Правовой статус прокурорского работника как государственного служащего рб

Обновлено: 14.05.2024

2. Принципы деятельности прокуратуры.

3. Система и структура органов прокуратуры.

4. Прокурорский надзор.

5. Порядок назначения прокуроров на должность и освобождение от нее. Классные члены и дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

1.

Согласно ст.1 Закона Прокуратура – это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также выполняющие иные функции, установленные законодательными актами.

Задачи и направления деятельности (ст.4 Закона):

1. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

2. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).

2.

Принципы деятельности (ст.5 Закона):

2. Равенства всех граждан перед законом,

3. Независимости прокурора,

4. Подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим,

6. Обязательного исполнения требований прокурора.

3.

Генеральная прокуратура Генеральный прокурор

прокуратуры областей и г.Минска

и специальные прокуратуры

районные (городские) прокуратуры

Создание, реорганизация, ликвидация – Президент РБ по представлению ГП РБ.

4.

Отрасль прокурорского надзора – это специально направленная деятельность прокуратуры, которое обусловлено спецификой правового статуса поднадзорных органов организации, должностных лиц, и характеризующийся специфическими задачами и полномочиями прокурора, методами и формами деятельности:

1. Надзор за исполнением законодательства,

2. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно- розыскной деятельности,

3. Надзор за исполнением закона в ходе судебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания,

4. Надзор за соответствие закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении,




5. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Виды актов прокурорского надзора:

4. Официальное предупреждение.

5.

Порядок назначения и освобождения:

Генерального прокурора , прокуроров(ст.18,23):

2. Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.

3. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.

4. В отсутствие Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, а в случае отсутствия первого заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей.

5. Президент Республики Беларусь может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора Республики Беларусь на первого заместителя или одного из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей:

заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и их заместителей, советников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, помощников Генерального прокурора Республики Беларусь по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также других работников Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;

прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

заместителей прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора;

руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;

прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Помимо предусмотренных законодательством о государственной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены:

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания с учетом следующих исключений:

понижение в классном чине на срок до шести месяцев прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом Республики Беларусь, осуществляется Президентом Республики Беларусь по ходатайству Генерального прокурора Республики Беларусь;

понижение в должности на срок до шести месяцев или освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров осуществляются Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь определяет полномочия руководителей органов прокуратуры по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры имеют право налагать на подчиненных им прокурорских работников дисциплинарные взыскания.

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры не вправе налагать дисциплинарные взыскания на своих заместителей, а также освобождать от должностей прокурорских работников, назначенных на должности Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры имеют право применять дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора к подчиненным им прокурорским работникам, за исключением своих заместителей.

Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности производится по распоряжению Генерального прокурора Республики Беларусь или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента Республики Беларусь. За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата (денежное довольствие), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь (ст.55 КоСиСС).

Классные члены прокурорских работников присваиваются:

Младший юрист – младший лейтенант,

Юрист 3-го класса – лейтенант,

Юрист 2-го класса – старший лейтенант,

Юрист 1-го класса –капитан,

Младший советник юстиции – майор,

Советник юстиции – подполковник,

Старший советник юстиции – полковник,

Государственный советник юстиции 3-го класса – генерал-майор,

Государственный советник юстиции 2-го класса – генерал – лейтенант,

Государственный советник юстиции 1-го класса – генерал-полковник.

Присваиваются:

Президентом РБ – а) классный чин государственного советника юстиции 1-го класса – Генеральному прокурору, б) по представлению Генерального прокурора – классные чины государственных советников юстиции 1,2,3-го классов.

Генеральным прокурором по представлению, вносимому прокурорами областей, г.Минска и приравненных к ним прокурорами.

Заместители Генерального прокурора – иные классные члены.

Присвоение классного чина осуществляется в порядке очередности и по истечении установленного срока пребывания в пребывании в предыдущем чине и при наличии положительной аттестации. Прокуроры в присвоенных классных чинах состоят пожизненно.

Прокурорская служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности в органах прокуратуры, направленная преимущественно на непосредственное осуществление от имени государства надзора за точным и единооб­разным исполнением нормативных правовых актов на террито­рии Республики Беларусь.

Надзор является основным видом деятельности лиц, занима­ющих государственные должности в органах прокуратуры. Это главная обязанность названных лиц по должности. Для этих це­лей в первую очередь и создаются государственные должности в органах прокуратуры. Надзор и иные виды профессиональной деятельности в орга­нах прокуратуры осуществляют прокторские работники — это прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры.

Охарактеризуйте особенности поступления и прохождения таможенной службы. Раскройте особенности правового статуса должностных лиц таможенных органов.

Таможенная служба (служба в таможенных органах) - это профессиональная деятельность лиц, занимающих государствен­ные должности в таможенных органах, направленная на осущес­твление таможенного дела или функций и полномочий таможен­ных органов.

Охарактеризуйте особенности поступления и прохождения службы в органах внутренних дел.

Пункт 2 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь гласит, что

служба в органах внутренних дел является видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающейся в выполнении сотрудниками органов внутренних дел задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, организации исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий, а также иных задач, определенных законодательными актами.

Институт государственной службы в органах внутренних дел относится к числу комплексных правовых институтов и регулируется различными отраслями права, например, административного права, трудового права, финансового права, уголовного права, уголовно-процессуального права и т.д.

Служба в ОВД имеет свои особенности, которые обусловлены характером задач и функций, осуществляемых ОВД:

1. Особый порядок правового регулирования службы.

2. Каждый сотрудник органов внутренних дел принимает в индивидуальном порядке Присягу на верность народу Республики Беларусь.

3. Гражданам, назначенным на должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, присваиваются специальные звания.

4. Сотрудники органов внутренних дел имеют форму одежды и знаки различия по специальным званиям, утверждаемые Президентом Республики Беларусь. Им выдаются служебные удостоверения, личные нагрудные знаки и жетоны с личными номерами, образцы которых устанавливаются Министром.

6. Для выполнения служебных обязанностей сотрудники ОВД наделены специальными государственно-властными полномочиями. Они обладают правом применять меры административного и иного государственного принуждения.

7. Сотрудникам ОВД запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, не входящим в систему МВД, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности.

8. Для сотрудников ОВД законодательством установлены дополнительные гарантии правовой и социальной защиты.

В соответствии с главой 3 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь на службу по контракту в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе совершеннолетние граждан (кроме случаев поступления на учебу в учреждения образования системы МВД если гражданину в год поступления исполняется либо исполнилось 17 лет), способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню основного образования выполнять задачи, возложенные на органы внутренних дел.

В учреждения образования Министерства внутренних дел для получения среднего специального, высшего образования I ступени в дневной форме получения образования могут приниматься граждане, если им в году поступления исполняется либо уже исполнилось 17 лет, но не старше 25 лет.

Сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь являются только граждане Республики Беларусь. Иностранцы и лица без гражданства на службу не допускаются.

Сотрудники органов внутренних дел приносят присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь. Порядок принесения присяги определяется Министром внутренних дел Республики Беларусь.

Сотрудникам органов внутренних дел в установленном порядке выдаются форменная одежда, знаки различия по специальным званиям и личный нагрудный знак, учреждаемые Президентом Республики Беларусь, а также служебное удостоверение и жетон с личным номером, образцы которых устанавливаются Министром внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел вне зависимости от принадлежности к конкретной службе имеют единую форму одежды. Сотрудники милиции общественной безопасности при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка обязаны носить ее, что позволяет гражданам в случае необходимости сразу же обратиться к ним за помощью или с заявлением о совершенном правонарушении. Само по себе наличие форменной одежды оказывает профилактическое воздействие на потенциальных правонарушителей, дисциплинирует самих сотрудников милиции и служит одним из средств обеспечения их безопасности.

Сотрудники органов внутренних дел имеют служебные удостоверения установленного образца, которые они обязаны предъявлять по первому требованию граждан и должностных лиц. На форменной одежде они носят жетон с личным номером, по которому и без ознакомления с удостоверением легко может быть установлена личность, должность и звание сотрудника в кадровой службе милиции. Таким образом, устанавливается контроль за законностью деятельности сотрудников милиции со стороны общественности и обеспечивается возможность жалобы на ее законность.

Порядок прохождения службы в ОВД подробно регламентирован главой 2 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь:

Срок службы в органах внутренних дел исчисляется со дня начала службы.

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, связанной с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В исключительных случаях на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ Безработными признаются граждане, которые:• являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет);• не имеют работы и заработка, при этом не

14. ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

14. ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ Полномочия органов военной прокуратуры осуществляются в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.Систему органов военной

15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ

15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена объективной необходимостью обеспечения законности и правопорядка в специфических сферах деятельности, имеющих значение для общества и государства, в которых

20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и

35. Правовой статус патентных поверенных

35. Правовой статус патентных поверенных Патентный поверенный – гражданин РФ, которому в соответствии с законом предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед уполномоченным органом по регистрации и выдаче патента и организациями,

51. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА

51. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА Правоспособность – основанная на законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного

Основополагающим элементом построения не только системы государственной службы, но и всей государственной власти является государственная должность. Именно через понятие государственной должности определяется понятие государственной службы [1, c. 23].

Многие правоведы придерживаются данного легального толкования государственной должности, акцентируя внимание на характеристиках этой должности.

В рассматриваемом контексте представляет интерес зарубежный опыт трактовки государственных должностей в органах прокуратуры.

Общим для практически всех анализируемых законов о прокуратуре государств-участников СНГ является отсутствие в качестве самостоятельной категории стажеров прокуратуры. Напомним, что в Республике Беларусь стажер прокуратуры относится к прокурорским работникам, поскольку им является лицо, сдавшее квалификационный экзамен и занимающее должность, на которой предусмотрено получение соответствующего классного чина. При этом Закон о прокуратуре и Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь , утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, практически не выделяют особенностей прохождения службы стажерами, за исключением заключения с ними срочного трудового договора на время прохождения стажировки. Более того, ряд вопросов, касающихся прохождения службы (контракт, аттестация, классный чин, форменная одежда и т.д.), в указанных нормативных правовых актах распространяется в целом на прокурорских работников. Иными словами, исходя из буквального толкования цитируемых нормативных правовых актов можно сделать вывод, что данные нормы распространяются и на стажеров прокуратуры, что является неверным, поскольку стажеры не подлежат аттестации, а классный чин им присваивается после успешного завершения стажировки. Кроме того, перед прокурорами и стажерами прокуратуры стоят разные задачи. Основная задача деятельности прокурора – это осуществление прокурорского надзора, в то время как задачей стажера прокуратуры является изучение специфики работы прокуроров, приобретение необходимых практических навыков для исполнения обязанностей прокурора по соответствующей должности.

Вышеизложенное показывает, что одной из отличительных черт службы в органах прокуратуры является наличие в ней двух категорий государственных должностей. К первой следует относить должности прокуроров, основной задачей которых является реализация основных направлений деятельности прокуратуры – осуществление прокурорского надзора, поддержание государственного обвинения, координация правоохранительной деятельности государственной органов и т.д. Вторую группу составляют иные государственные служащие, которые не являются прокурорами.

«Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, а также выполняющее иные функции прокуратуры, которому в установленном законе порядке присвоен классный чин.

Прокурорами являются: Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе.

Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры, осуществляющее обеспечение деятельности и техническое обслуживание органа прокуратуры.

Служащий прокуратуры – государственный служащий органов прокуратуры, не являющийся прокурором.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Чуприс, О. И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс . – Минск : Право и экономика, 2009. – 310 с.

2. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах – Минск : Амалфея, 2008. – 704 с.

3. Манохин, В. М. Советская государственная служба / В. М. Манохин . – М. : Юридическая литература, 1966. – 194 с.

4. Гасанов, А. П. Понятие и сущность службы в органах прокуратуры Республики Беларусь / А. П. Гасанов // Юстиция Беларуси . – 2019. – № 2. – 59–62.

7. Чуприс, О. И. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь : автореф. дис. докт. юрид. наук : 12.00.14 / О. И. Чуприс ; Бел. гос. ун-т. – Минск , 2010. – 46 с.

Гасанов А.П. ,
преподаватель кафедры конституционного и административного права
Института управленческих кадров Академии управления
при Президенте Республики Беларусь

Читайте также: