российской Федерации учитывается следующим образом. Если этим лицам установлен районный коэффициент:

  • до 1,5 - ЗР / ЗП учитывается в размере не свыше 1,4;
  • от 1,5 до 1,8 - в размере не свыше 1,7;
  • от 1,8 и выше - в размере не свыше 1,9.

Право на пенсию данного гражданина определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ: по достижении мужчинами возраста 55 лет за 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Заработная плата представлена за 60 мес. работы на севере с 1985 по 1989 г. Среднемесячный заработок за этот период составил 500 руб., среднемесячный заработок по стране за этот период - 223 руб. 18 коп. Отношение среднемесячного заработка заявителя к среднемесячной заработной плате по стране составляет 2,24. Однако оно будет ограничиваться максимальным размером - 1,7, так как непроизводственный коэффициент в Воркуте установлен в размере 1,6.

Данное отношение применяется на основании п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которым лицам, указанным в абз. 1 пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет), ЗР / ЗП учитывается в размерах от 1,4 до 1,9. При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абз. 7 п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Стаж подсчитывается в календарном порядке и до 01.01.2002 составляет полных 28 лет, в том числе работа в районах Крайнего Севера - 15 лет.

В данный стаж включаются служба в Советской Армии, работа, период получения пособия по безработице.

Таким образом, стажевый коэффициент составляет при стаже у мужчин 25 лет 0,55 плюс по 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более 0,2, то есть 0,55 + 0,03 = 0,58.

Рассчитываем размер пенсии по формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых работодателями либо государственными (муниципальными) органами, в том числе архивными. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

СЗП - среднемесячная заработная плата в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Итак, РП = 0,58 x 1,7 x 1671 руб. = 1647 руб. 61 коп.

Теперь вычислим величину расчетного пенсионного капитала:

ПК = (РП - 450 руб.) x Т,

где 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который был установлен на 01.01.2002;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который в 2010 г. равен 192 мес. (п. 1 ст. 32 Закона N 173-ФЗ).

ПК = (1647 руб. 61 коп. - 450 руб.) x 192 мес. = 1197 руб. 61 коп. x 192 мес. x коэффициент индексации (в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона N 173-ФЗ с 1 января 2002 г. до апреля 2010 г. суммарный коэффициент равен 3,9102) = 899 115 руб. 78 коп.

После этого размер пенсии определяется по формуле, указанной в ст. 14 Закона N 173-ФЗ:

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 Закона N 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который с апреля 2010 г. составляет 2723 руб. 41 коп.

В свою очередь, расчетный пенсионный капитал будет определяться так:

Кроме того, мужчине положена валоризация:

СВ = (10% + 18% - за стаж до 01.01.1991) = 28% от величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002, с учетом индексации на дату назначения. 28% от 899 115 руб. 78 коп. = 251 752 руб. 42 коп.

ПК = 899 115 руб. 78 коп. + 251 752 руб. 42 коп. + 150 000 = 1 300 886 руб. 20 коп.

СЧ = ПК / Т + Б = 1 300 868 руб. 20 коп. / 192 мес. + 2723 руб. 41 коп. = 9498 руб. 77 коп.

Итого по условиям примера мужчине с 10 апреля 2010 г. полагается к выплате 9498 руб. 77 коп.

Второй вариант

Следующий вариант оценки пенсионных прав регламентируется п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ. При таком варианте оценки в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются в стаж с коэффициентом 1,5).

Для определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с данным вариантом учитывается общий стаж (суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности) до 1 января 2002 г. Перечень периодов, которые включаются в общий стаж, при таком подсчете значительно шире, чем в предыдущем варианте.

Кроме указанных ранее, в него входят периоды:

  • подготовки к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре);
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более десяти лет в общей сложности;
  • пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке - для граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, в общий стаж также включается время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление. А гражданам, проживавшим в Ленинграде в период его блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), и узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Но для некоторых видов деятельности сделаны исключения. Для наглядности представим их в таблице.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Комментарий специалиста. Л.А. Скаридова:

Посчитаем пенсию для мужчины из примера 1.

Расчетный размер трудовой пенсии в данном случае определяется по формуле:

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 мес. работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (архивами);

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по такому варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую мы включим периоды работы, службы в Вооруженных Силах РФ, выплаты пособия по безработице. Кроме того, в льготном порядке будут исчислены периоды:

  • военной службы по призыву - в двойном размере;
  • работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - в полуторном размере.

Таким образом, общий стаж с учетом льготного исчисления составит 37 лет 6 месяцев, где:

  • 4 года - служба в Советской Армии (в двойном исчислении);
  • 10 лет - обычная работа (календарно);
  • 22 года 6 месяцев - работа в РКС (в полуторном исчислении);
  • 1 год - период получения пособия по безработице.

СК = 0,55 при стаже 25 лет + 0,12 (по 0,01 за каждый полный год сверх 25 лет работы) = 0,67.

В соответствии с п. 12 ст. 30 Закона N 173-ФЗ применяется порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ. Следовательно, заработок мужчины подлежит увеличению на соответствующие индексы по состоянию на 1 января 2002 г. в следующем порядке:

После деноминации уменьшен в тысячу раз = 1188 руб. 37 коп.

РП = 0,67 x 1188 руб. 37 коп. = 796 руб. 21 коп.

Однако расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения такой пенсии), не может превышать 555 руб. 96 коп. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, указанные суммы повышаются на 1%, но не более чем на 20%.

Следовательно, РП = 555 руб. 96 коп. + 12% от 555 руб. 96 коп. = 622 руб. 68 коп. Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, данная сумма увеличивается на районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 г.

В г. Воркута действовал районный коэффициент 1,6.

В соответствии со ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5, то есть 622 руб. 68 коп. x 1,5 = 934 руб. 2 коп.

Утратил силу с 01.01.2002 в связи с принятием Закона N 173-ФЗ.

Поскольку фактический размер не достигает этого предела, учитывается сумма 796 руб. 21 коп.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 30 Закона N 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в РФ, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001. Ее размер - 100 руб.

Таким образом, РП = 896 руб. 21 коп.

Исчисляем пенсию по формуле СЧ = ПК / Т + Б (ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

ПК = 334 995 руб. 91 коп. + 110 548 руб. 65 коп. + 150 000 = 595 544 руб. 56 коп.

СЧ = 595 544 руб. 56 коп. / 192 мес. + 2723 руб. 41 коп.

СЧ = 5825 руб. 20 коп.

Итого размер пенсии с 10 апреля 2010 г. - 5825 руб. 20 коп.

Сравнивая два размера пенсии, видим, что в данном случае выгоднее расчет пенсии по п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Третий вариант

Ну и последний вариант оценки пенсионных прав предложен в п. 6 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Комментарий специалиста. Л.А. Скаридова:

Согласно п. 6 ст. 30 Закона N 173-ФЗ лицам, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Пример 2. Мужчина являлся на 31.12.2001 получателем пенсии по инвалидности II группы в размере 1263 руб. 28 коп. (без надбавок на уход и на иждивенцев), которую получал до 2005 г. В мае 2010 г. он обращается за назначением пенсии по старости, при этом его стаж работы до 01.01.1991 составляет 22 года. Он изъявил желание исчислить пенсию по старости из размера пенсии по инвалидности по состоянию на 31.12.2001.

Приведем расчет пенсии:

РП = 1263 руб. 28 коп.

ПК = (1236 руб. 28 коп. - 450 руб.) x Т (192 мес.) x индексы (3,9102) = 610 573 руб. 82 коп.

СВ = (10% + 22%) от 610 573 руб. 82 коп. (с учетом индексации) = 49 967 руб. 68 коп.

СЧ = (ПК + СВ) / Т + Б = (610 573 руб. 82 коп. + 49 967 руб. 68 коп.) / 192 мес. + 2723 руб. 41 коп. = 660 541 руб. 50 коп. / 192 мес. = 3440 руб. 32 коп. + 2723 руб. 41 коп. = 6163 руб. 73 коп.

Итого к выплате 6163 руб. 73 коп.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Право на получение от государства страховой пенсии по старости возникает у трудящихся лиц не только по наступлении определенного возраста, но и при наличии стажа работы, дающего право на такое гособеспечение. О том, каким именно является этот стаж и как он учитывается для целей выхода на пенсию, читайте в нашем материале.

Стаж и условия возникновения права на пенсию

  • По достижении возраста 65 и 60 лет для, соответственно, мужчин и женщин.
  • При наличии страхового стажа, составляющего не меньше 15 лет. При этом в переходный период с 2015 по 2024 год эта величина ежегодно увеличивается на 1 год — от 6 лет в 2015 году и до 15 лет в 2024 году (Приложение № 3 к Закону № 400-ФЗ).
  • Когда индивидуальный пенсионный коэффициент оказывается не ниже 30.

Трудовой стаж в этом перечне не упоминается. Его роль выполняет стаж страховой — тот, на протяжении которого с доходов работника осуществлялась уплата страховых взносов в ПФР (п. 2 ст. 3, ст. 11 Закона № 400-ФЗ). Включаются в этот стаж и некоторые иные периоды, в течение которых невозможность трудиться являлась объективно обоснованной (например, военной службы, получения пособий по безработице и по соцстрахованию, пребывания с супругом в местах его службы).

Но это не означает, что трудовые периоды, имевшие место до появления этого понятия, не влияют на расчет пенсионных выплат.

Как учитывают стаж, сформировавшийся до 2002 года?

Обойтись простым суммированием периодов стажа, разделенных границей 2001-2002 годов, нельзя, т. к. принятие Закона № 173-ФЗ изменило не только порядок расчета пенсии, но и перечень периодов, учитываемых для этой цели. Поэтому права на пенсию, накопленные до наступления 2002 года, пересчитывают в особом порядке в величину, которая составит часть общего расчетного пенсионного капитала (п. 1 ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ).

Формул пересчета существует две (подп. 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Право сделать выбор из них предоставлено лицу, в отношении которого производится расчет. В обеих формулах задействованы:

  • среднемесячный заработок, определенный либо по данным ПФР за 2000-2001 годы, либо за любые 5 лет подряд по сведениям работодателей;
  • коэффициент, учитывающий наличие общего трудового стажа продолжительностью от 25 и 20 лет для, соответственно, мужчин и женщин.

Однако в первой из формул (отраженной в п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) среднемесячный заработок соотносится со среднемесячной зарплатой по РФ за тот же период и приводится к величине среднемесячной для России зарплаты, установленной на 3 квартал 2001 года, с учетом районного коэффициента. Во второй же формуле подобный пересчет среднемесячного заработка не делается.

По-разному для каждой из формул определяется и коэффициент, учитывающий трудовой стаж, поскольку действующими при них оказываются разные перечни периодов, входящих в этот стаж.

Годы трудового стажа

Определяя коэффициент для формулы, приводимой в п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, в трудовом стаже следует учесть промежутки:

  • работы, службы, индивидуальной трудовой или творческой деятельности, осуществлявшейся как в РФ, так и за ее пределами;
  • службы в вооруженных силах России и СССР или органах, отвечающих за безопасность государства;
  • нетрудоспособности, имевшей место в период работы, или инвалидности 1-2 групп, полученной в связи с трудовой деятельностью;
  • излишне проведенные в местах лишения свободы по результатам пересмотра дела;
  • получения пособия от службы занятости.

Для расчета коэффициента по стажу ко второй формуле в этот перечень добавляют время:

  • обучения с целью приобретения профессии;
  • ухода за лицами, неспособными обходиться без постоянной помощи;
  • отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет (но не более 9-ти лет в отношении всех детей);
  • невозможности работы в период пребывания с супругом в местах его службы (для мест пребывания за границей — не более 10-ти лет в совокупности);
  • проведенное в местах лишения свободы необоснованно привлеченными к уголовной ответственности;
  • проживания на оккупированных территориях во время ВОВ, в Ленинграде в период блокады или нахождения в концлагере.

Для обеих формул периоды определяют по их реальной календарной протяженности, считая за полный год полностью отработанный в нем сезон при сезонном характере работы.

Для второй из формул (по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) по ряду периодов действуют повышающие коэффициенты:

  • 1,5 — для времени работы на Крайнем Севере, в районах, приравниваемых к нему, или в зоне отчуждения ЧАЭС;
  • 2,0 — для службы в армии по призыву, работы в лепрозориях или противочумных учреждениях, трудовой деятельности во время ВОВ (исключая районы оккупации), проживания в Ленинграде в период блокады, пребывания в концлагере;
  • 3,0 — для воинской службы во время участия в боевых действиях или в зоне отчуждения ЧАЭС, лечения полученных при боевых действиях травм, работы в Ленинграде в период блокады, времени, необоснованно проведенного в местах лишения свободы.

Наличие трудового стажа, приобретенного до 2002 года, обычно подтверждает трудовая книжка. Кроме того, могут использоваться и иные документы (справки, выписки, свидетельские показания).

Это некий рудимент старой, еще советской пенсионной системы, когда право на выплаты получали все работающие граждане. ОТС представляет собой всю совокупность рабочей деятельности во временном исчислении.

Бесплатно по России

Данная обязанность возложена на работодателя. С 2015 года, после очередной реформы, переведенные в ПФР материальные средства переведены по специальной формуле в особые баллы, число которых зависит, в первую очередь, не от продолжительности самой работы, а от объема денежных средств, переведенных непосредственно в ПФР.

Несмотря на вышеизложенное, он может быть все же учтен для начисления пенсии, особенно это касается лиц, которые начали рабочую деятельность ранее 2002 года.

Что включается в трудовой стаж

В него могут входить определенные периоды, в течение которых гражданин выполнял обязанности, связанные со своей трудовой деятельностью. Кроме этого, сюда следует отнести и иные отрезки времени, когда работник, будучи трудоустроенным, не занимался исполнением должностных обязанностей, однако они засчитывались ему в счет стажа.

фото 1130

Периоды, которые включаются в трудовой стаж

В рассматриваемый здесь период на общих основаниях должны быть включены следующие формы деятельности:

Осуществление трудовой деятельности

Любая официальная работа, вне зависимости от ее характера, входит в ОТС. Следует отметить, что имеет значение место осуществления соответствующей деятельности. Это должна быть территория РФ.

Однако в некоторых случаях ПФР может принять во внимание и время работы заграницей, например, в представительствах российских государственных органов зарубежом или при наличии соответствующего международного (двустороннего) соглашения между нашей страной и иностранным государством.

Внимание! Чтобы трудовая деятельность была зачтена, работник должен быть официально трудоустроен. Периоды работы без подтверждающих оформление документов не засчитываются.

Время нетрудоспособности

К нему относятся периоды, когда работник не осуществлял трудовую функцию в связи с болезнью или уходом за больным членом семьи, что должно было быть подтверждено больничными листами от врача.

Нахождение в МЛС

В случае, когда гражданин был помещен в СИЗО, однако в дальнейшем уголовное преследование его было прекращено, то весь срок пребывания там включается в ОТС. То же касается и нахождения в МЛС после вынесения обвинительного приговора в случае, если заключенный был позже реабилитирован.

Общественные работы

В данном случае речь идет не о волонтерстве, а об оплачиваемых работах.

Безработица

При условии, что гражданин состоял на учете в ЦЗН и имел соответствующий официальный статус.

Военная служба

В ОТС входит служба в ВС РФ, а также иных, приравненных к ним структурах.

Отпуск по беременности и родам

Декретный отпуск входит как в трудовой, так и страховой стаж.

Уход за ребенком

В ОТС входит время ухода до достижения ребенком возраста трех лет, в страховой – 1,5 года.

Учеба в ВУЗе или ССУЗе

Это время учитывалось при соответствующем подсчете ранее, однако на сегодняшний момент обучение не может быть засчитано.

Что такое специальный трудовой стаж

Под данным термином следует понимать общий срок осуществления трудовой деятельности в особенно сложных условиях. Сюда особенно следует отнести работу на вредных производствах, в неблагоприятных климатических условиях. Кроме этого, специальный стаж исчисляется и у педагогических работников, а также врачей, фельдшеров и медицинских сестер вне зависимости от специализации.

Внимание! Отрезки времени, когда шел специальный стаж, должны иметь подтверждающие данные факты бумаги.

Как считать общий трудовой стаж

Длительность ОТС у работника подтверждает такой важный документ, как трудовая книжка. Если же сведения, указанные в ней, не совсем полны, то используются иные подтверждающие документы, как то:

  • договора;
  • приказы;
  • справки;
  • зарплатные ведомости.

Чтобы посчитать используется следующее общепринятое правило: за один год считается период в 360 дней, а за 1 месяц – период в 30 дней, вне зависимости от календарного исчисления.

фото 1130_1

Порядок расчета довольно прост. На основании документов, содержащих соответствующие сведения, необходимо узнать и выписать даты начала/конца рабочих периодов. Затем с точностью до одного дня должна быть определена длительность каждого из них. После этого полученные сроки суммируются с точностью до года, месяца и дня. Такой подсчет использовался ранее.

Как учитывается трудовой стаж при начислении пенсии

Основанием для назначения обеспечения по старости является достижение необходимого возраста. В 2019 году он составляет 55,5 и 60,5 лет для женщин и мужчин соответственно. Кроме этого, необходимо иметь достаточное количество пенсионных баллов. Значимую роль также играет страховой стаж – период, в течение которого за сотрудника платились взносы.

Сам по себе ОТС на назначение пенсии не влияет. Однако учитывая, что подавляющее большинство лиц, у которых предстоит выход на пенсию, а также планирующих завершить трудовую деятельность в ближайшие годы, начали работать ранее 2002 года, то для них это имеет большое значение. Это связано с тем, что до 2002 года пенсионные права формировались исключительно на основании ОТС, что и будет учитываться при начислении материальных выплат.

Кроме этого, специальный рабочий период влияет на право льготного (досрочного) получения пенсионных выплат у некоторых категорий лиц.

Длительность общего трудового стажа не рассматривается современным российским законодательством в форме основного фактора для начисления выплат по старости (за исключением периодов работы до пенсионной реформы 2002 года). Страховая модель пенсионного обеспечения предполагает иные основания для получения материальной поддержки в преклонном возрасте, зависящие, кроме срока трудовой деятельности, от объема перечислений в ПФР.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о том, как рассчитать стаж до 2002 года:

Читайте также: