Правовые последствия усыновления дипломная работа

Обновлено: 27.04.2024

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в ст. 38 Конституции РФ. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране.

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.

Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является такой формой семейного воспитания, которая выгодно отличает его от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких, как опека и попечительство, приемная семья.

В нашей стране остается целый ряд проблем, возникающих в процессе усыновления. Например, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации о детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере.

Эти и многие другие проблемы усыновления, как правило, связаны с несовершенством отечественного законодательства, что требует теоретического осмысления и критического анализа и подчеркивает актуальность выбранной для изучения темы: правовые вопросы усыновления по российскому законодательству.

Объектом исследования настоящей дипломной работы выступают общественные отношения, формирующиеся в российском обществе в связи с усыновлением.

Предметом дипломной работы является положения семейного законодательства, регулирующие отношения, связанные с усыновлением, возникающие на их основе соответствующие семейные связи, гражданско-правовые обязательства, имеющиеся на этот счет научные разработки, судебная практика.

Теоретической основой исследования указанных социальных и правовых явлений выступают изыскания на этот счет ученых семейного права. Вопросы правового регулирования усыновления освещены в работах следующих авторов: Мальцмана Т.Б, Летовой Н.В., Николаева М. Юрбургского Ю., Веберса Я.Р., Мартынова Н., Макаровой В.С. и других.

Методологическую основу исследования составляет общие принципы научного познания, подходы и методы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук, в том числе системности, синтеза и анализа, аналогии, сравнительного правоведения.

Цель работы: изучить правовые вопросы усыновления в Российской Федерации, на основе анализа международного и российского законодательства, судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области семейного права, выявить проблемы современного законодательства и предложить пути их решения. Для достижения сформулированной цели необходимо разработать следующие задачи:

1. Дать понятие усыновления, изучить его сущность, значение, условия и цели;

2. Охарактеризовать правовую природу и последствия усыновления;

3. Изучить историю развития института усыновления в России;

4. Рассмотреть порядок усыновления;

5. Проанализировать особенности усыновления детей иностранными гражданами;

6. Изучить порядок отмены усыновления и его правовые последствия.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значи­мость работы.

В первой главе дипломной работы будет дана общая характеристика правоотношений по усыновлению. Во второй главе дипломной работы будут рассмотрен прядок усыновления, предусмотренных российским законодательством, особенности международного усыновления, а так же механизм его отмены.

В заключении буду сформулированы основные выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства.

Практическая значимость разработки темы дипломной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в деятельности правотворческих органов, а также граждан желающих усыновить (удочерить) ребенка.

1.1 Понятие усыновления: (сущность, значение, условия, цели)

При отсутствии родителей ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными.

Современные авторы, кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, называют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите [1] .

В Российской Федерации семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 году совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 году - 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году - 154,7 тыс. преступлений) [3] .

В сложившихся условиях, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа [4] .

Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности.

[1] Нуфаев В. Детское право, его предмет и объем//Право и жизнь. 1926. №8/10. С. 60, 62; Пергамент А.И. Основания возникновения и сущность родительских прав//Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968. С. 62; Мальцман Т.Б. Усыновление по советскому семейному законодательству. Саратов, 1969. С. 150; Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. М., 1988. С. 56; Кобец В. Все лучшее - детям! Так ли на самом деле?//Права человека. Механизмы реализации. М., 1999. С. 51-52.

от 21.03.2007 № 172 // СЗ РФ. 02.04.2007. № 14. Ст. 1688.

Глава 1. Понятие, основания и условия возникновения правоотношений по усыновлению……………………………………………………………….

1.2. Волеизъявление усыновителя и согласие его супруга.…………. 13

1.3. Согласие родителей ребенка как условие усыновления…………. 16

1.4. Согласие ребенка на усыновление…. …….……………………… 28

Глава 2. Основания, порядок и правовые последствия усыновления …… 31

2.1. Субъекты правовых отношений по усыновлению……………….. 31

2.2. Оформление усыновления………………………………………… 41

2.3. Правовое обеспечение тайны усыновления………………………. 52

2.4. Правовые последствия усыновления……………………………… 59

Глава 3. Отмена усыновления……………………………………………….. 65

3.1. Основания к отмене усыновления.………………………………. 65

3.2. Лица, имеющие право требовать отмены усыновления.………… 69

3.3. Правовые последствия отмены усыновления..…………………… 74

Актуальность исследования связанна со сложившейся в современной России социально демографической ситуацией.

В России дети являются одной из самых незащищенных социальных групп. Требуется особое внимание государства к семье и устройству детей, оставшихся без родительского попечения. Наиболее предпочтительной формой является устройство в семью и, прежде всего, в результате усыновления. Это идеальная форма воспитания детей. Конечно, не следует отрицать и иные формы, например, опеку и попечительство, приемную семью.

Усыновители полностью заменяют ребенку родителей и, в свою очередь, сами приобретают реальные благоприятные возможности для удовлетворения своих отцовских и материнских чувств. Не случайно в Федеральном Законе 02.01.2000 N 32-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации" говорится: "усыновление и удочерение (далее - усыновление) является преимущественной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей". Это не только наиболее предпочтительная, но и самая распространенная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, обеспечивающая их воспитание в условиях семьи.

Институт усыновления - это форма заботы о подрастающем поколении и не только со стороны лиц, принявших ребенка в семью - усыновителей, но и со стороны государства, которое стремится создать для этого определенные условия.

Устройство в семью со многих точек зрения предпочтительнее, и ребенка, очевидно, следует передавать на воспитание в детское учреждение лишь тогда, когда нет никаких условий для определения на воспитание в семью, либо на воспитание, аналогичное семейному. Такого мнения придерживается, в частности, А. М Нечаева .

Отсюда очевидна актуальность проблемы в наиболее оптимальной форме устройства детей, оставшихся без родительского попечения - проблемы усыновления. Решение ее осуществляется в основном на трех уровнях: 1) экономического характера - создание государством материальных предпосылок и условий усыновления; 2) на правовом уровне - наличие четкого и оптимального правового регулирования отношений в связи с усыновлением, иными словами, наличие законодательной базы; 3) теоретическая разработка проблемы - это уже задача научного характера.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе усыновления, правовое регламентирование усыновления по российскому семейному праву, его состояние, практика применения, состояние защиты прав детей. В предмет исследования входят проблемы усыновления как теоретического, так и практического характера.

Цель исследования: теоретическое решение проблемы защиты прав и интересов граждан, возникающих в связи с отношениями по усыновлению, и, прежде всего - интересов ребенка; установление недостатков, мешающих нормальному формированию и осуществлению указанных отношений.

Задачами исследования являются:

" определение понятия усыновления, отграничение его от родительских правоотношений и иных сходных правовых связей по семейному воспитанию.

" освещение теоретических проблем сущности исследуемого явления; установление правовой природы усыновления как юридического факта.

" определение оснований и условий усыновления и детальное их рассмотрение с точки зрения различных юридических концепций.

" анализ правовых норм о порядке установления усыновления с оценкой их практической целесообразности.

" обоснование необходимости максимально возможного обеспечения тайны усыновления и раскрытие всех теоретических вопросов о ней.

" выявление проблемных положений отмены усыновления на базе научных исследований о юридической ответственности.

" анализ законодательства об усыновлении, специальной литературы, правоприменительной деятельности, определение своих позиций по ряду моментов, имеющих достаточную значимость.

Теоретической базой исследования стали труды А.М. Нечаевой, Я. Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, П.И. Седугина, В.А. Рясенцева, М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова и др.

Структура дипломной работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

I. Нормативно-правовые акты.

1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993г.

2. Всеобщая Декларация "О правах и свободах человека и гражданина" от 10.12.1948г.

3. Международная Декларация прав ребенка от 20.11.1959г.

4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

5. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ.

6. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

8. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

11. Федеральный закон от 15.11. 1997 №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

12. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".

14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 719 (ред. от 19.07.2002) "Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка".

15. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г. №99 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей".

16. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью".

17. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье ".

18. Постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным гражданам" от 3 ноября 1994г., принятом во исполнение Указам Президента РФ от 30 мая 1994г. "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан".

19. Приказ МВД РФ от 26.05.2000 N 569 "Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел".

20. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних (утв. приказом Госкомобразования СССР и Минздрава СССР от 31 января 1991 г. N 55/40)

II. Судебная практика.

1. Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1995 г. // ВВС РФ. 1996. № б. С. 7.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.1988 г. № 2 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961-1993. М., 1994.

3. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98.г.//Бюллетень Верхового Суда РФ.-№7.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. №9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления". //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №9.

III. Научная и учебная литература.

1. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., 1995г.

2. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.

3. Белякова А.М. и др. Охрана прав несовершеннолетних. М., 1983.

4. Белякова А. М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. М., 1974.

5. Беспалов Ю.Ф. Судебная защита семейных прав ребенка Автореферат канд. дисс. М., 1997

6. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). Владимир, 2001.

7. Беспалов Ю.Ф. Особенности судебного разбирательства по делам о защите семейных прав ребенка. Владимир, 2001.

8. Беспалов Ю.Ф. Реализация семейных прав ребенка. М.,2002.

9. Беспалов Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита. Владимир, 2001.

10. Бронбреннер У. Два мира детства (Дети в США и СССР). М., Прогресс. 1976.

11. Веберс Я. Р. Правосубьектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига. 1976г.

12. Веберс Я. Р. Сущность и правовые последствия усыновления. //Правовые вопросы семьи и воспитания детей. М., 1968.

13. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.

14. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.; Изд.Юр. лит. 1972

15. Грудицина Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. М.: Бератор, 2004.

16. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (По материалам международного социологического исследования). М., 1998.

17. Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М., 1971г.

18. Иванова Н.А., Королев Ю.А., Седугин П.И. Новое законодательство о браке и семье. М.: Изд-во Юр. лит., 1970.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. О.Н. Садикова. М.,1997.

20. Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Под. ред. И.М. Кузнецовой. М., 1996.

21. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. М., 1985.

22. Кострова Н.М. Семью защитит закон. Махачкала, 1983.

23. Крашенинников П.В. Семейный кодекс РФ с постатейным материалами. 2-е изд., доп. М.: Спарк, 1998г.

24. Маслов В.Ф., Подопригора З.А., Пушкин А.А. Действующее законодательство о браке и семье. Харьков, 1974.

25. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.

26. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2002г.

27. Нечаева А.М. Споры о детях. М., 1989.

28. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966.

29. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.,1999.

30. Рамзаев П. В.Члены семьи по семейному и жилищному законодательству // Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье в правоприменительной практике: Межвузовский тематический сборник. Саратов, 1978.

31. Рясенцев В.А. Семейное право М.: Юридическая литература. 1971г.

32. Семейное право зарубежных европейских социалистических стран. Сост. Ворожейкин Е.М. Под ред. В.П. Грибанова и А.М.Беляковой. М., 1979.

33. Ткаченко Т.В. Усыновление по Российскому семейному праву. Ростов н/Д., 1999.

34. Травица А.Я. Уголовно-правовая охрана семьи. Автореферат канд. дисс. Свердловск. 1982.

35. Шахмотов В.П. Усыновление, опека и попечительство. Красноярск, 1979.

36. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). М.,1995.

37. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка: Программы и материалы спецкурса. М.: Московская школа прав человека, 1996.

38. Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ. М.,2002.

IV. Периодическая литература.

1. Азизова А.Ю. Условия и порядок усыновления // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 1980. №2.

2. Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001. № 12.

3. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998г. №3.

4. Веберс Я. Р. Понятие родства как основания возникновения прав и обязанностей. //Вестник Московского государственного университета. 1962.

5. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное: Комментарий специалиста //Человек и закон. 1996. №7.

6. Данилов Е.П. Семейные споры // Право и Закон. М.,2001. № 5.

7. Жукова Е.В. Судебный порядок установления усыновления существует во всех цивилизованных странах. //Юридический мир. 1997. №8.

8. Кузьмичева Л.А. Усыновление по действующему семейному законодательству. //Правоведение. 1973. №5.

9. Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.//Начальная школа. 1997.№9.

10. Нечаева А.М. Исполнение по делам, связанным с воспитанием детей // Российская юстиция.1998. №4.

11. Нечаева А.М. Новый семейный кодекс//Государство и право.1996. №6.

12. Нечаева А.М. Правовые проблемы усыновления. //Советское государство и право. 1986. №7.

13. Чертков В.Л. Охрана законом личной жизни гражданина. //Советское государство и право. 1980. № 4.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить проблему усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать общую характеристику форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть понятие усыновления как приоритетную форму устройства ребенка в семью;

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 8
2 Понятие усыновления как приоритетной формы устройства 18
ребенка в семью 18
3 Порядок усыновления и его правовые последствия 35
4 Случаи отмены усыновления 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73

Файлы: 1 файл

дипломная усыновление переделанная.doc

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся усыновления и обеспечения социальной поддержки усыновительским семьям, показал, что не существует актов, регламентирующих обязательность оказания семьям, берущим на воспитания или усыновляющим ребенка, социально- психологической помощи. Так, в Постановлении правительства РФ о приемной семье говорится, что для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью. Таким образом, вопрос об оказании приемным семьям социально-психологической помощи оставляется на усмотрение местных органов власти.

В интересах ребенка исключено упоминание об отсутствии у усыновителей дохода в размере не менее прожиточного минимума, что связано с содержанием п.1 ст. 127 СК РФ. В соответствии с семейным законодательством усыновителями не могут быть лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Редакция закона, принятая в первом чтении, предполагала предоставлять пособия только в случаях, когда размер среднедушевого дохода в семье не превышает величину прожиточного минимума. Таким образом, при принятии закона в такой редакции право на пособие имели бы лишь те лица, чье материальное положение после усыновления значительно ухудшилось, что не отвечало бы целям законопроекта, направленного на стимулирование усыновления детей, находящихся под опекой. Закон вступил в силу с 1 января 2004 года.

1. достижения ребенком совершеннолетия или приобретения несовершеннолетним ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

2. смерти усыновленного ребенка;

3. смерти усыновителей;

4. отмены усыновления;

5. выявления органами опеки и попечительства фактов ненадлежащего исполнения усыновителями своих обязанностей по отношению к ребенку, в частности, ненадлежащего распоряжения суммами предусмотренного настоящим Законом пособия;

6. выезда усыновленного ребенка на постоянное место жительства за пределы Алтайского края.

Прекращение выплаты пособия может быть обжаловано усыновителем в судебном порядке.

Однако, несмотря на то, что закон тщательно прорабатывался, он может быть подвержен критике. Так, пособие предназначено для усыновителей, которые в течение 3 лет и более являлись опекунами усыновляемого ребенка. Целью этого закона является стимулирование усыновлений детей, находящихся под опекой. Однако, известно, что под опекой обычно находятся дети, родители которых лишены родительских прав, а опекунами являются родственники. В этом случае не имеет смысла усыновление, например, бабушкой своего внука. Что касается усыновления ребенка посторонними лицами, то настоящий закон либо не применим к случаям усыновления без трехгодичной предыдущей опеки, либо, при желании усыновителей получать пособие, закон не оставляет шансов на сохранение тайны усыновления, что, как известно, невозможно при опеке, которую необходимо сохранять в течение трех лет.

Размер единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, составляет двадцать тысяч рублей. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, устанавливается главой Администрации Алтайского края.

Предполагается, что данный закон обеспечивает материальную защищенность усыновленного ребенка и является инструментом стимулирования количества усыновлений. Однако, следует отметить, что закон не имеет обратной силы и не распространяется на ранее усыновленных детей, следовательно, он служит скорее механизмом стимулирования усыновлений, нежели средством обеспечения материальной защищенности усыновленных детей.

Таким образом, существует три направления нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье и в социальном окружении усыновительской семьи, возникающих по поводу усыновления, а также различные уровни правового регулирования усыновления, среди них международный, уровень Российской Федерации и субъектов Федерации (региональный уровень).

Первое направление нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье - это регулирование семейных отношений (так как усыновительская семья является одним из типов семьи), реализуемое через семейное право. Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе - Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Второе направление нормативно-правового регулирования усыновления и отношений, возникающих по поводу усыновления - это регулирование собственно процесса усыновления - т.е. юридического факта установления усыновления, а также правил отбора усыновителей, участие в нем государственных структур и юридические последствия усыновления. Итак, в Российской Федерации усыновление строго регламентируется посредством законодательства.

Третье направление правового регулирования отношений, возникающих в процессе и по поводу усыновления, касается соблюдения прав усыновляемого ребенка.

На международном уровне права усыновляемого ребенка закреплены посредством Конвенции о правах ребенка.

В законодательстве Российской Федерации сказано, что усыновление является предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, так как при усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Также, на федеральном уровне регулируется равенство прав детей, оставшихся без попечения родителей, быть усыновленными. Это обеспечивается через Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональные нормативно-правовые акты создаются с целью стимулирования усыновлений и осуществления гарантии материальной защищенности усыновленного ребенка.

Необходимо признать, что имеются недостатки нормативно-правовой базы в отношении усыновленного ребенка и семьи, усыновившей его. Это, в частности, проявляется в необеспечении механизмов контроля за соблюдением прав детей быть внесенными в Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что приводит к нарушению этих прав. Также, материальные пособия усыновленным детям не ориентированы на всех усыновляемых и усыновленных детей и таким образом не могут гарантировать материальную защищенность усыновленного ребенка. Кроме того, ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет законодательных документов, обеспечивающих на государственном уровне оказание социально-психологической помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка.

Гражданка Д. после смерти своей сестры взяла к себе на воспитание ее 5-летнего сына. Отец мальчика и супруг Д. не возражали против этого. Спустя два года отец ребенка создал новую семью и перестал видеться с сыном, мате­риально помогать ему. Д. обратилась в орган опеки и попечительства с прось­бой об установлении усыновления[29]. Орган опеки и попечительства рекомендо­вал обратиться в суд с заявлением об усыновлении, поскольку согласно п. 1 ст. 125 СК РФ усыновление устанавливается судом. Орган опеки и попечи­тельства дает заключение о возможности быть усыновителем, выявляет согла­сие ребенка на усыновление, представляет в суд заключение об обоснован­ности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, участвует в суде при решении вопроса об усыновлении, а также осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Соглас­но ст. 129 СК РФ согласие родителей на усыновление ребенка обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ, в том числе, когда родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. В рассматриваемой ситуации для усыновления ребенка в су­дебном порядке необходимо получить согласие отца ребенка. В том случае, если в суде Д. сумеет доказать, что отец по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживает совместно с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания, го его согласие не требуется.

В соответствии со ст. 133 СК РФ Д. необходимо получить согласие своего супруга на усыновление.

3 Порядок усыновления и его правовые последствия

Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Прежний административный порядок усыновления заменен судебным. Судебный порядок, безуслов­но, является в данном случае предпочтительным. Решение об усыновлении настолько существенно для ребенка, усыновите­лей и родителей, что оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс. Судебный порядок также должен позволить преодолеть многочисленные злоупотребления, кото­рые имели место ранее при производстве усыновления.

Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях. Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. По оценке Минтруда РФ, число детей-сирот в нашей стране около 1 млн. человек, по оценке других ведомств, их около 5 млн. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 10%. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, отсутствие желания у родителей создать нормальные условия для своего ребенка). Таким образом, эти данные подтверждают, что проблема социального сиротства остается крайне острой и масштабы этого явления еще до конца не осознаны, что позволяет говорить об актуальности проблемы.

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. К тому же эта форма наилучшим образом обеспечивает защиту прав ребенка, поскольку он полностью приравнивается в правовом отношении к родным детям и приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.

Цель данного реферата – раскрыть процесс усыновления, его порядок и последствия.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

· Изучение порядка усыновления и его последствий

· Рассмотрение международного усыновления

· Изучение статистических данных об усыновленных детях

Глава 1. Усыновление, порядок и последствия

1.1 Понятие и порядок усыновления

Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью, то есть усыновлению.

О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

1) усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

3) усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

4) усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

5) усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. VI СК РФ) придает правовое значение усыновлению, прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Усыновление ребенка, полностью меняющее его правовое положение, должно происходить в строго установленном порядке. С правовой точки зрения усыновление - это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.

Усыновление производится в судебном порядке. Дела об установлении усыновления рассматриваются в порядке особого (неискового) производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

К делам об установлении усыновления применяются правила, регулирующие исковой порядок разрешения дел, при условии, что они не противоречат специальным нормам, установленным ГПК для рассмотрения данной категории дел.

Дела об установлении усыновления возбуждаются по заявлению лица, желающего усыновить ребенка, а при усыновлении ребенка супругами - по их совместному заявлению. Заявитель при подаче заявления освобождается от уплаты госпошлины.

Подсудность дел об установлении усыновления определена с учетом интересов усыновляемого ребенка. Как российские, так и иностранные граждане подают свое заявление в районный (городской) народный суд по месту жительства или нахождения усыновляемого ребенка.

Заявление об усыновлении должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления, а также содержать специальные сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях; просьбу о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей.

Кодекс обязывает заявителя указать в заявлении также все обстоятельства, имеющие значение при усыновлении, с приложением к заявлению необходимых документов (медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей, документ об их доходах, о наличии у них жилья и т.д.). Их перечень определен в ГПК РФ.

Документы, представляемые в суд, если они выданы за границей, требуют консульской легализации, если только иное не установлено международным договором, участницей которого является Россия. Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо органом нотариата на территории Российской Федерации.

Правовые последствия установления усыновления требуют тщательной подготовки подобных дел. Установление усыновления возможно лишь после того, как будет выявлено, что соблюдены не только все законные условия усыновления, но и что данное усыновление отвечает интересам ребенка. Для установления этих существенных обстоятельств суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд свое заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка с приложением акта обследования условий жизни усыновителей, а также необходимых для установления усыновления документов на ребенка: его согласие на усыновление, если он достиг 10 лет, согласие его родителей, если оно требуется по закону.

Условия жизни будущих усыновителей могут обследоваться органами опеки и попечительства как по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, так и по месту жительства усыновителей (в зависимости от конкретных обстоятельств дела), но только в отношении российских граждан.

Иностранные граждане сами обязаны представить в суд заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, об условиях их жизни и возможности быть усыновителями.

Доказательством возможности усыновить детей для иностранных граждан, а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за границей, является документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью) российским гражданам, постоянно проживающим в России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства. Указанный документ представляется в суд органом опеки и попечительства одновременно с его заключением по месту жительства (нахождения) ребенка.

Дела об установлении усыновления рассматриваются судьей единолично не позднее одного месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

ГПК РФ предусматривает обязательное одновременное участие в процессе самого заявителя (лица, желающего усыновить ребенка), представителя органа опеки и попечительства и прокурора, что является гарантией правильного разрешения дел данной категории, затрагивающих существенные права и интересы детей. Невыполнение этого требования может повлечь отмену решения суда.

Личное участие в судебном процессе самого заявителя не исключает участия в нем его представителя (адвоката или иного лица). Лицам, не владеющим русским языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

К участию в деле могут быть привлечены другие заинтересованные лица: родители ребенка, его родственники и даже сам ребенок, но только достигший возраста 10 лет. Вопрос о необходимости их вызова в судебное заседание должен быть решен судьей в порядке подготовки дела с учетом конкретных обстоятельств и представленных документов. До принятия решения о вызове ребенка судья может обратиться с соответствующим запросом в орган опеки и попечительства, мнение которого весьма важно, поскольку присутствие ребенка в суде может неблагоприятно повлиять на него.

Заявитель, органы опеки и попечительства, прокурор и другие привлеченные судом заинтересованные лица являются лицами, участвующими в деле (ст. 29 ГПК), и обладают соответствующими процессуальными правами и обязанностями (ст.30 ГПК).

Усыновление устанавливается со дня вынесения решения суда об установлении усыновления.

Все права и обязанности, вытекающие из усыновления, возникают только на основании соответствующего решения об усыновлении. Так называемое фактическое усыновление не порождает правовых последствий, факт наличия таких отношений не может быть установлен в судебном порядке. Судом может быть установлен только факт регистрации усыновления, если документ об этом не может быть получен или восстановлен иным путем.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 26845
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Для оформления заказа на выполнение одного из видов работ по выбранной теме:

Правовые последствия усыновления



После получения письма от нашей компании, необходимо закрепить заказ, а именно внести авансовый платеж 30%, 50% или 100% (в зависимости от вида работы, объема и сроков выполнения) по полученным реквизитам и сообщить на наш E-mail об оплате. В письме необходимо указать: номер заявки, по которому осуществлен платеж, сумму к зачислению без комиссии, дату и время платежа, способ оплаты и ФИО плательщика. При оплате через банковские организации необходимо отсканировать или сфотографировать квитанцию со штампом банка и приложить к письму. После получения квитанции исполнители работ приступят к выполнению, не дожидаясь зачисления платежа.


Затем заказ поступает в работу: формируется план, основные главы и параграфы, подбирается необходимая литература и практический материал для выполнения проекта.


При наступлении сроков выполнения заказов, Вы можете уточнить у менеджеров о готовности работы по контактным телефонам или по E-mail. Для региональных заказчиков при завершении работы на E-mail высылается краткая ознакомительная версия работы. Далее после окончательного расчета и отправки уведомления об оплате отправляется полная версия. Окончательный расчет следует производить по реквизитам, приложенным к письму с ознакомительной версией работы. Вы также можете получить готовый заказ в московском офисе в электронном виде и на бумажном носителе. При необходимости сотрудники компании могут произвести корректировку работы после проверки ее научным руководителем. Доработки, не противоречащие первоначальным требованиям, производятся бесплатно. Заявки на доработку принимаются в письменном виде, по электронной почте.

Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете здесь. Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист.

Вы искали: Правовые последствия усыновления

Установление усыновления (удочерения) ребенка
В соответствии со ст. 125 СК усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления производится в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК. Введение судебного порядка усыновления, в отличие от ранее действовавшего - административного, имеет целью усиление гарантий защиты прав ребенка, а также других лиц, участвовавших в рассмотрении данного дела. Ряд разъяснений по поводу разрешения дел об усыновлении дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. N 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления".
Заявление об установлении усыновления или удочерения (далее - усыновления) ребенка гражданином РФ, желающим усыновить ребенка, подается в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие ус. 4.152833461761475

Наследование усыновленными и их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их кровными родственниками - с другой
Усыновление - одна из форм устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Оно не ограничено сроком и сохраняет силу по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия. Порядок, правовые последствия усыновления и его отмены установлены семейным законодательством (гл. 19 СК РФ). Правовые последствия усыновления наступают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК РФ), независимо от записи усыновителей в записи акта о рождении ребенка в качестве его родителей и даты государственной регистрации усыновления ребенка в органах загса. Судебный порядок установления усыновления применяется в Российской Федерации с 27 сентября 1996 г.
Наследованию по закону в случае усыновления ребенка в ГК РФ посвящена специальная статья - ст. 1147, которая распространяется на наследственные правоотношения как усыновленных и усыновителей, так и кровных родственников этих лиц.
Усыновленные дети и их потомство по отношению к . 4.046213626861572

Сроки, устанавливаемые одновременно для суда и участников процесса
Данная группа сроков обладает следующими особенностями:
- во-первых, эти сроки устанавливаются только судом.
При их установлении суд должен учитывать:
- требования п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок;
- установленные законом сроки рассмотрения дел для конкретных стадий гражданского процесса;
- установленные законом сроки рассмотрения конкретных категорий дел;
- во-вторых, различны последствия пропуска сроков данной группы.
Для суда пропуск данного срока влечет исключительно лишь обязанность назначить новый срок (например, если разбирательство дела не состоялось вследствие болезни судьи, то суд должен назначить дату нового судебного разбирательства).
Для лиц, участвующих в деле, и их представителей закон устанавливает различные правовые последствия в зависимо. 3.611967086791992

Правовые последствия возбуждения гражданского дела
Предъявлением иска и возбуждением дела в суде вызывается целый ряд правовых последствий. В данном случае имеет место связанность фактических составов, когда совершение одной группы процессуальных действий и завершение фактического состава на стадии возбуждения дела влечет за собой следующую группу юридических фактов.
Традиционно выделяются две группы последствий возбуждения гражданского дела: процессуально-правовые и материально-правовые. Указанные последствия наступают как для истца, так и для ответчика, а также для других лиц, участвующих в деле.
Процессуально-правовые последствия заключаются в основном в следующем.
Во-первых, с момента принятия искового заявления, жалобы или заявления процесс считается возбужденным, с этого момента кредитор из обязательственного правоотношения становится истцом, а должник - ответчиком.
Во-вторых, согласно ст. 137 ГПК ответчик приобретает право на предъявление встречного иска.
В-третьих, истец лишается права на обращение с тождественны. 3.42498517036438

Читайте также: