Правовой статус комиссий по регулированию социально трудовых отношений их виды состав и компетенция

Обновлено: 17.05.2024

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон.

Определение комиссии по регулированию. Состав комиссии

Чтобы обеспечить урегулирование отношений в социально-трудовой сфере, с целью проведения колпереговоров, разработки проектов колдоговоров или соглашений и их дальнейшего заключения, а также для выполнения контролирующей функции за их реализацией, по обоюдному решению сторон организовываются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (СТО). Главной формой работы таких комиссий являются заседания.

Решения, которые принимаются в ходе их проведения, должны быть оформлены в виде протокола.

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон. Важно отличать представителей обеих сторон, входящих в состав, которые обладают правом принимать окончательное решение и от имени определенной стороны ставить подпись под утвержденным коллективным договором, и особ, которые включены в состав комиссии для участия в ее работе.

Полномочия последних определяют исполнительные властные структуры или структуры местного самоуправления, если это предусматривается на законодательном уровне, а также по соглашению сторон.

Виды комиссий

Комиссии по регулированию СТО подразделяются на несколько видов в зависимости от периода, на который они создаются. Выделяют комиссии:

  • действующие на постоянном основании;
  • те, которые создаются на срок, пока проводятся колпереговоры.

К первому виду относятся:

  • российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений;
  • трехсторонние структуры регионального уровня, которые создаются согласно законодательным актам субъектов России;
  • территориальные трехсторонние структуры, основой для создания которых являются региональные законы о соцпартнерстве.

Ко второму виду относятся комиссии, действующие на локальном уровне и отраслевые комиссии, которые чаще всего бывают двухсторонними. Однако деятельность отраслевых комиссий может приобретать постоянный характер, если они не только принимают участие в заключение соглашения, но и осуществляют контроль над его реализацией.

Протокол комиссии

Проводятся заседания комиссии не реже одного раза каждые 3 месяца согласно утвержденному плану работы, который формируется ее секретариатом на основании предложений, полученных от входящих в состав структуры членов. В перерывах между заседаниями используется такая форма работы, как консультации.

Допускается создание при комиссии рабочих групп, проведение заседаний которых также регламентируется планом работы, и результаты которых оформляются соответствующими протоколами. Данные протоколы подписывают руководители рабочих групп. В состав рабочих групп могут включаться эксперты и консультанты, которые не являются членами комиссии.

Любая сторона имеет полномочия для внесения предложения о проведении внеочередного заседания, результаты которого фиксируются в протоколе, и протокольные решения которого являются обязательными для выполнения.

Ответственным за ведение протоколов является секретарь комиссии. Кроме секретаря протоколы также подписываются координатором, который председательствует на заседаниях. Материалы, которые необходимы секретарю для оформления протокола направляются ему выступающими или членами соответствующей комиссии. Члены также наделены правом вносить коррективы и дополнения в протоколы и протокольные решения, подготовленные секретариатом.

Положения о функционировании комиссии по регулированию социально трудовых отношений являются документацией, определяющей правовое поле для основания комиссии, а также ее функционирования в области урегулирования СТО. Положение содержит следующие разделы:

  • способ и порядок формирования комиссии;
  • права и обязанности структуры и ее членов;
  • ее цели и задачи;
  • порядок, согласно которому принимаются решения по различным вопросам и др.

Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений была создана как многофункциональный орган, который должен:

  • вести переговоры и готовить драфт генерального соглашения между объединениями общероссийского значения профсоюзов и работодателей и российским Правительством;
  • проводить консультации, темой которых является разработка проектов законодательных актов федерального значения и прочих нормативных документов в области социально-трудовых отношений, программ федерального значения в сфере труда, занятости, перемещения рабочей силы, соцобеспечения;
  • согласовывать и координировать позиции каждой из сторон по ключевым направлениям соцполитики.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1.1. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее – Комиссия) образована в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на предприятии, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, его заключения и изменения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами __ области (края, республики, города федерального подчинения).

1.3. При формировании и осуществлении деятельности Комиссии стороны руководствуются следующими основным принципами:

1.3.1. равноправие сторон;

1.3.2. уважение и учет интересов сторон;

1.3.3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

1.3.4. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

1.3.5. полномочность представителей сторон;

1.3.6. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

1.3.7. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

1.3.8. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

1.3.9. обязательность выполнения трудовых договоров, соглашений и правил внутреннего распорядка;

1.3.10. контроль за выполнением принятых трудовых договоров, соглашений и правил внутреннего распорядка;

1.3.11. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине трудовых договоров, соглашений и правил внутреннего распорядка

2. Основные цели и задачи Комиссии.

2.1. Основной целью Комиссии являются: достижение согласования интересов сторон трудовых отношений.

2.2. Основными задачами Комиссии являются:

2.2.1. согласование интересов сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2.2.2. ведение коллективных переговоров, подготовка проекта трудового договора, его заключение, изменение и организация контроля за выполнением трудового договора.

2.3. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений Комиссия:

2.3.1. ведет коллективные переговоры;

2.3.2. готовит проект договора;

2.3.3. заключает, изменяет, дополняет трудовой договор, продлевает срок его действия;

2.3.4. организует контроль за исполнением трудового договора;

2.3.5. утверждает регламент Комиссии;

2.3.6. создает рабочие группы с привлечением специалистов;

2.3.8. запрашивает и получает от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.

3. Состав и формирование Комиссии.

3.2. Количество членов Комиссии от каждой стороны – не более __ человек.

3.3 Образовательная организация и работодатель самостоятельно определяют персональный состав своих представителей в Комиссии и порядок их ротации.

3.4. Образуя комиссию, стороны наделяют своих представителей полномочиями на:

3.4.1. ведение коллективных переговоров;

3.4.2. подготовку проекта трудового договора;

3.4.3. заключение и изменение трудового договора и Правил внутреннего распорядка;

3.4.4. организацию контроля за выполнением трудового договора и Правил внутреннего распорядка.

4. Члены Комиссии.

4.1. Члены Комиссии:

4.1.1. участвуют в заседаниях Комиссии и рабочих групп в соответствии с регламентом Комиссии, в подготовке проектов решений Комиссии;

4.1.2. вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, для рассмотрения на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп.

4.2. Полномочия членов, координаторов Комиссии и их заместителей удостоверяется соответствующими решениями сторон социального партнерства, образовавшими Комиссию.

5. Порядок работы Комиссии.

5.1. Заседание Комиссии правомочны, если на нем присутствуют координаторы от каждой стороны, образовавших Комиссию, или их заместители.

5.2. Первое заседание Комиссии, образованной на равноправной основе по решению сторон из наделенных необходимыми полномочиями представителей, проводится не позже истечения семи календарных дней с момента получения представителями одной из сторон социального партнерства уведомления от другой стороны в письменной форме с предложением начать коллективные переговоры или в иной срок, предложенный в уведомлении представителями стороны, инициирующей переговоры.

5.3. На первом заседании Комиссии председательствует представитель стороны, инициировавшей переговоры.

5.4. Заседания Комиссии оформляются протоколом, который ведет один из членов Комиссии по поручению председателя. Протокол не позже начала следующего заседании Комиссии подписывается сторонами, размножается в двух экземплярах и передается сторонам.

5.5. Решение Комиссии считается принятым, если за его принятие высказались обе стороны, образовавших Комиссию.

5.6. Ведут подготовку очередных заседаний Комиссии и председательствуют на них представители сторон социального партнерства, образовавших Комиссию, по очереди.

5.7. Решение о назначении председательствующего на следующее заседание Комиссией принимается Комиссией каждый раз перед окончанием очередного заседания.

5.8. Представитель стороны, назначенный председательствующим на следующее заседание Комиссии:

5.8.1. обеспечивает взаимодействие сторон с целью достижения согласия между ними при выработке проектов решений Комиссии, выносимых на рассмотрение следующего заседания Комиссии;

5.8.2. утверждает по предложениям сторон перечень и состав рабочих групп (и их руководителей), создаваемых для подготовки мероприятий и проектов решений Комиссии;

5.8.3. председательствует на заседании Комиссии и организует ее работу;

5.8.4. проводит в период между заседаниями Комиссии консультации по вопросам, требующим принятия оперативного решения.

5.9. Представители сторон, подписавших трудового договора и Правил внутреннего распорядка, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по его изменению и дополнению к нему или заключению нового коллективного договора.

5.10. Изменения и дополнения в трудового договора и Правил внутреннего распорядка могут быть внесены в порядке, предусмотренном сторонами для его заключения.

6. Обеспечение деятельности Комиссии

6.1. Организационное и материально - техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется работодателем.

arrow

страница: Главная Отраслевая комиссия

ОТРАСЛЕВАЯ КОМИССИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в оценочной деятельности в Российской Федерации образована на федеральном уровне Социального партнерства в соответствии ст. 35, 35.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях.

Членами Отраслевой комиссии являются представители Всероссийского Профсоюза, Общероссийских Объединения работодателей, Правительства Российской Федерации.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в сфере оценочной деятельности в Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в сфере оценочной деятельности в Российской Федерации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты (ст.35.1 ТК РФ).

Решения Отраслевой комиссии или мнения сторон Комиссии (заключения Всероссийского Профсоюза (объединений профсоюзов) и Объединения работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты (ст.35.1 ТК РФ).

Протокол Отраслевой комиссии от 24.10.2012

Протокол Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в оценочной деятельности в Российской Федерацииот от 24.10.2012

Уведомление о публичных консультациях

Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в оценочной деятельности в Российской Федерации извещает о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проектов Постановлений Отраслевой комиссии.

Итоги расширенного заседания отраслевой комиссии

4 апреля 2012 г. состоялось расширенное заседание отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в оценочной деятельности в РФ. В работе комиссии принимало участие 38 человек.

Заседание отраслевой комиссии

В Минздравсоцразвития России под председательством Заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Л. Сафонова состоялось заседание ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть шестая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Комментарий к ст. 35 ТК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает создание специальных комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению соответствующих коллективно-договорных актов.

2. Такие комиссии образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны.

Надо различать представителей работников и работодателей, поименованных в законе и обладающих правом принимать окончательные решения и подписывать от имени соответствующей стороны заключенный коллективный договор, соглашение, и лиц, направленных для участия в той или иной комиссии. Последние наделяются полномочиями по усмотрению законных представителей.

3. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон (см. п. п. 5 - 15 настоящего комментария).

4. Основным назначением комиссий является проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений. Однако они осуществляют и контроль за выполнением заключенных коллективно-договорных актов. Это дает основание полагать, что комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе в зависимости от усмотрения сторон.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) и региональные трехсторонние комиссии являются постоянно действующими; отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров и комиссии, создаваемые на локальном уровне, обычно образуются на период ведения коллективных переговоров.

5. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. Участие в работе Комиссии иных представителей работодателей не предусмотрено.

В качестве принципов формирования РТК названы:

- добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;

- самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

7. Российская трехсторонняя комиссия создана как многофункциональный орган. К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.

Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством РФ законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

8. Кодекс предусматривает участие РТК в принятии некоторых решений Правительства РФ. В частности, с учетом мнения РТК утверждаются:

- перечни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. ст. 59, 94, 96, 113, 153, 157, 268 ТК);

- порядок установления сокращенного рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 92 ТК);

- минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и условия его предоставления (ст. 117 ТК);

- особенности порядка исчисления среднего заработка для отдельных категорий работников или в особых обстоятельствах (ст. 139 ТК);

- минимальные размеры и условия повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);

- минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

- порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211 ТК);

- размеры и условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК);

- нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК);

- порядок осуществления компенсационной выплаты взамен молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК);

- порядок прохождения обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (ст. 225 ТК);

- порядок утверждения перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);

- порядок утверждения перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, и предельных норм тяжестей, допустимых к переноске работниками в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК);

- особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) (ст. 282 ТК);

- перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК).

9. Порядок работы Комиссии определяется Регламентом.

10. В соответствии с законами субъектов РФ на региональном уровне создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность фактически смоделирована с деятельности РТК. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, Республиках Алтай, Карелия, Мордовия, г. Москве и других субъектах РФ.

11. Специфическими признаками региональных комиссий являются:

- трехсторонний характер их создания и деятельности, принятие всех решений по согласованию между тремя сторонами комиссии;

- функционирование на постоянной основе;

- осуществление социального партнерства в различных формах.

12. Характерным примером правового регулирования деятельности региональной комиссии можно считать Закон г. Москвы от 11.11.2009 N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве", который предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со ст. 10 Закона Комиссия формируется правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы на принципах согласия из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных соответственно правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.

К полномочиям Комиссии, в частности относятся:

1) выработка мер социально ориентированных экономических преобразований в городе Москве и их реализация, регулирование социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве;

2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений;

3) принятие решений о создании на городском уровне системы социального партнерства двусторонних, трехсторонних органов для регулирования отдельных проблем социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, определение порядка их формирования и взаимодействия;

4) проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, административных округов города Москвы и общегородских интересов;

5) участие в разработке городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений;

6) принятие решений о дате подписания Московского трехстороннего соглашения и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти города Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы, действующими на территории города Москвы;

7) осуществление контроля за выполнением соглашений в сфере социального партнерства;

8) принятие решений в рамках системы социального партнерства о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

9) содействие своевременному предотвращению коллективных трудовых споров, конфликтных ситуаций;

10) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства;

11) внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

12) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

13) принятие решений о создании специализированных организаций по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг.

13. Территориальные трехсторонние комиссии создаются в соответствии с региональными законами о социальном партнерстве. Как правило, они являются постоянно действующими органами. Территориальные комиссии обычно создаются на районном (городском) уровне из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей. Они наделяются полномочиями:

- на ведение коллективных переговоров, подготовку и заключение территориального соглашения;

- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения территориального соглашения;

- согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на уровне района (города);

- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне района (города);

- решение иных вопросов социально-трудовых отношений, определяемых сторонами (ст. 7 Закона Республики Карелия от 13.02.2001 N 474-ЗРК "О социальном партнерстве в Республике Карелия").

14. На отраслевом уровне в настоящее время, как правило, образуются двухсторонние комиссии. Они участвуют не только в заключении отраслевого соглашения, но и в осуществлении контроля за его выполнением. Таким образом, их деятельность приобретает постоянный характер, что согласуется с ч. 5 комментируемой статьи.

Интересно отметить, что работодателей в зависимости от их численности и организационно-правовой формы могут представлять как объединения работодателей, так и соответствующие органы исполнительной власти. Например, в состав отраслевой комиссии по подготовке, заключению и контролю за выполнением Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012 - 2014 годы, внесению в него изменений и дополнений, урегулированию возникающих между сторонами Соглашения разногласий от стороны работодателей вошли представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Российской академии сельскохозяйственных наук, Общероссийского агропромышленного объединения работодателей, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (см. приложение N 1 к Отраслевому соглашению по агропромышленному комплексу).

15. Отраслевые комиссии могут создаваться как на двух-, так и на трехсторонней основе, т.е. с участием соответствующих органов исполнительной власти. Однако соглашение заключается представителями работников и работодателей (ст. 45 ТК), органы исполнительной власти не принимают на себя дополнительных обязательств.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном и региональном уровнях.

Создание и деятельность отраслевых региональных комиссий по ведению коллективных переговоров во многих случаях определяются региональным законодательством. Так, Закон Чувашской Республики от 16.04.1999 N 5 "О социальном партнерстве" (ст. 8) предусматривает создание отраслевых комиссий, которые имеют целью взаимодействие и сотрудничество сторон социального партнерства на отраслевом уровне в целях решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с общими условиями оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли. Они формируются отраслевыми объединениями профсоюзов, объединениями работодателей (отдельными работодателями) и соответствующими органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципального образования.

16. На территориальном уровне (муниципальное образование) образуются территориальные трехсторонние комиссии. Их деятельность, как правило, регламентируется региональными законами о социальном партнерстве.

17. На локальном уровне коллективные переговоры ведет специальная комиссия, на которую возложена задача подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Комиссия создается на равноправной основе из представителей работодателя и работников.

Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры и полномочия должностных лиц, которых он направляет в комиссию по ведению коллективных переговоров. Индивидуальный предприниматель лично участвует в работе комиссии.

Лица, представляющие интересы работников, избираются профсоюзным органом, иным представителем работников или единым представительным органом (см. коммент. к ст. ст. 29 - 31, 37).

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Читайте также: